Jump to content

Исламизм в Судане

Исламистское движение в Судане зародилось в университетах и ​​средних школах еще в 1940-х годах под влиянием египетских «Братьев-мусульман» . [1] Исламское освободительное движение , предшественник суданских Братьев-мусульман , началось в 1949 году. [1] Затем Хасан Аль-Тураби взял его под свой контроль под именем Суданских Братьев-мусульман. [1] В 1964 году он стал генеральным секретарем Фронта Исламской Хартии (ICF), активистского движения, которое служило политическим крылом «Братьев-мусульман». [1] Другие исламистские группы в Судане включали Фронт Исламского пакта и Партию Исламского блока . [1] [2]

По состоянию на 2011 год Аль-Тураби, создавший Исламистскую партию Народный конгресс , был лидером исламистов в Судане на протяжении последних полувека. [1] Философия Аль-Тураби выборочно опиралась на суданскую, исламскую и западную политическую мысль, чтобы сформировать идеологию стремления к власти. [1] Аль-Тураби поддерживал шариат и концепцию исламского государства, но его видение не было ваххабитским или салафитским. [1] Он ценил тот факт, что большинство суданцев исповедуют суфийский ислам, который он намеревался изменить с помощью новых идей. [1] Он не распространял легитимность на суфиев, махдистов и священнослужителей, которых считал неспособными справиться с проблемами современной жизни. [1] Одной из сильных сторон его видения было рассмотрение различных тенденций в исламе. [1] Хотя политическая база его идей, вероятно, была относительно небольшой, он оказал важное влияние на суданскую политику и религию. [1]

После суданской революции 2018–2019 годов и государственного переворота 2019 года будущее исламизма в Судане оказалось под вопросом. [3] [4]

Ранние годы: соперничество аль-Миргани и аль-Махди

[ редактировать ]
Абд ар-Рахман аль-Махди , лицо ислама в Судане до обретения Суданом независимости

Под турецко-египетским правлением в Судане наблюдался рост политически мотивированных религиозных движений. Это было подчеркнуто восстанием махдистов в 1843 году под руководством Мухаммеда Ахмада против турецко-египетского правления. После освобождения Хартума и убийства генерала Чарльза Гордона в 1885 году было создано государство махдистов . Несмотря на его поражение от британских войск в 1899 году, влияние движения сохранялось благодаря его последователям, известным как « Ансар ». а позже, в феврале 1945 года, «Умма» сформировал партию Абд ар-Рахман аль-Махди для защиты независимости Судана от англо-египетского правления . [5]

И наоборот, во время турецко-египетского правления в Судане поддержку получила « Хатмия », основанная Мухаммадом Османом аль-Миргани аль-Хитми в 1817 году. Он оставался влиятельным во время британской оккупации и выступал в качестве соперника движения Ансар. В 1943 году лидер Хатмии поддержал движение «Братьев» и движение «Единство долины Нила», выступая за автономию Судана в рамках единой структуры с Египтом, которая позже стала « Национальной юнионистской партией (ПНЕ)». [5] Несмотря на то, что Хатмия по-прежнему получает ежегодный британский пожертвование, британцы, обеспокоенные растущим политическим влиянием Хатмии, попытались противодействовать этому, укрепляя политическую позицию Абд ар-Рахмана аль-Махди. [6] Хатмия отделилась от ПНЕ в июне 1956 года и образовала « Народно-демократическую партию », которая в конечном итоге объединилась с Демократической юнионистской партией в декабре 1967 года. [5]

Братья-мусульмане в Судане (1954–1964)

[ редактировать ]
Хасан аль-Банна , основатель организации «Братья-мусульмане»

Присутствие « Братьев - мусульман» в Судане было инициировано Джамал ад-Дином аль-Санхури в 1946 году. К 1948 году организация выросла и насчитывала пятьдесят отделений в Судане. Однако британские власти отказали группе в разрешении на деятельность. [5]

возникло «Исламское освободительное движение» В 1949 году в Мемориальном колледже Гордона , целью которого было противодействие коммунистическому влиянию среди студентов. Несмотря на идеологическое сходство с египетским «Братьями-мусульманами», движение дистанцировалось от него. Конференция Ид в августе 1954 года разрешила конфликты между лидерами, что привело к принятию названия «Братья-мусульмане» для движения в Судане. Это решение вызвало разногласия, которые привели к образованию Исламской группы в 1954 году и Исламской социалистической партии в 1964 году. [5]

В декабре 1955 года политическая активность «Братьев-мусульман» возросла, что привело к созданию «Исламского фронта за конституцию». Фронт выступал за исламскую конституцию после обретения независимости. [5]

В 1959 году Аль-Рашид аль-Тахер, лидер Суданского Братства, был арестован по подозрению в причастности к попытке государственного переворота 1959 года . Его удаление привело к спаду деятельности группы. Между тем, Исламская группа и Исламская социалистическая партия добились ограниченного успеха. Идеи Бабикра Карара, направленные на примирение ислама, социализма и арабского национализма , не получили значительного внимания. После переворота в Нумейри в 1969 году Карар переехал в Ливию после сентябрьской революции Аль-Фатех . Его более поздние попытки возродить эксперимент имели ограниченный успех. [5]

Фронт Исламской хартии (1964–1969)

[ редактировать ]

Хасан аль-Тураби , профессор конституционного права в Хартумском университете , приобрел известность во время октябрьской революции 1964 года . Затем он основал «Фронт Исламской Хартии», целью которого было создание исламской конституции и объединение нескольких исламских групп. Фронт получил семь мест на выборах 1965 года их количество сократилось , но на выборах 1968 года . Аль-Тураби расширил членский состав Фронта и превратил его в группу давления, что привело к запрету Коммунистической партии Судана в ноябре 1965 года. После его избрания Генеральным прокурором в апреле 1969 года некоторые члены покинули группу из-за его политического подхода. Однако этот раскол остался бездействующим из-за переворота Нимейри и последующего режима Мэйо. [5]

Национальное примирение

[ редактировать ]
Садик аль-Махди принял присягу в правительстве после национального примирения 1977 года.

После неудавшейся попытки государственного переворота в июне 1976 года Гаафар Нимейри стремился к « национальному примирению » и включил Ас-Садика аль-Махди и Аль-Тураби в политическое бюро Суданского социалистического союза. Аль-Тураби стал генеральным прокурором в 1979 году. Аль-Тураби рассматривал восстановление организации после переворота и изгнания как стратегический выбор. Он также воспользовался подавлением Нимейри коммунистов после их попытки государственного переворота 1971 года .

В 1979 году разногласия между Суданским Братством и головной организацией привели к расколу. Аль-Тураби отказался присягнуть международной группировке, и шейх Садик и его последователи встали на его сторону. Аль-Тураби назвал свою фракцию « Суданским исламским движением ». [5]

Влияние Аль-Тураби достигло своего апогея, когда Нимейри ввел в действие законы шариата в сентябре 1983 года , и Аль-Тураби поддержал этот шаг. Аль-Тураби и его союзники внутри режима выступали против самоуправления на юге , светской конституции и принятия неисламской культуры. Условием национального примирения был пересмотр Аддис-Абебского соглашения 1972 года , которое предоставило югу самоуправление. [5]

законы шариата

[ редактировать ]
Свирепый Дэн Бол
Абдул Рахман Али
Дедушка Идриса Аль-Нура
Аль-Амин Кабаши

В сентябре 1983 года президент Джаафар Нимейри ввел в Судане закон шариата, известный как законы сентября 1983 года, символически запрещающий употребление алкоголя и применяющий наказания худуд, такие как публичные ампутации. Исламская экономика последовала этому примеру в начале 1984 года, отменив проценты и введя закят . Нимейри объявил себя имамом суданской уммы в 1984 году. [7]

Попытка Нимейри реализовать «исламский путь» в Судане с 1977 по 1985 год, включая объединение с религиозными группировками, в конечном итоге провалилась. Его переход от националистических левых идеологий к строгому исламу был подробно описан в его книгах «Ан-Нахдж аль-Ислами лимадха?» и «Ан-Нахдж аль-Ислами кайфа?» Связь между исламским возрождением и примирением с противниками революции 1969 года совпала с ростом воинствующего ислама в других частях мира. Связь Нимейри с суфийским орденом Абу Курун повлияла на его переход к исламу, что привело к тому, что он назначил последователей ордена на важные роли. Процесс законодательного оформления «исламского пути» начался в 1983 году и завершился принятием различных приказов и актов по реализации законов шариата и других исламских принципов. [7]

Создание Нимейри Исламского государства в Судане было изложено в его речи на Исламской конференции 1984 года. Он оправдал введение шариата ростом преступности. Он заявил, что благодаря новым наказаниям уровень преступности за год снизился более чем на 40%. Нимейри объяснил экономический успех Судана законом о закяте и налогообложении, подчеркнув его преимущества для бедных и немусульман. Его связь с суфийским орденом Абу Курун и его самопровозглашенное положение имама привели к его убеждению, что он один может интерпретировать законы в соответствии с шариатом. Однако его экономическая политика, включая исламский банкинг, привела к серьезным экономическим проблемам. Сотрудничество Нимейри с «Братьями-мусульманами» и «Ансаром» было направлено на прекращение межконфессиональных разногласий и внедрение шариата. Ансар, несмотря на первоначальное сотрудничество, раскритиковал реализацию Нимейри как неисламскую и коррумпированную. [7]

Джаафар Нимейри (слева) перешел от коммунизма к законам шариата с помощью Хасана Аль-Тураби (справа) после национального примирения 1977 года .

Исламская фаза Нимейри привела к возобновлению конфликта в Южном Судане в 1983 году, ознаменовав конец Аддис -Абебского соглашения 1972 года , которое предоставило региональную автономию и признало разнообразный характер суданского общества. Соглашение гарантировало равенство независимо от расы или религии и допускало принятие отдельных личных законов для немусульман. Однако боевые действия обострились из-за открытия нефти, роспуска Южной региональной ассамблеи и усилий по децентрализации. Несмотря на это, исламские законы, введенные Нимейри, усугубили ситуацию. Политический ландшафт изменился после смещения Нимейри в 1985 году, что привело к появлению многочисленных политических партий. Национальный исламский фронт (НИФ), Ансар и Суфийский орден Хатмия (DUP) сыграли решающую роль в политике Судана. Хасан аль-Тураби и НИФ последовательно поддерживали исламские законы и сопротивлялись изменениям. [7]

Другим исламским движением в Судане было Республиканское Братство , основанное Махмудом Мухаммадом Таха . Это движение приняло концепцию двух посланий ислама и отказалось от многочисленных исламских практик. Оно выступало за мирное сосуществование с Израилем , гендерное равенство , критиковало ваххабизм , призывало к свободам и воздержанию от применения исламских уголовных наказаний , а также выступало за федеральное социал-демократическое правительство. Таха решительно выступил против запрета Коммунистической партии Судана и осудил это решение как искажение демократии, хотя он и не был коммунистом. Его приговорили к вероотступничеству в 1968 году и еще раз в 1984 году, что привело к его казни в январе 1985 года по сентябрьским законам, несмотря на его решительное сопротивление. Это событие значительно подогрело общественное и международное недовольство. [5]

Национальный исламский фронт (1985–1989)

[ редактировать ]
Хасан аль-Тураби в 2015 году

После падения режима Нимейри в результате государственного переворота 1985 года ат-Тураби и его коллеги сформировали Национальный исламский фронт (НИФ), который стал значительной оппозиционной силой после успеха на выборах в Учредительное собрание. НИФ, возглавляемый аль-Тураби, эффективно блокировал попытки Садика аль-Махди, правительства и лидера парламентского большинства, отменить спорные сентябрьские законы и продвинуть мирные переговоры с южным регионом. [5]

Под растущим давлением Аль-Садик Аль-Махди в мае 1988 года заключил союз с НИФ, что привело к созданию Правительства национального согласия. Аль-Тураби, как министру юстиции, было поручено реформировать законы шариата. И нация, и фронт столкнулись с мирным соглашением, предложенным Мухаммадом Османом аль-Миргани , лидером Демократической юнионистской партии , с Народно-освободительной армией Судана, основной оппозицией на юге. [5]

Садик аль-Махди, который первоначально выступал против исламских законов, которые он позже поддерживал, представлял себе полностью арабизированный и исламизированный южный Судан. Его неспособность решить проблемы Судана привела к военному перевороту , совершенному бригадным генералом Омаром аль-Баширом в июне 1989 года, который еще больше укрепил исламские принципы. [7]

В ответ на растущие проблемы, связанные с мирными переговорами на юге и сентябрьскими законами, Садик аль-Махди реформировал Правительство национального согласия в феврале 1988 года. Роль Аль-Тураби в коалиции выросла, что привело к тому, что он стал министром иностранных дел , что вызвало обеспокоенность. в Египте. В феврале 1989 года армия направила правительству меморандум, призывающий одобрить мирное соглашение Аль-Миргани и разрешить экономический кризис. НИФ расценил этот меморандум как прямую атаку на них из-за их стойкого противодействия мирным переговорам с южным регионом. [5]

Кизан Эра (1989–1999)

[ редактировать ]
Омар аль-Башир в 1990 году.

30 июня 1989 года Омар аль-Башир возглавил переворот, известный как «Революция национального спасения», направленный против демократического правительства, ссылаясь на экономические неудачи и неспособность наладить отношения с Центральной Африкой в ​​качестве причин. Это привело к аресту нескольких политических лидеров, в том числе Хасана аль-Тураби. Однако к декабрю офицеры Революционного командного совета национального спасения присягнули аль-Тураби на верность. Вместе они сформировали «Совет защитников революции», взяв на себя политическое руководство. [5]

Режим укрепил свою власть, используя авторитарные инструменты, создав аппарат политической безопасности под названием «Внутренняя безопасность», возглавляемый полковником Бакри Хасаном Салехом . Этот орган был известен своими пресловутыми местами содержания под стражей, «домами-призраками», где интеллектуалов содержали под стражей и пытали. [5]

В декабре 1991 года режим ввел более строгий уголовный кодекс, чем сентябрьские законы, и учредил « Народную полицию », аналогичную Комитету Саудовской Аравии по поощрению добродетели и предотвращению порока . Общественные свободы были подорваны, а политические партии были упразднены. [5]

До этих событий ат-Тураби и его жена Виссал аль-Махди (сестра его соперника ас-Садика аль-Махди) занимали открытые юридические позиции, вызывавшие критику. Аль-Тураби выступал за конституционное правление, но это не соответствовало социальной политике режима. [5]

Аль-Тураби также работал на международном уровне, пытаясь создать «Исламский интернационал» и примириться с левыми и националистическими группами. В апреле 1991 года он основал «Конференцию арабских и исламских народов», на которой присутствовали представители различных стран. В том же году Усама бен Ладен переехал в Хартум , где его приветствовал аль-Тураби, который способствовал женитьбе бен Ладена на родственнице. В Судане были созданы тренировочные лагеря для вооруженных исламских группировок, и аль-Тураби предпринял попытку посредничества между ХАМАС и Организацией освобождения Палестины . [5]

Связь Аль-Тураби с Египетским исламским джихадом в заговоре с целью убийства президента Египта Мохамеда Хосни Мубарака в 1995 году привлекла широкое внимание. Санкции ООН в отношении Судана в 1996 году привели к уходу бен Ладена и снижению влияния аль-Тураби. Экстрадиция Карлоса Шакала во Францию ​​в 1994 году также вызвала волнения внутри Национального фронта в отношении аль-Тураби. [5]

После десяти лет потрясений в 1999 году аль-Башир отстранил аль-Тураби от поста президента Национального совета и изгнал его из Генерального секретариата партии Национальный конгресс . В ответ Аль-Тураби сформировал « Партию Народного Конгресса » и прагматично подписал меморандум о взаимопонимании с Народно-освободительным движением Судана , бывшим противником, что привело к его тюремному заключению. [5]

Во время борьбы за власть между аль-Баширом и аль-Тураби основная часть Суданского исламского движения встала на сторону аль-Башира. Среди них был Али Отман Таха , видный исламистский деятель, занимавший пост вице-президента с 1998 по 2013 год. В этот период режим стал сильно милитаризованным, и исламистов часто насмешливо называли «кизанами» (чашами на суданском арабском языке) из-за высказывания ат-Тураби: «Религия — это море, а мы — его чаша ( кизан )». [5]

Новые исламские движения

[ редактировать ]

Международное отделение организации «Братья-мусульмане», возглавляемое шейхом Садиком Абдуллой Абдул Маджидом и профессором Юсефом Нуром аль-Даимом [ ар ] , столкнулось с кризисом в 1991 году, когда экстремистская группировка победила на выборах. Позже эта фракция разделилась на две группы, одна из которых заявила о поддержке Исламского государства (ИГИЛ). В 2012 году шейх Али Джавиш был избран генеральным наблюдателем группы в Судане, и под его руководством внутри группы возник раскол. Несмотря на увольнение в 2017 году, Джавиш сохранял свой титул до самой смерти. [5]

После свержения Тураби «Братство» участвовало в правительстве режима Башира, а затем присоединилось к протесту в декабре 2018 года , но влияние группы ограничено. [5]

После перехода Судана к демократии возникли более мелкие исламские группы, которые либо отделились от других движений, либо были основаны молодыми исламскими интеллектуалами. К ним относятся движение « Изменить сейчас », «Национальная координационная инициатива перемен и строительства» и движение «Демократические исламисты». Другие инициативы включают «Инициативу реформ и возрождения» и «Инициативу будущего сейчас». Эти группы имеют разные позиции по отношению к режиму Башира и разные взгляды на будущее Судана. [5] [8]

Суданская война 2023 года

[ редактировать ]

2023 года Во время войны в Судане наблюдалось возрождение исламистов, что потенциально осложнило взаимодействие с региональными державами и путь суданской армии к гражданскому правлению. [9] Кроме того, Силы быстрой поддержки (RSF) в ходе широкомасштабной кампании атаковали сотни исламистских лидеров и активистов, что указывает на продолжающуюся борьбу между различными фракциями внутри страны. [10]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Варбург, Габриэль (1995). «Махдизм и исламизм в Судане» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 27 (2): 219–236. ISSN   0020-7438 .
  • Ан-Наим, Абдуллахи Ахмед (1989). «Конституционализм и исламизация в Судане» . Африка сегодня . 36 (3/4): 11–28. ISSN   0001-9887 .
  • Нобл-Фрапен, Бен (2009). «Роль ислама в суданской политике: социально-историческая перспектива» . Ирландские исследования в области международных отношений . 20 : 69–82. ISSN   0332-1460 .
  • Варбург, Габриэль Р. (октябрь 1985 г.). «Ислам и государство в Судане Нумайри» . Африка . 55 (4): 400–413. дои : 10.2307/1160174 . ISSN   1750-0184 .
  • Флер-Лоббан, Кэролайн (1990). «Исламизация в Судане: критическая оценка» . Ближневосточный журнал . 44 (4): 610–623. ISSN   0026-3141 .
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Шинн, Дэвид Х. (2015). «Партия Народный конгресс» (PDF) . В Берри, ЛаВерль (ред.). Судан: страновое исследование (5-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . стр. 254–256. ISBN  978-0-8444-0750-0 . Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  2. ^ Захид, Мохаммед; Медли, Майкл (2006). «Братья-мусульмане в Египте и Судане» . Обзор африканской политической экономии . 33 (110): 693–708. ISSN   0305-6244 . JSTOR   4007135 .
  3. ^ Ассаль, Мунзул AM ​​(2019). «Народное восстание в Судане и упадок исламизма» . Хр. Институт Михельсена . Проверено 16 октября 2020 г.
  4. ^ Бомонт, Питер; Салих, Зейнаб Мохаммед (2 мая 2019 г.). «Судан: какое будущее у исламистов страны?» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 16 октября 2020 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Хадхуд, Махмуд (15 апреля 2019 г.). «История исламского движения в Судане » . Иллюминирование (на арабском языке) . Проверено 30 августа 2023 г.
  6. ^ «Соперничество между двумя Сайидами аль-Миргани и аль-Махди» (PDF) . ЦРУ . 27 августа 1948 года.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Варбург, Габриэль Р. (1990). «Шариат в Судане: применение и последствия, 1983–1989 годы» . Ближневосточный журнал . 44 (4): 624–637. ISSN   0026-3141 . JSTOR   4328194 .
  8. ^ Бомонт, Питер; Салих, Зейнаб Мохаммед (2 мая 2019 г.). «Судан: какое будущее у исламистов страны?» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 3 марта 2024 г.
  9. ^ Абдельазиз, Халид (28 июня 2023 г.). «Эксклюзив: исламисты тайно причастны к конфликту в Судане, сообщают военные источники» . Рейтер .
  10. ^ «Как «Братья-мусульмане» могут использовать затяжной кризис в Судане, чтобы спланировать возвращение» . Арабские новости . 15 июня 2023 г. Проверено 3 марта 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 46883fc0f286f6ddac5df45c8909eca1__1719294060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/a1/46883fc0f286f6ddac5df45c8909eca1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islamism in Sudan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)