История евреев в Судане
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История Судана | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
До 1956 года | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
С 1955 года | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
По регионам | ||||||||||||||||||
По теме | ||||||||||||||||||
Хронология | ||||||||||||||||||
История евреев антисемитские Судана восходит к небольшой , но энергичной общине евреев, которая жила там примерно с 1885 по 1970 год. Большая часть общины уехала в Израиль или Европу после того, как нападения начали распространяться против обоих евреев в Израиле. и те, кто все еще живет в Судане. [1] [2]
регионе Раннее присутствие в еврейское
Из-за присутствия других евреев вблизи Судана, например, на Элефантине , в Абиссинии и Йемене , существует вероятность того, что евреи жили в этом регионе раньше, чем в 15 веке. Однако Давид Рубини (1490–1540) считается первым еврейским путешественником в этот регион. [1]
Начало сообщества [ править ]
присутствовало небольшое еврейское присутствие, состоящее из восьми еврейских семей-сефардов . В 1885 году в Омдурмане в Судане, находившемся под властью Турции и Египта, [3] Происхождение этих семей и то, как они поселились в Судане, практически неизвестны. Они могли свободно исповедовать иудаизм до тех пор, пока лидер повстанцев Мухамед Ахмед ибн Абдулла Эль-Махди не захватил контроль над Суданом у его османско-египетских правителей в 1885 году и не основал махдистский Судан . Во время правления махдистов еврейская община была насильственно обращена в ислам. [1] [4] В сентябре 1898 года генерал Китченер и 20 000 англо-египетских солдат, включая молодого Уинстона Черчилля, вошли в Омдурман и восстановили контроль над Суданом. [1] Страна стала англо-египетским кондоминиумом и с этим новым политическим статусом начала экономически процветать. Железнодорожная линия, построенная британцами из Каира в Хартум (первоначально для военной кампании), стала особенно важной для открытия ранее длинного и трудного маршрута для торговцев, в том числе для многих евреев. [1]
Основное сообщество [ править ]
Когда в 1898 году прибыли британцы, в Судане проживало 36 человек, объявивших себя евреями. [5] После установления англо-египетского правления шесть бывших еврейских семей, насильственно обращенных в ислам, вернулись в иудаизм. К ним быстро присоединились еще многие еврейские семьи, которые увидели экономические возможности развивающейся страны. Начиная приблизительно с 1900 года, евреи со всего Ближнего Востока и Северной Африки, в частности из Египта, Ирака и Сирии, начали прибывать в Судан и селиться вдоль реки Нил в четырёх городах Хартум , Северный Хартум , Омдурман и Вад-Мадани. . Преимущественно мелкие торговцы текстилем, шелком и резиной, их бизнес вскоре начал процветать. В 1905 году Фараг Шуа, египетско-еврейский купец, мигрировавший в Судан в 1900 году, основал импровизированную синагогу в небольшой арендованной комнате и начал обучать еврейских детей Торе, ивриту и еврейским молитвам. [6] В Судане не было раввина до 1908 года, когда марокканский раввин Сулейман Малка переехал в Судан со своей семьей по просьбе египетско-еврейских религиозных властей, курировавших дела суданских евреев. [2] Еврейская община Хартума была впервые официально организована в 1918 году. [7] К 1926 году небольшая синагога, которую они быстро построили, была заменена совершенно новым зданием, финансируемым за счет собственных средств, и несколько ее членов владели крупным и успешным бизнесом. [8] В 1930-е годы несколько евреев, спасавшихся от преследований в Европе, поселились в Судане. [5]
Несмотря на то, что еврейская община в целом была расколота между Хартумом, Северным Хартумом и Омдурманом, она была невероятно сплоченной. В Судане была только одна синагога и две миквы : одна в синагоге, а другая в доме раввина. Один моэль и шохет обслуживали всю общину, а в центре общественной жизни находился шумный Еврейский общественный клуб (иногда называемый Еврейским развлекательным клубом). Еврейских школ не было; Еврейские дети в основном ходили в английские или католические школы, а некоторые ходили в местную суданскую школу. [9] [5] Большинство еврейских мальчиков посещали колледж Комбони, частную католическую школу, которой руководили итальянские священники. [2]
На пике своего развития, между 1930 и 1950 годами, еврейская община Судана насчитывала от 800 до 1000 человек, включая около 250 еврейских семей. [1] [5]
Отклонить [ править ]
После обретения Израилем независимости в 1948 году небольшое количество суданских евреев иммигрировало в Израиль в период с 1948 по 1950 год. Большинство из них относились к беднейшим членам еврейской общины и мигрировали по экономическим причинам. Сообщество объединилось, чтобы купить билеты в Израиль для своих беднейших членов, чтобы они могли начать там новую жизнь. [2] Раввин Сулейман Малка умер в 1949 году, и община осталась без раввина. В 1956 году Судан обрел независимость, и враждебность по отношению к еврейской общине начала расти по мере того, как панарабская идеология президента Египта Гамаля Абдель Насера с вытекающей из нее антиизраильской риторикой приобрела популярность. В прессе появились антисемитские выпады, а евреев обвинили в том, что они являются членами пятой колонны. [1] [2] В том же году еврейская женщина выиграла конкурс красоты «Мисс Хартум», но была лишена этого титула после того, как выяснилось, что она еврейка. В том же году община получила поддержку, когда некоторые египетские евреи переехали в Судан после Суэцкого кризиса . Община также обрела раввина после семи лет отсутствия раввина, когда в Судан прибыл египетско-еврейский раввин Масуд Эльбаз. Однако по мере усиления антисемитизма многие члены сообщества начали покидать Судан и направляться в Израиль (через Грецию), США и европейские страны — в основном в Великобританию и Швейцарию . Израиль и Швейцария были основными направлениями эмиграции суданских евреев. [5] Большая часть общины покинула страну к 1960 году. В 1967 году, после Шестидневной войны , произошли массовые аресты мужчин-евреев, а в суданских газетах появились антисемитские нападки, пропагандирующие пытки и убийства видных лидеров еврейской общины. [1] [10] Впоследствии еврейская эмиграция усилилась, и подавляющее большинство евреев, все еще находившихся в стране, вскоре покинули страну. Последние оставшиеся в Судане евреи покинули страну в начале 1970-х годов. [5] Всего около 500 суданских евреев иммигрировали в Израиль, а остальные уехали в другие страны. [6]
Осквернение еврейского кладбища [ править ]
В 1975 году несколько видных членов общины организовали авиаперевозку некоторых человеческих останков с еврейского кладбища в Хартуме, а перезахоронение было организовано в Иерусалиме после сообщений о происходящих там осквернениях и вандализме. [1] Тела были перевезены и перезахоронены на кладбище Гиват Шауль в Иерусалиме. [1] По состоянию на 2005 год на еврейском кладбище в Хартуме осталось не менее 15 еврейских могил. [11] Однако в последние годы даже они были осквернены, и это место использовалось как свалка использованных автомобильных запчастей. В прошлом году были предприняты усилия по сохранению и очистке кладбища. [12] Синагога была продана и снесена в 1986 году, и сейчас на ее месте находится банк.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Малка, Эли С. (1997). Дети Иакова в стране Махди: евреи Судана (Первое изд.). [Сиракьюс, Нью-Йорк] ISBN 0815681224 . OCLC 37365787 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Потерянная еврейская община Судана – в фотографиях» . Новости Би-би-си . 21 октября 2019 года . Проверено 25 февраля 2020 г.
- ^ Кастеллино, Джошуа; Кавано, Кэтлин А. (25 апреля 2013 г.). Права меньшинств на Ближнем Востоке . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-166888-3 .
- ^ «Османская еврейская община Судана» . www.jewishmag.com .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Шварц, Яаков. «Изгнанные евреи «хотели бы» снова увидеть Судан, если бы им предоставилась такая возможность благодаря новым связям с Израилем» . www.timesofisrael.com . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Забытые евреи Судана, о которых не слышали даже исследователи» . Гаарец . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ «Еврейская община Хартума» . Проект открытых баз данных «Бейт Хатфуцот» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ Варбург, Габриэль Р. (2001). «Заметки о еврейской общине Судана в девятнадцатом и двадцатом веках». Бюллетень Академического центра в Каире (24): 22–6.
- ^ «Об обувных магазинах, портнихах и балах — рассказы еврейского Судана» . Сказки еврейского Судана . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ Суданские евреи с ностальгией вспоминают давно потерянный мир.
- ^ «Хартум (Судан) Еврейское кладбище 2005 г. – Расширенная версия» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года.
- ^ «Еврейская община Хартума: надлежащие похороны» . www.facebook.com . Проверено 30 октября 2016 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- История
- Малка, Эли (апрель 1997 г.). Дети Иакова в стране Махди: евреи Судана . Издательство Сиракузского университета . ISBN 978-0-8156-8122-9 .
- Еврейское кладбище в Хартуме, Судан — Philipp Breu Photography — фотожурналист-фрилансер