Томас Хайс
Томас Хайс (1718–1803) из Ли, Ланкашир , был производителем тростника. [1] [2] и производитель хлопкочесальных и прядильных машин в 1780-х годах, во время промышленной революции . Он известен тем, что получил патенты на прялку «Дженни» (изобретенную Джеймсом Харгривзом ), чесальную машину и дроссель. [3] (машина для непрерывного скручивания и намотки шерсти ).
Жизнь и работа
[ редактировать ]Томас Хайс, иногда называемый Томасом Хейсом, родился в Ли, Ланкашир, в 1718 году и прожил там большую часть своей жизни. Говорят, что он был производителем тростника. Бердо представляет собой гребнеобразную полоску, прикрепленную к планке ткацкого станка, которая удерживает нити основы отдельно и помогает ткачу плотно укладывать нити утка на вновь сотканную ткань.
Он женился на Саре Мосс 23 февраля 1747 года в приходской церкви Ли . Через пять лет после женитьбы он заинтересовался хлопкопрядильным оборудованием и между 1763 и 1764 годами работал над производством прядильной машины вместе с Джоном Кеем , часовщиком . [4] который в то время был его близким соседом. Между 1766 и 1767 годами он открыл метод прядения на роликах, аналогичный тому, который запатентовал Льюис Пол и Джон Вятт , и нанял Джона Кея, чтобы тот помог ему сконструировать механизм.
Не подлежит сомнению, что в 1773 году он изобрел вечную чесальную машину и усовершенствованную двойную прядильную машину «Дженни». [5]
Претензия и встречный иск
[ редактировать ]Ричард Гест утверждал, что Томас Хайс был фактическим изобретателем как прялки «Дженни» Харгривза , так и роликов Аркрайта, особенности водной рамы . [6] Это было проверено в суде. Ричард Гест впервые написал «Историю производства хлопка» в 1823 году, это было частично процитировано Бейнсами в «Истории Ланкашира», том 1, стр. 118, том 2, стр. 134. [7] а затем Маккалоу в Edinburgh Review . Затем Гест самостоятельно опубликовал 233-страничную книгу «Британские производители хлопка: и ответ на статью о прядении, содержащуюся в недавнем номере Edinburgh Review», в которой Бэйнс и Маккалоу обвинялись в плагиате и утверждалось, что «Хайс» действительно был изобретатель обоих этих предметов. Бэйнс написал «Историю хлопчатобумажной промышленности в Великобритании»; он был опубликован в 1835 году. Он обсуждает гипотезу Гостей в обширной сноске: [6] где он отклоняет иск Ричарда Геста
Эти истории использовались в течение прошедших 170 лет в качестве источников для новых окончательных интерпретаций.
Патент Аркрайта
[ редактировать ]В 1775 году Аркрайт запатентовал множество машин, выполнявших все процессы производства: от очистки до чесания и окончательного прядения. В 1781 году Аркрайт обратился в суд, чтобы защитить свои патенты, но этот шаг возобновился, когда его патенты были отменены. Четыре года спустя, после того, как его патенты были временно восстановлены, судебная тяжба 1785 года в Лондоне вынесла решение. [8]
Аркрайт подал заявку как минимум на 5 патентов, касающихся прядения. Они относились к питателю, филетному цилиндру, банке для ровницы, рукоятке, гребенке и прядению роликов. [9] Эти патенты были получены в 1775 году, но были оспорены в суде по четырем пунктам: патент наносил ущерб подданным Его Величества, они не были новым изобретением, они не были изобретены Аркрайтом и недостаточно описаны. Дела в июле 1781 г. и феврале 1785 г. были основаны на понятности и не были достаточно описаны, но в июне 1785 г. был признан аргумент о неоригинальности. [7] Хайс был свидетелем на суде в феврале 1785 года и в своих показаниях утверждал, что делал рифленые ролики. Он не упомянул прядильную машину Дженни, но в заявлении Аркрайта было упомянуто как констатация факта, что ее изобрел Харгривз. [10]
Обвинение
[ редактировать ]Утверждается, что Хайс знал об ограничениях Дженни. Он мог производить только нити, подходящие для утка. Его продукция была слишком мягкой, чтобы ее можно было использовать для основы, которую все равно приходилось изготавливать из льна. Пока Харгривс работал над прядением Дженни, Хайс, как утверждается, сконструировал машину с использованием роликов, похожую на машину, позже названную водной рамой. В то время как Дженни растягивала нить, захватывая ее гвоздиком, своего рода деревянными тисками, и выдергивая, водная рама добилась лучших результатов, пропуская ровницу через два набора захватных роликов. Второй набор вращался со скоростью, в пять раз превышающей скорость первого, поэтому нить растягивалась ровно в пять раз от ее первоначальной длины, а затем ей придавали жизненно важное значение с помощью шпульки и рогульки. Машина производила более прочную нить, чем Дженни. Эта нить, подходящая для основы. Утверждается, что Хайс подарил часовщику Кею деревянную модель своих роликов и попросил изготовить работающую металлическую версию. Кей так и сделал, прежде чем вернуться жить в несколько миль от него, в свой родной город. Уоррингтон .
Ричард Аркрайт встретил Кея во время его деловых поездок, завоевал его доверие и за выпивкой в пабе убедил его раскрыть секреты машин Хайса. Аркрайт, позже сэр Ричард Аркрайт , благодаря этому изобретению заработал значительное состояние и репутацию в хлопковой промышленности, в то время как Хайс прожил остаток своей жизни в безвестности до своей смерти в 1803 году. [11]
Хайс, Кей, жена Кея и вдова Джеймса Харгривза показали, что Аркрайт украл их изобретения. Патенты Аркрайта были отменены. [11] и это решение позже было истолковано как означающее, что, поскольку изобретателем не был он, то им должен был быть Хайс. [ нужна ссылка ]
Хронология
[ редактировать ]Движения максимумов между 1767 годом и его смертью в 1803 году были подробно описаны Гестом. Он использовал их, чтобы показать, что Хайс находился в непосредственной близости от признанных изобретателей, и на основании этого сделал предположения о роли Хайса.
- Примерно в 1767 или 8 году Хайс переехал в дом в Брэдшоугейте, Ли, где у него была специальная комната для тайного размещения его роликовой рамы. Живя здесь, он сконструировал «дженни», в котором веретена были расположены по кругу, а барабан или колесо он установил в незанятом доме, по соседству с пабом «Энкор», на Маркет-стрит, Ли. Примерно в 1769 году он обратился с некоторыми изменениями к этой новой машине в Торговую палату в Манчестере с целью найти инвестора для разработки этого нового двигателя, но безуспешно. Не испугавшись, он переехал из Ли на Кэмп-стрит в Манчестере в 1770/71 году, где сконструировал двойную шпиндель с двадцатью восемью шпинделями с каждой стороны, вращаемыми барабаном или роликом, расположенным в центре. [12] Эту машину публично продемонстрировал на Манчестерской бирже в 1772 году его сын Томас Хайс, которому тогда было около десяти лет, и фабриканты по этому случаю подписались на двести гиней, подарив их Хайсу в качестве награды за его изобретательность.
- В 1772 году он переехал на ферму Вилдерспул в Бартон-на-Ирвелле , и именно здесь он разработал чесальную машину, над которой работал некоторое время, чтобы производить ровницу в непрерывном масштабе для удовлетворения потребностей прядильных машин в сырье. . [12]
- В 1773 году он переехал в Болтон-ле-Мур , где проживал до 1776 года. [13] Именно здесь он подружился с Сэмюэлем Кромптоном , который объединил прядильную машину с прядильной машиной Дженни и таким образом создал прядильный мул. Принято считать, что Сэмюэл Кромптон из Болтона изобрел прядильного мула, который представлял собой нечто среднее между прядильной машиной Дженни и водной рамой, используя принцип движущейся каретки и систему веретено-намотки более ранней машины с вытяжными роликами более поздней машины. один. Кромптон утверждал, что ничего не знал о роликах Аркрайта, и пришел к этой идее независимо между 1772 годом, когда он начал работу, и 1779 годом. Однако известно, что Хайс - один из очень немногих людей, хорошо знающих как Дженни, так и Уотер Фрейм. - жил в то время в Болтоне и, по сути, был членом той же сплоченной сведенборгианской религиозной секты, что и Кромптон. [ нужна ссылка ]
- В 1776 году он вернулся в Манчестер и жил в доме № 6 по Динсгейту, напротив Wool Pack. В это время г-н Смит, манчестерский торговец, чей склад находился на Хантерс-лейн, согласился заключить с ним партнерство и построить прядильную фабрику в Йоркшире, которая имела готовый запас гидроэнергии. Но как только приготовления подошли к завершению, мистер Смит, к несчастью, утонул в Блэкпуле. После этого разочарования в 1777 году Хайс отправился в Ноттингем, чтобы построить прядильные машины для господ Стэнфилда и Халлама или Бэнкрофта и Халлама, а в 1778/79 году он производил машины в Киддерминстере для различных производителей, в том числе господ Пардо, Леа и Ко. [14]
- В 1780 году он находился в Ирландии, чтобы управлять производственным оборудованием для прядения хлопчатобумажной пряжи для барона Гамильтона, который тогда строил фабрику в своем поместье в Балбриггане, Дублин. Однако в 1785 году его срочно вызвали в качестве свидетеля против сэра Ричарда Аркрайта на знаменитый патентный процесс 1785 года, который Аркрайт проиграл, и Хайс так и не вернулся в Ирландию.
- В 1781 году он вернулся в Манчестер, продолжая производить машины, примерно до 1790 года, когда у него случился инсульт, который ослабил его. Он был спасен от нищеты благодаря благотворительной деятельности Уильяма Дринкуотера, прядильщика хлопка из Манчестера, который явно пользовался им большим уважением. Он давал ему гинею в месяц, а также пять гиней каждые 24 июня и каждое 24 декабря, в течение его жизни, а после смерти Дринкуотер платил за достойные похороны. Томас Хайс умер 13 декабря 1803 года в возрасте восьмидесяти четырех лет и был похоронен в склепе, принадлежащем министру, в часовне Нового Иерусалима в Манчестере . [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Олстон, Эндрю. «Работа в хлопковой промышленности» . www.andrewalston.co.uk . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ «ТРОИЦЫ, ИЗГОТОВИТЕЛИ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ» (PDF) . Индекс Ридмейкера - Общество семейной истории Манчестера и Ланкашира . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ Уайт, Уильям (1832). История, справочник и справочник Ноттингемшира, а также города и графства города Ноттингем . Белый. стр. 204 . Проверено 5 июня 2009 г.
Дроссель Томас Хайс.
- ^ см. Пикок, Дуг. «Томас Хайс и его прядильные машины» . Коттон Таймс. Архивировано из оригинала 14 мая 2008 года.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) Проверено 3 сентября 2006 г. - ^ Бейнс 1835 , с. 156
- ^ Jump up to: а б Бейнс 1835 , с. 155
- ^ Jump up to: а б Гость 1828 , с. 222
- ^ «Сборник наиболее важных дел, касающихся патентов на изобретения и прав патентообладателей, которые были определены в судах с тех пор. Статут об ограничении монополий. К которым добавлены некоторые практические наблюдения, вытекающие из решений по нескольким делам». "Джон Дэвис из офиса Rolls ChapelНапечатано в 1816 году для У. Рида, продавца юридических книг.Флит-стрит, 17.ЛондонВ суде по общим делам. Аркрайт против Найтингейла. 17 февраля 1785 г. Страница 37.В суде королевской скамьи. Король против Аркрайта. 25 июня 1785 г. Страница 61.
- ^ Гость 1828 , с. 188
- ^ Гость 1828 , с. 142
- ^ Jump up to: а б «Расцвет фабричной системы: Ричард Аркрайт «Создание современного мира» » . Музей науки.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) . Проверено 3 сентября 2006 г. - ^ Jump up to: а б Гость 1828 , с. 204
- ^ Гость 1828 , с. 203
- ^ Гость 1828 , с. 205
- ^ Гость 1828 , с. 207
Библиография
[ редактировать ]- Бейнс, Эдвард (1835). История хлопкового производства в Великобритании; . Лондон: Х. Фишер, Р. Фишер и П. Джексон.
- Джозеф Нэсмит : Недавнее строительство и проектирование хлопчатобумажной фабрики Издатель: Джон Хейвуд, Лондон, 1894 г., переиздание Elibron Classics | ISBN 1-4021-4558-6
- Марсден, Ричард (1884). Хлопкопрядение: его развитие, принципы и практика . Джордж Белл и сыновья, 1903 год . Проверено 26 апреля 2009 г.
- Гость, Ричард (1828). Британские производители хлопка: и ответ на статью о прядении, содержащуюся в недавнем номере Edinburgh Review . Лондон: E. Thomson & Sons, W. & W. Clarke and Longman, Rees, & Co.