Кость оракула
Кость оракула | |||
---|---|---|---|
китайский | Кости оракула | ||
Буквальный смысл | Раковина и кость | ||
|
Кости оракула — это кусочки бычьей лопатки черепахи и пластрона , которые использовались в пиромантии — форме гадания — в период позднего Шана ( ок. 1050 — ок. 1250 до н. э. ) в древнем Китае. Скапулимантия - это особый термин, если для гадания использовались бычьи лопатки, и пластромантия, если использовались пластроны черепахи. По недавним подсчетам, в коллекциях Китая и примерно четырнадцати других стран насчитывалось около 13 000 костей с немногим более 130 000 надписей. [1]
Прорицатели задавали божествам вопросы о погоде, посадке сельскохозяйственных культур, судьбе членов королевской семьи, военных начинаниях и подобных темах. [2] Эти вопросы были вырезаны на кости или панцире оракулом с помощью острого инструмента. Затем подвергали сильному нагреву с помощью металлического стержня до тех пор, пока кость или панцирь не треснули из-за теплового расширения . Затем прорицатель интерпретировал узор трещин и записывал предсказание на изделии. [3] Пиромантия с костями продолжалась в Китае и во времена династии Чжоу , но вопросы и прогнозы все чаще писались кистями и киноварными чернилами, которые со временем портились.
Кости оракула содержат самый ранний известный значительный корпус древнего китайского письма , в котором используются ранние формы китайских иероглифов . [а] Надписи содержат около 5000 различных символов, многие из которых используются до сих пор. [6] хотя общее количество неизвестно, поскольку некоторые могут быть разными версиями одного и того же персонажа. Специалисты пришли к единому мнению о форме, значении и звучании чуть более четверти из них, примерно 1200 с уверенностью, но еще несколько сотен находятся на стадии обсуждения. Эти известные иероглифы составляют большую часть основного словарного запаса современного китайского языка. [10] Они предоставляют важную информацию о позднем периоде Шан, и ученые реконструировали королевскую генеалогию Шан на основе зафиксированного ими цикла жертвоприношений предков. [11] [б] Когда они были открыты в конце девятнадцатого века и расшифрованы в начале двадцатого века, [12] эти записи подтвердили существование Шана, который в то время подвергался тщательному изучению Школой сомневающейся древности .
Оракулология — это дисциплина, изучающая кости оракула и письменность на костях оракула. [13]
Открытие
[ редактировать ]Считается, что кости оракула эпохи Шан периодически раскапывали местные фермеры. [14] начиная с династий Суй и Тан и, возможно, начиная с династии Хань , [15] но местные жители не поняли, что это за кости, и вообще перезахоронили их. [16] В 19 веке местные жители, копавшие поля, обнаружили несколько костей и использовали их в качестве костей дракона , что ссылается на традиционную китайскую медицинскую практику измельчения окаменелостей плейстоцена в тонизирующие средства или припарки . [16] [17] Фрагменты панциря черепахи прописывали от малярии. [с] кости других животных использовались в порошкообразном виде для лечения ножевых ран. [18]
В 1899 году торговец антиквариатом из Шаньдуна , который искал китайскую бронзу в этом районе, приобрел у местных жителей несколько костей оракула, некоторые из которых он продал Ван Ижуну , канцлеру Императорской академии в Пекине. [19] Ван был опытным коллекционером китайской бронзы и считается первым человеком в наше время, который распознал маркировку на костях оракула как древнее китайское письмо, подобное тому, что было на бронзовых изделиях династии Чжоу . [19] Легендарная история рассказывает, что Ван был болен малярией, и его друг-ученый Лю Э навещал его и помогал исследовать его лекарство. Еще до того, как его растерли в порошок, они обнаружили, что на нем были странные глифы, которые они, изучив древние бронзовые надписи , признали древним письмом. [18] Сюй Яхуэй утверждает, что «никто не может знать, сколько костей оракула до 1899 года было измельчено в традиционных китайских аптеках и исчезло в желудках людей». [18]
Неизвестно, как Ван и Лю на самом деле наткнулись на эти образцы, но Ван считается первым, кто осознал их значение. [18] Ван покончил с собой в 1900 году в связи с его участием в Боксерском восстании , а его сын позже продал кости другу Лю Э, который опубликовал первую книгу с отпечатками надписей на костях оракула в 1903 году. [19] [20] Новости об открытии костей оракула быстро распространились по Китаю, среди иностранных коллекционеров и ученых, и рынок костей оракула резко возрос, хотя многие коллекционеры стремились сохранить в секрете местонахождение источника костей. [19] Хотя ученые пытались найти их источник, торговцы антиквариатом ложно утверждали, что кости прибыли из Танъина в провинции Хэнань. [18] В 1908 году ученый Ло Чжэньюй обнаружил источник костей недалеко от Аньяна и понял, что этот район был местом расположения последней столицы династии Шан. [19]
Последовали десятилетия неконтролируемых раскопок, которые подстегнули торговлю антиквариатом. [д] и многие из этих произведений в конечном итоге попали в коллекции в Европе, США, Канаде и Японии. [21] Первым западным коллекционером был американский миссионер Фрэнк Чалфант (1862–1914). [и] Чалфант также впервые ввёл термин «кость оракула» в своей книге « Ранняя китайская письменность» 1906 года , которая затем в 1930-х годах была переведена на китайский язык как jiƎgϔ 甲骨 . [23]
Лишь небольшое количество торговцев и коллекционеров знали местонахождение источника костей оракула, пока их не нашел канадский миссионер Джеймс Меллон Мензис , первый человек, который с научной точки зрения раскопал, изучил и расшифровал их. Он был первым, кто пришел к выводу, что кости представляют собой записи гаданий династии Шан, и первым придумал метод их датировки (во избежание обмана подделками). В 1917 году он опубликовал первое научное исследование костей, включающее 2369 рисунков и надписей, а также тысячи начертаний тушью. Благодаря пожертвованиям местных жителей и собственным археологическим раскопкам он приобрел крупнейшую частную коллекцию в мире, насчитывающую более 35 000 экспонатов. Он настоял на том, чтобы его коллекция осталась в Китае, хотя некоторые из них были отправлены в Канаду коллегами, опасавшимися, что они будут уничтожены или украдены во время японского вторжения в Китай в 1937 году. [24] Китайцы до сих пор признают новаторский вклад Мензиса как «ведущего западного исследователя культуры Инь-Шан и надписей на костях оракула». Его бывшая резиденция в Аньяне была объявлена «Охраняемым сокровищем» в 2004 году, и был основан Мемориальный музей Джеймса Меллона Мензиса по изучению костей оракулов. [25] [26] [27]
Официальные раскопки
[ редактировать ]Ко времени основания Института истории и филологии, возглавляемого Фу Синианем в Академии Синика в 1928 году, источник костей оракула был прослежен до современной Сяотунь (小屯村 деревни ) в Аньяне в провинции Хэнань. Официальные археологические раскопки под руководством Ли Цзи , отца китайской археологии, [28] между 1928 и 1937 годами было обнаружено 20 000 фрагментов костей оракула, которые сейчас составляют основную часть коллекции Академии Синика на Тайване и составляют около 1/5 от общего числа обнаруженных. [ф] При расшифровке надписи на костях оракула оказались записями гаданий, совершаемых для царского двора или самим им. Они, вместе с гробницами царских размеров, [г] впервые доказал вне всякого сомнения существование династии Шан, еще недавно подвергавшейся сомнению, и местонахождение ее последней столицы Инь. Сегодня Сяотунь в Аньяне также известен как Руины Инь или Иньсюй .
Публикация
[ редактировать ]Надписи на костях оракула публиковались по мере их обнаружения в брошюрах . Впоследствии были изданы и многие сборники надписей. Ниже приведены основные коллекции.
- Вэньцзы Иньсюй Цзябянь
- Иньсюй Текстовая серия B ; Иньсюй Вэньцзы Ибянь;
- Бинбянь Иньсюй Вэньцзы
- Бянь Цянь Инь Сюй Шу Ци
- Бянь Цзи Инь Сюй Вэнь Цзы Инь галстук Хуэй
- Сюй, коллекционное издание ; Инь
- 后上 ; Хоушанг
- 后下 ; Хуся
- 粹編 ; Куибийский
- Продолжение Инь Сюй Шуци ; инь сю шу ци сю бянь ;
- черепаховый ; Кикко
- Продолжение Инь Цижии ; Сюбянь
- Ичжу ; Иньци
- кокоцумодзи Киото дайгаку джимбункагаку кэнкюсёдзо
- Инь Ци И ; Цунь
- Цзягу Чжухебянь
- Кангуй Тиеюнь Шии
- После войны Пекин и Тяньцзинь приобрели новую коллекцию костей оракула ; Чжаньхоу Цзинцзинь синьхо цзягуцзи (1954 г.)
- Символы Иньсю остаются верными ; Иньсю Вэньцзы Цуньчжэнь
- После войны Нинху приобрел новую коллекцию костей оракула Чжанхоу Нинху синьхуо цзягуцзи (1951 г.).
Заметив, что цитирование этих различных работ становится громоздким, была предпринята попытка всесторонне опубликовать все обнаруженные к настоящему времени кости. Результатом стал « Цзягувэнь Хэцзи» (1978–1982) под редакцией Ху Хосюаня и Го Моруо . [30] с приложением (1999 г.) под редакцией Пэн Банцзюнга представляет собой наиболее полный каталог фрагментов костей оракула. 20 томов содержат репродукции более 55 000 фрагментов. Отдельная работа, опубликованная в 1999 году, содержит транскрипцию надписей стандартными буквами. [31]
Встречаться
[ редактировать ]Подавляющее большинство костей оракула с надписями было найдено на стоянке Иньсюй в современном Аньяне и датируется периодом правления последних девяти королей Шан. [32] Прорицатели, имена которых указаны на костях, были отнесены Дун Цзобинем к пяти периодам : [33]
Период | Короли | Обычные прорицатели |
---|---|---|
я | У Дин [час] | Цюэ 㱿 , Биньбинь , Чжэнчжэн 爭 , Xuān Сюаньсюань |
II | Цзу Гэн , Цзу Цзя | Да 大 , Люльв , Син 行 , Цзиджи 即 , Юн Инь , Chū Чучу |
III | Линь Синь , Кан Дин | Хе-хе 何 |
IV | У И , Вэнь У Дин | |
V | Ди И , Ди Синь |
Короли занимались гаданием во все периоды, но в более поздние периоды большинство гаданий совершалось королем лично. [35] Сохранившиеся надписи неравномерно распределены по этим периодам: 55% относятся к периоду I, а 31% - к периодам III и IV. [36] Несколько костей оракула относятся к началу последующей династии Чжоу .
Самые ранние кости оракула (соответствующие периодам правления У Дина и Цзу Гэна) записывают даты, используя только -дневный цикл стеблей 60 и ветвей , хотя иногда также указывается месяц. [37] Попытки определить абсолютную хронологию сосредоточены на ряде лунных затмений , записанных в надписях группы Бинь, работавшей во время правления У Дина, возможно, вплоть до правления Цзу Гэна. Предполагая, что 60-дневный цикл продолжался непрерывно в течение точно датированного периода, ученые попытались сопоставить зарегистрированные даты с рассчитанными датами затмений. [38] Существует общее согласие по четырем из них, охватывающим периоды с 1198 по 1180 год до нашей эры. [38] Некоторые ученые относят пятую часть к 1201 году до нашей эры. [39] На основании этих данных « Хронологический проект Ся-Шан-Чжоу» , опираясь на утверждение в главе «Против роскошной легкости» Книги документов о том, что правление У Дина длилось 59 лет, датировал его периодом с 1250 по 1192 год до нашей эры. [40] [41] Дэвид Кейтли утверждал, что главу «Против роскошной легкости» не следует рассматривать как исторический текст, поскольку она была написана намного позже, представляет продолжительность правления как моральные суждения и приводит другие продолжительности правления, которые противоречат свидетельствам костей оракула. [42] Он датировал правление У Дина примерно периодом с 1200 по 1181 год до нашей эры. [43] Кен-ичи Такашима датирует самые ранние надписи на костях оракула 1230 годом до нашей эры. [44] 26 предсказаний на костях оракула времен правления У Дина были датированы радиоуглеродом 1254–1197 гг. До н.э. (± 10 лет); Было установлено, что самый старый измеренный образец среди них относится к 1254–1221 гг. До н. Э. С вероятностью 80–90% содержит истинную дату. [45]
Надписи периода V часто обозначают пронумерованные ритуальные циклы, что облегчает оценку продолжительности правления двух последних королей. [46] Начало этого периода датируется 1100–1090 гг. До н.э. по Кейтли и 1101 г. до н.э. по проекту Ся-Шан-Чжоу. [43] [41] Большинство ученых теперь согласны с тем, что завоевание Шана Чжоу произошло примерно в 1046 или 1045 году до нашей эры, то есть более чем на столетие позже традиционной даты. [47] [48] [49]
Шан гадание
[ редактировать ]Поскольку гадание осуществлялось с помощью тепла или огня и чаще всего на пластронах или лопатках, то появились термины пиромантия , пластромантия. [я] и скапулимантия часто используются для этого процесса.
Материалы
[ редактировать ]Кости оракула в основном состоят из пластронов черепах , вероятно, женских особей. [Дж] ) и бычьи лопатки, хотя некоторые из них представляют собой панцирь черепах, а некоторые — кости бычьих ребер, [к] лопатки овец, кабанов, лошадей и оленей и кости некоторых других животных. [л] Были также найдены черепа оленей, быков и людей с надписями на них. [м] хотя они очень редки и, по-видимому, были написаны для ведения записей или практики, а не для настоящего гадания; [50] [н] в одном случае сообщалось о оленьих рогах с надписями, но Кейтли (1978) сообщает, что они поддельные. [51] [the] Интересно, что черепахи не являются местными жителями тех мест, где были обнаружены кости оракула, и поэтому предполагается, что они были преподнесены этому региону в качестве дани. [52] Неолитические прорицатели в Китае издавна нагревали кости оленей, овец, свиней и крупного рогатого скота для подобных целей; Доказательства этого в Ляонине были найдены в конце четвертого тысячелетия до нашей эры. [53] Однако со временем использование бычьих костей увеличилось, а черепаховые панцири появились только в ранней культуре Шан. Самые ранние черепаховые панцири, которые были найдены и были подготовлены для гадательного использования (т.е. с высеченными ямками), датируются самым ранним слоем Шан в Эрлигане (современный Чжэнчжоу ). [54] К концу Эрлиганга пластронов было уже много. [54] а в Аньяне лопатки и пластроны использовались примерно в равном количестве. [55] Из-за использования этих панцирей в дополнение к костям, в ранних ссылках на письмо из костей оракула часто использовался термин «письмо из панциря и костей», но поскольку панцири черепахи на самом деле представляют собой костный материал, применяется более краткий термин «кости оракула». им тоже.
Кости или панцири сначала были добыты, а затем подготовлены к использованию. Их происхождение имеет важное значение, поскольку некоторые из них (особенно многие снаряды), как полагают, были представлены как дань уважения Шану, что является ценной информацией о дипломатических отношениях того времени. Мы знаем это, поскольку на них часто делались пометки об их происхождении (например, сколько снарядов, откуда и в какую дату). Например, в одной записи записано, что « Кюэ ( 雀 ) отправил 250 (панцирей черепахи)», что указывает на то, что это, возможно, государство в сфере влияния Шан. [56] [57] [п] Эти обозначения обычно делались на задней части перемычки панциря (так называемые обозначения перемычки), нижнем панцире или ксифипластроне (крае хвоста). Однако некоторые панцири могли принадлежать местным черепахам. [д] Обозначения лопатки располагались вблизи гнезда или нижнего края. Некоторые из этих обозначений не были вырезаны после того, как были написаны кистью, что доказывает (наряду с другими свидетельствами) использование кисти для письма во времена Шан. Предполагается, что лопатки обычно происходят от собственного скота Шан, возможно, от того, который использовался в ритуальных жертвоприношениях, хотя есть также записи о скоте, отправленном в качестве дани, в том числе некоторые из них записаны с помощью пометок на полях. [59]
Подготовка
[ редактировать ]Кости или панцири очищали от мяса, а затем подготавливали путем распиливания, соскабливания, разглаживания и даже полировки для создания удобных плоских поверхностей. [58] [60] [р] Считается, что преобладание лопаток, а позже и пластронов, связано с их удобством в виде больших плоских поверхностей, требующих минимальной подготовки. Есть также предположение, что использовались только панцири самок черепахи, поскольку они значительно менее вогнутые. [56] Затем на полпути через кость или панцирь в упорядоченной серии просверливали или высекали ямки или впадины. По крайней мере, одно такое сверло было обнаружено в Эрлиганге, точно совпадающее с ямами по размеру и форме. [61] Форма этих ям со временем менялась и является важным индикатором для датировки костей оракула в различные подпериоды династии Шан. Форма и глубина также помогли определить природу появившейся трещины. Количество ямок на кости или панцире варьировалось в широких пределах.
Взлом и интерпретация
[ редактировать ]Гадания для королей Шан обычно проводились в присутствии прорицателя. Очень немногие кости оракула использовались при гадании другими членами королевской семьи или дворянами, близкими к королю. В последнее время цари Шан лично взяли на себя роль прорицателя. [4]
Во время сеанса гадания панцирь или кость смазывали кровью, [62] а в разделе надписей, называемом «предисловием», дата была записана с использованием Небесных Стеблей и Земных Ветвей , а также было отмечено имя прорицателя. Далее была поставлена тема гадания (так называемого «заряда»), [с] например, вызывал ли конкретный предок у короля зубную боль. Задачи гадания часто были направлены на предков, которых древние китайцы почитали и поклонялись, а также на природные силы и Ди ( 帝 ), высшего бога в обществе Шан. Были заданы самые разные темы, по сути все, что касалось королевского дома Шан, от болезней, рождения и смерти до погоды, войны, сельского хозяйства, дани и так далее. [2] Одна из наиболее распространенных тем заключалась в том, будет ли удовлетворительным выполнение ритуалов определенным образом. [т]
Мощный источник тепла [в] затем вставили в яму, пока она не треснула. Из-за формы ямки передняя сторона кости треснула в грубой форме . Иероглиф 卜 ( bϔ или pϔ ; древнекитайский : *puk ; «предугадывать») может быть пиктограммой такой трещины; прочтение персонажа также может быть звукоподражанием для взлома. За один сеанс обычно создавалось несколько трещин, иногда на более чем одной кости, и они обычно были пронумерованы. Прорицатель, отвечающий за церемонию, читал трещины, чтобы узнать ответ на предсказание. Как именно интерпретировались трещины, неизвестно. Тема гадания поднималась неоднократно, и часто по-разному, например, в негативном ключе или путем изменения даты гадания. Одна кость оракула может использоваться для одного сеанса или для многих. [v] и один сеанс мог быть записан на нескольких костях. Угаданный ответ иногда отмечался либо как «благоприятный», либо как «неблагоприятный», и король иногда добавлял «прогноз», свое прочтение о природе предзнаменования. [64] В очень редких случаях фактический результат позже добавлялся к кости в ходе так называемой «проверки». [64] Полная запись всех вышеперечисленных элементов встречается редко; большинство костей содержат только дату, прорицателя и тему гадания. [64] и многие остались незаписанными после гадания. [63]
Считается, что незаписанное предсказание было написано кистью чернилами или киноварью на костях оракула или сопроводительных документах, поскольку на некоторых из найденных костей оракула до сих пор без резьбы написаны написанные кистью предсказания. [В] а некоторые были найдены частично вырезанными. После использования раковины и кости, использованные в ритуалах, закапывали в отдельные ямы (одни только для раковин, другие только для лопаток). [х] группами до сотен и даже тысяч (в одной яме, раскопанной в 1936 г., содержалось свыше 17 тыс. штук вместе с человеческим скелетом). [65]
Изменения в природе гадания
[ редактировать ]Цели и задачи гадания со временем менялись. Во время правления У Дина прорицатели, вероятно, спрашивали силы или предков о таких вещах, как погода, успех в битве или строительство поселений. Жертвы обещались, если они помогут в земных делах.
Изготовление трещин в цзяцзы (день 1) Чжэн предсказал: «Молясь солнцу об урожае, (мы) расколем десять пестрых коров и заложим сто пестрых коров».
Кейтли объясняет, что это гадание уникально тем, что оно обращено к солнцу, но типично тем, что предлагается 10 голов крупного рогатого скота, а затем еще 100, если урожай будет хорошим. [66] Более поздние гадания, скорее всего, были поверхностными, оптимистическими, совершаемыми самим царем, адресованными его предкам, на регулярном цикле и вряд ли требующими от предков каких-либо действий. Кейтли предполагает, что это отражает изменение представлений о том, что могли сделать силы и предки, и о степени, в которой живые могут на них влиять. [67]
Свидетельства пиромантии до Аньяна
[ редактировать ]Хотя использование костей в гадании практикуется почти во всем мире, такое гадание с использованием огня или тепла обычно встречается только в Азии и североамериканских культурах азиатского происхождения. [68] Использование тепла для растрескивания лопаток (пиро-скапулимантия) зародилось в древнем Китае, самые ранние свидетельства которого относятся к 4-му тысячелетию до нашей эры, с археологическими находками из Ляонина, но они не были записаны. [53] В неолитическом Китае в различных местах были найдены лопатки крупного рогатого скота, овец, свиней и оленей, использовавшиеся в пиромантии. [69] и эта практика, похоже, стала довольно распространенной к концу третьего тысячелетия до нашей эры. Лопатки были обнаружены вместе с меньшим количеством безъямных пластронов на стадии Нангуанвай ( 南關外 ) в Чжэнчжоу; лопатки, а также меньшее количество пластронов с точеными ямками обнаружено также на нижних и верхних стадиях Эрлиганга. [70]
Значительное использование черепаховых пластронов наблюдается только на памятниках культуры Шан. [54] Бычьи лопатки и пластроны, подготовленные для гадания, были найдены на памятниках культуры Шан Тайсикунь ( 台西村 ) в Хэбэе и Цювань ( 丘灣 ) в Цзянсу . [71] Одна или несколько лопаток с ямками были найдены в Лусикуне ( 鹿寺村 ) в провинции Хэнань, тогда как лопатки без ямок были найдены в Эрлитоу в провинции Хэнань, Цысяне ( 磁縣 ) в Хэбэе, Нинчэне ( 寧城 ) в Ляонине и Цицзя ( 齊家 ) в провинции Хэбэй. Ганьсу . [72] Пластроны не становятся более многочисленными, чем лопатки, до фазы парка Ренмин ( 人民 ). [73]
Другие сайты
[ редактировать ]В Чжэнчжоу были найдены четыре кости с надписями: три с номерами 310, 311 и 312 в корпусе Хэбу и одна, имеющая один иероглиф ( ㄓ ), который также появляется в поздних надписях Шан. HB 310, содержавший два кратких предсказания, утерян, но зафиксирован в виде протирки и двух фотографий. HB 311 и 312 содержат короткие предложения, похожие на поздний сценарий Шан. HB 312 обнаружен в верхнем слое культуры Эрлиганг. Остальные были найдены случайно в земляных валах, управляющих рекой, и поэтому не имеют археологического контекста. Пей Минсян утверждал, что они появились раньше, чем поселение Аньян. Такашима, ссылаясь на формы и синтаксис символов, утверждает, что они были современниками правления У Дина. [74] [75]
Несколько костей оракула с надписями были также обнаружены в Чжоуюане, первоначальном политическом центре Чжоу в Шэньси , и в Дасиньчжуане, Цзинань , Шаньдун.Считается, что некоторые кости из Чжоуюаня относятся к периоду правления Ди Синя , последнего короля Шан. [76]
После Шанга
[ редактировать ]После основания Чжоу традиции Шан по литью из бронзы, пиромантии и письменности продолжились. Кости оракула, найденные в 1970-х годах, датируются династией Чжоу, а некоторые из них относятся к периоду весны и осени . Однако очень немногие из них были записаны. Считается, что другие методы гадания вытеснили пиромантию, такие как нумерологическое гадание с использованием тысячелистника (тысячелистника) в сочетании с гексаграммами И Цзин , что привело к упадку числа костей оракула с надписями. Однако доказательства дальнейшего использования пластромантии существуют для Восточных Чжоу , Хань, Тан , [77] и Цин [78] периода династии, и Кейтли упоминает его использование на Тайване еще в 1972 году. [79]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Небольшое количество изолированных надписей на керамике, костях и бронзе середины и позднего периода Шан, возможно, предшествовало костям оракула. Тем не менее, кости оракула считаются самым ранним значительным письменным произведением из-за длины надписей, огромного словарного запаса (примерно 4000 графиков) и огромного количества найденных фрагментов - не менее 160 000 штук. [4] [5] несущий миллионы символов. [6] также имеются письменные или написанные кистью В Китае неолитические знаки , но они обычно не встречаются в виде цепочек знаков, напоминающих письмо; скорее, они обычно встречаются по отдельности, и вопрос о том, составляют ли они письмо или являются предками письменной системы Шан, в настоящее время является предметом серьезных академических споров. Их число также незначительно по сравнению с огромным количеством костей оракула, найденных до сих пор. [7] [8] [9]
- ^ Чжоу 1976 , стр. 12 цитирует две такие лопатки, цитируя свои собственные «Хроники императоров Шан и Инь» Шан-Инь диван бэнджи , стр. 18–21.
- ^ Xu 2002 , стр. 4–5 цитирует «Сборник Materia Medica» и включает фотографию соответствующей страницы и записи.
- ^ Сюй 2002 , с. 6 упоминает восемь волн незаконных раскопок за три десятилетия, в ходе которых были изъяты десятки тысяч предметов.
- ^ Преподобный Чалфант приобрел 803 фрагмента кости оракула в период с 1903 по 1908 год и вручную проследил более 2500 фрагментов, включая эти. [22]
- ^ Всего было найдено более 100 000 штук. [4] [5]
- ↑ Было обнаружено одиннадцать гробниц королевских размеров. [29] Это в точности соответствует количеству королей, которые должны были быть похоронены в Инь (12-й король умер во время завоевания Чжоу и не получил бы королевского захоронения).
- ^ В состав Донг также входили короли Пань Гэн , Сяо Синь и Сяо И. Однако лишь немногие или, возможно, никакие надписи не могут быть достоверно отнесены к периоду правления до правления У Дина. Многие ученые предполагают, что более ранние кости оракула из Аньяна существуют, но еще не найдены. [34]
- ^ Согласно Кейтли 1978a , с. 5, со ссылкой на Ян Цзюньши в 1963 году, термин пластромантия (от пластрона + греческого μαντεία, «гадание») был придуман Ли Цзи.
- ^ Кейтли 1978a , с. 9 – женские раковины более гладкие, плоские и более однородной толщины, что облегчает пиромантическое использование.
- ^ Согласно Чжоу 1976 , с. 7 обнаружено только четыре реберные кости.
- ^ например, плечевая кость быка или таранная кость . [21]
- ^ Сюй 2002 , с. 34 показана большая, четкая фотография части человеческого черепа с надписями из коллекции Института истории и филологии Академии Синика, Тайвань, предположительно принадлежащая врагу Шан.
- ^ Похоже, что в опубликованных отчетах существует некоторая путаница между костями с надписями в целом и костями, которые на самом деле были нагреты и расколоты для использования в гадании.
- ^ Сюй 2002 , с. На рисунке 35 действительно изображен череп оленя с надписью, предположительно убитый королем Шан во время охоты.
- ^ Некоторые лопатки крупного рогатого скота также были данью. [58]
- ^ Кейтли 1978a , с. В № 12 упоминаются сообщения о том, что жители деревни Сиотун обнаружили сотни панцирей всех размеров, что подразумевает уход за черепахами вживую или их разведение на месте.
- ^ Чжоу 1976 , с. 12 отмечается, что на некоторых костях оракула присутствуют следы распиловки и что пилы, вероятно, были сделаны из бронзы, хотя ни одна из них так и не была найдена.
- ^ Ученые спорят о том, была ли эта тема задана как вопрос или нет; Кейтли предпочитает термин «обвинение», поскольку грамматические вопросы часто не затрагиваются.
- ^ Более полный обзор тем гадания и того, что из них можно почерпнуть о Шан и их окружающей среде, см. Keightley 2000 .
- ^ Природа этого источника тепла до сих пор остается предметом споров.
- ^ На большинстве полных (нефрагментарных) костях оракула имеется несколько надписей, самая длинная из которых имеет длину около 90 символов. [63]
- ^ Цю 2000 , с. В 60 упоминается, что некоторые из них были написаны кистью, тушью или киноварью, но не вырезаны.
- ^ Те, что предназначались для тренировок или записей, были закопаны в обычных мусорных ямах. [65]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уилкинсон 2022 , с. 1277.
- ^ Jump up to: а б Кейтли 1978a , стр. 33–35.
- ^ Кейтли 1978a , стр. 40–42.
- ^ Jump up to: а б с Цю 2000 , стр. 61.
- ^ Jump up to: а б Кейтли 1978a , с. xiii.
- ^ Jump up to: а б Цю 2000 , стр. 49.
- ^ Цю 2000 .
- ^ Больц 2003 .
- ^ Жизнь 1987 года .
- ^ Уилкинсон 2022 , с. 1278.
- ^ Кейтли 1978a , стр. xiii, 185–187.
- ^ Мензис 1917 , с. 2.
- ^ Ван, Юйсинь; Ван Юйсинь (2010). Цзя гу сюэ дао лунь = История историографии Китая . Пекин: академия социальных наук . Китайская 978-7-5004-8878-1 . OCLC 690131145 .
- ^ Цю 2000 , стр. 60.
- ^ Чжоу 1976 , стр. 1, со ссылкой на Вэй Цзюсяня 1939, «Цин-Хан ши фасянь jiugugn shuō», в Shuōwén Yuè Kān, vol. хо", в Сюешу (Шанхай), № 1.
- ^ Jump up to: а б Уилкинсон 2000 , с. 390.
- ^ Fairbank & Goldman 2006 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с д и Сюй 2002 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д и Уилкинсон (2000) , с. 391.
- ^ Сюй 2002 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Чжоу 1976 , с. 1.
- ^ Чжоу 1976 , стр. 1–2.
- ^ Уилкинсон (2013) , с. 681.
- ^ Йорк
- ^ Ван Хайпин (2006). «Стипендия Мензиса и культуры Инь-Шан - нерушимая связь». Аньян Жибао [Anyang Daily], 12 августа 2006 г., стр. 1.
- ^ См. Линьфу Донг (2005). Перекрестная культура и вера: жизнь и творчество Джеймса Меллона Мензиса . Торонто: Университет Торонто Press, ISBN 978-0-8020-3869-2 .
- ^ Джефф Йорк (2008). «Невоспетый канадец, которого некоторые знали как Джеймса Меллона Мензиса по прозвищу «Старые кости», человека Божьего, чья вера вдохновила его на поиски подсказок о Поднебесной». Globe and Mail , 18 января 2008 г., с. Ф4–5
- ^ Сюй 2002 , с. 9.
- ^ Сюй 2002 , с. 10.
- ↑ «Хецзи » публиковался в 1978–1982 годах издательством Чжунхуа. Несколько необычно то, что работа была приписана Го Моро ( 郭沫若 ) как 主編 и Ху Хосюаню ( 胡厚宣 ) как 总编辑 . Оба термина переводятся на английский язык как «главный редактор» или «главный редактор». Проект создания всеобъемлющего каталога надписей на костях оракула был предложен в начале 1950-х годов Го, который занимал пост первого президента Китайской академии наук (КАН) с 1949 по 1978 год. Ху был переведен из Фуданьского университета в КАН в 1956 года с целью редактирования « Хеджи» и отвечал за повседневную редакционную деятельность « Хеджи» , когда проект официально начался в 1961 году, при этом Го играл консультативную роль. Го скончался в 1978 году.
- ^ Уилкинсон 2000 , стр. 400–401.
- ^ Кейтли 1978a , стр. xiii, 139.
- ^ Кейтли 1978a , стр. 31, 92–93, 203.
- ^ Кейтли 1978a , стр. 97–98, 139–140, 203.
- ^ Кейтли 1978a , с. 31.
- ^ Кейтли 1978a , стр. 139–140.
- ^ Кейтли 1978a , стр. 113–116.
- ^ Jump up to: а б Кейтли 1978a , с. 174.
- ^ Чжан 2002 , с. 353.
- ^ Чжан 2002 , стр. 352–354.
- ^ Jump up to: а б Ли 2002 , с. 331.
- ^ Кейтли 1978b , стр. 428–429.
- ^ Jump up to: а б Кейтли 1978a , с. 228.
- ^ Такашима 2012 , стр. 142.
- ^ Лю и др. 2021 , с. 165.
- ^ Кейтли 1978a , стр. 116, 174–175.
- ^ Кейтли 1978a , стр. 226–228.
- ^ Ли 2002 , стр. 328-330.
- ^ Такашима 2012 , стр. 142–143.
- ^ Кейтли 1978a , с. 7.
- ^ Кейтли 1978a , с. 7, примечание 21.
- ^ Рэйвен, Джеймс (2020). Оксфордская иллюстрированная история книги (Иллюстрированное издание). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-198-70298-6 .
- ^ Jump up to: а б Кейтли 1978a , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Кейтли 1978a , с. 8.
- ^ Кейтли 1978a , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Кейтли 1978a , с. 9.
- ^ Сюй 2002 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Сюй 2002 , с. 24.
- ^ Кейтли 1978a , с. 11.
- ^ Кейтли 1978a , стр. 13–14.
- ^ Кейтли 1978a , с. 18.
- ^ Сюй 2002 , с. 28, цитируя Обряды Чжоу .
- ^ Jump up to: а б Цю 2000 , стр. 62.
- ^ Jump up to: а б с Сюй 2002 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Сюй 2002 , с. 32.
- ↑ Дэвид Н. Кейтли «Создание предков: религия позднего Шана и ее наследие» в книге Кейтли, Дэвид Н. Эти кости восстанут снова: избранные сочинения о раннем Китае. Олбани, Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка, 2014 г. стр. 161
- ^ Дэвид Н. Кейтли «Позднее гадание Шан: магико-религиозное наследие» в Кейтли, Дэвид Н. Эти кости снова восстанут: избранные сочинения о раннем Китае. Олбани, Нью-Йорк: Университет штата Нью-Йорк, 2014, стр.108 ,Дэвид Н. Кейтли «Шанг: первая историческая династия Китая» в книге Лоу, Майкла и Эдварда Л. Шонесси. Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999. стр. 243-5.
- ^ Кейтли 1978a , стр. 3, 4, н. 11 и 12.
- ^ Кейтли 1978a , стр. 3, 6, № 16.
- ^ Кейтли 1978a , с. 8, прим. 25, со ссылкой на КХП 1973.1, стр. 70, 79, 88, 91, табл. 3.1, 4.2, 13.8.
- ^ Кейтли 1978a , с. 8, примечание 25 цитирует КК 1973.2 с.74.
- ^ Кейтли 1978a , с. 6, №16.
- ^ Кейтли 1978a , с. 8, примечание 25 цитирует Чжэнчжоу Эрлиган, стр.38.
- ^ Такашима 2012 , стр. 143–160.
- ^ Цю 2000 , стр. 41–42.
- ^ Такашима 2012 , стр. 141.
- ^ Кейтли 1978a , с. 4 п.4.
- ^ Кейтли 1978a , с. 9, № 30, со ссылкой на Ху Сюй 1782–1787, гл. 4, стр.3b об использовании в Цзянсу
- ^ Кейтли 1978a , с. 9 цитирует Чжан Гуанъюань, 1972 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Больц, Уильям Г. (2003). Возникновение и раннее развитие китайской письменности . Нью-Хейвен, Коннектикут: Американское восточное общество. ISBN 0-940490-18-8 .
- Чжоу, Хун-сян周鴻翔 (1976). Коллекции костей оракулов в США . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-09534-0 .
- Фэрбенк, Джон Кинг ; Гольдман, Мерл (2006). Китай: новая история (2-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 0-674-01828-1 .
- Кейтли, Дэвид Н. (1978a). Источники истории Шан: надписи на костях оракула Китая бронзового века . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-02969-0 .
- ——— (1978б). « Бамбуковые анналы и хронология Шан-Чжоу». Гарвардский журнал азиатских исследований . 38 (2): 423–438. дои : 10.2307/2718906 . JSTOR 2718906 .
- ——— (2000). Ландшафт предков: время, пространство и сообщество в позднем Шанском Китае, ок. 1200–1045 гг . до н.э. Беркли: Калифорнийский университет. ISBN 1-55729-070-9 .
- Ли, Сюэцинь (2002). «Проект хронологии Ся-Шан-Чжоу: методология и результаты». Журнал восточноазиатской археологии . 4 : 321–333. дои : 10.1163/156852302322454585 .
- Фу, Дунпо, Ян (2021) . ; Лю, Кексинь; Го , Дин , Чжиюнь (1): 155–175. Бибкод : 2021Radcb..63..155L 10.1017 / doi : RDC.2020.90 .
- Мензис, Джеймс М. (1917). Записи оракула из пустыни Инь . Шанхай: Kelly & Walsh, Limited.
- Цю, Сигуй (2000). Китайская письменность (Вэньцзюэ гайяо) . Перевод Гилберт Л. Маттос и Джерри Норман . Беркли: Общество изучения раннего Китая. ISBN 1-55729-071-7 .
- Такашима, Кен-ичи (2012). «Грамотность на юге и востоке Аньяна в Шанском Китае: Чжэнчжоу и Дасиньчжуан». Ин Ли, Фэн; Браннер, Дэвид Прагер (ред.). Письменность и грамотность в раннем Китае: исследования Колумбийского семинара по раннему Китаю . Вашингтонский университет Press. стр. 141–172. ISBN 978-0-295-80450-7 .
- Уилкинсон, Эндимион (2000). История Китая: Руководство (2-е изд.). Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-00249-4 .
- ——— (2013). История Китая: Новое руководство (4-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-06715-8 .
- ——— (2022). История Китая: новое руководство (6-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 9780-674-260184 .
- Вун Ви Ли (雲惟利) (1987). Китайская письменность: ее происхождение и эволюция . Макао: Университет Восточной Азии. Сейчас выпускается Joint Publishing, Гонконг.
- Сюй Яхуэй (許雅惠) (2002). Древняя китайская письменность, надписи на костях оракула из руин Инь . Перевод Калтонхилла, Марка; Мозер, Джефф. Тайбэй: Национальный дворец-музей. ISBN 978-957-562-420-0 . Иллюстрированный путеводитель по специальной выставке надписей на костях оракула Института истории и филологии Академии Синика. Правительство Опубл. № 1009100250.
- Йорк, Джеффри. «Невоспетый канадец, которого некоторые знали как «Старые кости»» . Глобус и почта . 27 марта 2017 г. Проверено 18 февраля 2017 г.
- Чжан, Пейю (2002). «Определение хронологии Ся-Шан-Чжоу с помощью астрономических записей в исторических текстах». Журнал восточноазиатской археологии . 4 : 335–357. дои : 10.1163/156852302322454602 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кости оракула , Библиотека Объединенного колледжа, Китайский университет Гонконга. Включает 45 фрагментов с надписями.
- Коллекция костей оракула , Институт истории и филологии, Тайбэй.
- Цифровые изображения костей оракула в высоком разрешении , Кембриджская цифровая библиотека.
- Коллекция костей оракула Кулинга-Чалфанта 甲骨 (или 7694/1506–2125), Британская библиотека.
- Yīnxū shūqì 殷虛書契 работы Ло Чжэньюя - собрание отпечатков или фрагментов костей оракула.
- «Гуиджи сёугу вензи» из панциря черепахи и костей животных — еще одна коллекция натираний. Надпись Хаяси Тайсуке
- 四方风 или «Ветры четырёх направлений» Всемирная цифровая библиотека . Национальная библиотека Китая .
- Археологическая база данных, документирующая происхождение гадания на кости оракула в Древней Восточной Азии.