Jump to content

Арнольд Гелен


Арнольд Гелен (29 января 1904, Лейпциг , Германская империя — 30 января 1976, Гамбург , Западная Германия ) — влиятельный консервативный немецкий философ, социолог и антрополог. [1]

Биография [ править ]

Наибольшее влияние на Гелена при изучении философии оказали Ганс Дриш , Николай Хартманн и особенно Макс Шелер .Кроме того, он находился под сильным влиянием Иммануила Канта , Артура Шопенгауэра и американо-американского прагматизма : Чарльза Сандерса Пирса , Уильяма Джеймса и особенно Джорджа Герберта Мида .

В 1933 году Гелен подписал Клятву верности профессоров немецких университетов и средних школ Адольфу Гитлеру и национал-социалистическому государству . Хотя он вступил в нацистскую партию в 1933 году и сделал карьеру в качестве члена « Лейпцигской школы » под руководством Ганса Фрейера , он был политическим оппортунистом: его основная работа «Der Mensch» появилась в 1940 году и была опубликована в английском переводе в 1987 году под названием « Человек». Его природа и место в мире . Гелен был модернистским консерватором, который принял культурные изменения, вызванные промышленной революцией и массовым обществом (см. его «Человек в век технологий» , главу V).

Гелен сменил Пауля Тиллиха , эмигрировавшего в США, во Франкфуртском университете . В 1938 году он принял должность преподавателя в Кенигсбергском университете (сегодняшний Калининград ), а затем преподавал в Венском университете в 1940 году, пока не был призван в Вермахт в 1943 году. После денацификации он преподавал в административном колледже в Шпейере . С 1962 по 1969 год он продолжал преподавать в Ахенском технологическом университете. Гелен стал резким критиком протестных движений, развившихся в конце 1960-х годов.

Он был двоюродным братом Рейнхарда Гелена , основателя и президента Федеральной разведывательной службы Западной Германии . [2]

Основные идеи [ править ]

Основная идея Гелена в Der Mensch заключается в том, что люди обладают уникальными свойствами, которые отличают их от всех других видов: открытость миру ( de:Weltoffenheit ), концепция, первоначально придуманная Максом Шелером , которая описывает способность людей адаптироваться к различным средам в отличие от других видов. с животными, которые могут выжить только в условиях, соответствующих их эволюционной специализации. Эта открытость миру дает нам возможность формировать окружающую среду в соответствии с нашими намерениями и включает в себя взгляд на язык как способ действия (Гелен был одним из первых сторонников теории речевых актов), избыток импульсов и способность самоконтроля. Эти свойства позволяют нам – в отличие от всех других животных – создавать собственную (например, культурную) среду, хотя это также сопряжено с риском определенной самодестабилизации.Философия Гелена оказала влияние на многих современных немецких мыслителей в ряде дисциплин, включая Питера Л. Бергера , Томаса Лукмана и Никласа Лумана в социологии, а также Ганс Блюменберг в философии. [3] С середины 2010-х годов произошло возрождение Гелена, частично основанное на предсказаниях его книги «Мораль и гипермораль» относительно развития немецкой (и западной) политики с 1969 года. Два примера его работ - «О культуре, природе и естественность» и «Человек и институты» — включены в антологию консервативной социальной и политической мысли, изданную Джерри З. Мюллером в 1997 году. [4]

Постистория [ править ]

Еще в 1952 году Гелен принял выражение «постистория». [5] из сочинений дяди Поля де Мана , Хендрика де Мана, бельгийского мыслителя-социалиста, который позже стал пособником нацистов. Впервые он использовал этот термин для обозначения эпохи, характеризующейся состоянием стабильности и жесткости, лишенной утопических идей, изменений или развития. В 1961 году в статье под соответствующим названием « Über kulturelle Kristallisation» [6] ( букв. «О культурной кристаллизации»), Гелен писал: «Я предсказываю, что история идей подошла к концу и что мы подошли к эпохе постистории , так что теперь советы, которые Готфрид Бенн дал индивидууму, «Обходись тем, что имеешь» справедливо для человечества в целом». [7] [8]

Избранные произведения [ править ]

  • Человек. Его природа и его положение в мире. (1940) (Переведено как «Человек. Его природа и место в мире» , издательство Колумбийского университета, 1987)
  • Первобытный человек и поздняя культура. Философские результаты и утверждения. (1956)
  • Душа в век технологий. (1957) (Переводится как «Человек в век технологий»)
  • Мораль и гиперморальность. Плюралистическая этика . (1969) Доступно в веб-архивах.
  • Изображения времени. О социологии и эстетике современной живописи. (1960)

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Бергер, Питер Л.; Келлнер, Гансфрид (1965). «Арнольд Гелен и теория институтов». Социальные исследования . 32 (1). Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса: 110–115. ISSN   0037-783X . JSTOR   40969770 .
  2. ^ Винклер, Вилли (31 марта 2021 г.). «Рейнхард и Арнольд Гелен: Заговор» . Зюддойче Цайтунг . Проверено 16 июня 2023 г.
  3. ^ Раули, Нил (2015). «Арнольд Гелен». В Лутце, Бернд (ред.). Лексикон философа Мецлера: от досократиков к новым философам (на немецком языке) (3-е изд.). Штутгарт: Мецлер. стр. 245–248. дои : 10.1007/978-3-476-01402-3 . ISBN  978-3-476-02609-5 .
  4. ^ Гелен, Арнольд (1997). «Между социальными науками и культурной критикой». В Мюллере, Джерри З. (ред.). Консерватизм: антология социальной и политической мысли от Дэвида Юма до наших дней . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 401–420. дои : 10.2307/j.ctvzxx929.15 . ISBN  978-0-691-03712-7 . JSTOR   j.ctvzxx929.15 . S2CID   218944528 .
  5. ^ Нитхаммер, Лутц; ван Лаак, Дирк (1994) [1992]. Постистория. История подошла к концу? . Перевод Патрика Камиллера. Лондон, Нью-Йорк: Версо . п. 13 . ISBN  0-86091697-9 .
  6. ^ Гелен, Арнольд (1963). «О культурной кристаллизации». Исследования в области антропологии и социологии (на немецком языке). Нойвид/Берлин: Luchterhand Verlag. стр. 311–328. Текст в архиве Майи Вики.
  7. ^ Каес, Антон (1989). От Гитлера до Хеймата. Возвращение истории как фильм . Кембридж, Массачусетс/Лондон: Издательство Гарвардского университета . п. 48 . ISBN  0-67432456-0 .
  8. ^ Каес, Антон (1992). «13. Холокост и конец истории: постмодернистская историография в кино (стр. 206 и далее)» . Во Фридлендере, Саул (ред.). Исследование границ представительства. Нацизм и «окончательное решение» . Кембридж, Массачусетс/Лондон: Издательство Гарвардского университета. п. 218 . ISBN  0-67470766-4 .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Бергер, Питер Л. и Хансфрид Келлнер. «Арнольд Гелен и теория институтов». Социальные исследования (1965): 110–115. в JSTOR
  • Вайс, Йоханнес: Потеря мира и субъективность. О критике теории институтов Арнольда Гелена , Фрайбург-им-Брайсгау, 1973 г.
  • Грайффенхаген, Мартин. «Дилемма консерватизма в Германии». Журнал современной истории (1979): 611–625. в JSTOR
  • Магерски, Кристина. «Арнольд Гелен: Современное искусство как символ современного общества». «Диссертация одиннадцатая. Критическая теория и историческая социология» (8/2012): 81–96.
  • Магерски, Кристина, « Арнольд Гелен (1904–1976) ». «Социологическая энциклопедия Блэквелла», под ред. Джордж Ритцер.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 76ecb72ba6a3c8c57a37685b90916b8f__1715062620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/8f/76ecb72ba6a3c8c57a37685b90916b8f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arnold Gehlen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)