Джон Кей (прядильная машина)
Джон Кей был английским изобретателем, наиболее известным благодаря разработке прядильной машины в 1767 году, что ознаменовало важный этап в развитии текстильного производства во время промышленной революции . Родился в Уоррингтоне в Ланкашире , Англия. [1] Кей был, по крайней мере, соавтором первой прядильной машины и претендовал на то, чтобы быть ее изобретателем. Его иногда путают с неродственным ему Джоном Кеем из Бери, Ланкашир , который примерно тридцатью годами ранее изобрел летающий челнок, ткацкий станок. [а]
Джон Кей и Томас Хайс
[ редактировать ]В 1763 году Кей работал часовщиком в Ли . Его сосед, Томас Хайс , был изобретателем, и они вместе исследовали машины для производства текстиля, включая прядение ниток с помощью валиков. [4] К 1763 году ткачество было уже автоматизировано, но прядение по-прежнему осуществлялось вручную . Льюис Пол изготовил машину с механическими роликами в 1738 году, но она не имела коммерческого успеха . [5]
Джон Кей и Ричард Аркрайт
[ редактировать ]
В 1767 году Кей начал рабочие отношения с Ричардом Аркрайтом . предпринимателем [6] Характер этих отношений и, в частности, конкурирующие претензии Аркрайта, Кея, а также Хайса на первенство в качестве изобретателей, впоследствии стали предметом ожесточенных юридических споров (см. ниже ).
Первоначально Аркрайт нанял Кея для производства латунных колес якобы для использования в вечном двигателе. [7] [8] Шесть месяцев спустя Аркрайт нанял Кея для создания прядильной машины на роликовой основе. [9]
В 1768 году Аркрайт привез Кея в город Престон для разработки следующего прототипа. Кей дал залог , чтобы служить Аркрайту 21 год. [10] и держать свои методы в секрете. [11] Чтобы отвлечь внимание, Аркрайт рассказал посторонним, что они с Кеем разрабатывают машину определения долготы ; [12] несмотря на это, секретность и шум, доносившийся из их мастерской, привели к обвинениям в колдовстве . [13]
Впоследствии Аркрайт и Кей переехали в Ноттингем, где в 1769 году сконструировали прядильную машину, воплотившую в себе идеи, которые они развивали. Аркрайт запатентовал его в 1769 году, не упомянув Кея, его «работника». [13] [14] Кей узнал об этом патенте от другого изобретателя из Ноттингема, Джеймса Харгривза , и сказал Харгривзу, что именно он, Кей, был настоящим изобретателем. Аркрайт обвинил Кея в том, что он раскрыл дизайн Харгривзу. [15] и эти двое выпали. Кей покинул дом Аркрайта в Ноттингеме, где он жил, положив конец их отношениям. Впоследствии Кей обвинил Аркрайта в краже его рабочих инструментов, и Аркрайт выдвинул встречное обвинение. [16]
Прядильная машина, построенная в Ноттингеме Кеем и Аркрайтом, приводилась в движение лошадьми и, очевидно, не была коммерчески жизнеспособной. [17] Но это доказало возможность создания новой машины, известной как «пряльная машина». Таким образом, Аркрайт смог профинансировать более сложную мельницу, использующую гидроэнергию , построенную в 1771 году на реке Дервент в Кромфорде . Новая машина, названная « водяной рамой », произведет революцию в текстильной промышленности и обогатит Аркрайта и его партнеров, но не Кея. [18]
Споры по поводу патентов
[ редактировать ]В 1775 году Аркрайт получил «Большой патент» на прядильную машину и другие изобретения. Последующие нарушения со стороны владельцев фабрик вынудили его подать в суд, чтобы отстоять свои права. Серия судебных процессов началась в 1781 году, и в последнем из них (1785 год) утверждения Аркрайта как изобретателя были поставлены под сомнение. Хайс, Кей и жена Кея Сара свидетельствовали, что Аркрайт украл изобретение Хайа о роликах «с помощью медиума». мистера Кея».Впоследствии утверждалось, что Аркрайт задумал этот дизайн еще до встречи с Кеем. [14] [19] что Кей украл идеи Хай, [20] или что Кей задумал машину и построил ее. [21] [22]
Дело не урегулировало вопрос об авторстве, но примечательно разъяснениями патентного права в инструкциях, данных судьей присяжным: они должны признать патент недействительным, независимо от авторства, если они считают его недостаточно новым или если Аркрайт не смог адекватно указать технологию в патентных документах . [23] Вероятно, на этом основании присяжные отменили патенты, что стало потерей для Аркрайта, а также для Хайса и Кея.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Цитаты
- ^ Муссон, А.Е.; Робинсон, Э. (июнь 1960 г.). «Истоки инженерного дела в Ланкашире». Журнал экономической истории . 20 (2). Издательство Кембриджского университета от имени Ассоциации экономической истории: 209–233. дои : 10.1017/S0022050700110435 . JSTOR 2114855 .
- ^ «Как производятся продукты» . Проверено 3 июня 2010 г.
- ^ Эспинасс (2010) , с. 338
- ^ Фиттон, Р.С. (1989). Аркрайты: прядильщики удачи . Издательство Манчестерского университета. п. 14 . ISBN 978-0-7190-2646-1 .
Должно быть, это было где-то в 1764 или 1765 году – когда Хайс позже заявлял, что он впервые познакомился с Аркрайтом – когда он, снова с помощью Кея, начал работу над машиной для прядения хлопка с помощью валиков.
Но рисунки дизайна Highs того времени «выявляют существенные различия, которые показывают, что, несмотря на его большие механические способности, он не смог развить тонкости вращения роликов». В любом случае, эти рисунки (и вся документация исследования 1764 года) имеют сомнительную подлинность, поскольку они были представлены много позже Хайсом и его сторонниками. - ^ Эспинасс (2010) , с. 294.
- ^ Эссе Джона Кея о двух Джонах Кеях промышленной революции: Кей, Дж. (2 января 2003 г.). «Плетение тонкой ткани успеха» . Файнэншл Таймс . Проверено 2 июня 2010 г.
Технический прогресс в равной степени зависит от изобретательского мастерства и управления изобретательством.
- ^ Айкин, Дж.; Джонстон, В. (1799). Общая биография . Том. 1. Робинзон. п. 391. OCLC 220051472 .
Джон Кей познакомился с ним и отговорил его от этого [вечного двигателя]
. - ^ Юр, доктор Эндрю (1861). «Фабричная система» . Хлопковое производство Великобритании исследовано и проиллюстрировано . Научная библиотека Бона. Том. II. ХГ Бон. п. 249. OCLC 1979449 .
Аркрайт, осознавая важность прядильного аппарата, который он тогда изобретал, возможно, скрывал назначение своих колес под названием вечного двигателя.
- ^ Фиттон, Р.С. (1989). «Аркрайт в Ланкашире» . Аркрайты: прядильщики удачи . Издательство Манчестерского университета. п. 14 . ISBN 978-0-7190-2646-1 .
- ^ Эспинасс (2010) , с. 395
- ^ Хиллз, РЛ (август 1998 г.). «Кей (из Уоррингтона), Джон». В Дэй, Л.; Макнил, И. (ред.). Биографический словарь истории техники (1-е изд.). Рутледж. п. 394. ИСБН 978-0-415-19399-3 .
он пообещал служить Аркрайту двадцать один год и хранить детали технологии в секрете.
- ^ Фиттон (1989) стр.15
- ^ Jump up to: а б Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. : «При содействии друга Аркрайта, мистера Джона Смолли, которого называют «торговцем спиртными напитками и художником», машина была построена и установлена в гостиной дома, принадлежащего Свободной гимназии». .
- ^ Jump up to: а б Эспинасс (1874), стр.408 и стр.391, доктор Юр: «Эта простая экспедиция по конструированию сложной машины, несомненно, представляет собой убедительное доказательство того, что Аркрайт, должно быть, полностью разработал свой план рамы с волочильными роликами, прежде чем он когда-либо обратился к Кею, и что он нанял этого рабочего отчасти из-за его репутации умного часовщика, но главным образом из-за того, что он жил вдали от Болтона, где жил Аркрайт и где он не хотел бы, чтобы какие-либо намеки на его проекты стали реальностью».
- ^ Эспинасс (2010) , стр. 395–396.
- ^ Эспинасс (2010) , стр. 392–395.
- ^ Эспинасс (1874), стр.392 «О мельнице в Ноттингеме мало что известно, кроме того, что ее вращали лошади».
- ^ «Сэр Ричард Аркрайт: Он был обманщиком?» . Сайт Коттон-Тауна . Блэкберн с Советом Дарвена. Архивировано из оригинала 10 августа 2004 года.
- ^ «Аркрайт, Ричард (1732–1792)» . Cartage.org. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года.
Согласно большинству источников, Аркрайту пришла в голову идея создания прядильной машины, приводной машины, которая пряла бы хлопок с помощью системы валков. Не имея технических знаний для реализации этой идеи, он воспользовался навыками Кея для создания первых работающих моделей.
- ^ Эспинасс (2010) , с. 378
- ^ «Очерк жизни Аркрайта». Журнал механики Глазго и Анналы философии . 2 :4. 1825.
заслуга первого предложения этого принципа Говорят, что принадлежит Кею... Но прежде всего следует отметить, что машина, которую Кей сконструировал для г-на Хейса [Хайс ] не удалось; и хорошо известно, что многие другие, помимо Хейса, в это время занимались экспериментами по изменению способа прядения.
- ^ Эспинасс (2010) , стр. 396–397.
- ^ Фиттон, Р.С. (1989). «Рекс против Аркрайта» . Аркрайты: прядильщики удачи . Издательство Манчестерского университета. стр. 130–137 . ISBN 978-0-7190-2646-1 .
Господин судья Буллер: это может побудить людей, подающих заявки на патенты в будущем, более подробно излагать свои спецификации, и, следовательно, общественность получит от этого большую выгоду... Если эти [спецификации Аркрайта] будут бесполезно, кроме как использовать его просто для того, чтобы озадачить, мне нетрудно сказать только на этом основании, что патент недействителен.
Библиография
- Эспинасс, Ф. (2010) [1874]. «Джон Кей и Джеймс Харгривз». Достойные люди Ланкашира . Том. 2. Баллантайн. ISBN 978-1-146-87257-7 . ОСЛК 10973235 .