Пантеизм
Пантеизм – это философская и религиозная вера в то, что реальность , Вселенная и природа тождественны божественности или высшей сущности . [1] Таким образом, физическая вселенная понимается как имманентное божество , все еще расширяющееся и творящее, существующее с начала времен. [2] Термин «пантеист» обозначает того, кто считает, что все представляет собой единство и что это единство божественно, состоящее из всеобъемлющего, проявленного бога или богини . [3] [4] Таким образом, все астрономические объекты рассматриваются как части единого божества.
Поклонение всем богам каждой религии — это еще одно определение, но более точно оно называется омнизмом . [5] Пантеистическая вера не признает отдельного личного бога . [6] антропоморфный или иной, но вместо этого характеризует широкий спектр доктрин, различающихся формами отношений между реальностью и божественностью. [7] Пантеистические концепции возникли тысячи лет назад, и пантеистические элементы были обнаружены в различных религиозных традициях. Термин пантеизм был введен математиком Джозефом Рафсоном в 1697 году. [8] [9] и с тех пор его использовали для описания убеждений самых разных людей и организаций.
Пантеизм был популяризирован в западной культуре как теология и философия, основанная на трудах философа 17 века Баруха Спинозы , в частности, его книге «Этика» . [10] Пантеистическую позицию занял также в 16 веке философ и космолог Джордано Бруно . [11]
На Востоке Адвайта Веданта , школа индуистской философии, считается похожей на пантеизм в западной философии. Ранний даосизм Лао -цзы и Чжуанцзы также иногда считают пантеистическим, хотя он мог бы быть больше похож на панентеизм . чхондоизм , возникший во времена династии Чосон в Корее, и вон-буддизм Пантеистическими также считаются .
Этимология [ править ]
Пантеизм происходит от греческого слова πᾶν pan (что означает «все, всего») и θεός theos (что означает «бог, божественный»). Первая известная комбинация этих корней появляется на латыни в книге Джозефа Рафсона 1697 года De Spatio Reali seu Ente Infinito . [9] где он обращается к «пантеизму». [8] Впоследствии в 1702 году оно было переведено на английский язык как «пантеизм».
Определения [ править ]
Часть серии о |
Духовность |
---|
Контур |
Влияния |
Исследовать |
Часть серии о |
Нетеистическая религия |
---|
Часть серии о |
Теизм |
---|
Существует множество определений пантеизма. Некоторые считают это богословской и философской позицией относительно Бога . [14] : стр.8
Доктрина, которая отождествляет Бога со вселенной или рассматривает вселенную как проявление Бога.
Пантеизм – это точка зрения, согласно которой все является частью всеобъемлющего, имманентного Бога. Тогда все формы реальности можно считать либо модусами этого Бытия, либо тождественными ему. [15] Некоторые считают, что пантеизм — это нерелигиозная философская позиция. Для них пантеизм — это точка зрения, согласно которой Вселенная (в смысле целостности всего сущего) и Бог тождественны. [16]
История [ править ]
Досовременные времена [ править ]
Ранние следы пантеистической мысли можно найти в анимистических верованиях и племенных религиях по всему миру как выражение единства с божественным, особенно в верованиях, в которых нет центрального политеистического или монотеистического образа. Эллинистическое богословие делает ранние зарегистрированные ссылки на пантеизм в древнегреческой религии , орфизма где пан (все) родственен богу-творцу Фанесу (символизирующему вселенную). [17] и с Зевсом , после проглатывания Фанеса. [18]
Пантеистические тенденции существовали в ряде гностических групп, причем пантеистическая мысль появлялась на протяжении всего Средневековья . [19] К ним относятся верования таких мистиков, как Ортлиб Страсбургский , Давид Динанский , Амальрик Бенский и Экхарт . [19] : стр. 620–621.
Католическая церковь долгое время считала пантеистические идеи ересью. [20] [21] Себастьян Франк считался ранним пантеистом. [22] Джордано Бруно , итальянский монах, проповедовавший о трансцендентном и бесконечном Боге, был сожжен на костре в 1600 году римской инквизицией . С тех пор он стал известен как знаменитый пантеист и мученик науки. [23] [24]
Считается, что индуистская философия Адвайта Веданта похожа на пантеизм. Термин Адвайта (буквально «невторичность», но обычно переводимый как « недвойственность ») [25] [26] и часто приравнивается к монизму [примечание 1] ) относится к идее, что Брахман только в конечном счете реален , в то время как преходящий феноменальный мир является иллюзорной видимостью ( майей ) Брахмана. С этой точки зрения, дживатман , переживающее «Я», в конечном счете неотлично («на апарах») от Атмана - Брахмана , высшего «Я», или Реальности . [27] [28] [29] [примечание 2] Дживатман , или индивидуальное «я» , — это просто отражение или ограничение единственного Атмана во множестве видимых индивидуальных тел. [30]
Барух Спиноза [ править ]
На Западе пантеизм был оформлен как отдельная теология и философия, основанная на работах философа 17 века Баруха Спинозы. [14] : стр.7 Спиноза был голландским философом португальского происхождения, выросшим в еврейской общине сефардов в Амстердаме . [32] Он разработал весьма противоречивые идеи относительно подлинности еврейской Библии и природы Божественного и был фактически исключен из еврейского общества в возрасте 23 лет, когда местная синагога издала против него херем . [33] Ряд его книг был опубликован посмертно и вскоре после этого включен в Индекс запрещенных книг Католической церкви . [34]
В посмертной «Этике » он выступил против Рене Декарта знаменитого дуализма разума и тела , теории, согласно которой тело и дух разделены. [35] Спиноза придерживался монистической точки зрения, согласно которой это одно и то же, и монизм является фундаментальной частью его философии. Его описывали как «человека, опьяненного Богом», и он использовал слово «Бог» для описания единства всей субстанции. [35] Эта точка зрения повлияла на таких философов, как Георг Вильгельм Фридрих Гегель , который сказал: «Вы либо спинозист , либо вообще не философ». [36] Спиноза заслужил похвалу как один из величайших рационалистов философии 17 века. [37] и один из западной философии . самых важных мыслителей [38] Хотя термин «пантеизм» был придуман только после его смерти, он считается самым знаменитым защитником этой концепции. [39] Этика была основным источником распространения западного пантеизма. [10]
18 век [ править ]
Первое известное использование термина «пантеизм» было на латыни («pantheismus». [8] ) английского математика Джозефа Рафсона в его работе De Spatio Reali seu Ente Infinito , опубликованной в 1697 году. [9] Рафсон начинает с различия между атеистическими «пангилистами» (от греческих корней pan — «все» и hyle — «материя»), которые верят, что все есть материя, и спинозианскими «пантеистами», которые верят в «некую универсальную субстанцию, материальную а также разум, который творит все существующее из своей собственной сущности». [40] [41] Рафсон считал, что Вселенная неизмерима с точки зрения человеческого понимания, и считал, что люди никогда не смогут постичь ее. [42] Он ссылался на пантеизм древних египтян, персов, сирийцев, ассирийцев, греков, индийцев и еврейских каббалистов , особенно имея в виду Спинозу. [43]
Этот термин был впервые использован на английском языке в переводе работы Рафсона в 1702 году. Позже он был использован и популяризирован ирландским писателем Джоном Толандом в его работе 1705 года «Истинно изложенный социнианизм пантеистом» . [44] [19] : стр. 617–618. Джозефа Рафсона На Толанд оказали влияние как Спиноза, так и Бруно, и он прочитал «De Spatio Reali» , называя его «гениальной Книгой реального пространства мистера Ральфсона (sic)». [45] Как и Рафсон, он использовал термины «пантеист» и «спинозист» как синонимы. [46] В 1720 году он написал « Пантеистикон: или Форма прославления сократического общества» на латыни, представляя себе пантеистическое общество, которое верило: «Все вещи в мире едины, и одно есть все во всех вещах… что есть все во всем». Все есть Бог, вечный и необъятный, не рожденный и не исчезнувший». [47] [48] Он разъяснил свою идею пантеизма в письме Готфриду Лейбницу в 1710 году, когда упомянул «пантеистическое мнение тех, кто не верит ни в какое другое вечное существо, кроме Вселенной». [19] [49] [50] [51]
В середине восемнадцатого века английский теолог Дэниел Уотерленд определил пантеизм следующим образом: «Он предполагает, что Бог и природа, или Бог и вся вселенная, являются одной и той же субстанцией — одним универсальным существом; настолько, что человеческие души являются лишь модификациями божественной субстанции». [19] [52] В начале девятнадцатого века немецкий теолог Юлиус Вегшайдер определил пантеизм как веру в то, что Бог и мир, созданный Богом, суть одно и то же. [19] [53]
В 1785–1789 годах возник спор о философии Спинозы между немецкими философами Фридрихом Генрихом Якоби (критик) и Моисеем Мендельсоном (защитник). Известный на немецком языке как Pantheismusstreit (спор о пантеизме), он помог распространить пантеизм среди многих немецких мыслителей. [54]
19 век [ править ]
Растущее влияние
В начале XIX века пантеизм был точкой зрения многих ведущих писателей и философов, привлекая таких деятелей, как Уильям Вордсворт и Сэмюэл Кольридж в Великобритании; Иоганн Готлиб Фихте , Шеллинг и Гегель в Германии; Кнут Гамсун в Норвегии; и Уолт Уитмен , Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо в Соединенных Штатах. Рассматриваемая Ватиканом как растущая угроза, в 1864 году она была официально осуждена Папой Пием IX в « Программе ошибок» . [55]
Письмо, написанное в 1886 году Уильямом Херндоном , юридическим партнером Авраама Линкольна , было продано на аукционе за 30 000 долларов США в 2011 году. [56] президента США В нем Херндон пишет о развивающихся религиозных взглядах , включая пантеизм.
«Религия г-на Линкольна мне слишком хорошо известна, чтобы допускать даже тень сомнения; он является или был теистом и рационалистом, отрицающим все необычное – сверхъестественное вдохновение или откровение. В какой-то момент своей жизни, если сказать, по крайней мере, он был возвышенным пантеистом, сомневавшимся в бессмертии души, как понимает этот термин христианский мир. Он верил, что душа утратила свою идентичность и стала бессмертной как сила. После этого он возвысился до веры в Бога, и. это все изменения, которые он когда-либо претерпел». [56] [57]
Понятно, что тема спорная, но содержание письма соответствует довольно теплому подходу Линкольна к организованной религии. [57]
Сравнение с нехристианскими религиями [ править ]
Некоторые богословы XIX века считали различные дохристианские религии и философии пантеистическими. Они думали, что пантеизм похож на древний индуизм. [19] : стр. 618 философия Адвайты (недуализм). [58]
Европейские богословы XIX века также считали, что древнеегипетская религия содержит пантеистические элементы, и указывали на египетскую философию как на источник греческого пантеизма. [19] : стр. 618–620. В число последних входили некоторые досократики , такие как Гераклит и Анаксимандр . [59] Стоики Марком были пантеистами, начиная с Зенона Китийского и заканчивая императором-философом Аврелием . Во времена дохристианской Римской империи стоицизм был одной из трёх доминирующих философских школ, наряду с эпикурейством и неоплатонизмом . [60] [61] Ранний даосизм Лао -цзы и Чжуанцзы также иногда считают пантеистическим, хотя он мог бы быть больше похож на панентеизм . [49]
чхондоизм , возникший во времена династии Чосон в Корее, и вон-буддизм Пантеистическими также считаются . Общество реалистов Канады считает, что сознание самосознающей Вселенной является реальностью, что является альтернативным взглядом на пантеизм. [62]
20 век [ править ]
В конце 20-го века некоторые заявили, что пантеизм был основной теологией неоязычества . [63] и пантеисты начали создавать организации, специально посвященные пантеизму и рассматривающие его как отдельную религию. [49]
21 век [ править ]
Дорион Саган , сын учёного и научного деятеля Карла Сагана , опубликовал в 2007 году книгу « Ослепляй постепенно: размышления о природе природы» , написанную в соавторстве с его матерью Линн Маргулис . В главе «Истина моего отца» Саган пишет, что его «отец верил в Бога Спинозы и Эйнштейна, Бога не за природой, а как природу, эквивалентную ей». [64]
В 2009 году пантеизм был упомянут в Папской энциклике. [65] и в заявлении в первый день Нового 2010 года: [66] критикуя пантеизм за отрицание превосходства человека над природой и видение источника спасения человека в природе. [65]
В 2015 году организация The Paradise Project , «занимающаяся прославлением и распространением информации о пантеизме», поручила художнику-монументалисту из Лос-Анджелеса Леви Понсе нарисовать 75-футовую фреску в Венеции , штат Калифорния, рядом с офисом организации. [67] На фреске изображены Альберт Эйнштейн , Алан Уоттс , Барух Спиноза , Теренс МакКенна , Карл Юнг , Карл Саган , Эмили Дикинсон , Никола Тесла , Фридрих Ницше , Ральф Уолдо Эмерсон , Уэб Дюбуа , Генри Дэвид Торо , Элизабет Кэди Стэнтон , Руми , Ади Шанкара. и Лао-цзы . [68] [69]
Категории [ править ]
Существует несколько разновидностей пантеизма. [19] [70] : 3 и различные системы их классификации, основанные на одном или нескольких спектрах или на отдельных категориях.
Степень детерминизма [ править ]
Философ Чарльз Хартшорн использовал термин «классический пантеизм» для описания детерминистской философии Баруха Спинозы, стоиков и других деятелей-единомышленников. [71] Пантеизм (Все есть Бог) часто ассоциируется с монизмом (Все есть Одно), и некоторые полагают, что он логически подразумевает детерминизм (Все есть Сейчас). [35] [72] [73] [74] [75] Альберт Эйнштейн объяснил богословский детерминизм , заявив: [76] «Прошлое, настоящее и будущее — это иллюзия » . Эту форму пантеизма называют «крайним монизмом», в котором, по словам одного комментатора, «Бог решает или определяет все, включая наши предполагаемые решения». [77] Другие примеры пантеизмов, склонных к детерминизму, включают пантеизмы Ральфа Уолдо Эмерсона , [78] и Гегель. [79]
Однако некоторые выступают против рассмотрения каждого значения «единства» как аспекта пантеизма. [80] существуют версии пантеизма, которые рассматривают детерминизм как неточный или неполный взгляд на природу. Примеры включают убеждения Иоанна Скота Эриугены , [81] Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг и Уильям Джеймс . [82]
Степень веры [ править ]
Также можно выделить два типа пантеизма: один более религиозный, а другой более философский. Колумбийская энциклопедия пишет об этом различии:
- «Если пантеист начинает с веры в то, что единая великая реальность, вечная и бесконечная, — это Бог, он видит все конечное и временное как некую часть Бога. Нет ничего отдельного или отличного от Бога, ибо Бог — это вселенная. С другой стороны, концепция, взятая за основу системы, состоит в том, что великое всеобъемлющее единство — это сам мир или вселенная, Бог поглощен этим единством, которое можно назвать природой». [83]
Форма монизма [ править ]
Философы и теологи часто предполагали, что пантеизм подразумевает монизм. [84] [примечание 3]
Другое [ править ]
В 1896 году теолог Дж. Х. Уорман выделил семь категорий пантеизма: механический или материалистический (Бог — механическое единство существования); Онтологический (фундаментальное единство, Спиноза); Динамический; Психический (Бог – душа мира); Этические (Бог есть всеобщий моральный порядок, Фихте); Логический (Гегель); и Чистый (поглощение Бога природой, что Ворман приравнивает к атеизму). [19]
В 1984 году Пол Д. Фейнберг , профессор библейского и систематического богословия в Тринити-евангелической богословской школе, также выделил семь: гилозоистические; Имманентистический; Абсолютистический монистический; Релятивистский монистический; Акосмический; Тождество противоположностей; и неоплатонический или эманационный. [90]
Демография [ править ]
Распространенность [ править ]
Согласно переписи 2011 года, Великобритания была страной с наибольшим количеством пантеистов. [91] По состоянию на 2011 год около 1000 канадцев назвали свою религию «пантеистической», что составляет 0,003% населения. [92] К 2021 году число канадских пантеистов выросло до 1855 (0,005%). [93] В Ирландии число пантеистов выросло с 202 в 1991 году. [94] до 1106 в 2002 г., [94] до 1691 в 2006 г., [95] 1940 в 2011 году. [96] [ нужно обновить ] В Новой Зеландии в 1901 году был ровно один человек-пантеист. [97] К 1906 году число пантеистов в Новой Зеландии увеличилось до 7 (6 мужчин, 1 женщина). [98] К 2006 году это число выросло до 366. [99]
Возраст, этническая принадлежность и пол [ править ]
Перепись населения Канады 2021 года показала, что пантеисты несколько чаще были в возрасте от 20 до 30 лет по сравнению с населением в целом. Возрастной группой с наименьшей вероятностью быть пантеистами были люди в возрасте до 15 лет, у которых вероятность быть пантеистами была примерно в четыре раза меньше, чем у населения в целом. [105]
Канадская перепись 2021 года также показала, что пантеисты с меньшей вероятностью входили в состав признанной группы меньшинства по сравнению с населением в целом: 90,3% пантеистов не принадлежат к какой-либо группе меньшинства (по сравнению с 73,5% населения в целом). Перепись не зарегистрировала пантеистов арабского происхождения , представителей Юго-Восточной Азии, Западной Азии, корейцев или японцев . [105]
В Канаде (2011 г.) не было гендерных различий в отношении пантеизма. [92] Однако в Ирландии (2011 г.) пантеистами несколько чаще были женщины (1074 пантеиста, 0,046% женщин), чем мужчины (866 пантеистов, 0,038% мужчин). [96] Напротив, в Канаде (2021 г.) было показано, что пантеистами немного чаще являются мужчины: мужчины составляют 51,5% пантеистов. [105]
Сравнение пантеистов в Канаде с населением в целом (2021 г.) [105] | |||
---|---|---|---|
Общая численность населения | Пантеисты | ||
Общая численность населения | 36,328,480 | 1,855 | |
Пол | Мужской | 17,937,165 (49.4%) | 955 (51.5%) |
Женский | 18,391,315 (50.6%) | 895 (48.2%) | |
Возраст | от 0 до 14 | 5,992,555 (16.5%) | 75 (4%) |
с 15 до 19 | 2,003,200 (5.5%) | 40 (2%) | |
с 20 до 24 | 2,177,860 (6%) | 125 (6.7%) | |
от 25 до 34 | 4,898,625 (13.5%) | 405 (21.8%) | |
от 35 до 44 | 4,872,425 (13.4%) | 380 (20.5%) | |
от 45 до 54 | 4,634,850 (12.8%) | 245 (13.2%) | |
от 55 до 64 | 5,162,365 (14.2%) | 245 13.2%) | |
65 и старше | 6,586,600 (18.1%) | 325 (17.5%) | |
Этническая принадлежность | Неменьшинство | 26,689,275 (73.5%) | 1,675 (90.3%) |
Южная Азия | 2,571,400 (7%) | 20 (1.1%) | |
китайский | 1,715,770 (4.7%) | 45 (2.4%) | |
Черный | 1,547,870 (4.3%) | 45 (2.4%) | |
Филиппинский | 957,355 (2.6%) | 10 (0.5%) | |
араб | 694,015 (1.9%) | 0 (0%) | |
Латиноамериканский | 580,235 (1.6%) | 25 (1.3%) | |
Юго-Восточная Азия | 390,340 (1.1%) | 0 (0%) | |
Западноазиатский | 360,495 (1%) | 0 (0%) | |
корейский | 218,140 (0.6%) | 0 (0%) | |
японский | 98,890 (0.3%) | 0 (0%) | |
Видимое меньшинство, нет | 172,885 (0.5%) | 0 (0%) | |
Множественные видимые меньшинства | 331,805 (0.9%) | 15 (0.8%) |
Связанные понятия [ править ]
Поклонение природе или природный мистицизм часто путают с пантеизмом. , отмечает По крайней мере один эксперт, Гарольд Вуд, основатель Всемирного общества пантеистов , что в пантеистической философии отождествление Спинозы Бога с природой сильно отличается от недавней идеи о пантеисте, отождествляющем себя с экологическими этическими проблемами. Использование им слова «природа» для описания своего мировоззрения может сильно отличаться от «природы» современных наук. Он и другие мистики природы, которые также идентифицируют себя как пантеисты, используют слово «природа» для обозначения ограниченной природной среды (в отличие от искусственно созданной среды ). Такое использование слова «природа» отличается от более широкого использования Спинозы и других пантеистов, описывающих законы природы и общие явления физического мира. Природный мистицизм может быть совместим с пантеизмом, но он также может быть совместим с теизмом и другими взглядами. [7] Пантеизм также был связан с поклонением животным , особенно в первобытных религиях. [106]
Нетеизм — это общий термин, который использовался для обозначения множества религий, не соответствующих традиционному теизму, и в который был включен пантеизм. [7]
Панентеизм (от греческого πᾶν (pân) «весь»; ἐν (en) «в»; и θεός (theós) «Бог»; «все в Боге») был формально придуман в Германии в 19 веке в попытке предлагают философский синтез традиционного теизма и пантеизма, заявляя, что Бог практически вездесущ в физической вселенной, но также существует «отдельно» или «за ее пределами» как ее Создатель и Хранитель. [107] : стр.27 Таким образом, панентеизм отделяется от пантеизма, постулируя дополнительное утверждение, что Бог существует над и за пределами мира, каким мы его знаем. [108] Граница между пантеизмом и панентеизмом может быть размыта в зависимости от различных определений Бога, поэтому возникли разногласия при отнесении отдельных известных деятелей к пантеизму или панентеизму. [107] : стр. 71–72, 87–88, 105. [109]
Пандеизм — еще одно слово, происходящее от пантеизма и характеризующееся сочетанием совместимых элементов пантеизма и деизма . [110] Он предполагает божество-Творца, которое в какой-то момент отличается от вселенной, а затем трансформируется в нее, в результате чего возникает вселенная, подобная пантеистической по своей нынешней сущности, но отличающаяся по происхождению.
Панпсихизм — это философская точка зрения, согласно которой сознание, разум или душа являются универсальной чертой всех вещей. [111] Некоторые пантеисты также придерживаются различных философских взглядов гилозоизма (или панвитализма), взгляда на то, что все живое, и его близкого соседа анимизма , взгляда на то, что все имеет душу или дух. [112]
Пантеизм в религии [ править ]
Традиционные религии [ править ]
Многие традиционные и народные религии, включая традиционные африканские религии. [113] и религии коренных американцев [114] [115] можно рассматривать как пантеизм или смесь пантеизма и других доктрин, таких как политеизм и анимизм . присутствуют элементы пантеизма По мнению пантеистов, в некоторых формах христианства . [116] [117] [118]
Идеи, напоминающие пантеизм, существовали в восточных религиях до 18 века (особенно в сикхизме , индуизме , конфуцианстве и даосизме ). Хотя нет никаких доказательств того, что они повлияли на творчество Спинозы, такие свидетельства есть и в отношении других современных философов, таких как Лейбниц, а затем Вольтер. [119] [120] В случае индуизма пантеистические взгляды существуют наряду с панентеистическими, политеистическими, монотеистическими и атеистическими. [121] [122] [123] В случае сикхизма истории, приписываемые Гуру Нанаку, предполагают, что он верил, что Бог был повсюду в физическом мире, а сикхская традиция обычно описывает Бога как сохраняющую силу в физическом мире, присутствующую во всех материальных формах, каждая из которых создана как проявление. Бога. Однако сикхи рассматривают Бога как трансцендентного творца. [124] «имманентно феноменальной реальности мира так же, как можно сказать, что художник присутствует в своем искусстве». [125] Это подразумевает более панентеистическую позицию.
и новые Духовность движения религиозные
Пантеизм популярен в современной духовности и новых религиозных движениях , таких как неоязычество и теософия . [126] Две организации, в названии которых есть слово пантеизм, образовались в последней четверти ХХ века. В 1975 году было основано Всемирное пантеистическое общество, открытое для всех разновидностей пантеистов и поддерживающее экологические проблемы. [127] Всемирное пантеистическое движение возглавляет Пол Харрисон , защитник окружающей среды, писатель и бывший вице-президент Всемирного пантеистического общества, из которого он ушел в отставку в 1996 году. Всемирное пантеистическое движение было основано в 1999 году с целью сосредоточиться исключительно на продвижении натуралистического пантеизма – строгого метафизическая натуралистическая версия пантеизма, [128] некоторые считают формой религиозного натурализма . [129] Ее описывают как пример «темно-зеленой религии» с упором на экологическую этику . [130]
См. также [ править ]
- Анимизм
- Биоцентризм (этика)
- Неверие
- Список пантеистов
- Монизм
- Мать-природа
- Панентеизм
- Теопанизм — термин, отличающийся с философской точки зрения, но происходящий от однокоренных слов.
- Поклонение небесным светилам
Примечания [ править ]
- ^ Форма монизма:
- Малковский 2000 , с. 71: «Наиболее распространенная интерпретация адвайты приравнивает недвойственность к монизму и акосмическому иллюзионизму. Говорят, что существует только Абсолют, или параа-брахма; все остальное - всего лишь иллюзорная видимость».
- Менон 2012 : «Основная философия Адвайты - это идеалистический монизм, и считается, что она впервые представлена в Упанишадах и закреплена в Брахма-сутре этой традицией».
- Кинг 1995 , с. 65: «Преобладающий монизм Упанишад был развит Адвайта Ведантой до своей предельной крайности».
- Моханти 1980 , с. 205: «Ньяя-Вайшешика реалистичен; Адвайта-веданта идеалистична. Первая плюралистична, вторая монистична».
- ^ Высшее Я:
- Шанкара, Упадешасахасри I.18.3: «Я вечносвободный, существующий» ( Сат ). I.18.6: «Два [противоречивых] понятия «Я есть Существующий- Брахман » и «Я действую» имеют своим свидетелем Атман . Считается более разумным отказаться только от [этого одного] из двух [понятий] которое возникает из-за незнания. I.18.7: «Представление «Я есть Сущее» возникает из правильных средств познания, [в то время как] другое понятие берет свое начало из ошибочных средств познания». ( Mayeda 1992 , стр. 172)
- Брахмаджнанавалимала Стих 20: «Брахман реален, вселенная — митхья (ее нельзя отнести ни к реальной, ни к нереальной). Джива — это сам Брахман, а не нечто иное». Перевод С.Н. Шастри [1]
- Шивананда 1993 , с. 219: «Только Брахман (Абсолют) реален; этот мир нереален; а Джива, или индивидуальная душа, неотлична от Брахмана».
- Менон 2012 : «Ощущающее Я (джива) и трансцендентное Я Вселенной (Атман) в действительности идентичны (оба являются Брахманом), хотя индивидуальное Я кажется различным, поскольку пространство внутри контейнера кажется отличным от пространства как такового. доктрины представлены в анонимном стихе «брахма сатьям джаган митхья; дживо брахмаива на апарах» (Только Брахман Истинен, и этот мир множественности является ошибкой; индивидуальное «я» не отличается от Брахмана)».
- Дойч 1973 , с. 54: «[] существенный статус [индивидуальной человеческой личности] — это статус безусловной реальности, идентичности с Абсолютом [...] самость ( джива ) только воспринимается неправильно: самость на самом деле является Брахманом».
- Коллер 2013 , стр. 100–101: «Атман, который идентичен Брахману, в конечном итоге является единственной реальностью, и [...] появление множественности - это полностью работа невежества [...] личность, в конечном счете, принадлежит природа Атмана/Брахмана [...] Только Брахман в конечном счете реален».
- Боукер 2000а , «Адвайта Веданта»: «Есть только Брахман, который обязательно недифференцирован. Из этого следует, что не может быть даже различия или двойственности между человеческим субъектом, или самостью, и Брахманом, поскольку Брахман должен быть этим самым самостью». (поскольку Брахман — это реальность, лежащая в основе всего явления). Поэтому целью человеческой жизни и мудрости должно быть осознание того, что «я» (атман) — это Брахман».
- Хакер (1995 , стр. 88) отмечает, что Шанкара использует две группы слов для обозначения «атмана»: «Одна группа — в основном джива , виджнанатман и шарира — выражает иллюзорный аспект души [...] Но кроме того, есть — два выражения атман и пратьягатман . Они также обозначают индивидуальную душу, но в ее реальном аспекте». Майеда (1992 , стр. 11, 14) использует слово пратьягатман ; Шивананда 1993 , с. 219), Дойч (1973 , стр. 54) и Менон (2012) используют термин джива , когда речь идет о тождестве атмана и Брахмана .
- ^ Различные типы монизма включают: [85] [86]
- Субстанциональный монизм, «мнение о том, что кажущееся множество субстанций обусловлено различными состояниями или проявлениями одной субстанции». [85]
- Атрибутивный монизм, «точка зрения, согласно которой, каким бы ни было количество субстанций, они принадлежат к одному конечному виду». [85]
- Частичный монизм: «в пределах данной сферы бытия (сколько бы их ни было) существует только одна субстанция». [85]
- Существующий монизм, точка зрения, согласно которой существует только один конкретный объектный маркер (Единый, «Τὸ Ἕν» или Монада ). [87]
- Приоритетный монизм: «целое предшествует своим частям» или «мир имеет части, но части являются зависимыми фрагментами единого целого». [86]
- Монизм свойств: точка зрения, согласно которой все свойства относятся к одному типу (например, существуют только физические свойства).
- Родовой монизм: «учение о наличии высшей категории, например, бытия». [86]
- Метафизический дуализм , утверждающий, что существуют две в конечном счете непримиримые субстанции или реальности, такие как Добро и Зло, например, манихейство . [88]
- Метафизический плюрализм , который утверждает три или более фундаментальных субстанции или реальности. [88]
- Нигилизм , отрицает любую из вышеперечисленных категорий (вещества, свойства, конкретные предметы и т. д.).
- Идеализм , феноменализм или менталистический монизм, который утверждает, что только разум или дух реален. [88]
- Нейтральный монизм , который утверждает, что один вид вещей фундаментально существует, [89] к которому можно свести как умственное, так и физическое.
- Материальный монизм (также называемый физикализмом и материализмом ), который утверждает, что только физическое реально, а ментальное или духовное можно свести к физическому: [88] [89]
- а. Элиминативный материализм , согласно которому все является физическим, а ментальные вещи не существуют. [89]
- б. Редукционный физикализм , согласно которому ментальные вещи существуют и являются своего рода физическими вещами. [89] Такие как бихевиоризм , теория типовой идентичности и функционализм .
Ссылки [ править ]
- ^ «Пантеизм – определение, значение и синонимы» . Словарь.com . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Новый Оксфордский словарь английского языка . Оксфорд: Кларендон Пресс . 1998. с. 1341. ИСБН 978-0-19-861263-6 .
- ^ Энциклопедия философии под ред. Пол Эдвардс . Нью-Йорк: Макмиллан и свободная пресса. 1967. с. 34.
- ^ Рид-Боуэн, Пол (2016). Богиня как природа: к философской теологии . Тейлор и Фрэнсис . п. 70. ИСБН 978-1317126348 .
- ^ «Определение пантеизма» . 28 сентября 2023 г.
- ^ Чарльз Талиаферро; Пол Дрейпер; Филип Л. Куинн (ред.). Товарищ по философии религии . п. 340.
Они отрицают, что Бог «совершенно иной», чем мир, или онтологически отличен от него.
- ^ Перейти обратно: а б с Левин 1994 , стр. 44, 274–275:
- «Идея о том, что Единство, укорененное в природе, заключается в том, что виды природного мистицизма (например, Вордсворта, Робинсона Джефферса, Гэри Снайдера) имеют общего с более философски обоснованными версиями пантеизма. Именно поэтому мистицизм природы и философский пантеизм часто смешивают и путают. друг для друга».
- «Пантеизм [Вуда] далек от отождествления Спинозы Бога с природой и гораздо ближе к природному мистицизму. Фактически это природный мистицизм».
- «Однако природный мистицизм так же совместим с теизмом, как и с пантеизмом».
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор, Брон (2008). Энциклопедия религии и природы . А&С Черный. стр. 1341–1342. ISBN 978-1441122780 . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Энн Томсон; Тела мысли: наука, религия и душа в эпоху раннего просвещения, 2008, стр. 54.
- ^ Перейти обратно: а б Ллойд, Женевьева (1996). Путеводитель по философии Рутледжа по Спинозе и этике . Путеводители по философии Рутледжа. Рутледж . п. 24. ISBN 978-0-415-10782-2 .
- ^ Биркс, Джемс Х. (11 ноября 1997 г.). «Джордано Бруно» . Мобил, Алабама : Предвестник. Архивировано из оригинала 27 июля 2017 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
Бруно был сожжен на костре за свои пантеистические взгляды и космические взгляды.
- ^ Пирсолл, Джуди (1998). Новый Оксфордский словарь английского языка (1-е изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 1341. ИСБН 978-0-19-861263-6 .
- ^ Эдвардс, Пол (1967). Энциклопедия философии . Нью-Йорк: Макмиллан. п. 34 .
- ^ Перейти обратно: а б с Пиктон, Джеймс Аллансон (1905). Пантеизм: его история и значение . Чикаго: Арчибальд Констебль & CO LTD. ISBN 978-1419140082 .
- ^ Оуэн, HP «Концепции божества» . Лондон: Макмиллан, 1971, с. 65.
- ^ Новый Оксфордский словарь английского языка . Оксфорд: Кларендон Пресс. 1998. с. 1341. ИСБН 978-0-19-861263-6 .
- ^ Дамасий, ссылаясь на богословие, изложенное Иеронимом и Геллаником в « Теогонии » . Sacred-texts.com . «...обсуждаемая сейчас теология прославляет Протогона (Первенца) [Фанеса] и называет его Дисом, как распорядителем всех вещей и всего мира: по этой причине его также называют Паном».
- ^ Бетех, Габор, Папирус Дервени , издательство Кембриджского университета, 2004, стр. 176–178 ISBN 978-0-521-80108-9
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Уорман, Дж. Х., «Пантеизм», в «Циклопедии библейской, теологической и церковной литературы», том 1 , Джон МакКлинток, Джеймс Стронг (редакторы), Harper & Brothers, 1896, стр. 616–624.
- ^ Коллиндж, Уильям, Исторический словарь католицизма , Scarecrow Press, 2012, стр. 188, ISBN 9780810879799 .
- ^ «Что такое пантеизм?» . католик.com . Архивировано из оригинала 1 августа 2017 года.
- ^ Колаковский, Лешек (11 июня 2009 г.). Два глаза Спинозы и другие очерки о философах – Лешек Колаковский – Google Книги . Пресса Святого Августина. ISBN 9781587318757 . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Макинтайр, Джеймс Льюис, Джордано Бруно , Макмиллан, 1903, стр. 316.
- ^ «Бруно был мучеником за магию, а не за науку | Наука 2.0» . 27 августа 2014 г.
- ^ Немецкий 1988 , с. 3.
- ^ Милн 1997 .
- ^ Менон 2012 .
- ^ Немецкий 1973 , с. 3, 2 класс; стр.54.
- ^ Коллер 2013 , с. 100-101.
- ^ Индич 2000 , с. 50.
- ^ * Фрейзер, Александр Кэмпбелл «Философия теизма», Уильям Блэквуд и сыновья, 1895, стр. 163.
- ^ Готлиб, Энтони (18 июля 1999 г.). «Бог существует с философской точки зрения (рецензия на книгу Стивена Надлера «Спиноза: жизнь»)» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 сентября 2009 г.
- ^ «Почему Спиноза был отлучен от церкви» . Национальный фонд гуманитарных наук . 1 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2018 г. . Проверено 5 сентября 2017 г.
- ^ «Разрушитель и строитель» . Новая Республика . 3 мая 2012 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пламптре, Констанция (1879). Общий очерк истории пантеизма, Том 2 . Лондон: Сэмюэл Дикон и компания, стр. 3–5, 8, 29. ISBN. 9780766155022 .
- ^ «История философии» Гегеля . СУНИ Пресс. 2003. ISBN 9780791455432 . Архивировано из оригинала 13 мая 2011 года . Проверено 2 мая 2011 г.
- ^ Скратон 1986 (изд. 2002 г.), гл. 2, стр. 26
- ^ Делёз, Жиль (1990). «(предисловие переводчика)». Экспрессионизм в философии: Спиноза . Зональные книги. Называется «принцем» философов.
- ^ Шохам, Шломо Гиора (2010). Чтобы проверить пределы нашей выносливости . Кембриджские ученые. п. 111. ИСБН 978-1443820684 .
- ^ Рафсон, Джозеф (1697). О реальном пространстве (на латыни). Лондон п. 2.
- ^ Саттл, Гэри. «Джозеф Рафсон: 1648–1715» . Пантеистическая ассоциация природы. Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 7 сентября 2012 г.
- ^ Койре, Александр (1957). От закрытого мира к бесконечной Вселенной . Балтимор, Мэриленд: Johns Hopkins Press. стр. 190–204 . ISBN 978-0801803475 .
- ^ Беннет, Т. (1702 г.). История произведений ученых . Х.Роудс. п. 498 . Проверено 28 июля 2017 г.
- ^ Дабундо, Лаура (2009). Энциклопедия романтизма (Возрождение Рутледжа) . Рутледж. стр. 442–443. ISBN 978-1135232351 . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ Дэниел, Стивен Х. «Семантический пантеизм Толанда», в книге Джона Толанда «Христианство не таинственное», «Текст, связанные работы и критические эссе». Под редакцией Филипа МакГиннесса, Алана Харрисона и Ричарда Кирни. Дублин, Ирландия: The Lilliput Press, 1997.
- ^ Р.Э. Салливан, «Джон Толанд и полемика деистов: исследование адаптации», издательство Гарвардского университета, 1982, стр. 193.
- ^ Харрисон, Пол. «Толанд: отец современного пантеизма» . Пантеистическая история . Мировое пантеистическое движение . Проверено 5 сентября 2012 г.
- ^ Толанд, Джон, Пантеистикон, 1720; перепечатка издания 1751 года, Нью-Йорк и Лондон: Гарланд, 1976, стр. 54.
- ^ Перейти обратно: а б с Пол Харрисон, «Элементы пантеизма» , 1999.
- ^ Хондерих, Тед, Оксфордский компаньон по философии , Oxford University Press, 1995, стр. 641: «Термин «пантеист», впервые использованный Джоном Толандом в 1705 году, обозначает человека, который считает, что все существующее представляет собой единство и что это единство божественно».
- ^ Томпсон, Энн, «Тела мысли: наука, религия и душа в эпоху раннего просвещения» , Oxford University Press, 2008, стр. 133, ISBN 9780199236190 .
- ^ Уорман цитирует Waterland, Works, viii, p. 81.
- ^ Уорман цитирует Вегшайдера, Догматические теологические институты , стр. 250
- ^ Джованни, ди; Ливьери, Паоло (6 декабря 2001 г.). «Фридрих Генрих Якоби» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 25 сентября 2021 г.
- ^ Папа Б.И. Пий IX (9 июня 1862 г.). «Тренд ошибок 1.1» . Папские энциклики в Интернете . Проверено 28 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Херндон, Уильям (4 февраля 1866 г.). «Продано - Откровения Херндона о религии Линкольна» (отрывок и обзор) . Коллекция Рааба . Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Адамс, Гай (17 апреля 2011 г.). « Сегодня «Пантеист» Линкольн был бы неизбран» . Независимый . Лос-Анджелес. Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ Литературные останки покойного профессора Теодора Голдштукера, WH Allen, 1879. с. 32.
- ^ Тилли, Фрэнк (2003) [1908]. "Пантеизм". В Гастингсе, Джеймс (ред.). Энциклопедия религии и этики, часть 18 . Издательство Кессинджер. п. 614. ИСБН 9780766136953 .
- ^ Армстронг, АХ (1967). Кембриджская история позднегреческой и раннесредневековой философии . Издательство Кембриджского университета. стр. 57, 60, 161, 186, 222. ISBN. 978052104-0549 .
- ^ Маклинн, Фрэнк (2010). Марк Аврелий: Жизнь . Да Капо Пресс. п. 232. ИСБН 9780306819162 .
- ^ «О реализме» . Общество реалистов Канады . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Адлер, Марго (1986). Рисуя Луну . Маяк Пресс.
- ^ Саган, Дорион, «Постепенно ослепляйте: размышления о природе природы» 2007, с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Благотворительность в истине, 7 июля 2009 г.
- ^ «43-й Всемирный день мира 2010 г. Если вы хотите культивировать мир, защищайте творение | БЕНЕДИКТ XVI» . www.vatican.va . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ «Новая фреска в Вансе: «Корифеи пантеизма» » . ВенецияПапарацци . Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ Род, Перри. «О проекте «Рай»» . Проект «Рай» . Проверено 21 июня 2017 г.
- ^ Вуд, Гарольд (лето 2017 г.). «Новое онлайн-сообщество пантеизма ищет точки соприкосновения». Пантеистическое видение . 34 (2): 5.
- ^ Левин, Майкл (2020). «Пантеизм» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Чарльз Хартшорн и Уильям Риз, изд. (1953). Философы говорят о Боге . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 165–210 .
- ^ Голдсмит, Дональд; Марсия Бартусяк (2006). E = Эйнштейн: его жизнь, его мысли и его влияние на нашу культуру . Нью-Йорк: Издательство Стерлинг. п. 187. ИСБН 9781402763199 .
- ^ ФК Коплстон, «Пантеизм у Спинозы и немецких идеалистов», Philosophy 21, 1946, стр. 48.
- ^ Литературно-философское общество Ливерпуля, «Труды Ливерпульского литературно-философского общества, тома 43–44», 1889, стр. 285.
- ^ Джон Фергюсон, «Религии Римской империи», Cornell University Press, 1970, стр. 193.
- ^ Исааксон, Уолтер (2007). Эйнштейн: Его жизнь и Вселенная . Саймон и Шустер. п. 391 . ISBN 9781416539322 .
Я детерминист.
- ^ Линдси Джонс, изд. (2005). Энциклопедия религии: Том 10 (2-е изд.). США: Макмиллан. ISBN 978-0028657332 .
- ^ Зависимость и свобода: моральная мысль Горация Бушнелла Дэвида Уэйна Хаддорфа [2] Верой Эмерсона был «монистический детерминизм».
- Существа Прометея: гендер и политика технологий Тимоти Вэнс Кауфман-Осборн, Прометей ((Писатель)) [3] «Вещи находятся в седле и ездят на человечестве».
- Позиция Эмерсона — «мягкий детерминизм» (вариант детерминизма) [4] .
- «Судьба, которую определяет Эмерсон, лежит в основе детерминизма». (Судьба – одно из эссе Эмерсона) [5] .
- ^ Гегель был детерминистом» (также называемым комбатибилистом или мягким детерминистом). [6] «Гегеля и Маркса обычно называют величайшими сторонниками исторического детерминизма». [7]
- ^ Левин, Майкл П. (август 1992 г.). «Пантеизм, субстанция и единство». Международный журнал философии религии . 32 (1): 1–23. дои : 10.1007/bf01313557 . JSTOR 40036697 . S2CID 170517621 .
- ^ Моран, Дермот; Гуйу, Адриан (2019), «Джон Скоттус Эриугена» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимы 2019 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 19 марта 2020 г.
- ^ * Теории воли в истории философии Арчибальда Александра с. 307 Шеллинг считает, что «...воля не детерминирована, а самоопределена». [8]
- Динамический индивидуализм Уильяма Джеймса Джеймса О. Павельски с. 17 «[Его] борьба против детерминизма» «Моим первым актом свободной воли должна быть вера в свободную волю». [9]
- ^ «Пантеизм» . Электронная энциклопедия Колумбии, шестое издание . Издательство Колумбийского университета. 2012 . Проверено 13 июня 2012 г.
- ^ Оуэн, HP (1971). Концепции Божества . Лондон: Макмиллан. п. 67.
- ^ Перейти обратно: а б с д Урмсон 1991 , с. 297.
- ^ Перейти обратно: а б с Шаффер, Джонатан. «Монизм: приоритет целого» (PDF) . www.johnathanschaeffer.org . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Шаффер, Джонатан (19 марта 2007 г.). «Монизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2015 г.).
- ^ Перейти обратно: а б с д Брюггер 1972 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мандик 2010 , с. 76.
- ^ Евангелический богословский словарь под редакцией Уолтера А. Элвелла, стр. 887.
- ^ «Пантеисты всего мира» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Национальное обследование домохозяйств 2011 года: таблицы данных» . Статистическое управление Канады. 8 мая 2013 года . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Правительство Канады, Статистическое управление Канады (26 октября 2022 г.). «Религия по видимому меньшинству и статусу поколения: Канада, провинции и территории, переписные мегаполисы и переписные агломерации с частями» . www150.statcan.gc.ca . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гилмор, Десмонд А. (январь 2006 г.). «Смена религии в Ирландской Республике, 1991–2002 гг.» . Ирландская география . 39 (2): 111–128. дои : 10.1080/00750770609555871 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Перепись 2006 года: Том 13 - Религия» (PDF) . Дублин, Ирландия: Центральное статистическое управление. 2007 . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Статистические таблицы» (PDF) . cso.ie . п. 47 . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ «Результаты переписи населения колонии Новой Зеландии, проведенные в ночь на 31 марта 1901 года» . Статистическое управление Новой Зеландии . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ «Результаты переписи населения колонии Новой Зеландии, проведенной в ночь на 29 апреля 1906 года» . Статистическое управление Новой Зеландии. 29 апреля 1906 года . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Перепись 2006 года в Новой Зеландии.
- ^ Перепись населения Австралии 2011 г.
- ^ Перепись населения Шотландии 2001 г.
- ^ «Перепись 2011 года: Религия» . Управление переписи населения национальной статистики. 2011 . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ «Перепись 2011 года: Религия – Полная информация: QS218NI – Северная Ирландия» . nisra.gov.uk. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 1 октября 2013 г.
- ^ Перепись населения Уругвая 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Правительство Канады, Статистическое управление Канады (26 октября 2022 г.). «Религия по видимому меньшинству и статусу поколения: Канада, провинции и территории, переписные мегаполисы и переписные агломерации с частями» . www150.statcan.gc.ca . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Макдауэлл, Майкл; Браун, Натан Роберт (2009). Мировые религии на кончиках ваших пальцев – Майкл Макдауэлл, Натан Роберт Браун – Google Книги . Пингвин. ISBN 9781592578467 . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Купер, Джон В. (2006). Другой Бог Философов . Бейкер Академик.
- ^ Левин 1994 , с. 11.
- ^ Крейг, Эдвард, изд. (1998). «Генеалогия Икбала» . Философская энциклопедия Рутледжа . п. 100. ИСБН 9780415073103 .
- ^ Джонстон, Шон Ф. (2009). История науки: Руководство для начинающих . п. 90 . ISBN 978-1-85168-681-0 .
- ^ Сигер, Уильям; Аллен-Хермансон, Шон (23 мая 2001 г.). «Панпсихизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2012 г.).
- ^ Хоут, Джон Ф. (1990). Что такое религия?: Введение . Паулист Пресс. п. 19.
- ^ Парриндер, Э.Г. (1970). «Монотеизм и пантеизм в Африке». Журнал религии в Африке . 3 (2): 81–88. дои : 10.1163/157006670x00099 . JSTOR 1594816 .
- ^ Левин 1994 , с. 67.
- ^ Харрисон, Пол. «Североамериканские индейцы: духовность природы» . Мировое пантеистическое движение . Проверено 7 сентября 2012 г.
- ^ Харрисон, Пол. «Истоки христианского пантеизма» . Пантеистическая история . Мировое движение пантеистов . Проверено 20 сентября 2012 г.
- ^ Фокс, Майкл В. «Христианство и пантеизм» . Вселенское пантеистическое общество. Архивировано из оригинала 9 марта 2001 года . Проверено 20 сентября 2012 г.
- ^ Залеха, Бернард. «Возрождение христианского пантеизма как утраченного Евангелия творения» . Фонд христианской экологии, Inc. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 20 сентября 2012 г.
- ^ Мунгелло, Дэвид Э (1971). «Интерпретация неоконфуцианства Лейбницем». Философия Востока и Запада . 21 (1): 3–22. дои : 10.2307/1397760 . JSTOR 1397760 .
- ^ Лан, Фэн (2005). Эзра Паунд и конфуцианство: переделка гуманизма перед лицом современности . Университет Торонто Пресс. п. 190. ISBN 978-0-8020-8941-0 .
- ^ Фаулер 1997 , с. 2.
- ^ Фаулер 2002 , с. 15-32.
- ^ Длинный 2011 , с. 128.
- ^ Сингх, Никки-Гуниндер Каур (1992). «Миф об основателе: Джанамсахи и сикхская традиция». История религий . 31 (4): 329–343. дои : 10.1086/463291 . S2CID 161226516 .
- ^ Ахлувалия, Джасбир Сингх (март 1974 г.). «Антифеодальная диалектика сикхизма». Социолог . 2 (8): 22–26. дои : 10.2307/3516312 . JSTOR 3516312 .
- ^ Карпентер, Деннис Д. (1996). «Эмерджентная духовность природы: исследование основных духовных контуров современного языческого мировоззрения». В Льюисе, Джеймсе Р., Магическая религия и современное колдовство . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-2890-0 . п. 50.
- ^ «Главная страница» . Вселенское пантеистическое общество . Проверено 8 августа 2012 г.
- ^ Мировое пантеистическое движение. «Натурализм и религия: может ли быть натуралистическая и научная духовность?» . Проверено 4 сентября 2012 г.
- ^ Стоун, Джером Артур (2008). Религиозный натурализм сегодня: возрождение забытой альтернативы . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 10 . ISBN 978-0791475379 .
- ^ Брон Рэймонд Тейлор, « Темно-зеленая религия: духовность природы и планетарное будущее », University of California Press, 2010, стр. 159–160.
Источники [ править ]
- Боукер, Джон (2000a), «Адвайта Веданта» , Краткий Оксфордский словарь мировых религий , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-280094-7 , заархивировано из оригинала 5 января 2022 года , получено 1 августа 2020 года.
- Дойч, Элиот (1973), Адвайта Веданта: философская реконструкция , Гавайский университет Press, ISBN 978-0-8248-0271-4
- Дойч, Элиот (1988), Адвайта Веданта: философская реконструкция , Гавайский университет Press, ISBN 0-88706-662-3
- Фаулер, Джинин Д. (1997), Индуизм: верования и практики , Sussex Academic Press
- Фаулер, Джинин Д. (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма , Sussex Academic Press
- Хакер, Пол (1995), Филология и конфронтация: Пол Хакер о традиционной и современной Веданте , SUNY Press, ISBN 978-0-7914-2582-4
- Индич, Уильям (2000), Сознание в Адвайта Веданте , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120812512
- Кинг, Ричард (1995), Ранняя Адвайта Веданта и буддизм: махаянский контекст Гаудападия-карики , SUNY Press
- Коллер, Джон М. (2013), «Шанкара», в Мейстере, Чад; Копан, Пол (ред.), Рутледж, компаньон по философии религии , Рутледж
- Левин, Майкл (1994), Пантеизм: нетеистическая концепция божества , Psychology Press, ISBN 9780415070645
- Лонг, Джеффри Д. (2011), Исторический словарь индуизма , Scarecrow Press
- Малковский, Брэдли Дж. (2000), «Шамкара о Божественной Милости», в Малковском, Брэдли Дж. (редактор), Новые перспективы Адвайта Веданты: Очерки памяти профессора Ричарда Де Смета, SJ , BRILL
- Майеда, Сенгаку (1992), «Введение в жизнь и мысли Шанкары» , в Маеде, Сенгаку (редактор), « Тысяча учений: Упадешасахасри Шанкары» , State University of New York City Press, ISBN 0-7914-0944-9
- Менон, Сангита (2012), Адвайта Веданта , Интернет-энциклопедия философии
- Милн, Джозеф (апрель 1997 г.), «Адвайта Веданта и типологии множественности и единства: интерпретация индивидуального знания», Международный журнал индуистских исследований , 1 (1): 165–188, doi : 10.1007/s11407-997-0017- 6 , S2CID 143690641
- Моханти, Дж. Н. (1980), «Понимание некоторых онтологических различий в индийской философии», Журнал индийской философии , 8 (3): 205–217, doi : 10.1007/BF00166295 , S2CID 145752220
- Шивананда, Свами (1993), Все об индуизме , Общество божественной жизни
- Урмсон, Джеймс Опи (1991), Краткая энциклопедия западной философии и философов , Рутледж
- Брюггер, Уолтер, изд. (1972), Философский словарь , Барселона: Гердер, искусство. дуализм , монизм , плюрализм
- Мандик, Пит (2010), Ключевые термины философии разума , Continuum International Publish.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Амрик, К. Пантеизм: свет и надежда современного разума , 1898. онлайн.
- Харрисон, Пол, Элементы пантеизма , Element Press, 1999. Предварительный просмотр
- Хант, Джон, Пантеизм и христианство , William Isbister Limited, 1884. онлайн.
- Левин, Майкл, Пантеизм: нетеистическая концепция божества , Psychology Press, 1994, ISBN 9780415070645
- Пиктон, Джеймс Аллансон, Пантеизм: его история и значение , Archibald Constable & Co., 1905. онлайн .
- Пламптре, Констанс Э. , Общий очерк истории пантеизма , Cambridge University Press, 2011 (перепечатка, первоначально опубликованная в 1879 году), ISBN 9781108028028 онлайн
- Рассел, Шарман Апт, Стоя в свете: Моя жизнь как пантеист , Basic Books, 2008, ISBN 0465005179
- Уркарт, В.С. Пантеизм и ценность жизни , 1919. онлайн.
Внешние ссылки [ править ]
- Боллахер, Мартин 2020: пантеизм. В: Кирхгоф Т. (ред.): Интернет-энциклопедия «Философия природы» . Библиотека Гейдельбергского университета
- о пантеизме Запись Майкла Левина (более ранняя статья о пантеизме в Стэнфордской энциклопедии философии )
- Мандер, Уильям. «Пантеизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Индекс пантеистов , pantheist-index.net
- Введение в пантеизм (wku.edu)
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Вселенское пантеистическое общество (pantheist.net)
- Мировое пантеистическое движение (pantheism.net)
- Pantheism.community от The Paradise Project (pantheism.com)
- Пантеизм и иудаизм (chabad.org)
- О процессуальном пантеизме Уайтхеда: Мишель Вебер , Панкреативизм Уайтхеда. Основы . Предисловие Николаса Решера , Франкфурт/Париж, Ontos Verlag, 2006.