Jump to content

Ганс Блюменберг

Ханс Блюменберг (родился 13 июля 1920, Любек — 28 марта 1996, Альтенберге ) — немецкий философ и историк-интеллектуал.

Он изучал философию , германистику и классику (1939–47, прервано Второй мировой войной ) и считается одним из самых важных немецких философов века. Он умер 28 марта 1996 года в Альтенберге (недалеко от Мюнстера ), Германия.

Блюменберг создал то, что стало называться «метафорологией», которая утверждает, что то, что лежит под метафорами и языковыми модизмами , является наиболее близким к истине (и наиболее далеким от идеологий ). Его последние работы, особенно «Забота пересекает реку» ( Die Sorge geht über den Fluss ), представляют собой попытки постичь человеческую реальность через ее метафоры и непроизвольные выражения. Копаясь в бессмысленных анекдотах из истории западной мысли и литературы, Блюменберг нарисовал карту выражений, примеров и жестов, которые процветали в дискуссиях о том, что считается более важным. Интерпретации Блюменберга крайне непредсказуемы и личностны, полны знаков, указаний и предположений, порой ироничных. Прежде всего, это предостережение против силы откровения истины и красоты мира, находящегося в смятении.

Ганс Блюменберг сдал вступительные экзамены в университет в 1939 году в Katharineum zu Lübeck как единственный студент, получивший оценку Auszeichnung («Выдающийся»). Но, получив ярлык « полуеврея », учитывая, что его мать была еврейкой , [1] католику Блюменбергу запретили продолжать изучение богословия. [2] Вместо этого между 1939 и 1941 годами он должен был продолжить изучение философии в теологических университетах Падерборна и Франкфурта , откуда был вынужден покинуть их к концу этого периода. Вернувшись в Любек, он был принят на работу в Drägerwerk AG . В 1944 году Блюменберг содержался в нацистском концлагере , но был освобожден после заступничества Генриха Дрегера. В конце войны его скрывала семья его будущей жены Урсулы. Блюменберг очень презирал годы, которые, как он утверждал, были украдены у него нацистами. Его друг Одо Марквард сообщает, что после войны Блюменберг спал всего шесть раз в неделю, чтобы наверстать упущенное. [3] Следовательно, тема конечной жизни и ограниченного времени как препятствия для схоластики часто повторяется во второй части книги «Легитимность современной эпохи» ( нем . Die Legitimität der Neuzeit , 1966). После 1945 года Блюменберг продолжил исследования философии, германистики и классической филологии в Гамбургском университете и окончил в 1947 году диссертацию о происхождении онтологии средневековья в Кильском университете . Он получил постдокторскую степень в 1950 году, защитив диссертацию на тему «Онтологическая дистанция, исследование кризиса Эдмунда Гуссерля» ) феноменологии ( Die ontologische Distanz: Eine Untersuruchung über die Krisis der Phänomenologie Husserls . Его наставником в эти годы был Людвиг Ландгребе . При жизни Блюменберга он был членом Сената Немецкого исследовательского фонда , профессором нескольких университетов Германии и одним из основателей исследовательской группы «Поэтика и герменевтика» .

Работа Блюменберга носила преимущественно исторический характер и характеризовалась его огромными философскими и теологическими познаниями, а также точностью и остротой его стиля письма. Ранний текст «Парадигмы для метафорологии» (нем. Paradigmen zu einer Metaphorologie , 1960) объясняет идею абсолютных метафор посредством примеров из истории идей и философии. По мнению Блюменберга, метафоры такого рода, такие как «голая истина», следует считать фундаментальным аспектом философского дискурса, который не может быть заменен понятиями и, таким образом, по существу возвращен к логике . Отчетливость и значение этих метафор составляют восприятие действительности в целом, необходимую предпосылку ориентации, мышления и действия человека.По мнению Блюменберга, «то, что эти метафоры называются «абсолютными», означает лишь то, что они оказываются устойчивыми к терминологическим притязаниям и не могут быть растворены в концептуальности , а не то, что одна метафора не может быть заменена или представлена ​​другой или исправлена ​​с помощью более точной. абсолютные метафоры, следовательно, имеют историю». [4] Основополагающая идея этого первого текста получила дальнейшее развитие в работах по метафорам света в теориях познания, бытия в навигации ( Кораблекрушение со наблюдателем , 1979) и метафорам книг и чтения. ( «Разборчивость мира» , 1979.)

Во многих исследованиях Блюменберга по истории философии порог позднего Средневековья и раннего Возрождения в центре внимания находится ( «Легитимность Нового времени» и «Происхождение мира Коперника» ). Вдохновленный (среди прочего) функциональным взглядом Эрнста Кассирера на историю идей и философии, а также сопутствующим взглядом на перестановку внутри духовных отношений, характерных для определенной эпохи , Блюменберг отвергает субстанциализм исторической непрерывности — фундаментальный для так называемой « теорема секуляризации считаются не чем-то новым, а » – согласно которой концептуальные системы современности простым обыденностью богословских принципов схоластики . Напротив, Новое время, по мнению Блюменберга, представляет собой независимую эпоху, противостоящую Античности и Средневековью посредством реабилитации человеческого любопытства в ответ на теологический абсолютизм. «Ганс Блюменберг преследует аргумент Карла Лёвита о том, что прогресс — это секуляризация еврейских и христианских верований, и утверждает обратное, что современная эпоха, включая ее веру в прогресс, выросла из нового светское самоутверждение культуры против христианской традиции». [5] Вольфхарт Панненберг , ученик Лёвита, продолжил дебаты против Блюменберга. [6]

В своих более поздних работах ( «Работа над мифом», «Из пещеры ») Блюменберг, руководствуясь взглядом Арнольда Гелена на человека как хрупкое и конечное существо, нуждающееся в определенных вспомогательных идеях, чтобы противостоять «абсолютизму реальности» и его подавляющему власти, все больше подчеркивал антропологическую подоплеку своих идей: он рассматривал миф и метафору как функциональный эквивалент дистанцирующей, ориентационной и успокаивающей ценности институтов, как ее понимал Гелен. Этот контекст имеет решающее значение для идеи Блюменберга об абсолютных метафорах. Первоначально метафоры были средством иллюстрации реальности проблемы, придания формы пониманию, но позже они стали иметь тенденцию к отдельному существованию как в науках, так и повсюду. Этот феномен может варьироваться от попытки полностью объяснить метафору, упуская из виду ее иллюстративную функцию, до опыта погружения в метафоры, влияющего на кажущуюся логичность выводов. Идея «абсолютных метафор» оказывается решающей для идей культуры, как, например, метафора света как истины в неоплатонизме, встречающаяся в герменевтике Мартин Хайдеггер и Ханс-Георг Гадамер . Таким образом, критическая история понятий может служить депотенциализации метафорической силы. Блюменберг, однако, также предупредил своих читателей, чтобы они не путали критическую деконструкцию мифа с программной верой в преодоление любой мифологии. Отражая свои исследования Гуссерля, работа Блюменберга приходит к выводу, что в конечном итоге наше потенциальное научное просвещение находит свой собственный субъективный и антропологический предел в том факте, что мы постоянно прибегаем к образности наших созерцаний .

Работает

[ редактировать ]

Ганс Блюменберг — автор:

  • (1947) Вклады в проблему своеобразия средневеково-схоластической онтологии ( докторская диссертация , неопубликована).
  • (1950) Онтологическая дистанция. Исследование кризиса феноменологии Гуссерля ( кандидатская диссертация , неопубликованная).
  • (1966) Легитимность современности
  • (1975) Генезис мира Коперника
  • (1979) Разборчивость мира
  • (1979) Работа над мифом
  • (1986) Время жизни и мировое время
  • (1987) Забота пересекает реку
  • (1993) Страсти по Матфею

Работает в английском переводе

[ редактировать ]
  • Читабельность мира . Пер. Роберт Сэвидж и Дэвид Робертс. Итака, Издательство Корнельского университета, 2022. ISBN   978-1-5017-6661-9 .
  • Страсти по Матфею . Пер. Гельмут Мюллер-Зиверс и Пауль Флеминг. Итака, Издательство Корнельского университета, 2021. ISBN   978-1-5017-0580-9 .
  • История, метафоры, басни: читатель Ганса Блюменберга . Эд. и транс. Ханнес Баджор, Флориан Фукс и Джо Пол Кролл. Итака, Издательство Корнельского университета, 2020. ISBN   978-1-5017-4798-4 .
  • Львы . Пер. Кари Дрисколл. Лондон, Seagull Books, 2018. ISBN   978-0-85742-430-3
  • Ригоризм истины: «Моисей Египтянин» и другие сочинения о Фрейде и Арендт . Пер. Джо Пол Кролл. Итака, Издательство Корнельского университета, 2018. ISBN   978-1-5017-1672-0
  • Смех фракийской женщины: протоистория теории . Пер. Спенсер Хокинс. Нью-Йорк, Bloomsbury Academic, 2015. ISBN   978-1-6235-6230-4
  • Забота пересекает реку . Пер. Пол Флеминг. Стэнфорд, Издательство Стэнфордского университета, 2010. ISBN   978-0-8047-3580-3
  • Парадигмы метафорологии . Пер. Роберт Сэвидж. Итака, Издательство Корнельского университета, 2010. ISBN   978-0-8014-4925-3
  • «Имеет ли значение, когда? Безразличие ко времени», Philosophy and Literature 22 (1): 212–218 (1998). Пер. Дэвид Адамс.
  • Кораблекрушение со зрителем: парадигма метафоры существования . Пер. Стивен Рэндалл. Кембридж, MIT Press, 1996. ISBN   978-0-262-02411-2
  • «Свет как метафора истины: на предварительном этапе формирования философской концепции», в книге «Современность и гегемония видения» , под ред. Дэвид Майкл Левин, Калифорнийский университет, Беркли, 1993, стр. 30–86. Пер. Джоэл Андерсон.
  • «Бытие - Макгаффин: как сохранить желание думать», Салмагунди, № 90/91 (весна-лето 1991 г.), стр. 191–193. Пер. Дэвид Адамс.
  • «Антропологический подход к современному значению риторики», в книге « После философии: конец или трансформация?» , ред. Кеннет Бэйнс, Джеймс Боман и Томас Маккарти, MIT Press, Кембридж, 1987, стр. 423–458. Пер. Роберт М. Уоллес.
  • Генезис мира Коперника . Пер. Роберт М. Уоллес. Кембридж, MIT Press, 1987. ISBN   978-0-262-52144-4
  • Легитимность современной эпохи . Пер. Роберт М. Уоллес. Кембридж, MIT Press, 1985. ISBN   978-0-262-52105-5
  • Работа над мифом . Пер. Роберт М. Уоллес. Кембридж, MIT Press, 1985. ISBN   978-0-262-52133-8
  • «Чтобы положить конец мифу», New German Critique 32 (1984), 109–140. Пер. Роберт М. Уоллес. [Глава из «Работы над мифом ».]
  • «Самосохранение и инерция: о конституции современной рациональности», Contemporary German Philosophy 3 (1983), 209–256.
  • «Концепция реальности и возможность романа», в книге « Новые перспективы немецкой литературной критики: сборник эссе» , изд. Ричард Э. Амахер и Виктор Ланге, Принстон, Princeton University Press, 1979, стр. 29–48. Пер. Дэвид Генри Уилсон.
  • «О происхождении идеи прогресса», Social Research 41, № 1 (1974): 5–27. Пер. ЭБ Эштон.
  • «Жизненный мир и концепция реальности», в « Жизненный мир и сознание: очерки Арона Гурвича» , изд. Лестер Э. Эмбри, Эванстон, Северо-Западный университет, 1972 г.
  1. ^ Ангус Николлс, Миф и гуманитарные науки: Теория мифа Ганса Блюменберга , Routledge (2014), стр. 11
  2. ^ Кропп, Уолтер (1997). Гансу Некролог Блюменбергу . Франкфурт-на-Майне : Новости AStA. стр. 5–8. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помощь ) Друг Блуменберга, священник и бывший франкфуртский студент-капеллан Вальтер Кропп (1919-2019), во время университетского периода жил с Блюменбергом в одной комнате.
  3. ^ Брайент, Элизабет. (2001) Имманентность бесконечного , с. 6. Издательство Католического университета Америки, Вашингтон, округ Колумбия. ISBN   0-8132-1089-5
  4. ^ «У них есть история в более радикальном смысле, чем у концепций, поскольку историческая трансформация метафоры выявляет метакинетику исторических горизонтов значения и способов видения, внутри которых концепции претерпевают свои модификации». Блюменберг, Ганс (2011). Парадигмы метафорологии . Издательство Корнельского университета. п. 5. ISBN  978-0-8014-4925-3 .
  5. ^ Буллер, Корнелиус А. (1996). Единство природы и истории в теологии Панненберга . Лэнхэм, Мэриленд : Роуман и Литтлфилд . п. 95 . ISBN  0-8226-3055-9 .
  6. ^ Панненберг, Вольфхарт (1973). «Христианство как легитимность современности (1968)» . Идея Бога и свободы человека, Том 3 . Лондон: Вестминстер Пресс. стр. 178–191. ISBN  0-664-20971-8 .

Вторичная литература

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Баджор, Ханнес: «Библиография», в книге «Ганс Блюменберг: история, метафоры, басни: читатель Ганса Блюменберга» . Эд. и транс. Ханнес Баджор, Флориан Фукс и Джо Пол Кролл. Итака, Издательство Корнельского университета, 2020, 583–592. ISBN   978-1-5017-4798-4
  • Адамс, Дэвид; Беренберг, Питер: «Библиография Ганса Блюменберга», в книге Франца Йозефа Ветца и Германа Тимма (ред.): Искусство выживания: размышления о Гансе Блюменберге . Франкфурт-на-Майне: Зуркамп, 1999. ISBN   3-518-29022-3

Английский

[ редактировать ]
  • Адамс, Дэвид: «Метафоры для человечества: развитие антропологической метафорологии Ганса Блюменберга», Журнал истории идей 52 (1991), 152–166.
  • Боровски, Одри: «Абсолютизм данных: мышление искусственным интеллектом с Гансом Блюменбергом», [1] Mind and Matter 21:2 (2024), 167-190.
  • Брайент, Элизабет: Имманентность бесконечного: Ганс Блюменберг и порог современности . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 2002.
  • Фраджио, Альберто: Парадигмы метафорологии космоса. Ганс Блюменберг и современные метафоры Вселенной . Рома: Аракне Эдитрис, 2015.
  • Айзенберг, Бо: «Отвечая на вопрос: что такое культура? Социологическая переработка философии Ганса Блюменберга», в книге Ямамото, Тецудзи, Пола Рабинова и Роджера Чартье (редакторы), « Философские проекты социо-культурной трансформации». За пределами насилия и современной эпохи. Токио: Роуман и Литтлфилд, 1998.
  • Джей, Мартин: «Легитимность современной эпохи» (обзор), History and Theory 24:2 (1985), 183–196.
  • Кеум, Тэ-Ён: «Ганс Блюменберг и концепция мифа в Германии», блог Journal of the History of Ideas (2019)
  • Кнац, Йонас: Интервью с Рюдигером Зиллем о жизни Ганса Блюменберга, его философском творчестве и его англоязычном приеме в блоге Journal of the History of Ideas (2020).
  • Краевски, Брюс: «Музыкальный горизонт религии: страсти Ганса Блюменберга , по Маттеусу » History of the Human Sciences 6.4 (1993): 81–95.
  • Николлс, Ангус: Миф и гуманитарные науки: Теория мифа Ганса Блюменберга . Нью-Йорк: Рутледж, 2014.
  • Расмуссен, Ульрик Хулинд: «Память о Боге. Философия религии Ганса Блюменберга», Копенгаген, 2009 г.
  • Шарити, Мохамед: Интервью с Брюсом Краевски о работе Блюменберга над мифом в тегеранском журнале Today's Culture (2017).
  • Уоллес, Роберт М.: «Прогресс, секуляризация и современность: дебаты Лёвита-Блюменберга», New German Critique , № 22 (1981), 63–79.
  • Специальные выпуски «Истории гуманитарных наук» (6:4, 1993 г.) и «Анналы стипендий» (5:1, 1987 г.)

немецкий

[ редактировать ]
  • Беренберг, Питер: Конечное бессмертие. Исследования богословской критики Ганса Блюменберга . Вюрцбург: Кенигсхаузен и Нойманн, 1994.
  • Гольдштейн, Юрген: Номинализм и современность: о конституировании современной субъективности у Ганса Блюменберга и Вильгельма фон Оккама . Фрайбург (Брайсгау); Мюнхен: Альбер, 1998. ISBN   3-495-47863-9
  • Хефлигер, Юрг: Системы воображения: эпистемологические, антропологические и ментально-исторические аспекты метафорологии Ганса Блюменберга . Берн; Берлин; Франкфурт-на-Майне; Нью-Йорк; Париж; Вена: Ланг, 1996. ISBN   3-906756-83-1
  • Хайденрайх, Феликс: Человек и современность с Гансом Блюменбергом . Мюнхен 2005.
  • Хундек, Маркус: Мир и время: философия Ганса Блюменберга между доктриной творения и искупления . Вюрцбург: Эхтер, 2000. ISBN   3-429-02281-9
  • Мюллер, Оливер: Беспокойство не просто так. Феноменологическая антропология Ганса Блюменберга . Падерборн: Ментис Верлаг, 2005 г.
  • Столлгер, Филипп: Метафора и жизненный мир: метафорология Ганса Блюменберга как герменевтика жизненного мира и ее религиозно-феноменологический горизонт . Тюбинген: Мор Зибек, 2000. ISBN   3-16-147302-7
  • Вец, Франц Йозеф: Ганс Блюменберг для введения . Гамбург: Юниус-Верл., 2004, 2-е изд., ISBN   3-88506-389-1
  • Ветц, Франц Йозеф и Герман Тимм (ред.): Искусство выживания: размышления о Гансе Блюменберге . Франкфурт-на-Майне: Зуркамп, 1999. ISBN   3-518-29022-3
  • Замбон, Никола: Послесвечение звезд. Созвездия современности с Гансом Блюменбергом , Падерборн: Финк, 2017, ISBN   978-3-7705-5946-6 .

итальянский

[ редактировать ]
  • Борсари, Андреа: Ганс Блюменберг. Миф, метафора, современность , Болонья: Il Mulino, 1999. ISBN   978-88-15-07267-2

испанский

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 066725e5f2c1c944f57d647a4489e565__1721803140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/65/066725e5f2c1c944f57d647a4489e565.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hans Blumenberg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)