Республика Судан (1956–1969)
Республика Судан была создана как независимое суверенное государство после прекращения существования кондоминиума англо - египетского Судана , суверенитет над которым принадлежал совместно Египту и Соединенному Королевству . 19 декабря 1955 года суданский парламент под руководством Исмаила аль-Ажари единогласно принял декларацию независимости, которая вступила в силу 1 января 1956 года. В первые годы существования республики, несмотря на политические разногласия, была создана парламентская система с из пяти членов Верховная комиссия в качестве главы государства. В 1958 году после военного переворота генерал Ибрагим Аббуд президентом стал . Республика была распущена, когда в 1969 году в результате переворота под руководством полковника Гаафара Нимейри была основана Демократическая Республика Судан .
Фон
[ редактировать ]Однако до 1955 года, пока еще подчинялось кондоминиуму, автономное суданское правительство под руководством Исмаила аль-Ажари временно остановило самоопределению продвижение Судана к , надеясь способствовать единству с Египтом . Несмотря на то, что его проегипетская Национальная юнионистская партия (НЕП) получила большинство на парламентских выборах 1953 года, Ажари осознал, что общественное мнение настроилось против такого союза. Поэтому Ажари, который был главным выразителем «единства долины Нила », изменил позицию ПНЕ и поддержал независимость Судана. Ажари призвал к выводу иностранных войск и попросил правительства Египта и Великобритании спонсировать плебисцит заранее .
Политика независимости
[ редактировать ]Судан добился независимости без согласования соперничающими политическими партиями формы и содержания постоянной конституции. Вместо этого Учредительное собрание приняло документ, известный как Переходная конституция, которая заменила генерал-губернатора в качестве главы государства Верховной комиссией из пяти членов , избираемой парламентом, состоящим из непрямо избранного Сената и всенародно избранной Палаты представителей. . Переходная конституция также наделяла исполнительную власть премьер-министром, кандидатура которого назначалась Палатой представителей и утверждалась в должности Верховной комиссией.
Хотя Судан добился независимости без конфликтов, он унаследовал от кондоминиума множество проблем. Главным из них был статус государственной службы. Правительство поставило суданцев в администрацию и предоставило компенсацию и пенсии британским офицерам Суданской политической службы , покинувшим страну; в нем остались те, кого невозможно было заменить, в основном технические специалисты и преподаватели. Хартум добился этой трансформации быстро и с минимальной турбулентностью, хотя южане возмущались заменой британских администраторов на юге северными суданцами. Чтобы продвигать свои интересы, многие лидеры Юга сосредоточили свои усилия в Хартуме, где они надеялись добиться конституционных уступок. Хотя они были полны решимости противостоять тому, что они считали арабским империализмом , они выступали против насилия. Большинство представителей Юга поддержали автономию провинций и предупредили, что неспособность добиться юридических уступок приведет к восстанию на юге.
Парламентский режим представил планы по расширению секторов образования, экономики и транспорта страны. Для достижения этих целей Хартуму требовалась иностранная экономическая и техническая помощь, на которую Соединенные Штаты взяли на себя обязательства на раннем этапе. Переговоры между двумя правительствами начались в середине 1957 года, а в июле 1958 года парламент ратифицировал соглашение о помощи США. Вашингтон надеялся, что это соглашение уменьшит чрезмерную зависимость Судана от экономики одного урожая ( хлопка ) и будет способствовать развитию Транспортная и коммуникационная инфраструктура страны.
Премьер-министр сформировал коалиционное правительство в феврале 1956 года, но он оттолкнул Хатмию , поддерживая все более светскую политику правительства. В июне некоторые члены Хатмии, вышедшие из ПНЕ, создали Народно-демократическую партию (НДП) под руководством Ахмеда аль-Миргани . Умма и НДП объединились в парламенте , чтобы свергнуть правительство Ажари. При поддержке двух партий и поддержке Ансара Хатмии Абдаллах Халил и сформировал коалиционное правительство.
Основные проблемы, с которыми столкнулось коалиционное правительство Халила, включали достижение соглашения о постоянной конституции, стабилизацию юга, поощрение экономического развития и улучшение отношений с Египтом. Напряженность внутри коалиции Умма-НДП препятствовала способности правительства добиться прогресса в этих вопросах. Умма, например, хотела, чтобы предложенная конституция установила президентскую форму правления при условии, что Абд ар-Рахман аль-Махди будет избран первым президентом. Отсутствовал консенсус относительно экономического будущего страны. За рекордным урожаем хлопка в 1957 году последовал плохой урожай хлопка, который Судан не смог продать по хорошей цене на перенасыщенном рынке. Этот спад истощил резервы Судана и вызвал волнения по поводу экономических ограничений, введенных правительством. Чтобы преодолеть эти проблемы и финансировать будущие проекты развития, Умма призвала больше полагаться на иностранную помощь. Однако НДП возражала против этой стратегии, поскольку она способствовала неприемлемому иностранному влиянию в Судане. Философия НДП отражала Арабский национализм, поддерживаемый Гамалем Абдель Насером , который сменил египетского лидера Нагиба в 1954 году. Несмотря на эти политические разногласия, коалиция Умма-НДП просуществовала до конца срока полномочий парламента. Более того, после закрытия парламента обе партии пообещали сохранить общий фронт на выборах 1958 года .
Электорат отдал большинство в обеих палатах Умме и абсолютное большинство - коалиции Уммы и НДП. ПНЕ, однако, получила почти четверть мест, в основном от городских центров и сельскохозяйственных рабочих схемы Гезира . На юге голосование представляло собой отказ от людей, которые сотрудничали с правительством (избиратели победили всех троих южан в предвыборном кабинете), и победу сторонников автономии в рамках федеральной системы. Недовольство захватом правительством миссионерских школ и мерами, использованными для подавления мятежа 1955 года, способствовало избранию нескольких кандидатов, причастных к восстанию.
После созыва нового парламента Халил снова сформировал коалиционное правительство Уммы и НДП. К сожалению, фракционность, коррупция и фальсификация результатов голосования доминировали в парламентских дискуссиях в то время, когда страна нуждалась в решительных действиях в отношении предлагаемой конституции и будущего юга. В результате коалиция Умма-НДП не смогла осуществлять эффективное руководство.
Еще один вопрос, разделивший парламент, касался отношений Судана и США. В марте 1958 года Халил подписал соглашение о технической помощи с США. Когда он представил пакт парламенту для ратификации, он обнаружил, что ПНЕ хотела использовать этот вопрос для победы над коалицией Умма-НДП и что многие делегаты НДП выступили против соглашения. Тем не менее, Умме при поддержке некоторых НДП и южных делегатов удалось добиться одобрения соглашения.
Фракционность и взяточничество в парламенте в сочетании с неспособностью правительства решить многие социальные, политические и экономические проблемы Судана усилили разочарование населения в демократическом правительстве. Конкретные жалобы включали решение Хартума продавать хлопок по цене, превышающей цены мирового рынка. Эта политика привела к низким продажам хлопка, товара, от которого Судан получал большую часть своего дохода. Ограничения на импорт, введенные с целью снять нагрузку с истощенных валютных резервов, вызвали ужас среди горожан, привыкших покупать иностранные товары. Более того, сельские северяне также пострадали от эмбарго, которое Египет наложил на импорт крупного рогатого скота, верблюдов и фиников из Судана. Растущее народное недовольство вызвало многочисленные антиправительственные демонстрации в Хартуме. Египет также раскритиковал Халила и предположил, что он может поддержать переворот против его правительства. Тем временем в Хартуме распространились сообщения о том, что Умма и ПНЕ близки к соглашению о новой коалиции, которая исключит НДП и Халила.
17 ноября 1958 года, в день, когда должен был созвать парламент, произошел военный переворот . Халил, сам бывший армейский генерал, спланировал упреждающий переворот вместе с ведущими членами Уммы и двумя старшими генералами армии, Ибрагимом Аббудом и Ахмадом Абд аль-Вахабом , которые стали лидерами военного режима. Аббуд немедленно пообещал решить все споры с Египтом, включая давнюю проблему статуса реки Нил. Аббуд отказался от нереалистичной политики предыдущего правительства в отношении продажи хлопка. Он также назначил конституционную комиссию во главе с главным судьей для разработки постоянной конституции. Однако Аббуд утверждал, что политические партии служат лишь средством реализации личных амбиций и что они не будут восстановлены после восстановления гражданского правления.
Военное правительство Аббуда (1958–1964)
[ редактировать ]Переворот вывел принятие политических решений из-под гражданского контроля. Аббуд создал Верховный совет вооруженных сил для управления Суданом. В этот орган входили офицеры, связанные с Ансаром и Хатмией. Аббуд принадлежал к Хатмии, тогда как Абд аль-Вахаб был членом Ансара. До смещения Абд аль-Вахаба в марте 1959 года Ансары были более сильной из двух групп в правительстве.
В первый год своего пребывания у власти режим извлек выгоду из успешного сбыта урожая хлопка. Аббуд также получил выгоду от урегулирования спора о водах Нила с Египтом и улучшения отношений между двумя странами. При военном режиме влияние Ансаров и Хатмии уменьшилось. Сильнейший религиозный лидер Абд ар-Рахман аль-Махди умер в начале 1959 года. Его сын и преемник, старший Садик аль-Махди, не смог пользоваться уважением, оказанным его отцу. Когда два года спустя Садик умер, религиозное и политическое руководство Ансара разделилось между его братом, имамом аль-Хади аль-Махди , и его сыном, младшим Садиком аль-Махди .
Несмотря на первые успехи режима Аббуда, оппозиционные элементы оставались влиятельными. В 1959 году офицеры-диссиденты предприняли три попытки сместить Аббуда с помощью «народного правительства». Хотя суды приговорили лидеров этих попыток государственного переворота к пожизненному заключению, недовольство среди военных продолжало препятствовать работе правительства. В частности, Коммунистическая партия Судана (СКП) завоевала репутацию эффективной антиправительственной организации. Проблемы усугублялись тем, что режиму Аббуда не хватало динамизма и способности стабилизировать страну. Его неспособность поставить на руководящие должности способных гражданских советников или запустить заслуживающую доверия программу экономического и социального развития и заручиться поддержкой армии создала атмосферу, которая способствовала политической турбулентности.
Южная политика Аббуда оказалась его гибелью. Правительство подавляло проявления религиозных и культурных различий, которые способствовали попыткам арабизации общества. Например, в феврале 1964 года Аббуд приказал массово изгнать иностранных миссионеров с юга. Затем он закрыл парламент, чтобы перекрыть путь жалобам южан. В 1963 году южные лидеры возобновили вооруженную борьбу против суданского правительства, которая спорадически продолжалась с 1955 года. С 1963 года восстание возглавили партизанские отряды, известные как Аньянья (название ядовитой смеси).
Возвращение к гражданскому правлению (1964–1969)
[ редактировать ]Октябрьская революция 1964 года.
[ редактировать ]Признавая свою неспособность подавить растущее недовольство юга, правительство Аббуда обратилось к гражданскому сектору с просьбой представить предложения по решению южной проблемы. Однако критика политики правительства быстро вышла за рамки южного вопроса и включила решение Аббудом других проблем, таких как экономика и образование. Попытки правительства заставить замолчать эти протесты – которые сосредоточились в Хартумском университете – вызвали реакцию не только со стороны преподавателей и студентов, но также со стороны государственных служащих Хартума и профсоюзных активистов.
Конкретным инцидентом, который спровоцировал то, что позже стало известно как Октябрьская революция , стал штурм спецназом семинара в Хартумском университете по «Проблеме Южного Судана» вечером 20 октября 1964 года. Полиция убила трех человек в ходе их атака; двое студентов, Ахмед аль-Гураши Таха из Гаррасы на Белом Ниле и Бабикер Абдель Хафиз из Вад-Дуру в Омдурмане , а также чернорабочий Хартумского университета Мабиор из южной части Судана. Протесты начались на следующий день, 21 октября, и распространились по всему Судану. Художники, в том числе Мохаммед Варди и Мохаммед аль-Амин, поддержали протестующих. По словам Махмуда А. Сулеймана, заместителя председателя Движения за справедливость и равенство в 2012 году, «основной причиной Октябрьской революции стала нелюбовь суданского народа к правлению военных тоталитарных режимов». [ 1 ]
Движение гражданского неповиновения , спровоцированное рейдом на семинар 20 октября, включало всеобщую забастовку, которая быстро распространилась по всему Судану. Лидеры забастовки назвали себя Национальным фронтом профессионалов. Вместе с некоторыми бывшими политиками они сформировали левый Единый национальный фронт (ОНФ), который вступил в контакт с армейскими офицерами-диссидентами. После нескольких дней протестов, которые привели к гибели многих людей, Аббуд распустил правительство и Верховный совет вооруженных сил. Лидеры ФООН и армейские командиры, которые планировали переход от военного к гражданскому правлению, выбрали неполитического старшего государственного служащего сирра Аль-Хатима Аль-Халифу премьер-министром, который возглавит переходное правительство.
После октября 1964 г.
[ редактировать ]Новое гражданское правительство, действовавшее в соответствии с Переходной конституцией 1956 года, попыталось положить конец политической фракционности, создав коалиционное правительство. Однако народная враждебность к новому появлению политических партий сохранялась из-за их разногласий во время правления Аббуда. Хотя новое правительство разрешило работать всем партиям, включая СКП, только пять из пятнадцати постов в кабинете Хатима достались партийным политикам. Премьер-министр предоставил две должности беспартийным южанам, а остальные восемь - членам Национального фронта профессионалов, в который входили несколько коммунистов.
В конце концов возникли две политические партии, представляющие юг. SANU Сатурнино , основанная в 1963 году и возглавляемая Уильямом Денгом и Охуре – римско-католическим священником – действовала среди групп беженцев и партизанских отрядов. Южный фронт, массовая организация под руководством Станислава Пайасамы , работавшая подпольно во время правления Аббуда, открыто действовала в южных провинциях. После провала спонсируемых правительством мирных конференций в 1965 году крыло SANU Дэна, известное на местном уровне как SANU-William, и Южный фронт объединились, чтобы принять участие в парламентских выборах. Группировка оставалась активной в парламенте в течение следующих четырех лет, выступая за автономию южных регионов в рамках единого государства. Находившиеся в изгнании лидеры САНУ воспротивились умеренному подходу Дэна к созданию Фронта освобождения Азании, базирующегося в Кампале , Уганда . Лидеры Ананьи, как правило, оставались в стороне от политических движений. Партизаны были раздроблены по этническим и религиозным различиям. Кроме того, в Аньяне вновь вспыхнули конфликты между старшими лидерами, которые находились в кустах с 1955 года, и более молодыми, более образованными людьми, такими как Джозеф Лагу , бывший капитан суданской армии, который со временем стал более сильным лидером, во многом благодаря своей способности получать оружие из Израиля .
Когда правительство назначило национальные выборы на март 1965 года, оно объявило, что задачей нового парламента будет подготовка новой конституции. Однако ухудшение ситуации с безопасностью на юге не позволило провести выборы в этом регионе, и политические партии разделились по вопросу о том, следует ли проводить выборы на севере, как запланировано, или отложить их до тех пор, пока не сможет проголосовать вся страна. Народно-демократическая партия и Суданская коммунистическая партия , опасаясь потерять голоса, хотели отложить выборы, как и южные элементы, лояльные Хартуму. Их оппозиция вынудила правительство уйти в отставку. Новый президент восстановленной Верховной комиссии, сменивший Аббуда на посту главы государства, распорядился провести выборы везде, где это возможно; НДП отклонила это решение и бойкотировала выборы.
Результаты выборов 1965 года оказались безрезультатными. Помимо низкой явки избирателей, в избирательных бюллетенях наблюдался сбивающий с толку переизбыток кандидатов. В результате немногие из избранных получили большинство поданных голосов. Немарксистская партия «Умма» получила 75 из 158 мест в парламенте, а ее союзник ПНЕ – 52 из оставшихся. В июне обе партии сформировали коалиционный кабинет во главе с лидером Уммы Мухаммадом Ахмадом Махджубом , тогда как Ажари, лидер ПНЕ , стал постоянным президентом Верховной комиссии и главой государства.
Правительство Махджуба преследовало две цели: прогресс в решении южной проблемы и отстранение коммунистов от власти. Армия начала крупное наступление, чтобы подавить восстание, и тем самым укрепила свою репутацию жестокого человека среди южан. Многие южане сообщали о зверствах правительства в отношении гражданского населения, особенно в Джубе и Вау . Войска суданской армии также сжигали церкви и хижины, закрывали школы, уничтожали посевы и грабили скот. Для достижения своей второй цели Махджубу удалось добиться одобрения парламентом указа об упразднении СКП и лишении одиннадцати коммунистов своих мест. К октябрю 1965 года коалиция Умма-ПНЕ распалась из-за разногласий по поводу того, должен ли Махджуб, как премьер-министр, или Ажари, как президент, руководить международными отношениями Судана. Махджуб оставался на своем посту еще восемь месяцев, но ушел в отставку в июле 1966 года после парламентского вотума порицания, который расколол Умму. Традиционное крыло во главе с Махджубом под руководством имама аль-Хади, духовного руководства аль-Махджуба, выступило против большинства партии. Последняя группа выразила лояльность племяннику имама, младшему Садику аль-Махди, который был официальным лидером Уммы и отвергал религиозное сектантство. Садик стал премьер-министром при поддержке своего крыла Уммы и союзников ПНЕ.
Правительство Садика аль-Махди, поддерживаемое значительным парламентским большинством, стремилось сократить региональные различия путем организации экономического развития. Садик аль-Махди также планировал использовать свои личные отношения с лидерами Юга для заключения мирного соглашения с повстанцами. Он предложил заменить Верховную комиссию президентом и вице-президентом южных провинций, призывающими утвердить автономию южных провинций. Образованная элита и часть армии выступили против Садика аль-Махди из-за его постепенного подхода к политическим, экономическим и социальным проблемам Судана. Левые студенческие организации и профсоюзы требовали создания социалистического государства. Их недовольство Садиком усилилось, когда он отказался выполнить постановление Верховного суда, отменившее закон, запрещающий SCP и вытесняющий коммунистов, избранных на места в парламенте. В декабре 1966 года попытка государственного переворота, предпринятая коммунистами и небольшим армейским подразделением против правительства, провалилась. Многие коммунисты и военнослужащие впоследствии были арестованы.
В марте 1967 года правительство провело выборы в тридцати шести избирательных округах в мирных районах юга. Крыло Уммы Садика аль-Махди получило пятнадцать мест, федералистское крыло SANU - десять, а ПНЕ - пять. Несмотря на очевидное усиление его поддержки, положение Садика в парламенте стало шатким: уступки, которые он обещал югу, чтобы положить конец гражданской войне, не были согласованы. Традиционалистское крыло Уммы выступило против Садика аль-Махди: они решительно выступали против конституционных гарантий религиозной свободы и его отказа объявить Судан исламским государством. Когда традиционалисты и ПНЕ отказались от своей поддержки, правительство пало.
В мае 1967 года Махджуб стал премьер-министром и главой коалиционного правительства, в кабинет которого входили члены его крыла Уммы, ПНЕ и НДП. В декабре 1967 года НДП и ПНЕ сформировали ДЮП под руководством Ажари. К началу 1968 года растущие разногласия в Умме поставили под угрозу выживание правительства Махджуба . Крыло Садика аль-Махди имело большинство в парламенте и могло помешать любому действию правительства. Когда Махджуб распустил парламент, Садик отказался признать легитимность действий премьер-министра. Разразился непростой кризис: в Хартуме действовали два правительства — одно встречалось в здании парламента, а другое — на его лужайке — оба утверждали, что представляют волю законодательного органа. Командующий армией запросил у Верховного суда разъяснений относительно того, кто из них имеет полномочия отдавать приказы. Суд поддержал роспуск Махджуба; и правительство назначило новые выборы на апрель.
Хотя DUP получила 101 место из 218, ни одна партия не имела парламентского большинства. Тридцать шесть мест достались традиционалистам Уммы, тридцать - крылу Садика и двадцать пять - двум южным партиям - САНУ и Южному фронту. Генеральный секретарь ПКПП Абд аль-Халик Махджуб также получил место. В результате серьезной неудачи Садик уступил свое место сопернику-традиционалисту. Поскольку ей не хватало большинства, ДЮП создала союз с традиционалистами Уммы, которые получили пост премьер-министра для своего лидера Мухаммада Ахмада Махджуба и четыре других поста в кабинете министров. Программа коалиции включала планы по реорганизации правительства, более тесные связи с арабским миром и возобновление усилий по экономическому развитию, особенно в южных провинциях. Правительство Мухаммеда Ахмада Махджуба также приняло военную, техническую и экономическую помощь от Советского Союза . Крыло Уммы Садика аль-Махди сформировало небольшую парламентскую оппозицию. Когда оно отказалось участвовать в усилиях по завершению проекта конституции, который уже просрочен на десять лет, правительство в ответ закрыло оппозиционную газету и подавило демонстрации сторонников Садика в Хартуме.
К концу 1968 года два крыла Уммы согласились поддержать главу Ансара имама аль-Хади аль-Махди на президентских выборах 1969 года. В то же время ДЮП заявила, что Ажари также будет претендовать на пост президента. Коммунисты и другие левые поддержали кандидатуру в президенты бывшего главного судьи Бабикера Авадаллы , которого они считали союзником, поскольку он вынес решение против правительства, когда оно попыталось объявить SCP вне закона.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сулейман, Махмуд А. (20 октября 2012 г.). «Отпразднуйте 48-летие славной суданской революции 1964 года» . Судан Трибьюн . Архивировано из оригинала 13 февраля 2013 г. Проверено 16 октября 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . [ нечеткий ]
- Мохамед Хасан Фадлалла, Краткая история Судана , iUniverse, 30 апреля 2004 г., ISBN 0-595-31425-2 .
- Мохамед Хасан Фадлалла, Проблема Дар-Фура , iUniverse, Inc. (21 июля 2005 г.), ISBN 978-0-595-36502-9 .
15 ° 38' с.ш., 032 ° 32' в.д. / 15,633 ° с.ш., 32,533 ° в.д.