Либеральный и прогрессивный ислам в Европе
Это список отдельных либеральных и прогрессивных исламских движений в Европе , отсортированный по странам. См. также «Ислам в Европе» и «Евроислам» .
Дания
[ редактировать ]Демократические мусульмане
[ редактировать ]Демократические мусульмане — политическая организация в Дании, основанная Насером Хадером , Йилдизом Акдоганом и другими мусульманами в феврале 2006 года после обострения спора о карикатурах Jyllands-Posten на Мухаммеда . Ее цель – мирное сосуществование ислама и демократии . [1] Насер Хадер покинул свой пост лидера в 2007 году. В 2009 и 2011 годах сообщалось, что в организации мало членов и мало активности. [2] [3]
Германия
[ редактировать ]В июне 2017 года женщина-адвокат, писательница и Сейран правозащитница Атеш открыла мечеть Ибн Рушд-Гете в Берлине, верующие всех исламских сект и гомосексуалисты в которой могли поклоняться ношение вуалей, закрывающих лицо, таких как паранджа и никаб. . Мужчины и женщины молятся вместе, в отличие от других мечетей, в то время как в помещениях было запрещено [4] поскольку Атеш считает такую одежду политическим заявлением, а не религиозной одеждой. [5] Это вызвало возмущение в мусульманском мире, и основатель мечети получил сотни угроз смертью от мусульман со всего мира. [6] Юридический факультет университета Аль-Азхар в Египте издал фетву [ нужны разъяснения ] против мечети наряду со всеми другими либеральными мечетями. [7] [8]
Нидерланды
[ редактировать ]Россия
[ редактировать ]Иттифак аль-Муслимин
[ редактировать ]Джадид
[ редактировать ]Джадиды . были мусульманскими модернистскими реформаторами в Российской империи в конце 19 - начале 20 века Обычно они называли себя тюркскими терминами Тараккипарварлар («прогрессисты»), Зиялилар («интеллектуалы») или просто Яшлар/Ёшлар («молодёжь»). [9] Джадиды утверждали, что мусульмане в Российской империи вступили в период упадка, который можно исправить только путем приобретения нового вида знаний и модернистской культурной реформы по европейскому образцу. Хотя внутри движения существовали существенные идеологические разногласия, джадиды отличались широким использованием печатных СМИ для продвижения своих идей и защиты усул уль-джадид. [10] или «новый метод» преподавания в мактабах империи, от которого термин джадидизм произошел . Ведущей фигурой в реформировании образования был крымский татарин Исмаил Гаспринский, живший в 1851–1914 годах. Такие интеллектуалы, как Махмуд Ходжа (автор знаменитой пьесы «Отцеубийца» и основатель одной из первых джадидских школ Туркестана), принесли идеи Гаспирали обратно в Среднюю Азию. [11]
Швеция
[ редактировать ]Молодежь против антисемитизма и ксенофобии
[ редактировать ]Сиавош Дерахти (род. 3 июля 1991) — шведский общественный деятель, основатель организации « Молодёжь против антисемитизма и ксенофобии» . В знак признания его активности по снижению антисемитизма и ксенофобии правительство Швеции вручило ему в 2013 году Премию Рауля Валленберга . Отборочная комиссия заявила, что Дерахти подал «положительный пример» в своем родном городе Мальмё и по всей Швеции. «Он является образцом для подражания для других», — написал комитет по премии Валленберга, — «своими действиями и решимостью показывая, что один человек может изменить ситуацию». [13] [14] [15]
Великобритания
[ редактировать ]Прогрессивные британские мусульмане
[ редактировать ]Прогрессивные британские мусульмане (ПБМ) — группа либеральных британских мусульман , образовавшаяся после террористических атак в Лондоне 7 июля 2005 года . Организация была основана и возглавляется Фармидой Би , экспертом в области исламских финансов, чтобы предоставить голос прогрессивным мусульманам, которые, по ее мнению, не были представлены существующими религиозными организациями. [16]
Британские мусульмане за светскую демократию
[ редактировать ]Основанная в 2006 году организация «Британские мусульмане за светскую демократию» является некоммерческой организацией, занимающейся поддержкой секуляризма в Соединенном Королевстве . [17] [18] Он был основан в 2006 году Насрин Рехман и Ясмин Алибхай-Браун . [19] Группа считает, что разнообразие взглядов среди британских мусульман недостаточно представлено в более широком британском обществе и что их имидж искажен. [20] [21] Организация является одной из растущего числа феминистских и прогрессивных мусульманских организаций. [22]
Перо
[ редактировать ]Куильям был Лондона. левоцентристом из [23] аналитический центр , основанный в 2008 году и специализирующийся на борьбе с экстремизмом , в частности против исламизма , который, как он утверждал, представляет собой желание навязать обществу определенную интерпретацию ислама. Основанная как Фонд Квиллиама, она лоббирует в правительстве и общественных институтах более тонкую политику в отношении ислама и необходимость большей демократии в мусульманском мире, одновременно расширяя возможности умеренных мусульманских голосов. Организация была названа в честь англичанина Абдуллы Куильяма , принявшего ислам в XIX веке. Он распался в 2021 году. [24]
По словам одного из ее соучредителей Маджида Наваза , «мы хотим повысить осведомленность об исламизме»; [25] он также сказал: «Я хочу продемонстрировать, насколько исламистская идеология несовместима с исламом. Во-вторых… развивать западный ислам, который у себя дома в Великобритании и Европе… обратить вспять радикализацию , приняв их аргументы и противодействуя им». [26]
Организация выступала против любой исламистской идеологии и защищала свободу выражения мнений. Критика исламистской идеологии со стороны ее основателей Маджида Усмана Наваза, Рашада Замана Али и Эда Хусейна частично основана на их личном опыте. [27]
Соучредитель Мааджид Наваз — британский активист, писатель, обозреватель, радиоведущий и политик. [28] Он был от либерал-демократов кандидатом в парламент от лондонских округов Хэмпстед и Килберн на всеобщих выборах 2015 года . [29] Наваз — бывший член исламистской группировки «Хизб ут-Тахрир» . Эта связь привела к его аресту в Египте в декабре 2001 года, где он оставался в заключении до 2006 года. Чтение книг по правам человека и взаимодействие с Amnesty International , которая приняла его как узника совести , привели к изменению взглядов. Это привело к тому, что Наваз покинул «Хизб-ут-Тахрир» в 2007 году, отказался от своего исламистского прошлого и призвал к « светскому исламу ». [30] Он написал автобиографию «Радикальный» , которая была опубликована в 2012 году. С тех пор он стал видным критиком исламизма в Соединенном Королевстве . Он является постоянным автором статей , участником дебатов и общественным комментатором. [31] Он представил свои взгляды на радикализацию перед США Комитетом Сената и Великобритании Комитетом внутренних дел в ходе их расследования о корнях радикального экстремизма. [32] [33] [34] Его статьи были опубликованы в различных международных газетах, он читал лекции в Лондонской школе экономики и Ливерпульском университете , а также выступал с докладами в Академии обороны Великобритании и Центре исследований безопасности им. Маршалла . [35] [36] [37] [38] [39] [40]
Наваз утверждает, что общество должно создать конкурирующий бренд, придерживаясь своих собственных ценностей и явно отличая свои действия от действий экстремистов. Он предостерег от нелиберального подхода, направленного на поиск новых полномочий для перехвата сообщений или запрета ненасильственных групп, и заявил, что либерализм убьет тоталитаризм мягко, а не имитируя его. [41] Он выступает за противодействие гражданского общества экстремизму, точно так же, как это было сделано против расизма и гомофобии , путем распространения инициатив на низовом уровне и объявления экстремистских повествований табу . [41] По мнению Наваза, общество переходит от эпохи национальных государств и глобализации , где идентичность определяется национальной преданностью и гражданством , к «эпохе поведения», когда поведение формируется транснациональными идеями, нарративами и преданностью. [42]
Наваз отмечает, что все транснациональные современные социальные движения, будь то европейский неофашизм или исламизм, являются экстремистскими по своей природе, а стремящиеся к демократии во всем мире остаются позади. [42] Он критикует идею политической корректности и нерешительность демократов в утверждении универсальности демократических норм. [42] Он также указывает на политическую неудачу многих государств мусульманского мира как на способствующий фактор. По его словам, во многих странах с мусульманским большинством отсутствует демократический выбор, а это означает, что их демократические партии часто конкурируют с недемократическими партиями, в том числе теократическими и поддерживаемыми военными. Политический провал демократических партий воспринимается как провал самой демократии в мусульманском мире. [42]
По мнению Наваза, все социальные движения состоят из некоторых базовых элементов, и чтобы бросить вызов любому движению, его элементы должны быть заменены лучшими альтернативами. [42] Четыре элемента:
- Идеи : Идея – это причина, в которую верят, например, создание глобального халифата .
- Повествования : Повествование – это метод пропаганды, используемый для продажи этой идеи, например, повествование о том, что Запад находится в состоянии войны с исламом.
- Символы : Символы обозначают иконографию , флаги , логотипы , одежду , собрания и т. д.
- Лидеры : Лидеры — это люди, которые символизируют то, что означает борьба.
В качестве решения Наваз предлагает создание глобальных демократических движений под руководством молодежи, которые стоят над политикой и повышают спрос на демократию на цивилизационном уровне. [42] Он отмечает, что в то время как исламисты предлагают мусульманской молодежи полный пакет услуг, демократы мусульманского мира не предлагают ничего: не о чем мечтать, нет демократических лидеров, которым можно следовать, и нет демократической символики, которой можно восхищаться. [43] Он называет Малалу Юсуфзай успешным символом демократии и прав женщин , но подчеркивает необходимость в большем количестве таких символов, на которые молодые мусульмане могли бы равняться. [44]
В своем эссе «О богохульстве » Наваз отмечает, что все пророки и реформаторы богохульствовали против существующих порядков своего времени, и что ересь — единственная гарантия прогресса. [45] Он посетовал на возрождение атмосферы богохульства и нежелание неоориенталистов защищать идеалы свободы слова . Он также раскритиковал термин «исламофобия» , который, по его мнению, затыкает рот свободе слова и используется в качестве щита от подлинной критики. [45]
Инклюзивная инициатива мечети
[ редактировать ]Инициатива «Инклюзивная мечеть» (широко известная как IMI) была основана в 2012 году в Лондоне, Великобритания. Это массовая активистская организация, которая работает над «созданием места поклонения для продвижения и практики инклюзивного ислама». [46] С момента своего создания организация быстро распространилась, открыв отделения по всей Великобритании и по всему миру (Малайзия, Кашмир, Пакистан и Цюрих). Лондонская группа остается самой активной из всех сайтов IMI и построена вокруг меджлиса или комитета добровольцев, которые участвуют в повседневной работе организации. [47] Возникновение IMI возникло из-за разочарования положением женщин во многих британских мечетях, где зачастую женские секции не существуют и «иногда условия для женщин очень плохие, тесные и совсем не способствуют отношениям». богослужения». [48]
Связанно и тематически связывают оба вышеупомянутых канала влияния работы прогрессивных, феминистских и либерационистских ученых, перечитывающих преимущественно исламские источники практическим способом, такие как каноническая работа Вадуда и активистские усилия по гендерному равенству, а также «Исламский билль о гендерном равенстве» Асры Номани. Права женщин». [49] [50] IMI предоставляет место, где семьи могут молиться вместе, и иногда их возглавляют женщины. При любых обстоятельствах, независимо от мазхаба намаза и того, кто его ведет, для присутствующих нет принуждения к участию в намазе. [51] [52]
Инициатива «Инклюзивная мечеть» намеренно инклюзивна и приветствует всех, кто интересуется ее деятельностью. Хотя IMI не является специально гомосексуальной организацией, среди своих кампаний по социальной справедливости IMI открыто заботится о правах и безопасности ЛГБТ- сообщества. [53] Ими также работает и следует руководству прогрессивных, освободительных чтений ислама и приветствует всех, независимо от пола или сексуальной идентичности. [54]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Ритцау : новый председатель организации демократических мусульман Кристелигт Дагблад , (на датском языке) 26 февраля 2007 г.
- ↑ Репутация Насера Хадера замедляет мусульманское объединение (на датском языке) Berlingske Tidende , 16 февраля 2009 г.
- ^ Демократические мусульмане – куда они пошли? Архивировано 24 января 2011 г. на Wayback Machine (на датском языке), Sappho.dk, 13 января 2011 г.
- ^ «Факты о мечети Ибн-Рушда-Гете: первая «либеральная» мечеть ЛГБТ в Германии открывается внутри протестантской церкви» . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ (www.dw.com), Немецкая волна. «В Берлине открывается первая либеральная мечеть Германии | Культура | DW | 16.06.2017» . DW.COM . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «Берлинка рискует жизнью ради либеральной мечети» . Немецкая волна. Архивировано из оригинала 22 февраля 2018 г. Проверено 9 сентября 2017 г.
- ^ «Либеральная мечеть в Берлине останется открытой, несмотря на фетву Египта» . Хранитель . 25 июня 2017 г.
- ^ « Каждый день угрозы смертью» женщине, стоящей за новой либеральной мечетью» . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ Халид (1998) , с. 93.
- ^ Пол Бергне (29 июня 2007 г.). Рождение Таджикистана: национальная идентичность и истоки республики . ИБТаурис. стр. 16–. ISBN 978-0-85771-091-8 .
- ^ Халид (1998) , с. 80.
- ^ Сиавош Дерахти из Мальмё получил первую премию Рауля Валленберга. Архивировано 3 марта 2014 г. в Wayback Machine. Правительство Швеции, 28 августа 2013 г.
- ↑ Сиавош Дерахти, молодой мусульманин, защищает евреев и других людей, ставших жертвами преступлений на почве ненависти. The Christian Science Monitor, 15 ноября 2013 г.
- ^ Махзорим для Лунда: луч надежды. Архивировано 29 сентября 2020 г. в Wayback Machine The Baltimore Jewish Times, 14 июля 2013 г.
- ^ Сиавош объединяет молодых людей против расизма Европейский молодежный портал, 24 марта 2015 г.
- ^ «Фармида Би: Профиль IBA» . Международная ассоциация юристов . Проверено 18 марта 2012 г.
- ^ «Что у меня теперь общего с Джемаймой» . Вечерний стандарт . Проверено 15 августа 2012 г.
- ^ «Мусульмане создают новую организацию, чтобы бросить вызов представлениям» . Азиаты в медиа-журнале. Архивировано из оригинала 09.11.2013 . Проверено 15 августа 2012 г.
- ^ Ахмад, Имран (1 мая 2008 г.). «Представляем себя лучше» . Хранитель . Лондон . Проверено 15 августа 2012 г.
- ^ «Британские мусульмане за светскую демократию просят о безвозмездной поддержке» . Неделя PR . Проверено 15 августа 2012 г.
- ^ Уитакер, Брайан (1 мая 2008 г.). «Поцарапав поверхность секуляризма» . Хранитель . Лондон . Проверено 15 августа 2012 г.
- ^ Нэнси Грэм Холм (2 февраля 2013 г.). «Одинокие прогрессивные мусульмане: в ловушке перекрестного огня между исламофобами и внутримусульманской ненавистью» . Хаффингтон Пост .
- ^ «Может ли бывший исламист сделать так, чтобы быть умеренным?» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ "ФОНД КВИЛЬЯМ ФОНДЕЙШН ЛТД" . Дом компаний . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Гардэм, Дункан (5 августа 2010 г.). «Основные исламские организации «разделяют идеологию Аль-Каиды» » . «Дейли телеграф» . Лондон.
- ^ «Как я буду бороться с исламским экстремизмом» . Новости Эха . Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ Наваз, Маджид. Радикальный . WH Аллен, Лондон: 2012 г.
- ^ «The Quiilliam Foundation Ltd. — Годовой доход» (PDF) .
- ^ «Голосование в Великобритании может создать трансграничную династию» . Аль Джазира . 15 января 2014 г.
- ^ «Бывший исламист Мааджид Наваз будет бороться за маргинальное место в парламенте для либеральных демократов на выборах 2015 года» . Independent.co.uk . 19 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 14 июня 2022 г.
- ^ «Либерально-демократический профиль Маджида Наваза» . (требуется подписка)
- ^ «Специальный комитет по внутренним делам Великобритании» .
- ^ «Свидетельства Сената США» .
- ^ «Корни насильственного экстремизма – Мааджид Наваз (Комитет Сената США)» . Ютуб .
- ^ «Маджид Наваз» . ЛБК.
- ^ «Лекция Лондонской школы экономики: Радикализация и контррадикализация» .
- ^ «Мааджид Наваз в Ливерпульском университете» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2015 г.
- ^ «Куилльям в Центре Маршалла» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 9 сентября 2017 г.
- ^ «Мааджид Наваз рассказывает об исламистской радикализации следующему поколению лидеров британских вооруженных сил» . Квиллиам. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 9 сентября 2017 г.
- ^ «Центр Маршалла [PDF]» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 9 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Чтобы победить террор, мы должны уничтожить бренд джихада» . Файнэншл Таймс . 29 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Глобальная культура для борьбы с радикализацией» . TED.com.
- ^ «Разговор: от исламизма к светскому либерализму: Сократизм» . Ютуб .
- ^ «Дебаты – от исламизма к светскому либерализму: Socrateslezing 2015 Мааджид Наваз» . Гуманистический Verbond.
- ^ Перейти обратно: а б «О богохульстве» . 28 января 2015 г.
- ^ Инклюзивная инициатива мечети. «Заявление о намерениях» . Проверено 27 октября 2014 г.
- ^ Часто задаваемые вопросы по IMI. «Часто задаваемые вопросы» . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ Максуд, Р. (2005). Роль мечети в Великобритании . Лондон: Мусульманский парламент Великобритании. стр. 7–8.
- ^ Кальмбах (2012). Мистер. 1.
{{cite book}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ История женщин в исламе , Джамал Хаваджа.
- ^ * Мужчины и женщины вместе молятся в мечетях.
- ^ * Женщины продвигают мечети «для всех» в Великобритании.
- ^ «круг Джума» . Архивировано из оригинала 20 июня 2013 года . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Бано, Рахила (14 июня 2013 г.). «Альтернативные мечети для всех полов и сексуальных ориентаций» . Новости Би-би-си . Проверено 24 октября 2016 г.