Jump to content

Философская антропология

Витрувианский человек или идеальный мужчина Леонардо да Винчи

Философская антропология , иногда называемая антропологической философией , [1] [2] — дисциплина, занимающаяся вопросами метафизики и феноменологии человеческой личности. [3]

Философская антропология отличается от философии антропологии, изучения философских концепций, лежащих в основе антропологической работы. [4]

Платон отождествлял человеческую сущность с душой , утверждая, что материальное тело является его тюрьмой, из которой душа жаждет освобождения, поскольку хочет видеть, познавать и созерцать чистые гиперурановые идеи. Согласно « Федру» , после смерти души переселяются из одного тела в другое. Поэтому Платон ввел непреодолимый дуализм разума и тела .

Аристотель определял человека как союз двух субстанций , тела и души, в рамках так называемой теории гиломорфизма . Человек — это тип животного с специфической характеристикой, которая делает его выше любого другого живого существа: это разумная душа. Душа не является чем-то чуждым телу, но это принцип, который организует, структурирует, придает жизнь и форму материи тела. Аристотелевская концепция души изложена в грозном « О душе» с теоретической точки зрения, а в « Политике» и «Никомаховой этике» — с практической. [3]

Христианская мысль разработала концепцию creatio ex nihilo, согласно которой все существующее является случайным творением Бога, включая материю. Платоническая хора перестала быть областью, находящейся вне власти Логоса .

Время стало восприниматься как линейное, а не циклическое становление .

Христианство развило понятие личности и для объяснения Пресвятой Троицы и сосуществования человеческой и божественной природы (сущности) в единственной личности Христа.

Древние христианские писатели: Августин Гиппопотамский.

[ редактировать ]

Августин Гиппопотамский был одним из первых христианских древнелатинских авторов с очень ясным антропологическим видением. [ нужна цитата для проверки ] хотя неясно, имел ли он какое-либо влияние ни на Макса Шелера , основателя философской антропологии как самостоятельной дисциплины, ни на кого-либо из крупных философов, последовавших за ним. цитировали Августина Гуссерль и Хайдеггер как одного из первых авторов, исследовавших сознание времени и роль видения в ощущении « Бытия-в-мире ». [5] [6]

Августин видел человека как совершенное единство двух субстанций: души и тела. [7] В этом антропологическом взгляде он был гораздо ближе к Аристотелю , чем к Платону . [8] [9] В своем позднем трактате «Об уходе за умершими» сек. 5 (420 г. н.э.) он настаивал на том, что тело является неотъемлемой частью человеческой личности:

Ни в коем случае нельзя отвергать сами тела. (...) Ибо они относятся не к украшению или помощи, применяемой извне, а к самой природе человека. [10]

Любимая фигура Августина, описывающая единство души и тела, — это брак: caro tua, coniux tua — твое тело — твоя жена . [11] Изначально эти два элемента находились в идеальной гармонии. После падения человечества они переживают драматическую битву друг с другом.

Это две категорически разные вещи: тело — трехмерный объект, состоящий из четырех элементов, тогда как душа не имеет пространственных измерений. [12] Душа – это своего рода субстанция, участвующая в разуме, пригодная для управления телом. [13] Августин не был озабочен, в отличие от Платона и Декарта , слишком глубокими подробностями в своих попытках объяснить метафизику союза души и тела. Ему было достаточно признать, что они метафизически различны. Быть человеком — значит быть смесью души и тела, и что душа превосходит тело. Последнее утверждение основано на его иерархической классификации вещей на те, которые просто существуют, те, которые существуют и живут, и те, которые существуют, живут и обладают разумом или разумом. [14] [15]

По мнению Н. Бласкеса, дуализм субстанций тела и души у Августина не мешает ему видеть единство тела и души как самой субстанции. [9] [16] Вслед за Аристотелем и другими античными философами он определил человека как разумное смертное животное животное рациональное смертное . [17] [18] Августин также верил в потустороннюю Жизнь души и в окончательное воскресение плоти .

Современный период

[ редактировать ]

Философская антропология как вид мысли, прежде чем она была основана как отдельная философская дисциплина в 1920-х годах, возникла как постсредневековая мысль , стремившаяся к эмансипации от христианской религии и аристотелевской традиции. [19] Источником этого освобождения, характерного для современности , был картезианский скептицизм , сформулированный Декартом в первых двух его «Размышлениях о первой философии» (1641).

Иммануил Кант (1724–1804) читал первые лекции по антропологии в европейском академическом мире. Он специально разработал концепцию прагматической антропологии , согласно которой человек изучается как свободный агент. В то же время он рассматривал свою антропологию как эмпирическую, а не строго философскую дисциплину. [20] И его философские, и антропологические работы оказали большое влияние на эту область в XIX и XX веках. [21] [22] После Канта Людвига Фейербаха иногда считают следующим по значимости влиятельным человеком и основателем антропологической философии. [23] [24]

В XIX веке важный вклад внесли посткантианские немецкие идеалисты, такие как Фихте , Шеллинг и Гегель . [21] а также от Сёрена Кьеркегора . [25]

Философская антропология как самостоятельная дисциплина

[ редактировать ]

С момента своего развития в 1920-е годы в среде веймарской культуры Германии философская антропология превратилась в философскую дисциплину, конкурирующую с другими традиционными субдисциплинами философии, такими как эпистемология , этика , метафизика , логика и эстетика . [26] Это попытка объединить разрозненные способы понимания поведения людей как творцов своей социальной среды и творцов своих собственных ценностей . большинство философов на протяжении всей истории философии Хотя можно сказать, что обладали своеобразной « антропологией », лежащей в основе их мысли, сама философская антропология как специфическая дисциплина в философии возникла в более поздний современный период как результат развития методов в философии. , такие как феноменология и экзистенциализм . Первое, которое черпает свою энергию из методического размышления над человеческим опытом (перспектива от первого лица), а также из собственного личного опыта философа, естественно, способствовало возникновению философских исследований человеческой природы и человеческого состояния .

1920-е годы Германия

[ редактировать ]

Макс Шелер с 1900 по 1920 год был последователем феноменологии Гуссерля , доминирующей формы философии в Германии того времени. Шелер стремился применить феноменологический подход Гуссерля к различным темам. С 1920 Шелер заложил основы философской антропологии как философской дисциплины, конкурирующей с феноменологией и другими философскими дисциплинами. Гуссерль и Мартин Хайдеггер (1889–1976) были двумя наиболее авторитетными философами Германии того времени, и их критика философской антропологии и Шелера оказала большое влияние на эту дисциплину.

Шелер определял человека не столько как « разумное животное» (как это традиционно было со времен Аристотеля ), сколько, по существу, как «любящее существо». Он разрушает традиционную гиломорфную концепцию человеческой личности и описывает личность с трехчастной структурой живого тела , души и духа. Любовь и ненависть — это не психологические эмоции , а духовные , намеренные действия человека, которые он относит к «намеренным чувствам». [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения ] Шелер основывал свою философскую антропологию на христианской метафизике духа. [27] Хельмут Плесснер освободил философскую антропологию от христианства. Позже [27]

Гельмут Плесснер и Арнольд Гелен находились под влиянием Шелера и являются тремя основными представителями философской антропологии как движения.

С 1940-х годов

[ редактировать ]

Эрнст Кассирер , неокантианский философ, был наиболее влиятельным источником определения и развития этой области с 1940-х по 1960-е годы. [28] Особое влияние оказало описание Кассирером человека как символического животного . [28] который был повторен в 1960-х годах Жильбером Дюраном , исследователем символической антропологии и воображаемого .

В 1953 году будущий папа Кароль Войтыла основал свою диссертацию на Максе Шелере, ограничившись работами, которые Шелер написал до того, как отверг католицизм и иудео-христианскую традицию в 1920 году. Войтыла использовал Шелера как пример того, что феноменологию можно примирить с католицизмом. [29] Некоторые авторы утверждают, что Войтыла повлиял на философскую антропологию. [30] [а] [ нужна цитата для проверки ]

В 20-м веке другими важными участниками философской антропологии, оказавшими влияние на нее, были Пауль Хеберлин (1878–1960), Мартин Бубер (1878–1965), [22] Э. Р. Доддс (1893–1979), Ханс-Георг Гадамер (1900–2002), Эрик Фогелин (1901–85), Ханс Йонас (1903–93), Йозеф Пипер (1904–97), Ганс-Эдуард Хенгстенберг (1904–98) ), Жан-Поль Сартр (1905–80), Жозеф Марешаль (1878–1944), Морис Мерло-Понти (1908–61), Поль Рикёр (1913–2005), Рене Жирар (1923–2015), Аласдер Макинтайр (1929). –), Пьер Бурдье (1930–2002), Ганс Блюменберг , Жак Деррида (1930–2004), Эмерих Корет (1919–2006), Леонардо Поло (1926–2013) и ПМС Хакер (1939–).

Антропология межличностных отношений

[ редактировать ]

Большое внимание философской антропологии уделяется также межличностным отношениям как попытке объединить разрозненные способы понимания поведения людей как творцов своей социальной среды и создателей своих собственных ценностей. [3] Он также анализирует онтологию , которая действует в человеческих отношениях, интерсубъективность главной темой которых является . Интерсубъективность — это исследование того, как два человека, субъекта, чей опыт и интерпретации мира радикально различаются, понимают и относятся друг к другу. [ нужна ссылка ]

В последнее время антропология начала смещаться в сторону изучения интерсубъективности и других экзистенциальных/феноменологических тем. Исследования языка также приобрели новое значение в философии и социологии благодаря тесной связи языка с вопросом интерсубъективности. [ нужна ссылка ]

Исследование интерсубъективности Майкла Д. Джексона

[ редактировать ]

Академик Майкл Д. Джексон — еще один важный философский антрополог. Его исследования и полевая работа сосредоточены на экзистенциальных темах «бытия в мире» ( Dasein ), а также межличностных отношениях. [ нужна ссылка ] Его методология бросает вызов традиционной антропологии, поскольку она ориентирована на опыт от первого лица. В своей самой известной книге «Minima Ethnographica» , посвященной интерсубъективности и межличностным отношениям, он опирается на свои полевые этнографические исследования для изучения экзистенциальной теории.

В своей последней книге « Экзистенциальная антропология » он исследует понятие контроля, утверждая, что люди антропоморфизируют неодушевленные объекты вокруг себя, чтобы вступить с ними в межличностные отношения. Таким образом, люди могут чувствовать, что они контролируют ситуации, которые они не могут контролировать, потому что вместо того, чтобы относиться к объекту как к объекту, они относятся к нему так, как будто это разумное существо, способное понимать их чувства и язык. Хорошими примерами являются молитвы богам об облегчении засухи или помощи больному человеку или проклятия в адрес компьютера, который перестал работать.

Тетраология PMS Hacker о человеческой природе

[ редактировать ]

Выдающийся сторонник Витгенштейна, ПМС Хакер, недавно завершил тетралогию по философской антропологии: «Первая книга — « Человеческая природа: категориальные рамки» (2007), которая обеспечила декорации. Вторая — «Интеллектуальные силы: исследование человеческой природы» (2013). , начавший пьесу с представления интеллекта и его придворных. Третий «Страсти: исследование человеческой природы» (2017), в котором представлена ​​драма страстей и эмоций. Четвертый и последний том « Моральные силы»: «Исследование человеческой природы » (2020) обращается к моральным силам и воле, добру и злу, удовольствию и счастью, тому, что придает смысл нашей жизни, и месту смерти в нашей жизни. Эта тетралогия представляет собой Summa Anthropologica , поскольку она представляет собой систематический категориальный обзор наших мыслей и разговоров о человеческой природе, начиная от субстанции, силы и причинности до добра и зла и смысла жизни. Непременным условием любого философского исследования, по мнению Грайса, является краткий обзор соответствующей логико-лингвистической грамматики. Конечно, неразумно, что каждому поколению приходится заново накапливать эти грамматические нормы концептуального исключения, импликации, совместимости и контекстуальных предпосылок, а также временных и личных аномалий и асимметрий. Поэтому с помощью тетралогии я попытался предоставить сборник использования соответствующих категорий философской антропологии, чтобы помочь другим в их путешествиях по этим ландшафтам».

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Антропологические работы К. Войтылы: К. Войтыла (1993). Любовь и ответственность . Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. ISBN  0-89870-445-6 . ; К. Войтыла (1979). Действующий человек: вклад в феноменологическую антропологию . Спрингер. ISBN  90-277-0969-6 .
  1. ^ Фикенчер (2004), стр. 74, 89.
  2. ^ Кассирер (1944)
  3. ^ Jump up to: а б с Меджидова, Наргиз (15 декабря 2022 г.). «Сравнительный анализ современных философских и антропологических концепций» (PDF) . Журнал «Метафизика ». 5 (4): 22–37. eISSN   2617-751X . ISSN   2616-6879 . OCLC   1117709579 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 января 2023 года . Проверено 15 декабря 2022 г. {{cite journal}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  4. ^ «Антропология, философия | Интернет-энциклопедия философии» .
  5. ^ Гуссерль, Эдмунд. Феноменология внутреннего сознания времени. Тр. Джеймс С. Черчилль. Блумингтон: Индиана, 1964, 21.
  6. ^ Хайдеггер, Бытие и время, Тр. Маккуорри и Робинсон. New York: Harpers, 1964. 171. Рассуждая о том, как «бытие-в-мире» описывается посредством размышления о видении : «Замечательный приоритет «видения» был особенно отмечен Августином в связи с его интерпретацией concupiscentia . " Хайдеггер, цитируя «Исповедь» : «Зрение принадлежит собственно глазам. Но мы употребляем это слово «видение» даже для других чувств, когда посвящаем их познанию... Мы не только говорим: «Смотри, как это сияет»,... . «но мы даже говорим: «Посмотрите, как это звучит»».
  7. ^ Джанни (1965), стр. 148–49.
  8. ^ Хендрикс (1954), с. 291.
  9. ^ Jump up to: а б Массути, стр.98
  10. ^ Августин Гиппопотамский , Об уходе за умершими CSEL 41, 627 [13–22]; PL 40, 595: Ни в коем случае нельзя разбрасывать сами тела. (...) Ибо они принадлежат не к украшению или вспомогательному средству, употребляемому внешне, а к самой природе человека ; Против Фауста , 22,27; ПЛ 44 418.
  11. ^ Августин Гиппопотам , Enarrationes в псалмах , 143, 6; CCL 40, 2077 [46] – 2078 [74]); О пользе поста 4:4-5; CCL 46, 234–35.
  12. ^ Августин Гиппопотамский , О количестве души 1,2; 5,9
  13. ^ Августин Гиппопотам , О количестве души 13.12: Определенная субстанция, причастная разуму, приспособленная к руководящему органу .
  14. ^ О свободе воли ( De libero arbitrio ) 2.3.7–6.13
  15. ^ Манн, с. 141-142
  16. ^ Понятие субстанции по святому Августину , стр. 305–350.
  17. ^ Под заказ , II, 11.31; CCL 29, 124 [18]; ПЛ 32,1009; По количеству души 25, 47-49; ЧСЭЛ 89, 190–194; ПЛ 32, 1062–1063 гг.
  18. ^ Кутюрье (1954), с. 543
  19. ^ Апостолопулу, Джорджия. Проблема религии в философской антропологии Гельмута Плесснера , в книге Раймера, А. Джеймса и Зиберта, Рудольфа Дж. (1992). Влияние франкфуртской школы на современную теологию: критическая теория и будущее религии , стр. 42. –66. Цитата со стр.49:

    Философская антропология — это своего рода мысль, возникающая во времена кризиса. Главные антропологи Макс Шелер и Гельмут Плеснер разделяют одно и то же мнение, [что оно] появилось вследствие потрясения средневекового порядка, корнями которого были греческая традиция и христианская религия.

  20. ^ Томас Штурм, Кант и науки о человеке (Падерборн: Mentis, 2009).
  21. ^ Jump up to: а б Гролье (1981) Американская энциклопедия, том 21, стр. 768
  22. ^ Jump up to: а б Бубер, Мартин (1943), Проблема человека на ( немецком языке) .
  23. ^ Сарвепалли Радхакришнан, Пулла Тирупати Раджу (1966) Концепция человека: исследование сравнительной философии, с. 490

    Фейербах трактовал философский антропологизм как итог всего предшествующего развития философской мысли. Таким образом, Фейербах был отцом всеобъемлющей системы антропологической философии.

  24. ^ Джудит Дойч Корнблатт, Ричард Ф. Густафсон (1996) Русская религиозная мысль с. 140 цитата:

    В современной мысли, по мнению Бубера, Фейербах внес самый важный вклад в философскую антропологию после Канта, потому что он постулировал Человека как исключительный объект философии...

  25. ^ ТЕРНБУЛЛ, Джейми. Кьеркегор и пределы философской антропологии. Спутник Кьеркегора, с. 468-479, 2015.
  26. ^ Фишер (2006) стр.64 , цитата:

    Стала заметной в конце 1920-х годов, потому что в это время вопрос о человеке переместился в центр философских проблем для различных школ мысли и мотивов. Таким образом, философская антропология стала новой дисциплиной в философии наряду с появившимися субдисциплинами эпистемологии, этики, метафизики и эстетики.

  27. ^ Jump up to: а б Вилькошевская, Кристина (2004) Деконструкция и реконструкция: Центральноевропейский форум прагматиков , Том 2, стр.129
  28. ^ Jump up to: а б Шильпп, изд. (1967), Философия Мартина Бубера , с. 73. Именно неокантианский философ Эрнст Кассирер, возможно, больше, чем кто-либо другой, внес вклад в определение и развитие философской антропологии в последние десятилетия. Здесь особенно уместна концепция Кассирера о человеке как символизирующем и мифологизирующем животном.
  29. ^ Тименецка, Анна-Тереза ​​(2002), Феноменология во всем мире , Springer, с. 487, ISBN  9781402000669 .
  30. ^ Кёхлер, Ганс (1982), «Феноменология Кароля Войтылы. К проблеме феноменологического основания антропологии», Philosophy and Phenomenological Research , 42 (3): 326–34, doi : 10.2307/2107489 , JSTOR   2107489 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Агаесс, Пол С.Дж. (2004). Христианская антропология по святому Августину: образ, свобода, грех и благодать . Париж: Медиасевр. п. 197. ИСБН  2-900388-68-6 .
  • Азурменди, Жоксе (1997). От просвещенной философии человека к философской антропологии . Доностия: Я знаю. п. 132. ИСБН  84-922537-4-6 .
  • Бласкес Н. Понятие субстанции по Св. Августину , «Августин» 14 (1969), стр. 305–350; 15 (1970), с. 369–383; 16 (1971), с. 69–79.
  • Кассирер, Эрнст (1944) Очерк о человеке
  • Кутюрье Шарль SJ, (1954) Метафизическая структура человека по мнению Святого Августина , в: Augustinus Magister, Международный августинский конгресс. Коммуникации , Париж, вып. 1, стр. 543–550
  • Донсил, Джозеф Ф., Философская антропология , Нью-Йорк: Sheed&Ward, 1967.
  • Гилсон, Этьен , (1955) История христианской философии в средние века (2-е изд., переиздано в 1985 г.), Лондон: Sheed & Ward, стр. 829, ISBN   0-7220-4114-4 .
  • Фишер, Иоахим (2006) Ядро идентичности философской антропологии (Шелер, Плеснер, Гелен) у Крюгера, Ханса-Петера и Линдеманна, Геза (2006) Философская антропология в 21 веке
  • Фикенчер, Вольфганг (2004) Образы мышления: исследование антропологии права и религии
  • Джанни А. (1965) Антропологическая проблема , Рим.
  • Хендрикс, Э. (1954) Платоническая и библейская мысль Августина , в: Augustinus Magister, Congrès International Augustinien. Коммуникации , Париж, вып. 1.
  • Карпп, Генрих (1950). Проблемы раннехристианской антропологии. Библейская антропология и философская психология среди отцов церкви третьего века . Гютерсло: Г. Бертельсманн Верлаг.
  • Лукас Лукас, Рамон, Воплощенный дух человека, Сборник философии человека , США: Circle Press, 2005.
  • Манн, МЫ, Этика внутренней жизни , в: Августинианская традиция . Философские традиции. ГБ Мэтьюз (ред.). Беркли-Лос-Анджелес-Лондон: Издательство Калифорнийского университета. 1999. стр. 138–152 . ISBN  0-520-20999-0 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  • Масутти, Эджидио, (1989), Проблема тела в Сан-Агостино , Рим: Борла, с. 230, ISBN   88-263-0701-6
  • Монден, Баттиста, Философская антропология, Человек: невозможный проект? , Рим: Издательство Университета Урбаниана, 1991.
  • Пулина Джузеппе, Словарь философской антропологии , Diogene Multimedia, Болонья, 2022.
  • Томас Штурм, Кант и гуманитарные науки. Падерборн: Ментис, 2009. ISBN   3897856085 , 9783897856080
  • Хесус Падилья Гальвес , Философская антропология. Перспектива Витгенштейна . Берлин, Де Грюйтер, 2010. ISBN   9783110321555 [1] Обзор [2]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70903ee7429145dbcc345f3976c9bb12__1714020480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/12/70903ee7429145dbcc345f3976c9bb12.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Philosophical anthropology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)