Махмуд Мохаммед Таха
Махмуд Мохаммед Таха | |
---|---|
Махмуд Мухаммад Таха | |
![]() | |
Лидер Республиканского Братства | |
В офисе 26 октября 1945 г. - 18 января 1985 г. | |
Предшественник | Партия создана |
Личные данные | |
Рожденный | 1909 Апелляция , Англо-египетский Судан |
Умер | 18 января 1985 г. Хартум , Демократическая Республика Судан | ( 1985-01-18 )
Политическая партия | Республиканское Братство |
Занятие | Политик, Религиозный мыслитель, Инженер-строитель |
Махмуд Мохаммед Таха (1909 — 18 января 1985; арабский : محمود محمد طه ), также известный как Устаз Махмуд Мохаммед Таха , был суданским религиозным мыслителем, лидером и квалифицированным инженером . Он разработал то, что он назвал «Вторым посланием ислама», в котором постулировалось, что аяты Корана, ниспосланные в Медине, были уместны в свое время в качестве основы исламского закона ( шариата ), но что аяты, ниспосланные в Мекке , представляли собой идеальная и универсальная религия, которая будет возрождена, когда человечество достигнет стадии развития, способной реализовать их, открывая новую эру ислама, основанную на принципах свободы и равенства. [ 1 ] Он был казнен за отступничество за свою религиозную проповедь в возрасте 76 лет режимом Гаафара Нимейри . [ 2 ] [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Таха родился в Руфаа , городе на восточном берегу Голубого Нила , в 150 километрах (93 милях) к югу от Хартума . Он получил образование инженера-строителя в британском университете еще до обретения Суданом независимости. Проработав некоторое время в Суданских железных дорогах, он начал собственный инженерный бизнес. [ 3 ] В 1945 году он основал антимонархическую, федералистскую и социалистическую политическую группу Республиканскую партию и дважды был заключен в тюрьму британскими властями. [ 3 ]
Философия
[ редактировать ]Таха разработал то, что он назвал «Вторым посланием ислама», после периода длительного «религиозного уединения». [ 4 ] В его послании утверждается, что, в отличие от основного направления ислама, классический шариат (исламский закон) был предназначен для правления Мухаммеда в Медине , а не для всех времен и мест.
Мусульмане верят, что Коран состоит из мекканских сур (главы Корана, которые, как полагают, были ниспосланы до хиджры — переселения исламского пророка Мухаммеда и его последователей из Мекки в Медину ) — и мединских сур (главы, которые, как полагают, были ниспосланы до хиджры). было открыто после хиджры ). Мекканские стихи «пронизаны духом свободы и равенства; по словам Тахи, они представляют ислам в его совершенной форме»; [ 1 ] Мединские стихи «полны правил, принуждения и угроз, включая приказы о джихаде». Таха считал, что они «были исторической адаптацией к реальности жизни в исламском городе-государстве седьмого века, в котором «не было никакого закона, кроме меча». [ 1 ]
Эти более поздние мединские стихи составляют основу большей части шариата, который Таха называет «первым посланием ислама». [ 1 ]
Эти два вида стихов часто находились в противоречии. В мекканских стихах говорится следующее: «Ты [Мухаммед] — всего лишь напоминание, ты не имеешь власти над ними»; в Мединане говорится об «обязанностях и нормах поведения» в исламе, например: «Мужчины управляют делами». женщин за то, что Бог предпочел одну из них другой...» (В.4:34). [ 5 ]
Таха, по сути, утверждал противоположное этой классической основе права. Он считал, что «Мединский Коран» и основанные на нем законы шариата были «вспомогательными стихами» – подходящими для общества VII века, но «неактуальными для новой эпохи, двадцатого века», нарушающими ценности равенства, религиозных свобода и человеческое достоинство. [ 4 ] Мекканские аяты, составляющие «Второе послание» ислама, должны составить «основу законодательства» современного общества. [ 6 ]
Истинный закон шариата, как считал Таха, не был фиксированным, но обладал способностью «развиваться, усваивать возможности человека и общества и направлять такую жизнь вверх по лестнице непрерывного развития». [ 7 ] Хотя Мединский Коран в свое время подходил для формирования сути шариата, он считал, что «исходной, универсальной формой» ислама был Мекканский Коран. Он предоставлял (среди прочего) равный статус людям – будь то женщины или мужчины, мусульмане или немусульмане. Таха проповедовал, что конституцию Судана следует реформировать, чтобы примирить «потребность человека в абсолютной свободе с потребностью общества в полной социальной справедливости». Он также считал, что ислам совместим с демократией и социализмом .
Для продвижения своего дела он сформировал группу, известную как «Братья-республиканцы». [ 3 ] [ 8 ] Небольшая группа тщательно изучила исламские/суданские ритуалы, социальные обычаи, культурные ценности и правовую практику. Республиканцы нарушили социальную норму, ограничивающую участие в суфийских ритуалах только мужчинами. (Была также «Сестры-республиканки».) «Женщины не только участвовали во всех их молитвах и других религиозных ритуалах, но и были движущей силой создания многих гимнов и стихов». [ 4 ]
Арест и казнь
[ редактировать ]Впервые Таха предстал перед судом и был признан виновным в вероотступничестве в 1967 году, но юрисдикция суда была ограничена вопросами «личного статуса». [ 9 ]
5 января 1985 года Таха был арестован за распространение брошюр с призывом положить конец законам шариата в Судане. Привлеченный к суду 7 января, он был обвинен в преступлениях, «приравниваемых к вероотступничеству, влекущему за собой смертную казнь». [ 10 ] Таха отказался признать легитимность суда по шариату и отказался покаяться. [ 9 ] Суд длился два часа, и главным доказательством стали признания обвиняемых в том, что они были против суданской интерпретации исламского права. [ 11 ] На следующий день он был приговорен к смертной казни вместе с четырьмя другими последователями (которые позже отреклись и были помилованы) за «ересь, противодействие применению исламского закона, нарушение общественной безопасности, провоцирование оппозиции правительству и восстановление запрещенной политической партии». ." [ 12 ]
Правительство запретило публичное обсуждение его неортодоксальных взглядов на ислам, поскольку это «создало бы религиозные беспорядки» или фитну (подстрекательство к мятежу). Специальный апелляционный суд утвердил приговор 15 января. Двумя днями позже президент Нимейри приказал казнить 18 января.
Описывая его повешение, журналистка Джудит Миллер пишет:
Незадолго до назначенного времени Махмуда Мухаммада Таха провели во двор. Осужденный со связанными за спиной руками был меньше, чем я ожидал, и с того места, где я сидел, пока охранники тащили его вперед, он выглядел моложе своих семидесяти шести лет. Он высоко поднял голову и молча смотрел на толпу. Увидев его, многие в толпе вскочили на ноги, насмехаясь и грозя ему кулаками. Некоторые размахивали своими Коранами в воздухе. Мне удалось лишь мельком увидеть лицо Тахи, прежде чем палач надел ему на голову и тело мешок овсяного цвета, но я никогда не забуду выражение его лица: его глаза были вызывающими; его рот тверд. Он не выказал ни намека на страх. [ 1 ]
Несмотря на то, что группа его сторонников («Братья-республиканцы») была небольшой, тысячи демонстрантов протестовали против его казни, а полиция верхом на лошадях использовала кнуты, чтобы отогнать толпу. [ 11 ] Тело было тайно похоронено. [ 13 ]
Президент/военный диктатор того времени Гаафар Нимейри был свергнут в результате народного восстания четыре месяца спустя, и казнь считалась одним из факторов, способствовавших этому. Дата его казни, 18 января, позже стала Днем прав человека в арабских странах. Пятнадцать лет спустя, когда суданский репортер спросил Нимейри о смерти Тахи, Нимейри выразил сожаление и обвинил исламиста Хасана аль-Тураби (тогдашнего министра юстиции) в «тайной организации» казни. Другие также обвинили аль-Тураби в казни. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]- Второе послание Ислама . «Ар-Рисала аль-Сания мин аль-Ислам» Второе послание ислама
- Ближневосточная проблема . «Мушкилат аш-Шарк аль-Авсах» Проблема Ближнего Востока
- Выход . «Хадхихи Сабили» Скажи: «Это мой путь».
- Путь Мухаммеда . «Тарик Мухаммад», путь Мухаммеда
- Договоры о молитве . Молитвенное послание «Рисалат аль-Салат»
- Вызов, стоящий перед арабами . «ат-Тахадди алладхи йуваджихух аль-Араб» Вызов, стоящий перед арабами
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Пакер, Джордж (11 сентября 2006 г.). «Умеренный мученик» . Житель Нью-Йорка . Проверено 29 апреля 2015 г.
- ^ Отступничество | Международный гуманистический и этический союз
- ^ Jump up to: а б с д Пакер, Джордж (11 сентября 2006 г.). «Умеренный мученик: радикально мирное видение ислама» . Житель Нью-Йорка .
- ^ Jump up to: а б с Лихтенталер, Герхард. «Махмуд Мухаммад Таха: суданский мученик, мистик и мусульманский реформатор» . Институт исламских исследований . Евангелический альянс Германии, Австрии, Швейцарии . Проверено 30 июля 2014 г.
- ^ Кук, Коран , 2000 : стр.132.
- ^ Таха, Махмуд Мохамед (1987). Второе послание Ислама . Издательство Сиракузского университета. п. 40ф.
- ^ Таха, Махмуд Мохамед (1987). Второе послание Ислама . Издательство Сиракузского университета. п. 39.
- ^ ан-Наим, Абудуллахи Ахмед (зима 1988 г.). «Махмуд Мухаммед Таха и кризис реформы исламского законодательства» (PDF) . Журнал экуменических исследований . 25 (1) . Проверено 30 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Варбург, Габриэль (2003). Ислам, сектантство и политика в Судане со времен Махдии . Университет Висконсина Пресс. п. 162. ИСБН 9780299182946 . Проверено 17 декабря 2015 г.
- ^ ПАКЕР, ДЖОРДЖ (11 сентября 2006 г.). «Письмо из Судана. Умеренный мученик» . Житель Нью-Йорка . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Райт, Робин. Священная ярость . стр. 203, 4.
- ^ Райт, Робин. Священная ярость: гнев воинствующего ислама . п. 203.
- ↑ Предисловие (не автора) ко «Второму посланию ислама» Махмуда Мохамеда Тахи. Перевод Абдуллахи Ахмена Ан-Наима, 1987 г.
Источники
[ редактировать ]- Alfikra.org — Республиканская мысль ( арабская , английская версия здесь )
- 100 лет прогрессивного ислама, 1909–2009 гг., Конференция в честь Махмуда Мохмеда Тахи , Университет Огайо, 17–18 января 2009 г., Центр международных исследований Университета Огайо.
- Кук, Майкл (2000). Коран: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0192853449 .
- Томас, Эдвард. «Совершенный незнакомец ислама: жизнь Махмуда Мухаммада Тахи, мусульманского реформатора Судана», IB Tauris: Лондон, 2010 г.
- Вспоминая радикального реформатора: наследие Махмуда Мухаммада Тахи , Альберто М. Фернандес
- Архив Махмуда Мухаммада Тахи и Республиканского движения Судана. Коллекция Международного института социальной истории.
- 1909 рождений
- 1985 смертей
- Политики Республиканского Братства
- Суданские активисты демократии
- Суданские писатели публицистики
- Люди, казненные в Судане через повешение
- Казненные суданцы
- Суданские мусульмане
- Суданские писатели XX века
- инженеры 20 века
- Суданские писатели-мужчины
- Писатели-мужчины научно-популярной литературы
- мусульманские реформаторы