Jump to content

Практика (процесс)

Праксис — это процесс, посредством которого теория , урок или навык применяются, воплощаются, реализуются, применяются или применяются на практике. «Практика» может также относиться к акту привлечения, применения, реализации, реализации или практики идей. Это была постоянная тема в области философии, обсуждавшаяся в трудах Платона , Аристотеля , Св. Августина , Фрэнсиса Бэкона , Иммануила Канта , Сёрена Кьеркегора , Людвига фон Мизеса , Карла Маркса , Антонио Грамши , Мартина Хайдеггера , Ханны Арендт , Жан-Поль Сартр , Пауло Фрейре , Мюррей Ротбард и многие другие. Это имеет значение в политической, образовательной, духовной и медицинской сферах.

Происхождение [ править ]

Слово праксис происходит от древнегреческого : πρᾶξις , латинизированного : praxis . В древнегреческом языке слово «праксис» (πρᾶξις) обозначало деятельность свободных людей. Философ Аристотель считал, что существует три основных вида деятельности человека: теория (мышление), поэзис (творение) и практика (действие). Этой деятельности соответствовали три типа знания: теоретическое , конечной целью которого была истина; поэтический, конечной целью которого является производство; и практично, конечной целью является действие. [1] Аристотель далее разделил знания, полученные из практики, на этику , экономику и политику . Он также различал эвпраксию (εὐπραξία, «хорошая практика»). [2] и диспраксия («плохая практика, несчастье»). [3]

Марксизм [ править ]

Молодой гегельянец Август Чешковский был одним из первых философов, которые использовали термин «практика» для обозначения «действия, направленного на изменение общества» в своей работе 1838 года «Пролегомены историософии» ( «Пролегомены к историософии» ). [4] Чешковский утверждал, что, хотя абсолютная истина была достигнута в спекулятивной философии Гегеля , глубокие разделения и противоречия в сознании человека могут быть разрешены только посредством конкретной практической деятельности, непосредственно влияющей на общественную жизнь. [4] Хотя нет никаких свидетельств того, что Карл Маркс , эту книгу читал сам [5] возможно, оно оказало косвенное влияние на его мысли через сочинения его друга Моисея Гесса . [6] [7]

Анархистский баннер в Дрездене , Германия, в переводе «Солидарность должна стать практикой», 20 января 2020 г.

Маркс использует термин «практика» для обозначения свободной, всеобщей, творческой и самотворческой деятельности, посредством которой человек создает и изменяет свой исторический мир и самого себя. [8] Праксис — это уникальная для человека деятельность, отличающая его от всех других существ. [8] Эта концепция появляется в двух ранних работах Маркса: « Экономических и философских рукописях 1844 г.» и «Тезисах о Фейербахе» (1845 г.). [5] В первой работе Маркс противопоставляет свободную, сознательную производительную деятельность людей бессознательному, принудительному производству животных. [5] Он также утверждает примат практики над теорией, утверждая, что теоретические противоречия могут быть разрешены только посредством практической деятельности. [5] В последней работе революционная практика является центральной темой:

Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности или самоизменения [Selbstveränderung] можно представить и рационально понять только как революционную практику. (3-я диссертация) [9]

Вся социальная жизнь по существу практична. Все тайны, ведущие теорию к мистицизму, находят свое рациональное решение в человеческой практике и в понимании этой практики. (8-я диссертация) [9]

Философы до сих пор лишь по-разному интерпретировали мир; дело в том, чтобы изменить это. (11-я диссертация) [9]

Здесь Маркс критикует материалистическую философию Людвига Фейербаха за видение объектов созерцательное . Маркс утверждает, что восприятие само по себе является компонентом практического отношения человека к миру. Понять мир не значит рассматривать его со стороны, судить о нем морально или объяснять его научно. Общество не может быть изменено реформаторами, понимающими его нужды, а только революционной практикой массы, интересы которой совпадают с интересами общества в целом — пролетариата . Это будет акт понимания самого общества, в котором субъект изменяет объект самим фактом его понимания. [10]

По-видимому, вдохновленный «Тезисами», социалист XIX века Антонио Лабриола назвал марксизм «философией практики». [11] Это описание марксизма снова появится в Антонио Грамши. » «Тюремных тетрадях [11] и сочинения членов Франкфуртской школы . [12] [13] Праксис также является важной темой для таких марксистских мыслителей, как Георг Лукач , Карл Корш , Карел Косик и Анри Лефевр , и рассматривается как центральная концепция мысли Маркса югославской школой Праксис , которая основала журнал с таким названием в 1964 году. [13]

Жан-Поль Сартр [ править ]

В «Критике диалектического разума » Жан-Поль Сартр утверждает, что индивидуальная практика является основой человеческой истории. [14] По его мнению, практика — это попытка отрицать человеческие потребности. [15] В пересмотре марксизма и его раннего экзистенциализма , [16] Сартр утверждает, что фундаментальным фактором человеческой истории является дефицит . [17] Условия дефицита порождают конкуренцию за ресурсы, их эксплуатацию друг над другом и разделение труда , что, в свою очередь, порождает борьбу между классами . Каждый человек воспринимает другого как угрозу своему выживанию и практике; всегда существует вероятность того, что индивидуальная свобода одного человека ограничивает свободу другого. [18] Сартр признает как естественные, так и рукотворные ограничения свободы: он называет разрозненную практическую деятельность людей «практико-инертной». [14] Сартр противопоставляет индивидуальной практике «групповую практику», которая объединяет каждого человека, чтобы он был подотчетен друг другу в достижении общей цели. [19] Сартр рассматривает массовое движение в успешной революции как лучший образец такой сплоченной группы. [20]

Ханна Арендт [ править ]

В книге «Состояние человека » Ханна Арендт утверждает, что западная философия слишком часто сосредотачивалась на созерцательной жизни ( vita contemplativa ) и пренебрегала активной жизнью ( vita active ). Это привело к тому, что человечество часто упускало из виду большую часть повседневной значимости философских идей для реальной жизни. [21] [22] Для Арендт практика — это высший и важнейший уровень активной жизни. [22] Таким образом, она утверждает, что большему количеству философов необходимо участвовать в повседневных политических действиях или практике, которые она считает истинной реализацией человеческой свободы. [21] По мнению Арендт, наша способность анализировать идеи, бороться с ними и участвовать в активной практике — это то, что делает нас уникальными людьми.

По оценке Маурицио Пассерина д'Этревеса, « теория действия Арендт и ее возрождение древнего понятия практики представляют собой один из самых оригинальных вкладов в политическую мысль двадцатого века. ... Более того, рассматривая действие как способ человеческого единения, Арендт способна разработать концепцию демократии участия, которая находится в прямом противоречии с бюрократизированными и элитарными формами политики, столь характерными для современной эпохи». [23]

Образование [ править ]

Праксис используется преподавателями для описания повторяющегося прохождения циклического процесса экспериментального обучения , такого как цикл, описанный и популяризированный Дэвидом А. Колбом . [24]

Пауло Фрейре определяет практику в «Педагогике угнетенных» как «размышление и действие, направленное на структуры, которые необходимо преобразовать». [25] Посредством практики угнетенные люди могут обрести критическое осознание своего собственного состояния и вместе с учителями-учениками и учениками-учителями бороться за освобождение. [26]

В документальном фильме британского Channel 4 телевидения «Новый порядок: играй дома » [27] [28] Factory Records Владелец Тони Уилсон описывает практику как «делать что-то, а потом только потом выяснять, почему вы это сделали».

Праксис можно охарактеризовать как форму критического мышления, которая включает в себя сочетание размышления и действия. Праксис можно рассматривать как последовательность когнитивных и физических действий:

  • Принятие мер
  • Учитывая последствия действия
  • Анализ результатов действия путем размышления над ним
  • Изменение и пересмотр концепций и планирование после размышлений
  • Реализация этих планов в дальнейших действиях

Это создает цикл, который можно рассматривать с точки зрения образовательной среды, учащихся и координаторов обучения.

Скотт и Маршалл (2009) называют практику «философским термином, обозначающим действия человека в природном и социальном мире». [ нужна ссылка ] . Более того, Грамши (1999) подчеркивает силу практики в «Выборах из тюремных тетрадей» , заявляя, что «философия практики имеет тенденцию не оставлять простых людей в их примитивной философии здравого смысла, а, скорее, вести их к более высокой концепции жизни». ".

Чтобы выявить недостатки религии, фольклора, интеллектуализма и других подобных «односторонних» форм рассуждения, Грамши в своих более поздних работах напрямую обращается к «философии практики» Маркса, описывая ее как «конкретный» способ рассуждения. В основном это предполагает сопоставление диалектического и научного аудита реальности; вопреки всем существующим нормативным, идеологическим и, следовательно, фальшивым объяснениям. По сути, «философия», основанная на «практике», философия Маркса, описывается соответственно таким образом, как единственная «философия», которая является одновременно «историей в действии» или самой «жизнью» (Грамши, Хоар и Ноуэлл-Смит, 1972, стр. 332).

Духовность [ править ]

Праксис также является ключевым моментом в медитации и духовности , где упор делается на получение непосредственного опыта концепций и определенных областей, таких как союз с Божественным, который может быть исследован только посредством практики из-за неспособности конечного разума (и его инструмент, язык), чтобы постичь или выразить бесконечность. В интервью для YES! Журнал Мэтью Фокс объяснил это так:

Мудрость — это всегда вкус (как на латыни, так и на иврите слово «мудрость» происходит от слова «вкус»), поэтому это то, что можно попробовать, а не то, о чем можно теоретизировать. «Вкусите и увидите, как благ Бог», — в псалме говорится ; и это мудрость: пробовать жизнь. Никто не может сделать это за нас. Мистическая традиция во многом является традицией Софии . Речь идет о дегустации и доверии опыту, а не институту или догме. [29]

Согласно «Соглашению Стронга» , еврейское слово таам по сути означает вкус. Это, образно говоря, восприятие и, как следствие, интеллект; транзитивно, мандат: совет, поведение, указ, усмотрение, суждение, разум, вкус, понимание.

Медицина [ править ]

Праксис – это способность выполнять произвольные квалифицированные движения. Частичная или полная неспособность сделать это при отсутствии первичных сенсорных или двигательных нарушений известна как апраксия . [30]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Смит, МК (1999, 2011). «Что такое практика?» в энциклопедии неформального образования. Получено: 28.11.2016.
  2. ^ Aristotle, NE , VI, 5, 1140b7.
  3. ^ Кранцберг, Зигмунд (1994), Советское вскрытие: философские корни «великого провала» , Rowman & Littlefield, стр. 56.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маклеллан, Дэвид (1970). Младогегельянцы и Карл Маркс . Лондон: McMillan and Co. p. 10.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Петрович, Гаджо (1991). «Практика». В Боттоморе, Том ; Харрис, Лоуренс; Кирнан, В.Г .; Милибэнд, Ральф (ред.). Словарь марксистской мысли (второе изд.). Блэквелл Паблишерс Лтд. 437. ИСБН  0-631-16481-2 .
  6. ^ Маклеллан, Дэвид (1970). Младогегельянцы и Карл Маркс . Лондон: McMillan and Co. p. 11.
  7. ^ Авинери, Шломо (1972). Социально-политическая мысль Карла Маркса . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 124–130. ISBN  0-521-09619-7 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Петрович, Гаджо (1991). «Практика». В Боттоморе, Том ; Харрис, Лоуренс; Кирнан, В.Г .; Милибэнд, Ральф (ред.). Словарь марксистской мысли (второе изд.). Блэквелл Паблишерс Лтд. 435. ИСБН  0-631-16481-2 .
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Маркс, Карл (1845). «Тезисы о Фейербахе» . Интернет-архив марксистов . Лоуренс и Уишарт . Проверено 1 декабря 2019 г.
  10. ^ Колаковский, Лешек (1978a). Основные течения марксизма, Vol. 1: Основатели . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 142–144. ISBN  0-19-824547-5 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Петрович, Гаджо (1991). «Практика». В Боттоморе, Том ; Харрис, Лоуренс; Кирнан, В.Г .; Милибэнд, Ральф (ред.). Словарь марксистской мысли (второе изд.). Блэквелл Паблишерс Лтд. 438. ИСБН  0-631-16481-2 .
  12. ^ Берендзен, Дж. К. (18 мая 2017 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 18 мая 2017 г. - из Стэнфордской энциклопедии философии.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Петрович, Гаджо (1991). «Практика». В Боттоморе, Том ; Харрис, Лоуренс; Кирнан, В.Г .; Милибэнд, Ральф (ред.). Словарь марксистской мысли (второе изд.). Blackwell Publishers Ltd., стр. 438–439. ISBN  0-631-16481-2 .
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сопер, Кейт (1986). Гуманизм и антигуманизм . Лондон: Хатчинсон. п. 69. ИСБН  0-09-162-931-4 .
  15. ^ Сопер, Кейт (1986). Гуманизм и антигуманизм . Лондон: Хатчинсон. п. 68. ИСБН  0-09-162-931-4 .
  16. ^ Колаковский, Лешек (1978). Основные течения марксизма, Vol. 3: Распад . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 479. ИСБН  0-19-824570-Х .
  17. ^ Андерсон, Перри (1976). Соображения о западном марксизме . Бристоль: Новые левые книги. п. 86.
  18. ^ Сопер, Кейт (1986). Гуманизм и антигуманизм . Лондон: Хатчинсон. стр. 68–69. ISBN  0-09-162-931-4 .
  19. ^ Сопер, Кейт (1986). Гуманизм и антигуманизм . Лондон: Хатчинсон. стр. 69–70. ISBN  0-09-162-931-4 .
  20. ^ Андерсон, Перри (1976). Соображения о западном марксизме . Бристоль: Новые левые книги. п. 87.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Яр, Маджид, «Ханна Арендт (1906–1975)» , Интернет-энциклопедия философии.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрай, Карин, «Арендт, Ханна». Архивировано 9 февраля 2013 года на archive.today на сайте Women-philosophers.com.
  23. ^ д'Энтревес, Маурицио Пассерин (2006), «Ханна Арендт» , Стэнфордская энциклопедия философии .
  24. ^ Колб, Д., «Дэвид А. Колб об экспериментальном обучении» , Энциклопедия неформального образования .
  25. ^ Фрейре, П. (1970), Педагогика угнетенных . Академия Блумсбери, с. 126.
  26. ^ Фрейре, П. (1986), Педагогика угнетенных . Нью-Йорк: Континуум, с. 36.
  27. ^ «Обнаженный художественный эксперимент New Order 1984 года — MOJO» . 7 августа 2013 года . Проверено 18 мая 2017 г.
  28. ^ parkhill62 (17 апреля 2007 г.). «Новый порядок, игра дома №1» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 18 мая 2017 г. - через YouTube. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  29. ^ Святое нетерпение: интервью с Мэтью Фоксом , ДА! Журнал .
  30. ^ Хейлман К.М., Уотсон RT, Гонсалес-Роти LJ. Практика. В: Гетц К.Г. Учебник клинической неврологии . 3-е изд. Филадельфия: Сондерс Эльзевир; 2007: гл. 4.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5ffd1c199a901e3a38ffd3ae2adb663a__1713547920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/3a/5ffd1c199a901e3a38ffd3ae2adb663a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Praxis (process) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)