Китайский суверен
Часть серии о |
История Китая |
---|
![]() |
Китайский государь был правителем определенного монархического режима в исторические периоды древнего Китая и императорского Китая . Государи, правившие одним и тем же режимом и происходившие по одной отцовской линии, составляли династию . использовалось несколько названий и схем именования На протяжении всей китайской истории .
Суверенные титулы
[ редактировать ]Император
[ редактировать ]Иероглифы Хуан (皇 huáng «август (правитель)») и Ди (帝 dì «божественный правитель») использовались отдельно, а не последовательно (см. «Три августовца» и «Пять императоров» ). Этот персонаж был зарезервирован для мифологических правителей до тех пор, пока первый император Цинь ( Цинь Ши Хуан ) не создал для себя новый титул Хуанди (皇帝 на пиньинь : хуан ди) в 221 году до нашей эры, который обычно переводится как «Император» на английском языке. Этот титул продолжал использоваться до падения династии Цин в 1912 году.
Из династии Хань титул Хуанди также мог быть сокращен до Хуан или Ди . Бывшие дворянские титулы Цин (卿), Дайфу (大夫) и Ши (仕) стали синонимами придворных чиновников.
Власть императора варьировалась между императорами и династиями: некоторые императоры были абсолютными правителями, а другие были номинальными главами, а фактическая власть находилась в руках придворных фракций, евнухов , бюрократии или благородных семей. В принципе, титул императора передавался от отца к сыну посредством первородства , как это утверждается конфуцианством . Однако из этого правила есть много исключений. обычно является первенец императрицы (то есть главный супруг) Например, поскольку у императора обычно было много наложниц, прямым наследником . Однако императоры могли возвысить другого, более любимого ребенка или ребенка любимой наложницы до статуса наследного принца . Споры по поводу престолонаследия возникали регулярно и привели к ряду гражданских войн. Во времена династии Цин от первородства вообще отказались, а назначенный наследник хранился в секрете до смерти Императора.
Из Сан Хуан У Ди трое первых из них назывались 皇 (хуан, «август (правитель)»), а пять последних назывались 帝 (ди, «божественный правитель»), что можно перевести как император, полубог, божественный предок или сверхчеловек. Этот титул, возможно, использовался во времена династий Шан и Ся, хотя при династии Шан были найдены кости оракула с титулом 王 (ван, «король»).
Король
[ редактировать ]Король (王 , Ван ) был главой китайского государства во времена династии Чжоу . Его использование во времена Ся и Шан неизвестно, но возможно: этот знак был найден на костях оракула . Он был отменен при Цинь , и после этого тот же термин использовался (и переводился как) для королевских принцев . Этот титул обычно давался членам императорской семьи и мог передаваться по наследству. В стихотворении, написанном около 2500 лет назад, говорится: «普天之下,莫非王土.率土之賓,莫非王臣», что примерно переводится как «Под небом нет ничего, кроме царской земли; люди, которые правят землями, никто не является подданным короля».
Сын Неба
[ редактировать ]«Сын Неба» — титул Императора, основанный на Мандате Неба . Сын Неба — универсальный император, правящий Тянься, включающий «все под небом». [1] Название не было истолковано буквально. Монарх — смертный, избранный Небесами, а не его настоящий потомок. [2] Название происходит от «Небесного мандата», созданного монархами династии Чжоу для оправдания свержения династии Шан . Они заявили, что Небеса отозвали мандат Шан и передали его Чжоу в отместку за их коррупцию и плохое управление. Небеса даровали мандат тому, кто лучше всего подходил для управления. Этот титул возлагал на императора ответственность за процветание и безопасность своего народа, несмотря на угрозу потери мандата. [2]
В отличие, например, от японского императора , китайская политическая теория допускала смену династии, поскольку императорские семьи могли быть заменены. Это основано на концепции Небесного Мандата . Теория, лежащая в основе этого, заключалась в том, что китайский император действовал как Сын Неба . Как единственный законный правитель, его власть распространялась на « все под небом » и имела соседей только в географическом смысле. У него есть мандат, на который он имел законное право править (или руководить) всеми остальными в мире, пока он хорошо служит людям. Если правитель стал аморальным, тогда бунт оправдан, и небеса отнимут этот мандат и передадут его другому. Эта единственная важнейшая концепция узаконивала династический цикл или смену династий независимо от социального или этнического происхождения. Этот принцип сделал возможным возникновение династий, основанных семьями недворянского происхождения, таких как династия Хань и династия Мин , или неэтнических династий Хань, таких как монголами возглавляемая династия Юань и маньчжурская. -возглавляла династию Цин . Именно моральная честность и доброжелательное руководство определили обладателя Мандата Небес. Каждая династия, сознательно принимавшая эту административную практику, мощно укрепляла эту китаецентрическую концепцию на протяжении всей истории императорского Китая. Историки отмечали, что это была одна из ключевых причин, почему имперский Китай во многих отношениях имел наиболее эффективную систему правления в древние времена.
Наконец, женщина, как правило, не могла унаследовать трон, и в истории Китая была только одна правящая императрица, У Цзэтянь (624–705 гг. Н. Э.), Узурпировавшая трон династии Тан .
Самодельные названия
[ редактировать ]Сян Юй называл себя Сичу Баван ( король-гегемон Западного Чу , букв. Король-гегемон Западного Чу).
Неханьские титулы, присвоенные китайскими правителями
[ редактировать ]Танский император Тайцзун был коронован Тянь Кеханом 天可汗, или « небесным каганом », после победы над гоктюрками ( Туцзюэ ). [3]
Монархические титулы
[ редактировать ]Китайские монархи обладали сложным набором монархических титулов как при жизни, так и после смерти. Согласно китайской историографической традиции, монархов Китая обычно называют одним из многочисленных титулов, хотя само по себе не является неправильным ссылаться на них, используя другие титулы, которые они имели. Несмотря на то, что существуют исключения, китайские правители до конца династии Суй в основном упоминаются по посмертным именам , монархи от династии Тан до династии Юань обычно известны по храмовым именам , а правители, начиная с династии Мин и далее, обычно известны. по названиям эпох . Поскольку некоторые из этих названий неоднократно использовались на протяжении всей истории, историки часто ссылаются на название режима, чтобы избежать потенциальной путаницы. Та же самая монархическая традиция была принята во всей китайской культурной сфере .
Общий формат на китайском языке:
Царственное имя
[ редактировать ]Царственные имена ( 尊號 ; zūn hào ) — монархические титулы, принятые во время правления монархов или после их отречения. Из-за табу на имена , царственные имена были наиболее простым способом обращения к китайским правителям во время правления его / ее режима.
Личное имя (Фамилия + имя) | Царственное имя | Династия |
---|---|---|
Ин Чжэн Ин Чжэн | Ши Хуанди Первый Император | Цинь |
У Чжао Учен | Император Циши Юэгу Цзиньлунь Шэншэнь Циши Юэ Древнее Золотое Колесо Святого Императора | У Чжоу |
Лю Цзиюань Лю Цзиюань | Император Ину героический император | Северная Хань |
Чжао Хэн Лю Цзиюань | Император Интянь Цзундао Циньмин Жэньсяо Император Интяньцзунь Даоцинь Минжэньсяо | Северная песня |
Елю Даши Елу Даши | Император Тянью Император Тяньюй | Западный Ляо |
Борджигин Хубилай Боэр всего лишь кошачий · Хубилай Хан | Император Сяньтянь Шудао Жэньвэнь Иу Дагуан Сяо Сиань Тянь Шу Дао Жэнь Вэнь И У Да Гуан Сяо Император | Юань |
Название эпохи
[ редактировать ]Названия эпох ( 年號 ; ниан хао ) провозглашались китайскими государями с целью определения и нумерации лет, начиная со 140 г. до н. э., во времена правления императора У Хань . [4] [5] Строго говоря, названия эпох как таковые не были личными титулами китайских монархов. Однако, поскольку большинство правителей династий Мин и Цин на протяжении всего своего правления принимали только одно название эпохи, названия эпох стали тесно связаны с монархами Мин и Цин до такой степени, что на них часто ссылаются, используя соответствующие названия эпох. историками.
Хотя определенное название эпохи могло использоваться только одним монархом, было также много случаев, когда название эпохи использовалось несколькими монархами, или монарх мог объявить множество названий эпохи на протяжении своего правления. По этой причине для китайских монархов до династии Мин было бы утомительно называть имена их эпох.
Личное имя (Фамилия + имя) | Название (а) эпохи | Династия |
---|---|---|
Цао Пи Цао Пи | Хуанчу Хуан Чу | Цао Вэй |
Фу Цзянь Фу Цзянь | Юнсин Юнсин Ганлу нектар Цзяньюань Цзяньюань | Бывший Цинь |
Сяо Фанчжи Сяо Фанчжи | Шаотай Саутай Ввод текста мир | Лян |
Лю Ян Лю Ян | Цяньхэн Цяньхэн Байлонг белый дракон До свидания Дайю | Южный Хань |
Ли Лянцзо Ли Лянцзо | Яньсининго Янси Нинго Тяньючуйшенг Теньюдаре Святой Фушенчэндао Фу Шэн Чэн Дао я даю Саду Гунхуа ухудшение | Западная Ся |
Чжу Чжанджи Чжу Чжанджи | Сюандэ Сюандэ | Мин |
Название храма
[ редактировать ]Храмовые названия ( 廟號 ; мяо хао ) давались китайским монархам после их смерти с целью поклонения предкам . Названия храмов состояли из двух или трех китайских иероглифов , причем последнее слово было либо цзу ( 祖 ; «прародитель»), либо цзун ( 宗 ; «предок»).
Личное имя (Фамилия + имя) | Название храма | Династия |
---|---|---|
Юань Цзыю Юань Цзыю | Цзинцзун Цзинцзун | Северная Вэй |
Ян Цзянь Ян Цзянь | Гаозу Император Гаозу | Ну давай же |
Ли Дэн Ли Дэн | Жуйцзун Жуйцзун | Тан |
Ван Цзипэн Ван Цзипэн | Канцзонг Ясузонг | Мин |
Ваньян Шэн Ван Яньшэн | Тайцзун Тайцзун | Слух |
Айсин Гиоро Сюанье Айсиньцзюэлуо · Сюань Е | Шэнцзу Святой Предок | Цин |
Посмертное имя
[ редактировать ]Посмертные имена ( 謚號 ; шихао ) давались китайским монархам после их смерти. Первоначально это были прилагательные, предназначенные для определения достижений и моральных ценностей или их отсутствия в жизни.
Личное имя (Фамилия + имя) | Посмертное имя | Династия |
---|---|---|
Джи Юн Ю Юн | Герцог Хуан Герцог Хуан | Лу |
Ми Ван Ми Ван | Король Каоли Король Каоли | Ан |
Лю Чжао Лю Чжао | Император Сяохэ Император Сяохэ | Восточная Хань |
Цифу Цяньгуй Выпросить работу и вернуться | Принц Уюань Король Уюань | Западный Цинь |
Чжу Юйцзянь Чжу Юйцзянь | Император Пэйтянь Чжидао Хунъи Суму Сивэнь Ливу Минжэнь Гуансяо Сян Бэй Тянь Чжидао Хун И Су Му Си Вэнь Ли У Мин Жэнь Гуан Сяосян Император | Южный Мин |
Айсин Гиоро Зайтян Айсиньюэлуо Зайтан | Император Тунтянь Чунъюнь Дачжун Чжичжэн Цзинвэнь Вэйу Ренсяо Жуйчжи Дуаньцзянь Куаньцинь Цзин Тунтянь Чунюнь, Дачжун, Чжунюнь, Вэньвэй, У, Жэньсяо, мудрость, бережливость, щедрость, Циньцзин, Император | Цин |
Историографическое наименование
[ редактировать ]Историки иногда называют некоторых китайских правителей общими терминами, в основном из-за отсутствия у них царственного имени, храмового имени или посмертного имени. Эти термины описывают обстоятельства жизни монархов и официально не признаются самими режимами. Монархический ранг, принадлежащий правителям, прикрепляется к обратной стороне этих прилагательных, образуя полные историографические наименования. Например, « Фэйди » ( 廢帝 ) образовано от слияния « фэй » ( 廢 ; «свергнутый») и сокращенной формы « хуанди » ( 皇帝 ; «император»), таким образом, используется для обозначения монархов, которые были свергнуты.
Историографический термин | Значение |
---|---|
Шао немного | "Молодой" |
Ты молодой | "Молодой" |
Фей напрасно тратить | «Свергнутый» |
Сюн Сюнь | «Отрекся от престола» |
Мо конец | «Финал» |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эбри 2010 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б Унылый 1990 , с. 59.
- ^ Зыжи Тунцзянь , т. 249 .
- ^ Лю, Цзунли (2003). Сила слов: пророчество Чэня в китайской политике, 265-618 гг. н.э. Питер Лэнг. ISBN 9783906769561 .
- ^ Согнер, Сёлви (2001). Осмысление глобальной истории: 19-й Международный конгресс исторических наук, Осло, 2000 г., памятный том . Университетское издательство. ISBN 9788215001067 .
Источники
[ редактировать ]- Яп, Джозеф П. (2009). «Официальные титулы и институциональные термины - Цинь и Хань», стр. 612–620, и глава 1, стр. 38–39 в «Войнах с сюнну - перевод с Цзыжи тунцзяня». АвторДом. ISBN 978-1-4490-0605-1
- Тупой, Джек (1990). «Эволюция правительства в Китае». Наследие Китая: современные взгляды на китайскую цивилизацию . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06441-6 .
- Эбри, Патрисия Бакли (2010) [1996]. Кембриджская иллюстрированная история Китая (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-12433-1 .