Поведение человека
Часть серии о |
Социология |
---|
Человеческое поведение — это потенциальная и выраженная способность ( умственная , физическая и социальная ) или групп людей отдельных людей реагировать на внутренние и внешние стимулы на протяжении всей их жизни. Поведение определяется генетическими факторами и факторами окружающей среды, влияющими на человека. Поведением также частично управляют мысли и чувства , которые обеспечивают понимание индивидуальной психики , раскрывая такие вещи, как установки и ценности . Поведение человека формируется психологическими особенностями , поскольку типы личности варьируются от человека к человеку, вызывая разные действия и поведение.
Социальное поведение учитывает действия, направленные на других. Он касается значительного влияния социального взаимодействия и культуры , а также этики , межличностных отношений , политики и конфликтов . Некоторые модели поведения распространены, другие необычны. Приемлемость поведения зависит от социальных норм и регулируется различными средствами социального контроля . Социальные нормы также обусловливают поведение, при котором люди вынуждены следовать определенным правилам и демонстрировать определенное поведение, которое считается приемлемым или неприемлемым в зависимости от данного общества или культуры.
Когнитивное поведение отвечает за действия по получению и использованию знаний . Он касается того, как информация усваивается и передается, а также творческого применения знаний и личных убеждений, таких как религия . Физиологическое поведение объясняет действия по поддержанию тела. Он касается основных функций организма, а также мер, принимаемых для поддержания здоровья. Экономическое поведение объясняет действия, касающиеся разработки, организации и использования материалов, а также других форм труда . Экологическое поведение объясняет действия, связанные с экосистемой. Он касается того, как люди взаимодействуют с другими организмами и как окружающая среда формирует поведение человека.
Изучать
[ редактировать ]Человеческое поведение изучается социальными науками , к которым относятся психология , социология , этология и их различные отрасли и школы мысли. [1] Существует множество различных аспектов человеческого поведения, и ни одно определение или практическое исследование не охватывает их во всей полноте. [2] Дебаты о природе и воспитании являются одним из фундаментальных разделов в изучении человеческого поведения; В этих дебатах рассматривается вопрос о том, влияют ли на поведение преимущественно генетические факторы или факторы окружающей среды. [3] Исследование человеческого поведения иногда привлекает внимание общественности из-за его пересечения с вопросами культуры, включая преступность , сексуальность и социальное неравенство . [4]
Некоторые естественные науки также уделяют особое внимание поведению человека. Неврология и эволюционная биология изучают, как поведение контролируется нервной системой человеческий разум и как развивался соответственно. [5] В других областях человеческое поведение может быть второстепенным предметом исследования при рассмотрении того, как оно влияет на другой предмет. [6] Помимо формальных научных исследований, человеческое поведение и состояние человека также являются основным предметом внимания философии и литературы . [5] Философия разума рассматривает такие аспекты, как свобода воли , проблема разума и тела и податливость человеческого поведения. [7]
Поведение человека можно оценить с помощью анкет , интервью и экспериментальных методов . Тестирование на животных также может использоваться для проверки поведения, которое затем можно сравнить с поведением человека. [8] Исследования близнецов — распространенный метод изучения поведения человека. Близнецов с идентичными геномами можно сравнить, чтобы выделить генетические и экологические факторы в поведении. В ходе исследований на близнецах было установлено, что образ жизни, восприимчивость к болезням и нездоровое поведение имеют как генетические, так и экологические индикаторы. [9]
Социальное поведение
[ редактировать ]Социальное поведение человека — это поведение, которое учитывает других людей, включая общение и сотрудничество. Он очень сложный и структурированный, основанный на передовой теории разума , которая позволяет людям приписывать мысли и действия друг другу. Благодаря социальному поведению люди развили общество и культуру, отличные от других животных. [10] Социальное поведение человека регулируется сочетанием биологических факторов, влияющих на всех людей, и культурных факторов, которые меняются в зависимости от воспитания и социальных норм. [11] Человеческое общение в значительной степени основано на языке , обычно посредством речи или письма . Невербальное общение и параъязык могут изменить смысл общения, демонстрируя идеи и намерения через физическое и голосовое поведение. [12]
Социальные нормы
[ редактировать ]Поведение человека в обществе регулируется социальными нормами . Социальные нормы — это неписаные ожидания членов общества друг от друга. Эти нормы укоренились в конкретной культуре, из которой они возникли, и люди часто следуют им неосознанно или необдуманно. Эти нормы затрагивают все аспекты жизни человеческого общества, включая приличия , социальную ответственность , права собственности , договорные соглашения , мораль , справедливость и смысл . Многие нормы облегчают координацию между членами общества и оказываются взаимовыгодными, например нормы, касающиеся общения и соглашений. Нормы навязываются социальным давлением , и люди, нарушающие социальные нормы, рискуют оказаться в социальной изоляции . [13]
Системы этики используются для управления человеческим поведением и определения того, что является моральным. Люди отличаются от других животных использованием этических систем для определения поведения. Этическое поведение — это поведение человека, которое учитывает, как действия повлияют на других и будет ли поведение оптимальным для других. То, что представляет собой этическое поведение, определяется индивидуальными ценностными суждениями человека и коллективными социальными нормами относительно добра и зла. Ценностные суждения присущи людям всех культур, хотя конкретные системы, используемые для их оценки, могут различаться. Эти системы могут быть основаны на божественном законе , естественном законе , гражданской власти , разуме или комбинации этих и других принципов. Альтруизм – это ассоциированное поведение, при котором люди ставят благополучие других наравне или предпочитают свое собственное. В то время как другие животные проявляют биологический альтруизм, этический альтруизм присущ только человеку. [14]
Девиация – поведение, нарушающее социальные нормы. Поскольку социальные нормы различаются между людьми и культурами, природа и тяжесть девиантного действия являются субъективными. То, что общество считает отклонением, также может со временем измениться по мере развития новых социальных норм. Девиация наказывается другими людьми через социальную стигму , порицание или насилие . [15] Многие девиантные действия признаются преступлениями и наказываются в системе уголовного правосудия . [16] Девиантные действия могут наказываться для предотвращения вреда другим, для поддержания определенного мировоззрения и образа жизни или для обеспечения соблюдения принципов морали и порядочности . [17] Культуры также приписывают положительную или отрицательную ценность определенным физическим чертам, в результате чего люди, не обладающие желательными чертами, считаются девиантными. [18]
Межличностные отношения
[ редактировать ]Межличностные отношения можно оценивать по конкретному выбору и эмоциям между двумя людьми или по более широкому социальному контексту того, как ожидается, что такие отношения будут функционировать. Отношения развиваются посредством общения, которое создает близость, выражает эмоции и развивает идентичность. [12] Межличностные отношения человека образуют социальную группу, в которой все люди общаются и общаются друг с другом, и эти социальные группы связаны дополнительными отношениями. На социальное поведение человека влияют не только индивидуальные отношения, но и то, как поведение в одних отношениях может влиять на другие. [19] Люди, которые активно ищут социальных взаимодействий, являются экстравертами , а те, кто этого не делает, — интровертами. [20]
Романтическая любовь — это значительное межличностное влечение к другому человеку. Его природа варьируется в зависимости от культуры, но часто зависит от пола, возникает в сочетании с сексуальным влечением и бывает гетеросексуальной или гомосексуальной . Оно принимает разные формы и связано со многими индивидуальными эмоциями. Во многих культурах романтической любви уделяется больше внимания, чем другим формам межличностного влечения. Брак — это союз между двумя людьми, хотя связан ли он с романтической любовью, зависит от культуры. [21] Особи, находящиеся в тесном родстве по кровному родству, образуют семью . Существует множество вариаций семейных структур, которые могут включать родителей и детей, а также приемных детей или дальних родственников. [22] В семейных единицах с детьми особое внимание уделяется родительству , при котором родители вкладывают высокий уровень родительских усилий в защиту и обучение детей по мере того, как они развиваются в течение более длительного периода времени, чем у большинства других млекопитающих. [23]
Политика и конфликт
[ редактировать ]Когда люди принимают решения как группа, они занимаются политикой. Люди эволюционировали, чтобы проявлять поведение, исходящее из собственных интересов , но это также включает в себя поведение, которое способствует сотрудничеству, а не конфликту в коллективной среде. Люди часто формируют представления о своей и чужой группе , посредством которых люди сотрудничают с внутренней группой и конкурируют с чужой группой. Это вызывает такое поведение, как бессознательное подчинение, пассивное подчинение авторитету, получение удовольствия от несчастий оппонентов, инициирование враждебности по отношению к членам чужой группы, искусственное создание чужих групп, когда их нет, и наказание тех, кто не соответствует стандартам внутренней группы. -группа. Такое поведение приводит к созданию политических систем , которые обеспечивают соблюдение внутригрупповых стандартов и норм. [24]
Когда люди противостоят друг другу, это порождает конфликт. Это может произойти, когда вовлеченные стороны имеют разногласия во мнениях, когда одна сторона препятствует достижению целей другой или когда стороны испытывают негативные эмоции, такие как гнев по отношению друг к другу. Конфликты исключительно из-за разногласий часто разрешаются посредством общения или переговоров , но включение эмоциональных или препятствующих аспектов может привести к эскалации конфликта. Межличностный конфликт – это конфликт между конкретными людьми или группами людей. [25] Социальный конфликт – это конфликт между различными социальными группами или демографическими группами. Эта форма конфликта часто имеет место, когда группы общества маргинализированы, не имеют желаемых ресурсов, хотят инициировать социальные изменения или сопротивляться социальным изменениям. Серьезный социальный конфликт может вызвать гражданские беспорядки . [26] Международный конфликт – это конфликт между странами или правительствами. Ее можно решить посредством дипломатии или войны .
Когнитивное поведение
[ редактировать ]Познание человека отличается от познания других животных. Это происходит из биологических особенностей человеческого познания, а также из общих знаний и развития, передаваемых культурно. Люди способны учиться друг у друга благодаря передовой теории разума, которая позволяет получать знания посредством образования . Использование языка позволяет людям напрямую передавать знания друг другу. [27] [28] Человеческий мозг обладает нейропластичностью , что позволяет ему изменять свои функции в ответ на новый опыт. Это облегчает обучение людей и приводит к практическому поведению , позволяя развивать новые навыки у отдельных людей. [28] Поведение, осуществляемое с течением времени, может укорениться как привычка , при которой люди будут продолжать регулярно проявлять такое поведение, не принимая сознательного решения об этом. [29]
Люди используют разум, чтобы делать выводы , имея ограниченный объем информации. Большая часть человеческих рассуждений осуществляется автоматически, без сознательных усилий со стороны человека. Рассуждение осуществляется путем обобщения прошлого опыта и применения его к новым обстоятельствам. Полученные знания приобретаются для того, чтобы сделать более точные выводы по предмету. Дедуктивное рассуждение делает выводы, которые являются истинными, на основе логических предпосылок, тогда как индуктивное рассуждение делает вывод, какие выводы могут быть верными, исходя из контекста. [30]
Эмоции – это когнитивный опыт, врожденный для человека. Основные эмоции, такие как радость , горе , гнев , страх , удивление и отвращение , являются общими для всех культур, хотя социальные нормы относительно выражения эмоций могут различаться. Другие эмоции происходят из высшего познания, такие как любовь , вина , стыд , смущение , гордость , зависть и ревность . Эти эмоции развиваются со временем, а не мгновенно, и в большей степени подвержены влиянию культурных факторов. [31] эмоции влияет сенсорная информация , такая как цвет и музыка , а также настроение счастья печали и На . Люди обычно поддерживают стандартный уровень счастья или печали, определяемый здоровьем и социальными отношениями, хотя положительные и отрицательные события оказывают краткосрочное влияние на настроение. Люди часто стремятся улучшить настроение друг друга посредством утешения , развлечения и выражения эмоций . Люди также могут самостоятельно регулировать настроение с помощью упражнений и медитации . [32]
Креативность — это использование предыдущих идей или ресурсов для создания чего-то оригинального. Это позволяет внедрять инновации , адаптироваться к изменениям, изучать новую информацию и решать новые проблемы. Выражение творчества также поддерживает качество жизни . Творчество включает личное творчество, при котором человек достоверно представляет новые идеи , но оно также может быть расширено до социального творчества, при котором сообщество или общество коллективно производит и распознает идеи. [33] Креативность применяется в типичной человеческой жизни для решения проблем по мере их возникновения. Это также побуждает людей заниматься искусством и наукой . Люди, занимающиеся продвинутой творческой работой, обычно обладают специальными знаниями в этой области, и люди используют эти знания для разработки новых идей. В искусстве творчество используется для создания новых художественных произведений, таких как изобразительное искусство или музыка . В науке те, кто обладает знаниями в определенной научной области, могут методом проб и ошибок разрабатывать теории, более точно объясняющие явления. [34]
Религиозное поведение — это набор традиций, которым следуют на основе учений религиозной системы убеждений. Характер религиозного поведения варьируется в зависимости от конкретных религиозных традиций. Большинство религиозных традиций включают в себя различные варианты рассказывания мифов , практику ритуалов определенных вещей , табуирование , принятие символизма , определение морали, переживание измененных состояний сознания и веру в сверхъестественные существа. Религиозное поведение часто требует больших затрат времени, энергии и материальных средств и противоречит моделям рационального выбора человеческого поведения, хотя оно и обеспечивает преимущества, связанные с сообществом. Антропологи предлагают конкурирующие теории относительно того, почему люди приняли религиозное поведение. [35] Религиозное поведение находится под сильным влиянием социальных факторов, и участие группы играет важную роль в развитии религиозного поведения человека. Социальные структуры, такие как религиозные организации или семейные объединения, позволяют делиться и координировать религиозное поведение. Эти социальные связи усиливают когнитивное поведение, связанное с религией, поощряя ортодоксальность и преданность делу. [36] Согласно отчету исследовательского центра Pew , по состоянию на 2018 год 54% взрослых во всем мире заявляют, что религия очень важна в их жизни. [37]
Физиологическое поведение
[ редактировать ]Люди совершают многие действия, общие для животных, чтобы поддерживать процессы человеческого организма . Люди едят пищу, чтобы получить питание . Эти продукты можно выбирать исходя из их пищевой ценности, но их также можно есть ради удовольствия . Прием пищи часто следует за процессом приготовления пищи, чтобы сделать его более приятным. [38] Люди избавляются от излишков пищи через отходы . К экскрементам часто относятся как к табу, особенно в развитых и городских сообществах, где санитария более широко доступна, а экскременты не имеют ценности в качестве удобрения . [39] Люди также регулярно спят , что зависит от гомеостатических и циркадных факторов. Циркадный ритм заставляет людей спать регулярно и обычно калибруется в соответствии с циклом день-ночь и привычками сна и бодрствования. Гомеостаз также сохраняется, что приводит к более длительному сну после периодов лишения сна . человека Цикл сна длится более 90 минут и повторяется 3–5 раз во время обычного сна. [40]
Существуют также уникальные модели поведения, которым люди следуют для поддержания физического здоровья. Человечество разработало лекарства для профилактики и лечения болезней. В промышленно развитых странах пищевые привычки, способствующие лучшему питанию, гигиеническое поведение, способствующее улучшению санитарных условий , медицинское лечение для искоренения болезней и использование противозачаточных средств значительно улучшают здоровье человека. [41] Люди также могут заниматься физическими упражнениями, выходящими за рамки тех, которые необходимы для выживания и поддержания здоровья. [42] Люди соблюдают гигиену , чтобы ограничить воздействие грязи и болезнетворных микроорганизмов . Некоторые из этих моделей поведения являются адаптивными, тогда как другие приобретаются. Базовое поведение отвращения развилось как адаптация к предотвращению контакта с источниками патогенов, что привело к биологическому отвращению к фекалиям , жидкостям организма , гнилой пище и животным, которые обычно являются переносчиками болезней . Уход за собой , избавление от человеческих трупов , использование канализации и чистящих средств — это гигиенические нормы, характерные для большинства человеческих обществ. [43]
Люди размножаются половым путем , вступая в половой акт как для воспроизводства, так и для сексуального удовольствия . Человеческое воспроизводство тесно связано с человеческой сексуальностью и инстинктивным желанием размножаться , хотя люди уникальны тем, что они намеренно контролируют количество потомства, которое они производят. [44] Люди участвуют в большом разнообразии репродуктивного поведения по сравнению с другими животными, используя различные структуры спаривания, которые включают формы моногамии , полигинии и полиандрии . То, как люди участвуют в брачном поведении, во многом зависит от культурных норм и обычаев. [45] В отличие от большинства млекопитающих, у человеческих женщин овуляция происходит спонтанно, а не сезонно, при этом менструальный цикл обычно длится 25–35 дней. [46]
Люди двуногие и передвигаются пешком . Ходьба человека соответствует циклу двуногой походки , который включает попеременное касание пятки и отрыва носка от земли, а также небольшое возвышение и вращение таза . Балансировать при ходьбе учатся в течение первых 7–9 лет жизни, и у отдельных людей развивается уникальная походка , когда они учатся перемещать вес, регулировать центр массы и соотносить нервный контроль с движением. [47] Люди могут достичь более высокой скорости, бегая . Гипотеза бега на выносливость предполагает, что люди могут опережать большинство других животных на больших дистанциях благодаря бегу, хотя бег человека требует более высоких затрат энергии. Человеческое тело саморегулируется посредством потоотделения во время периодов нагрузки, что позволяет человеку быть более выносливым, чем другим животным. [48] Человеческая рука цепкая предметы и применять силу , и способна захватывать контролируя ловкость руки и силу захвата . Это позволяет использовать сложные инструменты человеком. [49]
Экономическое поведение
[ редактировать ]Люди ведут себя предсказуемо при рассмотрении экономических решений, и это поведение может быть, а может и не быть рациональным . Как и все животные, люди принимают основные решения посредством анализа затрат и выгод и спектра риска и прибыли , хотя люди способны более тщательно обдумывать эти решения. Принятие экономических решений человеком часто зависит от ссылок , при этом варианты взвешиваются с учетом статус-кво, а не абсолютных прибылей и потерь. Люди также не склонны к потерям , боясь потерь, а не стремясь к выгоде. [50] Развитое экономическое поведение развилось у человека после неолитической революции и развития сельского хозяйства . Эти события привели к устойчивому снабжению ресурсами, которые позволили специализироваться в более сложных обществах. [51]
Работа
[ редактировать ]Характер человеческого труда определяется сложностью общества. Простейшие общества — это племена , которые работают в основном ради пропитания, занимаясь охотой-собирательством . В этом смысле работа — это не отдельная деятельность, а константа, составляющая все части жизни, поскольку все члены общества должны последовательно работать, чтобы остаться в живых. Более развитые общества развивались после неолитической революции, уделяя особое внимание работе в сельском хозяйстве и скотоводстве . В этих обществах производство увеличивается, что устраняет необходимость в постоянной работе и позволяет некоторым людям специализироваться и работать в областях, не связанных с производством продуктов питания. Это также привело к созданию нетрудоемкой работы, поскольку растущая сложность профессии требовала от некоторых людей специализации в технических знаниях и администрировании. [51] Кропотливый труд в этих обществах выполняли в разной степени рабы, крепостные, крестьяне и цеховые мастера. Характер труда существенно изменился во время промышленной революции , в ходе которой фабричная система была разработана для использования в промышленно развивающихся странах. Помимо дальнейшего повышения общего качества жизни, это событие изменило динамику работы. При фабричной системе рабочие все чаще сотрудничают с другими, работодатели выполняют функции авторитетных фигур в рабочее время, а принудительный труд в значительной степени искоренен. Дальнейшие изменения происходят в постиндустриальных обществах , где технологический прогресс делает отрасли промышленности устаревшими, заменяя их массовым производством и сферой услуг . [52]
Люди подходят к работе по-разному, основываясь как на физических, так и на личных качествах, и некоторые работают более эффективно и целеустремленно, чем другие. Некоторые находят работу, способствующую самореализации, в то время как другие работают только по необходимости. [53] Работа также может служить идентичностью: люди идентифицируют себя в зависимости от своей профессии. Мотивация труда сложна, она одновременно способствует удовлетворению различных потребностей человека и уменьшает их. Основной мотивацией принимает форму денег работы является получение материальной выгоды, которая в современном обществе . Это также может способствовать повышению самооценки и личной ценности, обеспечению активности, завоеванию уважения и выражению творческих способностей. [54] Современную работу обычно подразделяют на кропотливую работу, или работу «синих воротничков» , и нетрудоемкую работу, или работу «белых воротничков» . [55]
Досуг
[ редактировать ]Досуг – это деятельность или отсутствие активности, происходящая вне работы. Он обеспечивает отдых, развлечение и улучшение качества жизни людей. [56] Досуг может быть полезен для физического и психического здоровья. Его можно использовать для временного облегчения психологического стресса , для создания положительных эмоций или для облегчения социального взаимодействия. Досуг также может способствовать возникновению рисков для здоровья и негативных эмоций, вызванных скукой , злоупотреблением психоактивными веществами или рискованным поведением . [57]
Досуг можно определить как серьезный и случайный. [56] [58] Серьезное досуговое поведение предполагает непрофессиональное занятие искусством и наукой, развитие хобби или волонтерскую карьеру в определенной области знаний. [58] Случайное досуговое поведение приносит краткосрочное удовлетворение, но не обеспечивает долгосрочного удовлетворения или личностной идентичности. К ним относятся игры , релаксация, случайное социальное взаимодействие, волонтерство , пассивные развлечения, активные развлечения и сенсорная стимуляция. Пассивные развлечения обычно происходят от средств массовой информации , которые могут включать письменные произведения или цифровые медиа . Активные развлечения включают игры, в которых участвуют отдельные личности. Сенсорная стимуляция – это немедленное удовлетворение от таких действий, как еда или половой акт. [56]
Потребление
[ редактировать ]Люди действуют как потребители , которые приобретают и используют товары. Все производство в конечном итоге предназначено для потребления , и потребители адаптируют свое поведение в зависимости от наличия производства. Массовое потребление началось во время промышленной революции, вызванной развитием новых технологий, которые позволили увеличить производство. [59] Многие факторы влияют на решение потребителя приобретать товары посредством торговли. Они могут учитывать характер продукта, связанную с ним стоимость, удобство покупки и характер рекламы вокруг продукта. На это решение могут повлиять культурные факторы, поскольку разные культуры ценят разные вещи, а субкультуры внутри этих культур могут иметь разные приоритеты в качестве покупателей. Социальный класс , включая богатство, образование и род занятий, может влиять на покупательское поведение. потребителя Межличностные отношения и референтные группы также могут влиять на покупательское поведение. [60]
Экологическое поведение
[ редактировать ]Как и все живые существа, люди живут в экосистемах и взаимодействуют с другими организмами. На поведение человека влияет среда, в которой он живет, а на окружающую среду влияет жилище человека. Люди также создали искусственные экосистемы, такие как городские районы и сельскохозяйственные угодья . География и экология ландшафта определяют, как люди распределяются внутри экосистемы, как естественным путем, так и посредством запланированной городской морфологии . [61]
Люди осуществляют контроль над животными, которые живут в их среде обитания. Одомашненных животных дрессируют и ухаживают за ними люди. Люди могут развивать социальные и эмоциональные связи с животными, находящимися под их опекой. Домашних животных держат для общения в домах людей, включая собак и кошек , которых разводили для приручения на протяжении многих веков. Домашний скот, такой как крупный рогатый скот , овцы , козы и домашняя птица , содержится на сельскохозяйственных землях для производства продуктов животного происхождения . Домашние животные также содержатся в лабораториях для проведения испытаний на животных . Неодомашненных животных иногда содержат в заповедниках и зоопарках для туризма и сохранения . [62]
Причины и факторы
[ редактировать ]На поведение человека влияют биологические и культурные элементы. В дискуссиях о структуре и агентности рассматривается вопрос о том, управляется ли человеческое поведение преимущественно индивидуальными человеческими импульсами или внешними структурными силами. [59] Поведенческая генетика изучает, как на поведение человека влияют унаследованные черты. Хотя гены не гарантируют определенное поведение, определенные черты могут быть унаследованы, что делает людей более склонными к определенному поведению или проявлению определенных личностей. [63] Окружающая среда человека также может влиять на поведение, часто в сочетании с генетическими факторами. человека Личность и отношение влияют на то, как выражается поведение, формируемое совместно генетическими факторами и факторами окружающей среды. [64]
Возраст
[ редактировать ]Младенцы ограничены в своей способности интерпретировать окружающее вскоре после рождения. Постоянство объектов и понимание движения обычно развиваются в течение первых шести месяцев жизни ребенка, хотя конкретные когнитивные процессы еще не изучены. [65] Способность мысленно классифицировать различные понятия и объекты, которые они воспринимают, также развивается в течение первого года. [66] К двум месяцам младенцы уже способны быстро отличать свое тело от окружающей среды и часто интересуются своими конечностями или действиями, которые они вызывают. [67] Младенцы практикуют подражание другим людям, чтобы взаимодействовать с обществом и осваивать новое поведение. У младенцев раннего возраста это предполагает имитацию мимики лица , а имитация использования инструментов происходит в течение первого года жизни. [68] Коммуникация развивается в течение первого года жизни, и младенцы начинают использовать жесты для сообщения о намерениях примерно в возрасте девяти-десяти месяцев. Вербальное общение развивается более постепенно и формируется на втором году жизни. [69]
У детей развиваются мелкие моторные навыки вскоре после младенчества, в возрасте от трех до шести лет, что позволяет им использовать руки и координацию глаз и рук , а также выполнять основные действия, необходимые для самодостаточности . [70] В возрасте от трех до шести лет дети начинают выражать более сложные эмоции, включая юмор, сочувствие и альтруизм, а также занимаются творчеством и исследованием. [71] Агрессивное поведение также становится разнообразным в этом возрасте, поскольку дети проявляют повышенную физическую агрессию, прежде чем научатся отдавать предпочтение дипломатии, а не агрессии. [72] Дети в этом возрасте могут выражать свои мысли, используя язык с базовой грамматикой. [73] По мере взросления у детей развивается эмоциональный интеллект . [74] Маленькие дети участвуют в базовом социальном поведении со сверстниками , обычно формируя дружеские отношения, основанные на игре, с людьми того же возраста и пола. [75] Поведение маленьких детей сосредоточено на игре, что позволяет им практиковать физическое, когнитивное и социальное поведение. [76] Базовая Я-концепция сначала развивается по мере взросления детей, особенно вокруг таких черт, как пол и этническая принадлежность. [77] и на поведение впервые сильно влияют сверстники. [78]
Подростки претерпевают изменения в поведении, вызванные половым созреванием и связанными с этим изменениями в выработке гормонов . Выработка тестостерона увеличивает поиск ощущений и чувствительность к вознаграждению у подростков, а также агрессию и готовность рисковать у мальчиков-подростков. Производство эстрадиола вызывает аналогичное рискованное поведение среди девочек-подростков. Новые гормоны вызывают изменения в эмоциональной обработке, которые обеспечивают близкую дружбу, более сильную мотивацию и намерения, а также подростковую сексуальность . [79] Подростки претерпевают масштабные социальные изменения, развивая полную самооценку и принимая автономные решения независимо от взрослых. Обычно они лучше осознают социальные нормы и социальные сигналы, чем дети, что приводит к увеличению застенчивости и подросткового эгоцентризма , которые определяют поведение в социальной среде на протяжении всего подросткового возраста. [80]
Культура и окружающая среда
[ редактировать ]Человеческий мозг, как и мозг всех млекопитающих, нейропластичен . Это означает, что структура мозга со временем меняется, поскольку нервные пути изменяются в ответ на окружающую среду. Многие виды поведения усваиваются посредством взаимодействия с другими людьми на ранних стадиях развития мозга. [81] Поведение человека отличается от поведения других животных тем, что на него сильно влияют культура и язык. Социальное обучение позволяет людям развивать новое поведение, следуя примеру других. Культура также является направляющим фактором, определяющим социальные нормы. [82]
Генетика
[ редактировать ]Физиология
[ редактировать ]Нейротрансмиттеры , гормоны и обмен веществ признаны биологическими факторами поведения человека. [8]
Физические недостатки могут помешать людям вести типичное человеческое поведение или вызвать необходимость альтернативного поведения. жилье и доступность В развитых странах людям с ограниченными физическими возможностями часто предоставляются , включая здравоохранение, вспомогательные технологии и профессиональные услуги . [83] Тяжелая инвалидность связана с увеличением свободного времени, но также и с более низкой удовлетворенностью качеством свободного времени. Производительность и здоровье обычно подвергаются долгосрочному ухудшению после возникновения тяжелой инвалидности. [84] Психические нарушения – это те нарушения, которые непосредственно влияют на когнитивное и социальное поведение. Распространенные психические расстройства включают расстройства настроения , тревожные расстройства , расстройства личности и зависимость от психоактивных веществ . [85]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лонгино 2013 , стр. 13–14.
- ^ Лонгино 2013 , стр. 7–8.
- ^ Лонгино 2013 , с. 2.
- ^ Лонгино 2013 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Лонгино 2013 , с. 1.
- ^ Лонгино 2013 , с. 8.
- ^ Лонгино 2013 , стр. 9–10.
- ^ Jump up to: а б Лонгино 2013 , с. 12.
- ^ Бумсма, Доррет; Бушьян, Андреас; Пелтонен, Лина (2002). «Классические исследования близнецов и не только» . Обзоры природы Генетика . 3 (11): 872–882. дои : 10.1038/nrg932 . ISSN 1471-0064 . ПМИД 12415317 . S2CID 9318812 .
- ^ Левинсон, Стивен С.; Энфилд, Николас Дж. (2006). Истоки человеческой социальности . Рутледж. стр. 1–3. дои : 10.4324/9781003135517 . ISBN 978-1003135517 . S2CID 150799476 .
- ^ Дак 2007 , стр. 1–5.
- ^ Jump up to: а б Дак 2007 , стр. 10–14.
- ^ Янг, Х. Пейтон (01 августа 2015 г.). «Эволюция социальных норм» . Ежегодный обзор экономики . 7 (1): 359–387. doi : 10.1146/annurev- Economics-080614-115322 . ISSN 1941-1383 .
- ^ Аяла, Франциско Дж. (11 мая 2010 г.). «Разница человеческого бытия: мораль» . Труды Национальной академии наук . 107 (дополнение_2): 9015–9022. дои : 10.1073/pnas.0914616107 . ISSN 0027-8424 . ПМК 3024030 . ПМИД 20445091 .
- ^ Гуд 2015 , стр. 3–4.
- ^ Гуд 2015 , с. 7.
- ^ Гуд 2015 , с. 5.
- ^ Гуд 2015 , с. 6.
- ^ Дак 2007 , с. 107.
- ^ Аргайл, Майкл; Лу, Луо (1 января 1990 г.). «Счастье экстравертов» . Личность и индивидуальные различия . 11 (10): 1011–1017. дои : 10.1016/0191-8869(90)90128-E . ISSN 0191-8869 .
- ^ Дак 2007 , стр. 56–60.
- ^ Дак 2007 , стр. 121–125.
- ^ Гири, Дэвид С.; Флинн, Марк В. (2001). «Эволюция родительского поведения человека и человеческой семьи» . Воспитание . 1 (1–2): 5–61. дои : 10.1080/15295192.2001.9681209 . ISSN 1529-5192 . S2CID 15440367 .
- ^ Алфорд, Джон Р.; Хиббинг, Джон Р. (2004). «Происхождение политики: эволюционная теория политического поведения» . Перспективы политики . 2 (4): 707–723. дои : 10.1017/S1537592704040460 . ISSN 1541-0986 . S2CID 8341131 . Архивировано из оригинала 3 мая 2022 г. Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ Барки, Анри; Хартвик, Джон (01 марта 2004 г.). «Концептуализация конструкции межличностного конфликта» . Международный журнал управления конфликтами . 15 (3): 216–244. дои : 10.1108/eb022913 . ISSN 1044-4068 . Архивировано из оригинала 16 июня 2022 г. Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ Митчелл, Кристофер Р. (2005). «Конфликт, социальные изменения и разрешение конфликтов. Исследование». Руководство Бергхофа по трансформации конфликтов . Фонд Бергхофа.
- ^ Томаселло, Майкл; Ракоци, Ханнес (2003). «Что делает человеческое познание уникальным? От индивидуального к общему и к коллективному намерению» . Разум и язык . 18 (2): 121–147. дои : 10.1111/1468-0017.00217 . ISSN 0268-1064 . Архивировано из оригинала 12 августа 2022 г. Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Колаж, Иван; д'Эррико, Франческо (2020). «Культура: движущая сила человеческого познания» . Темы когнитивной науки . 12 (2): 654–672. дои : 10.1111/tops.12372 . ISSN 1756-8757 . ПМИД 30033618 . S2CID 51706960 .
- ^ Вуд, Венди; Рюнгер, Деннис (4 января 2016 г.). «Психология привычки» . Ежегодный обзор психологии . 67 (1): 289–314. doi : 10.1146/annurev-psych-122414-033417 . ISSN 0066-4308 . ПМИД 26361052 . S2CID 8821136 .
- ^ Эванс, Джонатан Ст.Б.Т.; Ньюстед, Стивен Э.; Бирн, Рут MJ (2019). "Введение". Человеческое рассуждение: психология дедукции . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1317716266 .
- ^ Эванс 2003 , стр. 1–21.
- ^ Эванс 2003 , стр. 47–.
- ^ Ранко, Марк А. (2018). Штернберг, Роберт Дж.; Кауфман, Джеймс С. (ред.). Природа человеческого творчества . Издательство Кембриджского университета. стр. 246–263. дои : 10.1017/9781108185936.018 . ISBN 978-1108185936 .
- ^ Саймон, Герберт А. (2001). «Творчество в искусстве и науке» . Кеньон Обзор . 23 (2): 203–220. ISSN 0163-075X . JSTOR 4338222 . Архивировано из оригинала 14 августа 2022 г. Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ Сосис, Ричард; Алькорта, Кэндис (24 ноября 2003 г.). «Сигнализация, солидарность и священное: эволюция религиозного поведения» . Эволюционная антропология: проблемы, новости и обзоры . 12 (6): 264–274. дои : 10.1002/evan.10120 . S2CID 443130 . Архивировано из оригинала 14 августа 2022 г. Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ Корнуолл, Мари (1989). «Детерминанты религиозного поведения: теоретическая модель и эмпирический тест» . Социальные силы . 68 (2): 572–592. дои : 10.2307/2579261 . JSTOR 2579261 . Архивировано из оригинала 3 ноября 2021 г. Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ « Как религиозная приверженность варьируется в зависимости от страны среди людей всех возрастов» . Форум Pew по религии и общественной жизни . 13 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 27 августа 2018 года . Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ Манн, Джим; Трусвелл, А. Стюарт, ред. (2012). Основы питания человека (4-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 1. ISBN 978-0199566341 .
- ^ Джуитт, Сара (2011). «География дерьма: пространственные и временные различия в отношении к человеческим отходам» . Прогресс в человеческой географии . 35 (5): 608–626. дои : 10.1177/0309132510394704 . ISSN 0309-1325 . S2CID 129647616 . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Гиллберг, М. (1997). «Регуляция сна/бодрствования человека» . Acta Anaesthesiologica Scandinavica. Дополнение . 110 : 8–10. дои : 10.1111/j.1399-6576.1997.tb05482.x . ISSN 0515-2720 . ПМИД 9248514 . S2CID 9354406 . Архивировано из оригинала 11 августа 2022 г. Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ МакКаун, Томас (1980). Роль медицины . Издательство Принстонского университета. п. 78. ИСБН 978-1400854622 .
- ^ Вина, Дж.; Санчис-Гомар, Ф.; Мартинес-Белло, В.; Гомес-Кабрера, MC (2012). «Упражнения действуют как лекарство; фармакологические преимущества упражнений: упражнения действуют как лекарство» . Британский журнал фармакологии . 167 (1): 1–12. дои : 10.1111/j.1476-5381.2012.01970.x . ПМЦ 3448908 . ПМИД 22486393 .
- ^ Кертис, Валери А. (2007). «Естественная история гигиены» . Канадский журнал инфекционных заболеваний и медицинской микробиологии . 18 (1): 11–14. дои : 10.1155/2007/749190 . ISSN 1712-9532 . ПМК 2542893 . ПМИД 18923689 .
- ^ Бэгготт, LM (1997). Репродукция человека . Издательство Кембриджского университета. п. 5. ISBN 978-0521469142 .
- ^ Ньюсон, Лесли (2013). «Культурная эволюция и репродуктивное поведение человека». В Клэнси, Кэтрин Б.Х.; Хинде, Кэти; Резерфорд, Жюльен Н. (ред.). Создание младенцев: развитие приматов в непосредственной и окончательной перспективе . Нью-Йорк: Спрингер. п. 487. ИСБН 978-1461440604 . ОСЛК 809201501 .
- ^ Джонс, Ричард Э.; Лопес, Кристин Х. (2013). Репродуктивная биология человека . Академическая пресса. п. 63. ИСБН 978-0123821850 .
- ^ Инман, Верн Т. (14 мая 1966 г.). «Человеческое передвижение» . Журнал Канадской медицинской ассоциации . 94 (20): 1047–1054. ISSN 0008-4409 . ЧВК 1935424 . ПМИД 5942660 .
- ^ Кэрриер, Дэвид Р.; Капур, АК; Кимура, Тасуку; Никельс, Мартин К.; Скотт, Юджини К.; Итак, Джозеф К.; Тринкаус, Эрик (1 августа 1984 г.). «Энергетический парадокс человеческого бега и эволюции гоминидов [а также комментарии и ответы]» . Современная антропология . 25 (4): 483–495. дои : 10.1086/203165 . ISSN 0011-3204 . S2CID 15432016 . Архивировано из оригинала 25 августа 2022 г. Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Уэллс, Ричард; Грейг, Майкл (1 декабря 2001 г.). «Характеристика цепкой силы человеческой руки с помощью силы и моментного рывка» . Эргономика . 44 (15): 1392–1402. дои : 10.1080/00140130110109702 . ISSN 0014-0139 . ПМИД 11936830 . S2CID 10935674 . Архивировано из оригинала 25 августа 2022 г. Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Сантос, Лори Р.; Хьюз, Келли Д. (1 февраля 2009 г.). «Экономическое познание у людей и животных: поиск основных механизмов» . Современное мнение в нейробиологии . Когнитивная нейробиология. 19 (1): 63–66. дои : 10.1016/j.conb.2009.05.005 . ISSN 0959-4388 . ПМИД 19541475 . S2CID 21443957 .
- ^ Jump up to: а б Нефф 1985 , стр. 24–33.
- ^ Нефф 1985 , стр. 41–46.
- ^ Нефф 1985 , с. 2.
- ^ Нефф 1985 , стр. 142–153.
- ^ Нефф 1985 , стр. 79–80.
- ^ Jump up to: а б с Стеббинс, Роберт А. (1 января 2001 г.). «Издержки и выгоды гедонизма: некоторые последствия серьезного отношения к случайному досугу» . Досуговые исследования . 20 (4): 305–309. дои : 10.1080/02614360110086561 . ISSN 0261-4367 . S2CID 145273350 . Архивировано из оригинала 25 августа 2022 г. Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ Колдуэлл, Линда Л. (1 февраля 2005 г.). «Досуг и здоровье: почему досуг полезен?» . Британский журнал руководства и консультирования . 33 (1): 7–26. дои : 10.1080/03069880412331335939 . ISSN 0306-9885 . S2CID 144193642 .
- ^ Jump up to: а б Стеббинс, Роберт А. (2001). «Серьезный отдых» . Общество . 38 (4): 53–57. дои : 10.1007/s12115-001-1023-8 . Архивировано из оригинала 25 августа 2022 г. Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б де Врис, январь (2008). Промышленная революция: поведение потребителей и экономика домохозяйств с 1650 года по настоящее время . Издательство Кембриджского университета. стр. 4–7. ISBN 978-0511409936 .
- ^ Гаджар, Нилеш Б. (2013). «Факторы, влияющие на поведение потребителей». Международный журнал исследований в области здравоохранения . 1 (2): 10–15. ISSN 2320-771X .
- ^ Штайнер, Ф. (2008). «Экология человека: Обзор». В Йоргенсене — Свен Эрик; Фат, Брайан Д. (ред.). Энциклопедия экологии . Эльзевир. стр. 1898–1906. дои : 10.1016/B978-008045405-4.00626-1 . ISBN 978-0080454054 . ОСЛК 256490644 .
- ^ Хоузи, Джефф; Мелфи, Вики (2014). «Взаимодействие, отношения и связи человека и животных: обзор и анализ литературы» . Международный журнал сравнительной психологии . 27 (1). ISSN 0889-3675 .
- ^ Пломин, Роберт; ДеФрис, Джон К.; Макклирн, Джеральд Э. (2008). «Обзор». Поведенческая генетика (5-е изд.). Стоит издательства. стр. 1–4. ISBN 978-1429205771 .
- ^ Бошен, штат Калифорния; Хиншоу, СП; Гацке-Копп, Л. (2008). «Генетические и экологические влияния на поведение». Детская и подростковая психопатология . Уайли. стр. 58–90. ISBN 978-0470007440 .
- ^ Бремнер и Вакс 2010 , стр. 234–235.
- ^ Бремнер и Вакс 2010 , стр. 264–265.
- ^ Бремнер и Вакс 2010 , стр. 337–340.
- ^ Бремнер и Вакс 2010 , стр. 346–347.
- ^ Бремнер и Вакс 2010 , стр. 398–399.
- ^ Вуди и Вуди 2019 , стр. 259–260.
- ^ Вуди и Вуди 2019 , с. 263.
- ^ Вуди и Вуди 2019 , с. 279.
- ^ Вуди и Вуди 2019 , стр. 268–269.
- ^ Чарльзуорт 2019 , с. 346.
- ^ Вуди и Вуди 2019 , с. 281.
- ^ Вуди и Вуди 2019 , с. 290.
- ^ Чарльзуорт 2019 , с. 343.
- ^ Чарльзуорт 2019 , с. 353.
- ^ Пепер, Джиска С.; Даль, Рональд Э. (2013). «Подростковый мозг: всплеск гормонов – взаимодействие мозга и поведения в период полового созревания» . Современные направления психологической науки . 22 (2): 134–139. дои : 10.1177/0963721412473755 . ISSN 0963-7214 . ПМЦ 4539143 . ПМИД 26290625 .
- ^ Чоудхури, Супарна; Блейкмор, Сара-Джейн; Чарман, Тони (2006). «Социально-когнитивное развитие в подростковом возрасте» . Социальная когнитивная и аффективная нейронаука . 1 (3): 165–174. дои : 10.1093/скан/nsl024 . ПМЦ 2555426 . ПМИД 18985103 .
- ^ Ван Шайк 2016 , Глава 2.4.
- ^ Ван Шайк 2016 , Глава 3.1.
- ^ Лутц, Барбара Дж.; Бауэрс, Барбара Дж. (2005). «Инвалидность в повседневной жизни» . Качественные исследования здоровья . 15 (8): 1037–1054. дои : 10.1177/1049732305278631 . ISSN 1049-7323 . ПМИД 16221878 . S2CID 24307046 .
- ^ Паудтави, Наттавуд (1 декабря 2009 г.). «Что происходит с людьми до и после инвалидности? Фокусирующие эффекты, ведущие эффекты и адаптация в разных сферах жизни» . Социальные науки и медицина . Часть специального выпуска: Новые подходы к исследованию безопасности пациентов. 69 (12): 1834–1844. doi : 10.1016/j.socscimed.2009.09.023 . ISSN 0277-9536 . ПМИД 19833424 .
- ^ Крюгер, Роберт Ф. (1 октября 1999 г.). «Структура распространенных психических расстройств» . Архив общей психиатрии . 56 (10): 921–926. дои : 10.1001/archpsyc.56.10.921 . ISSN 0003-990X . ПМИД 10530634 .
Библиография
[ редактировать ]- Бремнер, Гэвин; Вакс, Теодор Д., ред. (2010). Справочник Уайли-Блэквелла по развитию младенцев . Том. 1: Фундаментальные исследования (2-е изд.). Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1444332735 .
- Чарльзуорт, Лиэнн Вуд (2019). «Раннее детство». В Хатчисоне, Элизабет Д. (ред.). Аспекты человеческого поведения: меняющийся жизненный курс (6-е изд.). Публикации SAGE. стр. 327–395. ISBN 978-1544339344 . LCCN 2018021374 .
- Дак, Стив (2007). Человеческие отношения (4-е изд.). Публикации SAGE. ISBN 978-1412929998 .
- Эванс, Дилан (2003). Эмоции: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0192804617 .
- Гуд, Эрих (2015). «Социология девиантности: Введение». В Гуде, Эрих (ред.). Справочник девиаций . Уайли. стр. 3–29. дои : 10.1002/9781118701386 . ISBN 978-1118701324 .
- Лонгино, Хелен Э. (2013). Изучение человеческого поведения: как ученые исследуют агрессию и сексуальность . Издательство Чикагского университета. doi : 10.7208/9780226921822 (неактивен 31 января 2024 г.). ISBN 978-0226921822 .
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - Нефф, Уолтер С. (1985). Работа и человеческое поведение (3-е изд.). Издательство Альдин. ISBN 0202303195 .
- Ван Шайк, Карел П. (2016). Приматы истоки человеческой природы . Основы биологии человека. Хобокен, Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-119-11820-6 .
- Вуди, Дебра Дж.; Вуди, Дэвид (2019). «Раннее детство». В Хатчисоне, Элизабет Д. (ред.). Аспекты человеческого поведения: меняющийся жизненный курс (6-е изд.). Публикации SAGE. стр. 251–326. ISBN 978-1544339344 . LCCN 2018021374 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ардри, Роберт . 1970. Общественный договор: личное исследование эволюционных источников порядка и беспорядка . Атенеум . ISBN 0689103476 .
- Сапольски, Роберт М. (2017). Поведение: биология человека в наших лучших и худших проявлениях . Пингвин Пресс. ISBN 978-1594205071 .
- Тиссо, САД (1768), Очерк о болезнях, свойственных литераторам и людям, ведущим сидячий образ жизни .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с поведением человека, на Викискладе?