Халифат или Верховный Имамат (книга)
Часть серии о исламизм |
---|
![]() |
Аль-Хилафа ау аль-Имама аль-Узма ( перевод: Халифат или Верховный Имамат ; арабский : الخلافة أو الإمامة العظمى ) — исламский политический трактат, опубликованный сиро-египетским салафитским исламистским теологом Рашидом Ридой в 1923 году. Первоначально книга появилась в свет. как серия статей в исламском журнале Риды «Аль-Манар» зимой 1922–23 годов во время бурных событий, связанных с отменой Османского султаната . Книга стала первым значительным исламским научным трактатом 20-го века, в котором разъяснялись теологические основы Халифата и отстаивалась религиозная обязанность создания панисламского надгосударства. В трактате дано подробное объяснение управления и работы системы Халифата на основе прецедентов из исламской истории и осуждаются недавно возникающие тенденции, которые преуменьшают значение ортодоксальных суннитских доктрин о Халифате; и приравнял отсутствие исламского государства к эпохе джахилии (доисламского невежества). Рида разработал теоретическую основу для международный исламский порядок , который обеспечил соблюдение шариата (исламских законов), укрепив его научный статус «теоретика-основателя» исламистских и джихадистских движений современной эпохи . [1] [2]
Автор | Сайид Рашид в Риде |
---|---|
Оригинальное название | Халифат или Великий Имамат (Аль-Хилафа ау аль-Имам аль-Узма) |
Язык | арабский |
Предмет | Исламское государство , исламский Халифат и исламизм |
Дата публикации | 1923 |
Место публикации | Египет |
В своей книге Рида постулировал, что в идеале Исламское государство должно возглавлять Муджтахид . Халиф должен обеспечивать соблюдение законов исламского имамата/халифата, основанных на Коране , хадисах и прецедентах четырех халифов Рашидун . Квалифицированные улемы (учёные-исламисты) обязаны помогать правительству в выполнении этой задачи, имеют право постоянно оценивать и корректировать халифа и обязаны действовать как моральные хранители исламского порядка. Пока избранный халиф правит в соответствии с исламскими принципами и справедливостью, все мусульмане обязаны подчиняться ему и объединяться вокруг него. Создание идеального Халифата было описано как глубоко укоренившаяся дальновидная программа. В отсутствие идеального халифата мусульмане обязаны сформировать «халифат необходимости», исламское государство, не удовлетворяющее вышеуказанным условиям. [3]
Трактат окажет глубокое влияние на исламские научные круги и породит революционный вариант панисламистского активизма, выступающего против всех форм западного социального, политического и культурного влияния. Вдохновленные программой трактата, исламисты всего мира начали полностью отвергать все западные политические теории и подчеркивать веру во внутреннее превосходство исламской системы. Доктрина Риды о халифате окажет непосредственное влияние на идеологов « Братьев-мусульман» , южноазиатского «Джамаат э-Ислами» и саудовского «Сахва» движения . [4] [5] [6] [7]
Цель книги
[ редактировать ]В ноябре 1922 года кемалистов под руководством Национальное собрание Турции упразднило Османский султанат . Несмотря на то, что Рашид Рида резко критиковал султана Мехмеда VI за его сотрудничество с союзными войсками во время оккупации Стамбула , яростно выступил против этого шага и заявил, что турецкая война за независимость была исламской целью освобождения Турции от европейских колониальных держав и восстановить исламское государство. Рида осудил турецкое правительство за преуменьшение роли халифа в духовной сфере; аналогично католическому папству . Для Риды халифат в исламе представлял собой политико-религиозное руководство, которое обеспечивало соблюдение шариата (исламского закона), объединяло мусульман под знаменем Таухида и вело джихад против угроз со стороны неверующих . Рида написал книгу во время бурных событий турецкой войны за независимость в 1920-х годах с целью дать отпор кемалистам и побудить турок поддерживать халифскую систему. Представляя трактат как «дар для турецкого народа», Рида объяснил важность Халифата, обязанность соблюдать исламские законы и поддерживать исламское единство. Утверждая, что ислам является «самой мощной моральной силой на Земле», Рида утверждала, что только мощная, самодостаточная исламская цивилизация может стать успешной альтернативой формирующемуся политическому порядку под руководством Запада. Он призвал турецкий народ вести джихад против колониальных держав, чтобы возродить Исламский Халифат и тем самым сохранить братские связи с арабами; в силу верности Халифу. Несмотря на это, Рашид Рида питал к туркам глубокие опасения; поскольку он считал их неосведомленными в исламских религиозных науках и их тонкостях, способствующих жизнеспособному применению исламской политической системы в современную эпоху. [8]
Рашид Рида осудил решение возглавляемого кемалистами Национального собрания Турции упразднить султанат в ноябре 1922 года как часть идеологической атаки «прозападных отступников » на ислам и его символы. [9] Объясняя свои мотивы публикации работы после отмены Турцией Султаната , Рашид Рида пишет:
«Этот вопрос [т.е. Халифат ] дремал, и внезапные события этих дней пробудили их, когда турки разрушили Османский дом и основали на его обломках республиканское государство в новой форме... однако они назвали имя одного из членов семьи предыдущих султанов как «духовного халифа» для всех мусульман, и они ограничили этот халифат этой семьей… многие газеты углубились в вопросы халифата и его постановлений, и в стране царила большая путаница и давка. этот вопрос, и истина была окутана ложью; поэтому мы считали своим долгом подробно разъяснить постановления нашего шариата в отношении этого, что диктуется положением, чтобы узнать правду. ложное».
— — Мухаммад Рашид Рида, в «Аль-Хилафа ау аль-Имама аль-Узма» , с. 53, [10]
Турецкое опровержение
[ редактировать ]Турецкое правительство опровергло трактат Риды своей книгой « Халифат и суверенитет народа »; при поддержке активистов и интеллектуалов, которые ограничили миссию Халифата только первым поколением. Турецкие националисты считали Халифат титульной должностью без исполнительной власти; поскольку не было никакой возможности деспотизм Халифа предотвратить . По их мнению, халифат, отвечающий всем правовым условиям, был лучшей формой правления для человечества; но все «халифаты», пришедшие на смену первому поколению, были всего лишь монархами, которые владели «поверхностным» халифатом и не имели действующей политической власти. Следовательно, оправдываясь историческими прецедентами и ссылаясь на юридические принципы, чтобы избежать вреда; они выступали за отделение светской власти от нынешних тиранических и ложных халифатов. Для кемалистов Халифат был символом деспотизма и отсталости . Рида опроверг турецкие контраргументы; утверждая, что реальные и поверхностные халифаты не имеют разногласий на политическом уровне. Повторение классических суннитских доктрин; он установил, что халифам, пришедшим к власти силой, необходимо подчиняться, чтобы сохранить мусульманское единство. Вместо любого В утилитарных целях Халифат был «руководством исламского правительства», которому было поручено обеспечивать соблюдение шариата , поддерживать справедливость и вести джихад для защиты исламской веры и владений Дар аль-Ислама . Что еще более важно, обязанность создания Халифата была четко установлена Божественным Законом ; поэтому запрещается « отменять или заменять его». Он также высмеивал турецкие националистические рассуждения по поводу прецедентов в исламской истории ; поскольку история изобиловала примерами ересей, угнетения и многобожия . [11]
Ссылаясь на работы классических богословов, таких как Ибн Таймия и Маварди , Рида передал иджму (научный консенсус) о необходимости Халифата, написав:
«Благочестивые предки ( саляфы ) уммы были единодушны, и сунниты , как и массы других сект, были в том, что должность имама – то есть назначение его доверенным лицом уммы – является обязательной для мусульман. согласно шариату ... должность халифа является фард-кифайей (обязанностью, зависящей от достаточности), и те, кто обязан ее выполнять, являются ахль аль-халь ва аль-акд в умме ».
- Сайид Рашид Рида, в «Аль-Хилафа ау аль-Имама аль-Узма» , стр. 54, [12]
Квалификации халифа/имама
[ редактировать ]Первый раздел книги представлял собой подробное исследование необходимости и срочности создания Халифата. Приводя цитаты из хадисной литературы и работ суннитских факихов, таких как Аль-Маварди , и в подтверждение своей предпосылки Рида утверждал, что отсутствие Халифата и исламского правления было эквивалентно состоянию джахилии (доисламского языческого невежества). Повторяя стандартные предпосылки классической суннитской доктрины относительно выборов халифа, Рида подчеркнул, что халиф-халиф должен быть муджтахидом из племени курайшитов . Он защищал принцип арабской добродетели и превосходства, утверждая, что ислам достиг своей славы под арабским руководством и, следовательно, имамат (лидерство) должен снова вернуться к арабам . Рида далее определил Хиджаз и Аравийский полуостров как священные земли, где следует изгнать все религии, кроме ислама. Рида обвинил в вырождении системы Халифата после четырех праведных халифов действия первого омейядского халифа Муавии I. В их число входил отказ от система шуры избрания халифа в пользу династической преемственности; введение асабии Омейядов и . [2]
Хотя Рида подчеркнул важность избрания халифа, отвечающего всем требованиям шариата , он также написал, что отсутствие этих идеальных условий не означает разрыва Халифата в каких-либо двусмысленных терминах:
« Улемы -либо, кроме согласились, что не разрешено приносить присягу кому в Халифате того, кто сочетает в себе (в своей личности) то, что они упомянули о необходимых качествах, особенно справедливости и компетентности, и о том, что он является курайшитом ; но если некоторые из необходимых условий отсутствуют, тогда дело переходит в правило необходимости, а потребности диктуют в соответствии со своей мерой, что в этом случае обязательно принести присягу тому , кто соберет вместе большую часть необходимая квалификация...”
- Сайид Рашид Рида, в «Аль-Хилафа ау аль-Имама аль-Узма» , стр. 72, [13]
Типы халифата/имамата
[ редактировать ]Рида разделил халифаты на три категории.
- «идеальный халифат», преобладавший в эпоху Рашидуна Халифы и омейядского халифа Умара Второго , широко известного как «пятый из Рашидуинов » за его религиозный пыл и праведность. Этот тип халифата отвечал всем требованиям шариата .
- «халифат или имамат по необходимости». К этой категории халифов относились те, кто избирался ахль аль-халл ва'л 'акд (представителями ислама), но не отвечал всем религиозным требованиям. Халифат по необходимости характеризовался недостатком религиозных знаний среди своих правителей и несовершенным применением исламского правосудия в своей системе управления. Рида отнес многих халифов Омейядов и Аббасидов к этой категории из-за отсутствия у них религиозной квалификации для выполнения задачи иджтихада .
- «Халифат тирании или завоеваний ( ат-тагхаллуб бил кувва )». Этот тип халифата - это тот тип халифата, в котором правители достигают и поддерживают власть с помощью грубой силы, не прислушиваясь к советам Ахль аль-халл ва'л 'акд . Рида отнес к этой категории большинство более поздних неарабских халифатов, таких как Османская империя . Рида призвал к свержению таких халифатов всякий раз, когда мусульмане обретут необходимую силу для успешной революции. [14] [15]
Рида обозначил две последние категории халифатов как « Хилафат аль-Идтирар (Принудительный халифат)». Различая их, Рида пишет:
«Разница между этим халифатом – привычным халифатом «господства» и тем, что было до него, когда оба из них были допустимы по необходимости, заключается в том, что первый исходит из ахли аль-халь ва аль-акд по их выбору того, кто представляет те, кто потерял некоторые из необходимых условий… тогда как второй является нападающим на Халифат силой племенного строя , а не по выбору ахль аль-халь ва аль-акд …»
- Мухаммад Рашид Рида, в «Аль-Хилафа ау аль-Имама аль-Узма» , стр. 74, [16]
Рашид Рида призвал к созданию «Идеального халифата» по образцу халифатов Рашидун; представляя его как исламское государство, созданное путем консультаций с представителями ислама. Современный Османский султанат подвергся критике [ нужны разъяснения ] как форма феодальной модели. В то же время Рида осознавал трудности, связанные с избранием идеального халифа, и рассматривал его возрождение как долгосрочную стратегию. В ближайшем будущем, утверждал Рида, мусульмане должны стремиться к созданию « исламского государства », которое стало бы «Имаматом Необходимости/Фактическим Халифатом». «Фактический Халифат/ Имамат » — необходимый этап, необходимый для защиты единства мусульман и предотвращения анархии . Тем не менее, даже это исламское государство не будет тираническим. Скорее, исламское государство по необходимости будет также поддерживать социальную справедливость и искоренить эксплуатацию, основанную на исламских предписаниях. В выполнении этой обязанности правителям должны помогать праведные улемы , которые действуют как моральные хранители цивилизации и сдерживают злоупотребления правителя в соответствии с шариатом . Рашид Рида описывал эту промежуточную социально-политическую систему различными терминами, такими как «исламское правительство», «исламский халифат», «правительство халифата» и т. д. [17] [5]
Управление
[ редактировать ]Во втором разделе книги Рашид Рида рассказал об аппарате Халифа и процедуре ведения передового и эффективного управления. Рида подчеркнул три важные религиозные и светские темы, которые стали отличительной чертой арабского движения салафия : создание исламского правительства на основе шуры (консультаций), срочность возрождения халифата под арабским руководством и защита исламской государственности. Процесс шуры (консультации) по выбору халифа и оказанию ему помощи в управлении должен был проводиться видным мусульманским представителем, известным как Ахль аль-холл валь Акд . В его состав входили не только уважаемые исламские ученые , священнослужители, богословы и юристы, но и успешные мусульманские личности в таких разнообразных областях, как литература, научные круги, инженерное дело, бизнес, промышленность, военное дело, наука и технологии и т. д. [18]
Хотя Ахль аль-Халь валь Акд имели право оценивать решения правителей; основные решения, касающиеся государственной политики и идеологических позиций; они обязаны прислушиваться к советам старших ученых, известных как Муджтахиды, чтобы они были совместимы с шариатом . Принцип шуры составлял основную черту исламского государства, поскольку он представлял собой балансирующий механизм между властями и их подданными, а также обеспечивал справедливость и защищал неприкосновенность мусульман. Предотвратить коррупцию и подрыв системы шуры ; Рида выступал за доминирующую роль честных, квалифицированных улемов в Ахль аль-халь валь Акд , которые действуют как «естественные и подлинные представители мусульман». [19]
Процесс законодательства и принятия правил и постановлений должен был основываться на Коране и Сунне . В отсутствие четких текстовых источников из Священного Писания (например, Корана и достоверных хадисов) улемы должны осуществлять иджтихад, основанный на принципах исламской юриспруденции, для определения законодательных постановлений. Таким образом, власть правителя ограничивалась следующими границами, установленными шариатом :
«Он [халиф] ограничен предписаниями Корана и Сунны , общим примером халифов Рашидун и советом».
Программа Халифата
[ редактировать ]Предложенный Ридой халифат защищал основные темы арабского движения салафия и будет реализовывать салафитские доктрины на своих территориях. Избранный халиф будет верховным главой; чья роль заключалась в управлении путем надзора за применением исламских законов ( шариата ). Это должно было произойти посредством сотрудничества между -муджтахидами улемами (экспертами в области права) и «истинным халифом», которые участвуют в иджтихаде , оценивая Священные Писания, и управляют посредством шуры (консультаций). Эта процедура укрепит Халифат, сделав его неуязвимым. Таким образом, Халифат должен стать революционным средством исламского возрождения , оживить исламскую цивилизацию , восстановить политический, экономический и культурный суверенитет исламского мира и избавить мусульман от политеистического влияния суфизма . враги его революционного проекта исламского Возрождения: « Хизб аль-мутафарниджин (европеизированная партия)», модернисты , которые в значительной степени заимствовали западный идеологический дискурс, и « хизб хашавийят аль-фукаха аль-джмидин (партия «реакционных юристов»), представленная суфийским духовенством старой закалки, которое цеплялось за устаревшие труды четырех мазхабов и отказывалось исследовать Священное Писание или участвовать в иджтихаде. . Исламское Возрождение должно было возглавить « Хизб аль-ислах аль-ислами аль-мутадил (умеренная партия исламских реформ )», авангардный класс салафитских ученых, которые объединили свои исламские знания, научный темперамент и технические навыки для решения проблем исламского возрождения. растущие проблемы бурного межвоенного исламского мира. [20] [21]
Движение Салафия считало Запад главным врагом; воспринимая это нападение на ислам как политическое, культурное и идеологическое. Выступая за исламские реформы, такие как очищение народного суфизма и суеверий , движение также подчеркивало социально-политическую, культурную и идеологическую конфронтацию с Западом; нападая на возникающие еретические западные идеи и избавляя «семена западного упадка». [4] [5]
Рассматривая Исламский Халифат как важнейший институт, необходимый для сохранения исламского единства и защиты исламского возрождения , Рида пишет:
« Исламский мир находится в состоянии беспокойства по поводу своей религии и правил шариата ; подчиняться прихотям своих правителей различных религий и конфессий, мнениям своих улемов , наставников различных мазхабов и школ мысли, а также контролю своих врагов в религии и мире; и у него нет источника согласованного общего руководства, к которому можно было бы прибегнуть в том, чего он не знает. Всякий раз, когда в нем появляется реформатор, бичующий капризных людей, развратители бросаются противостоять ему и бросают клевету на его религию и его знания; нет никакого лекарства от этих развращающих факторов и отклонений, кроме возрождения положения имама и установления законного имама …»
- Мухаммад Рашид Рида, в «Аль-Хилафа ау аль-Имама аль-Узма» , стр. 121, [22]
Наследие
[ редактировать ]« Аль-Хилафа Ау аль-Имама аль-Узма » стала наиболее значимым авторитетным справочником для последующих идеологов исламизма и джихадизма в их стремлении омолодить систему Халифата . Книга положила начало «концептуальной революции», которая отвергла все религиозные аргументы в пользу принятия зарождающейся парадигмы национального государства и выступила за преемственность традиционного исламского политического порядка . Рида подчеркивал классическую методологию избрания имама , присяги Халифу и Акд составления Ахль аль-Халл валь- . Связывая идеи политических трактатов Ибн Таймийи , Маварди и других средневековых юристов с современной эпохой; Рашид Рида возродил некогда бездействующую тему « исламской правовой политики » в самом сердце религиозного дискурса. В работе отстаивалась преемственность классических суннитских политических доктрин, а не современные модернистские и националистические аргументы в пользу современных политических идей. Рида был одним из последних крупных ученых, опубликовавших оригинальную научную диссертацию по Халифат ; и более поздние идеологи будут использовать его работы как ориентир; породив множество исламистских движений. [23]
Критика
[ редактировать ]критики Риды Модернистские обвинили его в том, что он остановил историческую эволюцию исламского политического дискурса и вернул его в узкие рамки вероучительной жесткости и ограниченности. Другая критика заключалась в том, что, несмотря на свои призывы к иджтихаду , Рида не расширил исламскую политическую теорию прагматично с учетом сложностей современной эпохи. Критики утверждают, что трактат Риды представляет собой по большей части слепую переформулировку политических идей, которых придерживались средневековые юристы, такие как Ибн Таймия , Ибн Кайим , Маварди , Аль-Газали и т. д. [23]
Другие авторы критиковали Риду за незаконное присвоение работ классических юристов без учета их исторического контекста. Марокканский философ Абделила Белькезиз пишет:
«Рашид Рида не вносит ничего нового в отношении определения необходимости имама … разница между ним и между его предшественниками среди факихов Халифата, такими как аль-Маварди, аль-Газали, Ибн Таймия или Ибн аль-Кайим аль-Джаузи заключается в том, что они обсуждали существующий имам: имам реальности... Однако Рашид Рида направил свою дискуссию на имам и халифат, а также на проповедь о позиции, которая не существовала в реальности – учитывая, что он не считал допустимым причислять Османский Халифат к числу тех, которые заслуживали этого термина или представляли его! Таким образом, дискурс аль-Маварди – и тех, кто занимал такую же позицию среди факихов – был «позитивистским» и основывался на существующей реальности, тогда как дискурс Рашида Риды оставался в некоторой степени нормативным и пропагандистским… его концептуальное отношение к этому [из] Халифат был несовместим и не поддавался отождествлению с отношениями факихов исламской правовой политики Исламского Средневековья до Халифата того периода». [23]
См. также
[ редактировать ]- Сайид Рашид Рида
- Исламская политическая теория Рашида Риды
- Деятельность Рашида Риды в эпоху мировой войны
- Упразднение Османского султаната
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хоро, Дилип (1989). «Глава 3: ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОСТИ». Священные войны: рост исламского фундаментализма . Абингдон, Оксон: Рутледж: Тейлор и Фрэнсис. п. 56. ИСБН 978-0-415-82444-6 .
- ^ Jump up to: а б Хаддад, Махмуд (апрель 1997 г.). «Национализм в колониальную эпоху: перечитывание идей Рашида Риды о халифате» . Журнал Американского восточного общества . 117 (2): 273. дои : 10.2307/605489 . JSTOR 605489 – через JSTOR.
- ^ Хоро, Дилип (1989). «Глава 3: ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОСТИ». Священные войны: рост исламского фундаментализма . Абингдон, Оксон: Рутледж: Тейлор и Фрэнсис. стр. 56–58. ISBN 978-0-415-82444-6 .
- ^ Jump up to: а б Хоро, Дилип (1989). «Глава 3: ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОСТИ». Священные войны: рост исламского фундаментализма . Абингдон, Оксон: Рутледж: Тейлор и Фрэнсис. стр. 58–59. ISBN 978-0-415-82444-6 .
- ^ Jump up to: а б с Чжунмин, Лю (2013). «Комментарий к «Исламскому государству»: мысли об исламизме» . Журнал ближневосточных и исламских исследований (в Азии) . 7 (3). Рутледж: группа Тейлора и Фрэнсиса: 25–27. doi : 10.1080/19370679.2013.12023226 – через tandfonline.
- ^ Ли, Жуйхэн (2016). «Предварительное исследование мысли об «Исламском государстве» в современном исламизме» . Журнал ближневосточных и исламских исследований (в Азии) . 10 (4). Рутледж: Группа Тейлора и Фрэнсиса: 27. doi : 10.1080/19370679.2016.12023291 – через tandfonline.
- ^ Белькезиз, Абделила (2009). «4: От национального государства к государству Халифат: обновление «исламской правовой политики» ». Государство в современной исламской мысли: исторический обзор крупнейших мусульманских политических мыслителей современной эпохи . Лондон: ИБ Таурис. стр. 86–87. ISBN 978-1-84885-062-0 .
- ^ Панкхерст, Реза (2013). Неизбежный Халифат? - История борьбы за глобальный исламский союз с 1924 года по настоящее время . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 42–43, 47. ISBN. 978-0-19-932799-7 .
- ^ Белькезиз, Абделила (2009). «4: От национального государства к государству Халифат: обновление «исламской правовой политики» ». Государство в современной исламской мысли . Салем Роуд, 6, Лондон W2 4BU: IB Tauris. п. 77. ИСБН 978-1-84885-062-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Белькезиз, Абделила (2009). «4: От национального государства к государству Халифат: обновление «исламской правовой политики» ». Государство в современной исламской мысли . Салем Роуд, 6, Лондон W2 4BU: IB Tauris. стр. 76–77. ISBN 978-1-84885-062-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Панкхерст, Реза (2013). Неизбежный Халифат? - История борьбы за глобальный исламский союз с 1924 года по настоящее время . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 47–49. ISBN 978-0-19-932799-7 .
- ^ Белькезиз, Абделила (2009). «4: От национального государства к государству Халифат: обновление «исламской правовой политики» ». Государство в современной исламской мысли . Салем Роуд, 6, Лондон W2 4BU: IB Tauris. стр. 73, 81. ISBN. 978-1-84885-062-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Белькезиз, Абделила (2009). «4: От национального государства к государству Халифат: обновление «исламской правовой политики» ». Государство в современной исламской мысли . Салем Роуд, 6, Лондон W2 4BU: IB Tauris. п. 84. ИСБН 978-1-84885-062-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Хаддад, Махмуд (21 октября 2008 г.). «Арабский религиозный национализм в колониальную эпоху: перечитывание идей Рашида Риды о халифате» . Журнал Американского восточного общества . 117 (2): 274. JSTOR 605489 – через JSTOR.
- ^ Белькезиз, Абделила (2009). «4: От национального государства к государству Халифат: обновление «исламской правовой политики» ». Государство в современной исламской мысли . Салем Роуд, 6, Лондон W2 4BU: IB Tauris. п. 84. ИСБН 978-1-84885-062-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Белькезиз, Абделила (2009). «4: От национального государства к государству Халифат: обновление «исламской правовой политики» ». Государство в современной исламской мысли . Салем Роуд, 6, Лондон W2 4BU: IB Tauris. стр. 84–85. ISBN 978-1-84885-062-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Хоро, Дилип (1989). «Глава 3: ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОСТИ». Священные войны: рост исламского фундаментализма . Абингдон, Оксон: Рутледж: Тейлор и Фрэнсис. п. 58. ИСБН 978-0-415-82444-6 .
- ^ Jump up to: а б Хаддад, Махмуд (июнь 1997 г.). «Арабский религиозный национализм в колониальную эпоху: перечитывание идей Рашида Риды о халифате» . Журнал Американского восточного общества . 117 (2): 274. дои : 10.2307/605489 . JSTOR 605489 – через JSTOR.
- ^ Энаят, Хамид (1982). Современная исламская политическая мысль . Лондон, Великобритания: MACMILLAN PRESS LTD. стр. 72, 77. ISBN. 978-0-333-27969-4 .
- ^ Хаддад, Махмуд (июнь 1997 г.). «Арабский религиозный национализм в колониальную эпоху: перечитывание идей Рашида Риды о халифате» . Журнал Американского восточного общества . 117 (2): 275–276. дои : 10.2307/605489 . JSTOR 605489 – через JSTOR.
- ^ К. Мартин, Ричард (2016). «Государство и правительство». Энциклопедия ислама и мусульманского мира, второе издание . 27500 Дрейк Роуд. Фармингтон-Хиллз, Мичиган, 48331-3535: Gale Publishers. п. 1088. ИСБН 978-0-02-866269-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Белькезиз, Абделила (2009). «4: От национального государства к государству Халифат: обновление «исламской правовой политики» ». Государство в современной исламской мысли . Салем Роуд, 6, Лондон W2 4BU: IB Tauris. стр. 74–75. ISBN 978-1-84885-062-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Белькезиз, Абделила (2009). «4: От национального государства к государству Халифат: обновление «исламской правовой политики» ». Государство в современной исламской мысли . Салем Роуд, 6, Лондон W2 4BU: IB Tauris. стр. 71–88. ISBN 978-1-84885-062-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка )