Представления о Боге
Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( февраль 2019 г. ) |
Часть серии о |
Теизм |
---|
Часть серии о |
Философия религии |
---|
Указатель статей по философии религии |
Представления о Боге в классических теистических , монотеистических , пантеистических и панентеистических традициях – или о верховном божестве в генотеистических религиях – могут распространяться на различные уровни абстракции :
- как могущественное , личное , сверхъестественное существо или как обожествление эзотерической или , мистической ; философской сущности или категории
- как « Предельное », summum bonum , «Абсолютное Бесконечное», « Трансцендентное », или Существование или Бытие ; Само
- как основа бытия , монистический субстрат , то, чего мы не можем понять; и так далее.
Первые сохранившиеся записи о монотеистических концепциях Бога , рожденных генотеизмом и (главным образом в восточных религиях ) монизмом , относятся к эллинистическому периоду . Из многих объектов и сущностей, которые религии и другие системы верований на протяжении веков называли божественными, единственным общим критерием для них является признание их божественности группой или группами людей.
Эллинистическая философия и религия
[ редактировать ]Аристотелизм
[ редактировать ]В своей «Метафизике » Аристотель обсуждает значение «бытия как бытия». Аристотель считал, что «бытие» в первую очередь относится к Недвижимым Движителям , и приписывал по одному из них каждому движению на небесах. Каждый Неподвижный Движитель непрерывно созерцает свое собственное созерцание, и все, что соответствует второму значению «бытия», имея в себе источник движения, т. е. движется, потому что знание своего Движителя заставляет его подражать этому Движителю (или должно).
Определение Бога, данное Аристотелем, приписывает этому существу совершенство, и, как совершенное существо, оно может размышлять только о совершенстве, а не о несовершенстве; в противном случае совершенство не было бы одним из его атрибутов. Бог, по мнению Аристотеля, находится в состоянии «стазиса», не затронутого изменениями и несовершенством. «Неподвижный двигатель» очень отличается от концепции Бога, которую можно увидеть в большинстве религий. Его можно сравнить с человеком, который играет в домино и опрокидывает одно из них, так что все остальные домино в наборе тоже опрокидываются, без необходимости что-либо с этим делать. Хотя в 18 веке французский педагог Аллан Кардек представил очень похожую концепцию Бога во время своей работы по кодификации спиритизма , она отличается от интерпретации Бога в большинстве религий, где считается, что он лично участвует в своем творении.
Герметизм
[ редактировать ]В древнегреческой философской Герметике высшая реальность называется многими именами, такими как Бог, Господь, Отец, Ум ( Нус ), Творец, Всё, Единый и т. д. [1] Однако особенностью герметического взгляда на божество является то, что оно одновременно является всем ( греч . «пан ») и творцом всего: все сотворенное предсуществует в Боге, [2] а Бог есть природа космоса (будучи одновременно субстанцией, из которой он происходит, и управляющим принципом, который им управляет), [3] однако сами вещи и космос были созданы Богом. Так Бог творит себя, [4] и является одновременно трансцендентным (как создатель космоса) и имманентным (как сотворенный космос). [5] Эти идеи тесно связаны с космо-теологическими воззрениями стоиков . [6]
Авраамические религии
[ редактировать ]Авраамический Бог в этом смысле — это концепция Бога, которая остается общим атрибутом всех трех традиций. Бог считается вечным , всемогущим , всеведущим и создателем вселенной . Кроме того, считается, что Бог обладает свойствами святости, справедливости, всеблагости и вездесущности . Сторонники авраамических верований полагают, что Бог также трансцендентен , а это означает, что Он находится вне пространства и вне времени и, следовательно, не подвержен ничему внутри своего творения , но в то же время является личным Богом , вовлеченным, слушающим молитвы и реагирующим на действия его создания.
Вера Бахаи
[ редактировать ]Вера Бахаи верит в единого нетленного Бога , создателя всего сущего, включая все существа и силы во вселенной. [7] По вере бахаи, Бог находится за пределами пространства и времени, но также описывается как «личный Бог, непознаваемый, недоступный, источник всего Откровения, вечный, всеведущий, вездесущий и всемогущий». [8] Несмотря на то, что Бог недоступен напрямую, он, тем не менее, рассматривается как сознающий творение, обладающий разумом, волей и целью. Бахаи верят, что Бог выражает эту волю во все времена и разными способами, включая Проявления , серию божественных «посланников» или «воспитателей». [9] Выражая намерения Бога, эти проявления призваны утвердить религию в мире. Учение бахаи утверждает, что Бог слишком велик, чтобы люди могли его полностью постичь или создать полный и точный образ. [10] Бахаулла часто называет Бога такими титулами, как «Всемогущий» или «Вселюбящий».
Гностицизм
[ редактировать ]Во многих гностических системах Бог известен как Монада или Единый .
христианство
[ редактировать ]Тринитаризм
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2019 г. ) |
В христианстве учение трех о Троице утверждает, что Бог — единое существо , существующее одновременно и вечно , как перихорез ипостасей personae (т. е. лиц; , prosopa ) : Отец (Источник, Вечное Величие); Сын Христос (вечный Логос («Слово»), проявленный в человеческой форме как Иисус а затем как , ); и Святой Дух ( Утешитель или защитник). С IV века нашей эры как в восточном, так и в западном христианстве эта доктрина формулируется как «Единый Бог в трёх лицах», все три из которых, как отдельные и вечные «личности» или « ипостаси », разделяют единую божественную сущность. сущность , существо или природа.
После Первого Константинопольского Собора Сын описывается как вечно рожденный Отцом («рожденный от Отца Своего прежде всех миров»). [11] ). Это поколение не подразумевает начало Сына или подчиненные отношения с Отцом. Сын есть совершенный образ Своего Отца и единосущен Ему. Сын отвечает на эту любовь, и этот союз между ними является третьим лицом Троицы, Святым Духом. Святой Дух единосущен и соравен Отцу и Сыну. Так Бог созерцает и любит самого себя, наслаждаясь бесконечным и совершенным блаженством внутри себя. Эти отношения между двумя другими людьми называются процессией . Хотя богословие Троицы принято в большинстве христианских церквей, существуют богословские различия, особенно между католической и православной мыслью об исхождении Святого Духа (см. Filioque ). Некоторые христианские общины не принимают доктрину Троицы, по крайней мере, в ее традиционной форме. Известные группы включают Свидетелей Иеговы , мормонов , христадельфианцев , унитаристов , ариан и адопционистов .
Унитаризм
[ редактировать ]В христианстве унитаризм — это точка зрения, согласно которой Бог состоит только из одной личности, Отца , а не из трех личностей, как утверждает тринитаризм. [12] Унитаристы считают, что господствующее христианство было испорчено на протяжении всей истории и что оно не является строго монотеистическим . Существуют разные унитарные взгляды на Иисуса: от рассмотрения его исключительно как человека, избранного Богом, до рассмотрения его как божественного существа, как Сына Божьего, имевшего предсуществование . [13] Таким образом, унитаризм обычно делится на две основные группы:
- Арианство , которое верит в предсуществование Логоса и утверждает, что Сын был первым творением Бога. [14]
- Социнианизм — точка зрения, согласно которой Иисус был простым человеком и не существовал до своего рождения. [15] [16]
Хотя термин «унитарный» впервые появился в отношении польских братьев только в 17 веке, [17] [15] основные принципы унитаризма восходят ко временам Ария в IV веке, александрийского священника, который учил доктрине, что только Отец был Богом и что Сын был создан Отцом. Ариане отвергли термин « homoousios » (единосущный) как термин, описывающий Отца и Сына, рассматривая такой термин как компрометирующий уникальность и главенство Бога. [18] и обвинил его в разделении неделимой единицы божественной сущности. [19] Унитаристы прослеживают свою историю до апостольской эпохи , утверждая, как и тринитаристы и бинитаристы , что их христология наиболее точно отражает христологию раннего христианского сообщества и отцов церкви . [20]
Бинитаризм
[ редактировать ]Бинитаризм – это точка зрения, согласно которой на небесах существуют две равные соправящие силы. [21] В христианстве существует вера в то, что изначально в Божестве было два существа — Отец и Слово, которые стали Сыном (Иисус Христос). [ нужна ссылка ] . Бинитаристы обычно верят, что Бог — это семья, состоящая в настоящее время из Отца и Сына. [ нужна ссылка ] . Некоторые бинитаристы [ ВОЗ? ] верьте, что другие в конечном итоге родятся в этой божественной семье. Следовательно, бинитаристы нетринитарны , но они также и не унитарны. Бинитарии, как и большинство унитаристов и тринитаристов , утверждают, что их взглядов придерживалась первоначальная Церковь Нового Завета. В отличие от большинства унитаристов и тринитаристов, которые склонны идентифицировать себя этими терминами, бинитаристы обычно не ссылаются на свою веру в двойственность Божества, в которой Сын подчиняется Отцу; они просто учат о Божестве способом, который получил название бинитаризм.
Слово «бинитарианство» обычно используется учеными и богословами в отличие от тринитарного богословия: богословия «двух» в Боге, а не богословия «трех», и хотя некоторые критики [ ВОЗ? ] предпочитают использовать термины дитеист или дуалист вместо бинитаризма, эти термины предполагают, что Бог не един, однако бинитарии верят, что Бог — это одна семья. Будет правильным предположить, что чаще всего, когда кто-то говорит о христианской «бинитарной» теологии, «два» в Боге — это Отец и Сын… Значительный объем недавних исследований был посвящен изучению последствий Иисусу тот факт, что первые еврейские христиане поклонялись , поскольку в иудаизме «поклонение» ограничивалось поклонением Богу» (Барнс М. Раннехристианский бинитаризм: Отец и Святой Дух. Раннехристианский бинитаризм – как прочитано на NAPS 2001) Большая часть этих недавних исследований стала результатом переводов Наг-Хаммади и других древних рукописей, которые не были доступны, когда были написаны более старые научные тексты (такие как Вильгельма Буссе » «Кириос Христос , 1913).
Мормонизм
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2019 г. ) |
В мормонизме, представленном большинством мормонских общин, включая Церковь Иисуса Христа Святых последних дней , «Бог» означает Элохим (Отец), тогда как «Божество» означает совет трех отдельных сущностей; Элохим, Иегова (Сын или Иисус) и Святой Дух . Отец и Сын имеют совершенные, материальные тела, тогда как Святой Дух есть дух и не имеет тела. Эта концепция отличается от традиционной христианской Троицы ; в мормонизме эти три человека считаются физически отдельными существами или личностями, но неразличимыми по воле и целям. [22] Таким образом, термин « Божество » отличается от того, как он используется в традиционном христианстве. Такое описание Бога отражает ортодоксальность Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД), основанную в начале XIX века. Однако концепция мормонского Бога расширилась с момента основания веры в конце 1820-х годов. [ нужна ссылка ]
ислам
[ редактировать ]Часть серии об Исламе. |
Аллах ( Бог в исламе ) |
---|
Исламский портал • Категория |
Аллах , без множественного числа и рода , — это божественное имя Бога, упомянутое в Коране , а « илах » — это термин, используемый для обозначения божества или бога в целом. [23] [24] [25]
Самая фундаментальная концепция ислама – это строгий монотеизм, называемый таухид . Бог описывается в суре «Аль-Ихлас» так: «Скажи: Он — Бог Единый; Бог Вечный, Абсолютный; Он никого не породил, и Он не рожден; И нет Ему никого, равного Ему». [26] [27] Мусульмане отрицают христианское учение о Троице и божественности Иисуса , сравнивая его с многобожием . В исламе Бог находится за пределами всякого понимания или равен ему и никоим образом не похож ни на одно из своих творений. Таким образом, мусульмане не являются иконопочитателями , и от них не ожидается визуализации Бога. Послание Бога передается ангелами 124 000 посланникам, начиная с Адама и заканчивая Мухаммедом . Бог описывается и упоминается в Коране под определенными именами или атрибутами, наиболее распространенными из которых являются Ар-Рахман , что означает «Самый Милосердный», и Ар-Рахим , что означает «Самый Милосердный» (см. Имена Бога в Исламе ). [28]
Мусульмане верят, что все во вселенной создано по простому повелению Бога: «Будь», и так оно и есть». [29] [30] и что цель существования — угождать Богу как поклонением , так и добрыми делами. [31] [32] Для контакта с Богом нет посредников, таких как духовенство : «Он ближе к своему творению, чем яремная вена » [33]
иудаизм
[ редактировать ]В иудаизме . Бога понимали по-разному [34] Традиционно иудаизм считает, что Яхве , Бог Авраама , Исаака и Иакова и национальный бог израильтян , , освободил израильтян из египетского рабства и дал им Закон Моисея на библейской горе Синай как описано в Торе . Согласно рационалистическому направлению иудаизма, сформулированному Маймонидом , которое позже стало доминировать в большей части официальной традиционной еврейской мысли, Бог понимается как абсолютное единое , неделимое и несравненное существо , которое является конечной причиной всего существования. Традиционные интерпретации иудаизма обычно подчеркивают, что Бог индивидуален , но в то же время трансцендентен , в то время как некоторые современные интерпретации иудаизма подчеркивают, что Бог — это сила или идеал. [35]
Еврейский монотеизм является продолжением более раннего еврейского генотеизма , исключительного поклонения Богу Израиля, как предписано Торой и практикуется в Иерусалимском Храме . Строгий монотеизм проявляется в эллинистическом иудаизме и раввинистическом иудаизме . ) стали избегать произношения собственного имени Бога Израиля, В эллинистическую эпоху ( иудаизм Второго Храма и вместо этого евреи называли Бога ХаШем , что означает «Имя». В молитве и чтении Священных Писаний Тетраграмматон заменяется Адонай («Мой Господь»).
Некоторый [ ВОЗ? ] Каббалистические мыслители придерживались убеждения, что все сущее само по себе является частью Бога, и что мы, человечество, не осознаем своего собственного божественности и пытаемся смириться с ним. [ нужна ссылка ] утверждается В настоящее время в хасидизме , что ничего не существует вне Бога – все существо находится внутри Бога, и все же все существование не может содержать его. [ нужна ссылка ] По этому поводу Соломон заявил при посвящении Храма : «Но будет ли Бог воистину обитать с человечеством на земле? Вот, небо и небо небес не могут вместить Тебя». [36]
Современные еврейские мыслители создали множество других представлений о Боге. Герман Коэн считал, что Бога следует отождествлять с «архетипом морали», и эта идея напоминает платоновскую идею Добра . [37] Мордехай Каплан считал, что Бог — это сумма всех естественных процессов, которые позволяют человеку самореализоваться. [38] а гуманистический иудаизм полностью отвергает идею существования Бога. [39]
мандеизм
[ редактировать ]В мандеизме , раввин Хайи ( классический мандейский язык : ࡄࡉࡉࡀ ࡓࡁࡉࡀ , латинизированный: Hiia Rbia » букв. «Великая жизнь») или «Великий живой Бог [40] — Верховный Бог, из которого исходит все сущее . Он также известен как «Первая жизнь», поскольку во время создания материального мира Юшамин эманировал от Хайи Рабби как «Вторая жизнь». [41] По словам Кайса Аль-Саади, «принципы мандейской доктрины: вера в единственного великого Бога, Хайи Рабби, которому принадлежат все абсолютные свойства; Он создал все миры, сформировал душу своей силой и поместил ее». посредством ангелов в человеческое тело Так Он сотворил Адама и Еву , первых мужчину и женщину». [42] Мандеи признают Бога вечным, творцом всего, единственным и единственным, у которого нет партнера. [43]
Индийские религии
[ редактировать ]буддизм
[ редактировать ]Несоблюдение [44] Представление о верховном Боге или перводвигателе рассматривается как ключевое различие между буддизмом и другими религиозными взглядами. В буддизме единственной целью духовной практики является полное облегчение страданий ( дуккха ) в сансаре . [45] [46] называется нирваной . Будда не отрицает и не принимает Творца , [47] отрицает поддержку каких-либо взглядов на творение [48] и утверждает, что вопросы о происхождении мира бесполезны. [49] [50] Некоторые учителя учат студентов, начинающих буддийскую медитацию , что понятие божественности не является несовместимым с буддизмом. [51] но догматическая вера в верховного личного творца считается препятствием на пути к достижению нирваны . [52] высшая цель буддийской практики. [53]
Несмотря на этот очевидный нетеизм , буддисты считают почитание Благородных [54] очень важно [55] хотя две основные школы буддизма слегка различаются в своем благоговейном отношении. В то время как буддисты Тхеравады рассматривают Будду как человека, достигшего нирваны или арахантства посредством человеческих усилий, [56] Буддисты Махаяны считают его воплощением космической дхармакаи (понятия трансцендентной божественности), рожденного для блага других, а не просто человека. [57] Кроме того, некоторые буддисты Махаяны поклоняются своему главному бодхисаттве Авалокитешваре . [58] и надеюсь воплотить его. [59]
Буддисты признают существование существ, известных как дэвы, в высших сферах , но говорят, что они, как и люди, страдают в сансаре . [60] и не обязательно мудрее нас. На самом деле Будду часто изображают учителем богов. [61] и превосходит их. [62] Несмотря на это, считается, что есть просветленные дэвы на пути состояния будды .
В буддизме идея метафизического абсолюта деконструируется так же , как и идея непреходящего «я», но она не обязательно отрицается. Реальность рассматривается как динамичная, интерактивная и несущественная, что подразумевает отказ от брахмана или божественного субстрата . Космический принцип может быть воплощен в таких концепциях, как дхармакая . Хотя существует изначальный Будда (или, в Ваджраяне , Ади-Будда , олицетворение имманентного просветления в природе), его представление как творца является символом присутствия универсального циклического творения и растворения космоса, а не настоящее личное существо. Однако разумная, метафизическая основа не исключается буддизмом, хотя буддисты обычно очень осторожны, чтобы отличить эту идею от идеи независимого Бога-творца . [63]
индуизм
[ редактировать ]В индуизме концепция бога сложна и зависит от конкретной традиции. Эта концепция охватывает концепции от абсолютного монизма до генотеизма , монотеизма и политеизма . В ведический период концепция монотеистического бога достигла кульминации в полуабстрактной полуперсонифицированной форме творческой души, обитающей во всех богах, таких как Вишвакарман , Пуруша и Праджапати . В большинстве традиций вайшнавизма он — Вишну , а текст идентифицирует это существо как Кришну , иногда называемого сваям бхагаваном . Термин «ишвара» — от корня «обладать необычайной силой». Некоторые традиционные санкхьи системы противопоставляют пурушу (божественную душу) пракрити (природе или энергии), однако термин, обозначающий верховного бога, Ишвара, упоминается шесть раз в Атхарваведе и занимает центральное место во многих традициях. [64] Согласно школе индуистской философии Адвайта Веданта , понятие Брахмана (высшего универсального принципа) сродни понятию бога; за исключением того, что в отличие от большинства других философий Адвайта сравнивает Брахмана с атманом (истинным Я человека). Для индуистов- синдхов , находящихся под глубоким влиянием сикхизма , Бог рассматривается как всемогущий культиватор всех индуистских богов и богинь. [ нужны разъяснения ] Короче говоря, параматма души всех богов и богинь — это вездесущий Брахман и просветленные существа.
Брахман
[ редактировать ]Брахман — это вечная, неизменная, бесконечная, имманентная и трансцендентная реальность, которая является божественной основой всей материи, энергии, времени, пространства, бытия и всего, что находится за пределами этой Вселенной. [65] [66] Различные философские школы описывают природу Брахмана как надличностную, личную и безличную. Слово Брахман происходит от глагола брх (санскрит: расти) и означает величие и бесконечность.
О Брахмане говорят на двух уровнях ( апара и пара ). Он — источник всех концепций, но сам он не может быть постигнут. Он — универсальный мыслитель, универсальное понятие и все средства понятия. Апара-Брахман — это тот же Парабрахма , но для человеческого понимания его понимают как универсальный разум и универсальный интеллект, из которого все человеческие существа черпают йоту в качестве своего ума, интеллекта и т. д. [ нужна ссылка ]
Ишвара
[ редактировать ]Ишвара — это философская концепция в индуизме, означающая контролирующего или Верховного контролирующего (т.е. Бога) в монотеистическом или Верховном Существе или как Ишта-дева монистической мысли. Ишвара — трансцендентная и имманентная сущность, лучше всего описанная в последней главе Шукла Яджур Веда Самхиты, известной как Ишавасья Упанишада . В нем говорится « ишавасьям идам сарвам », что означает, что все, что есть в этом мире, покрыто и наполнено Ишварой. Ишвара не только творит мир, но и входит во все, что существует. В шиваитских традициях этот термин используется как часть соединения « Махешвара » («великий господин») позже как имя Шивы .
Бхагаван
[ редактировать ]Бхагаван буквально означает «обладающий удачей, благословенный, процветающий» (от существительного bhaga , означающего «удача, богатство», родственного славянскому болотному «богу»), и, следовательно, «прославленный, божественный, почтенный, святой» и т. д. В некоторых традициях В индуизме оно используется для обозначения Высшего Существа или Абсолютной Истины, но с конкретной ссылкой на это Высшее Существо как обладающее личностью (личным Богом). [ нужна ссылка ] Эта личностная особенность, указанная в Бхагаване, отличает его использование от других подобных терминов, таких как Брахман, «Высший Дух» или «дух», и, таким образом, в этом использовании Бхагаван во многом аналогичен общей христианской и исламской концепции Бога.
Джайнизм
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2019 г. ) |
Джайнизм не поддерживает веру в божество-творца . Согласно джайнской доктрине, Вселенная и ее составляющие — душа, материя, пространство, время и принципы движения — существовали всегда. Все составляющие и действия подчиняются универсальным законам природы . Невозможно создать материю из ничего, и, следовательно, общая сумма материи во Вселенной остается прежней (аналогично закону сохранения массы ). Джайнский текст утверждает, что Вселенная состоит из Дживы (жизненной силы или души) и Адживы (безжизненных объектов). Точно так же душа каждого живого существа уникальна и несотворена и существует с безначальных времен. [67]
Джайнская теория причинности утверждает, что причина и ее следствие всегда идентичны по своей природе, и, следовательно, сознательная и нематериальная сущность, такая как Бог, не может создать материальную сущность, подобную Вселенной. Более того, согласно джайнской концепции божественности, любая душа, разрушающая свою карму и желания, достигает освобождения/нирваны. Душа, уничтожающая все свои страсти и желания, не имеет желания вмешиваться в работу Вселенной. Моральные награды и страдания — это не дело божественного существа, а результат врожденного морального порядка в космосе ; механизм саморегулирования, посредством которого человек пожинает плоды своих собственных действий через действие кармы.
На протяжении веков джайнские философы категорически отвергали и выступали против концепции творца и всемогущего Бога. назвали джайнизм настика даршаной ( атеистической философией Это привело к тому, что конкурирующие религиозные философии ) . Тема некреационизма и отсутствия всемогущего Бога и божественной милости прочно проходит во всех философских аспектах джайнизма, включая его космологию , концепции кармы и мокши , а также моральный кодекс поведения. Джайнизм утверждает, что религиозная и добродетельная жизнь возможна без идеи бога-творца. [68]
сикхизм
[ редактировать ]Термин «Бог» в сикхизме — Вахегуру . Гуру Нанак описывает Бога как ниранкар (от санскритского ниракара , что означает «бесформенный»), акал (что означает «вечный») и алах (от санскритского алакшья , что означает «невидимый» или «ненаблюдаемый»). Основное писание сикхизма, « Гуру Грантх Сахиб» , начинается с цифры « 1 », обозначающей единство Бога. Интерпретация Нанака о Боге — это представление о единственном, личном и трансцендентном творце, с которым преданный должен развивать самую близкую веру и отношения для достижения спасения . Сикхизм защищает веру в единого бога, который вездесущ ( сарав виапак ), чьи качества бесконечны и не имеют пола, природа, представленная (особенно в Гуру Грантх Сахиб) термином Эк Онкар .
Нанак далее подчеркивает, что полное понимание Бога находится за пределами человеческих существ, но Бог также не является полностью непознаваемым. Бог считается вездесущим во всем творении и повсюду виден духовно пробужденным. Нанак подчеркивает, что люди должны видеть Бога «внутренним глазом» или «сердцем» и что медитация должна происходить внутри, чтобы постепенно достичь этого просветления; его строгое применение – это то, что делает возможным общение между Богом и людьми.
Сикхи верят в единого Бога, который существовал с начала времен и будет жить вечно. Бог бесполый, бесстрашный, бесформенный, неизменный, невыразимый, самодостаточный, всемогущий и неподвластный циклу рождения и смерти.
Бог в сикхизме изображается в трех различных аспектах: Бог как божество; Бог по отношению к творению; и Бог по отношению к человеку. Во время беседы с сиддхами (странствующими индуистскими адептами ) Нанака спрашивают, где находился «Трансцендентный Бог» до творения. Он отвечает: «Думать о Трансцендентном Господе в этом состоянии — значит войти в царство чудес. Даже на этой стадии Солнца он пронизывал всю эту пустоту» (GG, 940).
Раннее Новое время и новые религиозные движения
[ редактировать ]Братство Розенкрейцеров
[ редактировать ]Эзотерические христианские учения Содружества Розенкрейцеров , пропагандированные западному миру в начале 20 века как Учения Западной Мудрости , представляют концепцию Абсолюта – непроявленного и неограниченного «Безграничного Существа» или «Корня Существования», находящегося за пределами всей вселенной. и за пределами понимания — от кого исходит Высшее Существо на заре проявления: Единый, « Великий Архитектор Вселенной ». Из тройственного Высшего Существа произошли «семь Великих Логосов », которые содержат в себе все великие иерархии, которые все больше и больше различаются по мере своего распространения через шесть низших Космических Планов .
В Высшем Мире седьмого (низшего) Космического Плана обитает Бог солнечных систем во Вселенной. Эти великие существа также троичны в своем проявлении, подобно Верховному Существу; их три аспекта — это Воля , Мудрость и Деятельность . [73] [74]
Согласно этим учениям, в начале Дня Проявления некое коллективное Великое Существо, Бог, ограничивает себя определенной частью пространства, в которой он решает создать Солнечную систему для эволюции дополнительного самосознания . В Боге содержится множество славных иерархий и меньших существ всех степеней интеллекта и стадий сознания, от всеведения до бессознательного, более глубокого, чем состояние глубочайшего транса .В течение текущего периода проявления эти различные уровни существ работают над приобретением большего опыта, чем они имели в начале этого периода существования. Те, кто в предыдущих проявлениях достигли высшей степени развития, работают над теми, кто еще не развил никакого сознания. В Солнечной системе, Обители Бога, существует семь Миров , дифференцированных Богом внутри Него, один за другим. Эволюционная схема человечества медленно проходит через пять из этих Миров в семь великих Периодов («Дней») проявления – паломничество через последовательность Солнечных систем на протяжении всей Вселенной. Космический День Вселенной; миллиарды и миллиарды лет, в течение которых развивающийся девственный Дух становится сначала человеком, а затем Богом. [75]
Унитарный универсализм (УУ)
[ редактировать ]Представления о божестве среди UU разнообразны. Некоторые не верят ни в каких богов (атеизм); другие верят во многих богов (многобожие). Некоторые считают, что вопрос о существовании какого-либо бога, скорее всего, недостижим или непознаваем (агностицизм). Некоторые считают, что Бог — это метафора трансцендентной реальности. Некоторые верят в женского бога (богиню), пассивного бога (деизм), авраамического бога или бога, проявленного в природе или вселенной (пантеизм). Многие UU отвергают идею божеств и вместо этого говорят о «духе жизни», который связывает все живое на Земле. UUs поддерживают поиск каждым человеком истины и смысла в концепциях духовности. Исторически унитаризм и универсализм были деноминациями внутри христианства. Унитаризм относился к вере в природу Иисуса Христа, которая утверждала Бога как единую сущность и отвергала доктрину Троицы. Универсализм относится к богословской вере в то, что все люди примирятся с Богом благодаря божественной любви и милосердию (Всеобщее Спасение). [76]
Брахма Кумарис
[ редактировать ]По мнению Брахмы Кумариса , Бог — это бестелесная душа , обладающая максимальной степенью духовных качеств, таких как мир и любовь. [77] [78]
Инопланетянин
[ редактировать ]Некоторые сравнительно новые системы верований и книги изображают Бога как внеземную жизнь . Многие из этих теорий утверждают, что разумные существа из другого мира посещали Землю на протяжении многих тысяч лет и повлияли на развитие наших религий. В некоторых из этих книг утверждается, что пророки или мессии были посланы к роду человеческому, чтобы обучать нравственности и поощрять развитие цивилизации (см., например, Раэля и Захарию Ситчина ).
Мехер Баба
[ редактировать ]Духовный учитель Мехер Баба описывал Бога как бесконечную любовь: «Бог не познается в Его сущности до тех пор, пока Его не поймут также как Бесконечную Любовь. Божественная Любовь безгранична по сути и выражению, потому что она переживается душой через саму душу. «Путешествие души» — это волнующий божественный роман, в котором влюбленный, который вначале не осознает ничего, кроме пустоты, разочарования, поверхностности и грызущих цепей рабства, постепенно достигает все более полного и свободного выражения любви и в конечном итоге исчезает и сливается с в Божественном Возлюбленном, чтобы осознать единство Любящего и Возлюбленного в высшем и вечном факте Бога как Бесконечной Любви». [79]
Сатанизм
[ редактировать ]Антон ЛаВей , основатель Церкви Сатаны , придерживался мнения, что «бог» — это творение человека, а не человек — творение «бога». В его книге «Сатанинская Библия » взгляд сатаниста на Бога описывается как истинное «я» сатаниста — проекция его или ее собственной личности, а не внешнее божество. [80] Сатана используется как олицетворение личной свободы и индивидуализма. [81] ЛаВей подробно обсуждает это в «Книге Люцифера» , объясняя, что боги, которым поклоняются другие религии, также являются проекциями истинного «я» человека. Он утверждает, что нежелание человека принять свое собственное эго заставило его экстернализировать этих богов, чтобы избежать чувства нарциссизма , которое сопровождало бы поклонение самому себе. [82]
«Если человек настаивает на проявлении своего истинного «я» в форме «Бога», то зачем бояться своего истинного «я», боясь «Бога», — зачем восхвалять свое истинное «я», восхваляя «Бога», — зачем оставаться внешним от «Бога»? для того, чтобы участвовать в ритуалах и религиозных церемониях во имя его?
Человеку нужны ритуалы и догмы, но ни один закон не утверждает, что внешний бог необходим для того, чтобы участвовать в ритуалах и церемониях, совершаемых во имя бога! Может быть, когда он сокращает пропасть между собой и своим «Богом», он видит выползающего наружу демона гордыни — то самое воплощение Люцифера, появляющееся среди него?»- Антон ЛаВей, Сатанинская Библия , стр. 44–45. [83]
Современная философия
[ редактировать ]Философия процесса и открытый теизм
[ редактировать ]Теология процесса — это школа мысли, находящаяся под влиянием философии метафизического процесса Альфреда Норта Уайтхеда (1861–1947), тогда как открытый теизм — аналогичное богословское движение, зародившееся в 1990-х годах.
С обеих точек зрения Бог не всемогущ в классическом смысле принуждающего существа. Реальность состоит не из материальных субстанций, сохраняющихся во времени, а из последовательно упорядоченных событий, носящих эмпирический характер. Вселенная характеризуется процессами и изменениями, осуществляемыми агентами свободной воли . Самоопределение характеризует все во вселенной, а не только людей. Бог и творения сотворят. Бог не может заставить что-либо произойти, а лишь влияет на проявление этой всеобщей свободной воли, предлагая возможности. Теология процесса совместима с панентеизмом , концепцией, согласно которой Бог содержит вселенную ( пантеизм ), но также превосходит ее. Бог как высший логик. Бога можно определить как единственную сущность, по определению обладающую способностью мгновенно сводить бесконечное количество логических уравнений, имеющих бесконечное количество переменных и бесконечное количество состояний, к минимальной форме.
Постчеловек
[ редактировать ]Постчеловеческий Бог — это гипотетическая будущая сущность, произошедшая от людей или созданная ими, но обладающая способностями, настолько радикально превосходящими способности нынешних людей, что кажется богоподобной. Одним из распространенных вариантов этой идеи является вера или стремление к тому, что люди создадут божественную сущность, возникшую из искусственного интеллекта . Другой вариант состоит в том, что само человечество эволюционирует в постчеловеческого Бога.
Концепция постчеловеческого бога стала распространенной в научной фантастике . Писатель-фантаст Артур Кларк сказал в интервью: «Возможно, наша роль на этой планете – не поклоняться Богу, а создавать его». Друг и коллега Кларка, покойный Айзек Азимов » постулировал , в своем рассказе « Последний вопрос слияние человечества и машинного интеллекта, которое в конечном итоге порождает божество, способное обратить энтропию вспять , и впоследствии инициирует новое Творение через триллионы лет от нынешней эпохи, когда Вселенная находится на последней стадии тепловой смерти . В Фрэнка Герберта « научно-фантастическом сериале Дюна » мессианская фигура создается после тысяч лет контролируемого размножения. Серия «Культура» Иэна М. Бэнкса представляет собой смесь, в которой трансчеловеческое общество охраняется богоподобным машинным интеллектом. Более сильный пример можно привести в романе «Небо сингулярности» Чарльза Стросса , в котором будущий искусственный интеллект способен изменять события даже в своем прошлом и принимает решительные меры, чтобы не дать любому другому существу воспользоваться аналогичными возможностями. Другой пример появляется в популярной онлайн-новелле. «Метаморфоза первичного интеллекта», в которой продвинутый искусственный интеллект использует свой собственный продвинутый квантовый мозг для устранения несоответствий в физических теориях и разработки единой теории поля, которая дает ему абсолютный контроль над реальностью, в интерпретации философского дигитализма .
Феноменологическое определение
[ редактировать ]Философ Мишель Анри определяет Бога с феноменологической точки зрения. Он говорит: «Бог есть Жизнь, он есть сущность Жизни, или, если мы предпочитаем, сущность Жизни есть Бог. Говоря это, мы уже знаем, что такое Бог-отец всемогущий, творец неба и земли, мы знаем это. не в результате обучения или какого-то знания, мы не знаем этого посредством мысли, на фоне истины мира мы знаем это и можем знать это только в самой Жизни и посредством нее. познай это только в Боге». [84]
Эта Жизнь — не биологическая жизнь, определенная объективными и внешними свойствами, не абстрактное и пустое философское понятие, а абсолютная феноменологическая жизнь , радикально имманентная жизнь, обладающая в себе способностью проявлять себя в себе без расстояния, жизнь, которая постоянно раскрывается. сам.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фестюжьер, Андре-Жан (1944–1954). Откровение Гермеса Трисмегиста . Полет. I–IV. Париж: Габальда. ISBN 9782251326740 . том. II, стр. 68-71; Булл, Кристиан Х. (2018). Традиция Гермеса Трисмегиста: египетский жрец как учитель эллинизированной мудрости . Лейден: Брилл. ISBN 978-9004370845 . п. 303.
- ^ Копенхейвер, Брайан П. (1992). Герметика: греческий Corpus Hermeticum и латинский Asclepius в новом английском переводе с примечаниями и введением . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-42543-3 . п. 216.
- ^ Фестюжьер 1944–1954 , том II, стр. 68.
- ^ Бык 2018 , с. 303
- ^ Копенхавер 1992 , с. 216.
- ^ Фестюжьер 1944–1954 , том II, стр. 70.
- ^ «Вера Бахаи» . Британская книга года . Чикаго: Британская энциклопедия. 1988. ISBN 0-85229-486-7 .
- ^ Эффенди, Шоги (1944). Бог проходит мимо . Уилметт, Иллинойс : Издательский фонд Бахаи. п. 139. ИСБН 0-87743-020-9 .
- ^ Хаттер, Манфред (2005). «Бахаи» . В Линдси Джонс (ред.). Энциклопедия религии . Том. 2 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan, США. стр. 737–740. ISBN 0-02-865733-0 .
- ^ Коул, Хуан (1982). «Концепция проявления в Писаниях бахаи» . Этюды исследований бахаи . монография 9: 1–38 – через Интернет-библиотеку Бахаи.
- ^ От никейских и постникейских отцов, вторая серия, том. 14. Под редакцией Филипа Шаффа и Генри Уэйса. (Буффало, Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1900 г.) Перевод Генри Персиваля. Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для New Advent. < http://www.newadvent.org/fathers/3808.htm >.
- ^ «Унитаризм и универсализм | религия» . Британская энциклопедия . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ Миано, Дэвид (2003), Объяснение унитарного христианства. Архивировано 21 мая 2019 г. в Wayback Machine , AUC, стр. 15
- ^ «Арианство | Христианство» . Британская энциклопедия . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Социниан | религиозная группа» . Британская энциклопедия . Проверено 4 октября 2017 г.
- ↑ Вульферт Де Гриф, Сочинения Жана Кальвина: вводное руководство, 2008. Цитата: «Brevis explicatio in primum Johnis caput Лелио Соццини появилось в 1561 году, что ознаменовало начало социнианской фазы среди итальянцев».
- ^ «Троица> Унитаризм (Стэнфордская энциклопедия философии)» . plato.stanford.edu . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ «Троица> Унитаризм (Стэнфордская энциклопедия философии)» . plato.stanford.edu . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ «Как арианство почти победило» . Христианская история | Изучите историю христианства и церкви . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ «Бинитарное и тринитарное искажение ранней теологии Божества (№ 127B)» . www.ccg.org . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ «Два бога на небесах: еврейские представления о Боге в древности» . Обзор древних евреев . 27 апреля 2022 г. . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ Этот термин с его характерным мормонским употреблением впервые появился в «Лекциях о вере» (опубликовано в 1834 г.), лекция 5 («В этой лекции мы будем говорить о Божестве; мы имеем в виду Отца, Сына и Святого Духа»). Термин «Божество» также несколько раз появляется во второй лекции в том смысле, в каком он используется в Авторизованной версии короля Иакова и означает божественность.
- ^ "Бог" . Ислам: Империя веры . ПБС . Проверено 18 декабря 2010 г.
- ^ «Ислам и христианство», Энциклопедия христианства (2001): Арабоязычные христиане и евреи также называют Бога Аллахом .
- ^ Л. Гарде. "Аллах". Энциклопедия ислама онлайн .
- ^ Коран 112: 1–4.
- ^ Д. Гимаре. «Аллах, Таухид». Британская онлайн-энциклопедия .
- ^ Бентли, Дэвид (сентябрь 1999 г.). 99 прекрасных имен Бога для всех людей Книги . Библиотека Уильяма Кэри. ISBN 0-87808-299-9 .
- ^ «Ислам» . Британская онлайн- энциклопедия . Проверено 25 августа 2010 г.
- ^ Коран 2:117
- ^ «Человеческая природа и цель существования» . Patheos.com . Проверено 29 января 2011 г.
- ^ Коран 51:56
- ^ Коран 50:16
- ^ Джеймс Кугель , «Бог древности, внутри затерянного мира Библии » ( Нью-Йорк : Simon & Schuster , 2003)
- ^ «Современные еврейские взгляды на Бога» .
- ↑ Диврей ха-Ямим Бет, перек Вав (вторая шестая глава Паралипоменон)
- ^ Разум и надежда: Отрывки из еврейских сочинений Германа Коэна , изд. и транс. Ева Хоспе (Нью-Йорк: Нортон, 1971), с. 57–58
- ^ Сонсино, Рифат. Многоликий Бог: читатель современной еврейской теологии . 2004, стр. 22–23.
- ^ "Дом" . shj.org .
- ^ Нашми, Юхана (24 апреля 2013 г.), «Современные проблемы мандейской веры» , Союз мандейских ассоциаций , получено 8 октября 2021 г.
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515385-5 . OCLC 65198443 .
- ^ Аль-Саади, Кайс (27 сентября 2014 г.), «Гинза Рабба, «Великое сокровище», Священная книга мандеев на английском языке» , Союз мандейских ассоциаций , получено 8 октября 2021 г.
- ^ Ханиш, Шак (2019). Мандеи в Ираке. В Роу, Пол С. (2019). Справочник Рутледжа по меньшинствам на Ближнем Востоке . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. п. 163. ИСБН 9781317233794 .
- ^ Таниссаро Бхикку (1997). Титтха Сутта: Сектанты; Ангуттара Никайя, 3.61 .
Тогда в этом случае человек является убийцей живых существ из-за акта творения высшего существа... Когда кто-то возвращается к отсутствию причины и отсутствию условия как к существенным, монахи, у него нет ни желания, ни усилия [ при мысли], «Это должно быть сделано». Этого делать не следует». Когда человек не может сформулировать как истину или реальность то, что следует и не следует делать, он живет в замешательстве и незащищенности. Нельзя справедливо называть себя созерцателем.
- ^ Таниссаро Бхикку (2004). «Алагаддупама Сутта: сравнение с водяной змеей» . Доступ к информации.
И прежде, и ныне, монахи, я возвещаю лишь напряжение и прекращение страданий.
- ^ Таниссаро Бхикку (2004). «Анурадха Сутта: Анурадхе» . Доступ к информации.
И раньше, и теперь я описываю только страдание и прекращение страдания.
- ^ Ньянапоника Тхера. «Буддизм и идея Бога» . Видение Дхаммы . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество.
В буддийской литературе часто упоминается и отвергается вера в бога-творца (иссара-ниммана-вада), а также другие причины, ошибочно приводимые для объяснения происхождения мира; как, например, мировая душа, время, природа и т. д. Вера в Бога, однако, отнесена к той же категории, что и те морально-разрушительные ложные воззрения, которые отрицают каммические результаты действий, предполагают случайное происхождение человека и природы, или учить абсолютному детерминизму. Говорят, что эти взгляды совершенно пагубны и приводят к явно плохим результатам из-за их влияния на этическое поведение.
- ^ Бхикку Бодхи (2007). «III.1, III.2, III.5» . В доступе к знаниям (ред.). Всеохватывающая сеть воззрений: Брахмаджала Сутта . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество.
- ^ Таниссаро Бхикку (1997). «Ачинтита Сутта: Непредсказуемое» . АН 4.77 . Доступ к информации.
Гипотеза о [происхождении и т. д.] мира — это непредполагаемая вещь, о которой нельзя строить догадки, которая принесла бы безумие и досаду любому, кто об этом догадывался.
- ^ Таниссаро Бхикку (1998). «Чула-Малункьевада Сутта: Краткие наставления Малункье» . Доступ к информации.
Это все равно, как если бы человека ранили стрелой, густо смазанной ядом. Его друзья и товарищи, родственники и родственники предоставляли ему хирурга, и этот человек говорил: «Я не позволю удалить эту стрелу, пока не узнаю, был ли человек, ранивший меня, благородным воином, священником, торговцем или или рабочий. Он говорил: «Я не позволю вынуть эту стрелу, пока не узнаю имя и название клана человека, который меня ранил… пока я не узнаю, был ли он высоким, средним или низким… Этот человек умрет». и эти вещи все равно останутся для него неизвестными. Точно так же, если бы кто-нибудь сказал: «Я не буду жить святой жизнью под началом Благословенного, пока он не объявит мне, что «Космос вечен»… или что «После смерти Татхагата ни существует, ни не существует», человек умрет, и эти вещи все равно останутся необъявленными Татхагатой.
- ^ Дороти Фиген (1988). «Является ли буддизм религией?» . Начало медитации прозрения и другие эссе . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. стр. Листья Бодхи.
Поэтому этим молодым христианам я могу сказать: «Верьте в Христа, если хотите, но помните, что Иисус также никогда не претендовал на божественность». Да, верь и в единого Бога, если хочешь, но перестань умолять, просить о личных устроениях, здоровье, богатстве, облегчении от страданий. Изучите Восьмеричный Путь. Ищите озарения и просветления, которые приходят через медитативные занятия. И узнайте, как добиться для себя того, чего молитвой и ходатайством внешних сил вы не можете достичь.
- ^ Ньянапоника Тхера (1994). Буддизм и идея Бога . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество.
Хотя вера в Бога не исключает благоприятного перерождения, она является разновидностью этернализма, ложным утверждением постоянства, коренящимся в жажде существования, и как таковое препятствие на пути к окончательному избавлению.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Махаси Саядо, Мысли о Дхамме , Публикация Колеса № 298/300, Канди BPS, 1983, «... когда распространяется Дхамма Будды, должна быть только одна основа учения, относящаяся к Срединному Пути или Восьмеричный Путь: практика нравственности , сосредоточения и приобретения глубоких знаний и Четырех Благородных Истин ».
- ^ Буддисты считают просветленного человека, Дхамму и сообщество монахов благородными. См. «Три драгоценности ».
- ^ Тхера, Ньянапоника (1994). Преданность в буддизме . Буддийское издательское общество, Канди, Шри-Ланка.
Однако было бы ошибкой заключить, что Будда пренебрегал почтительным и преданным отношением ума, хотя оно является естественным результатом истинного понимания и глубокого восхищения тем, что велико и благородно.
- ^ Бхикку, Таниссаро. «Значение пробуждения Будды» . Доступ к Инсайту . Проверено 5 июня 2010 г.
- ^ Дональд К. Свирер (2004). Стать Буддой: Ритуал освящения образа в Таиланде . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-11435-4 .
- ^ Хун, Сюн (1997). Гимн Бодхисаттве Авалокитешваре . Тайбэй: Просторная равнина. ISBN 978-957-9460-89-7 .
- ^ Лама Тубтен Еше; Геше Лхундуб Сопа (июнь 2003 г.). Робина Куртин (ред.). Стать Буддой Сострадания: Тантрическая Махамудра для повседневной жизни . Публикации мудрости. стр. 89–110 . ISBN 978-0-86171-343-1 .
- ^ Джон Т. Буллит (2005). «Тридцать один план существования» . Доступ к информации . Проверено 26 мая 2010 г.
Сутты описывают тридцать один отдельный «план» или «царство» существования, в которых существа могут переродиться во время этого долгого странствия по сансаре. Они варьируются от необычайно темных, мрачных и болезненных адских сфер до самых возвышенных, утонченных и изысканно блаженных небесных сфер. Существование в любой сфере непостоянно; в буддийской космологии не существует вечного рая или ада. Существа рождаются в определенном мире в соответствии как с их прошлой каммой, так и с их каммой в момент смерти. Когда каммическая сила, которая привела их в этот мир, окончательно истощается, они умирают, снова перерождаясь в другом месте в соответствии со своей каммой. И таким образом утомительный цикл продолжается.
- ^ Сьюзан Эльбаум Джутла (1997). «II. Будда учит Божествам» . В доступе к знаниям (ред.). Учитель Дэвов . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 г.
Многие люди поклоняются Маха Брахме как верховному и вечному Богу-творцу, но для Будды он всего лишь могущественное божество, все еще захваченное циклом повторяющегося существования. Фактически, «Маха Брахма» — это роль или должность, которую занимали разные люди в разные периоды времени». «Его доказательство включало тот факт, что «многие тысячи божеств обратились за пожизненным прибежищем к отшельнику Готаме» (МН 95.9). ). Дэвы, как и люди, развивают веру в Будду, практикуя его учение». «Второй дэв, озабоченный освобождением, произнес стих, который частично восхваляет Будду, а частично - просьбу об обучении. Используя различные сравнения из животного мира, этот бог показал свое восхищение и почтение к Возвышенному». «Беседа под названием «Вопросы Сакки» (DN 21) произошла после того, как он в течение некоторого времени был серьезным учеником Будды. В сутте записана его длительная аудиенция у Благословенного, кульминацией которой стало достижение им вхождения в поток. Их разговор является прекрасным примером Будды как «учителя дэвов» и показывает всем существам, как работать для Ниббаны.
- ^ Таниссаро Бхикку (1997). Кеваддха Сутта; Дигха Никая, 11 . Доступ к информации. Архивировано из оригинала 22 декабря 2010 г. Проверено 16 августа 2010 г.
Когда это было сказано, Великий Брахма сказал монаху: «Я, монах, есть Брахма, Великий Брахма, Победитель, Непобедимый, Всевидящий, Всемогущий, Суверенный Господь, Создатель, Творец, Главный , Назначитель и Правитель, Отец Всего, Что Было и Будет... Вот почему я не сказал в их присутствии, что я тоже не знаю, где четыре великих элемента... прекращаются без остатка. Значит, вы поступили неправильно, поступили неправильно, обойдя Благословенного в поисках ответа на этот вопрос в другом месте. Вернитесь обратно к Благословенному и по прибытии задайте ему этот вопрос. Что бы он ни ответил, вам следует принять это близко к сердцу.
- ^ «Далай-лама отвечает на вопросы на разные темы» . hhdl.dharmakara.net .
- ^ Брайант, Эдвин Х. (2003). Кришна: прекрасная легенда о Боге; Шримад Бхагавата Пурана, книга X с главами 1, 6 и 29–31 из книги XI . Хармондсворт [англ.]: Пингвин. ISBN 0-14-044799-7 .
- ^ Бродд, Джеффри (2003). Мировые религии . Вайнона, Миннесота: Пресса Сент-Мэри. ISBN 978-0-88489-725-5 .
- ^ Кениг, Гарольд; Кинг, Дана; Карсон, Верна Б. Справочник по религии и здоровью . п. 590.
- ^ Наянар (2005b), стр.190, Гатха 10.310.
- ^ Сони, Джаяндра (1998). Э. Крейг (ред.). «Джайнская философия» . Философская энциклопедия Рутледжа . Лондон: Рутледж. Архивировано из оригинала 5 июля 2008 г. Проверено 27 июня 2008 г.
- ^ Гендель, Макс (1909). Космосконцепция розенкрейцеров: Глава XI Происхождение и эволюция нашей Солнечной системы . MA Donohue & Co. Чикаго (издание 1911 г.; стр. 258).
- ^ Блаватская, Л.П. (1888). Тайная Доктрина . Том. 1 р. 87, 527, 638-639. Том II с. 114, 240. «Оккультные науки… говорят, что именно Солнце и все солнца, происходящие от него, исходят на рассвете Манвантары из Центрального Солнца». (т. 1, стр. 527) .
- ^ Мичиганский университет (8 марта 2022 г.). «Массивные пузыри в центре Млечного Пути, вызванные сверхмассивной черной дырой» . Физика.орг . Сеть Science X.
- ^ Ян, Х.-Ю. Карен; Рушковский, Матеуш; Цвайбель, Эллен Г. (7 марта 2022 г.). «Пузыри Ферми и eROSITA как остатки прошлой активности центральной черной дыры Галактики». Природная астрономия . 6 (5). Спрингер Природа: 584–591. arXiv : 2203.02526 . дои : 10.1038/s41550-022-01618-x . ISSN 2397-3366 . S2CID 247292361 .
- ^ Гендель, Макс (1909). Розенкрейцерская космоконцепция: отношение человека к Богу . MA Donohue & Co. Чикаго (издание 1911 г.).
- ^ Адамс, Альфред (апрель 1922 г.). «Лучи Розы Креста». Том. 13 № 12: Катезис розенкрейцеров (стр. 471)» (PDF) . Содружество розенкрейцеров.
{{cite magazine}}
: Для журнала Cite требуется|magazine=
( помощь ) - ^ Гендель, Макс (1909). Розенкрейцерская космоконцепция: схема эволюции . MA Donohue & Co. Чикаго (издание 1911 г.).
- ^ Харрис, MW (2009). От А до Я унитарного универсализма . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0810868175 .
- ^ Рендер Краненборг, «Брахма Кумарис: новая религия?» , Свободный университет Амстердама. Проверено 27 июля 2007 г.
- ^ Лоуренс А. Бэбб, Искупительные встречи: три современных стиля в индуистской традиции
- ^ Калчури, Бхау (1997). Мехер Прабху: Господь Мехер . Том 20. Миртл-Бич: Манифестация, Инк. с. 6653. ISBN 9788190942812 .
- ^ Райт, Лоуренс (1993). Святые и грешники . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, Inc., с. 143. ИСБН 0-394-57924-0 .
- ^ Кавальон, Габриэль; Села-Шайовиц, Ревитал (2005). «Культурное конструирование современных сатанинских легенд в Израиле». Фольклор . 116 (3): 255. дои : 10.1080/00155870500282701 . S2CID 161360139 .
- ^ ЛаВей, Антон Шандор (2005) [1969]. Сатанинская Библия . Нью-Йорк: Книги Эйвона. стр. 44–45. ISBN 978-0-380-01539-9 .
- ^ Харви, Грэм (1995). «Сатанизм в Британии сегодня». Журнал современной религии . 10 (3): 291. дои : 10.1080/13537909508580747 .
- ^ Я есть Истина. К философии христианства .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с концепциями Бога, на Викискладе?