скромность
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2021 г. ) |
Модисты Модисты ( лат. ) Франции , также известные как спекулятивные грамматисты , были членами школы грамматической философии, известной как модизм или спекулятивная грамматика , действовавшей в северной , Германии , Англии и Дании в 13 и 14 веках. Их влияние гораздо меньше ощущалось в южной части Европы, где несколько противоположная традиция так называемой «педагогической грамматики» никогда не теряла своего перевеса.
История
[ редактировать ]Вильгельм Конш , Питер Гелиас и Ральф Бове , также называемые умозрительными грамматистами, появились еще до появления собственно модистского движения.
Философия модистов была впервые разработана Мартином Дакиим (умер в 1304 г.) и его коллегами в середине 13 века, хотя она приобрела известность только после того, как ее систематизировал Фома Эрфуртский несколько десятилетий спустя в его трактате «De modissignificandi seu grammatica speculativa». , написанный, вероятно, в первом десятилетии XIV века. До начала двадцатого века считалось, что автором этой работы является Джон Дунс Скот . Широко воспроизводимый и комментируемый в средние века , он остается наиболее полным учебником модистской спекулятивной грамматики. Ошибочное авторство возникло из-за естественного родства спекулятивной грамматики Эрфурта с метафизикой Скота.
Теория режимов
[ редактировать ]Философия модистов, как видно из их названия, была основана на теории «модусов» значения в языке, которая была трехчастной: способы бытия ( modi essendi ), способы понимания ( modi intelligendi ) и способы обозначения (modi essendi). моди значимые ). Для модистов различные части речи рассматривались как представляющие реальность с точки зрения этих модусов. Modi essendi — это объективно существующие качества в объекте понимания, modi intelligendi — это средства понимания, представляющие modi essendi , а modisignificandi — грамматические средства представления modi intelligendi в языке. Это соответствует трехчастной семантической теории Аристотеля о словах, представляющих понятия , которые представляют объекты .
Выступая против номинализма , они полагали, что анализ грамматики обычного языка является ключом к метафизике . Для модистов грамматические формы, modisignificandi глаголов, существительных и прилагательных составляют глубокую онтологическую структуру языка, объективно отражающую действительность. Их работа предсказала концепцию универсальной грамматики , предполагая, что универсальные грамматические правила могут быть извлечены из всех живых языков. Роджер Бэкон, возможно, вдохновил это движение своим наблюдением о том, что все языки построены на общей грамматике, общем фундаменте онтологически закрепленных лингвистических структур. Он утверждал, что грамматика практически одинакова на всех языках, даже несмотря на то, что между языками она может случайно различаться.
Наследие
[ редактировать ]Существуют параллели между спекулятивной грамматикой и феноменологией , факт, который рано заметил Мартин Хайдеггер , написавший свою первую книгу Die Kategorien- und Bedeutungslehre des Duns Scotus ( «Доктрина Дунса Скота о категориях и значении» , 1916), о Фоме Трактат Эрфурта (в то время еще ошибочно приписываемый Дунсу Скоту). [1]
Модисты
[ редактировать ]- Мартин Дакийский , De modissignificandi (после 1255 г.)
- Боэций Дакийский , De modissignificandi или Quaestiones super Priscianus majorem (ок. 1270 г.)
- Иоанн Дакийский , Summa Grammatica ( ок. 1280 )
- Симон Дакийский , Грамматический Дом (1255–1270)
- Ральф Брито , Quaestiones super Priscianum majore ( ок. 1300 г. )
- Мишель де Марбе (ок . 1300 г. )
- Фома Эрфуртский , Tractatus de Modes Signifique или умозрительная грамматика (до 1310 г.)
- Сигер Куртрейский , Summa modorum Significati (1320 г.).
- Йоханнес Хоссе де Марвилла , Экспозиция способов обозначения
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Томас Эрфуртский" Запись Джека Зупко в Стэнфордской энциклопедии философии.
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Радульфус Брито, Quaestiones super Priscianum majore , изд. Яна Пингорга и К.В. Эндерса, Штутгарт-Бад-Каннштатт: Фромманн-Хольцбуг, 1980.
- Томас Эрфуртский, Grammatica speculativa , перевод Г.Л. Берсилл-Холла, Лондон: Longmans, 1972.
- Сигер из Кортрейка, значение Summa modus; Софисматы изд. Ян Пинборг, Филадельфия: Джон Бенджаминс, 1977.
- Собрание датских философов средневековья:
- I, 1-2: Опера Йоханниса Дачи, 1955 г.
- II: Опера Мартини де Дачия, 1961 г.
- 3: Работы Симона Дачи, 1963 г.
- IV: Дакийский способ значения Боэция, 1969.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Берсилл-Холл, Г.Л. Спекулятивная грамматика средневековья: Доктрина partes orationis модистов , Подходы к семантике, 11, Мутон: Гаага, 1971.
- Фредборг, Карин Маргарета. Универсальная грамматика по мнению некоторых грамматиков XII века , в «Исследованиях средневековой лингвистической мысли», под ред. Конрад Кернер и др., Historiographia Linguistica, VII.1/2, Джон Бенджаминс, Амстердам, 1980, 69–84.
- Фредборг, Карин Маргарета. Спекулятивная грамматика , в «Истории философии двенадцатого века», изд. Питер Дронке, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1988, 177–195.
- Келли, Луис Г. Зеркало Гаммара. Теология, философия и модисты , Филадельфия: Дж. Бенджаминс, 2002.
- Мармо, Константино. Прагматический подход к языку в модизме , в теориях языка в поздней античности и средневековье , изд. Стен Эббесен, Тюбинген: Гюнтер Нарр Верлаг, 1995, 169–183.
- Пинборг, Январь. Спекулятивная грамматика , в Кембриджской истории философии позднего средневековья , Норман Крецманн, Энтони Кенни и Ян Пинборг (ред.), Кембридж: Cambridge University Press, 1982, 254–69.
- Пинборг, Ян. Логика и семантика в средние века. Обзор , Штутгарт-Бад-Каннштатт: Фромманн-Хольцбуг, 1972.
- Пинборг, Софизм января Радульфа Брито о вторых намерениях , Виварий, 13, 1975, 119–152,
- Розье, Ирен. Спекулятивная грамматика модистов , Лилль: Presses universitaire de Lille, 1983.