Девятиранговая система
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( февраль 2024 г. ) |
Девятиранговая система | |||
---|---|---|---|
китайский | Девятиуровневая система Чжунчжэн | ||
|
Система девяти рангов , также известная как система девяти рангов контролеров , использовалась для категоризации и классификации правительственных чиновников в Имперском Китае . Созданная в государстве Цао Вэй во времена Трех Королевств , она использовалась до династии Сун , и подобные системы рангов также присутствовали в династиях Мин и Цин . [1]
Подобная система также использовалась в Корее. В Японии Двенадцатиуровневая система званий и ограничений была принята в 603 году во время правления императрицы Суйко .
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]До девятиранговой системы официальные должности обозначались зарплатой, выплачиваемой в количестве бушелей зерна. Например, во времена династии Хань высшие чиновники относились к категории ваньдан (萬石), что означает десять тысяч бушелей, и получали 350 бушелей зерна в месяц. Мелкие суб-чиновники самого низкого ранга получали зарплату в размере менее 100 бушелей в год. [1]
Система девяти рангов представляла собой реорганизацию практики династии Хань, согласно которой на политические должности выдвигались известные местные жители. С 134 г. до н.э., во время правления императора У Хань , двор Хань полагался в основном на выдвижение кандидатур местными магнатами и чиновниками как способ выявления талантов, назначая их под такими титулами, как Сяолянь ( 孝廉 , Сыновний и Неподкупный) или Маокай. ( 茂才 , «Выдающийся талант»). [3]
Девятиранговая система была создана после окончания династии Хань в 220 году нашей эры, когда Чэнь Цюнь , придворный чиновник из государства Цао Вэй , предложил ее как способ организации государственной бюрократии. Это называлось «девятиранговым методом набора мужчин на должности» ( Jiυ pϐn guān rén fώ ; 九品官人法 ). Во времена династии Сун это стала «система девяти рангов и беспристрастных судей». [4]
Реформа Чэнь Цюня была способом систематизировать отбор кандидатов на политические назначения двумя способами: путем создания общей шкалы из девяти рангов для оценки человека и путем назначения контролеров ( 中正 ) в суде для оценки чиновников по шкале. На практике оценивались не только потенциальные абитуриенты, но и существующие должностные лица, создавая две параллельные системы: «кандидатский рейтинг» 資品 и «служебный рейтинг» 官品 . [5] Система якобы основывалась на нескольких критериях: моральная честность, административные способности и вклад человека или его семьи в недавно созданный режим Цао Вэй. На практике происхождение также играло важную роль; служебный ранг отца кандидата имел влияние на его кандидатский рейтинг. [5]
Система девяти рангов изначально была предназначена для централизации полномочий по выдвижению и отбору назначенцев на должности при императорском дворе в Лояне , но оставался конфликт между правом оценки между назначенными из центра контролерами и губернаторами регионов. Тем не менее, продолжающаяся нестабильность и беспорядки периода Троецарствия означали, что система девяти рангов не была реализована полностью или исключительно; упоминания о старой системе номинаций как основе выявления талантов по-прежнему преобладают в ранних трудах Цао Вэя. [5]
Система девяти рангов станет более доминирующей в последние годы режима Цао Вэй под регентством клана Сыма и в первые годы режима Цзинь , в течение которых ее характер изменился. При Сыма Яне полномочия Контролёров были расширены и теперь включают не только оценку, но и выдвижение талантов, а с завоеванием У Цзинь и последующим миром система также стала более систематизированной и формализованной. [5] [6] Благодаря изменениям система девяти рангов также стала более тесно соответствовать интересам могущественных официальных кланов, которые стали доминировать в имперской политике со времен Цао Вэй. Расширение полномочий назначенных Контролеров, в свою очередь, означало, что занимавшие этот пост чиновники, многие из которых были выходцами из этих кланов, могли использовать свои полномочия для продвижения интересов своих отпрысков. [6]
Хотя система девяти рангов помогала влиятельным кланам доминировать на официальных должностях в суде, она также помогала стимулировать частное школьное обучение внутри семей как средство передачи знаний, которое могло повысить статус человека, подходящего для оценки. [7] Примером внутрисемейной передачи навыков является каллиграф Ван Сичжи из клана Ван в Ланья , который был известен во времена Восточного Цзинь , чьи сыновья, Ван Нинчжи , Ван Хуэйчжи и Ван Сяньчжи , были сами по себе знаменитыми каллиграфами. Акцент, сделанный системой девяти рангов на моральных качествах, таких как сыновняя почтительность, также привел к росту «семейных инструкций» ( 家訓 ), которые были направлены на передачу моральных учений детям, как жанра письма во времена Цзинь и последующих династий. . [7]
Во время Северной Вэй к рангам с четвертого по девятый добавлялись дополнительные верхние и нижние ранги к стандартным и средним рангам, в результате чего в системе девяти рангов появилось в общей сложности 30 рангов (6 в трех верхних рангах; 24 с рангов с 4 по 9). [4]
После Северной песни девять рангов вернулись к первоначальному стандарту в 18 рангов, причем каждый ранг содержал только два класса. [8]
Организация
[ редактировать ]Верхние чины были от 1 – высшие – до 3, средние – от 4 до 6, нижние – от 7 до 9. Каждый чин имел два класса – стандартный и средний – по 18 ступеней. От Северной Вэй до Северной Сун классы с 4 по 9 ранги были далее разделены на высшие и низшие ступени по 30 ступеней. [9]
Звания выражались как класс, звание, затем разряд; например: стандартный класс, ранг 4, высший класс ( китайский : 正四品上 ; пиньинь : Чжэн си пин шанг ). [8]
Престижные звания также присуждались, обычно в зависимости от старшинства, для присвоения статуса среди чиновников того же ранга. [8]
От Хань до Суй местные рекрутеры рекомендовали официальных кандидатов. Социальный статус стал самым важным критерием, и влиятельные местные семьи обеспечили себе места в правительстве; это привело к поговорке: «Нет бедняков в верхних рядах и нет влиятельных семей в нижних». [4] Централизация во времена Суй и Тан снизила власть местных элит, и кандидаты стали отбираться по имперской экзаменационной системе, а не по рекомендациям. Согласно песне, набор на работу посредством экзаменов был нормой. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уилкинсон 2012 , с. 265-266.
- ^ Jump up to: а б Марцин Латка. «Портрет молодого чиновника» . артинпл . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ Хуан, Лючжу (1985). Диссертация о системе сыновней почтительности и честности в Северо-Западном университете двух династий Хань (Китай). Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уилкинсон 2012 , с. 265.
- ^ Jump up to: а б с д Ван, Сяои (2007). «Повторное обсуждение исторической истины девятиуровневой системы Чжунчжэн» Цао Вэя. , история и философия Литература 2007 (6): 62–69.
- ^ Jump up to: а б Чжан, Сюхуа (1999). «О недостатках и функциях девятиуровневой системы Чжунчжэн в династии Западная Цзинь». Журнал Университета Чжэнчжоу . 32 (11): 24–30.
- ^ Jump up to: а б Ву, Ни (1996). «О взаимоотношениях между системой Чжунчжэн и частными школами во времена династий Вэй и Цзинь». Журнал Педагогического университета Хуадун ( 1 ): 13–20.
- ^ Jump up to: а б с Уилкинсон 2012 , с. 266.
- ^ Уилкинсон 2012 , стр. 265–266.
Библиография
[ редактировать ]- Уилкинсон, Эндимион (2012), История Китая: новое руководство , Азиатский центр Гарвардского университета Гарвардского института Йенчин
- Эбри, Патрисия (1978), Аристократические семьи в раннем императорском Китае: исследование семьи По-Лин Цуй , Cambridge University Press