Шанди

Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
![]() |
Шанди ( китайский : 上帝 ; пиньинь : Шанди ; Уэйд-Джайлс : Шан Ти ), также называемый просто Ди ( китайский : 帝 ; пиньинь : Ди ), [1] это имя китайского Высшего Божества или «Владыки Высшего» в богословии классических текстов , особенно происходящее из теологии Шан и находящее эквивалент в более позднем Тянь («Небеса» или «Великое Целое») теологии Чжоу . [2]
Хотя использование слова «Тянь» для обозначения абсолютного Бога Вселенной сегодня преобладает в китайской религии, « Шангди » продолжает использоваться в различных традициях, включая некоторые философские школы . [3] некоторые направления китайского буддизма , даосизма , конфуцианства , [4] некоторые китайские спасительные религии (особенно Игуандао ) и китайское протестантское христианство . Кроме того, оно широко используется современными китайцами (как на материковом, так и за рубежом), а также религиозными и светскими группами в Восточной Азии как имя единственного универсального божества и как нерелигиозный перевод слова « Бог» в авраамических религиях . [5]
Этимология
[ редактировать ]«Шанг Ди» — это пиньинь латинизация двух китайских иероглифов . Первое – 上 , Шан – означает «высокий», «самый высокий», «первый», «изначальный»; второй – 帝 , Ди – обычно считается сокращением [ нужна ссылка ] Хуанди , ( 皇帝 ) в современном китайском языке — титул императоров Китая впервые использованный Цинь Ши Хуаном примерно 2200 лет назад, и обычно переводится как «император». Само слово происходит от трех «Хуан» и пяти «Ди» , включая Желтого Императора ( китайский : 黃帝 ; пиньинь : Хуанди ), мифологического создателя китайской цивилизации и предка китайской расы. Однако 帝 относится к Верховному Богу Шана, таким образом, означает «божество» (проявленный бог). [3] Таким образом, имя Шанди следует переводить как «Высшее Божество», но оно также имеет подразумеваемое значение «Первородное Божество» или «Первое Божество» в классическом китайском языке. Божество предшествовало титулу, и императоры Китая были названы в его честь в роли Тяньцзы , сыновей Неба. В классических текстах высшая концепция небес часто отождествляется с Шан Ди, которого описывают несколько антропоморфно. Он также связан с Полярной звездой. Представления о Верховном Правителе (Шан Ди) и о Возвышенных Небесах ( китайский : 皇天 ; Уэйд-Джайлс : Хуан-тянь ) впоследствии сливаются или поглощают друг друга. [7]
Использование династии Шан
[ редактировать ]Шанское произношение «Ди» реконструировано как *têks . [8] Династия Шан разработала 23 версии Ди, все они основаны на общем узоре и форме. [9] [10] Это слово встречается во многих письменных контекстах, включая использование в сочетании с духами природы или обращением к божествам предков. Был тип подношений под названием «Ди-жертвоприношение», предназначенный для приема представителей Ди.
Религиозные роли
[ редактировать ]Династия Шан
[ редактировать ]
Самые ранние упоминания о Шанди встречаются в на костях оракула надписях династии Шан во 2-м тысячелетии до нашей эры, хотя в более позднем труде «Классик истории» приносил ему ежегодные жертвы утверждается, что император Шунь , даже до династии Ся .
считала Шанди высшей духовной силой Правящая элита Хуася во времена династии Шан : считалось, что он контролирует победу в битве, [1] успех или неурожай урожая, [1] погода [1] такие условия, как разлив Желтой реки , и судьба столицы [1] и королевство. Шанди, похоже, управлял иерархией других богов, управляющих природой, а также духами умерших . [11] Эти идеи позже были отражены или продолжены даосским Нефритовым императором и его небесной бюрократией , а Шанди позже был синкретизирован с Нефритовым императором. [12]
Шанди, вероятно, был более трансцендентным , чем имманентным , и действовал только через меньших богов. [11] Шанди считался слишком далеким, чтобы обычные смертные поклонялись ему напрямую. [1] Вместо этого короли Шан провозгласили, что Шанди стал доступным через души их королевских предков. [13] как в легендарном прошлом, так и в недавних поколениях, когда ушедшие короли Шан присоединились к нему в загробной жизни. Таким образом, короли могли успешно обратиться к Шанди напрямую. [14] Многие надписи на костях оракула содержат эти прошения, обычно молящиеся о дожде. [15] но также добивается одобрения Шанди на действия государства.
Шанди считался чем-то вроде человека или, по крайней мере, антропоморфа. [16] и «величайший предок », по мнению некоторых верующих того времени. [1]
династии Чжоу
[ редактировать ]
В более поздних династиях Шан и Чжоу Шанди отождествляли с Небесами ( 天 , Тянь ). [17] Герцог Чжоу оправдывал узурпацию своего клана концепцией Небесного мандата , в которой предполагалось, что защита Шанди связана не с членством в клане, а с их справедливым управлением. Шанди был не просто племенем, а однозначно хорошей моральной силой, осуществлявшей свою власть в соответствии со строгими стандартами. [18] Таким образом, благосклонность Шанди могла быть потеряна и даже «унаследована» новой династией, при условии, что они будут соблюдать надлежащие ритуалы.
Современные исследования обратили внимание на принятие религиозных практик Шан династией Чжоу и, в частности, на продолжающееся поклонение Шанди в измененных формах. Современные объяснения основаны на параллели между усыновлением Шан и Чжоу. Исторически сложилось так, что регентство герцога Чжоу стремилось восстановить стабилизацию династии Чжоу. [19] Двор Чжоу смоделировал свое усыновление по образцу династии Шан, чей импорт местных культов, а также официальное поклонение племенным божествам сыграл важную роль в поддержании королевского суверенитета монархов над покоренными государствами. По словам Рут Х. Чанг, продолжение религии Шан также предоставило возможности для дальнейшего распространения информации об изменяющейся религиозной деятельности недавно завоеванного народа Шан. [19] Династия Чжоу стремилась создать впечатление, что термин «Ди» был для них родным. Эти действия были восприняты Чангом как попытка Чжоу принять аналогичный культ с целью объединения Шана и Чжоу в рамках одного политического образования. [20]
Были и другие причины, по которым герцог Чжоу пытался объединить Ди с концепцией Тянь. Свидетельства из надписей на костях оракула показывают, что Шан верил в благословения Шанди для короля, что некоторые ученые интерпретировали как веру в власть, дарованную правителю богами. [21] Эта вера перекликалась с теорией Тиана, согласно которой монарх получил божественную власть управлять. Послушание народа Шан, вероятно, было обеспечено путем реализации концепции Чжоу, в которой Шан находил сходство со своими местными верованиями. [22]
Связь многих ритуалов с кланом Шан означала, что дворяне Шан продолжали править несколькими местами (несмотря на восстания) и выступать в качестве придворных советников и священников. Герцог Чжоу даже создал целый церемониальный город в соответствии со строгими космологическими принципами, чтобы разместить аристократию Шан и девять треножников, символизирующих суверенитет Хуася; Затем Шанам было поручено поддерживать обряды Чжоу . Точно так же меньшие дома Шан, ши рыцарский класс , превратились непосредственно в образованную конфуцианскую знать и ученых, которые давали правителям Чжоу советы по куртуазному этикету и церемониям. [23] Конфуцианские классики продолжили и упорядочили более ранние традиции, включая поклонение Шанди. Все они содержат ссылки:
Китайское имя | Пиньинь | Английское имя | События |
---|---|---|---|
Книга книг | Шуцзин | Классик истории | 32 раза |
Книга песен | Шицзин | Классик поэзии | 24 раза |
Книга обрядов | Мне | Классика обрядов | 20 раз |
весна и осень | Чунцю | Весенние и осенние летописи | 8 раз |
Я Цзин | Ицзин | Классика перемен | 2 раза |
В «Четырех книгах» также упоминается Шанди, но, поскольку это более поздний сборник, ссылки гораздо более скудны и абстрактны. Шанди чаще всего появляется в более ранних работах: этот образец может отражать растущую рационализацию Шанди с течением времени, переход от известного и произвольного племенного бога к более абстрактной и философской концепции. [примечание 1] [примечание 2] или его слияние и поглощение другими божествами.
Еще в период Западной Чжоу Ди стало полностью синонимом Тянь, поскольку эти два слова использовались как синонимы в различных бронзовых надписях. Одна из таких ситуаций появляется в бронзовых отливках во время правления короля Чжоу Ли (9 век до н.э.). [24] указывая на распространенность приравнивания обоих слов друг к другу.
династия Хань
[ редактировать ]Ко времени правления династии Хань влиятельный -конфуцианец учёный Чжэн Сюань заметил: « Шангди — это ещё одно название Небес ». Дун Чжуншу сказал: «Небеса — это высшая власть, царь богов, которым царь должен восхищаться». [25] Использование слова «Ди» значительно изменилось, и ханьцы использовали его для обозначения гораздо большего количества терминов. В некоторых случаях «Ди» по-прежнему обозначало высшее божество, обладающее особой властью над небесными объектами, но в других оно писалось в сочетании с другими словами, придавая тем, кого это касается, значение «бога». «Ди» встречается в именах Желтого Императора (Хуанди), Огненного Императора (Янди) и других фигур.
В более поздние эпохи он был широко известен под именем «Небесное Правящее Высшее Божество» ( 皇天上帝 , Huángtiān Shàngdì ), и в этом использовании его особенно отождествляли с даосским Нефритовым императором .
Идентификация
[ редактировать ]Прародитель Шан
[ редактировать ]В источниках Шан Ди уже описывается как верховный распорядитель событий, происходящих в природе, таких как ветер, молния и гром, а также в человеческих делах и политике. Все боги природы считаются его посланниками или проявлениями. Источники Шана также подтверждают его космологические пять министерств . [26] Ди, или Тиан, как поясняют более поздние тексты, не получил культа из-за того, что был слишком удален от живых людей, чтобы им можно было напрямую приносить жертвы. Вместо этого был необходим посредник, такой как предок, чтобы передать Ди подношения живых. [27]
По мнению некоторых выдающихся ученых, в том числе Го Моро , Шанди изначально был идентичен Ку (или Куй) или Дику (« Дивус Ку»), прародителю (первому предку) линии Цзы ( 子 ), основателям династии Шан, засвидетельствовано в Шиджи и других текстах. [27] Согласно этой интерпретации, это отождествление имело глубокие политические последствия, поскольку означало, что земные короли Шан сами по рождению были аспектами божественности. [28]

Дальнейшие данные из источников Шан предполагают, что между ними не было полной идентификации, поскольку Ди контролирует духов природы, а Куй - нет; Ди часто изображается посылающим «одобрения», в то время как Куи никогда так не изображается; и Куй получил культ, а Ди - нет. Более того, к Кую часто обращаются в «горизонтальных» отношениях с другими силами, что подрывает любой портрет его как вершины пантеона. [28]
Интерпретации костей оракула Шан позволяют предположить, что Ди приравнивается к Шан Цзя, высшему и высшему существу из «Шести духов», которые были додинастическими предками мужского пола Шан. График кости Шан Цзя состоит из квадрата, охватывающего крест. Поскольку форма креста понимается как «Цзя», следовательно, квадрат — это «Шан», что указывает на то, что это квадрат предков, составляющий центральное ядро Ди. [29]
Шанди как небесный полюс
[ редактировать ]Дэвид Панкеньер изучал астральные связи Шанди, опираясь на точку зрения, что интерес к небу был центральным элементом религиозных практик Шан, а также более ранних культур Ся и Эрлитоу . Особенно интригует тот факт, что дворцовые и церемониальные сооружения этих культур были тщательно выровнены по полюсу мира и процессии полярных звезд . Панкеньер отмечает, что истинный небесный полюс находится в шаблоне неба, где нет значительных звезд, и что различные полярные звезды являются ближайшими к этой пустой вершине, что имеет решающее значение. [30]
Шан Он иллюстрирует, как пророческий сценарий для Ди можно спроецировать на шаблон северного полюса древнего неба таким образом, чтобы его крайние точки соответствовали видимой звезде, а пересечение линейных осей в центре отображалось вакантной области. небесный полюс. Панкеньер утверждает, что высший Ди отождествлялся с небесным полюсом - идея, знакомая на более поздних этапах китайской религии и связанная с Тайи 太一 («Великий»), полностью задокументированная еще в 4 веке до нашей эры. [6]
Интерпретация Шанди как небесного полюса, Тайи и Ку, прародителя Шана, не противоречит. Фэн Ши утверждает, что Ку и Ди действительно идентичны. Шан, вероятно, сознательно отождествляли своего предка с универсальным богом, признанным в разных регионах и местных культурах, чтобы узаконить свою власть. [31]
Кратность Ди
[ редактировать ]Надписи династии Шан указывают на коллективный характер Шанди. Тот факт, что слово «Ди» также использовалось для обращения к предкам Шан, показывает, что Ди был тесно связан с духами предков. Символ Шан для Ди имеет квадратный узор, который был символом северного полюса эклиптики. [29] На этом квадрате написано множество имен предков Шан, и на нем даже обозначены храмы и алтари, посвященные выдающимся преддинастическим предкам Шан. Дж. К. Дидье отметил, что в центральном квадрате слова «Ди» размещались все духи предков основной линии Шан. [29] Эти духи представляли собой ядро космической божественности Ди и несут его волю благословить человеческий мир. [29] «Ди» также включает в себя божества, не относящиеся к предкам, которые могут быть неблагоприятными по отношению к живым существам в результате принятия иностранных культов. Эти боги олицетворяют власть Ди осуществлять контроль над катастрофическими событиями, в отличие от «дружественной» родовой площади Шан. [29] Шаны считали духов консульскими духами Ди, и им часто делали прямые подношения как изображения верховного божества.
Многие надписи, найденные на костях Шан и бронзе, указывают на то, что множественность Ди можно понять, интерпретируя слово «Шанг» в «Шангди». Ученые утверждают, что компонент «Шанг» иллюстрирует неэквивалентность между Ди и Шанди . [29] Шанди, по их мнению, был лишь частью Ди в сознании народа Шан, и там присутствовал аналог Шанди. Интерпретируя версии иероглифа «Ди» в текстах Шан, Дидье обнаружил, что версии с двумя горизонтальными линиями над графиком обозначают «Шангди», тогда как версии с тремя линиями будут означать более широкое значение « Шансяди » ( 上下帝 ). [29] Этот смысл, появляющийся в надписях Шан, показывает множественность, в которой божество было разделено на высшие ( шан ) и меньшие ранги ( ся ). Они утверждали, что усыновленные духи, которые представляют собой неблагоприятные действия Ди по отношению к их живому царству, возможно, будут помещены в меньший ранг, или «Сяди» ( 下帝 ), [29] в то время как «дружественные» духи предков составляли «Шангди» как аналог.
Современное конфуцианство
[ редактировать ]Современные конфуцианские теологи подчеркивают различия между конфуцианской идеей Шанди, рассматриваемой одновременно как трансцендентной и имманентной и действующей только как правитель мира, и христианской идеей Бога, которую они считали противоположной христианской идее как божества, которое является совершенно потусторонний (трансцендентный) и является всего лишь творцом мира. [32] [4]
Поклонение
[ редактировать ]Ритуалы
[ редактировать ]
Как упоминалось выше, жертвы, принесенные царем Шанди, согласно традиционным китайским историям, произошли до династии Ся. Сохранившиеся археологические данные показывают, что во времена Шан лопатки принесенных в жертву волов использовались для отправки вопросов или общения через огонь и дым в божественное царство - практика, известная как скапулимантия . Из-за жары кости треснули, и королевские прорицатели интерпретировали эти знаки как ответ Шанди королю. Надписи, используемые для гадания, закапывали в специальные упорядоченные ямы, а те, что предназначались для практики или записей, после использования закапывали в обычные кучи . [33]
Замечено, что во время Шанга Ди не подвергался прямому культу. Вместо этого его консульские духи будут проявлены в человеческом мире для принесения жертв. Шан часто идентифицировал этих духов как Ди и иногда приносил им «Ди-жертвоприношение», иллюстрируя интимную связь получателей с существом.
Под Шанди или его более поздними именами божеству ежегодно приносились жертвы от правителя Китая каждой китайской династии в великом Храме Неба в столице империи. Следуя принципам китайской геомантии , он всегда располагался в южном квартале города. [примечание 3] Во время ритуала совершенно здорового быка забивали и приносили в жертву Шанди. [примечание 4] В « Книге обрядов» говорится, что жертвоприношение должно совершаться в « самый длинный день » на круглом алтаре-кургане. [ нужны разъяснения ] Алтарь будет иметь три яруса: самый высокий — для Шанди и Сына Неба ; второй по величине для Солнца и Луны; и самый низкий для природных богов, таких как звезды, облака, дождь, ветер и гром.
Важно отметить, что Шанди никогда не изображается ни с изображениями, ни с идолами. Вместо этого в центральном здании Храма Неба, в сооружении, называемом «Императорский небесный свод», хранится «духовная табличка» (神位 , shénwèi), на которой написано имя Шанди на троне Хуантянь Шанди ( 皇天上帝 ). Во время ежегодного жертвоприношения император переносил эти таблички в северную часть Храма Неба, место, называемое «Молитвенный зал о хорошем урожае», и помещал их на этот трон. [34]
Слияние с единственным универсальным Богом
[ редактировать ]Именно во времена династий Мин и Цин, когда римский католицизм был введен -иезуитом священником Маттео Риччи , идея «Шангди» начала применяться к христианской концепции Бога .
Хотя первоначально он использовал термин Тяньчжу ( 天主 ; Тяньчжу ), букв. Вместо этого «Повелитель небес» Риччи постепенно изменил перевод на «Шангди». [35] [36] Его использование Шанди оспаривалось конфуцианцами, поскольку они считали, что концепции Тянь и «Шангди» отличаются от концепции христианского Бога: Чжун Шу-шэн в своих книгах [37] [38] заявил, что Шанди только управляет, а Бог христианства является творцом, и поэтому они различаются. [39] Перевод Риччи также вызвал недовольство доминиканцев и Римской курии: 19 марта 1715 года Папа Климент XI издал Указ Ex Illa Die , в котором говорилось, что католики должны использовать «Тяньчжу» вместо «Шангди» для христианского Бога.
Когда протестантизм проник в Китай в середине XIX века, протестантские миссионеры также столкнулись с аналогичной проблемой: некоторые предпочитали термин «Шангди», а некоторые предпочитали термин Шэнь («бог»). На конференции, состоявшейся в 1877 году в Шанхае, на которой обсуждался вопрос перевода, также считалось, что «Шангди» конфуцианства и христианская концепция Бога различны по своей природе. [40]
Однако к 20 веку большинство британских миссионеров, некоторые католики , китайские православные христиане , [41] а евангелисты предпочитали «Шангди» как связь с коренным китайским монотеизмом , [42] некоторые поддерживают этот аргумент, связывая его с неизвестным богом , как описано в библейском отрывке из Деяний 17:23–31 . [43] [44] Католики предпочитали избегать этого из-за компромиссов с местными властями для выполнения своей миссии, а также из-за опасений, что такой перевод может связать христианского Бога с китайским политеизмом. [45]
В наши дни в светских китайскоязычных средствах массовой информации китайское слово «Шангди» и «Тянь» часто используется как перевод единственного универсального божества с минимальной религиозной привязанностью к христианской идее Бога, в то время как конфуцианцы и интеллектуалы в современных материковый Китай и Тайвань пытаются вернуть этому термину его первоначальное значение. Католики официально используют термин Тяньчжу , в то время как евангелисты обычно используют Шанди и/или Шен ( 神 , «бог» или «дух»).
См. также
[ редактировать ]- Нефритовый император
- Юаньши Тяньцзунь
- Тайи Тяньцзунь
- Хунцзюнь Лаозу
- Тянь
- Человек
- Китайская народная религия
- Китайская мифология
- Шен
В другой культуре и верованиях
[ редактировать ]- Шакра (в буддизме)
- Ханыллим (в Корее)
- Аменоминакануши (в Японии)
- Tengri (in Mongolia)
- Индра (в индуизме)
- Бог (во Вьетнаме)
- Яхве или Иегова (называемый по- Аллахом («бог») арабски ) (в авраамических религиях)
- Брахма
- Ишвара
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В «Книге документов» говорится: «Августовское небо не имеет партийных пристрастий: оно поддерживает только добродетельных».
- ^ Цзо чжуань говорит: «Если человек не добродетелен, люди не будут в гармонии, и духи не будут принимать участие в подношениях человека. То, что привлекает духов, - это добродетель человека».
- ↑ Например, в «Классике истории» записано, что герцог Чжоу построил алтарь в южной части Ло. [ нужна ссылка ]
- ↑ Хотя герцог Чжоу представлен как жертвующий двумя.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Стефон, Мэтт (3 февраля 2010 г.). «Шангди» . Британская энциклопедия . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Ино (2008) , с. 70.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чанг (2000) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хуан (2007) , с. 457.
- ^ Еженедельник показов (23 апреля 2016 г.). «Дата смерти раскрыта» Трудный отрывок из Священного Писания для Божьей семьи – The News Lens Critical Commentary Network . thenewslens.com .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ино (2008) , с. 74.
- ^ Клемен, Карл (2005) [1931]. Религии мира: их природа и история . Нью-Дели: Публикации Cosmos. ISBN 81-7755-927-3 .
- ^ Бакстер, Уильям Х .; Сагарт, Лоран (2014). Древнекитайская реконструкция Бакстера-Сагарта, т.1.1 (PDF) . п. 35.
- ^ Чжоу, Фагао (zhou fagao) (1974) Цзиньвэнь Гулин (金文楂林) Гонконг: Китайский университет Гонконга.
- ^ (zhou fagao) (1982) . Чжоу, Фагао
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чжао, Янься. Китайская религия: контекстуальный подход. 2010. с. 154
- ^ Старк, Родни (2007). Открытие Бога: истоки великих религий и эволюция веры (1-е изд.). Нью-Йорк: HarperOne . п. 252. ИСБН 978-0-06-117389-9 .
- ^ Джинин Д. Фаулер, Мерв Фаулер, 2008, Китайские религии: верования и практики, Sussex Academic Press.
- ^ Ву, 8
- ^ Ву, 173
- ^ Шостак, Рик (22 октября 2020 г.). Осмысление мировой истории . Лондон: Рутледж . п. 321. дои : 10.4324/9781003013518 . ISBN 9781003013518 .
- ^ «Шангди», Британская энциклопедия , 2011 .
- ^ Книга документов .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рут Х. Чанг (2000) .
- ^ Рут Х. Чанг (2000) , с. 13-14.
- ^ Крил, Херли Г. (1953). Китайская мысль от Конфуция до Мао Цзэдуна . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- ^ Рут Х. Чанг (2000) , с. 15.
- ^ "Китайская философия". Китайский университет Жэньминь, 2006.
- ^ Рут Х. Чанг (2000). Понимание Ди и Тянь: Божество и Небеса от Шан до династий Тан (PDF) . Китайско-платонические статьи (номер 108).
- Майр, Виктор (1990). Древнекитайский мяг, древнеперсидский маг и английский «маг»» (Ранний Китай 15, 27–47) .
- ^ Дун Чжуншу .
- ^ Ино (2008) , с. 71.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ино (2008) , с. 72.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ино (2008) , с. 73.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Дидье (2009) .
- ^ Ино (2008) , стр. 73–74.
- ^ Ино (2008) , с. 75.
- ^ Чжун Шу-шэн, Тяньсюэ Чучжэн: «Небеса - это« небеса, которые управляют миром, управляют добром и наказывают зло, именно так Бог называется в «Поэзии», «И» и «Доктрине среднего». Но это господствующее небо. Просто «власть мира — это не жизнь мира, как и император, но власть народа — это не жизнь народа » .
- ^ Сюй Яхуэй. Калтонхилл, Марк и др., пер. Древняя китайская письменность: надписи на костях оракула из руин Инь. Академия Синика . Национальный дворец-музей (Тайбэй), 2002 г. Правительство. Опубл. № 1009100250.
- ^ «ДжСДЖ» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2005 г.
- ^ « Бог дал человеку глаза, уши, руки и ноги, чтобы, если два друга помогут друг другу, дела обстоят успешно» , 1595 г.
- ^ «Бог — изначальное творение и хозяин всего». «Двадцать пять слов» , 1599 г.
- ^ Первая экспедиция Тяньсюэ.
- ^ Тяньсюэ снова побеждает
- ^ Чэн Сяоцзюань: «История китайского перевода Бога - противоречия, принятие и просвещение», Social Sciences Literature Press, 2013
- ^ «Краткий отчет о встрече учителей из разных провинций», переведенный Джозефом Ай, опубликованный в «Избранных произведениях официальных газет всех наций» под редакцией Ли Тянгана, Пекин: Life · Reading · Книжный магазин Xinzhi Sanlian, 1998 , стр. 22.
- ^ «Древняя китайская история в свете Книги Бытия» . www.orthodox.cn .
- ^ Легг, Джеймс , Религии Китая, Ходдер и Стоутон, 1880, стр. 24-25: «Он приносил жертву конкретно, но в обычных формах, Шанти», то есть, как мы видели, Богу».
- ^ «Проповеди на традиционном китайском языке: НЕИЗВЕСТНЫЙ БОГ» . www.rlhymersjr.com .
- ^ Тунсинь, Тянь. Конфуцианская христианская теология . Корпорация академической прессы. ISBN 9781936040322 – через Google Книги.
- ^ Ли, Арчи CC (октябрь 2005 г.), Азиатские имена Бога: изображение библейского Бога на китайском языке , SBL Forum
Источники
[ редактировать ]- Чанг, Рут Х. (2000). «Понимание Ди и Тянь: Божество и Небеса от Шан до династий Тан» (PDF) . Китайско-платонические статьи (108). Виктор Х. Майр. ISSN 2157-9679 .
- Ино, Роберт (2008), «Государственная религия Шан и Пантеон текстов оракула», в Лагерви, Джон; Калиновский, Марк (ред.), Ранняя китайская религия: Часть первая: Шан через Хань (1250 г. до н.э. – 220 г. н.э.) , Брилл, стр. 41–102, ISBN 978-9004168350
- Хуан, Юн (2007). «Конфуцианское богословие: три модели» . Религиозный компас . 1 (4). Блэквелл: 455–478. дои : 10.1111/j.1749-8171.2007.00032.x . ISSN 2157-9679 .
- Крил, Херли Г. , Истоки государственного управления в Китае. ISBN 0-226-12043-0
- Ву, КС (1982). Китайское наследие . Нью-Йорк: Издательство Crown. ISBN 0-517-54475X .
- Дидье, Джон К. (2009). «На площади и за ее пределами: небо и сила веры в Древнем Китае и мире, ок. 4500 г. до н.э. - 200 г. н.э.». Китайско-платонические статьи (192). Виктор Х. Майр. Том I: Древний евразийский мир и небесная ось , Том II: Представления и идентичности высших держав в неолитическом и бронзовом Китае , Том III: Земные и небесные трансформации в Чжоу и раннеимперском Китае .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение 上帝 в Викисловаре