Исмаил Гаспринский
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2014 г. ) |
Исмаил Гаспрински | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 20 марта [ OS 8 марта] 1851 г. |
Умер | 24 сентября [ OS 11 сентября] 1914 (63 года) |
Национальность | крымскотатарский |
Род занятий | интеллектуал , педагог , издатель и политик |
Исмаил бек Гаспринский (также пишется как Гаспирали и Гаспринский ; крымскотатарский : اسماعیل بك غصپرینسکی , Исмаил бек Гаспирали ; русский : Исмаи́л Гаспри́нский Исмаил Гаспринский ; 20 марта [ OS 8 марта] 1851 - 24 сентября [ OS 11 сентября] 1914) был крымчанином. Татарский интеллектуал, просветитель, издатель и политик -пантюркист, вдохновитель джадидистского движения в Центральной Азии . Он был одним из первых мусульманских интеллектуалов в Российской империи , осознавших необходимость образовательной и культурной реформы и модернизации тюркских и исламских общин. Его фамилия происходит от города Гаспра в Крыму .
Биография
[ редактировать ]
Исмаил распространял свои идеи в основном через газету «Терсиман», которую он основал в 1883 году. [1] который просуществовал до 1918 года. В своих публикациях он призывал к единству и солидарности тюркских народов, выступал за их модернизацию через европеизацию. Исмаил считал, что единственный путь модернизации — через образование. Он широко выступал за проведение реформы образования. [1] и раскритиковал традиционную систему образования в мусульманских школах, уделяя большое внимание религии, разработал новый метод обучения детей эффективному чтению на родном языке и ввел реформы учебных программ.
Он поддержал создание общего литературного языка. [1] и поэтому разработал «пантюркский» язык, упрощенную форму турецкого языка, в которой отсутствуют слова, заимствованные из арабского и персидского языков , который должен был пониматься «лодочником Босфора и погонщиком верблюдов из Кашгара». [2] Теркумены имели сторонников на Кавказе, среди мусульман Российской империи, Египта и Ирана . [1]
В своей книге «Российские мусульмане» 1881 года он писал: [3]
«Наше невежество является основной причиной нашего отсталого положения. У нас вообще нет доступа к тому, что было открыто и к тому, что происходит в Европе . Мы должны уметь читать, чтобы преодолеть нашу изоляцию; мы должны изучать европейские идеи. из европейских источников. Мы должны ввести в наши начальные и средние школы предметы, которые позволят нашим ученикам иметь такой доступ».
Исмаил также инициировал новый журнал для женщин «Алем-и Нисван» («Мир женщин»), который редактирует его дочь Шефика, а также издание для детей «Алем-и Субьян» («Мир детей»). Исмаил был одним из основателей Союза мусульман ( Иттифак-и Муслимин ), созданного в Санкт-Петербурге в январе 1906 года и объединявшего представителей интеллигенции различных мусульманских тюркских народов Российской империи. [4] Он также был одним из главных организаторов первых Всероссийских мусульманских съездов, направленных на проведение социальных и религиозных реформ среди мусульманских народов России. [4]
Он вдохновил движение, известное как джадидизм . [5] В 1912 году Гаспринский посетил Британскую Индию. [6]
Наследие
[ редактировать ]В Киеве существует улица Исмаила Гаспринского .
Награды
[ редактировать ]- Орден Меджидие 4-й степени ( Османская империя )
- Орден Льва и Солнца 3-й и 4-й степени ( Персия )
- Орден Благородного Бухарского в золоте 3-й степени ( Бухарский эмират )
- Медаль Русского технического общества Санкт-Петербурга в бронзе.
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Киримли, Х. (1993). «Молодое татарское» движение в Крыму, 1905-1909 гг. Cahiers Du Monde Russe et Councilique, 34 (4), 529–560. [7]
- Каттнер, Томас (1975). «Русский джадидизм и исламский мир: Исмаил Гаспринский в Каире, 1908 год. Призыв к арабам к возрождению исламского мира». Cahiers du Monde Russe et Sovietique . 16 (3): 383–424. дои : 10.3406/cmr.1975.1247 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . Лондон: IBTauris. п. 130. ИСБН 186064855X .
- ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . Лондон: IBTauris. стр. 43–45. ISBN 186064855X .
- ^ « Исмаил-бей Гаспринский» Ризаеддина Фахреддина . Iccrimea.org . Архивировано из оригинала 10 апреля 2017 года . Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ландау, Джейкоб М.; Ландау, профессор политологии Герстена Джейкоб М.; Ландау, Яаков М. (1995). Пантюркизм: от ирредентизма к сотрудничеству . Издательство Университета Индианы. стр. 11–12 . ISBN 9780253328694 .
- ^ «Гаспринский, Исмаил-бей - Оксфордские исламские исследования онлайн» . Oxfordislamicstudies.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ ДЕВЛЕТ, НАДИР (2004). «ИЗУЧЕНИЯ ПО ПОЛИТИКЕ, ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ» . Индия с турецко-тюркской точки зрения в начале 20 века . Стамбул: Университет Едитепе. п. 186 . Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ Киримли, Хакан (17 декабря 1993 г.). «Молодотатарское» движение в Крыму, 1905-1909 гг.». Cahiers du Monde Russe et Sovietique . 34 (4): 529–560. дои : 10.3406/cmr.1993.2368 . hdl : 11693/48504 . JSTOR 20170880 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Зайнабидин, Абдирашидов (июль 2015 г.). «Гаспрински (Гаспирали), Исмаил» . Энциклопедия ислама, Три . Проверено 17 декабря 2017 г.
- Очерки жизни и деятельности Исмаила Гаспирали. Архивировано 18 июля 2017 г. в Wayback Machine. Представлено Международным комитетом по Крыму, Вашингтон, округ Колумбия.
