Адольф Стокер
Адольф Штекер (11 декабря 1835 — 2 февраля 1909) был немецким придворным капелланом кайзера Вильгельма I , политика, ведущего антисемита и лютеранского богослова , который основал Христианско-социальную партию , чтобы переманить членов из Социал-демократической рабочей партии. .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Штекер родился в Хальберштадте , провинция Саксония , в Королевстве Пруссия . Отец Стокера был кузнецом, ставшим тюремным охранником, и, несмотря на свою бедность, Стокер смог поступить в университет, что было необычно для человека из рабочего класса XIX века. [1] Энергичный и трудолюбивый протестантский пастор, много писавший по различным социальным и политическим вопросам, Стокер обладал харизматической личностью, которая сделала его одним из самых любимых и уважаемых лютеранских священнослужителей Германии. [2] Будучи студентом богословия в Хальберштадтском университете, Стокер уже был известен как «второй Лютер», поскольку его сочинения и речи, защищающие лютеранскую веру, считались выдающимися. [2]
После рукоположения в сан министра Стокер присоединился к прусской армии капелланом. [1] Стокер привлек внимание всей страны после произнесения проповеди после осады Меца в 1870 году, в которой он утверждал, что победы Пруссии над Францией были делом Божиим, а в 1874 году император Вильгельм I, тронутый проповедями Стокера, назначил его придворный капеллан в Берлине. [2] Положение Стокера как придворного капеллана давало ему больше власти и известности, чем можно было бы ожидать по его титулу пастора, поскольку все, что говорил Стокер, рассматривалось как выражение мнения Вильгельма. [2] Еще в 1875 году Стокер в своих проповедях начал нападать на евреев на расовой почве. [1] Как хороший лютеранин, Стокер был впечатлен книгой Мартина Лютера 1543 года « О евреях и их лжи» , и на протяжении всей своей жизни Стокер всегда считал, что быть хорошим христианином — значит ненавидеть евреев. [3]
Основание компании CSP.
[ редактировать ]Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм в Германии |
---|
Помимо работы судебным капелланом, Стокер также возглавлял церковную миссию в центре Берлина, которая предлагала помощь беднейшим семьям города. [2] Стокер был потрясен тем, насколько немецкая беднота и рабочий класс отдалились от лютеранства, и позже с ужасом писал: «В 1874–1878 годах восемьдесят процентов всех браков заключались вне церкви, а сорок пять процентов всех браков заключались вне церкви. детей не крестили». [2] Более того, стойкий консерватор Стокер был обеспокоен тем, как бедняки и рабочий класс голосовали за «безбожную» Социал-демократическую партию (СДПГ), и, чтобы противостоять росту СДПГ, он основал Христианскую партию социальных работников (Христианско-социальная рабочая партия). ЦСП) в 1878 году. [2] Хотя Стокер резко критиковал капитализм и требовал некоторых социальных реформ, таких как подоходный налог и сокращение рабочего времени, он был враждебно настроен по отношению к профсоюзам и поддерживал существующую социальную структуру, в которой юнкеры доминировали в прусском обществе. [2] Штекер не был юнкером, но всегда питал к ним глубочайшее восхищение. [2] Целью CSP было склонить рабочий класс к христианскому консерватизму, в котором простые люди научились бы признавать, что Бог создал упорядоченное общество с юнкерами во главе, и что бросить вызов упорядоченному обществу означало бросить вызов Богу. [2] Стокер считал, что капиталистическая система оттолкнула рабочих от правильного, задуманного Богом курса, и что для сдерживания революции необходимы социальные реформы. [2]
Благодаря тому, что Стокер выступал за социальные реформы, основной акцент CSP был сделан на том, чтобы убедить рабочих в верности «трону и алтарю», поскольку Стокер утверждал, что страдания рабочих были вызваны материалистическим, атеистическим мировоззрением, которое разорвало рабочий класс. из должного почтения к Богу и созданному общественному порядку. Это сообщение было отвергнуто большинством немецких рабочих как не затрагивающее их основные проблемы. [4] Немецкий рабочий класс в основном хотел более высокого уровня жизни и демократии, а не для того, чтобы ему говорили, что его долг как христиан — принять свою судьбу. Враждебность Стокера к профсоюзам и забастовкам ограничивала его привлекательность для рабочего класса. [2] Стокер назвал профсоюзы «угрожающей опасностью, которая движется в наше время, как наводнение между слабыми дамбами». [2] Стокер считал, что рабочие не должны бороться за более высокую заработную плату и улучшать условия труда посредством забастовок, а должны почтительно просить «трон и алтарь» улучшить условия труда и заработную плату, и это послание сильно ограничивало его обращение к рабочему классу. [2] Платформа Стокера звучала очень левой: она требовала введения подоходного налога, запрета на работу детям и замужним женщинам, а также объявления воскресенья выходным днем; субсидии для вдов и тех, кто не может работать, налоги на предметы роскоши и поддерживаемую государством систему здравоохранения для всех. [5] Однако в то же время платформа Стокера призывала поставить профсоюзы под контроль государства, поскольку Стокер считал, что цель профсоюзов состоит в том, чтобы научить своих членов быть верными «трону и алтарю», а не улучшать жизнь своих членов. [6]
Когда Стокер основал Христианско-социальную партию 3 января 1878 года, он заявил в своей речи, объявляющей о создании партии:
«Я имею в виду мирную организацию труда и рабочих... Ваше несчастье, господин, что вы думаете только о своем социальном государстве и с презрением отвергаете протянутую вам руку для реформы и помощи, что вы настаиваете на том, чтобы сказать: «мы не согласимся ни на что меньшее, чем на Социальное Государство». Таким образом вы станете врагами других социальных классов. Да, господа, вы ненавидите Отечество! Ваша пресса отвратительно отражает эту ненависть... вы тоже ненавидите христианство, вы ненавидите. Евангелие Божьего милосердия. Они [социал-демократы] учат вас не верить. Они учат вас атеизму и этим лжепророкам». [7]
После своей речи Стокер представил бывшего портного, заключенного в тюрьму за мошенничество, Эмиля Грюнеберга, с которым Стокер познакомился, пока находился в тюрьме, который приступил к резкой антисоциалистической речи. [7] Американский историк Гарольд Грин заметил, что общение Стокера с таким человеком с сомнительной репутацией, как Грюнеберг, мошенником и шантажистом, демонстрирует «демагогический и сомнительный» характер Стокера, который, несмотря на всю свою самодовольство, часто общался с людьми с сомнительной репутацией. [7] К ярости Стокера, группа социал-демократов во главе с Иоганном Мостом пришла и захватила собрание, когда Мост произнес речь, осуждающую лютеранскую церковь за ее подчинение государству, и заявил, что только социал-демократы представляют рабочий класс, который вызвало громкие аплодисменты рабочей аудитории. [7] Мост вывел аудиторию из зала заседаний, все следовали за ним, в то время как Стокер остался в ярости, так как Мост забрал его потенциальных сторонников. [7] Канцлер Германии принц Отто фон Бисмарк позднее, в 1878 году, принял первый из антисоциалистических законов с целью сокрушить СДПГ, а вторжение Штекера в политику было тайно поддержано правительством, которое надеялось, что Штекер сможет победить. рабочий класс от социал-демократов. [8]
Антисемитский агитатор
[ редактировать ]В 1879 году Штекер выступил с речами, в которых обвинял во всех проблемах Германии еврейское меньшинство. [8] В своей речи «Наши требования к современному еврейству», произнесенной в Берлине 19 сентября 1879 года, Стокер, по словам американского историка Ричарда Леви, «нанес антисемитизм на карту Германии», поскольку его статус одного из самых уважаемых и лучших в Германии Любимые лютеранские священнослужители сделали ненависть к евреям в высшей степени респектабельной, как никогда раньше. [4] Только после того, как Стокер начал нападать на евреев, собрания CSP стали посещаться хорошо, но большинство последователей Стокера были выходцами из Mittelstand ( низшего среднего класса), а не из рабочего класса и бедняков. [8] В сентябре 1879 года речь Штекера «Наши требования к современному еврейству» произвела сенсацию и привлекла большое внимание средств массовой информации, поскольку широко предполагалось, что Штекер говорил от имени императора Вильгельма I, когда он обвинял во всех проблемах Германии «еврейский капитал» и «еврейская пресса». [8] Штекер, в частности, жаловался, что 45 000 евреев, живущих в Берлине, являются «слишком большой цифрой» и что Германия принимает слишком много бедных еврейских иммигрантов из России и Румынии. Он утверждал, что еврейских иммигрантов из Российской империи и Румынии следует «потопить в открытом море», а не разрешить им поселиться в Германии. [9] Еще 17 октября 1879 года Попечительский совет еврейской общины в Берлине пожаловался в министерство внутренних дел Пруссии на то, что Стокера следует заставить замолчать, поскольку его разжигающие ненависть речи подстрекали к насилию против евреев, но эта просьба была отклонена. [9] Осуждение Стокером изменений, вызванных индустриализацией и урбанизацией, апеллировало к низшему среднему классу, поскольку он предлагал идеализированное, ностальгическое видение упорядоченного сельского общества, в котором местным мастерам и мелким торговцам не приходилось конкурировать с фабриками и крупными магазинами. более простое и лучшее время, к сожалению, ушло. [10] Критика Стокером современности и капиталистической системы под прикрытием очень националистических и антисемитских посланий апеллировала к Среднему штандарту , который очень сильно страдал от экономических изменений, вызванных промышленной революцией, и чувствовал, что их интересы игнорируются всеми существующие партии. [10]
Традиционно, на протяжении более 1000 лет, евреи презирались социальными изгоями, народом, живущим в нищете и считавшимся навеки проклятым, а эмансипация евреев в Пруссии в 1869 году сопровождалась подъемом ряда бедных еврейских семей в средний класс. [4] В то же время, когда евреи присоединялись к среднему классу, состояние Среднего штандарта пришло в упадок, и антисемитские речи Штекера апеллировали к тем, кого он называл «маленькими людьми», как к мужчинам и женщинам Среднего штандарта , которые чувствовали это. Было несправедливо и несправедливо, что традиционно презираемые евреи продвигались вперед как в социальном, так и в экономическом плане, в то время как они отставали. [4] В имперской Германии евреев считали чужаками, и социально-экономический успех евреев, казалось, перевернул традиционный общественный порядок с ног на голову, как в тот самый момент, когда многие семьи Миттельштанде погружались в нищету. [4] Речь Стокера «Наши требования к современному еврейству» была полна чувства виктимизации, поскольку он обвинял евреев в возмутительном высокомерии по отношению к немцам и требовал, чтобы еврейские семьи, недавно ставшие представителями среднего класса, «проявляли уважение» к немцам. [11] Леви писал, что Стокер понимал обиды и страхи, чувство виктимизации, которые испытывали «маленькие люди» среднего звена , поскольку он объяснял, что «еврейская пресса» и «еврейский капитал» являются причиной всех их проблем. [11] Типичным для чувства виктимизации, которое поощрял Стокер, была речь 1879 года, в которой он заявил:
«Если современное еврейство продолжит использовать силу капитала и силу прессы, чтобы приносить несчастья нации, окончательная катастрофа неизбежна. Израиль должен отказаться от своих амбиций стать хозяином Германии. Он должен отказаться от своего высокомерного заявления о том, что иудаизм является религия будущего, когда она так явно принадлежит прошлому... Каждый здравомыслящий человек должен осознать, что господство этого семитского менталитета означает не только наше духовное, но и наше экономическое обнищание». [12]
Хотя Стокер не призывал к насилию, он подразумевал, что насилие было бы приемлемо, если бы евреи не начали «выказывать уважение» к немцам, чего они якобы не делали. [4] Стокер подпитывал чувство виктимизации в своей речи «Паршивая пресса», в которой он доказывал своим сторонникам, что средства массовой информации контролируются богатыми еврейскими капиталистами, которые не любят таких людей, как они, и что экономический упадок Среднего штандарта игнорируется из-за «паршивая пресса». [13] Речи Стокера обычно состояли из чтения различных вырванных из контекста заявлений из социал-демократических газет, за которыми следовали такие заявления, как «Джентльмен, это было желание убийства!», «Джентльмен, это было настоящее убийство!» или «Это было массовое убийство». убийство!». [13] По мере того как толпа злилась все больше и больше, Стокер делал свое обычное предостережение: «Не думайте, что я представляю все это из ненависти. Я никого не ненавижу!», Что, как заметил американский историк Джеффри Тельман, было «весьма ироничным». «поскольку Стокер довел бы своих сторонников до состояния ярости. [13]
Хотя Стокер заявлял, что его мотивирует только «христианская любовь», он всегда обвинял евреев в антисемитизме и заявил в своей речи: «Уже ненависть к евреям, которой сопротивляется Евангелическая церковь, начинает вспыхивать тут и там. Если современный иудаизм продолжит, как он это делал до сих пор, использовать силу капитала, а также власть прессы, чтобы разрушить нацию, в конце концов будет невозможно избежать катастрофы». [14] Хотя Стокер заявлял, что говорит с «полной христианской любовью» к евреям, это всегда уравновешивалось жестокими нападками на иудаизм, как, например, когда он предупредил в своей речи, что нельзя позволять «еврейским газетам нападать на нашу веру и еврейский дух». маммонизма, чтобы запятнать наш народ». [15] Будучи одним из первых лидеров Фёлкишского движения , Штекер напал на евреев как на «расу» и в своей речи в прусском ландтаге в 1879 году заявил, что все евреи — «паразиты» и «пиявки», «чужеродная капля в нашей крови». "и заявил, что битва между немцами и евреями была битвой "расы против расы", поскольку евреи были "самостоятельной нацией", не имеющей ничего общего с немцами, но вместо этого были связаны с другими еврейскими общинами по всему миру как " одна масса эксплуататоров». [16]
Хотя Стокер очень расплывчато представлял точное решение «еврейского вопроса», которое он хотел, в одной из своих брошюр он написал, что «древнее противоречие между арийцами и семитами... может закончиться только истреблением одного из них» и » лежала ответственность на « Германентуме раз и навсегда поселиться с семитами. [17] Как и все остальные участники völkisch движения, Стокер находился под глубоким влиянием утверждения французского писателя Артюра де Гобино о том, что существовала древняя арийская раса господ, ответственная за все хорошее в мире, лучшими представителями которой были современные немцы. отверг вывод Гобино об обреченности арийской расы. [5] Стокер, похоже, рассматривал евреев как расу и религию, как он заявил в своей речи:
«Раса, без сомнения, является важным элементом еврейского вопроса. Семитско-пунический тип присутствует во всех областях, как в работе, так и в прибыли, в бизнесе и в заработках, в жизни государства и в жизни. мировоззрение, как по своим духовным, так и по этическим последствиям, настолько отличается от германской морали и философии жизни, что примирение или слияние невозможно, если только оно не примет форму искреннего возрождения из глубин совести честных израильтян». . [18]
В другом выступлении Стокер заявил:
«Еврейский вопрос, поскольку это религиозный вопрос, принадлежит науке и миссионерам; как расовый вопрос, он принадлежит антропологии и истории. В той форме, в которой этот вопрос предстает перед нашими глазами в общественной жизни, он чрезвычайно сложен. явления социально-этические, политико-экономические... Вопрос этот возник и развился — под влиянием религии и расы — иначе в средние века, чем теперь, иначе и в современной России, чем у нас. Но еврейский вопрос – всегда и везде – связан с экономической эксплуатацией и этическим разрушением народов, среди которых жили евреи». [19]
В другой речи Стокер связал свою христианскую работу со своей политической деятельностью, сказав:
«Я нашел Берлин в руках прогрессистов, враждебно настроенных по отношению к церкви, и социал-демократов, враждебно настроенных по отношению к Богу; иудаизм господствовал в обеих партиях. Столица рейха находилась под угрозой дехристанизации и Дегерманизированное христианство как общественная сила умерло; вместе с ним ушли верность королю и любовь к Отечеству. Казалось, великая война [с Францией] велась ради того, чтобы иудаизм мог править в Берлине... Это было похоже на конец света. Неправда взяла верх; любовь остыла». [20]
Оппозиция со стороны наследного принца и наследной принцессы
[ редактировать ]Вместе с другим völkisch лидером, историком Генрихом фон Трейчке , Штекер в 1880 году запустил антисемитскую петицию, которую подписали четверть миллиона немцев, с просьбой запретить еврейскую иммиграцию в Германию, евреям запретить голосовать и занимать государственные должности, а евреям запретить работать учителями или посещать университеты. [21] Конечным намерением Штекера и Трейчке было лишение свободы немецких евреев, а антисемитская петиция была лишь запланированным первым шагом. В ответ на антисемитскую петицию наследный принц Фредерих в своей речи 1880 года напал на антисемитизм как на «позорное пятно нашего времени» и сказал от имени себя и своей жены Виктории, явно ссылаясь на Стокера: «Нам стыдно за Юденхетце , которая нарушила все границы приличия в Берлине, но, похоже, процветает под защитой придворных священнослужителей». [21]
Кронпринцесса британского происхождения Виктория в публичном письме заявила, что Стокеру место в сумасшедшем доме, потому что все, что он говорил, отражало неуравновешенный ум. [21] Виктория написала, что ей стыдно за приемную страну, поскольку такие люди, как Стокер и Трейчке, «ведут себя так ненавистно по отношению к людям другой веры и другой, которые стали неотъемлемой частью (и ни в коем случае не худшей) нашей нации!» [21] Наследный принц Пруссии Фридрих произнес речь в берлинской синагоге, где назвал Штекера «позором века» и пообещал, что, если он станет императором, он уволит Штекера с поста придворного капеллана, что вызвало восторженные аплодисменты публики. . [22]
Дело Бляйхредера
[ редактировать ]В 1880 году Штекер косвенно напал на канцлера принца Отто фон Бисмарка , когда он выделил Герсона фон Бляйхредера , ортодоксального еврея, который был банкиром Бисмарка, хотя и не по имени, как автор проблемы бедности в Германии. [23] В речи, произнесенной 11 июня 1880 года, Стокер напал на неназванного ортодоксального еврейского банкира перед влиятельными людьми, под этим он явно имел в виду Бляйхредера, который, по его утверждению, обладал слишком большой властью и богатством. [23] Стокер заявил, что решение проблемы бедности состоит в том, чтобы конфисковать богатство у богатых евреев, а не иметь «обедневшего» церковного служителя для бедных, и сказал, что банкир был «капиталистом, у которого было больше денег, чем у всего евангелического духовенства, вместе взятого». [24] Бляйхредер пожаловался Бисмарку, что нападение Штекера может заставить его покинуть Германию и перебраться в другую страну, которая будет более гостеприимной к нему, и поскольку банковские навыки Бляйхредера сделали и его, и Бисмарка очень богатыми людьми, Бисмарк беспокоился о потере своего банкира. [24] Бисмарк расценил нападение на Бляйхредера как нападение на себя и серьезно подумывал о запрете Стокеру выступать, но отказался, поскольку Стокер был слишком популярен, а его положение придворного капеллана делало его неприступным, поскольку он пользовался поддержкой Императора. [23] Бисмарк жаловался, что Штекер «нападал не на тех евреев, на богатых, приверженных статус-кво, а не на неимущих евреев... которым нечего было терять и поэтому они присоединялись ко всем оппозиционным движениям». [3]
В декабре 1880 года под давлением Бисмарка Вильгельм I в письме официально упрекнул Штекера за его нападки на Бляйхрёдера за то, что он «скорее разжигал, чем успокаивал жадность, привлекая внимание к крупным частным состояниям и предлагая реформы, которые в свете правительственной программы были слишком экстравагантны». [24] Американский историк Гарольд Грин отметил, что у Бисмарка, похоже, были проблемы с антисемитизмом Стокера только тогда, когда он был направлен против Бляйхредера, и пока Стокер нападал на евреев в целом, вместо того, чтобы выделять Бляйхредера, у Бисмарка не было проблем со Стокером. . [24] Письмо императора только привлекло к Стокеру еще больше внимания, и к CSP продолжало присоединяться все больше людей. [24] Учителя и армейские офицеры были чрезмерно представлены в CSP, и в 1881 году Стокер переименовал свою партию в Христианско-социальную партию, поскольку к его движению присоединилось очень мало рабочих, а часть названия, посвященная «Рабочим», отталкивала его сторонников, в основном из низшего среднего класса. [24] Бисмарк прекратил поддержку Штекера в 1881 году после «дела Бляйхредера» и потому, что Штекеру не удалось отвоевать рабочий класс у СДПГ, вместо этого он получил поддержку со стороны уже консервативного Миттельштанда . [24]
В 1882 году Стокер присутствовал на первом в мире антисемитском международном конгрессе в Дрездене . [1] Стокер был самым решительным образом осужден Фридрихом, наследным принцем Пруссии, и его женой Викторией, родившейся в Великобритании. В 1882 году Вильгельм согласился принять Штекера и других лидеров берлинского движения , о чем с энтузиазмом сообщил Штекер:
«Его Императорское Величество Кайзер согласился принять делегатов берлинского движения накануне своего дня рождения, чего никогда раньше не случалось в случае с политической партией. Я имел честь произнести речь... [после обращение] кайзер метко ответил, что за последний год произошли очень странные события: были убиты и самый автократический монарх в мире, российский император, и наименее авторитарный президент республики, глава американского государства; власть повсюду находилась в страшной опасности и нужно было вполне сознавать это». [25]
В 1883 году Стокер присутствовал на конференции протестантов-евангелистов в Лондоне, где лорд-мэр запретил «второму Лютеру» выступать в особняке на том основании, что его речь могла представлять угрозу общественному порядку. Когда Стокер выступал в альтернативном месте, появились социал-демократические эмигранты, чтобы помешать выступлению, вынудив Стокера бежать со сцены и ускользнуть через черный ход - поведение, которое заставило многих осудить «второго Лютера» как труса. [26]
Дело Бейкера
[ редактировать ]В 1884 году Стокер подал в суд на издателя еврейской газеты Генриха Беккера за клевету после того, как последний опубликовал статью «Придворный капеллан, кандидат в рейхстаг и лжец». [26] Поскольку Стокер был судебным капелланом, Беккер был привлечен к ответственности прусским государством за клевету на государственного чиновника, но он вел настолько решительную защиту, что его утверждение о том, что Стокер был нечестным человеком, было правдой, и он фактически предал Стокера суду. [27] В качестве свидетеля Стокер ежедневно подвергался унижениям, поскольку адвокаты Беккера привели множество примеров из его речей, где он лгал и лжесвидетельствовал в другом судебном деле, когда он показал, что никогда раньше не видел социал-демократа по имени Эвальд, несмотря на то, что неоднократно разговаривал с ним во время заседаний рейхстага . [28] Поскольку адвокаты Бекера неоднократно обвиняли Стокера в различных лжи, которые он говорил, и противоречивых заявлениях, которые он делал на протяжении многих лет, Стокер все больше и больше занимал оборонительную позицию, пытаясь объяснить, что он не имел в виду то, что сказал или он не мог вспомнить, что сказал то, что сказал, из-за чего выглядел нечестным и хитрым. [29] Репутация Стокера была настолько сильно испорчена, что, несмотря на то, что на суде находился именно Беккер, судья, сделав откровенную фрейдистскую оговорку , открыл заседание суда замечанием: «Настоящим я возобновляю разбирательство в отношении подсудимого Стокера», только Напомним, что под судом находился Беккер. [30] Дело о клевете привлекло большое внимание средств массовой информации, и хотя Стокер выиграл дело, судья приговорил Беккера к самому легкому наказанию в виде трех недель тюремного заключения на том основании, что издатель постоянно подвергался нападкам со стороны Стокера. [26] Беккер одержал моральную победу, поскольку даже несмотря на то, что суд признал его виновным, Стокер был разоблачен на трибуне как человек, который был уличен в таком большом количестве лжи, что разрушил его репутацию. [31] Судьи вынесли запутанное и мучительное решение по делу о клевете, которое, казалось, предполагало, что они хотели оправдать Беккера, но признали его виновным только потому, что оправдание Беккера подтвердило бы его претензии к Стокеру, что нанесло бы ущерб престижу монархии, как сказал Стокер. был придворным капелланом. [32]
К 1885 году император Вильгельм, хотя сам был антисемитом, хотел уволить Стокера, который стал обузой для монархии после дела о клевете Беккера, но оставил его только после того, как его внук, принц Вильгельм (будущий Вильгельм II) написал ему письмо от 5 августа 1885 года, в котором Стокер восхвалял и утверждал, что он подвергся несправедливым нападкам со стороны «еврейской прессы». [22] Принц Вильгельм писал, что увольнение Штекера означало бы усиление Социал-демократической и Прогрессивной партий, которые, по утверждению принца, контролируются евреями. [22] Принц Вильлем назвал Стокера жертвой «ужасной и позорной клеветы проклятой еврейской прессы» и написал, что «бедный Стокер» был «покрыт оскорблениями, клеветой и клеветой». Он продолжил: «Теперь, после решения суда, который, к сожалению, слишком сильно находится под контролем евреев, на всех уровнях нации разразилась настоящая буря негодования и гнева». [33] Принц Вильгельм называл Штекера «...самым могущественным столпом, самым храбрым, самым бесстрашным борцом за Вашу монархию и Ваш трон среди народа!.... Он лично и один завоевал более 60 000 рабочих для вас и вашей власти из еврейские прогрессисты и социал-демократы в Берлине!.. О дорогой дедушка, противно наблюдать, как в нашей христианско-немецкой, доброй прусской земле Юдентум , всё искажая и разлагая, имеет наглость нападать на таких людей, а в самый бесстыдный и наглый способ добиться своего падения». [33] Впечатленный аргументами своего внука, император оставил Стокера на работе. [22] В ноябре 1887 года на христианском общественном мероприятии в доме фельдмаршала Альфреда фон Вальдерзее принц Вильгельм стоял рядом со Штокером, хвалил его как «второго Лютера», заявил о своей поддержке CSP как способствующей духовному возрождению Германии и призвал мужчин голосовать за CSP. [34]
Падение
[ редактировать ]В 1888 году, когда умер император Вильгельм, Фридрих взошел на престол, но, поскольку он уже умирал от рака горла, он не уволил Стокера, как обещал. [22] Бисмарк пригрозил уйти в отставку, если Стокер будет уволен, но Фредерик приказал Стокеру избегать публичных выступлений по политическим вопросам. [22] После 99-дневного правления Фридрих умер, и ему наследовал его сын Вильгельм II, который оставил Стокера на посту придворного капеллана. Стокер долгое время критиковал Национал-либеральную партию как «еврейскую» партию, а в 1890 году лидеры национал-либералов сообщили Вильгельму II, что они не будут голосовать за его законопроекты в рейхстаге, если он не уволит Штекера. [35] Именно стремление заручиться поддержкой национал-либералов, а не возражения против антисемитизма Стокера, заставило Вильгельма II уволить Стокера с поста придворного капеллана в 1890 году. [35] Христианско-социальная партия потерпела неудачу, так как многие из более молодых и радикальных völkisch лидеров из Миттельштанда нашли Стокера слишком ручным, слишком христианином (некоторые из völkisch активистов отвергли христианство и хотели вернуть поклонение старым богам) и слишком почтительным, чтобы Юнкерсы и некоторые христианские социалисты во главе с Фридрихом Науманом откололись из-за его антисемитизма. [2]
Положение Стокера в качестве придворного капеллана с 1874 по 1890 год сделало его одним из самых влиятельных лютеранских священнослужителей всего XIX века, а в 1891 году теолог Рейнхольд Зееберг назвал Штекера «самым влиятельным церковным лидером среди пасторов». [20] После его смерти в 1909 году пастор Йоханнес Хауссляйтер писал: «Никто так сильно не повлиял на подрастающее поколение пасторов и не оставил на них свой след на десятилетия вперед, как он». [36] Утверждение Стокера о том, что евреи — это раса, а не религия, и что еврейские «расовые черты» настолько отвратительны, что ни один настоящий христианин не сможет любить еврея, а любить Христа — значит ненавидеть евреев, оказало большое влияние на лютеранскую церковь еще в начале 1990-х годов. 20-го века и помог объяснить поддержку лютеранами нацистского режима. [37]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Тельман, Джеффри «Адольф Стокер: антисемит с христианской миссией», стр. 93–112 из журнала «Еврейская история» , том 9, выпуск № 2. Осень 1995 г., стр. 99.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Грин Гарольд «Адольф Штекер: Портрет демагога», стр. 106–129, из журнала «Политика и политика» , том 31, выпуск № 1, март 2003 г., стр. 108.
- ^ Jump up to: а б Грин Гарольд «Адольф Штекер: Портрет демагога», стр. 106–129, из журнала «Политика и политика» , том 31, выпуск № 1, март 2003 г., стр. 123.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Леви, Ричард «Наши требования к современному еврейству», стр. 525–526, из книги «Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований» , том 1 под редакцией Ричарда Леви, Санта-Моника: ABC-Clio, 2005, стр. 525.
- ^ Jump up to: а б Тельман, Джеффри «Адольф Стокер: антисемит с христианской миссией», стр. 93–112 из журнала «Еврейская история» , том 9, выпуск № 2. Осень 1995 г., стр. 95 и 109.
- ^ Тельман, Джеффри «Адольф Стокер: антисемит с христианской миссией», стр. 93–112 из журнала «Еврейская история» , том 9, выпуск № 2. Осень 1995 г., стр. 100.
- ^ Jump up to: а б с д и Грин Гарольд «Адольф Штекер: Портрет демагога», стр. 106–129, из журнала «Политика и политика» , том 31, выпуск № 1, март 2003 г., стр. 109.
- ^ Jump up to: а б с д Грин Гарольд «Адольф Штекер: Портрет демагога», стр. 106–129, из журнала «Политика и политика» , том 31, выпуск № 1, март 2003 г., стр. 110.
- ^ Jump up to: а б Грин Гарольд «Адольф Штекер: Портрет демагога», стр. 106–129, из журнала «Политика и политика» , том 31, выпуск № 1, март 2003 г., стр. 111.
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Пьер Убийственный рай: немецкий национализм и Холокост , Вестпорт: Издательская группа Greenwood, 2001, стр. 160.
- ^ Jump up to: а б Леви, Ричард «Наши требования к современному еврейству», стр. 525–526, из книги «Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований» , том 1 под редакцией Ричарда Леви, Санта-Моника: ABC-Clio, 2005, стр. 526.
- ^ Грин Гарольд «Адольф Стокер: Портрет демагога», стр. 106–129, из журнала «Политика и политика» , том 31, выпуск № 1, март 2003 г., стр. 110–111.
- ^ Jump up to: а б с Тельман, Джеффри «Адольф Стокер: антисемит с христианской миссией», стр. 93–112 из журнала «Еврейская история» , том 9, выпуск № 2. Осень 1995 г., стр. 101.
- ^ Тельман, Джеффри «Адольф Стокер: антисемит с христианской миссией», стр. 93–112 из журнала «Еврейская история» , том 9, выпуск № 2. Осень 1995 г., стр. 104.
- ^ Тельман, Джеффри «Адольф Стокер: антисемит с христианской миссией», стр. 93–112 из журнала «Еврейская история» , том 9, выпуск № 2. Осень 1995 г., стр. 105.
- ^ Рёль, Джон Кайзер и его двор: Вильгельм II и правительство Германии , Кембридж: Cambridge University Press, 1994, стр. 197.
- ^ Джеймс, Пьер Убийственный рай: немецкий национализм и Холокост , Вестпорт: Greenwood Publishing Group, 2001 стр. 163.
- ^ Тельман, Джеффри «Адольф Стокер: антисемит с христианской миссией», стр. 93–112 из журнала «Еврейская история» , том 9, выпуск № 2. Осень 1995 г., стр. 96.
- ^ Тельман, Джеффри «Адольф Стокер: антисемит с христианской миссией», стр. 93–112 из журнала «Еврейская история» , том 9, выпуск № 2. Осень 1995 г., стр. 96.
- ^ Jump up to: а б Тельман, Джеффри «Адольф Стокер: антисемит с христианской миссией», стр. 93–112 из журнала «Еврейская история» , том 9, выпуск № 2. Осень 1995 г., стр. 97.
- ^ Jump up to: а б с д Рёль, Джон Кайзер и его двор: Вильгельм II и правительство Германии , Кембридж: Cambridge University Press, 1994, стр. 198.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Грин Гарольд «Адольф Штекер: Портрет демагога», стр. 106–129, из журнала «Политика и политика» , том 31, выпуск № 1, март 2003 г., стр. 115.
- ^ Jump up to: а б с Грин Гарольд «Адольф Штекер: Портрет демагога», стр. 106–129, из журнала «Политика и политика» , том 31, выпуск № 1, март 2003 г., стр. 112.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Грин Гарольд «Адольф Штекер: Портрет демагога», стр. 106–129, из журнала «Политика и политика» , том 31, выпуск № 1, март 2003 г., стр. 113.
- ^ Грин Гарольд «Адольф Стокер: Портрет демагога», стр. 106–129, из журнала «Политика и политика» , том 31, выпуск № 1, март 2003 г., стр. 113–114.
- ^ Jump up to: а б с Грин Гарольд «Адольф Штекер: Портрет демагога», стр. 106–129, из журнала «Политика и политика» , том 31, выпуск № 1, март 2003 г., стр. 114.
- ^ Хартстон, Барнет Перец, сенсационный по еврейскому вопросу: антисемитские процессы и пресса в ранней Германской империи , Лейден: Брилл, 2005, стр. 72.
- ^ Хартстон, Барнет Перец, сенсационный по еврейскому вопросу: антисемитские процессы и пресса в ранней Германской империи , Лейден: Брилл, 2005, стр. 73.
- ^ Хартстон, Барнет Перец, сенсационный по еврейскому вопросу: антисемитские процессы и пресса в ранней Германской империи , Лейден: Брилл, 2005, стр. 73–74.
- ^ Хартстон, Барнет Перец, сенсационный по еврейскому вопросу: антисемитские процессы и пресса в ранней Германской империи , Лейден: Брилл, 2005, стр. 74.
- ^ Хартстон, Барнет Перец, сенсационный по еврейскому вопросу: антисемитские процессы и пресса в ранней Германской империи , Лейден: Брилл, 2005, стр. 76–77.
- ^ Хартстон, Барнет Перец, сенсационный по еврейскому вопросу: антисемитские процессы и пресса в ранней Германской империи , Лейден: Брилл, 2005, стр. 76.
- ^ Jump up to: а б Рёль, Джон Кайзер и его двор: Вильгельм II и правительство Германии , Кембридж: Cambridge University Press, 1994, стр. 200.
- ^ Рёль, Джон Кайзер и его двор: Вильгельм II и правительство Германии , Кембридж: Cambridge University Press, 1994, стр. 201–202.
- ^ Jump up to: а б Грин Гарольд «Адольф Штекер: Портрет демагога», стр. 106–129, из журнала «Политика и политика» , том 31, выпуск № 1, март 2003 г., стр. 116.
- ^ Тельман, Джеффри «Адольф Стокер: антисемит с христианской миссией», стр. 93–112 из журнала «Еврейская история» , том 9, выпуск № 2. Осень 1995 г., стр. 97.
- ^ Тельман, Джеффри «Адольф Стокер: антисемит с христианской миссией», стр. 93–112 из журнала «Еврейская история» , том 9, выпуск № 2. Осень 1995 г., стр. 98.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барнет Перц Хартстон (2005). Сенсация еврейского вопроса: антисемитские процессы и пресса в ранней Германской империи . Лейден: Брилл.
- Гарольд М. Грин (2003). «Адольф Штекер: Портрет демагога». Политика и политика . 31 (1): 106–129.
- Ричард Леви (2005). «Наши требования к современному еврейству». Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований, Том 1 . Санта-Моника: ABC-Clio.
- Окружной прокурор Джереми Тельман (1995). «Адольф Штекер: антисемит с христианской миссией». Еврейская история . 9 (2): 93–112. дои : 10.1007/BF01668991 . S2CID 162391831 .
- Тросклер, Уэйд Джеймс, «Альфред фон Вальдерзее, монархист: его личная жизнь, публичный имидж и пределы его амбиций, 1882–1891» (Диссертации LSU № 2782, 2012 г.) онлайн ; включает освещение Стокера
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1835 рождений
- 1909 смертей
- Люди из Хальберштадта
- Политики из провинции Саксония
- Немецкое лютеранское духовенство XIX века
- Политики Консервативной партии Германии
- Политики Христианско-социальной партии (Германия)
- Депутаты V Рейхстага Германской империи.
- Депутаты VI Рейхстага Германской империи.
- Депутаты VII Рейхстага Германской империи.
- Депутаты 8-го рейхстага Германской империи.
- Депутаты 10-го Рейхстага Германской империи.
- Депутаты 11-го рейхстага Германской империи.
- Депутаты 12-го рейхстага Германской империи.
- Члены Палаты представителей Пруссии
- Немецкие христианские социалисты
- Лютеранские социалисты
- Немецкие капелланы
- Лютеранские капелланы
- Антисемитизм в Германии
- Немецкий народ во франко-прусской войне