Август Чешковский
Август Чешковский | |
---|---|
Рожденный | Август Доленга Чешковский 12 сентября 1814 г. |
Умер | 12 марта 1894 г. | (79 лет)
Образование | |
Заметная работа | Пролегомены к историософии (1838) |
Эра | Современная философия |
Область | Западная философия |
Школа | Молодые гегельянцы Польский мессианизм |
Основные интересы | Философия истории , философия действия. |
Известные идеи | Историософия Упражняться |
Граф Август Долега Чешковский ( / tʃ ɛ s ˈ k ɒ f s k i / ; 12 сентября 1814 — 12 марта 1894) — польский философ, экономист, общественный и политический деятель. Его гегелевская философия оказала влияние на молодого Карла Маркса и теоретиков действия .
Биография
[ редактировать ]Чешковский родился в Новой Сухе , в Варшавском герцогстве . [1] Учился в Ягеллонском университете , а затем, с 1832 года, в Берлинском университете. [2] где он заинтересовался гегельянством благодаря лекциям Карла Людвига Мишле , который стал его другом на всю жизнь. Он получил докторскую степень по философии в Гейдельбергском университете в 1838 году. После учебы он путешествовал по Европе, посетив Францию, Англию и Италию, прежде чем вернуться в Польшу в 1840 году и поселиться на постоянной основе в Верженице, недалеко от Познани , в 1843 году. [3]
Чешковский стал соучредителем Польской лиги (Liga Polska) в 1848 году. Он был членом Прусского национального собрания (1848–1855) и политическим активистом. Он (безуспешно) пытался открыть университет в Познани и стал соучредителем Познанского общества друзей искусств и наук ( PTPN ) в 1857 году, трижды избираясь его президентом (1857–1858, 1861–1868, 1885). Это было самое важное культурное и научное общество в Польше до создания Краковской академии обучения (Akademia Umiejętności) в 1871–1873 годах. В 1870 году он основал в Жабиково Сельскохозяйственную школу Галины, названную в честь его жены Галины, умершей в 1861 году. [4] В 1873 году он стал филиалом Краковской академии обучения , основанной в 1872 году.
Философская работа
[ редактировать ]Чешковский ввел термин историософия в своей работе 1838 года «Пролегомены историософии» ( «Пролегомены к историософии» ). [5] пересмотр гегелевской философии истории . Он перенял тройное деление человеческой истории у средневековых милленаристов, таких как Иоахим Фиорский ( ок. 1135–1202), и смешал его с гегелевскими категориями и концепциями. Он, возможно, является создателем «философии действия ». [6]
- периодом истории Чешковского Первым был период античности .
- Вторым христианская периодом была эпоха , которая представляла собой рождение рефлексивности, поворот внутрь и вверх от естественной чувственной непосредственности к всеобщему и абстрактному. Дух существовал «для себя» ( für sich ). Этот период ознаменовался невыносимой двойственностью между противоположными мирами Бога и временного существования, духа и материи, действия и мысли. Гегелевская философия духа, мысли и всеобщности за счет воли, материи и особенно (гегелевского) духа еще не переживала разделения души и тела и жила в первичном дорефлексивном единстве с природой, выражаясь главным образом через искусство. . Дух был «в себе» ( an sich ) на гегелевском жаргоне. Существование представляло собой апофеоз и высшее проявление этого периода истории.
- Третий . период истории был «постгегельянской» эпохой, в которой дуализмы последнего были преодолены и вытеснены Односторонний акцент на мысли в христианскую эпоху будет преодолен, и дух усвоит себе и природу. Таким образом, философия подошла к концу, поскольку синтезирующая и самореализующаяся деятельность духа приняла теперь форму творческой практической деятельности. Эта заключительная стадия развития духа представляет собой окончательный синтез противоположностей: Бог и мир, необходимость и свобода, желание и долг, Небо и Земля — все как одно. [7]
Более поздние работы Чешковского, Gott und Paligenesie ( «Бог и Палингенезис ») (1842) и Ojcze Nasz ( «Отче наш» , 1848–1906, четыре тома), переформулируют его триаду в гораздо более явно религиозных терминах. Три эпохи выражаются как эпохи Бога Отца, Сына и Святого Духа. Он подчеркивает роль католической церкви и отводит славянам значительную преобразующую мир роль (общая тема в мессианской философии, распространенной в то время в Польше) в процессе проявления Святого Духа.
Утверждалось, что вера Чешковского в личного Бога [ кем? ] дисквалифицирует его как одного из левых гегельянцев Гегеля , отличающихся от более ортодоксальных последователей их в целом критическим отношением к религии и христианству. Левые, конечно, не считали его своим, хотя некоторые из их членов вскоре подхватили идею единства философии действия. С другой стороны, Чешковский действительно включил в свою философию сложную систему социальных реформ и находился под сильным влиянием французской социалистической традиции, которая часто была откровенно религиозной и, таким образом, не разделяла характерный политический консерватизм «правых гегельянцев».
Наследие
[ редактировать ]Чешковский оказал значительное (и взаимное) влияние на польского поэта-романтика, драматурга и писателя-готика Зигмунт Красинский , с которым он познакомился в Милане в 1839 году и стал близким другом ( Юзеф Калленбах опубликовал (на польском языке) два тома их переписки в 1912 году). Он также оказал влияние на поэта Киприана Норвида , философа Бронислава Трентовского и философа, историка искусства и протопсихолога Юзефа Кремера . Он, возможно, является создателем «философии действия ». Его самым важным философским наследием, вероятно, является его влияние на молодого Карла Маркса . [8] через немецкого коммуниста и младогегельянца Моисея Гесса . Последний принял идею Чешковского о том, что дуализм между сознанием и действием рухнет во второй половине истории человечества, хотя он считал, что синтез происходил в различных случаях на протяжении всей истории, и относил переход к «третьему веку» к Реформации. вместо философии Гегеля. Ученые Дэвид Маклеллан и Шломо Авинери утверждают, что Маркс, который был другом и соратником Гесса в течение нескольких лет, начиная с 1841 года, обязан Чешковскому различными аспектами своей мысли об отчуждении, природе и переходе к коммунистическому обществу, в том числе тем, что дуализм между сознанием и действием рухнет в революционной практике . [9] [10] (Цешковский был одним из первых философов, использовавших термин «практика» » как означающее «действие, направленное на изменение общества» в своих «Пролегоменах историософии ). [11]
Университет естественных наук в Познани назывался Познаньским сельскохозяйственным университетом имени Августа Чешковского с 1996 года по 11 апреля 2008 года, когда он получил официальный статус университета в знак признания вклада Чешковского в сельскохозяйственную науку и образование в регионе. [12]
Работает
[ редактировать ]- Prolegomena zur Historiosophy (Пролегомены к историософии) (1838)
- Бог и Палингенезис (1842)
- Наш Отец (1848)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Либих, А. (6 декабря 2012 г.). «Между идеологией и утопией: политика и философия Августа Чешковского» . ISBN 9789400993839 . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ «Август Чешковский» . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ «Август Чешковский» . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ «Август Чешковский» . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ Пролегомены для историографии . Более столетия спустя этот термин был приписан Гершому Шолему (1897–1982): Магид, Шауль (30 октября 2013 г.). «Гершом Шолем. 6. Историография и теология» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 5 февраля 2017 г.
Это говорит о том, что каббалистические круги использовали метафизику для овеществления исторической реальности, что побудило Шолема ввести термин «историософия» для описания своего понимания истории и метафизики.
- ^ «Значение истории в Августе Чешковском: между Гегелем и романтической историософией» (PDF) . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ Собота, Дэниел Роланд (2015). «Историософия Августа Чешковского в контексте современного сознания» . Scientia et Fides . 3 : 227. дои : 10.12775/SetF.2015.003 . hdl : 10171/38707 . S2CID 143261036 .
- ^ «10 польских философов, изменивших наше мышление» . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ Маклеллан, Дэвид (1970). Младогегельянцы и Карл Маркс . Лондон: Макмиллан и компания, стр. 9–11.
- ^ Авинери, Шломо (1972). Социально-политическая мысль Карла Маркса . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 124–130. ISBN 0-521-09619-7 .
- ^ Г. Дункан Митчелл (редактор), Новый словарь социальных наук, второе издание , Transaction Publishers, 1979: «практика».
- ^ «ИСТОРИЯ ПОЗНАНСКОГО ПРИРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА» . Проверено 22 мая 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Витольд Якобчик , Витольд Якобчик, Пшетрвач в 1815–1914 гг., серия из 55 частей «Этот народ и польское государство», Варшава, 1989 г.
- Норман Дэвис , Божья площадка , Том II, Краков, Марк, 1992, стр. 64–65.
- Лешек Колаковский , Основные течения марксизма: основатели, золотой век, распад, стр. 71–73.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Августом Чешковским, на Викискладе?
- 1814 рождений
- 1894 смерти
- Выпускники Ягеллонского университета
- Люди из Любони
- Люди из Великого герцогства Познань
- Люди из Венгровского повята
- Польские экономисты XIX века
- Польские философы XIX века
- Члены Палаты представителей Пруссии
- Гегелевские философы
- Выпускники Гейдельбергского университета
- Выпускники Берлинского университета Гумбольдта
- Участники Славянского конгресса в Праге 1848 г.
- Польский мессианизм
- Члены Прусского национального собрания