Амальриец
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Октябрь 2015 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |

Амальрикийцы движение , — пантеистическое названное в честь Амальрика из Бены . Считается, что эти убеждения повлияли на Братьев Свободного Духа .
Начало средневековой пантеистической христианской теологии относится к началу 13-го века, с теологами в Париже, такими как Давид Динанский , Амальрик Бенский и Ортлиб Страсбургский , и позже смешалось с милленаристскими теориями Джоаккино да Фьоре .
Четырнадцать последователей Амальрика начали проповедовать, что «все сущее Едино, потому что все, что есть, есть Бог ». Они верили, что после эпохи Отца ( Век Патриархата ) и эпохи Сына ( христианство ) новый век Святого Духа . наступает [ 1 ] Амальрикийцам, среди которых было много священников и священнослужителей, в течение некоторого времени удавалось распространять свои верования, не будучи обнаруженными церковными властями.
В 1210 году Пьер Немурский, епископ Парижский , и шевалье Герен, советник французского короля Филиппа II Августа , получили секретную информацию от тайного агента по имени мастер Ральф. Собранные сведения обнажили внутреннюю работу секты, что позволило властям арестовать ее руководителей и прозелитов. В том же году собрался совет епископов и врачей Парижского университета, чтобы принять меры по наказанию преступников. Невежественные новообращенные, в том числе многие женщины, были помилованы. Из руководителей четверо были приговорены к пожизненному заключению. Десять членов были сожжены на костре . [ 2 ]
Альмарич был посмертно подвергнут преследованию. Помимо того, что он был включен в осуждение своих учеников, специальный приговор об отлучении от церкви на соборе 1210 года против него был вынесен , а его кости были эксгумированы из места их упокоения и брошены в неосвященную землю . [ 3 ] Доктрина была снова осуждена Папой Иннокентием III на Четвертом Латеранском соборе (1215 г.) «как безумие, а не ересь», а в 1225 г. Папа Гонорий III осудил работу Иоганна Скота Эриугены « De Divisione Naturæ» , из которой Амальрик должен был получить положил начало своей ереси. [ 4 ]
Однако движение выжило, и более поздние последователи пошли еще дальше, возможно, превратившись в Братьев Свободного Духа , а также в его современное продолжение, причем приверженцы так называемого «амальрийского христианства» все еще утверждают, что идут по стопам самого Амальрика. . [ нужна ссылка ]
Исторический контекст
[ редактировать ]Амальрик из Бены
[ редактировать ]Амальрик Бенский (ок. 1140/1150–1204) (также известный как Амальрикус де Бена (на латыни), Амори де Бене (на французском языке) и Амальрик Шартрский) был французским священником и ученым, считающимся основателем и вдохновителем религиозная группа. О его молодости мало что известно, но считается, что он родился в деревне Бен в регионе Шартр. Вероятно, он получил образование в Шартре , а затем поступил в Парижский университет , где стал хорошо разбираться в семи свободных искусствах (фр. septem artes liberes ). В Париже он получил степень Magister artium, позволившую ему преподавать на факультете свободных искусств. Предполагается, что до получения ученой степени он также получил незначительные священные саны и что его более поздние исследования в области теологии принесли ему степень магистра Парижского университета. Неясно, когда он был рукоположен в священники.
Амальрик высоко ценился как учитель, особенно в области логики. Его репутация принесла ему роль наставника старшего сына и наследника короля Филиппа II Августа, который родился в 1187 году и позже стал королем Людовиком VIII . Не исключено, что Амальрик также имел близкие отношения с самим принцем. Однако точная природа и продолжительность их связи остаются неизвестными.
Амальрик был противоречивой фигурой, известной своим нестандартным мышлением и склонностью противоречить своим коллегам. В отличие от многих своих сверстников, он преподавал не на богословском факультете, а на факультете гуманитарных наук; однако он по-прежнему участвовал в богословских дискуссиях на своих уроках. Он был известен тем, что бросал вызов традиционным верованиям и отстаивал смелые, сторонние взгляды, собрав значительное количество последователей.
Историк XIII века Гильельмус Брито задокументировал спор, возникший при жизни Амальрика. Конфликт возник из-за противоречивых богословских утверждений Амальрика. После выступления Гильельмуса Амальрик столкнулся с сопротивлением со стороны коллег-теологов по поводу его тезисов. Несмотря на это, Амальрик твердо стоял в своих убеждениях, что привело к вмешательству Папы Иннокентия III . Амальрик отправился в Рим, пытаясь защитить свое учение, но в конечном итоге был встречен неодобрением со стороны Папы. По возвращении Амальрик был вынужден университетом отречься от своих убеждений, хотя, похоже, он подчинился лишь поверхностно.
Говорят, что это поражение сильно повлияло на Амори, что в конечном итоге привело к его смерти. Однако достоверность этого отчета оспаривается исследователями. В некоторых источниках не упоминается о каком-либо участии церковного магистрата до смерти Альмалрика, что приводит к противоречивым сообщениям. В оценке Людвига Хёдля говорится, что отчет Гильельмуса поэтому не может считаться достоверным. С другой стороны, другие ученые, такие как Йоханнес ММХ Тийссен и Паоло Лучентини, придерживаются другой точки зрения, считая эту традицию заслуживающей доверия и ссылаясь на нее как на самый ранний задокументированный случай преподавательских споров в Парижском университете. Если это событие действительно произошло, то оно, вероятно, произошло около 1204/1205 года, а последующее осуждение «ереси» произошло в 1205/1206 году, поскольку Амальрик умер либо в 1205, либо в 1206 году.
Возникновение и распространение амальрийского движения
[ редактировать ]Неизвестно, существовала ли сплоченная группа людей, придерживавшихся учения Амальрика при его жизни. Однако после его смерти его идеи продолжали оказывать влияние на группу людей, известных как «амальриканцы» (также называемых амауриани , бегинами и папелардами ), состоящую из его учеников и последователей. Эта группа, состоявшая в основном из духовенства и преподавателей университетов, не ограничивалась образованными людьми.
Амальриканцы стремились расширить сферу своих идей за пределы латиноязычного академического мира, где проживал их учитель. Они добились значительных успехов в этом начинании, используя французский язык для донесения своей доктрины до более широкой аудитории. Их усилия были в первую очередь сосредоточены в церковной провинции Санс, которая охватывала не только Сансскую архиепархию, но и епархии Осера , Шартра, Мо , Невера , Орлеана , Парижа , Труа , а также епархии Амьен и Лангр . Движение пропагандировали богословы, получившие образование в Париже. Эти богословы впоследствии стали пасторами в сельской местности и странствующими проповедниками.
Осознавая потенциальную опасность, связанную с их верованиями и обычаями, амальриканцам приходилось действовать тайно и осторожно. Несмотря на это, их движение приобрело значительное количество последователей, особенно среди необразованных людей. Движение также привлекло к своему делу женщин, что было несколько необычно для того времени. Их часто сравнивали с бегинами и бегхардами , еще одним духовным движением, которое рассматривалось как отклонение от традиционных религиозных практик.
Амальриканцы имели репутацию людей с сильными моральными качествами ( vitae gravitas ) и ведущих честный и честный образ жизни ( честные ). Эта репутация способствовала быстрому распространению их учения и идей. Хотя у них не было формальной иерархии, были люди, известные как «мажоры», которые выполняли функции лидеров и учителей внутри группы. Эти люди читали проповеди и распространяли послание амальриканцев.
Неизвестно, насколько их убеждения совпадают с убеждениями их основателя. Учение Амальрика было записано в руководствах, таких как «sum de doctrina Amalrici», которые послужили теоретической основой движения. Однако считается, что амальриканцы не придерживались строго этого учения и вместо этого продолжали развивать и внедрять новые идеи после смерти Амальрика. По словам Гильельмуса Брито, амальриканцы претерпели значительные изменения после смерти Амальрика, что привело к появлению новых и противоречивых верований, которые считались еретическими. Брито пишет, что еретики «придумали новые, неслыханные заблуждения и дьявольские изобретения».
Экспозиция движения
[ редактировать ]Существуют два современных отчета о разоблачении деятельности амальриканцев церковным авторитетом в средние века. Первое было задокументировано Гильельмусом Брито, а второе, более подробное, можно найти в «Диалоге о чудесах» Цезаря фон Гейстербаха , написанном в 1223 году.
По словам Гильельмуса, новость о ереси была незаметно доведена до сведения епископа Парижа Петра Немурского (также известного как Пьер II де ла Шапель). На это также обратило внимание Герен (Гаринус), канцлер Франции и влиятельный советник короля Филиппа II. Чтобы собрать дополнительную информацию, два высокопоставленных лица отправляют Радульфа фон Намюра, опытного мастера, тайно проникнуть к амальриканцам под видом последователя. Описанный Гильельмусом как хитрый и набожный католик, Радульф успешно завоевал доверие группы и смог собрать компрометирующие доказательства посредством конфиденциальных разговоров. Собрав достаточно информации, он сообщил об этом властям, и амальриканцы в конечном итоге были арестованы и доставлены в Париж.
Цезарий фон Гейстербах предлагает аналогичное, но более подробное описание ситуации. Согласно его записям, человек по имени Вильгельм «Золотой мастер», последователь амальрийского движения, подошел к Рудольфу (также известному как Радульф) из Намюра и ложно заявил, что он посланник от Бога. Важно отметить, что титул «Ювелир», скорее всего, был эпитетом работы Уильяма в алхимии, а не указанием на его профессию опытного богослова. Уильям пропагандировал веру в то, что наступила новая эра Святого Духа, в которой церковные таинства устарели. Далее он утверждал, что был одним из семи избранных людей, через которых Дух Святой явит Себя. Кроме того, Вильгельм пытался завоевать расположение короля Филиппа II, предсказывая, что в эту новую эпоху все империи перейдут под власть короля Франции.
На допросе Радульф поинтересовался, есть ли у Уильяма единоверцы, разделяющие его предполагаемые убеждения. В ответ Уильям рассказал, что единомышленников действительно было много, назвав конкретных людей. Осознав потенциальную угрозу, которую эта ересь представляет для церкви, Радульф сообщил о своей встрече с Вильгельмом епископу Парижа и видным богословам. Затем они разрешили Радульфу и другому священнику обмануть амальрийцев, притворившись одним из них и исследуя их доктрину. При этом им было обещано отпущение грехов.
По словам Цезаря, Радульф и его коллега-священник послушно следовали указаниям епископа. Вместе со странствующими амальриканскими проповедниками они путешествовали по епархиям Парижа, Лангра, Труа и Санской архиепископии, встречая множество последователей движения. Пытаясь завоевать доверие этих людей, Радульф время от времени смотрел вверх и симулировал духовный опыт, а позже рассказывал группе о своих предполагаемых видениях. Два шпиона в конце концов сообщили о своих выводах епископу Парижа, который затем принял меры и организовал задержание учителей-еретиков.
Четырнадцать лидеров амальрийского движения были арестованы в разных местах. Эти лидеры были известны по именам и считались преимущественно священнослужителями. Из четырнадцати трое были магистрами, а семеро получили богословское образование в университете. После ареста лидеров немедленно допросили об их убеждениях и учениях, а Радульф сделал записи. Вместо того чтобы применять насильственный подход, церковь тесно сотрудничала с теологами из университета, чтобы оценить и понять распространяемую ересь. Считается, что специально для этого была создана комиссия, чтобы всесторонне и экспертно оценить ситуацию. Единственными лицами, подвергшимися нападению, были maiores, то есть образованные представители амальриканского движения, которые также входили в число духовенства. Гильельмус Брито сообщает, что епископ Парижа воздерживался от преследования или наказания женщин или простых людей, которые были обмануты майорами.
Очевидно, церковным властям впервые стало известно о возникающей ереси в конце 1209 или начале 1210 года. После этого за амальриканцами в течение нескольких месяцев тщательно следили, чтобы собрать против них улики. Их окончательный арест, вероятно, произошел в мае или июне 1210 года. Из-за их статуса священнослужителей распределение полномочий между государством и церковью требовало определенной деликатности при принятии мер против них.
Король Франции Филипп II издал указ в мае 1210 года, который, как полагают, связан с заключением в тюрьму амальриканцев. В этом указе были определены протоколы, которым должны следовать государственные органы в случаях совершения преступлений представителями духовенства. Он подчеркнул, что эти преступления подпадают под юрисдикцию Церкви и что лица должны быть переданы ее власти.
Осуждение и казнь членов
[ редактировать ]Суд над амальриканцами имеет особое историческое значение в развитии канонического права. Это был первый задокументированный случай применения новых процедур, введенных Папой Иннокентием III для процесса инквизиции. Папа Иннокентий III установил правила проведения судебных процессов по делам о ересях в папских декреталиях, которые позже были включены в церковный свод законов 1210 года в «третий сборник» канонического права, известный как Collectio tertia . Суды над еретиками проводились в церкви, что давало судьям значительные полномочия в определении фактов дела. Это включало возможность проводить допросы, допрашивать свидетелей и при необходимости обращаться за советом к группе богословов.
Сохранившийся фрагмент судебных материалов дает представление о практике допросов, применявшейся в этот период. В документе содержатся признания четырех человек, допрошенных в суде. В обвинительном заключении, известном как седула , перечислялись статьи обвинения, и оно было зачитано обвиняемому в присутствии епископа. Также были заявлены «ошибки» или еретические убеждения, в распространении которых обвинялся человек. Обвиняемым была предоставлена возможность подтвердить, что они поняли обвинения и могут либо отрицать их, либо признать себя виновными. Все четверо обвиняемых признали свою ошибку и вину, причем один заявил о частичном понимании обвинения. Отмечается, что пытки при получении этих признаний не применялись, поскольку подсудимые давали информацию добровольно. По данным источников, некоторые члены амальриканской группировки не отрицали преступления, а защищали свои еретические убеждения. Например, один обвиняемый по имени Бернхард утверждал, что как божественное существо (в квантовую эпоху) ), его нельзя было ни сжечь, ни причинить ему вред пытками, поскольку он считал себя Богом. При этом Бернхард имел в виду веру в то, что внутри человека можно найти божественную власть, которая составляет сущность человека и остается неизменной под влиянием превратностей судьбы.
Вердикт был вынесен после тщательной проверки доказательств. Поскольку обвиняемыми были священнослужители, решение не могло быть принято только парижским епископом. Согласно положениям канонического права, провинциальный синод ответственной церковной провинции должен был одобрить осуждение. В случае обвиняемого-священника требовалось участие как минимум шести епископов. В результате дело было передано на заседание синода в Париже под руководством архиепископа Санского Петра Корбейского . В это время Парижская епархия попала под юрисдикцию церковной провинции Сан. Возможно, синод был созван специально с целью осуждения амальриканцев и, вероятно, состоялся в сентябре или октябре 1210 года. архиепископа, собрание состояло из епископов Парижа (Пьер II де ла Шапель), Орлеана (Манассе де Сенеле), Труа (Эрве де Труа), Невер (Гийом I де Сен-Лазар), Мо (Жоффруа де Тресси), Шартр (Рено де Бар) и Осер (Гийом де Сеньеле). На мероприятии также присутствовали представители Парижского университета, в том числе магистры богословия. Хотя все члены собрания присутствовали в качестве советников, только архиепископ выполнял роль судьи. Из-за собранных признаний и открытого признания еретических убеждений некоторыми амальриканцами обвинительный приговор был неизбежен, не оставляя сомнений в том, что совершенное преступление действительно было ересью и требовало осуждения.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Норман Кон, В поисках тысячелетия: революционные милленаристы и мистические анархисты средневековья , Oxford University Press, 1970, стр. 155.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .