Практика (процесс)
Праксис — это процесс, посредством которого теория , урок или навык применяются, воплощаются, реализуются, применяются или применяются на практике. «Практика» может также относиться к акту привлечения, применения, реализации, реализации или практики идей. Это была постоянная тема в области философии, обсуждавшаяся в трудах Платона , Аристотеля , Св. Августина , Фрэнсиса Бэкона , Иммануила Канта , Сёрена Кьеркегора , Людвига фон Мизеса , Карла Маркса , Антонио Грамши , Мартина Хайдеггера , Ханны Арендт , Жан-Поль Сартр , Пауло Фрейре , Мюррей Ротбард и многие другие. Это имеет значение в политической, образовательной, духовной и медицинской сферах.
Происхождение [ править ]
Слово праксис происходит от древнегреческого : πρᾶξις , латинизированного : praxis . В древнегреческом языке слово «праксис» (πρᾶξις) обозначало деятельность свободных людей. Философ Аристотель считал, что существует три основных вида деятельности человека: теория (мышление), поэзис (творение) и практика (действие). Этой деятельности соответствовали три типа знания: теоретическое , конечной целью которого была истина; поэтический, конечной целью которого является производство; и практично, конечной целью является действие. [1] Аристотель далее разделил знания, полученные из практики, на этику , экономику и политику . Он также различал эвпраксию (εὐπραξία, «хорошая практика»). [2] и диспраксия («плохая практика, несчастье»). [3]
Марксизм [ править ]
Часть серии о |
Франкфуртская школа |
---|
![]() |
Молодой гегельянец Август Чешковский был одним из первых философов, которые использовали термин «практика» для обозначения «действия, направленного на изменение общества» в своей работе 1838 года «Пролегомены историософии» ( «Пролегомены к историософии» ). [4] Чешковский утверждал, что, хотя абсолютная истина была достигнута в спекулятивной философии Гегеля , глубокие разделения и противоречия в сознании человека могут быть разрешены только посредством конкретной практической деятельности, непосредственно влияющей на общественную жизнь. [4] Хотя нет никаких свидетельств того, что Карл Маркс , эту книгу читал сам [5] возможно, оно оказало косвенное влияние на его мысли через сочинения его друга Моисея Гесса . [6] [7]

Маркс использует термин «практика» для обозначения свободной, всеобщей, творческой и самотворческой деятельности, посредством которой человек создает и изменяет свой исторический мир и самого себя. [8] Праксис — это уникальная для человека деятельность, отличающая его от всех других существ. [8] Эта концепция появляется в двух ранних работах Маркса: « Экономических и философских рукописях 1844 г.» и «Тезисах о Фейербахе» (1845 г.). [5] В первой работе Маркс противопоставляет свободную, сознательную производительную деятельность людей бессознательному, принудительному производству животных. [5] Он также утверждает примат практики над теорией, утверждая, что теоретические противоречия могут быть разрешены только посредством практической деятельности. [5] В последней работе революционная практика является центральной темой:
Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности или самоизменения [Selbstveränderung] можно представить и рационально понять только как революционную практику. (3-я диссертация) [9]
Вся социальная жизнь по существу практична. Все тайны, ведущие теорию к мистицизму, находят свое рациональное решение в человеческой практике и в понимании этой практики. (8-я диссертация) [9]
Философы до сих пор лишь по-разному интерпретировали мир; дело в том, чтобы изменить это. (11-я диссертация) [9]
Здесь Маркс критикует материалистическую философию Людвига Фейербаха за видение объектов созерцательное . Маркс утверждает, что восприятие само по себе является компонентом практического отношения человека к миру. Понять мир не значит рассматривать его со стороны, судить о нем морально или объяснять его научно. Общество не может быть изменено реформаторами, понимающими его нужды, а только революционной практикой массы, интересы которой совпадают с интересами общества в целом — пролетариата . Это будет акт понимания самого общества, в котором субъект изменяет объект самим фактом его понимания. [10]
По-видимому, вдохновленный «Тезисами», социалист XIX века Антонио Лабриола назвал марксизм «философией практики». [11] Это описание марксизма снова появится в Антонио Грамши. » «Тюремных тетрадях [11] и сочинения членов Франкфуртской школы . [12] [13] Праксис также является важной темой для таких марксистских мыслителей, как Георг Лукач , Карл Корш , Карел Косик и Анри Лефевр , и рассматривается как центральная концепция мысли Маркса югославской школой Праксис , которая основала журнал с таким названием в 1964 году. [13]
Жан-Поль Сартр [ править ]
В «Критике диалектического разума » Жан-Поль Сартр утверждает, что индивидуальная практика является основой человеческой истории. [14] По его мнению, практика — это попытка отрицать человеческие потребности. [15] В пересмотре марксизма и его раннего экзистенциализма , [16] Сартр утверждает, что фундаментальным фактором человеческой истории является дефицит . [17] Условия дефицита порождают конкуренцию за ресурсы, их эксплуатацию друг над другом и разделение труда , что, в свою очередь, порождает борьбу между классами . Каждый человек воспринимает другого как угрозу своему выживанию и практике; всегда существует вероятность того, что индивидуальная свобода одного человека ограничивает свободу другого. [18] Сартр признает как естественные, так и рукотворные ограничения свободы: он называет разрозненную практическую деятельность людей «практико-инертной». [14] Сартр противопоставляет индивидуальной практике «групповую практику», которая объединяет каждого человека, чтобы он был подотчетен друг другу в достижении общей цели. [19] Сартр рассматривает массовое движение в успешной революции как лучший образец такой сплоченной группы. [20]
Ханна Арендт [ править ]
В книге «Состояние человека » Ханна Арендт утверждает, что западная философия слишком часто сосредотачивалась на созерцательной жизни ( vita contemplativa ) и пренебрегала активной жизнью ( vita active ). Это привело к тому, что человечество часто упускало из виду большую часть повседневной значимости философских идей для реальной жизни. [21] [22] Для Арендт практика — это высший и важнейший уровень активной жизни. [22] Таким образом, она утверждает, что большему количеству философов необходимо участвовать в повседневных политических действиях или практике, которые она считает истинной реализацией человеческой свободы. [21] По мнению Арендт, наша способность анализировать идеи, бороться с ними и участвовать в активной практике — это то, что делает нас уникальными людьми.
По оценке Маурицио Пассерина д'Этревеса, « теория действия Арендт и ее возрождение древнего понятия практики представляют собой один из самых оригинальных вкладов в политическую мысль двадцатого века. ... Более того, рассматривая действие как способ человеческого единения, Арендт способна разработать концепцию демократии участия, которая находится в прямом противоречии с бюрократизированными и элитарными формами политики, столь характерными для современной эпохи». [23]
Образование [ править ]
Праксис используется преподавателями для описания повторяющегося прохождения циклического процесса экспериментального обучения , такого как цикл, описанный и популяризированный Дэвидом А. Колбом . [24]
Пауло Фрейре определяет практику в «Педагогике угнетенных» как «размышление и действие, направленное на структуры, которые необходимо преобразовать». [25] Посредством практики угнетенные люди могут обрести критическое осознание своего собственного состояния и вместе с учителями-учениками и учениками-учителями бороться за освобождение. [26]
В документальном фильме британского Channel 4 телевидения «Новый порядок: играй дома » [27] [28] Factory Records Владелец Тони Уилсон описывает практику как «делать что-то, а потом только потом выяснять, почему вы это сделали».
Праксис можно охарактеризовать как форму критического мышления, которая включает в себя сочетание размышления и действия. Праксис можно рассматривать как последовательность когнитивных и физических действий:
- Принятие мер
- Учитывая последствия действия
- Анализ результатов действия путем размышления над ним
- Изменение и пересмотр концепций и планирование после размышлений
- Реализация этих планов в дальнейших действиях
Это создает цикл, который можно рассматривать с точки зрения образовательной среды, учащихся и координаторов обучения.
Скотт и Маршалл (2009) называют практику «философским термином, обозначающим действия человека в природном и социальном мире». [ нужна ссылка ] . Более того, Грамши (1999) подчеркивает силу практики в «Выборах из тюремных тетрадей» , заявляя, что «философия практики имеет тенденцию не оставлять простых людей в их примитивной философии здравого смысла, а, скорее, вести их к более высокой концепции жизни». ".
Чтобы выявить недостатки религии, фольклора, интеллектуализма и других подобных «односторонних» форм рассуждения, Грамши в своих более поздних работах напрямую обращается к «философии практики» Маркса, описывая ее как «конкретный» способ рассуждения. В основном это предполагает сопоставление диалектического и научного аудита реальности; вопреки всем существующим нормативным, идеологическим и, следовательно, фальшивым объяснениям. По сути, «философия», основанная на «практике», философия Маркса, описывается соответственно таким образом, как единственная «философия», которая является одновременно «историей в действии» или самой «жизнью» (Грамши, Хоар и Ноуэлл-Смит, 1972, стр. 332).
Духовность [ править ]
Праксис также является ключевым моментом в медитации и духовности , где упор делается на получение непосредственного опыта концепций и определенных областей, таких как союз с Божественным, который может быть исследован только посредством практики из-за неспособности конечного разума (и его инструмент, язык), чтобы постичь или выразить бесконечность. В интервью для YES! Журнал Мэтью Фокс объяснил это так:
Мудрость — это всегда вкус (как на латыни, так и на иврите слово «мудрость» происходит от слова «вкус»), поэтому это то, что можно попробовать, а не то, о чем можно теоретизировать. «Вкусите и увидите, как благ Бог», — в псалме говорится ; и это мудрость: пробовать жизнь. Никто не может сделать это за нас. Мистическая традиция во многом является традицией Софии . Речь идет о дегустации и доверии опыту, а не институту или догме. [29]
Согласно «Соглашению Стронга» , еврейское слово таам по сути означает вкус. Это, образно говоря, восприятие и, как следствие, интеллект; транзитивно, мандат: совет, поведение, указ, усмотрение, суждение, разум, вкус, понимание.
Медицина [ править ]
Праксис – это способность выполнять произвольные квалифицированные движения. Частичная или полная неспособность сделать это при отсутствии первичных сенсорных или двигательных нарушений известна как апраксия . [30]
См. также [ править ]
- Апраксия
- Христианская богословская практика
- Гексис
- Лекс художник
- Ортопраксия
- Праксиология
- Серия обсуждений Праксиса
- Праксис (значения)
- Практика вмешательства
- Школа Праксис
- Практика (социальная теория)
- Тезисы о Фейербахе
Ссылки [ править ]
- ^ Смит, МК (1999, 2011). «Что такое практика?» в энциклопедии неформального образования. Получено: 28.11.2016.
- ^ Aristotle, NE , VI, 5, 1140b7.
- ^ Кранцберг, Зигмунд (1994), Советское вскрытие: философские корни «великого провала» , Rowman & Littlefield, стр. 56.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маклеллан, Дэвид (1970). Младогегельянцы и Карл Маркс . Лондон: McMillan and Co. p. 10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Петрович, Гаджо (1991). «Практика». В Боттоморе, Том ; Харрис, Лоуренс; Кирнан, В.Г .; Милибэнд, Ральф (ред.). Словарь марксистской мысли (второе изд.). Блэквелл Паблишерс Лтд. 437. ИСБН 0-631-16481-2 .
- ^ Маклеллан, Дэвид (1970). Младогегельянцы и Карл Маркс . Лондон: McMillan and Co. p. 11.
- ^ Авинери, Шломо (1972). Социально-политическая мысль Карла Маркса . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 124–130. ISBN 0-521-09619-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Петрович, Гаджо (1991). «Практика». В Боттоморе, Том ; Харрис, Лоуренс; Кирнан, В.Г .; Милибэнд, Ральф (ред.). Словарь марксистской мысли (второе изд.). Блэквелл Паблишерс Лтд. 435. ИСБН 0-631-16481-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Маркс, Карл (1845). «Тезисы о Фейербахе» . Интернет-архив марксистов . Лоуренс и Уишарт . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ Колаковский, Лешек (1978a). Основные течения марксизма, Vol. 1: Основатели . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 142–144. ISBN 0-19-824547-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Петрович, Гаджо (1991). «Практика». В Боттоморе, Том ; Харрис, Лоуренс; Кирнан, В.Г .; Милибэнд, Ральф (ред.). Словарь марксистской мысли (второе изд.). Блэквелл Паблишерс Лтд. 438. ИСБН 0-631-16481-2 .
- ^ Берендзен, Дж. К. (18 мая 2017 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 18 мая 2017 г. - из Стэнфордской энциклопедии философии.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Петрович, Гаджо (1991). «Практика». В Боттоморе, Том ; Харрис, Лоуренс; Кирнан, В.Г .; Милибэнд, Ральф (ред.). Словарь марксистской мысли (второе изд.). Blackwell Publishers Ltd., стр. 438–439. ISBN 0-631-16481-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сопер, Кейт (1986). Гуманизм и антигуманизм . Лондон: Хатчинсон. п. 69. ИСБН 0-09-162-931-4 .
- ^ Сопер, Кейт (1986). Гуманизм и антигуманизм . Лондон: Хатчинсон. п. 68. ИСБН 0-09-162-931-4 .
- ^ Колаковский, Лешек (1978). Основные течения марксизма, Vol. 3: Распад . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 479. ИСБН 0-19-824570-Х .
- ^ Андерсон, Перри (1976). Соображения о западном марксизме . Бристоль: Новые левые книги. п. 86.
- ^ Сопер, Кейт (1986). Гуманизм и антигуманизм . Лондон: Хатчинсон. стр. 68–69. ISBN 0-09-162-931-4 .
- ^ Сопер, Кейт (1986). Гуманизм и антигуманизм . Лондон: Хатчинсон. стр. 69–70. ISBN 0-09-162-931-4 .
- ^ Андерсон, Перри (1976). Соображения о западном марксизме . Бристоль: Новые левые книги. п. 87.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Яр, Маджид, «Ханна Арендт (1906–1975)» , Интернет-энциклопедия философии.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрай, Карин, «Арендт, Ханна». Архивировано 9 февраля 2013 года на archive.today на сайте Women-philosophers.com.
- ^ д'Энтревес, Маурицио Пассерин (2006), «Ханна Арендт» , Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Колб, Д., «Дэвид А. Колб об экспериментальном обучении» , Энциклопедия неформального образования .
- ^ Фрейре, П. (1970), Педагогика угнетенных . Академия Блумсбери, с. 126.
- ^ Фрейре, П. (1986), Педагогика угнетенных . Нью-Йорк: Континуум, с. 36.
- ^ «Обнаженный художественный эксперимент New Order 1984 года — MOJO» . 7 августа 2013 года . Проверено 18 мая 2017 г.
- ^ parkhill62 (17 апреля 2007 г.). «Новый порядок, игра дома №1» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 18 мая 2017 г. - через YouTube.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Святое нетерпение: интервью с Мэтью Фоксом , ДА! Журнал .
- ^ Хейлман К.М., Уотсон RT, Гонсалес-Роти LJ. Практика. В: Гетц К.Г. Учебник клинической неврологии . 3-е изд. Филадельфия: Сондерс Эльзевир; 2007: гл. 4.
Дальнейшее чтение [ править ]
Внешние ссылки [ править ]
