Jump to content

Шанди

Ежегодное Жертвоприношение Небу ( 祭天 jìtiān ) в честь Высшего Божества Небесного Правителя ( 皇天上帝 Huángtiān Shàngdì ) проводится в Храме Неба в Пекине . Государственная помпезность и разнообразные конфуцианские религиозные группы внесли свой вклад в возрождение поклонения Высшему Божеству в 2000-е годы.

Шанди ( китайский : 上帝 ; пиньинь : Шанди ; Уэйд-Джайлс : Шан Ти ), также называемый просто Ди ( китайский : ; пиньинь : Ди ), [1] это имя китайского Высшего Божества или «Владыки Высшего» в богословии классических текстов , особенно происходящее из теологии Шан и находящее эквивалент в более позднем Тянь («Небеса» или «Великое Целое») теологии Чжоу . [2]

Хотя использование слова «Тянь» для обозначения абсолютного Бога Вселенной сегодня преобладает в китайской религии, « Шангди » продолжает использоваться в различных традициях, включая некоторые философские школы . [3] некоторые направления китайского буддизма , даосизма , конфуцианства , [4] некоторые китайские спасительные религии (особенно Игуандао ) и китайское протестантское христианство . Кроме того, оно широко используется современными китайцами (как на материковом, так и за рубежом), а также религиозными и светскими группами в Восточной Азии как имя единственного универсального божества и как нерелигиозный перевод слова « Бог» в авраамических религиях . [5]

Этимология

[ редактировать ]
Графики пророческого письма Шан для 帝 , верховного Бога как небесного полюса . [6]

«Шанг Ди» — это пиньинь латинизация двух китайских иероглифов . Первое – , Шан – означает «высокий», «самый высокий», «первый», «изначальный»; второй – , Ди – обычно считается сокращением [ нужна ссылка ] Хуанди , ( 皇帝 ) в современном китайском языке — титул императоров Китая впервые использованный Цинь Ши Хуаном примерно 2200 лет назад, и обычно переводится как «император». Само слово происходит от трех «Хуан» и пяти «Ди» , включая Желтого Императора ( китайский : 黃帝 ; пиньинь : Хуанди ), мифологического создателя китайской цивилизации и предка китайской расы. Однако относится к Верховному Богу Шана, таким образом, означает «божество» (проявленный бог). [3] Таким образом, имя Шанди следует переводить как «Высшее Божество», но оно также имеет подразумеваемое значение «Первородное Божество» или «Первое Божество» в классическом китайском языке. Божество предшествовало титулу, и императоры Китая были названы в его честь в роли Тяньцзы , сыновей Неба. В классических текстах высшая концепция небес часто отождествляется с Шан Ди, которого описывают несколько антропоморфно. Он также связан с Полярной звездой. Представления о Верховном Правителе (Шан Ди) и о Возвышенных Небесах ( китайский : 皇天 ; Уэйд-Джайлс : Хуан-тянь ) впоследствии сливаются или поглощают друг друга. [7]

Использование династии Шан

[ редактировать ]

Шанское произношение «Ди» реконструировано как *têks . [8] Династия Шан разработала 23 версии Ди, все они основаны на общем узоре и форме. [9] [10] Это слово встречается во многих письменных контекстах, включая использование в сочетании с духами природы или обращением к божествам предков. Был тип подношений под названием «Ди-жертвоприношение», предназначенный для приема представителей Ди.

Религиозные роли

[ редактировать ]

Династия Шан

[ редактировать ]
Костяное письмо оракула , самая ранняя известная форма китайского языка .

Самые ранние упоминания о Шанди встречаются в на костях оракула надписях династии Шан во 2-м тысячелетии до нашей эры, хотя в более позднем труде «Классик истории» приносил ему ежегодные жертвы утверждается, что император Шунь , даже до династии Ся .

считала Шанди высшей духовной силой Правящая элита Хуася во времена династии Шан : считалось, что он контролирует победу в битве, [1] успех или неурожай урожая, [1] погода [1] такие условия, как разлив Желтой реки , и судьба столицы [1] и королевство. Шанди, похоже, управлял иерархией других богов, управляющих природой, а также духами умерших . [11] Эти идеи позже были отражены или продолжены даосским Нефритовым императором и его небесной бюрократией , а Шанди позже был синкретизирован с Нефритовым императором. [12]

Шанди, вероятно, был более трансцендентным , чем имманентным , и действовал только через меньших богов. [11] Шанди считался слишком далеким, чтобы обычные смертные поклонялись ему напрямую. [1] Вместо этого короли Шан провозгласили, что Шанди стал доступным через души их королевских предков. [13] как в легендарном прошлом, так и в недавних поколениях, когда ушедшие короли Шан присоединились к нему в загробной жизни. Таким образом, короли могли успешно обратиться к Шанди напрямую. [14] Многие надписи на костях оракула содержат эти прошения, обычно молящиеся о дожде. [15] но также добивается одобрения Шанди на действия государства.

Шанди считался чем-то вроде человека или, по крайней мере, антропоморфа. [16] и «величайший предок », по мнению некоторых верующих того времени. [1]

династии Чжоу

[ редактировать ]
Версия персонажа «Тянь» в Западной Чжоу. Ж. К. Дидье определил, что квадратная форма — это тот же квадрат, что и в самом центре Шанди, тем самым иллюстрируя сильную связь (и отождествление) между двумя божествами.
Версия персонажа «Тянь» в Западной Чжоу. Ж. К. Дидье определил, что квадратная форма — это тот же квадрат, что и в самом центре Шанди, тем самым иллюстрируя сильную связь (и отождествление) между двумя божествами.

В более поздних династиях Шан и Чжоу Шанди отождествляли с Небесами ( , Тянь ). [17] Герцог Чжоу оправдывал узурпацию своего клана концепцией Небесного мандата , в которой предполагалось, что защита Шанди связана не с членством в клане, а с их справедливым управлением. Шанди был не просто племенем, а однозначно хорошей моральной силой, осуществлявшей свою власть в соответствии со строгими стандартами. [18] Таким образом, благосклонность Шанди могла быть потеряна и даже «унаследована» новой династией, при условии, что они будут соблюдать надлежащие ритуалы.

Современные исследования обратили внимание на принятие религиозных практик Шан династией Чжоу и, в частности, на продолжающееся поклонение Шанди в измененных формах. Современные объяснения основаны на параллели между усыновлением Шан и Чжоу. Исторически сложилось так, что регентство герцога Чжоу стремилось восстановить стабилизацию династии Чжоу. [19] Двор Чжоу смоделировал свое усыновление по образцу династии Шан, чей импорт местных культов, а также официальное поклонение племенным божествам сыграл важную роль в поддержании королевского суверенитета монархов над покоренными государствами. По словам Рут Х. Чанг, продолжение религии Шан также предоставило возможности для дальнейшего распространения информации об изменяющейся религиозной деятельности недавно завоеванного народа Шан. [19] Династия Чжоу стремилась создать впечатление, что термин «Ди» был для них родным. Эти действия были восприняты Чангом как попытка Чжоу принять аналогичный культ с целью объединения Шана и Чжоу в рамках одного политического образования. [20]

Были и другие причины, по которым герцог Чжоу пытался объединить Ди с концепцией Тянь. Свидетельства из надписей на костях оракула показывают, что Шан верил в благословения Шанди для короля, что некоторые ученые интерпретировали как веру в власть, дарованную правителю богами. [21] Эта вера перекликалась с теорией Тиана, согласно которой монарх получил божественную власть управлять. Послушание народа Шан, вероятно, было обеспечено путем реализации концепции Чжоу, в которой Шан находил сходство со своими местными верованиями. [22]

Связь многих ритуалов с кланом Шан означала, что дворяне Шан продолжали править несколькими местами (несмотря на восстания) и выступать в качестве придворных советников и священников. Герцог Чжоу даже создал целый церемониальный город в соответствии со строгими космологическими принципами, чтобы разместить аристократию Шан и девять треножников, символизирующих суверенитет Хуася; Затем Шанам было поручено поддерживать обряды Чжоу . Точно так же меньшие дома Шан, ши рыцарский класс , превратились непосредственно в образованную конфуцианскую знать и ученых, которые давали правителям Чжоу советы по куртуазному этикету и церемониям. [23] Конфуцианские классики продолжили и упорядочили более ранние традиции, включая поклонение Шанди. Все они содержат ссылки:

Появления Шанди в пяти классических произведениях
Китайское имя Пиньинь Английское имя События
Книга книг Шуцзин Классик истории 32 раза
Книга песен Шицзин Классик поэзии 24 раза
Книга обрядов Мне Классика обрядов 20 раз
весна и осень Чунцю Весенние и осенние летописи 8 раз
Я Цзин Ицзин Классика перемен 2 раза

В «Четырех книгах» также упоминается Шанди, но, поскольку это более поздний сборник, ссылки гораздо более скудны и абстрактны. Шанди чаще всего появляется в более ранних работах: этот образец может отражать растущую рационализацию Шанди с течением времени, переход от известного и произвольного племенного бога к более абстрактной и философской концепции. [примечание 1] [примечание 2] или его слияние и поглощение другими божествами.

Еще в период Западной Чжоу Ди стало полностью синонимом Тянь, поскольку эти два слова использовались как синонимы в различных бронзовых надписях. Одна из таких ситуаций появляется в бронзовых отливках во время правления короля Чжоу Ли (9 век до н.э.). [24] указывая на распространенность приравнивания обоих слов друг к другу.

династия Хань

[ редактировать ]

Ко времени правления династии Хань влиятельный -конфуцианец учёный Чжэн Сюань заметил: « Шангди — это ещё одно название Небес ». Дун Чжуншу сказал: «Небеса — это высшая власть, царь богов, которым царь должен восхищаться». [25] Использование слова «Ди» значительно изменилось, и ханьцы использовали его для обозначения гораздо большего количества терминов. В некоторых случаях «Ди» по-прежнему обозначало высшее божество, обладающее особой властью над небесными объектами, но в других оно писалось в сочетании с другими словами, придавая тем, кого это касается, значение «бога». «Ди» встречается в именах Желтого Императора (Хуанди), Огненного Императора (Янди) и других фигур.

В более поздние эпохи он был широко известен под именем «Небесное Правящее Высшее Божество» ( 皇天上帝 , Huángtiān Shàngdì ), и в этом использовании его особенно отождествляли с даосским Нефритовым императором .

Идентификация

[ редактировать ]

Прародитель Шан

[ редактировать ]

В источниках Шан Ди уже описывается как верховный распорядитель событий, происходящих в природе, таких как ветер, молния и гром, а также в человеческих делах и политике. Все боги природы считаются его посланниками или проявлениями. Источники Шана также подтверждают его космологические пять министерств . [26] Ди, или Тиан, как поясняют более поздние тексты, не получил культа из-за того, что был слишком удален от живых людей, чтобы им можно было напрямую приносить жертвы. Вместо этого был необходим посредник, такой как предок, чтобы передать Ди подношения живых. [27]

По мнению некоторых выдающихся ученых, в том числе Го Моро , Шанди изначально был идентичен Ку (или Куй) или Дику (« Дивус Ку»), прародителю (первому предку) линии Цзы ( ), основателям династии Шан, засвидетельствовано в Шиджи и других текстах. [27] Согласно этой интерпретации, это отождествление имело глубокие политические последствия, поскольку означало, что земные короли Шан сами по рождению были аспектами божественности. [28]

Шан обозначил персонажа верховного предка Шанцзя.
Шан обозначил персонажа верховного предка Шан Цзя.

Дальнейшие данные из источников Шан предполагают, что между ними не было полной идентификации, поскольку Ди контролирует духов природы, а Куй - нет; Ди часто изображается посылающим «одобрения», в то время как Куи никогда так не изображается; и Куй получил культ, а Ди - нет. Более того, к Кую часто обращаются в «горизонтальных» отношениях с другими силами, что подрывает любой портрет его как вершины пантеона. [28]

Интерпретации костей оракула Шан позволяют предположить, что Ди приравнивается к Шан Цзя, высшему и высшему существу из «Шести духов», которые были додинастическими предками мужского пола Шан. График кости Шан Цзя состоит из квадрата, охватывающего крест. Поскольку форма креста понимается как «Цзя», следовательно, квадрат — это «Шан», что указывает на то, что это квадрат предков, составляющий центральное ядро ​​Ди. [29]

Шанди как небесный полюс

[ редактировать ]

Дэвид Панкеньер изучал астральные связи Шанди, опираясь на точку зрения, что интерес к небу был центральным элементом религиозных практик Шан, а также более ранних культур Ся и Эрлитоу . Особенно интригует тот факт, что дворцовые и церемониальные сооружения этих культур были тщательно выровнены по полюсу мира и процессии полярных звезд . Панкеньер отмечает, что истинный небесный полюс находится в шаблоне неба, где нет значительных звезд, и что различные полярные звезды являются ближайшими к этой пустой вершине, что имеет решающее значение. [30]

Шан Он иллюстрирует, как пророческий сценарий для Ди можно спроецировать на шаблон северного полюса древнего неба таким образом, чтобы его крайние точки соответствовали видимой звезде, а пересечение линейных осей в центре отображалось вакантной области. небесный полюс. Панкеньер утверждает, что высший Ди отождествлялся с небесным полюсом - идея, знакомая на более поздних этапах китайской религии и связанная с Тайи 太一 («Великий»), полностью задокументированная еще в 4 веке до нашей эры. [6]

Интерпретация Шанди как небесного полюса, Тайи и Ку, прародителя Шана, не противоречит. Фэн Ши утверждает, что Ку и Ди действительно идентичны. Шан, вероятно, сознательно отождествляли своего предка с универсальным богом, признанным в разных регионах и местных культурах, чтобы узаконить свою власть. [31]

Кратность Ди

[ редактировать ]
Символы Шан для Шанди , разработанные в трех наиболее часто используемых версиях. Во всех трех случаях центральным компонентом характера является проявление полярного квадрата, в котором жили предки основной линии Шан.

Надписи династии Шан указывают на коллективный характер Шанди. Тот факт, что слово «Ди» также использовалось для обращения к предкам Шан, показывает, что Ди был тесно связан с духами предков. Символ Шан для Ди имеет квадратный узор, который был символом северного полюса эклиптики. [29] На этом квадрате написано множество имен предков Шан, и на нем даже обозначены храмы и алтари, посвященные выдающимся преддинастическим предкам Шан. Дж. К. Дидье отметил, что в центральном квадрате слова «Ди» размещались все духи предков основной линии Шан. [29] Эти духи представляли собой ядро ​​космической божественности Ди и несут его волю благословить человеческий мир. [29] «Ди» также включает в себя божества, не относящиеся к предкам, которые могут быть неблагоприятными по отношению к живым существам в результате принятия иностранных культов. Эти боги олицетворяют власть Ди осуществлять контроль над катастрофическими событиями, в отличие от «дружественной» родовой площади Шан. [29] Шаны считали духов консульскими духами Ди, и им часто делали прямые подношения как изображения верховного божества.

Многие надписи, найденные на костях Шан и бронзе, указывают на то, что множественность Ди можно понять, интерпретируя слово «Шанг» в «Шангди». Ученые утверждают, что компонент «Шанг» иллюстрирует неэквивалентность между Ди и Шанди . [29] Шанди, по их мнению, был лишь частью Ди в сознании народа Шан, и там присутствовал аналог Шанди. Интерпретируя версии иероглифа «Ди» в текстах Шан, Дидье обнаружил, что версии с двумя горизонтальными линиями над графиком обозначают «Шангди», тогда как версии с тремя линиями будут означать более широкое значение « Шансяди » ( 上下帝 ). [29] Этот смысл, появляющийся в надписях Шан, показывает множественность, в которой божество было разделено на высшие ( шан ) и меньшие ранги ( ся ). Они утверждали, что усыновленные духи, которые представляют собой неблагоприятные действия Ди по отношению к их живому царству, возможно, будут помещены в меньший ранг, или «Сяди» ( 下帝 ), [29] в то время как «дружественные» духи предков составляли «Шангди» как аналог.

Современное конфуцианство

[ редактировать ]

Современные конфуцианские теологи подчеркивают различия между конфуцианской идеей Шанди, рассматриваемой одновременно как трансцендентной и имманентной и действующей только как правитель мира, и христианской идеей Бога, которую они считали противоположной христианской идее как божества, которое является совершенно потусторонний (трансцендентный) и является всего лишь творцом мира. [32] [4]

Поклонение

[ редактировать ]
Священный алтарь Храма Неба в Пекине.

Как упоминалось выше, жертвы, принесенные царем Шанди, согласно традиционным китайским историям, произошли до династии Ся. Сохранившиеся археологические данные показывают, что во времена Шан лопатки принесенных в жертву волов использовались для отправки вопросов или общения через огонь и дым в божественное царство - практика, известная как скапулимантия . Из-за жары кости треснули, и королевские прорицатели интерпретировали эти знаки как ответ Шанди королю. Надписи, используемые для гадания, закапывали в специальные упорядоченные ямы, а те, что предназначались для практики или записей, после использования закапывали в обычные кучи . [33]

Замечено, что во время Шанга Ди не подвергался прямому культу. Вместо этого его консульские духи будут проявлены в человеческом мире для принесения жертв. Шан часто идентифицировал этих духов как Ди и иногда приносил им «Ди-жертвоприношение», иллюстрируя интимную связь получателей с существом.

Под Шанди или его более поздними именами божеству ежегодно приносились жертвы от правителя Китая каждой китайской династии в великом Храме Неба в столице империи. Следуя принципам китайской геомантии , он всегда располагался в южном квартале города. [примечание 3] Во время ритуала совершенно здорового быка забивали и приносили в жертву Шанди. [примечание 4] В « Книге обрядов» говорится, что жертвоприношение должно совершаться в « самый длинный день » на круглом алтаре-кургане. [ нужны разъяснения ] Алтарь будет иметь три яруса: самый высокий — для Шанди и Сына Неба ; второй по величине для Солнца и Луны; и самый низкий для природных богов, таких как звезды, облака, дождь, ветер и гром.

Важно отметить, что Шанди никогда не изображается ни с изображениями, ни с идолами. Вместо этого в центральном здании Храма Неба, в сооружении, называемом «Императорский небесный свод», хранится «духовная табличка» (神位 , shénwèi), на которой написано имя Шанди на троне Хуантянь Шанди ( 皇天上帝 ). Во время ежегодного жертвоприношения император переносил эти таблички в северную часть Храма Неба, место, называемое «Молитвенный зал о хорошем урожае», и помещал их на этот трон. [34]

Слияние с единственным универсальным Богом

[ редактировать ]

Именно во времена династий Мин и Цин, когда римский католицизм был введен -иезуитом священником Маттео Риччи , идея «Шангди» начала применяться к христианской концепции Бога .

Хотя первоначально он использовал термин Тяньчжу ( 天主 ; Тяньчжу ), букв. Вместо этого «Повелитель небес» Риччи постепенно изменил перевод на «Шангди». [35] [36] Его использование Шанди оспаривалось конфуцианцами, поскольку они считали, что концепции Тянь и «Шангди» отличаются от концепции христианского Бога: Чжун Шу-шэн в своих книгах [37] [38] заявил, что Шанди только управляет, а Бог христианства является творцом, и поэтому они различаются. [39] Перевод Риччи также вызвал недовольство доминиканцев и Римской курии: 19 марта 1715 года Папа Климент XI издал Указ Ex Illa Die , в котором говорилось, что католики должны использовать «Тяньчжу» вместо «Шангди» для христианского Бога.

Когда протестантизм проник в Китай в середине XIX века, протестантские миссионеры также столкнулись с аналогичной проблемой: некоторые предпочитали термин «Шангди», а некоторые предпочитали термин Шэнь («бог»). На конференции, состоявшейся в 1877 году в Шанхае, на которой обсуждался вопрос перевода, также считалось, что «Шангди» конфуцианства и христианская концепция Бога различны по своей природе. [40]

Однако к 20 веку большинство британских миссионеров, некоторые католики , китайские православные христиане , [41] а евангелисты предпочитали «Шангди» как связь с коренным китайским монотеизмом , [42] некоторые поддерживают этот аргумент, связывая его с неизвестным богом , как описано в библейском отрывке из Деяний 17:23–31 . [43] [44] Католики предпочитали избегать этого из-за компромиссов с местными властями для выполнения своей миссии, а также из-за опасений, что такой перевод может связать христианского Бога с китайским политеизмом. [45]

В наши дни в светских китайскоязычных средствах массовой информации китайское слово «Шангди» и «Тянь» часто используется как перевод единственного универсального божества с минимальной религиозной привязанностью к христианской идее Бога, в то время как конфуцианцы и интеллектуалы в современных материковый Китай и Тайвань пытаются вернуть этому термину его первоначальное значение. Католики официально используют термин Тяньчжу , в то время как евангелисты обычно используют Шанди и/или Шен ( , «бог» или «дух»).

См. также

[ редактировать ]

В другой культуре и верованиях

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В «Книге документов» говорится: «Августовское небо не имеет партийных пристрастий: оно поддерживает только добродетельных».
  2. ^ Цзо чжуань говорит: «Если человек не добродетелен, люди не будут в гармонии, и духи не будут принимать участие в подношениях человека. То, что привлекает духов, - это добродетель человека».
  3. Например, в «Классике истории» записано, что герцог Чжоу построил алтарь в южной части Ло. [ нужна ссылка ]
  4. Хотя герцог Чжоу представлен как жертвующий двумя.
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Стефон, Мэтт (3 февраля 2010 г.). «Шангди» . Британская энциклопедия . Проверено 1 мая 2023 г.
  2. ^ Ино (2008) , с. 70.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чанг (2000) .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хуан (2007) , с. 457.
  5. ^ Еженедельник показов (23 апреля 2016 г.). «Дата смерти раскрыта» Трудный отрывок из Священного Писания для Божьей семьи – The News Lens Critical Commentary Network . thenewslens.com .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ино (2008) , с. 74.
  7. ^ Клемен, Карл (2005) [1931]. Религии мира: их природа и история . Нью-Дели: Публикации Cosmos. ISBN  81-7755-927-3 .
  8. ^ Бакстер, Уильям Х .; Сагарт, Лоран (2014). Древнекитайская реконструкция Бакстера-Сагарта, т.1.1 (PDF) . п. 35.
  9. ^ Чжоу, Фагао (zhou fagao) (1974) Цзиньвэнь Гулин (金文楂林) Гонконг: Китайский университет Гонконга.
  10. ^ (zhou fagao) (1982) . Чжоу, Фагао
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чжао, Янься. Китайская религия: контекстуальный подход. 2010. с. 154
  12. ^ Старк, Родни (2007). Открытие Бога: истоки великих религий и эволюция веры (1-е изд.). Нью-Йорк: HarperOne . п. 252. ИСБН  978-0-06-117389-9 .
  13. ^ Джинин Д. Фаулер, Мерв Фаулер, 2008, Китайские религии: верования и практики, Sussex Academic Press.
  14. ^ Ву, 8
  15. ^ Ву, 173
  16. ^ Шостак, Рик (22 октября 2020 г.). Осмысление мировой истории . Лондон: Рутледж . п. 321. дои : 10.4324/9781003013518 . ISBN  9781003013518 .
  17. ^ «Шангди», Британская энциклопедия , 2011 .
  18. ^ Книга документов .
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рут Х. Чанг (2000) .
  20. ^ Рут Х. Чанг (2000) , с. 13-14.
  21. ^ Крил, Херли Г. (1953). Китайская мысль от Конфуция до Мао Цзэдуна . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  22. ^ Рут Х. Чанг (2000) , с. 15.
  23. ^ "Китайская философия". Китайский университет Жэньминь, 2006.
  24. ^ Рут Х. Чанг (2000). Понимание Ди и Тянь: Божество и Небеса от Шан до династий Тан (PDF) . Китайско-платонические статьи (номер 108).
    • Майр, Виктор (1990). Древнекитайский мяг, древнеперсидский маг и английский «маг»» (Ранний Китай 15, 27–47) .
  25. ^ Дун Чжуншу .
  26. ^ Ино (2008) , с. 71.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ино (2008) , с. 72.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ино (2008) , с. 73.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Дидье (2009) .
  30. ^ Ино (2008) , стр. 73–74.
  31. ^ Ино (2008) , с. 75.
  32. ^ Чжун Шу-шэн, Тяньсюэ Чучжэн: «Небеса - это« небеса, которые управляют миром, управляют добром и наказывают зло, именно так Бог называется в «Поэзии», «И» и «Доктрине среднего». Но это господствующее небо. Просто «власть мира — это не жизнь мира, как и император, но власть народа — это не жизнь народа » .
  33. ^ Сюй Яхуэй. Калтонхилл, Марк и др., пер. Древняя китайская письменность: надписи на костях оракула из руин Инь. Академия Синика . Национальный дворец-музей (Тайбэй), 2002 г. Правительство. Опубл. № 1009100250.
  34. ^ «ДжСДЖ» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2005 г.
  35. ^ « Бог дал человеку глаза, уши, руки и ноги, чтобы, если два друга помогут друг другу, дела обстоят успешно» , 1595 г.
  36. ^ «Бог — изначальное творение и хозяин всего». «Двадцать пять слов» , 1599 г.
  37. ^ Первая экспедиция Тяньсюэ.
  38. ^ Тяньсюэ снова побеждает
  39. ^ Чэн Сяоцзюань: «История китайского перевода Бога - противоречия, принятие и просвещение», Social Sciences Literature Press, 2013
  40. ^ «Краткий отчет о встрече учителей из разных провинций», переведенный Джозефом Ай, опубликованный в «Избранных произведениях официальных газет всех наций» под редакцией Ли Тянгана, Пекин: Life · Reading · Книжный магазин Xinzhi Sanlian, 1998 , стр. 22.
  41. ^ «Древняя китайская история в свете Книги Бытия» . www.orthodox.cn .
  42. ^ Легг, Джеймс , Религии Китая, Ходдер и Стоутон, 1880, стр. 24-25: «Он приносил жертву конкретно, но в обычных формах, Шанти», то есть, как мы видели, Богу».
  43. ^ «Проповеди на традиционном китайском языке: НЕИЗВЕСТНЫЙ БОГ» . www.rlhymersjr.com .
  44. ^ Тунсинь, Тянь. Конфуцианская христианская теология . Корпорация академической прессы. ISBN  9781936040322 – через Google Книги.
  45. ^ Ли, Арчи CC (октябрь 2005 г.), Азиатские имена Бога: изображение библейского Бога на китайском языке , SBL Forum

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Словарное определение 上帝 в Викисловаре
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 01d1c334957fd118104a7ea41f9cbaf6__1719159540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/f6/01d1c334957fd118104a7ea41f9cbaf6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shangdi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)