Абд ар-Рахман аль-Махди
Абд ар-Рахман аль-Махди | |
---|---|
Абдул Рахман Аль Махди | |
![]() Аль-Махди в 1958 году | |
Имам Ансара | |
В офисе Июнь 1885 г. - 24 марта 1959 г. | |
Предшественник | Мухаммад Ахмед |
Преемник | Хади аль-Махди |
1-й главный министр Судана | |
В офисе 22 октября 1952 г. - ноябрь 1953 г. | |
Предшественник | Позиция создана |
Преемник | Исмаил аль-Ажари |
Личные данные | |
Рожденный | Июнь 1885 г. Омдурман , Махдистский Судан |
Умер | 24 марта 1959 г. Омдурман , Судан | (73 года)
Дети | Сиддик Сайед эль-Махди Хади аль-Махди |
Родитель | Мухаммад Ахмед |
Сэр Сайид Абд ар-Рахман аль-Махди , KBE ( араб . Абд ар-Рахман аль-Махди ; июнь 1885 г. - 24 марта 1959 г.) [1] ) был одним из ведущих религиозных и политических деятелей в колониальную эпоху в англо-египетском Судане (1898–1955) и продолжал пользоваться большим авторитетом в качестве лидера неомахдистов после того, как Судан стал независимым. Британцы пытались использовать его влияние на суданский народ, в то же время глубоко не доверяя его мотивам. На протяжении большей части колониальной эпохи англо-египетского Судана британцы считали Сайида Абд ар-Рахмана аль-Махди столь же важным, как и умеренный лидер махдистов. [2]
Абд ар-Рахман был посмертным сыном Мухаммада Ахмада бин Абдаллаха , который провозгласил себя Махди или искупителем исламской веры в 1881 году и умер в 1885 году, через несколько месяцев после того, как его войска захватили Хартум . Совместные британско-египетские силы отбили Судан в 1898 году. Сначала британцы строго ограничили передвижение и деятельность Абд ар-Рахмана. Однако вскоре он стал имамом (лидером) религиозной секты Ансар , сторонника махдистского движения. [2]
Британцы поддерживали тесные политические отношения с Абд ар-Рахманом. [3] Тем временем он разбогател благодаря производству хлопка, для которого его сторонники предоставили рабочую силу, поскольку он был ребенком, сосланным на остров Аба , и пользовался влиянием и любовью среди своего народа. [4] Британская администрация не доверяла ему, потому что не могла контролировать его или использовать для оказания влияния в Судане.
В 1930-х годах Абд ар-Рахман выступил против договора между Египтом и Великобританией, который признавал претензии Египта на суверенитет в Судане, хотя ни с суданцами не консультировались. Он поехал в Лондон, чтобы изложить свою точку зрения. [5] Его последователи из Ансара стали влиятельной фракцией во Всеобщем конгрессе, созданном в 1938 году, и в новом Консультативном совете, созданном в 1944 году. [6] [7] Абд аль-Рахман был покровителем националистической политической партии «Умма» («Нация») в период до и сразу после обретения Суданом независимости в 1956 году. [8] В 1958 году партия Умма получила большинство мест на первых парламентских выборах после обретения независимости. [9] В ноябре 1958 года армия устроила переворот , который поддержал Абд ар-Рахман. Он умер 24 марта 1959 года в возрасте 73 лет. [10]
Фон
[ редактировать ]
С древности Египет находился на торговом пути между Средиземноморьем , Аравией , Индией и странами на востоке . С открытием Суэцкого канала в 1869 году он приобрел огромное стратегическое значение. [11] [ нужна проверка ] В 1882 году британцы взяли под эффективный контроль Египет в ходе англо-египетской войны . [12]
Северный и центральный Судан номинально находились под сюзеренитетом Египта с тех пор, как османские войска завоевали и оккупировали этот регион в 1821 году. Основным мотивом был не территориальный завоевание, а обеспечение источника рабов для службы в египетской армии. Рабы, которым платили вместо налогов, были привезены из ранее недоступных регионов южного Судана. [13] Когда британский исследователь Сэмюэл Бейкер посетил Хартум в 1862 году, он обнаружил, что все жители города были вовлечены в работорговлю, включая генерал-губернатора. Египетский и нубийский гарнизон жил на этой земле, как оккупационная армия. Взяточничество было единственным способом добиться чего-либо. Пытки и порки в тюрьмах были обычным явлением. Бейкер сказал о Хартуме, что «более несчастное и нездоровое место трудно себе представить». Он описал генерал-губернатора Мусу-пашу как человека, сочетающего «худшие из восточных недостатков с жестокостью дикого животного». [14]
В 1870-х годах мусульманский священнослужитель по имени Мухаммад Ахмад начал проповедовать обновление веры и освобождение Судана от египтян. В 1881 году он провозгласил себя Махди , обещанным спасителем исламского мира. [ нужна ссылка ] Последователей Махди называли « Ансарами », или помощниками, — так называли жителей Медины , помогавших Мухаммеду . [15] Религиозное и политическое восстание набирало обороты: египтяне постепенно теряли позиции, а британцы не проявляли особого энтузиазма по поводу дорогостоящего вмешательства в этот отдаленный регион. [ нужна ссылка ] К концу 1883 года армия Ансара уничтожила три египетские армии. Войска под командованием Уильяма Хикса были отправлены для подавления восстания, но были уничтожены. Когда губернатор Дарфура Слатин -паша сдался Махди, почти весь запад Судана оказался под контролем Махди. [16]
Генерал-майору Чарльзу Джорджу Гордону было поручено эвакуировать египетский гарнизон из Хартума . Он прибыл 18 февраля 1884 года. [17] Гордон не хотел отдавать население Хартума силам Махди, а также чувствовал, что, эвакуировав город, он откроет Махди возможность угрожать Египту. Он засыпал власти Каира телеграммами, предлагающими альтернативные варианты действий, и отложил начало эвакуации. [17] 13 марта 1884 года племена к северу от Хартума выступили в поддержку Махди, отключив телеграф и заблокировав речное движение. [18] Хартум был осажден 25 января 1885 года после 313-дневной осады. [19] Колонна помощи прибыла через два дня после того, как город пал и Гордон был убит. [20] Несмотря на недолгий общественный резонанс в Британии по поводу смерти Гордона, Великобритания в течение нескольких лет не предпринимала никаких дальнейших действий в Судане. [21]
Махдия (1885–1898)
[ редактировать ]Мухаммад Ахмад умер от тифа через несколько месяцев после своей победы, оставив власть трем своим заместителям, или Калифам . [ нужна ссылка ] Абд ар-Рахман родился 15 июля 1885 года в Омдурмане , через три недели после смерти отца. Его мать была внучкой бывшего султана Дарфура Мохаммеда аль-Фадла. [22] В детстве единственным формальным образованием Абд аль-Рахмана было образование в религиозной школе, где ученики заучивали Коран . [23] К одиннадцати годам он мог читать Коран.
К 1891 году, после продолжительной борьбы, халиф Абдаллахи ибн Мухаммад стал единоличным лидером благодаря поддержке кочевых арабов-баггара на западе. Он оказался способным и безжалостным правителем Махдии , государства махдистов. Поначалу государство управлялось по военным принципам как джихадистское государство. Позже была введена более традиционная форма управления. [ нужна ссылка ] Халифа укрепил свою власть в Судане, затем вторгся в Эфиопию , убив императора Йоханнеса IV в марте 1889 года и проникнув до Гондэра . В том же году халифа напал на Египет у Тушек , но потерпел поражение. [ нужна ссылка ]
Однако государство страдало от экономических проблем и внутренней оппозиции халифу, особенно со стороны семьи Махди, и халиф был вынужден сконцентрироваться на консолидации. Британцы обнаружили его слабость и подготовили вторжение, частично мотивированное желанием отомстить за смерть Гордона, а частично желанием получить хлопок- сырец для своей текстильной промышленности. Методичное вторжение было начато в 1896 году, медленно продвигаясь на юг при поддержке железной дороги, построенной армией вдоль ее маршрута. Войска достигли Бербера в сентябре 1897 года и Атбары в апреле 1898 года. [16] Британские и египетские войска под предводительством генерала Китченера разгромили Халифу в битве при Омдурмане 2 сентября 1898 года. Махдистам эта битва известна как битва при Карари. [ нужна ссылка ]
В своей книге «Речная война » сэр Уинстон Черчилль , присутствовавший при битве, подвел итоги: «Речная война окончена. было продемонстрировано множество крайностей и контрастов. Были сражения, которые представляли собой массовые убийства, и другие, которые были просто парадами. Были случаи шокирующей трусости и удивительного героизма... мудрости и некомпетентности. флаги Англии и Египта беспрепятственно развеваются над долиной Нила». [24]
Британцы отправили семью Махди в Аль-Шакабу на Голубом Ниле в сентябре 1898 года. [22] В группу входил халиф Мухаммад Шариф , двоюродный брат Махди и один из избранных им преемников. [25] [26] В 1899 году до правительства дошли слухи о том, что семейная группа выступает за возрождение махдизма, и направила военные силы в Аль-Шакабу. [25] В одном сообщении говорилось, что силы напали на семью и последователей, стреляя по ним наугад. Абд ар-Рахман был тяжело ранен, а два его старших брата убиты. [22] В другом сообщении говорится, что Мухаммад Шариф и два старших сына Махди были арестованы. Когда была предпринята попытка их спасти, произошла стычка. Мухаммад Шариф и двое сыновей Махди были признаны военным трибуналом виновными и расстреляны. [25]
Организованное сопротивление британцам прекратилось к 1899 году, хотя спорадические бои продолжались еще несколько лет. Теоретически британцы управляли англо-египетским Суданом в партнерстве с Египтом через кондоминиум . [ нужна ссылка ] На практике, хотя Египет взял на себя большую часть расходов по военному завоеванию и оккупации Судана, британцы управляли страной по своему усмотрению. [27] Главой военной и гражданской администрации в соответствии с Соглашением о кондоминиуме от 19 января 1899 года был назначенный Великобританией генерал-губернатор, который действовал независимо от правительства Каира. [27]
Ранний период британского правления
[ редактировать ]
После того, как британцы взяли под свой контроль Абд ар-Рахман, первое время жил у родственника в Гезире . [28] По совету генерального инспектора Слатина-паши за Абд ар-Рахманом в первые годы британского правления постоянно следили, ему давали очень небольшое содержание и не разрешали называть себя имамом или Махди . [22] И Слатин, и генерал-губернатор Реджинальд Вингейт были полны решимости искоренить махдизм. [27] Слатин находился в плену у махдистов одиннадцать лет. Он наложил множество ограничений на лидеров махдистов, например, запретил им читать молитвенник Махди, посещать «священные» места, связанные с их движением, кроме могилы Махди , а также молиться или делать подношения на могиле. [29]
С 1906 года Абд ар-Рахман жил в Гезират аль-Филе, недалеко от Омдурмана. Он находился под постоянным и назойливым надзором со стороны разведки. [29] Однако после 1908 года Абд ар-Рахману разрешили жить в Омдурмане и учиться у выдающегося ажарита по имени Мухаммад аль-Бадави, где он приобрел некоторое представление об исламской юриспруденции и основах своей религии, включая хадисы (традиционные истории о Мухаммеде). Однако он так и не смог стать хорошо образованным и знающим исламским ученым, каким был его отец. [30] Правительство одолжило ему деньги на строительство семейной мечети в Омдурмане в 1908 году и позволило ему обрабатывать часть земли своего отца на острове Аба . Он подчеркнул свои мирные намерения, убедив колониалистское правительство в том, что его движение не представляет опасности. [31] Британский чиновник описал его в 1909 году, когда ему было около двадцати четырех лет, как «угодливого юношу жалкого вида в грязной одежде». [29] В 1910 году он выступил с публичной речью, в которой поддержал администрацию кондоминиума англо-египетского Судана. [32]
Абд аль-Рахман незаметно начал перегруппировку Ансаров в религиозную секту. [31] До 1914 года он жил уединенно в Омдурмане или на острове Аба под пристальным наблюдением агентов разведки Слатина. Несмотря на слежку, он приобрел значительное влияние в регионе Белого Нила. [33] Он часто посещал многочисленные мечети Омдурмана, чтобы встретиться со своими последователями с закрытым лицом, чтобы его не узнали правительственные агенты. [34] Он принимал множество посетителей, искавших его благословения. [33]
Первая мировая война
[ редактировать ]Когда Первая мировая война в 1914 году разразилась , Османская империя встала на сторону Германии против Великобритании. Генерал-губернатору Вингейту пришлось убедить суданский народ в том, что Османская империя больше не является истинно мусульманским государством. Вингейту помогли суданские воспоминания о суровом бывшем турецком правлении. [3] Вингейт назвал Великобританию истинным защитником ислама и назвал турецких правителей «синдикатом евреев, финансистов и интриганов низкого происхождения». [3] Британцы и большинство жителей Северного Судана считали Сайидов , лидеров основных исламских группировок, естественными выразителями интересов народа. [35] Вингейт решил привлечь Сайида Абд ар-Рахмана для поддержки британского дела. Абд ар-Рахман публично заявил о своей полной поддержке британцев и помог подавить восстание в Нубийских горах в 1915 году. [3]
В 1915 году Абд ар-Рахман совершил серию поездок и визитов в те части страны, где махдизм все еще был силен, особенно среди баггара региона Белого Нила, выступая против призывов османского султана к джихаду . [32] Когда он совершил поездку по острову Аба в 1915 году, его приветствовали тысячи махдистов с мечами в руках, которые молились, чтобы «день настал». Встревоженные возможностью возрождения махдистов, британцы приказали ему вернуться в Омдурман в 1916 году. Однако Абд ар-Рахман назначил своих агентов в провинциях Голубой Нил и Фундж, а затем в Кордофане и Дарфуре. Их якобы роль заключалась в том, чтобы сообщать о любой незаконной деятельности и поощрять уплату налогов британцам. Они воспользовались своими визитами для сбора закята Абд ар-Рахману и для поощрения ансаров, которые теперь свободно пользовались нелегальным махдистским молитвенником « Ратиб аль-Махди» . [34]
Британцы поощряли развитие не фанатичной версии движения Ансар и многое сделали для удовлетворения амбиций Абд ар-Рахмана, хотя они не смогли зайти так далеко, чтобы поддержать его цель стать королем Судана. [36] Однако терпимость и даже поддержка махдизма во время Первой мировой войны не основывались на официальной политике. Британский чиновник, критиковавший поддержку, оказанную Абд ар-Рахману в это время, позже написал, что некоторые изменения были «модификацией намеренно предложенной политики; другие... непредвиденными последствиями предпринятых действий; третьи, возможно, большинство, кажутся поверхностно, чтобы представить постепенный дрейф, о котором правительство в то время не подозревало». [37]
После Первой мировой войны
[ редактировать ]

В 1919 году Сайид Абд ар-Рахман аль-Махди был среди делегации суданских знатных людей, которая отправилась в Лондон, чтобы поздравить короля Георга V с победой Великобритании в войне. Соединенного Королевства [38] Драматическим жестом лояльности Абд ар-Рахман преподнес королю меч Махди. [39] Делегацию возглавил Сайид Али аль-Миргани, лидер движения Хатмия , который позже вступил в конфликт с Абд ар-Рахманом по ряду вопросов. [38] [40]
После войны Османская империя распалась, что привело к возрождению египетского национализма. Некоторые египтяне утверждали, что Судан является естественным продолжением Египта. Мнение Судана было неоднозначным: некоторые хотели связей с Египтом, чтобы компенсировать британское влияние, а другие хотели полной независимости Судана. [41]
В послевоенный период семья Махди разбогатела за счет производства хлопка, основанного на ирригации, и рабочих-мигрантов, в основном их последователей Баггара из Дарфура и Кордофана. [4] Эти западные племена были основой первоначального махдистского движения. Приречные племена были более склонны встать на сторону конкурирующего движения Хатмия. [42] Правительство поддержало Абд аль-Рахмана в этих коммерческих предприятиях. [43] Экономическая деятельность Абд аль-Рахмана и, как следствие, широкий круг контактов с торговцами и владельцами насосных станций для орошения хлопковых полей дали ему влияние среди суданцев, занимающихся торговлей. [44] С 1 января 1922 года правительство приостановило выплату пособий знатным махдистам, кроме пожилых людей и тех, чье передвижение было ограничено. Пособие, выплачиваемое Абд ар-Рахману, было несколько увеличено, но только для того, чтобы он мог поддержать пожилых женщин и других уязвимых людей, чьи пособия были прекращены. [45]
К 1920-м годам Абд ар-Рахман был уважаемым религиозным и политическим лидером. В 1921 году он провел встречу у себя дома, на которой участники подписали два документа, в которых излагались цели махдистов. Они заключались в том, чтобы Суданом управляла Великобритания, а не Египет, и чтобы Судан в конечном итоге достиг самоуправления. [41] В начале 1920-х годов на остров Аба каждый год приезжало от 5000 до 15000 паломников, чтобы отпраздновать Рамадан . Многие из них отождествляли Абд ар-Рахмана с Исой , исламской интерпретацией Иисуса, и предполагали, что он изгонит христианских колонистов из Судана. Британцы установили, что Абд аль-Рахман вел переписку с агентами и лидерами в Нигерии и Камеруне , предсказывая окончательную победу махдистов над христианами. Они обвиняли его в беспорядках в этих колониях. После того, как паломники из Западной Африки провели массовые демонстрации на острове Аба в 1924 году, Абд ар-Рахману было приказано положить конец паломничествам. [46]
Долгое время отношение британцев к Абд ар-Рахману было двойственным. Он оказывал ценную политическую помощь во время Первой мировой войны и в 1924 году. С другой стороны, правительство Судана обнаружило, что его услуги имели скрытую цель, и охарактеризовало его действия как «уклончивые и обструктивные». [47] В целом британцы сочли, что лучше всего относиться к Абд ар-Рахману как к союзнику, хотя некоторые считали, что генерал-губернатор Реджинальд Вингейт (1900–1918) был к нему слишком снисходителен. [47] В сентябре 1924 года Сайид Али аль-Миргани, лидер движения Хатмия и соперник Абд ар-Рахмана, заявил, что предпочел бы, чтобы Судан был частью Египетского королевства, чем быть независимой монархией под руководством Сайида Абд ар-Рахмана. [40] В то время британцы отдавали предпочтение Саиду Али, которого они считали чисто религиозным лидером, в то время как Абд ар-Рахман считался человеком с потенциально опасными политическими амбициями. [40]
Политические кризисы
[ редактировать ]В 1924 году в Египте произошел кризис, когда было избрано враждебное Великобритании правительство. [48] 19 ноября 1924 года губернатор Судана сэр Ли Стэк был убит во время поездки через Каир. Британцы ответили гневом, потребовав от правительства Египта публичных извинений, расследования, подавления демонстраций и выплаты крупного штрафа. Кроме того, они потребовали вывода всех египетских офицеров и частей египетской армии из Судана, увеличения масштабов ирригационной системы в Гезире и принятия законов о защите иностранных инвесторов в Египте. [49]
Подразделения египетской армии в Судане, связанные присягой египетскому королю, отказались подчиняться приказам своих британских офицеров и подняли мятеж. Британцы жестоко подавили мятеж, вывели египетскую армию из Судана и произвели чистку администрации египетских чиновников. «Кондоминиум» оставался в силе по закону, как и до тех пор, пока Судан не обрел независимость, но на практике Египет теперь не имел права голоса в управлении Суданом. После переворота британцы увидели в образованных суданцах потенциальных пропагандистов «опасных» националистических идей, импортированных из Египта. Хотя Абд аль-Рахман поддержал правительство и осудил местных сторонников египтян, к нему с подозрением относились как к потенциальному врагу колониальной власти. [48] Однако в начале 1926 года Абд ар-Рахман стал кавалером Ордена Британской Империи (KBE). [50]
Сэр Джеффри Арчер был назначен генерал-губернатором Судана в 1925 году вместо сэра Ли Стэка. [50] Одним из первых его решений было инициировать формирование Сил обороны Судана с командованием, полностью отдельным от египетской армии. Он отказался от египетского титула «Сирдар» для верховного главнокомандующего и не носил египетский тарбуш . Он очень ясно дал понять, что является главнокомандующим чисто суданской армии, и одновременно заверил суданских офицеров, служивших в египетской армии, что они будут сохранены, если не примут участие в мятеже. [51] Британские власти, вновь ставшие враждебными по отношению к махдизму, запретили вербовку Ансара в Суданские силы обороны. [52]
Судана Политическая служба [а] посоветовал Арчеру держать Абд ар-Рахмана на расстоянии. В марте 1926 года Арчер проигнорировал этот совет и совершил официальный визит к Абд ар-Рахману на острове Аба в сопровождении полного эскорта войск и официальных лиц. [50] Когда Арчер прибыл 14 февраля, его официально приветствовал Сайид Абд ар-Рахман с 1500 сторонниками Ансара. В сопровождении всадников высокопоставленные лица проследовали на машине на прием в дом Абд ар-Рахмана. Отвечая на речь Абд ар-Рахмана, Арчер сказал, что его визит стал «важным этапом в отношениях» между Абд ар-Рахманом, его последователями и правительством. Арчер сказал, что приехал, чтобы скрепить узы дружбы и взаимопонимания. [53]
Визит Арчера ускорил кризис в колониальной администрации. Считалось, что он был слишком дружелюбен к Абд ар-Рахману, к которому многие администраторы относились с подозрением. Арчер был вынужден уйти в отставку, и его заменил сэр Джон Маффи . Абд аль-Рахману были наложены ограничения на выезд за пределы Омдурмана и Хартума, и ему было приказано дать указание своим сторонникам прекратить свою политическую и религиозную деятельность. [50]
Растущее влияние и враждебность Великобритании
[ редактировать ]
Сайид Абд ар-Рахман пригласил йеменского ученого Абд аль-Рахмана ибн Хурайна аль-Джабри приехать в Омдурман и изучить махдизм. Аль-Джабри написал книгу, освещающую историю движения и его обоснование в хадисах , по сути призванную прославить Махди и его сына. Абд ар-Рахман пытался опубликовать книгу то ли в 1925, то ли в 1926 году, но британцы конфисковали рукопись, которую они сочли крайне крамольной. Чтобы избежать огласки, они не стали преследовать аль-Джабри, а тихо депортировали его. [54]
Абд аль-Рахман сделал предложение «эфендии», растущей элите образованных людей в Судане, покровительствуя их социальным и образовательным учреждениям. Он стал признанным лидером группы интеллигенции , которая выступала против непрямого правления или объединения с Египтом и строила суданское национальное движение. [47] В 1931 году колониальное правительство снизило начальные ставки заработной платы суданских чиновников. После того, как протесты и демонстрации были проигнорированы, 24 ноября 1931 года была объявлена всеобщая забастовка. Поскольку ни один другой лидер не взял на себя инициативу, Сайиду Абд ар-Рахману пришлось действовать в качестве посредника, и он успешно положил забастовку конец. Это помогло укрепить его позиции лидера в глазах интеллигенции. [55]
В 1935 году Сайид Абд ар-Рахман основал «Аль-Нил» ( «Нил» ), орган «Ансар» и первую ежедневную газету в Судане, издаваемую на арабском языке . Газета помогла ему получить влияние среди образованной элиты Судана, включая политически ориентированных правительственных чиновников, многие из которых присоединились к Ансару и стали пожизненными сторонниками Абд ар-Рахмана. [56]
К середине 1930-х годов британцы осознали, что Абд аль-Рахман рассчитывал на признание в качестве члена королевской семьи, имел твердый контроль над процветающим махдистским движением и активно искал новых сторонников. Британские официальные лица стали все более подозрительно относиться к его мотивам, и их переписка отражала смесь враждебности и страха перед его растущим влиянием. В 1933 году и еще более решительно в 1934 году во время празднования дня рождения Мухаммеда Абд ар-Рахман выставлял плакаты с «различными выражениями, рекламирующими пророческое положение Махди». [47] Сэр Стюарт Саймс , генерал-губернатор Судана с 1934 по 1940 год, строго предупредил его убрать знаки или столкнуться с последствиями. [47]
Британский взгляд на Абд аль-Рахмана в то время изложил сэр Стюарт Саймс , написавший в апреле 1935 года: «У него есть недостатки суданца его типа: склонность к интригам, тщеславию, бесполезности и оппортунизму. С другой стороны, , у него быстрое восприятие, щегольство и тонкая целеустремленность... Он использовал [или неправильно использовал] возможности... закладки основ своей махдистской организации в провинциях... Его любимая роль - роль верного сторонника правительства, которого злонамеренно неправильно понимают». [57] Саймс отказался предпринимать действия по подавлению неомахдизма, предпочитая следовать политике, гарантирующей, что Абд ар-Рахман будет следовать согласованным принципам поведения, с подразумеваемой угрозой наказания, если он нарушит эти правила. Он позволил снять некоторые ограничения, сохранив при этом другие. [47]
Политическая деятельность под британским правлением
[ редактировать ]
Британцы уступили часть власти в Египте по англо-египетскому договору 1922 года и еще больше по англо-египетскому договору 1936 года . [58] Договор 1936 года был разработан, чтобы противостоять амбициям Бенито Муссолини соединить Ливию с Эфиопией через Судан в новую итальянскую империю. Договор признавал претензии Египта на суверенитет в Судане в обмен на британские права в долине Нила и Суэцком канале . Это позволило неограниченную иммиграцию египтян в Судан и возвращение египетских войск. С Суданцами не проконсультировались. [59]
В 1937 году Абд ар-Рахман посетил Англию и Египет, где встретился с высокопоставленными чиновниками и с королем Фаруком . Его целью было лично представить суданскую критику англо-египетского договора. Он открыто критиковал египетские планы объединения долины Нила , которые считал нереалистичными. В мае 1937 года его старший сын аль-Сиддик аль-Махди посетил Египет и получил королевский прием. Эти шаги обеспокоили британцев, которые видели в них потенциальное начало махдистского союза с Египтом, несмотря на откровенный суданский национализм Абд ар-Рахмана. [5]
В период перед Второй мировой войной (1939–1945) британцы хотели снизить рост египетского влияния в Судане, который стал более вероятным в результате договора 1936 года, а также подавить ультранационалистическое неомахдистское движение. Они поддержали Сайида Али аль-Миргани из секты Хатмия в качестве противовеса Сайиду Абд ар-Рахману. Сайид Абд ар-Рахман в ответ сообщил британцам, что Сайид Али аль-Миргани был проитальянским из-за своих семейных обязательств в Эритрее , но это не было принято британцами. [47]
Правительство обнародовало Постановление о полномочиях кочевников-шейхов в 1922 году, а к 1923 году признало и усилило судебные полномочия более 300 вождей племен. Они проигнорировали стремление образованных суданцев, работающих в правительстве, играть более важную роль в управлении. Принцип непрямого правления также дал Сайидам, включая Абд ар-Рахмана, больше власти для предотвращения изменений, которых требовала светская оппозиция. [60] В результате изменения политики в 1938 году был организован Генеральный конгресс выпускников как форум интеллигенции Судана для выражения своего мнения и как альтернативный голос дискредитировавшим себя вождям племен. [61]
В августе и сентябре 1940 года Конгресс раскололся на сторонников Ансара и Хатмии. [7] Поначалу Ансары доминировали, но к концу 1942 года они потеряли эту позицию. Многие сторонники Абд ар-Рахмана видели в нем источник финансовой поддержки и восхищались его защитой независимого Судана, но не следовали за ним как за религиозным деятелем. лидером и не были членами движения Ансар. [7] К концу 1942 года правительство решило, что Конгресс не имеет политической ценности. Махдисты раскололись на соперничающие лагеря, возникли другие фракции, а на ежегодном собрании Конгресса присутствовали ремесленники, торговцы и неграмотные. [62]
В мае 1944 года правительство создало центральный консультативный совет при полной поддержке Сайида Абд ар-Рахмана. Большинство членов Совета были ансарами или лидерами племен. Многие образованные суданцы с подозрением относились к Совету и на выборах 1944 года склонялись на сторону Хатмии не по религиозным причинам, а потому, что они были враждебны правительству, хотели сохранить связи с Египтом в качестве противовеса британскому влиянию и не хотели монархии. под руководством Сайида Абд ар-Рахмана. [6]
На пути к независимости
[ редактировать ]
В августе 1944 года Сайид Абд ар-Рахман встретился с высокопоставленными членами Конгресса и лидерами племен, чтобы обсудить формирование политической партии, выступающей за независимость, которая не была связана с махдизмом. Первым шагом стал запуск новой ежедневной газеты «Аль-Умма» («Сообщество»). В феврале 1945 года была организована партия «Умма» , и первый секретарь партии Абдулла Халил подал заявку на получение государственной лицензии. В уставе партии не упоминаются ни Сайид Абд ар-Рахман, ни Ансар; Единственной видимой связью с Абд ар-Рахманом было то, что партия полагалась на него в вопросах финансирования. Однако ходили слухи, что партия Умма была создана колониальным правительством и стремилась посадить на трон Сайида Абд ар-Рахмана. Эти слухи сохранялись до июня 1945 года, когда правительство публично заявило, что не будет поддерживать махдистскую монархию. [8]
Абд ар-Рахман в то время был яркой фигурой, пользовавшейся широкой народной поддержкой. Его авторитет принижал авторитет политиков, которых считали его последователями, а не лидерами. Абд аль-Рахман не мог позволить себе внезапный уход британцев, поскольку это открыло бы дверь для захвата власти Египтом и потери его власти. Британцы также были против захвата власти Египтом, но по другим причинам. Тем не менее, Абд ар-Рахмана нельзя было рассматривать как сторонника неопределенного колониального статуса Судана, и он продолжал выступать за независимость. Абд ар-Рахман и британцы были вовлечены в деликатные и нестабильные договоренности, характеризующиеся взаимным недоверием. [63]
Когда в 1946 году Исмаил аль-Ажари из суданской партии аль-Ашикка начал искать поддержки объединению долины Нила, Абд ар-Рахман категорически возражал против любого намека на то, что король Египта может иметь какую-либо власть в Судане. Он и его последователи создали «Фронт независимости» и организовали массовые демонстрации по всему Судану против проекта англо-египетского соглашения по Судану. В ноябре 1946 года Абд ар-Рахман уехал с делегацией в Лондон через Каир. Полностью игнорируемый египетским правительством в Каире, он в течение двух часов разговаривал в Лондоне с премьер-министром Великобритании Клементом Эттли . Когда Эттли спросил, почему суданцы не высказывались, в то время как Египет настаивал на своих притязаниях на Судан в течение последних семидесяти лет, Абд ар-Рахман ответил, что это произошло потому, что британцы исключили их из любых переговоров. Далее он заявил, что суданцы будут бороться изо всех сил за независимость. [64]
Абд ар-Рахман поддержал работу Законодательного собрания, которая началась в декабре 1948 года. Он считал, что это первый случай, когда политические и религиозные группы Судана смогли встретиться друг с другом в таком месте, где британцы не могли разжечь споры между разные фракции. Он сказал, что Исмаил аль-Ажари выступил против собрания исключительно потому, что оно позволит Судану отделиться от Египта и приблизиться к полной независимости. В декабре 1950 года член Уммы внес резолюцию с просьбой к генерал-губернатору потребовать, чтобы Египет и Великобритания немедленно предоставили Судану независимость. Британцы решительно выступили против этой меры, заявив, что собрание не было действительно представительным, поскольку Хатмия предпочла не участвовать. Резолюция была принята одним голосом. Абд ар-Рахман и аль-Ажари заявили о своей победе: Абд ар-Рахман после того, как было проведено голосование, и аль-Ажари, поскольку британцы заявили, что собрание не является представительным. [65]
Сайид Абд ар-Рахман заявил, что с тех пор британцы делали все возможное, чтобы развалить партию Умма и помешать ему лично. Они безуспешно пытались заставить вождей племен и деревенских лидеров покинуть Умму. Он утверждал, что именно Умма вынудила британцев создать комитет для начала разработки конституции независимого Судана в 1951 году, конституции, которая была одобрена в апреле 1952 года. Однако более широкие соображения привели британцев к поддержке независимого Судана. несмотря на попытки Соединенных Штатов убедить их предоставить Египту свою роль. [66]
Выборы и независимость
[ редактировать ]
Египет получил полную независимость в результате египетской революции 23 июля 1952 года , в ходе которой король Фарук был свергнут группой офицеров, в которую входил Гамаль Абдель Нассер , который позже стал единоличным правителем в 1954 году. [58] Сайид Абд ар-Рахман посетил Лондон и встретился с министром иностранных дел Великобритании сэром Энтони Иденом 11 ноября 1952 года. 10 января 1953 года правительство Египта ратифицировало соглашение с представителями Уммы и другими суданскими партиями, выступающими за независимость, которое давало суданцам право на самоопределение. -определение. Предполагалось, что в течение переходного периода продолжительностью не более трех лет будут проведены парламентские выборы и сформировано суданское правительство. Британские и египетские войска и официальные лица покинут страну и будут заменены суданцами. [67]
В 1953 году Абд ар-Рахман выступил с важным заявлением, в котором поддержал республиканскую систему, «поскольку демократическая республиканская система - это система, глубоко укорененная в исламе, нашей чистой, толерантной и демократической религии». [68] первые парламентские выборы В том же году состоялись . Национальная юнионистская партия (ПНЕ), преемница партии аль-Ашикка, получила солидное большинство в парламенте, а премьер-министром стал Исмаил аль-Ажари. [69] Победа ПНЕ, крупнейшая в северном и центральном Судане, возможно, частично стала результатом поддержки со стороны Хатмии. Другим фактором, возможно, был страх, что партия Умма попытается восстановить махдистское государство с Абд ар-Рахманом в качестве короля. [70]
В августе 1954 года Сайид Абд ар-Рахман спонсировал поездку на юг Бута Диу из Южной либеральной партии . В своих выступлениях Бут Диу цитировал предвыборные обещания ПНЕ в поддержку федеральной системы, в которой южные провинции будут иметь значительную автономию. Премьер-министр Ажари назвал это подстрекательскими разговорами и пригрозил применить силу, чтобы предотвратить отделение юга от Судана. [71] В мае 1955 года Исмаил аль-Ажари объявил, что Судан будет добиваться полной независимости, что является изменением прежней позиции ПНЕ в пользу союза с Египтом. [72]
Когда Исмаил аль-Ажари начал утверждать свою власть, и Сайид Али аль-Миргани, и Сайид Абд ар-Рахман забеспокоились, что они потеряют свое политическое влияние. [69] С октября 1955 года Сайид Али начал искать способы отстранить Исмаила аль-Ажари от власти. Ключевой вопрос заключался в том, следует ли проводить плебисцит для определения того, будет ли Судан независимым от Египта, что поддержал Сайид Али и выступил против Исмаила аль-Ажари. Чтобы укрепить свои позиции в парламенте, Исмаил аль-Ажари начал предлагать соратникам Сайида Абд ар-Рахмана изучить идею коалиции ПНЕ-Умма. Судан формально стал независимым 1 января 1956 года. 2 февраля 1956 года Исмаил аль-Ажари объявил о формировании нового кабинета, в который вошли представители всех политических партий и фракций. [73]
Первые парламентские выборы после обретения независимости состоялись 27 февраля и 8 марта 1958 года. [74] Результатом стала победа партии «Умма» Абд ар-Рахмана, которая получила 63 из 173 мест. Федеральная партия Южного Судана приняла участие в выборах и получила 40 из 46 мест, отведенных южным провинциям. Платформа Федеральной партии представляла собой серьезный вызов властям. [75] Однако, когда стало ясно, что требования партии о федеральной структуре будут проигнорированы Учредительным собранием, 16 июня 1958 года южные депутаты покинули парламент. [76]
В ноябре 1958 года армия устроила переворот под руководством генерала Ибрагима Аббуда . Двумя днями позже Абд ар-Рахман заявил о своей решительной поддержке действий армии, заявив: «Мне очень прискорбно говорить, что все политики, возглавлявшие политические партии, потерпели неудачу... Сегодня день освобождения. Суданская армия возникла и взяла дело в свои руки... Они не позволят колебаниям, анархии или коррупции сеять хаос на этой земле... Бог предоставил в наше распоряжение... того, кто возьмет бразды правления в свои руки. правительства правдиво и решительно ... Радуйтесь этой благословенной революции и спокойно и удовлетворенно приступайте к своей работе, чтобы поддержать людей суданской революции». [10] Не исключено, что Абд ар-Рахман рассчитывал стать пожизненным президентом. Если так, то он был разочарован. [10]
Наследие
[ редактировать ]
Сайид Абд ар-Рахман умер 24 марта 1959 года в возрасте 73 лет. На протяжении своей долгой и бурной карьеры он всегда был сильным и последовательным лидером неомахдистского движения. [77] К моменту закрытия кондоминиума в 1956 году Сайид Абд ар-Рахман считался самым богатым из всех суданцев. [78] Британцы предпочли бы, чтобы движение Ансар носило чисто религиозный характер, но Сайид Абд ар-Рахман аль-Махди также был компетентным политическим лидером Судана. [79] Объяснения возрождения неомахдизма в Судане включают потребность Великобритании в номинальном главе, финансовое влияние Абд ар-Рахмана по мере расширения его бизнеса по выращиванию хлопка или возрождение религиозных и националистических настроений в секте Ансар. [80]
Сын Абд ар-Рахмана Сайид ас-Сиддик аль-Махди был имамом ансаров в течение следующих двух лет. После смерти аль-Сиддика в 1961 году на посту имама его сменил его брат Сайид аль-Хади аль-Махди , а сын аль-Сиддика Садик аль-Махди взял на себя руководство партией Умма. [77] Садик аль-Махди был арестован в 1970 году и в течение многих лет чередовал периоды заключения в тюрьме в Судане и периоды изгнания. В 1985 году Садик аль-Махди, который учился в Оксфорде и боролся за демократию, снова был избран президентом партии Умма. На выборах 1986 года он стал премьер-министром Судана и занимал этот пост до тех пор, пока правительство не было свергнуто в результате государственного переворота Братьев-мусульман в 1989 году. После дальнейшего заключения и ссылки Садик аль-Махди вернулся в Судан в 2000 году и в 2002 году был избран имамом. из Ансара. В 2003 году Садик аль-Махди был переизбран президентом Уммы. [81]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Политическая служба Судана — элитный корпус британских колониальных администраторов, члены которого всю свою карьеру служили в Судане. В то время как высшие правительственные чиновники, как правило, имели военное прошлое, по крайней мере, в первые годы, Суданская политическая служба была укомплектована выпускниками университетов, в основном из Оксбриджа. Они были выбраны советом правительственных чиновников Судана как на основании их способности «вписаться», так и на основе какой-либо формальной квалификации ( Daly & Hogan 2005 , стр. 16).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Линейки: ИМ-М .
- ^ Jump up to: а б Стиансен и Кеване 1998 , стр. 23–27.
- ^ Jump up to: а б с д Варбург 2003 , стр. 76–77.
- ^ Jump up to: а б Бартлетт 2008 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Варбург 2003 , стр. 106–107.
- ^ Jump up to: а б Варбург 2003 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б с Варбург 2003 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Варбург 2003 , стр. 125–127.
- ^ Краткая история .
- ^ Jump up to: а б с Ниблок 1987 , стр. 219–220.
- ^ Чисхолм 1911 .
- ^ Майер 2009 , с. 216.
- ^ Литтл 2007 , с. 189.
- ^ Мурхед 1963 , с. 90.
- ^ Хьюз и Джонсон 2005 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Лоббан 2010 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Мурхед 1963 , с. 231.
- ^ Мурхед 1963 , с. 236.
- ^ Мурхед 1963 , стр. 267–268.
- ^ Мурхед 1963 , с. 270.
- ^ Мурхед 1963 , с. 276.
- ^ Jump up to: а б с д Варбург 2003 , с. 81.
- ^ Ибрагим 2004 , с. 11.
- ^ Черчилль 1899 , с. 264.
- ^ Jump up to: а б с Спирс 1998 , с. 216.
- ^ Спирс 1998 , с. 207.
- ^ Jump up to: а б с Ибрагим 2004 , с. 13.
- ^ Ибрагим 2004 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с Ибрагим 2004 , с. 66.
- ^ Ибрагим 2004 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Варбург 2003 , стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а б Ниблок 1987 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Варбург 2003 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Варбург 2003 , с. 82.
- ^ Эспозито и Фолл 1996 , с. 82.
- ^ Стиансен и Кеване 1998 , с. 27.
- ^ Дейли 2004 , с. 278.
- ^ Jump up to: а б Сидахмед 1996 , с. 25.
- ^ Сидахмед 1996 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с Варбург 2003 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Варбург 2003 , с. 83.
- ^ Сидахмед 1996 , с. 28.
- ^ Стиансен и Кеване 1998 , с. 23.
- ^ Ниблок 1987 , с. 170.
- ^ Ибрагим 2004 , с. 25.
- ^ Варбург 2003 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ибрагим 2002 .
- ^ Jump up to: а б Дейли и Хоган 2005 , стр. 28–29.
- ^ Египет: Выстрелы и последствия .
- ^ Jump up to: а б с д Варбург 2003 , с. 90.
- ^ Ризк 2001 .
- ^ Варбург 2003 , с. 37.
- ^ Дейли 2004 , с. 337.
- ^ Ибрагим 2004 , стр. 84–85.
- ^ Варбург 1978 , с. 38.
- ^ Варбург 2003 , с. 99.
- ^ Варбург 2003 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Приветствую 1996 г. , стр. 91 и далее.
- ^ Коллинз 2008 , с. 46.
- ^ Коллинз 2008 , с. 40.
- ^ Варбург 2003 , с. 110.
- ^ Варбург 2003 , с. 117.
- ^ Дейли и Хоган 2005 , с. 47.
- ^ Варбург 1978 , с. 71.
- ^ Варбург 1978 , с. 73.
- ^ Варбург 1978 , с. 74.
- ^ Варбург 1978 , с. 77.
- ^ Эспозито и Фолл 1996 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Ниблок 1987 , с. 207.
- ^ Сидахмед 1996 , с. 55.
- ^ Дейли 2003 , с. 383.
- ^ Варбург 1978 , с. 99.
- ^ Ниблок 1987 , стр. 208–209.
- ^ Нолен, Тибо и Креннерих 1999 , с. 851.
- ^ Барткус 1999 , с. 136.
- ^ Варбург 1978 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Варбург 2003 , с. 171.
- ^ Дейли и Хоган 2005 , с. 233.
- ^ Варбург 1978 , с. 64.
- ^ Ибрагим 2004 , стр. 8–10.
- ^ Садиг Аль-Махди .
Источники
[ редактировать ]- Барткус, Вива Она (1999). Динамика отделения . Кембриджские исследования в области международных отношений. Издательство Кембриджского университета. п. 136 . ISBN 0-521-65970-1 – через Интернет-архив .
- Бартлетт, Энн Луиза (2008). Повстанческая политика: Лондон, кризис в Дарфуре и новый ландшафт транснациональных политических действий . ISBN 978-0-549-56552-9 . [ мертвая ссылка ]
- «Краткая история выборов в Судане» . Посольство Судана в Южной Африке. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 25 августа 2011 г.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 22–25.
- Черчилль, Уинстон (1899). Речная война: отчет о завоевании Судана . Нувидение Публикации, ООО. ISBN 1-59547-814-0 . [ мертвая ссылка ]
- Коллинз, Роберт О. (2008). История современного Судана . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-67495-9 .
- Дейли, М.В. (2003). Имперский Судан: англо-египетский кондоминиум 1934–1956 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-53116-0 .
- Дейли, М.В. (2004). Империя на Ниле: Англо-египетский Судан, 1898–1934 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-89437-9 .
- Дейли, Миссури; Хоган, Джейн (2005). Образы Империи: фотографические источники для британцев в Судане . Брилл. ISBN 90-04-14627-Х .
- «Египет: выстрелы и последствия» . Время . 1 декабря 1924 года. Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 года . Проверено 30 августа 2011 г.
- Эспозито, Джон Л.; Волл, Джон Оберт (1996). Ислам и демократия . Издательство Оксфордского университета, США. п. 82 . ISBN 0-19-510296-7 – через Интернет-архив .
- Привет, JA (1996). Внешняя политика Великобритании в Египте и Судане, 1947–1956 гг . Гранат и Итака Пресс. ISBN 0-86372-206-7 .
- Хьюз, Мэтью; Джонсон, Гейнор (2005). Фанатизм и конфликты в современную эпоху . Рутледж. ISBN 0-7146-5716-6 .
- Ибрагим, Хасан Ахмед (1 апреля 2002 г.). «Сайид Абд ар-Рахман аль-Махди: мастер манипулирования, 1935–44» . Ближневосточные исследования . 38 (2): 123–148. дои : 10.1080/714004458 . S2CID 144570752 . Архивировано из оригинала 4 января 2007 года.
- Ибрагим, Хасан Ахмед (2004). Сайид Абд ар-Рахман аль-Махди: исследование неомахдизма в Судане, 1899–1956 гг . Брилл. ISBN 90-04-13854-4 .
- «Индекс Ма-Мам» . Проверено 21 января 2022 г.
- Литтл, Дэвид (2007). Миротворцы в действии: Профили религии в разрешении конфликтов . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-85358-3 .
- Лоббан, Ричард Эндрю (2010). Глобальная служба безопасности — Судан . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-35332-1 .
- Майер, Бернхард (2009). Уильям Робертсон Смит: его жизнь, его работа и его времена . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-149995-1 .
- Мурхед, Алан (1963). Белый Нил . Книги о пингвинах. ISBN 0-14-001933-2 .
- Ниблок, Тим (1987). Класс и власть в Судане: динамика суданской политики, 1898–1985 гг . СУНИ Пресс. ISBN 0-88706-481-7 .
- Нолен, Дитер; Тибо, Бернар; Креннерих, Майкл, ред. (1999). Выборы в Африке: Справочник по данным . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-829645-2 .
- Ризк, Юнан Лабиб (8–14 февраля 2001 г.). «Силы обороны Судана» . Еженедельник Аль-Ахрам . № 520. Архивировано из оригинала 24 июля 2008 года . Проверено 29 августа 2011 г.
- «Садиг Аль-Махди» . Клуб Де Мадрид. 12 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 8 октября 2007 г. Проверено 29 марта 2008 г.
- Сидахмед, Абдель Салам (1996). Политика и ислам в современном Судане . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 0-312-16144-1 .
- Спирс, Эдвард М. (1998). Судан: новая оценка Реконкисты . Рутледж. ISBN 0-7146-4749-7 .
- Стиансен, Эндре; Кеване, Майкл (1998). Вторжение Кордофана: периферийное объединение и социальная трансформация в исламской Африке . Брилл. ISBN 90-04-11049-6 .
- Варбург, Габриэль (1978). Ислам, национализм и коммунизм в традиционном обществе: пример Судана . Рутледж. ISBN 0-7146-3080-2 .
- Варбург, Габриэль (2003). «Сайид Абд ар-Рахман аль-Махди, 1885–1959» . Ислам, сектантство и политика в Судане со времен Махдии . Университет Висконсин Пресс. ISBN 0-299-18294-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ибрагим, Хасан Ахмед (2004). Сайид Абд ар-Рахман аль-Махди: исследование неомахдизма в Судане, 1899–1956 гг . Академическое издательство «Брилл». ISBN 90-04-13854-4 .