Иоахим Фиорский
Иоахим Фиорский | |
---|---|
![]() Иоахим Флоринский, гравюра на дереве XV века. | |
Рожденный | 1135 |
Умер | 1202 |
Эра | Средневековая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Иоахимитизм Историзм |
Известные идеи | Премилленаризм Три эпохи |
Иоахим Фиоре , также известный как Иоахим Флорский ( итальянский : Gioacchino da Fiore ; латинский : Ioachim Florensis ; ок. 1135 — 30 марта 1202), был итальянский христианский богослов , католический аббат и основатель монашеского ордена Сан-Джованни. в Фиоре . [1] По словам теолога Бернарда Макгинна , «Иоахим Фиорский — самый важный апокалиптический мыслитель всего средневекового периода». [2] « Божественная комедия» Данте Алигьери — одно из самых известных произведений, возможно, вдохновленных его идеями. [3] Более поздних последователей, вдохновленных его работами по христианской эсхатологии и историцистским теориям , называют Иоахимитами .27 июня 2024 г. [4] Папа Франциск в своем послании по случаю Всемирного дня творения процитировал слова Иоахима Фиорского, что он « Иоахим смог предложить идеал нового духа ». [5] и, таким образом, знаменует собой поворотный момент в истории, поскольку такого еще никогда не случалось за более чем восемь столетий после смерти монаха Флоренсиса.
Биография
[ редактировать ]Родился в маленькой деревне Челико недалеко от Козенцы , в Калабрии. [1] (в то время входившее в состав Сицилийского королевства ), Иоахим был сыном Мауро де Селико, хорошо поставленного нотариуса, [6] и Джемма, его жена. Он получил образование в Козенце, где стал сначала секретарем в суде, а затем и сам нотариусом. В 1166–1167 годах он работал у Стефана дю Перша , архиепископа Палермо (ок. 1167–1168) и советника Маргариты Наваррской , регента молодого Вильгельма II Сицилийского .

Около 1159 года он отправился в паломничество в Святую Землю , где пережил духовный кризис и обращение в Иерусалиме , отвратившее его от мирской жизни. жил отшельником , Когда он вернулся, он несколько лет странствуя и проповедуя, прежде чем присоединиться к цистерцианскому аббатству Самбучина недалеко от Луцци в Калабрии в качестве брата-мирянина, не приняв религиозного обряда. [6] Там он посвятил свое время светской проповеди. Поскольку церковные власти стали возражать против его образа жизни, Иоахим присоединился к монахам аббатства Кораццо и был рукоположен в священники, по-видимому, в 1168 году. Он полностью посвятил себя изучению Библии, уделяя особое внимание раскрытию тайных смыслов, которые он мысли были сокрыты в Писании, [6] особенно в Откровении апостола Иоанна . К его ужасу, монахи Кораццо провозгласили его своим аббатом (ок. 1177 г.). Затем он попытался присоединить монастырь к цистерцианскому ордену , но получил отказ из-за бедности общины. Зимой 1178 года он лично обратился к Вильгельму II, который пожаловал монахам несколько земель.
В 1182 году Иоахим обратился к папе Луцию III , который освободил его от временной заботы об аббатстве, и горячо одобрил его работу, предложив ему продолжать ее в том монастыре, который он сочтет лучшим. Следующие полтора года Иоахим провел в цистерцианском аббатстве Казамари . [1] где он занялся написанием своих трех великих книг. Там молодой монах Лукас (впоследствии архиепископ Козенцы ), исполнявший обязанности его секретаря, был поражен, увидев столь знаменитого и красноречивого человека в таких лохмотьях, а также удивительную преданность, с которой он проповедовал и служил мессу. [6]
В 1184 году он находился в Риме, интерпретируя малоизвестное пророчество, найденное среди бумаг кардинала Матфея Анжерского, и был поддержан Папой Луцием III . Последующие папы подтвердили папское одобрение, хотя его рукописи так и не начали распространяться. Иоахим удалился сначала в обитель Пьетралата, все время писал, а затем основал аббатство Фиоре ( Флора ) в горах Калабрии. Он отклонил просьбу короля Сицилии Танкреда (годы правления 1189–1194) перенести его новый религиозный фонд в существующий цистерцианский монастырь Санта-Мария-делла-Матина .
В Страстную пятницу 1196 года императрица Констанция , также королева Сицилии, вызвала Иоахима Фиоре в Палермо, чтобы выслушать ее исповедь в Палатинской капелле . Первоначально императрица сидела на приподнятом стуле, но когда Иоаким сказал ей, что, поскольку они находятся на местах Христа и Марии Магдалины , ей нужно опуститься, она села на землю. [7]
Фиоре стал центром новой, более строгой ветви цистерцианского ордена, утвержденной Селестиной III в 1198 году. [6]
В 1200 году Иоахим публично представил все свои сочинения на рассмотрение Иннокентия III . [1] но умер в 1202 году до того, как было вынесено какое-либо решение. Святость его жизни была широко известна: Данте утверждал, что на его могиле происходили чудеса. [ нужна ссылка ] [8] его по-прежнему почитают как беатуса . и, хотя официально он никогда не был беатифицирован, 29 мая [6]
Он выдвинул теорию наступления новой эпохи, основываясь на своей интерпретации стихов Книги Откровения , в которой Церковь будет ненужна и в которой неверные объединятся с христианами. Члены духовного крыла францисканского ордена провозгласили его пророком, однако Иоахим отрицал, что сам был пророком. [9] Его популярность в тот период была огромной. Ричард Львиное Сердце встретился с ним в Мессине перед отъездом в Третий крестовый поход 1189–1192 годов, чтобы попросить его пророческого совета. [2]

Его знаменитая тринитарная диаграмма переплетенных кругов «IEUE» возникла под влиянием различных трехкруговых диаграмм Тетраграмматона-Троицы Петра Альфонси и, в свою очередь, привела к использованию колец Борромео в качестве символа христианской Троицы (и, возможно, также повлияла на развитие диаграммы Щита Троицы ). [10]
Теория трех возрастов
[ редактировать ]Мистической основой его учения является его учение о «вечном Евангелии», основанное на толковании Откровения 14:6 (Откр. 14:6: «И увидел я другого ангела, летающего посреди неба, с вечным Евангелием, чтобы возвещать тем, кто живущим на земле – каждому народу, и племени, и языку, и народу» (перевод НРСВ).
Его теории можно считать милленаристскими ; он считал, что история по аналогии с Троицей делится на три фундаментальные эпохи:
- Эпоха Отца , соответствующая Ветхому Завету , характеризуется послушанием человечества Правилам Бога;
- Эпоха Сына , между пришествием Христа и 1260 годом. [11] представлен Новым Заветом , когда Человек стал сыном Божьим; [ нужна ссылка ]
- Надвигающаяся эпоха Святого Духа , созерцательная утопия. [2] Царство Святого Духа, новое устроение всеобщей любви, будет исходить из Евангелия Христова, но превосходит его букву. В эту новую эпоху церковная организация будет заменена, и Орден Справедливых . Церковью будет управлять [12] Этот Орден Справедливых позже был отождествлен с Орденом францисканцев его последователем Херардо из Борго-Сан-Доннино . [ нужна ссылка ]
Идея Иоахима об Эпохе Святого Духа позже также сильно повлияла на Культ Святого Духа , который в последующие века окажет значительное влияние на Португалию и ее колонии и подвергнется жестоким преследованиям со стороны португальской инквизиции .
По мнению Иоакима, только в этом третьем веке можно будет по-настоящему понять слова Божии в их глубочайшем значении, а не только буквально. В этот период вместо парусии (второго пришествия Христа) начнется новая эпоха мира и согласия; кроме того, возникнет новый религиозный «порядок» духовных людей, что сделает нынешнюю иерархию Церкви почти ненужной.
Иоахим различал «царствование справедливости» или «закона» в несовершенном обществе и «царствование свободы» в совершенном обществе. [13]
Иоаким видел, что Папой будет Антихрист и что Рим представляет Вавилон. [14]
Осуждение
[ редактировать ]Теории Иоахима были оспорены Фомой Аквинским в его «Сумме теологии» (написанной в 1265–1274 гг.). Напротив, Данте Алигьери поместил Иоахима в рай своей «Божественной комедии» (составленной около 1320 г.). Среди спиритуалов, более строгой ветви францисканцев , возникла группа иоахитов, многие из которых видели антихриста уже в мире в лице Фридриха II, императора Священной Римской империи (умершего в 1250 году).
По мере приближения назначенного года под именем Иоахима начали распространяться поддельные произведения: De Oneribus Prophetarum, Expositio Sybillae et Merlini («Изложение Сивиллы и Мерлина » ) и комментарии к пророчествам Иеремии и Исайи. Четвертый Латеранский собор в 1215 году осудил некоторые его идеи о природе Троицы. В 1263 году архиепископ Фиоренцо усилил осуждение своих сочинений и сочинений своего последователя Херардо из Борго Сан-Доннино , присоединившись к комиссии Синода Арля , в которой теории Иоахима были объявлены еретическими . Обвинение заключалось в неортодоксальном взгляде на Святую Троицу .
Его взгляды также вдохновили несколько последующих движений: амальрикийцев , дульцинианцев и Братьев Свободного Духа . Все они в конечном итоге были объявлены католической церковью еретическими. Иоахимитские интерпретации стали популярны в ходе протестантской реформации . [15] и даже повлиял на некоторые протестантские интерпретации. [16] Иоахим также, возможно, оказал влияние на Данте . [17]
Важным является тот факт, что сам Иоаким никогда не был осужден Церковью как еретик; скорее, осуждались окружающие его идеи и движения. Иоахим-человек пользовался большим уважением при жизни.
Литературные ссылки
[ редактировать ]Утверждалось, что « Божественная комедия» Данте Алигьери во многом вдохновлена идеями аббата, используя интерпретацию, данную его последователем Пьетро ди Джованни Оливи, действовавшим во Флоренции в конце XIII века. [3]
На Иоахима может ссылаться английский картограф и придворный маг XVI века Джон Ди , который в своем влиятельном труде 1570 года «Предисловие к Евклиду » ссылается на «Иоахима-пророчица», который «с помощью чисел формальных, естественных и рациональных, предвидя, делая выводы и предсказывая великие события произошли задолго до их наступления». [18] (Переведено на современный английский язык: «Пророк Иоаким, который по числам формальный, естественный и рациональный, предвидит, завершает и предсказывает великие конкретные события задолго до их наступления».)
Йориса-Карла Гюисмана « Новелла Ла-бас» в своих заключительных сценах отсылает к милленаристской эсхатологии Иоахима де Фьоре, при этом несколько персонажей придерживаются схожих взглядов; предвещает обращение главного героя в католицизм.
Рассказ У.Б. Йейтса «Скрижали закона» рассказывает о единственном сохранившемся экземпляре некоей книги Иоахима Флорского и о ее мощном воздействии на ее владельца. [19] [20]
Иоахим, которого называют Иоахимом Аббасом, упоминается в произведениях Джеймса Джойса «Улисс » , «Джакомо Джойс» и «Стивен Хиро» .
Иоахим упоминается в Умберто Эко средневековой мистерии «Имя розы» . Его влияние на францисканских спиритуалов и повторное открытие его книг, предсказывающих наступление новой эпохи, являются частью предыстории книги, в которой инквизиторские дебаты проводятся в отдаленном монастыре, где происходит ряд убийств.
Обширная сатира о заговоре под названием « Иллюминатус!» трилогия романов Роберта Антона Уилсона и Роберта Ши также неоднократно ссылается на Иоахима Фиоре. Его сочинения хорошо вписываются в эсхатологический тон повести. Авторы пытаются запутать ситуацию и придать аутентичности безумию различных сюжетных линий, включая отсылки к реальным людям и событиям. [ нужна ссылка ]
фильм, вдохновленный жизнью Иоахима « Иоаким и Апокалипсис ». В 2023 году вышел [21]
Работает
[ редактировать ]

- Liber Concordiae Novi ac Veteris Testi ( Гармония Ветхого и Нового Заветов / Книга Согласия ), завершенная в 1200 году. [22]
- Expositio in Apocalipsim ( Изложение Книги Откровения ), законченное около 1196–1199 годов. Liber introductoris в «Апокалипсиме» , иногда цитируемая как отдельная работа, представляет собой введение к этому. [23]
- десяти Псалтерий струн [24]
- Евангелиях Трактат о четырех . [25]
- Слава рая (Видение чудесной истории) [26]
Меньшие работы включают в себя:
- Генеалогия ( Генеалогия ), написанная около 1176 года. [27]
- О неизвестном пророчестве , датируемом 1184 годом. [28]
- Adversus Judeos (также известный как Exhortatorium Iudeorum ), написанный, вероятно, в начале 1180-х годов. [29]
- De articulis fidei , вероятно, написанная в начале 1180-х годов. [30]
- Professio fidei , написанная, вероятно, в начале 1180-х годов. [31]
- Трактат изложения жизни и правления блаженного Бенедикта , проповеди, относящиеся к концу 1180-х годов. [32]
- Praephatio Super Apocalipsim . Написано около 1188–1192 гг. [33]
- Интеллект над корзинами . Написано в 1190-1. [34]
- «О последних скорбях » — короткая проповедь Иоакима. [35]
- Энхиридион Супер Апокалипсим . Написанная в 1194–1196 годах, это более ранняя и более короткая версия Liber introductorius Иоахима , которая предшествует «Expositio in Apocalipsim» . [36]
- Де сентябрь сигиллис . Неизвестно, когда это было написано. [37]
- Liber Figurarum была составлена вскоре после смерти Иоахима в 1202 году и представляет собой коллекцию из 24 «фигурок», нарисованных Иоахимом. Это имя использовалось в рукописях тринадцатого века для описания произведения, приписываемого Иоахиму Фиоре, но только в середине двадцатого века оно было идентифицировано в отношении трех дошедших до нас рукописей. [38]
- Набор псевдопророчеств конца XIII века, объединенный с более поздней серией под названием Vaticinia de Summis Pontificibus, был ошибочно приписан Иоахиму Фиорскому без какого-либо истинного основания. [39]
См. также
[ редактировать ]- Книга Откровения
- Культ Святого Духа
- Эрнесто Буонаюти (один из первых исследователей иоахинизма)
- Список христианских мистиков
- Предсказания Верховных Понтификов
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Альфандери, Поль Даниэль (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 417–418. . В
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Объяснение апокалиптики | Апокалипсис! FRONTLINE | PBS» . www.pbs.org .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ломбарди, Джанкарло (2022). Эстетика дуализма Данте (на итальянском языке) (1-е изд.). Боргоманеро, Новара, Италия: Джулиано Ладольфи Редактор. ISBN 9788866446620 .
- ^ «Папа Франциск: Всемирный день сотворения мира, — цитирует Джоаккино да Фьоре, — не расстраивайтесь из-за человеческого варварства» » .
- ^ «ПОСЛАНИЕ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАПЫ ФРАНЦИЯ» (PDF) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж
Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гарднер, Эдмунд (1910). « Иоахим Флорский ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Праздник Святого Авраама: средневековые милленарии и евреи, с. 12, Глава 1, Роберт Э. Лернер
- ↑ См. одну ссылку на Иоахима в Paradiso XII.141-2.
- ^ Ридль, Матиас (23 октября 2017 г.). Спутник Иоахима Фиорского . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-33966-8 .
- ^ «Борромео кольца в христианской иконографии» . Liv.ac.uk. 27 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 14 апреля 2012 г. Проверено 7 апреля 2012 г.
- ^ Эндрюс, Фрэнсис (2017). «Влияние Иоакима в 13 веке» . В Ридле, Матиас (ред.). Спутник Иоахима Фиорского . Спутники Брилла по христианской традиции. Лейден, Бостон: БРИЛЛ. стр. 241–244. ISBN 9789004339668 .
- ^ Мануэль, Фрэнк Э.; Мануэль, Фрици П. (1982), Утопическая мысль в западном мире , Belknap Press of Harvard University Press, стр. 56–59, ISBN 0674931866 .
- ^ Эрик Хобсбаум , Примитивные повстанцы , введение, Библиотека Нортона, 1965, стр. 11.
- ^ Уэлен, Бретт Эдвард (октябрь 2009 г.). Владычество Божие: христианский мир и апокалипсис в средние века . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-03629-1 .
- ^ Маас, Кори (2010). Реформация и Роберт Барнс: история, теология и полемика в Англии раннего Нового времени . Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1-84383-534-9 .
- ^ Лундин, Роджер (1993). Культура интерпретации: христианская вера и постмодернистский мир . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0636-9 .
Иоахимитская интерпретация сама по себе стала прообразом более позднего развития протестантской и романтической герменевтики.
- ^ «Иоахим Фиоре | Итальянский богослов | Британника» . www.britanica.com . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ Ди, Джон (1570). «Предисловие к «Началам геометрии» Евклида» . Проект Гутенберг .
- ^ «Скрижали Закона; и Поклонение волхвов». Проект Гутенберг. Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ Для полного обсуждения см. Уорвик Гулд и Марджори Ривз, Иоахим Фиорский и миф о вечном евангеле в девятнадцатом и двадцатом веках (Оксфорд: Кларендон, 2001), переработанное и расширенное издание, Ch ix, «WB Yeats: a Noble». Антиномизм», стр. 221–298.
- ^ «SenalNews» «Иоахим и Апокалипсис», снятый в сверхвысоком разрешении 12K, вдохновлен жизнью Иоахима Фиорского» .
- ^ Венецианское издание 1519 года было переиздано во Франкфурте-на-Майне в 1964 году. Книги 1–4 доступны в Дэниел, скорая помощь (1983). «Завещание Liber De Concordia Novi Ac Veteris». Труды Американского философского общества . 73 (8). Филадельфия: Американское философское общество. дои : 10.2307/1006385 . JSTOR 1006385 . . Книга V остается доступной только в издании 1519 (и 1964) годов.
- ↑ Венецианское издание 1527 года было переиздано во Франкфурте-на-Майне в 1964 году.
- ^ Венецианское издание 1527 года было переиздано во Франкфурте-на-Майне в 1965 году. Более современный латинский текст находится у Иоахима фон Фиоре, Psalterium decem cordarum , изд. Курта-Виктора Зельге. (Monumenta Germaniae Historica, Источники по интеллектуальной истории средневековья, 20; Иоахими Аббатис Флоренсис Opera Omnia, 1.) Ганновер: Hahnsche Buchhandlung, 2009.
- ^ Латинский текст находится в Tractatus super quatuor Evangelia di Gioacchino da Fiore , изд. Э. Буонаюти (Рим, 1930).
- ^ De Gloria Paradisi, издания Falco, 2005 г. 322 . Сокол. 2005. ISBN 978-88-89848-06-7 .
- ^ Потеста, GL (2000). «Генеалогия. Ранняя работа Иоахима фон Фиоре и начало его взгляда на историю». Немецкие архивы исследований средневековья . 56 :55-101. ISSN 0012-1223 .
- ^ Маттиас Кауп, редактор, De Prophetia ignota: раннее сочинение Иоахима фон Фиоре (Ганновер: Hahnsche Buchhandlung, 1998).
- ^ Латинский текст находится в Adversus Judeos di Gioacchino da Fiore , изд. А. Фругони (Рим, 1957).
- . О верных суставах Иоанна Цветка Незначительные сочинения , изд. Э. Буонаюти (Рим, 1936).
- ^ Professio fidei , в P de Leo, изд., Джоаккино да Фьоре. Неопубликованные аспекты жизни и творчества , Сонерия Маннелли, 1988, стр. 173–175.
- ^ Латинский текст на языке C Baraut, «Un tratado unédito de Joaquin de Flore: De vita Santi Benedicti et de officio divino secundum eius doctrinam », Analecta Sacra Tarraconensia , 24 (1951), стр. 33–122.
- ^ Praephatio super Apocalipsim , в KV Selge, изд., «Введение Иоахима Фиорского к Апокалипсису Святого Иоанна», Немецкие архивы исследований средневековья , 46 (1990), стр. 85–131.
- ^ Разведка о корзинах аббату Гафриду , в P de Leo, изд., Джоаккино да Фьоре. Aspetti unediti della vita e delle opere , Soveria Mannelli 1988, стр. 125–148.
- ^ Латинский текст напечатан в издании KV Selge, «Ein Traktat Joachims von Fiore über die Drangsale der Endzeit: De ultimis tribulationibus », Florensia 7 (1993), стр. 7–35. Английский перевод находится у Э. Рэндольфа Дэниела, «Аббат Иоахим из Фиора: De ultimis tribulationibus», в издании A Williams, Prophecy and Millenarianism: Essays in Honor of Marjorie Reeves (Harlow: Longmans, 1980), 167–189. .
- ^ Латинский текст находится в книге Эдварда Килиана Бургера, изд., Иоахима Фиорского, Enchiridion super Apocalypsim , Studies and Texts, 78, (Торонто: Папский институт средневековых исследований, 1986).
- ^ М. Ривз и Б. Хирш-Райх, ред., «Семь печатей в трудах Иоахима Фиорского», Recherches de theologie ancienne et médiévale 21 (1954), стр. 239-247.
- ^ Марджори Ривз и Беатрис Хирш-Райх, Фигуры Иоахима Фиорского (1972). Примеры см. по адресу http://www.centrostudigioachimiti.it/Gioacchino/GF_Tavoleeng.asp. Архивировано 13 января 2010 г. на Wayback Machine .
- ^ «Франк Шляйх, Ascende телка: поздняя серия пророчеств средневекового папы » . Проверено 2 сентября 2016 г. [ мертвая ссылка ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Томас Гиль, «Конструирование времени как средство борьбы и протеста: размышления о троичной теологической конструкции истории Иоахима фон Фиоре и ее влиянии на историю». В «Конструкциях времени в позднем средневековье» , изд. Кэрол Постер и Ричард Утц (Эванстон, Иллинойс: издательство Northwestern University Press, 1997), стр. 35–49.
- Уорик Гулд и Марджори Ривз, Иоахим Фиорский и миф о вечном Евангелии в девятнадцатом и двадцатом веках (Оксфорд: Кларендон, 2001), переработанное и дополненное изд. 1987 г.
- Анри де Любак , Духовное потомство Иоахима де Флоры , Lethielleux, 1979 и 1981 (на французском языке)
- Марджори Ривз , Иоахим Фиорский и пророческое будущее: средневековое исследование исторического мышления , Страуд: Sutton Pub., 1999.
- Матиас Ридль, Иоахим фон Фиоре. Мыслители совершенного человечества , Кенигсхаузен и Нейман, 2004 г. (на немецком языке).
- Джан Лука Потеста, Время Апокалипсиса - Жизнь Джоаккино да Фьоре , Латерца, Бари, 2004.
- Валерия де Фраха, Beyond Cîteaux. Иоахим Фиоре и Флорентийский орден , Виелла, Рим, 2006 г.
- Э. Рэндольф Дэниел, аббат Иоахим Фиорский и иоахимизм , Серия сборников исследований Variorum, Ashgate Publishing Ltd., 2011.
- П. Лопетроне, Изображение аббата Джоаккино да Фьоре», в Виварии, Журнал теологических наук Сан-Пио.
- «Вечное Евангелие» Леоша Яначека, композиция 1913 года, описанная как «Легенда» для сопрано, тенора, хора и оркестра.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- 1130-е рождения
- 1202 смерти
- Апокалиптики XII века
- Христианские мистики XII века
- Писатели XII века на латыни
- Итальянские римско-католические богословы XII века
- Итальянские аббаты
- Итальянские христианские монахи
- Жители провинции Козенца
- Римско-католические мистики
- Протопротестанты
- Монашеские богословы