Шура
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2019 г. ) |
Шура ( арабский : شُورَىٰ , латинизированный : shūrā , букв. «консультация») может, например, принимать форму совета или референдума. Коран призывает мусульман решать свои дела, советуясь друг с другом.
Шура упоминается как похвальная деятельность, часто используемая при организации дел мечетей , исламских организаций, а также является общим термином, используемым при наименовании парламентов. В 21 веке некоторые новые учёные [ нужна ссылка ] теперь выступают за внедрение Шуры в цифровые технологии как средство улучшения совместного управления или электронного управления среди мусульман в целях государственного и общественного строительства.
Шура в Исламе
[ редактировать ]Мусульмане-сунниты считают, что ислам требует, чтобы решения, принимаемые мусульманским обществом, принимались шурой мусульманской общины. [1] Однако традиционно эмир , султан или халиф советовался со своими вазирами (министрами) и принимал решение, приняв во внимание их мнение.
Мусульмане-шииты говорят, что ислам требует подчинения существующим правителям, если они правильно назначены, при условии, что они управляют в соответствии с шариатом или исламскими законами. Это более традиционный подход, характерный для многих столетий исламской истории . [ нужна ссылка ]
Разница между ними кажется скорее смысловой, чем фактической: последние признают, что правители должны быть подотчетны во всех аспектах управления, чтобы гарантировать, что дела управляются наилучшим образом, независимо от того, были ли решения приняты путем консультаций или нет.
Шура в Коране
[ редактировать ]- в Коране встречается во 2-й суре Корана Первое упоминание о Шуре 2:233 в связи с коллективным семейным решением об отлучении ребенка от материнского молока. Этот стих призывает обоих родителей, посоветовавшись, принять решение об отлучении ребенка от груди.
- 42-я сура Корана . называется «Шура» [2] 38-й аят этой суры объявляет шуру достойным образа жизни успешного верующего. В нем говорится, что мусульмане должны решать свои вопросы, советуясь друг с другом. Коран говорит:
«Те, кто слушают своего Господа и совершают регулярную молитву; кто (ведёт) свои дела по взаимному совету между собой; кто тратит из того, что Мы даруем им для пропитания» [похваляются] [3]
- 159-й аят 3-й суры советует Мухаммаду советоваться с верующими по какому-либо вопросу. Коран говорит:
Так что по милости Божией ты обходишься с ними мягко, а если бы ты был груб, жестокосерден, то они непременно разошлись бы вокруг тебя; поэтому прости их, попроси для них прощения и посоветуйся с ними по этому делу; итак, когда вы решили, тогда доверьтесь Богу; несомненно, Бог любит тех, кто доверяет. [4]
Первый стих касается только семейных вопросов. Второй предлагает образ жизни людей, которые попадут на небеса, и считается наиболее полным стихом о шуре.
Мухаммед принимал некоторые из своих решений, консультируясь со своими последователями, за исключением случаев, когда он говорил, что Аллах что-то предопределил. Среди сподвижников Мухаммеда было обычным спрашивать его, был ли тот или иной совет от Бога или от него самого. Если это было от Мухаммеда, они могли свободно высказать свое мнение. Несколько раз Мухаммед менял свое мнение по советам своих последователей, например, свое решение защищать город Медину, выходя из города в Ухаде, а не изнутри города.
Споры по поводу шуры начались с дебатов о правителе в исламском мире. Когда Мухаммед умер в 632 году нашей эры, бурное собрание в Сакифе избрало Абу Бакра своим преемником. На этой встрече не присутствовали некоторые из тех, кто сильно интересовался этим вопросом, особенно Али ибн Аби Талиб , двоюродный брат и зять Мухаммеда; люди, которые хотели, чтобы халифом (правителем) стал Али (позже известный как шииты ), до сих пор считают Абу Бакра нелегитимным лидером халифата.
В последующие годы последователи Али (Шиату Али) как правителя мусульман стали одной школой мысли, а последователи Абу Бакра стали суннитской школой мысли.
Суннитская школа мысли считает, что шура рекомендуется в Коране (хотя некоторые классические юристы утверждали, что она обязательна), Коране, а также в многочисленных хадисах или устных традициях высказываний и деяний Мухаммеда и его сподвижников . Они говорят, что первые четыре халифа , или правителя ислама, которых они называют четырьмя праведными халифами, были выбраны шурой. (См. «Наследование Мухаммеда» , «Умар ибн аль-Хаттаб» , «Избрание Усмана » и «Али ибн Аби Талиб» .)
Шиитская школа мысли считает, что Мухаммед ясно указал, что Али был назначенным им непогрешимым правителем мусульманской нации независимо от шуры, и эта рекомендация была проигнорирована первыми тремя халифами. Шииты не подчеркивают роль шуры в выборе лидеров, но верят, что божественный наместник избирается Богом или Аллахом из рода Мухаммеда ( Ахль аль-Байт ). Самая крупная шиитская секта считает, что нынешний имам находится в «затмении», спрятан до последних дней, но есть шииты-меньшинства, которые следуют за лидерами, которые считаются непогрешимыми имамами.
Шура и халифат
[ редактировать ]Во время и после пребывания Али на посту халифа мусульманская община погрузилась в гражданскую войну. В конечном итоге власть перешла к халифам Омейядов , а затем к халифам Аббасидов . Существовали также соперничающие халифаты в Египте и Аль-Андалусе (сегодняшние Испания и Португалия), а также на Индийском субконтиненте . Османский халифат был официально распущен недавно созданным Великим Национальным Собранием Турции в 1924 году.
Лишь немногие из более поздних халифов имели какой-либо, кроме номинального, контроль над многими исламскими государствами, и ни один из них не избирался шурой; все достигли власти по наследству. Мусульманское духовенство советовало подчиняться правителям, но также подчеркивало обязанность правителя управлять посредством шуры. Они основывали эту рекомендацию на упомянутых выше отрывках из Корана. В аятах указывается, что шура достойна похвалы, но не указано, с кем следует советоваться, о чем следует советоваться или должен ли правитель или шура преобладать в случае, если они не придут к согласию.
Шура и современные государства с мусульманским большинством
[ редактировать ]Часть серии о исламизм |
---|
![]() |
В некоторых мусульманских странах шуры играют роль в конституции или управлении. Некоторые мусульманские страны, такие как Турция , являются светскими республиками, а Марокко — конституционной монархией. Таким образом, можно сказать, что ими управляет одна версия шуры. Например, двухпалатный парламент Пакистана официально называется Маджлис-и-Шура , хотя в Конституции используются различные варианты написания этого термина. В Египте Верхняя палата парламента Совет была известна как Шуры . Народное консультативное собрание в Индонезии называется Majlis Permusyawaratan Rakyat на индонезийском языке . Слово мусьяварат происходит от слова шура/сьявара.
В некоторых монархиях и клерикальных режимах существует шура, выполняющая консультативную или совещательную роль. Саудовская Аравия , монархия, получила совет шуры, Консультативную ассамблею Саудовской Аравии , в 1993 году; сейчас там 150 членов. Вся реальная власть принадлежит королю, которого избирают члены семьи. Оман , также являющийся монархией, имеет совет шуры; все члены избираются, кроме президента, которого назначает султан . Совет может только давать советы, от которых султан может отказаться.
В Иране совет, называемый собранием экспертов, имеет право объявить импичмент верховному лидеру. В дополнение к этому, генеральная шура обладает законодательными полномочиями, эквивалентными современному западному парламенту.
Шуры также были характерной чертой революций в исламских обществах, например, во время иранской революции 1979 года, когда они были сформированы рабочими и в течение года имели значительную власть над частями экономики, прежде чем были демонтированы. Шуры также были характерной чертой восстаний в Ираке. [5] [6] в 1991 году, где они функционировали как форма демократии участия .
Сходство меджлиса аш-шура и парламента
[ редактировать ]Многие традиционные суннитские исламские юристы согласны с тем, что для того, чтобы соответствовать исламу, правительство должно иметь некую форму консультативного совета или меджлис аш-шура , хотя оно должно признавать, что Бог, а не народ, является суверенным. Аль-Маварди писал, что члены меджлиса должны удовлетворять трем условиям: они должны быть справедливыми, иметь достаточно знаний, чтобы отличить хорошего халифа от плохого, и обладать достаточной мудростью и рассудительностью, чтобы выбрать лучшего халифа. Аль-Маварди также сказал, что в чрезвычайных ситуациях, когда нет халифата и нет меджлиса, народ сам должен создать меджлис, выбрать список кандидатов в халифы, а затем меджлис должен выбрать халифа из списка кандидатов. [7]
Многие современные мусульмане сравнивают концепцию Шуры с принципами западной парламентской демократии. Например:
Что такое принцип шуры в исламе? ... Оно основано на трех основных заповедях. Во-первых, все люди в любом обществе равны в правах человека и гражданина. Во-вторых, общественные вопросы лучше всего решаются мнением большинства. И в-третьих, три других принципа справедливости, равенства и человеческого достоинства, которые составляют моральное ядро ислама... лучше всего реализуются как в личной, так и в общественной жизни при управлении шурой. [8]
Другие современные мусульманские мыслители дистанцируются от демократии. Такиуддин ан-Набхани , основатель современной транснациональной исламистской партии «Хизб ут-Тахрир» , пишет, что шура важна и является частью «правящей структуры» исламского халифата, «но не одним из его столпов». Если халиф «пренебрегает этим», не обращая особого или вообще никакого внимания, как это произошло после первых четырех халифов, «он будет небрежен, но правящая система останется исламской».
Это потому, что шура (консультация) в исламе предназначена для выяснения мнения, а не для принятия решения. Это противоречит парламентской системе в условиях демократии. [9]
Согласно Такиуддину ан-Набхани, демократическая парламентская система отличается от истинной системы исламского халифата и уступает ей. [10]
Согласно конституции «Хизб ут-Тахрир» , немусульмане не могут служить халифу или любому другому правящему должностному лицу или голосовать за этих должностных лиц, но могут быть членами меджлиса и высказывать «жалобы в отношении несправедливых действий, совершаемых правителями или неправильное применение Ислама к ним».
Третьи, такие как мусульманский писатель Сайид Кутб , идут еще дальше, утверждая, что исламская шура должна давать советы халифу, но не избирать или контролировать его. Анализируя главу Корана , посвященную шуре , Кутб отметил, что ислам требует только того, чтобы правитель консультировался хотя бы с некоторыми из управляемых (обычно с элитой) в общем контексте созданных Богом законов, которые правитель должен выполнять. . В 1950 году Кутб осудил демократию в пользу диктатуры , заявив, что она уже обанкротилась на Западе, и спросил, почему ее следует импортировать на Ближний Восток. [11] [12]
Практика совещательной, а не принимающей законы, избирающей халифа или всенародно избранной шуры была принята самопровозглашенным строгим Исламским Эмиратом Афганистан . В то время как Кандагарская шура Талибана обсуждала вопросы, в конце концов ее представитель заявил: «Мы придерживаемся точки зрения эмира, даже если он один придерживается этой точки зрения». [13]
Советская этимология
[ редактировать ]В персидском языке и дари в Афганистане термин شوروی , шурави используется для обозначения « советский » (этимология связана с советом ). На таджикском языке пишется Шӯравӣ .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эспозито, Джон Л., Оксфордский словарь ислама, OUP, (2003)
- ^ Интернет-проект Корана, глава 42.
- ^ Интернет-проект Корана 42.39
- ^ По милости Божией вы были добры к ним, а если бы вы были суровы и жестокосердны, то они разошлись бы от вас, так что простите их, ищите для них прощения и советуйтесь с ними о деле. когда вы полны решимости, тогда доверьтесь Богу. Действительно, Бог любит тех, кто доверяет им. Онлайн-проект Корана 3.159.
- ↑ Курдское восстание и националистическая витрина Курдистана и его переговоры с баасистским/фашистским режимом , BM Blob и BM Combustion, Лондон, 14 июля 1991 г.
- ↑ Свидетельство товарища: путешествие в Ирак , Коммунизм № 7, Международная коммунистическая группа, апрель 1992 г.
- ^ Процесс выбора лидера (халифа) мусульман
- ^ «Принцип Шуры в исламе» Садека Джавада Сулеймана
- ^ Система ислама (Нидхам уль Ислам) Такиуддина ан-Набхани , Al-Khilafa Publications, 1423 г. хиджры - 2002 г. н.э., стр.61
- ↑ Система ислама, Такьюддин ан-Набхани , стр.39.
- ^ Кутб, Сайид, Тафсир Сурат аль-Шура (Бейрут, 1973), стр. 83-85; Маалим фи ат-Тарик , стр.3
- ↑ Источник: письмо в «Аль-Ахбар» , 8 августа 1952 г.
- ↑ Интервью с представителем Талибана муллой Вакилем в арабском журнале Al-Majallah, 23 октября 1996 г.