Jump to content

Император Китая

(Перенаправлено с «Императоры Китая »)

Император Китая
император
Империал
Цинь Шихуан , первый император Китая ( годы правления 221–210 до н. э.). [1] Изображение середины 19 века.
Подробности
Стиль Его Императорское Величество ( Ваше Величество ; Биксиа )
Первый монарх Цинь Ши Хуан
Последний монарх Пуи
Формирование 221 г. до н.э. ( 2244–2245 лет назад)
Отмена 12 февраля 1912 г. ( 112 лет назад)

На протяжении всей китайской истории « Император » ( китайский : 皇帝 ; пиньинь : Хуанди ) был высшим титулом, которым пользовались монархи , управлявшие различными имперскими династиями или китайскими империями . В традиционной китайской политической теории император был « Сыном Неба », самодержцем с божественным мандатом и правом править всем под Небесами . Императорам поклонялись посмертно в рамках имперского культа . Родословная императоров, происходящих от отцовской семейной линии, составляла династию , и преемственность в большинстве случаев теоретически следовала за первородством по мужской линии .

Во времена Хань династии конфуцианство получило признание в качестве официальной политической теории. Абсолютная власть императора сопровождалась множеством руководящих обязанностей и моральных обязательств; династии Считалось, что невыполнение этих требований отменяет Небесный Мандат и оправдывает ее свержение. На практике императоры иногда избегали строгих правил преемственности, а предполагаемые «неудачи» династий подробно описывались в официальных историях , написанных их успешными сменщиками или даже более поздними династиями. Власть императора также была ограничена имперской бюрократией была укомплектована учеными-чиновниками и евнухами , которая во времена некоторых династий . Император также был ограничен сыновними обязательствами перед политикой и династическими традициями своих предков, например, впервые подробно описанными в эпохи Мин Хуан-Мин Цзусюнь ( «Наставления предков» ).

Происхождение и история

[ редактировать ]
Цинь Шихуан спасается от убийства (3 век нашей эры)

Во время Западная Чжоу династии ( ок. 1046 г. до н. э. – 771 г. до н. э.) китайские вассальные правители , имевшие власть над своими вотчинами, служили сильному центральному монарху. После жестокого кризиса престолонаследия и переноса королевской столицы власть королей Чжоу ( ; wàng [а] ) пошел на убыль, и в период Восточного Чжоу региональные лорды затмили короля и начали узурпировать этот титул себе. В 221 году до нашей эры, после того как король Цинь завершил завоевание различных королевств периода Воюющих царств , он принял новый титул, чтобы отразить свой престиж как правителя, более могущественного, чем правители до него. Он называл себя «Ши Хуанди», или «Первый император». До этого Хуан ( 'август', 'государь') [б] ) чаще всего рассматривался как почтительный эпитет умершего предка, а Ди ( , OC : * ‍ tˤeks ) был апикальным предком, первоначально относящимся к обожествленным предкам царей Шан . [3] [с] В III веке до нашей эры эти два названия ранее не использовались вместе. Императора Китая, как и королей Чжоу до него, и королей Шан до них, чаще всего называли Тяньцзы ( 天子 «Сын Неба»), который был назначен Богом править. Название Хуанди имело схожие оттенки значения. [4] Альтернативные английские переводы этого слова включают «Августовский предок», «Святой правитель» или «Божественный Господь». По этой причине некоторые современные ученые переводят это название как « теарх ». [3]

Иногда отец вознесшегося императора был еще жив. Такого императора называли Тайшан Хуан («великий император»). Инициатором этой практики стал Цинь Шихуан, который дал этот титул как посмертное имя своему отцу, что уже было обычным явлением для монархов любого слоя власти. Лю Бан , основавший династию Хань , был первым, кто стал императором при жизни его отца. Говорили, что он даровал этот титул еще при жизни своего отца, потому что его собственный отец, простолюдин, не оказывал ему почтения. [5] [6]

Из-за политической раздробленности на протяжении веков нередко появлялось множество претендентов на титул «Сын Неба». Китайская политическая концепция « Небесного мандата» по сути узаконила тех претендентов, которые вышли победителями. Правильным списком считались те, которые были составлены в официальных династических историях ; составление истории предыдущей династии считалось одним из признаков легитимности, наряду с такими символами, как Девять Дин или Семейная Печать Королевства . Как и в случае с Первым Императором, посмертные титулы предкам победителей оставались обычным явлением.

Династии Юань Цин и . были основаны успешными захватчиками разных этнических групп В рамках своего правления над Китаем они также прошли через соответствующие с культурной точки зрения ритуалы формального провозглашения новой династии и принятия китайского титула Хуанди в дополнение к титулам своего народа, особенно в случае династии Юань. Таким образом, хан был одновременно каганом монголов Хубилай - и императором Китая.

Конец имперской системы

[ редактировать ]
Императорский штандарт императора Цин

был учрежден титул премьер-министра императорского кабинета В 1911 году в рамках попытки превратить Китай в конституционную монархию , чтобы править вместе с императором .

Пуи , который правил как император Сюаньтун, отрекся от престола 12 февраля 1912 года, положив конец династии Цин, а также имперской традиции в целом, спустя более чем 2100 лет. Юань Шикай , бывший президент Китайской Республики , пытался восстановить династическое правление , став императором Хунсянь, однако его претензии на титул императора закончились 22 марта 1916 года. Пуи был ненадолго восстановлен почти на две недели во время переворота в 1917 году. но вскоре был снова свергнут. Позже он стал императором Маньчжоу-Го , японского марионеточного государства, был захвачен Красной Армией в качестве военнопленного после Второй мировой войны и содержался в сибирском городе Чита . Советский Союз вернул его в Китай и заключил в тюрьму в Центре по борьбе с военными преступниками Фушуня , а после освобождения дожил до 1967 года.

Если бы династия Цин продолжала оставаться императорским домом, Цзинь Юйчжан в настоящее время возглавлял бы ее. Он работал в различных местных советах Китая и не заинтересован в восстановлении монархии. [7]

Перечисление

[ редактировать ]

Традиционная политическая теория утверждает, что в любой момент времени может быть только один законный Сын Неба. Однако идентификация «законного» императора во время разделения не всегда бесспорна, и поэтому точное количество законных императоров зависит от того, какую точку зрения занимает ряд споров о престолонаследии. Двумя наиболее заметными спорами такого рода являются вопрос о том, обладали ли Цао Вэй или Шу Хань легитимностью во времена Трех Королевств , и в какой момент династия Сун перестала быть законной династией в пользу династии Юань . [8] было 150 императоров Точка зрения Цин, которую передали Европе иезуиты, заключалась в том, что от Первого императора до императора Канси . [9] Если добавить восемь бесспорных императоров, последовавших за императором Канси, в общей сложности получится 158 императоров, от Первого императора до Пуи.

По некоторым подсчетам, от династии Цинь до династии Цин , всего было 557 человек, которые в тот или иной момент претендовали на титул Императора, включая несколько одновременных претендентов в разное время. [10] Некоторые, такие как Ли Цзычэн , Хуан Чао и Юань Шу , объявили себя императорами, Сынами Неба , и основали свои собственные империи в качестве конкурирующего правительства, чтобы бросить вызов легитимности и свергнуть существующего императора. Среди самых известных императоров были Цинь Шихуан из династии Цинь , императоры Гаозу и Гуанву из династии Хань, император Тайцзун из династии Тан, Хубилай-хан из династии Юань, император Хунву из династии Мин и император Цяньлун из династии Цин. . [11]

Слова императора считались священными указами ( 圣旨 ; 聖旨 ), а его письменные прокламации — «указаниями свыше» ( 上谕 ; 上諭 ). Теоретически приказы императора должны были выполняться немедленно. Он был возвышен над всеми простолюдинами, дворянством и членами императорской семьи. Обращения к императору всегда должны были быть формальными и самоуничижительными, даже со стороны самых близких членов семьи.

Однако на практике власть императора различалась у разных императоров и разных династий . Как правило, в китайском династическом цикле императоры, основавшие династию, обычно консолидировали империю посредством сравнительной автократии — примеры включают Цинь Шихуанди, императоров Гаозу и Гуанву из Хань, императора Тана Тайцзуна, Хубилай-хана из династии Юань и императора Канси из династии Хань . Цин.

Обычным методом широкой географической консолидации власти было вовлечение всей семьи. От поколения к поколению связи между ветвями семьи, ставшими местными правителями в разных областях, ослабевали. По прошествии достаточного периода времени их лояльность уже не могла быть гарантирована, а собранные ими налоги опустошили имперскую казну. Это привело к таким ситуациям, как правление императора У Хань , который лишил избирательных прав и уничтожил дворянство практически всех императорских родственников, чьи предки были изгнаны его собственным предком Гаозу. [12] : 76–84 

За исключением нескольких очень энергичных монархов, император обычно делегировал большую часть принятия решений гражданской бюрократии (главным образом канцелярии и Центральному секретариату ), военным, а в некоторые периоды цензуре . Параноидальные императоры, такие как император Хань У и император Хуну династии Мин , быстро сменяли высокопоставленных правительственных чиновников или просто оставляли высокопоставленные посты вакантными, чтобы никто не мог угрожать их власти. Во время других периодов правления некоторые чиновники гражданской бюрократии обладали большей властью, чем сам император. [13]

Положение императора, если только оно не было свергнуто в результате восстания, всегда передавалось по наследству, обычно по родственному первородству . В результате многие императоры взошли на престол еще детьми. Во время правления меньшинства , вдовствующая императрица мать императора, обычно обладала значительной политической властью вместе с членами мужского пола ее биологической семьи . Фактически, подавляющее большинство женщин-правителей на протяжении всей истории китайской империи приходили к власти, правя в качестве регентов от имени своих сыновей; Яркими примерами являются императрица Люй Чжи из династии Хань, а также вдовствующие императрицы Цыси и Циань во времена Цин, которые какое-то время правили совместно в качестве соправителей. Там, где вдовствующая императрица была слишком слаба, чтобы прийти к власти, или ее семья слишком сильно сопротивлялась, придворные чиновники часто захватывали контроль. Придворные евнухи играли значительную роль в структуре власти, поскольку императоры часто полагались на некоторых из них как на доверенных лиц, что давало им доступ ко многим судебным документам. В некоторых местах евнухи обладали огромной властью; одним из самых могущественных евнухов в китайской истории был Вэй Чжунсян во времена Мин. Время от времени другие дворяне захватывали власть в качестве регентов.

Фактическая территория, которой правил император Китая, менялась от династии к династии. В некоторых случаях, например, во времена династии Южная Сун , политическая власть в Восточной Азии была фактически разделена между несколькими правительствами; тем не менее, политическая фикция о том, что был только один правитель, сохранялась.

Наследственность и преемственность

[ редактировать ]
Изображение У Цзэтянь XVIII века , единственной женщины-императора Китая.

Титул императора был наследственным и традиционно передавался от отца к сыну в каждой династии. Бывают также случаи, когда трон занимает младший брат, если у умершего императора не было потомков мужского пола. старший сын, рожденный от супруги императрицы ( 嫡长子 ; 嫡長子 По традиции большинства династий на престол унаследовал ). В некоторых случаях, когда императрица не рожала детей, у императора рождался ребенок от другой из его многочисленных жен (считалось, что все дети императора также были детьми императрицы, независимо от биологической матери). В некоторых династиях оспаривалось правопреемство старшего сына императрицы, а поскольку многие императоры имели большое количество потомков, между соперничающими сыновьями велись войны за престолонаследие. Пытаясь разрешить послесмертные споры, император еще при жизни часто назначал наследного принца ( 太子 ). Однако даже такому четкому обозначению часто мешали ревность и недоверие, будь то цесаревич, замышлявший заговор против императора, или братья, замышлявшие заговор друг против друга. Некоторые императоры, например Император Юнчжэн после упразднения должности наследного принца поместил документы о наследовании в запечатанный ящик только для того, чтобы его открыли и объявили после его смерти.

В отличие, например, от японской монархии, китайская политическая теория допускала смену правящего дома. Это было основано на концепции « Небесного мандата ». Теория, лежащая в основе этого, заключалась в том, что китайский император действовал как «Сын Неба» и имел мандат править всеми остальными в мире; но только до тех пор, пока он хорошо служил людям. Если качество правления становилось сомнительным из-за повторяющихся стихийных бедствий, таких как наводнение или голод, или по другим причинам, тогда восстание было оправданным. Эта важная концепция узаконила династический цикл или смену династий. Этот принцип позволил даже крестьянам основывать новые династии, как это произошло с династиями Хань и Мин, а также создавать завоевательные династии, такие как династия Юань, возглавляемая монголами, и династия Цин, возглавляемая маньчжурами. Именно моральная честность и доброжелательное руководство определили обладателя «Небесного мандата».

царила только одна законная королева В истории Китая , У Цзэтянь , которая ненадолго заменила династию Тан своей собственной династией У Чжоу . Однако многие женщины действительно стали де-факто лидерами, обычно в роли вдовствующей императрицы . Яркими примерами являются Лю Хань, императрица Лю Сун вдовствующая императрица и вдовствующая императрица Цыси Цин.

Стили, имена и формы обращения

[ редактировать ]

Поскольку по закону император имел абсолютную позицию, которую никто не мог оспаривать, его или ее подданные должны были проявлять предельное уважение в его или ее присутствии, будь то в прямом разговоре или иным образом. Приближаясь к императорскому трону, следовало поклониться императору. В разговоре с императором считалось преступлением каким-либо образом сравнивать себя с императором. Было табу обращаться к императору по имени, даже в отношении собственной матери императора, которая вместо этого должна была использовать Хуанди ( 皇帝 ) или просто Эр ( ; «сын», для императора-мужчины). Имена всех умерших предков императора мужского пола было запрещено писать, и их избегали ( 避諱 ) за счет использования синонимов, омофонов или исключения последнего штриха табуированного символа. Эту лингвистическую особенность иногда можно использовать для датировки исторических текстов, отмечая, какие слова в параллельных текстах изменены.

К императору никогда нельзя было обращаться так, как вы . Вместо этого использовалось Бися ( 陛下 «нижняя часть ступенек»), соответствующее «Ваше Императорское Величество», Хуаншан , Шэншан ( 圣上 ; 聖上 «святое Высочество») или Тяньцзы ( 天子 «Сын Неба»). Об императоре также упоминалось косвенно, через ссылку на символику императорского дракона . Слуги часто обращались к императору как к Вансуйе ( 万岁爷 ; 萬歲爺 «повелитель десяти тысяч лет »). Император называл себя чжэнь ( ), оригинальное китайское местоимение первого лица единственного числа, присвоенное Цинь Ши Хуаном и действовавшее как эквивалент королевского мы . Перед подданными император может также самоуничижительно называть себя Гуарен ( 寡人 «морально неполноценный») или Гу ( «одинокий»).

В отличие от западной традиции использования царственного или личного имени (например, Георг V) для обозначения государя, императора называли в третьем лице просто как Хуанди Бися ( 皇帝陛下 «Его Величество Император») или Танцзинь Хуаншан. ( 当今皇上 ; 當今皇上 «нынешний император наверху»). При Цин императора обычно называли «Его Императорское Величество Император Великой Династии Цин, Сын Неба , Повелитель десяти тысяч лет », хотя это значительно различалось. В исторических текстах нынешнего императора почти повсеместно называли Шан ( ).

Как правило, императоры также правили, используя название эпохи ( 年号 ; 年號 ). С момента принятия названий эпох императором У Хань и вплоть до династии Мин государь обычно полурегулярно менял название эпохи во время своего правления. Во времена династий Мин и Цин императоры просто выбирали одно название эпохи для всего своего правления, и люди часто называли прошлых императоров этим титулом. В более ранних династиях императоры были известны под храмовым именем, данным после их смерти. Большинству императоров также давали посмертное имя , которое иногда сочеталось с названием храма (например, император Шэнцзу Жэнь 圣祖仁皇帝 ; 聖祖仁皇帝 для императора Канси). Кончину императора называли Цзябэн ( 驾崩 ; 駕崩 «обрушение императорской колесницы»), а только что умершего императора называли Дайсин Хуанди ( 大行皇帝 «император великого путешествия»). .

Супруги и дети

[ редактировать ]

Императорская семья состояла из императора и императрицы ( 皇后 ) как главной супруги и Матери нации ( 国母 ; 國母 ). Кроме того, у императора обычно было несколько других супруг и наложниц ( 嫔妃 ; 嬪妃 ), сгруппированных по важности в гарем , в котором Императрица была верховной. Каждая династия имела свои правила относительно численного состава гарема. Во времена династии Цин, например, имперское соглашение предписывало, что в любой момент времени должна быть одна Императрица , одна Императорская Благородная Супруга , две Благородные Супруги , четыре Супруга и шесть Наложниц , а также неограниченное количество Благородных Леди , Служанки Первого класса и Второго класса. Дежурный по классу . Хотя по закону император имел высший статус, по традициям и прецедентам вдовствующая императрица ( 皇太后 ) обычно пользовалась наибольшим уважением во дворце и принимала решения в большинстве семейных дел. Временами, особенно когда на троне находился молодой император, она была фактическим правителем. Дети императора, принцы ( 皇子 ) и принцессы (皇子). 公主 ), часто назывались по порядку рождения — например, Старший принц или Третья принцесса. Принцам часто давали титулы пэров, когда они достигали совершеннолетия. Братья и дяди императора служили в суде по закону и имели равный статус с другими судебными чиновниками ( ). Император всегда возвышался над всеми остальными, несмотря на любое хронологическое или поколенческое превосходство.

Этническая принадлежность

[ редактировать ]

Современные ученые опасаются применять современные этнические категории к историческим ситуациям. Большинство китайских императоров считались представителями ханьской национальности , но было также много китайских императоров неханьского этнического происхождения. Наиболее успешными из них были кидани династии Ляо , чжурчжэни династии Цзинь (1115–1234) , которые позже правили династией Цин как маньчжуры , и монголы династии Юань. Ортодоксальная историческая точка зрения рассматривает эти династии как китаизированные государства, поскольку они приняли ханьскую культуру, претендовали на Небесный Мандат и выполняли традиционные имперские обязательства, такие как ежегодные жертвоприношения Небу во имя дождя и процветания. Однако ревизионистская школа новой истории Цин утверждает, что взаимодействие между политикой и этнической принадлежностью было гораздо более сложным и что элементы этих династий отличались от «коренных китайских» традиций, касающихся имперского правления, и изменяли их. [14]

Ранние династии и Цинь

[ редактировать ]

Хань, Синь и Троецарствие

[ редактировать ]

Цзинь и Северная и Южная династии

[ редактировать ]

Династия Суй

[ редактировать ]

Династия Тан

[ редактировать ]

Пять династий

[ редактировать ]

Династия Северная Сун

[ редактировать ]

Династия Южная Сун

[ редактировать ]

Династия Юань

[ редактировать ]

Династия Мин

[ редактировать ]

Династия Цин

[ редактировать ]

Китайская империя

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ * ɢʷaŋ , [2]
  2. ^ * ‍ ɢʷˤaŋ
  3. ^ Хуан ( ) и Ди ( ) также были терминами, применяемыми к Трем Государям и Пяти Императорам , мифическим божественным правителям и культурным героям, которым приписывают такие подвиги, как управление небом и формирование первых людей из глины, а также изобретение сельское хозяйство, одежда , астрология , музыка и т. д.
  1. ^ Диллон, Майкл, изд. (2017). Энциклопедия истории Китая . Рутледж. п. 182. ИСБН  978-0-415-42699-2 .
  2. ^ Бакстер, Уильям и др. Старая китайская реконструкция Бакстера-Сагарта. Архивировано 27 сентября 2013 года в Wayback Machine . 2011. По состоянию на 22 декабря 2013 г.
  3. ^ Jump up to: а б Надо, Рэндалл Л. Спутник Уайли-Блэквелла по китайским религиям , стр. 54 и далее. John Wiley & Sons (Чичестер), 2012 г. По состоянию на 22 декабря 2013 г.
  4. ^ Харрисон, Томас; Бланшард, Аластер; Брайс, Тревор ; Конингем, Робин ; Дженнер, WJF; Кайзер, Тед; Ллевеллен-Джонс, Ллойд ; Мэнли, Билл; Мануэль, Марк (2009). Харрисон, Томас (ред.). Великие империи древнего мира . Лос-Анджелес: Публикации Гетти . п. 254. ИСБН  978-0-89236-987-4 .
  5. ^ Сыма Цянь, Записи великого историка , «Основные анналы Гаозу», 61
  6. ^ Сыма Цянь (автор) и Бертон Уотсон (переводчик) (1971). Записи великого историка Китая "Том I: Ранние годы династии Хань с 209 по 141 гг. до н.э. Часть III: Победитель - Основные летописи императора Гао-цу (Ши-чи 8)" с. 108-109.
  7. ^ «Зовите меня просто Джин, — говорит человек, который хотел стать императором» . Сидней Морнинг Геральд . Девять развлечений. 27 ноября 2004 года . Проверено 2 октября 2022 г.
  8. ^ Уилкинсон, Эндимион. (2018). История Китая, новое руководство. Стр. 9–8, 684.
  9. ^ Искажённый, Просперо. (1687). Конфуций – китайский философ.
  10. ^ Барме, Жереми (2008). Запретный город . Издательство Гарвардского университета. п. 594. ИСБН  978-0-674-02779-4 .
  11. ^ «Изучение истории Китая путем чтения карт», стр.5, Издательство: Chung Hwa Book Company, Год: 2006, Автор: Лу Юнгао, ISBN   962-8885-12-X .
  12. ^ Нилан, Майкл (2016). «Отображение времени в таблицах Шиджи и Хансю ». Восточноазиатская наука, технология и медицина . 43 (43). Брилл: 61–122. дои : 10.1163/26669323-04301004 . JSTOR   90006244 . S2CID   171943719 .
  13. ^ Хакер, Чарльз О. (1985). Словарь официальных титулов в императорском Китае . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. стр. 4–102. ISBN  978-957-638-285-7 .
  14. ^ Китаизация против маньчжурства: успех маньчжурского правления

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9de562072fb049f251a6f0aed0538921__1720623780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/21/9de562072fb049f251a6f0aed0538921.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Emperor of China - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)