Воображаемое (социология)
Воображаемое ценностей (или социальное воображаемое ) — это набор , институтов , законов и символов, посредством которых люди представляют себе свое социальное целое. Оно присуще членам определенной социальной группы и соответствующего общества. Концепция воображаемого привлекла внимание антропологии , социологии , психоанализа , философии и медиаисследований .
Определения
[ редактировать ]Корни современной концепции воображаемого можно проследить до книги Жана-Поля Сартра 1940 года. Воображаемое: феноменологическая психология воображения [ по мнению кого? ] в котором Сартр обсуждает свою концепцию воображения и природы человеческого сознания. Последующие мыслители распространили идеи Сартра на области философии и социологии.
Для Джона Томпсона социальное воображаемое — это «творческое и символическое измерение социального мира, измерение, посредством которого люди создают свои способы совместной жизни и способы представления своей коллективной жизни». [ 1 ]
Для Манфреда Стегера и Пола Джеймса «воображение — это шаблонное воплощение социального целого. Эти глубоко укоренившиеся способы понимания обеспечивают в основном дорефлексивные параметры, в рамках которых люди представляют себе свое социальное существование, выраженное, например, в концепциях «глобального», «национальное», «моральный порядок нашего времени». [ 2 ]
Джон Р. Сирл использует выражение «социальная реальность», а не «социальное воображаемое». [ 3 ]
Касториадис
[ редактировать ]В 1975 году Корнелиус Касториадис использовал этот термин в своей книге «Воображаемый институт общества» , утверждая, что «воображаемое общество… создает для каждого исторического периода свой уникальный образ жизни, видения и существования». [ 4 ] Для Касториадиса «центральные воображаемые значения общества… это шнурки, которые связывают общество вместе, и формы, которые определяют, что для данного общества является« реальным »». [ 5 ]
Подобным же образом Хабермас писал о «огромном фоне интерсубъективно разделяемого жизненного мира… контекстах жизненного мира, которые обеспечивали поддержку массового фонового консенсуса». [ 6 ]
Лакан
[ редактировать ]«Воображаемое представлено Лаканом как один из трёх пересекающихся порядков, которые структурируют всё человеческое существование, остальные — символическое и реальное ». [ 7 ] Лакан отвечал на « L’Imaginaire » — так называлась книга «Феноменологическая психология воображения», опубликованная Сартром в 1940 году, где она относится к образу как к форме сознания». [ 8 ] Лакан также обратил внимание на то, что « Мелани Кляйн отодвигает границы, в которых мы можем видеть функционирование субъективной функции идентификации». [ 9 ] в ее работе о фантазии - что-то, что ее последователи расширили до анализа того, как «мы все склонны быть вовлеченными в системы социальных фантазий ... опыт пребывания в определенном наборе человеческих коллективов». [ 10 ] «Хотя люди полностью живут в Воображении лишь в первые годы детства, оно отчетливо присутствует на протяжении всей жизни человека». [ 11 ]
Воображаемое как термин Лакана относится к иллюзии и увлечению образом тела как связного единства, происходящим из двойственных отношений между эго и зеркальным или зеркальным изображением. Эта иллюзия согласованности, контроля и тотальности ни в коем случае не является ненужной или несущественной. «Термин «воображаемое», очевидно, родственен слову «фиктивный», но в лакановском смысле он не просто синоним вымышленного или нереального; напротив, воображаемые идентификации могут иметь весьма реальные последствия». [ 8 ]
Тейлор
[ редактировать ]Канадский философ Чарльз Тейлор использует концепцию современного социального воображения, чтобы исследовать переход Запада от иерархических норм досовременных социальных воображений к эгалитарному, горизонтальному социальному воображению современности с прямым доступом. [ 12 ] Он рассматривает идеал вежливости и самостоятельности эпохи Возрождения как своего рода приют. [ 13 ] на пути к современности и современной морали. Современное социальное воображение, по его мнению, включает в себя систему взаимосвязанных сфер, включая рефлексивность и общественный договор . [ 14 ] общественное мнение и публичная сфера Хабермаса, политическая/рыночная экономика как независимая сила и самоуправление граждан внутри общества как нормативный идеал. [ 15 ]
Тейлор признал влияние Бенедикта Андерсона на его формулировку концепции социального воображаемого. [ 16 ] Андерсон рассматривал нацию как «воображаемое политическое сообщество… национальность, как и национализм, являются культурными артефактами особого рода». [ 17 ]
Онтология
[ редактировать ]Хотя социальное воображаемое и не составляет устоявшейся реальности, оно, тем не менее, является институтом , поскольку оно представляет собой систему значений, управляющих данной социальной структурой. Эти воображаемые представления следует понимать как исторические конструкции, определяемые взаимодействием субъектов в обществе. В этом смысле воображаемое не обязательно «реально», поскольку это воображаемая концепция, зависящая от воображения конкретного социального субъекта. »), остаются некоторые дебаты Тем не менее, среди тех, кто использует этот термин (или связанные с ним термины, такие как «воображаемый относительно онтологического статуса воображаемого . Некоторые, такие как Генри Корбин , понимают, что воображаемое действительно вполне реально, в то время как другие приписывают ему только социальную или воображаемую реальность.
Джон Р. Сирл считал онтологию социального воображаемого сложной, но на практике «сложная структура социальной реальности является, так сказать, невесомой и невидимой. Ребенок воспитывается в культуре, где он или она просто воспринимает социальная реальность как нечто само собой разумеющееся... Сложная онтология кажется простой». [ 3 ] Он добавил тонкое различие, заключающееся в том, что социальная реальность связана с наблюдателем и поэтому «наследует эту онтологическую субъективность. Но эта онтологическая субъективность не мешает утверждениям о характеристиках, относящихся к наблюдателю, быть эпистемически объективными». [ 18 ]
Технология
[ редактировать ]В 1995 году Джордж Э. Маркус отредактировал книгу под названием «Технонаучные воображения» , в которой этнографически исследовались современная наука и технологии. [ 19 ] Сборник встреч в области технонаук, подготовленный коллективом антропологов и других специалистов, цель которого - найти стратегические места изменений в современных мирах, которые больше не соответствуют традиционным идеям и педагогике и которые лучше всего исследовать посредством совместных усилий техноученых и социологов. [ нужна ссылка ] Хотя воображаемое Лакана используется лишь косвенно, взаимодействие между эмоциями и разумом, желанием, символическим порядком и реальностью исследуется неоднократно. Решающее значение для технической стороны этих воображений имеют визуальные, статистические и другие репрезентативные способы изображения, которые одновременно способствовали научному развитию, но иногда искажали чувство объективности и уверенности. В такой работе признается, что «технологическое значение исторически обосновано и, как следствие, оказывается в рамках более широкого социального воображаемого». [ 20 ]
Медиа воображаемое
[ редактировать ]Некоторые медиа- исследователи и историки проанализировали образ технологий по мере их появления, таких как ранние коммуникационные технологии , [ 21 ] мобильные телефоны , [ 22 ] и Интернет . [ 23 ] [ 24 ]
Серийное воображаемое исследование
[ редактировать ]Недавний исследовательский проект, возглавляемый командой из Университета Гренобль-Альпы, предлагает разработать концепцию воображаемого и понять, как оно функционирует при столкновении с серийными произведениями искусства.
Это исследование, опубликованное в журнале «Воображаемый сериал: Серийные механизмы в работе творческого акта » ( Джонатан Фруоко , Андреа Рандо Мартин ( ред. ), Гренобль, издание UGA, 2017), принадлежит Жильбера Дюрана гренобльской школе мысли и обеим ставит под сомнение влияние серийности на наше воображение и определяет воображаемую серийность. [ 25 ]
Развитие этой концепции позволяет лучше понять тесную связь между способностью обуславливать и организовывать обмены между опытом и его репрезентацией и процедурой, основанной на ритмическом повторении одной или нескольких парадигм в детерминированном и слаженном организме, позволяющем их воспроизведение и перегиб . [ 26 ]
Таким образом, серийные произведения искусства образуют привилегированную область исследований, поскольку они превращают эту рекурсию и избыточность в принципы структурирования. Исследования школы Дюрана пытаются проиллюстрировать эту серийную концептуализацию воображаемого, анализируя сериальную литературу, телесериалы, комиксы, сериальную музыку и танец и т. д.
Архитектурное воображаемое
[ редактировать ]Петр Ольшавский проанализировал воображаемое в области архитектуры. Согласно работе Тейлора, воображаемое понимается как категория понимания социальных практик и причин, по которым дизайнеры придают смысл этим практикам.
Павел Куныш также использовал понимание Касториадиса социального воображения для изучения роли современных архитектурных практик в трансформации социальных привязанностей к городским пустошам. [ 27 ] Его работы соединяют социальную воображаемую литературу с антропологией волшебства и исследованиями мест , чтобы предложить критику архитектуры, включенную в обобщение творческих практик в трансэстетическую эпоху, как это было предложено Жаном Серроем и Жилем Липовецким .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Б. Томпсон, Исследования по теории идеологии (1984), с. 6
- ^ Стегер, Манфред Б.; Джеймс, Пол (2013). « Уровни субъективной глобализации: идеологии, воображения, онтологии » . Перспективы глобального развития и технологий . 12 (1–2): 23. дои : 10.1163/15691497-12341240 .
- ^ Перейти обратно: а б Джон Р. Сирл, Построение социальной реальности (Penguin, 1996), с. 4
- ^ Цитируется в Томпсоне, с. 23
- ^ Томпсон, с. 24
- ^ Юрген Хабермас, Между фактами и нормами (1996), стр. 322 и с. 22
- ^ Дэвид Мэйси , «Введение», Жак Лакан, Четыре фундаментальные концепции психоанализа (Лондон, 1994), с. XXI
- ^ Перейти обратно: а б Мейси, с. XXI
- ^ Жак Лакан, Écrits: A Selection (Лондон, 1997), с. 21
- ^ Р. Д. Лэнг, «Я и другие» (Penguin, 1969), с. 38-40
- ^ Дж. Чайлдерс/Г. Под ред. Хентца, Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики (1995), стр. 152
- ^ Чарльз Тейлор, Светский век (2007), с. 164-5 и с. 209
- ^ Чарльз Тейлор, Светский век (2007), с. 112
- ^ Майкл МакКеон, Тайная история домашнего хозяйства (2005), с. 107
- ^ Чарльз Тейлор, Светский век (2007), с. 176-207
- ^ Пуви, М. «Либеральный гражданский субъект и социальное в британской моральной философии восемнадцатого века». Общественная культура 14.1 (2002): 125–45, с. 132
- ^ Бенедикт Андерсон, Воображаемые сообщества (Лондон, 1991), с. 6 и с. 4
- ^ Сирл, с. 12-3
- ^ Маркус, Джордж Э. (1 апреля 1995 г.). Технонаучное воображение: беседы, профили и мемуары . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226504445 .
- ^ RTA Lysioff и др., Музыка и технокультура (2003), с. 10
- ^ Марвин, Кэролин (11 февраля 1988 г.). Когда старые технологии были новыми: размышления об электрической связи в конце девятнадцатого века . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 9780198021384 .
- ^ Фрис, Имар де (1 января 2012 г.). Дразняще близко: археология коммуникационных желаний в дискурсах мобильных беспроводных медиа . Издательство Амстердамского университета. ISBN 9789089643544 .
- ^ Флиши, Патрис (1 января 2007 г.). Воображаемый Интернет . МТИ Пресс. ISBN 9780262062619 .
- ^ Моско, Винсент (1 января 2005 г.). Цифровое возвышенное: миф, сила и киберпространство . МТИ Пресс. ISBN 9780262633291 .
- ^ Джонатан Фруоко, Андреа Рандо Мартин, Арно Лаймер, Серийное воображение: серийные механизмы в действии творческого акта, Гренобль, UGA Editions, 2017, 174 стр. ( ISBN 9782377470006 ), с. 10–15
- ^ «Вызов документов» .
- ^ Куныш, Павел (март 2024 г.). Пустоши существования. Исследования социального воображения заброшенных мест и практики их волшебства. [Докторская диссертация] [ Паровое существование. Вопросы о социальных представлениях о заброшенных местах и практиках их волшебства. ] (на французском языке). Льеж, Бежиум: Льежский университет.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андахт, Фернандо . Семиотическая основа социального воображения . Арисбе: Ворота Пирса, 2000.
- Флиши, Патрис. Интернет-воображаемый . Перевод Лиз Кэри-Либбрехт. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2007 [2001].
- Джеймс, Пол (2019). «Социальное воображаемое в теории и практике». Крис Хадсон и Эрин К. Уилсон (ред.). Пересматривая глобальное воображаемое: теории, идеологии, субъективности . Пэлгрейв-Макмиллан.
- Джасанофф, Шейла и Сан-Хён Ким. « Сдерживание атома: социотехнические фантазии и ядерная энергетика в США и Южной Корее ». Минерва 47, нет. 2 (1 июня 2009 г.): 119–146.
- Маркус, GE Technoscientific Imaginaries . Поздние издания Vol. 2. Чикаго: University of Chicago Press, 1995. При участии Ливии Поланьи, Майкла М. Дж. Фишера , Мэри-Джо ДельВеккио Гуд, Пола Рабинова , Аллюкера Розанны Стоун , Гэри Ли Дауни, Дианы и Роджера Хилл, Хью Гастерсона , Ким Лафлин, Кэтрин. Милан, Шэрон Трэвик , Кэтлин Стюарт, Марио Бьяджоли, Джеймс Холстон Гудрун Кляйн и Кристофер Паунд.
- Салазар, Ноэль Б. «Предвидя Эдем: мобилизация воображения в туризме и за его пределами» . Оксфорд: Книги Бергана.
- Стегер, Манфред Б.; Джеймс, Пол (2013). « Уровни субъективной глобализации: идеологии, воображения, онтологии » . Перспективы глобального развития и технологий . 12 (1–2): 17–40. дои : 10.1163/15691497-12341240 .
- Стегер, Манфред Б., 2008. Рост глобального воображения: политические идеологии от Французской революции до глобальной войны с терроризмом , Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press.
- Штраус, Клаудия. «Воображаемое» . Антропологическая теория, том. Выпуск 6, 3 сентября 2006 г., с. 322–344.
- Фрис, Имар де. Дразняще близко: археология коммуникационных желаний в дискурсах мобильных беспроводных медиа . Амстердам: Издательство Амстердамского университета, 2012. «Дразнительно близко» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Чарльз Тейлор, «О социальном воображении», на archive.org» . Архивировано из оригинала 19 октября 2004 г. Проверено 28 октября 2010 г.
- Фернандо Андахт . «Семиотическая основа социального воображения» . АРИСБ: ВОРОТА ПИРСА . Проверено 18 июля 2007 г.