Jump to content

Заводская система

Реконструированный исторический завод в Жилине ( Словакия ) по производству спичек. Первоначально построен в 1915 году для фирмы «Виттенберг и сын» .

Фабричная система — это метод производства , при котором рабочие и производственное оборудование централизованы на фабрике , работа контролируется и структурируется посредством разделения труда , а производственный процесс механизируется . [1] [2] [3] Из-за высоких капитальных затрат на оборудование и фабричные здания фабрики обычно находятся в частной собственности богатых людей или корпораций, которые нанимают рабочую силу. Использование машин с разделением труда снизило требуемый уровень квалификации рабочих, а также увеличило выработку продукции на одного работника.

Фабричная система была впервые принята сменяющими друг друга предпринимателями в Великобритании в начале промышленной революции в конце восемнадцатого века, а затем распространилась по всему миру. [4] [5] Она заменила систему выпуска (внутреннюю систему). Основной характеристикой фабричной системы является использование машин, [ нужна ссылка ] первоначально приводился в движение водой или паром, а затем электричеством. Другие характеристики системы в основном проистекают из использования машин или масштаба , централизации заводов эффекта и стандартизации взаимозаменяемых частей .

Характеристики

[ редактировать ]

Определяющими характеристиками фабричной системы являются:

  • Фабричная система рассматривается экономистами как форма производства . Оперативный труд, как правило, не владеет значительной долей предприятия. При капитализме владельцы-капиталисты предоставляют все машины, здания, управление, администрацию, а также сырье или полуфабрикаты; и несут ответственность за реализацию всей продукции, а также за любые возникшие в результате этого убытки.
  • Использование неквалифицированной рабочей силы . До появления фабрик в некоторых системах было много продуктов (например, обувь или мушкеты), изготовленных квалифицированными мастерами, которые обычно изготавливали все изделие на заказ. Напротив, на фабриках практиковалось разделение труда , при котором большинство рабочих были либо низкоквалифицированными рабочими, которые ухаживали за оборудованием или управляли им, либо неквалифицированными рабочими, которые перемещали материалы, полуфабрикаты и готовую продукцию. Было несколько квалифицированных механиков. Разделение труда также практиковалось при помощи системы выпуска , при которой, например, куски кожи разрезались за пределами предприятия и привозились в центральный цех для изготовления обуви или других изделий. [6]
  • Экономия за счет масштаба . Фабрики производили продукцию в гораздо больших масштабах, чем системы производства или ремесла. Поскольку фабрики могли перенасыщать местные рынки, доступ к транспорту был важен для широкого распространения товаров. Заводы использовали гораздо меньше рабочей силы на единицу продукции и, следовательно, снижали себестоимость продукции.
  • Местоположение. До широкого распространения паровых двигателей и железных дорог большинство заводов располагались на гидроэлектростанциях и вблизи водного транспорта. [7] Железные дороги получили широкое распространение (что само по себе является следствием того, что паровая энергия стала более эффективной и доступной), поэтому заводы можно было располагать вдали от гидроэлектростанций, но ближе к железным дорогам. [8]
  • Централизация . Стоимость и сложность машин, особенно приводимых в движение водой или паром, превышала возможности, которые рабочие надомного производства могли себе позволить или имели навыки для их обслуживания. Исключением стала швейная машина, которая позволила прекратить шитье на десятилетия после возникновения фабрик. Домашнее прядение и ткачество были вытеснены в годы после введения фабричного производства, особенно когда распространение стало проще. [6]
Рабочие и машины были собраны в центральном заводском комплексе, специально предназначенном для управления машинами и потоками материалов. Хотя самые ранние фабрики обычно располагались под одной крышей, разные операции могли выполняться на разных этажах. (Многоэтажные здания были обычным явлением, поскольку они облегчали передачу энергии через линейные валы .) На крупных заводах, таких как локомотивный завод Болдуина , в разных зданиях выполнялись разные процессы. [7]
Литейные и кузнечные цеха обычно располагались в отдельном здании из соображений безопасности, чистоты и здоровья. [9]
КПД паровых двигателей увеличивается с увеличением размера. Из-за этого самые маленькие паровые машины имели мощность около 2 лошадиных сил, что было больше, чем нужно большинству мастерских. Следовательно, до электрификации в 1910-х и 1920-х годах большинство мастерских полагались на ручную работу или арендовали помещения в энергетических зданиях с централизованным питанием , которые обеспечивали линейный вал . [7]
  • Стандартизация и единообразие. Компоненты изготавливались по стандартным спецификациям, например подошвы, каблуки и верх обуви, изготовленные по единым размерам. Единообразие в основном было обусловлено точностью, возможной благодаря оборудованию, но также качество контролировалось руководством. Качество многих машинных операций, например шитья, превосходило ручные методы. [6] Ближе к концу девятнадцатого века стали широко использоваться металлические взаимозаменяемые детали . [10]
  • Гарантия поставок. Фабрики могли производить и распространять стабильные поставки товаров.

Рабочим платили либо дневную заработную плату , либо сдельную работу , либо в форме денег, либо в виде некоторой комбинации денег, жилья, еды и товаров из фирменного магазина ( система грузовиков ). Сдельная работа представляла трудности с учетом, особенно по мере того, как объемы увеличивались и рабочие выполняли более узкий объем работы над каждой деталью. Сдельная работа вышла из моды с появлением производственной линии , которая проектировалась заводскими работниками в стандартные сроки для каждой операции в последовательности, и работникам приходилось успевать за рабочим потоком.

Критики фабричной системы связывали ее с другим примером массовой организации человеческого труда той эпохи — рабством . [11]

Мельница Нью-Ланарк

Античность

[ редактировать ]

В Древнем Шумере около 3000 г. до н. э. экономика Древней Месопотамии начала развивать версию фабричной системы, которая также характеризовалась разделением труда . [12]

Одной из первых фабрик была Джона Ломба в водная шелковая фабрика Дерби , интегрированная латунная фабрика , работала работавшая к 1721 году. К 1746 году в Уормли , недалеко от Бристоля . Сырье поступало с одного конца, переплавлялось в латунь и превращалось в кастрюли, булавки, проволоку и другие товары. На месте работникам было предоставлено жилье. Среди других видных первых промышленников , принявших фабричную систему, были Джозайя Веджвуд (1730–1795) из Стаффордшира и Мэтью Бултон (1728–1809) на его мануфактуре в Сохо (1766–1848).

Хлопковое прядение

[ редактировать ]

Фабричная система начала широко использоваться несколько позже, когда хлопкопрядение ряд изобретателей механизировали .

Первое использование интегрированной системы, при которой хлопок пряли, отбеливали, красили и ткали в готовую ткань, произошло на фабриках в Уолтеме и Лоуэлле, штат Массачусетс. Они стали известны как Лоуэлл Миллс и система Уолтема-Лоуэлла .

, Литейный завод Бриджуотер компании Nasmyth, Gaskell and Company начавший работу в 1836 году, был одним из первых заводов, использовавших современные погрузочно-разгрузочные работы, такие как краны и железнодорожные пути через здания для перемещения тяжелых предметов. [13]

Кромфордская мельница, как она есть сегодня.

Ричард Аркрайт (1732-1792) – человек, которого некоторые считают инициатором роста фабрик. [ нужна ссылка ] и мельницы Дервент-Вэлли . После того, как он запатентовал свою водяную раму в 1769 году, он основал Cromford Mill в Дербишире , Англия. Фабричная система представляла собой новый способ организации труда, ставший необходимым в связи с развитием машин, которые были слишком большими, чтобы их можно было разместить в коттедже рабочего. [ нужна ссылка ] Рабочее время было таким же продолжительным, как и у фермера, то есть от рассвета до заката, шесть дней в неделю.

Станки и взаимозаменяемые детали

[ редактировать ]

Первый пример перехода от квалифицированных мастеров к станкам начался в конце восемнадцатого века. В 1774 году Джон Уилкинсон изобрел метод растачивания пушечных стволов, которые всегда были прямыми и точными. Он адаптировал этот метод для растачивания поршневых цилиндров в паровых машинах Джеймса Уатта . Этот расточный станок был назван первым станком. [14] [ нужна цитата для проверки ] [15] [ не удалось пройти проверку ]

Массовое производство с использованием взаимозаменяемых деталей было впервые осуществлено в 1803 году Марком Исамбардом Брюнелем в сотрудничестве с Генри Модслеем и Саймоном Гудричем под руководством (при содействии) бригадного генерала сэра Сэмюэля Бентама , генерального инспектора военно-морских работ на Портсмутском блочном заводе в Портсмутская верфь британского королевского флота во время наполеоновских войн . К 1808 году годовое производство достигло 130 000 парусных блоков . [16] [17] [18] [19] [ нужна страница ] [20] [ нужна страница ] [21] [ нужна страница ] [22] [ нужна страница ] [23] [ нужна страница ] [24] [25] Этот метод работы не прижился в общем производстве в Британии в течение многих десятилетий, а когда он это сделал, он был импортирован из Америки и стал известен как американская система производства , хотя он зародился в Англии.

Социальные эффекты

[ редактировать ]

Большая часть производства в 18 веке осуществлялась в домах в рамках домашней системы , особенно ткачества ткани и прядения ниток и пряжи, часто с использованием всего лишь одного ткацкого станка или прялки. Поскольку эти устройства были механизированы, товары машинного производства могли занижать цены дачников, в результате чего они не могли зарабатывать достаточно, чтобы оправдать свои усилия. Другие продукты, такие как гвозди, уже давно производятся в фабричных цехах, которые все более диверсифицируются за счет разделения труда для повышения эффективности системы.

Фабричные рабочие обычно жили в нескольких минутах ходьбы от работы до появления велосипедов и электрических уличных железных дорог в 1890-х годах. Таким образом, фабричная система была частично ответственна за рост городской жизни, поскольку большое количество рабочих мигрировало в города в поисках работы на фабриках. Многие заводы были вынуждены предоставить общежития рабочим, особенно девушкам и женщинам.

Переход к индустриализации прошел не без трудностей. Например, группа английских рабочих, известных как луддиты, сформировалась в 1810-х годах для протеста против индустриализации и иногда саботировала фабрики. Они продолжили уже сложившуюся традицию выступлений рабочих против трудосберегающей техники. Многочисленные изобретатели текстильной промышленности, такие как Джон Кей ( г. 1767 ) и Сэмюэл Кромптон (1753–1827 гг.), подвергались притеснениям при разработке своих машин и устройств.

Мануфактура Сохо в 1800 году.

В других отраслях переход к фабричному производству не вызвал таких разногласий. [ нужна ссылка ]

До конца девятнадцатого века на большинстве фабрик было обычным работать по 12 часов в день шесть дней в неделю; однако долгий рабочий день был обычным явлением и за пределами заводов. [ нужна ссылка ]

Дебаты возникли по поводу моральности системы, поскольку рабочие жаловались на несправедливые условия труда до принятия трудового законодательства. Одной из проблем был женский труд; во многих случаях женщинам платили не намного больше четверти того, что зарабатывали мужчины. Детский труд также стал важной частью системы. Однако в начале девятнадцатого века образование не было обязательным, и во многих семьях, имеющих детей, работа была необходима из-за низких доходов ( Сэмюэл Слейтер (1768-1835) нанимал детей, но был обязан давать базовое образование). Дети обычно выполняли сельскохозяйственную работу и производили товары для домашнего хозяйства. Помимо работы на заводах, дети работали в шахтах. Автоматизации в конце 19 века приписывают вытеснение детского труда: автоматическая машина для выдувания стеклянных бутылок ( около 1890 г. ), которую некоторые приводят в качестве примера, как было сказано [ нужна ссылка ] сделать больше для прекращения детского труда, чем законы о детском труде. С конца девятнадцатого века продолжительность обучения начала резко увеличиваться.

Некоторые промышленники сами пытались улучшить условия труда и жизни своих рабочих. Один из первых таких реформаторов, Роберт Оуэн (1771-1858), стал известен своими новаторскими усилиями по улучшению условий труда рабочих на фабриках Нью-Ланарк . [ количественно ] считается одним из ключевых мыслителей раннего социалистического движения .

Карл Маркс беспокоился, что капиталистическая система в конечном итоге приведет к тому, что заработная плата будет достаточной только для существования из-за тенденции нормы прибыли падать . Прожиточный минимум действительно имел место в некоторых частях Англии. Британская сельскохозяйственная революция уже более столетия сокращала потребность в рабочей силе на фермах, и сельскохозяйственные рабочие были вынуждены продавать свой труд везде, где только могли. Условия стали особенно плохими в годы депрессии конца 1830-х - начала 1840-х годов. За депрессией сразу же последовал ирландский голод 1845–1850 годов, который заставил большое количество ирландских иммигрантов искать работу на английских и американских фабриках.

Одним из самых известных описаний условий жизни фабричных рабочих во время промышленной революции является работа Фридриха Энгельса « Положение рабочего класса в Англии в 1844 году» . К концу 1880-х годов Энгельс отметил, что крайняя бедность и отсутствие санитарных условий, о которых он писал в 1844 году, в значительной степени исчезли. [26]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джерати, Томас М. (2003). «Технология, организация и взаимодополняемость: фабричная система в британской промышленной революции» . Журнал экономической истории . 63 (2): 536–541. ISSN   0022-0507 .
  2. ^ Поллард, Сидни (1963). «Фабричная дисциплина в условиях промышленной революции» . Обзор экономической истории . 16 (2): 254–271. дои : 10.2307/2598639 . ISSN   0013-0117 .
  3. ^ Сравнивать: ДАП (2016) [1896]. «Фабрика системы». В Пэлгрейве, Р. Х. Инглис (ред.). Словарь политической экономии Пэлгрейва . Том. 2 (переиздание). Спрингер. п. 9. ISBN  9781349103584 . Проверено 18 марта 2023 г. - «Фабричная система — это [...] система производства, осуществляемая на [фабриках]», при этом фабрика определяется как «заведение, где несколько рабочих собираются с целью получения больших и более дешевых условий для труда, чем они могли бы». закупать товары индивидуально у себя дома, чтобы совместными усилиями добиться результатов, которых они не могли бы достичь по отдельности, и для предотвращения потерь, вызванных переноской предметов с места на место во время нескольких процессов, необходимых для завершения их производства».
  4. ^ Уокер 1993 , стр. 187–88.
  5. ^ Хатт, WH (1926). «Фабрика начала XIX века» . Экономика (16): 78–93. дои : 10.2307/2548551 . ISSN   0013-0427 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Томсон, Росс (1989). Путь к механизированному производству обуви в США . Чапел-Хилл и Лондон: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN  978-0807818671 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Хантер, Луи К.; Брайант, Линвуд (1991). История промышленной мощи в Соединенных Штатах, 1730–1930, Vol. 3: Передача власти . Кембридж: MIT Press. ISBN  0-262-08198-9 .
  8. ^ Тейлор, Джордж Роджерс (1951). Транспортная революция, 1815–30002 гг . Нью-Йорк, Торонто: ISBN Райнхарт и Ко.  978-0-87332-101-3 .
  9. ^ * Нельсон, Дэниел (1980). Фредерик В. Тейлор и рост научного менеджмента . Мэдисон: Издательство Висконсинского университета. ISBN  0-299-08160-5 .
  10. ^ Хауншелл, Дэвид А. (1984), От американской системы к массовому производству, 1800–1932: Развитие производственных технологий в Соединенных Штатах , Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса , ISBN  978-0-8018-2975-8 , LCCN   83016269 , OCLC   1104810110
  11. ^ Фриман, Джошуа Б. (2018). Бегемот: история фабрики и создание современного мира . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN  9780393246322 . Проверено 18 марта 2023 г. [...] в первые годы существования фабричной системы ее с такой же вероятностью можно было назвать новой формой рабства, как и новой формой свободы. [...] Для Роберта Саути связь рабства с фабричной системой возникла не из-за конкретных злоупотреблений, а из природы самой системы. [...] В письме 1844 года в Manchester Operative [...] мельница, призывающая рабочих выполнять свои задачи, сравнивалась с «кнутом надзирателя рабов» [...]
  12. ^ Карл Мур; Дэвид Чарльз Льюис (2 июня 2009 г.). Истоки глобализации . Рутледж. п. 30. ISBN  978-1-135-97008-6 .
  13. ^ Муссон; Робинсон (1969). Наука и техника в промышленной революции . Университет Торонто Пресс. стр. 491–5 . ISBN  9780802016379 .
  14. ^ Роу, Джозеф Уикхэм (1916), английские и американские производители инструментов , Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, LCCN   16011753 . Перепечатано McGraw-Hill, Нью-Йорк и Лондон, 1926 г. ( LCCN   27-24075 ); и Lindsay Publications, Inc., Брэдли, Иллинойс ( ISBN   978-0-917914-73-7 ).
  15. ^ Харфорд, Тим (9 октября 2019 г.). «Как взаимозаменяемые детали произвели революцию в производстве вещей» . Проверено 9 октября 2019 г.
  16. ^ Просвещение и измерение , Великобритания : Создание современного мира, архивировано с оригинала 5 апреля 2017 г. , получено 11 ноября 2016 г.
  17. ^ Портсмутская верфь , Великобритания, заархивировано из оригинала 26 февраля 2020 г. , получено 11 ноября 2016 г.
  18. ^ «Блок» , Коллекции (экспонат), Великобритания: Музей науки .
  19. ^ Гилберт, КР (1965), Портсмутское оборудование для производства блоков , Лондон {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  20. ^ Купер, CC (1982), «Производственная линия на заводе по производству блоков в Портсмуте», Industrial Archeology Review , VI : 28–44 .
  21. ^ Купер, CC (1984), «Портсмутская система производства», Technology and Culture , 25 (2): 182–225, doi : 10.2307/3104712 , JSTOR   3104712 , S2CID   111936139 .
  22. ^ Коад, Джонатан (1989), Королевские верфи 1690–1850 , Олдершот {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  23. ^ Коад, Джонатан (2005), Портсмутские блочные заводы: Бентам, Брюнель и начало промышленной революции Королевского флота , English Heritage, ISBN  1-873592-87-6 .
  24. ^ Уилкин, Сьюзен (1999), Применение новых технологий на Портсмутской верфи, 1790–1815 (докторская диссертация), Открытый университет (копии доступны в службе британских диссертаций Британской библиотеки).
  25. ^ Кантрелл, Дж; Куксон, Дж., ред. (2002), Генри Модслей и пионеры века машин , Страуд {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  26. ^ Предисловие к более поздним изданиям (после 1887 г.) « Положения рабочего класса в Англии в 1844 г.».

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b5affb3e3c76ca5ba059a693a44c655__1721009460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/55/8b5affb3e3c76ca5ba059a693a44c655.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Factory system - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)