Подростковый эгоцентризм
![]() | Судя по всему, основной автор этой статьи тесно связан с ее предметом. ( Май 2014 г. ) |
Подростковый эгоцентризм — это термин, который детский психолог Дэвид Элкинд использовал для описания феномена неспособности подростков отличить свое восприятие того, что о них думают другие, от того, что люди на самом деле думают в реальности. [1] Теория Элкинда о подростковом эгоцентризме основана на теории Пиаже о стадиях когнитивного развития , которая утверждает, что формальные операции позволяют подросткам конструировать воображаемые ситуации и абстрактное мышление. [2]
Соответственно, подростки способны концептуализировать свои собственные мысли и понимать, как другие воспринимают их образ себя. [1] Однако Элкинд отметил, что подростки склонны сосредотачиваться в основном на своем собственном восприятии – особенно на своем поведении и внешности – из-за «физиологических метаморфоз», которые они переживают в этот период. Это приводит к убеждению подростков в том, что общество так же внимательно относится к их действиям и внешнему виду, как и они к самим себе. [1] По Элкинду, подростковый эгоцентризм приводит к двум последовательным умственным конструкциям, а именно воображаемой публике и личной басне .
Ментальные конструкции
[ редактировать ]Воображаемая аудитория
[ редактировать ]Элкинд использовал термин « воображаемая аудитория» для описания феномена, заключающегося в том, что подросток предвидит реакцию других людей на него в реальных или предстоящих социальных ситуациях. Элкинд утверждал, что такого рода предвкушение можно объяснить озабоченностью подростка тем, что другие восхищаются им или критикуют их так же, как они сами. В результате создается аудитория, так как подросток считает, что именно она окажется в центре внимания. [1]
Однако чаще всего аудитория является воображаемой, поскольку в реальных социальных ситуациях всегда быть в центре общественного внимания обычно не бывает. [1] Элкинд считал, что построение воображаемой аудитории частично объясняет широкое разнообразие типичного подросткового поведения и опыта; и воображаемая аудитория сыграла роль в самосознании, возникающем в раннем подростковом возрасте. Однако, поскольку аудитория обычно представляет собой собственную конструкцию подростка, она причастна к его собственному познанию самого себя. [1]
По мнению Элкинда, понятие воображаемой аудитории помогает объяснить, почему подростки обычно стремятся к уединению и не хотят раскрывать себя – это реакция на ощущение, что человек постоянно находится под критическим пристальным вниманием других.
Личная басня
[ редактировать ]Элкинд отметил, что у подростков есть сложный набор убеждений в том, что их собственные чувства уникальны, особенны и бессмертны. [3] Он использовал термин «Личная басня», чтобы описать это понятие, которое является дополнением конструкции воображаемой аудитории. Поскольку подросткам обычно не удается дифференцировать свое внимание к собственному восприятию и восприятию других, они склонны полагать, что имеют большое значение для окружающих (воображаемой аудитории), и, следовательно, начинают рассматривать свои чувства как нечто особенное и уникальное. . [1] Эта вера в личную уникальность и непобедимость способствует иллюзии, что они выше правил, дисциплины и законов, применимых к другим людям; изоляция может быть способом проявить индивидуальность при таком образе мышления. [4] В силу наличия в какой-то момент личной басни подростки склонны подменять роль кумира, героя или даже бога собственным образом. [1]
Прохождение
[ редактировать ]Элкинд считал, что подростковый эгоцентризм — временное явление, которое постепенно уменьшится по мере взросления подростков. Причина этого, как утверждал Элкинд, заключалась в том, что после перехода на формальную операционную стадию не развивались никакие новые психические системы. Следовательно, психические структуры, сформированные в подростковом возрасте, будут продолжать функционировать до конца жизни. [1] Соответственно, две ментальные конструкции, возникающие в результате эгоцентризма, — воображаемая публика и личная басня — будут постепенно преодолеваться и исчезать по мере того, как формальные операции станут зрелыми и устойчивыми. [1]
Прохождение воображаемой аудитории
[ редактировать ]Воображаемую аудиторию, по словам Элкинда, можно рассматривать как «серию гипотез», которые подросток «проверяет на соответствие реальности». Поскольку воображаемая аудитория обычно конструируется на основе внимания подростка к собственному восприятию, она будет постепенно видоизменяться в ходе общения и реагирования с реальной аудиторией. Со временем подростки смогут осознать разницу между своими собственными заботами и заботами других. [1]
Передача личной басни
[ редактировать ]Что касается передачи личной легенды, идея Элкинда была почерпнута из стадий психосоциального развития Эриксона (1959). Установление того, что Эриксон называл «близостью». [5] могло бы объяснить устранение личной басни, поскольку в процессе установления «близости» подросткам приходится постоянно подгонять свою воображаемую аудиторию под реальную. В результате подростки могут увидеть себя более реалистично и установить значимые межличностные отношения. [1]
Обсуждения
[ редактировать ]Во многих исследованиях изучались различные аспекты концепции подросткового эгоцентризма Элкинда, однако полученные результаты не подтвердили эту концепцию. [6] Согласно этому исследованию, проявление подросткового эгоцентризма не является нормативным феноменом развития, возникающим только в подростковом возрасте, а варьируется в зависимости от контекста. [6] Основные дискуссии в современной литературе сосредоточены на трех аспектах: связан ли подростковый эгоцентризм с возрастом; связан ли подростковый эгоцентризм с формальными действиями; имеет ли подростковый эгоцентризм одинаковый вес для разных полов.
Не связано с возрастом
[ редактировать ]В своей работе 1967 года Элкинд утверждал, что подростковый эгоцентризм возникает в раннем подростковом возрасте (11–12 лет) и постепенно рассеивается в среднем и позднем подростковом возрасте. [1] Однако некоторые результаты более поздних исследований показывают, что это утверждение не обязательно соответствует действительности. В 1986 году Лэпсли и его коллеги провели два исследования, чтобы изучить теоретические предположения, выдвинутые Элкиндом. [7] В своем первом исследовании они собрали данные из выборки, в которую вошли 45 шестиклассников, 39 восьмиклассников, 50 десятиклассников и 49 двенадцатиклассников. Они использовали шкалу подросткового эгоцентризма (AES), разработанную Энрайтом и соавт. (1979, 1980) [8] [9] и набор формальных операционных задач, разработанный Лунцером (1965) на бумаге и карандашах. [10] в качестве измерительных инструментов для изучения корреляции между подростковым эгоцентризмом и формальным оперативным мышлением.
Если предположение Элкинда было верным, то корреляция должна была меняться с положительной на отрицательную по мере повышения оценки, а величина корреляции должна была уменьшаться с возрастом. По результатам исследования получена лишь значимая отрицательная корреляция в позднем подростковом возрасте и незначительное изменение величины корреляции. Результаты не подтвердили утверждение Элкинда о том, что подростковый эгоцентризм возникает в раннем подростковом возрасте и линейно снижается на протяжении среднего и позднего подросткового возраста. Другими словами, подростки в возрасте 11 или 12 лет могут испытывать подростковый эгоцентризм той же степени, что и подростки в возрасте 15 или 16 лет. Другое исследование Франкенбергера (2000) также предоставляет доказательства того, что подростковый эгоцентризм не связан с возрастом. [11]
В этом исследовании для сбора данных был проведен опрос 223 подростков и 131 взрослого. Опрос содержал измерения трех аспектов: подростковый эгоцентризм, самосознание и межличностная реактивность. Результат показал, что показатели эгоцентризма в среднем существенно не различались между подростками и молодыми людьми (19–30), что указывает на то, что эгоцентризм в подростковом возрасте может продолжаться и во взрослой жизни.
Незначительная связь с формальными операциями
[ редактировать ]Важным теоретическим предположением теории Элкинда является то, что возникновение подросткового эгоцентризма является результатом развития формального оперативного мышления. [1] Тем не менее, в некоторых исследованиях были получены результаты, противоречащие позиции Элкинда. Лэпсли и его коллеги провели два исследования для проверки теоретических предположений в 1986 году. [7] Во втором исследовании они проанализировали данные, полученные из двух выборок: выборки учащихся 7, 9 и 11 классов и еще одной выборки студентов бакалавриата. Они использовали шкалу подросткового эгоцентризма (AES) (Enright et al., 1979, 1980), [8] [9] Лунцер (1965) [10] формальный показатель операций и шкала воображаемой аудитории (IAS) (Elkind & Bowen, 1979) [12] как инструменты.
Результат поэтапного анализа взаимосвязей между подростковым эгоцентризмом и формальными оперативными мыслями показал умеренные или незначительные различия между всеми показателями, что означает, что существует небольшая связь между подростковым эгоцентризмом и формальными операциями. Некоторые более поздние исследования получили аналогичные результаты. Хизер и др. (1993) обнаружили, что формальные операции не являются эффективным индикатором как воображаемой аудитории, так и личной басни. [13] Галанаки (2012) провел исследование, чтобы изучить связь подросткового эгоцентризма с возрастом, полом, пубертатным развитием и формальными оперативными мыслями.
Гендерные различия
[ редактировать ]Значительное количество исследований выявило гендерные различия в эгоцентризме (Smetana, JG&VillaLobos M., 2010). [6] В исследовании Kimberly A. Schonert-Reichl (1994) о взаимосвязи между депрессивной симптоматикой и подростковым эгоцентризмом приняли участие 62 подростка (30 мужчин, 32 женщины) в возрасте от 12 до 17 лет. В исследовании использовалась шкала подростковой депрессии Рейнольдса (RADS), [14] Шкала воображаемой аудитории (IAS) [12] и Новая личная шкала басен (NPFS). [15] в качестве измерительных инструментов. Результаты показали значительно более высокие баллы, полученные женщинами по сравнению с мужчинами по подшкале Transient Self в IAS. [16]
Преходящее Я, по определению Элкинда и Боуэна в 1979 году, относится к непостоянному образу себя, который в основном связан с одноразовым поведением и временным появлением. [12] Таким образом, девочки-подростки имеют более высокую склонность считать себя отличными от других и более застенчивыми в ситуациях, которые предполагают кратковременное замешательство (например, поход на вечеринку с плохой прической), чем их сверстники-мужчины. [16] Другое исследование, проведенное Гуссенсом и Бейерсом (1992) с использованием аналогичных измерительных инструментов, показало, что у мальчиков более сильная вера в свою уникальность, неуязвимость, а иногда и всемогущество, что является типичными характеристиками личных басен. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Элкинд, Дэвид (1967). «Эгоцентризм в подростковом возрасте». Развитие ребенка . 38 (4): 1025–1034. дои : 10.1111/j.1467-8624.1967.tb04378.x . ПМИД 5583052 .
- ^ Инхельдер, Бербель; Пиаже, Жан (1958). Рост логического мышления с детства до подросткового возраста . Основные книги.
- ^ «Когнитивное развитие в подростковом возрасте» . Психология развития . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ Альбертс, Эми; Элкинд, Дэвид; Гинзберг, Стивен (19 декабря 2006 г.). «Личная басня и риск в раннем подростковом возрасте». Журнал молодежи и подросткового возраста . 36 (1): 71–76. дои : 10.1007/s10964-006-9144-4 . ISSN 0047-2891 . S2CID 40846865 .
- ^ Эрик Х., Эриксон (1959). Личность и жизненный цикл . Нью-Йорк: Издательство международных университетов. стр. 181–191 . ISBN 978-0393012460 .
- ^ Jump up to: а б с Сметана, Дж. Г. и ВиллаЛобос М. (2010). Махолмс, Валери и Ломонако, Кармела Джина (ред.). Прикладные исследования в области развития детей и подростков: Практическое руководство . Нью-Йорк: Psychology Press. стр. 187–228.
- ^ Jump up to: а б Лэпсли, Дания; и др. (1986). «Подростковый эгоцентризм и формальные операции: проверка теоретического предположения». Психология развития . 22 (6): 800–807. дои : 10.1037/0012-1649.22.6.800 .
- ^ Jump up to: а б Энрайт, Р.; Лэпсли Д. и Шукла Д. (1979). «Подростковый эгоцентризм в раннем и позднем подростковом возрасте». Подростковый возраст . 14 : 687–695.
- ^ Jump up to: а б Энрайт, Р.; Шукла Д. и Лэпсли Д. (1980). «Подростковый эгоцентризм-социоцентризм и самосознание». Журнал молодежи и подросткового возраста . 9 (2): 101–116. дои : 10.1007/bf02087929 . ПМИД 24318014 . S2CID 36695273 .
- ^ Jump up to: а б Лунцер, Э. (1965). Массен, П. (ред.). «Проблемы формальных рассуждений в тестовых ситуациях». Монографии Общества исследований детского развития . 30 (2 (№ 100: Европейские исследования когнитивного развития [Специальный выпуск])): 19–46. дои : 10.2307/1165774 . JSTOR 1165774 . ПМИД 5890034 .
- ^ Франкенбергер, К.Д. (2000). «Подростковый эгоцентризм: сравнение подростков и взрослых». Журнал подросткового возраста . 23 (3): 343–354. дои : 10.1006/jado.2000.0319 . ПМИД 10837112 .
- ^ Jump up to: а б с Элкинд Д. и Боуэн Р. (1979). «Воображаемое поведение аудитории у детей и подростков». Психология развития . 15 : 38–44. дои : 10.1037/0012-1649.15.1.38 .
- ^ Хизер Каспер Янке; Фредда Бланшар-Филдс (1993). «Формальная операция: проверка двух моделей подросткового эгоцентризма». Журнал молодежи и подросткового возраста . 22 (3): 313–326. дои : 10.1007/bf01537795 . S2CID 144682037 .
- ^ WM, Рейнольдс (1987). Шкала подростковой депрессии Рейнольдса: Профессиональное пособие . Одесса, Флорида: Ресурсы по психологической оценке.
- ^ Лэпсли, Дания; Райс, КГ (1988). «Новый взгляд» на воображаемую аудиторию и личную басню: к общей модели развития эго подростка. В Лэпсли, Дания; Мощность, ФК (ред.). Я, эго и идентичность: интегративные подходы . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 109–129.
- ^ Jump up to: а б Шонерт-Райхл, Кимберли А. (1994). «Гендерные различия в депрессивной симптоматике и эгоцентризме в подростковом возрасте». Журнал раннего подросткового возраста . 14 : 49–65. дои : 10.1177/0272431694014001004 . S2CID 146364410 .
- ^ Гуссенс, Л.; Бейерс, В. (1992). «Воображаемая аудитория и личная басня: факторный анализ и параллельная обоснованность мер «Нового взгляда»» . Журнал исследований подросткового возраста . 12 (2): 193–215. дои : 10.1111/1532-7795.00031 .