Давид Динан
Давид Динанский ( ок. 1160 – ок. 1217) был философом -пантеистом . Возможно, он был членом пантеистической секты, известной как амальрийцы , или, по крайней мере, находился под ее влиянием . Давид был осужден церковью в 1210 году за написание « Кватернули » (Маленьких тетрадей), что вынудило его бежать из Парижа . Когда и где он умер неизвестно; все, что можно установить, это то, что он умер после 1215 года, так как был вновь осужден на соборе 1215 года.
Поскольку произведения Давида были запрещены, большая часть того, что о нем известно, взята из сочинений его современников и оппонентов, главным образом Альберта Великого и св. Фомы Аквинского . Философия Давида заключалась в том, что все можно разделить на тела, разум и вечные субстанции. Неделимым субстратом или составной частью тел является материя ( hyle ); разума или души — интеллект ( нус ); и из вечных субстанций — Бог ( Deus ). Эти трое: материя, интеллект и Бог — на самом деле одно и то же. Следовательно, все вещи, материальные, интеллектуальные и духовные, имеют одну и ту же сущность — Бога .
Жизнь и работа
[ редактировать ]О подробностях его жизни мало что известно. Неизвестно, родился ли он в Динане в Валлонии или в Динане в Бретани . Считается, что он некоторое время жил при римском дворе при Папе Иннокентии III . Он был магистром или преподавателем, скорее всего, в Парижском университете , и изучал классические произведения Аристотеля , вновь завезенные в Европу после крестовых походов. Кажется вероятным, что на него особенно повлияла «Физика и метафизика» Аристотеля . [ 1 ] Именно в Париже его работа, озаглавленная «Кватернули» («Маленькие тетради»), была осуждена провинциальным советом в 1210 году. Совет возглавил Петр Корбейль , епископ Санский, и приказал тело Амальрика Шартрского выкопать и выкопать его. сжечь сочинения Давида и запретить читать труды Аристотеля по натурфилософии. [ 2 ] Любой, у кого были писания Давида после Рождества, был объявлен еретиком. Это осуждение как Давида, так и Аристотеля было повторено в 1215 году в письме кардинала Роберта Курсона , папского легата. Из произведения, приписываемого Альберту Великому, « Compilatio de Novo Spiritu », хранящегося в Мюнхенской библиотеке. [ 3 ] далее мы узнаем, что вследствие осуждения Давид бежал из Франции и таким образом избежал наказания. Помимо «Кватернули», упоминается еще одно произведение под названием «De Tomis, seu Divisionibus». Однако вполне вероятно, что это было всего лишь еще одно название «кватернули». В результате приказа, изданного советом, все письмена Давида исчезли. Таким образом, его доктрины основаны на утверждениях его современников и оппонентов, особенно Альберта Великого и святого Фомы, как упоминалось выше.
Теология
[ редактировать ]Из этих источников мы узнаем, что Давид был пантеистом. Он отождествлял Бога с материальным субстратом всех вещей, materia prima (первичной материей). [ 4 ] Он свел всю реальность к трем категориям: телам, разуму и вечным субстанциям. Неделимым субстратом или составной частью тел является материя ( hyle ); умов или душ – интеллект ( нус ); и из вечных субстанций — Бог ( Deus ). Эти трое: материя , интеллект и Бог — одно и то же. Следовательно, все вещи, материальные, интеллектуальные и духовные, имеют одну и ту же сущность — Бога. [ 5 ] Фразеология, которая, должно быть, принадлежит Давиду, а также упомянутый выше заголовок «Де Томис» предполагают влияние Иоганна Скота Эриугены . Труды Эриугены, должно быть, были широко известны и читаемы в первые десятилетия тринадцатого века, о чем свидетельствуют многие неоспоримые факты. Вопрос о том, находился ли на Давиде влияние Амальрика Шартрского, остается предметом споров. Альберт, который был современником Давида, говорит, что Давид просто возобновил ересь человека, известного как Александр, «который учил, что Бог, интеллект и материя являются одной субстанцией». Невозможно определить, кого Альберт подразумевает под Александром, «учеником Ксенофана»; вероятно, имеется в виду какой-то арабский труд, написанный под именем греческого философа. В начале тринадцатого века существовало несколько подобных произведений. Некоторые критики, однако, выдвинули предположение, что непосредственным источником Давида была » Авичеброна « Fons Vitæ , или работа «De Unitate», написанная архидиаконом Гундисалви из Сеговии. , который хорошо разбирался в арабской философской литературе. Каким бы ни был источник, эти доктрины были пантеистическими, поскольку все авторитеты сходятся в их описании.
довольно Католическая энциклопедия 1913 года смутно смотрит на философию Давида и считает резкую реакцию понятной. Там говорится:
- ((Этот пантеизм)) сам по себе оправдал бы решительные меры, к которым прибегнул Парижский собор. Более того, имелись обстоятельства, которые сделали необходимым суммарное осуждение. С одной стороны, Парижский университет стал ареной организованной попытки навязать арабскую пантеистическую интерпретацию греческой философии школам латинского христианского мира. Тексты, переводы и комментарии каждый день привозились из Испании, где открыто преподавали доктрины, несовместимые с христианскими догмами. С другой стороны, на юге Франции существовало народное движение, нашедшее свое главное выражение в альбигойской ереси , в то время как в ученых и аскетических общинах на севере антииерархический мистицизм калабрийского Иоахима Флориса сочетался с более умозрительный пантеистический мистицизм Иоганна Скота Эриугены . Ввиду этих условий осуждение ошибок Давида Динана, полное искоренение секты Амальрийцы, к которым он, по-видимому, принадлежал, и непривычную резкость обращения к нему св. Фомы нельзя считать несвоевременными или несдержанными.
Историки считали, что причина, по которой Св. Альберт и Св. Фома вообще ответили Давиду, заключалась не столько в страхе перед пантеизмом Давида, сколько в защите Аристотеля. Давид решительно опирался на мысли Аристотеля о первичной материи и форме, а Альберт и Фома – оба уважали Аристотеля – хотели показать, что сочинения Аристотеля не обязательно подразумевают пантеизм. Для этого им пришлось оспорить Давида, чтобы запрет сочинений Аристотеля не распространился за пределы Парижа. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Давид Динанский». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Jump up to: а б Коплстон, Фредерик Чарльз. История философии
- ^ Босмаджян, Хейг А. Сжигание книг
- ^ (рук. лат. 311, л. 92 б)
- ^ (Св. Фома, Summa Theol., I, Q. iii, a. 8)
- ^ (Св. Фома, Во II Сент., расст. xvii, Q. i; Альберт Великий, Sum. Theol., II, Tract. xii, Q. lxxii, a. 2)