Jump to content

Скрипт кости Oracle

Скрипт кости Oracle
Тип сценария
Период времени
в. 1250 – ок. 1050 г. до н.э.
Языки Старый китайский
Связанные скрипты
Дочерние системы
Скрипт печати
Скрипт кости Oracle
китайский Оракул
Буквальный смысл сценарий «ракушка и кость»

Костяное письмо оракула — старейшая засвидетельствованная форма письменности китайского языка , датируемая концом 2-го тысячелетия до нашей эры. Надписи делались путем вырезания символов на костях оракула , обычно на плечевых костях быков или пластрах черепах . Сами сочинения в основном фиксируют результаты официальных гаданий, проведенных от имени королевской семьи Позднего Шана . Эти гадания принимали форму скапулимантии , когда кости оракула подвергались воздействию огня, создавая узоры из трещин, которые затем подвергались интерпретации. И подсказка, и интерпретация были начертаны на том же куске кости, который использовался для самого гадания.

Из примерно 150 000 обнаруженных надписей подавляющее большинство было обнаружено в Иньсюй , месте последней столицы Шан (современный Аньян , Хэнань). Самым последним крупным открытием стал тайник Хуаюаньчжуан, найденный недалеко от этого места в 1993 году. Из 1608 предметов Хуаюаньчжуана 579 содержат надписи. [1] Имя каждого из последних девяти королей Шан названо в надписях. [а] начиная с У Дина , чье вступление на престол датируется по разным причинам между 1250 и 1200 годами до нашей эры. [2] [3] Надписи на костях оракула, соответствующие периоду правления У Дина, были датированы радиоуглеродом 1254–1197 гг. До н.э. (± 10 лет). [4] После свержения Шана династией Чжоу в ок. 1046 г. до н.э. гадание с использованием тысячелистника стало более распространенным; гораздо меньше надписей на костях оракула датируются Западным Чжоу. [5] Никаких стоянок эпохи Чжоу с сопоставимым тайником надписей Иньсюй обнаружено не было; однако примеры этого периода, по-видимому, более распространены, поскольку были обнаружены вблизи большинства крупных населенных пунктов. Новые места продолжают открываться с 2000 года. [6]

Надписи на костях оракула, а также несколько примерно одновременных надписей на бронзовых изделиях, выполненных в другом стиле, составляют самый ранний корпус китайской письменности и являются прямым предком китайской семьи письменностей, разработанной в течение следующих трех тысячелетий. [7] Их изучение имеет важное значение для исследования китайской этимологии . Это также прямой предок более чем дюжины восточноазиатских систем письма. Длина надписей колеблется от 10 до более 100 символов, но типично несколько десятков. Темы, вызывающие беспокойство в надписях, обширны и включают войну, ритуальные жертвоприношения и сельское хозяйство, а также рождения, болезни и смерти членов королевской семьи. Таким образом, они дают бесценную информацию о характере общества позднего Шан.

Имя [ править ]

Фрагменты гадания на бычьей лопатке

Распространенный китайский термин для письменности на костях оракула - 甲骨文 ( jiƎgǔwén «письмо из панциря и костей»), который является аббревиатурой 龜甲獸骨文字 ( guījiَ shòugǔ wénzì «письмо из черепахового панциря и костей животных»). Этот термин представляет собой перевод английской фразы «надписи на костях и панцире черепахи», которая была придумана американским миссионером Фрэнком Х. Чалфантом (1862–1914) в его книге 1906 года « Раннее китайское письмо » , которая впервые появилась в китайских книгах в период 1930-е годы. [8] [9] В предыдущие десятилетия китайские авторы использовали различные названия для надписей, основанные на имени Иньсюй , их цели ( «угадывать») или методе надписи ( «гравировать»). Ранее распространенным термином был 殷墟卜辭 ( Yīnxū bǔcí «Гадательные тексты Иньсюй»). [8]

Оракулология [ править ]

Оракулология ( 甲骨学 ; 甲骨學 ; jiƎgϔxué ) — это изучение костей оракула и письма на костях оракула. Это гуманитарная дисциплина, в которой основное внимание уделяется китайской эпохи Верхней Античности оракулам . Науку о костях оракула можно разделить на узкую науку о костях оракула и на науку о костях оракула в широком понимании. В узком смысле изучение письма на костях оракула ограничивается изучением письма на костях оракула как такового и является дисциплиной палеографии . Это включает в себя интеграцию теорий, методов исследования и материалов из различных дисциплин, таких как палеография, история, археология, историческая культура, историческая литература и культурная антропология, для тщательного изучения исторического и культурного фона костей оракула и некоторых узоров. гадания на кости оракула. Это многопрофильная и специализированная дисциплина. [10] На заре открытия костей оракула кости оракула назывались цивэнь , а изучение костей оракула называлось киологией . В 1931 году Чжоу Итун впервые предположил, что «наука о костях оракула» является независимой дисциплиной. [10] Ван Юйсинь подчеркнул, что кости оракула являются ценными культурными реликвиями и историческими материалами, оставшимися с древнего периода, но их ценность для археологических и исторических исследований заключается в орфографии, выходящей за рамки интерпретации письма, которая становится все более признанной учеными по мере развития орфографии. Наука о костях оракула — это систематическое и научное исследование внутренних законов самого письма на костях оракула, которое использует его в качестве основы для понимания истории, общества и обычаев древнего мира. Кости оракула не следует путать с орфографией. [11]

Происхождение [ править ]

Принято считать, что традиция письма, представленная письмом на костях оракула, существовала до первых известных примеров из-за зрелого состояния засвидетельствованного письма. Многие символы уже подверглись обширным упрощениям и линеаризации, а методы семантического расширения и фонетического заимствования также явно использовались авторами в течение некоторого времени, возможно, столетий. Однако никаких четко идентифицируемых примеров письменности, датируемой ранее 13 веком до нашей эры, обнаружено не было. Не было доказано, что наборы символов с надписями на керамике, нефрите и кости, обнаруженные на различных археологических памятниках эпохи неолита по всему Китаю, имеют какое-либо прямое или косвенное происхождение от письменности Шанского оракула в Аньяне. [12]

Стиль [ править ]

Костяная форма оракула «тигр»
Костяная форма оракула «глаза»

Наряду с современным письмом на бронзовых изделиях , письмо на кости оракула периода позднего Шана выглядит пиктографически. Самая ранняя письменность на костях оракула появляется даже в большей степени, чем образцы позднего периода (таким образом, некоторая эволюция действительно произошла примерно за 200-летний период). [13] Сравнивая письмо на кости оракула с письмом на бронзе периода Шан и раннего Западного Чжоу , можно увидеть, что письмо на кости оракула явно значительно упрощено, а округлые формы часто преобразуются в прямолинейные; Считается, что это связано с трудностью гравировки на твердой поверхности кости по сравнению с легкостью написания их на влажной глине форм, из которых отливали бронзу. Считается, что более подробный и более изобразительный стиль бронзовых графиков более репрезентативен для типичного письма Шан с использованием бамбуковых книг, чем формы костей оракула; этот типичный стиль продолжал развиваться в стили письма периода Западной Чжоу, а затем в письмо печатей в государстве Цинь .

Сравнение символов письма Шанского бронзового изделия (первая и четвертая строки), письма кости оракула (вторая и пятая строки) и обычного письма (третья и шестая строки).

Известно, что народ Шан также писал кистью и тушью, поскольку графические изображения, написанные кистью, были обнаружены на небольшом количестве керамики, ракушек и костей, а также нефрита и других каменных изделий. [14] и есть сведения, что писали и на бамбуковых (или деревянных) книгах [б] точно так же, как те, что были найдены в период от позднего Чжоу до Хань , потому что графики кисти для письма ( , изображающие руку, держащую кисть для письма [с] ) и бамбуковая книга ( , книга из тонкого бамбука и деревянных пластинок , перевязанных горизонтальными струнами, наподобие жалюзи, повернутой на 90 градусов), присутствуют в надписях на гадательной кости. [15] [д]

Таблица китайского шестидесятилетнего цикла, начертанная на бычьей лопатке и датируемая периодом правления двух последних царей династии Шан в первой половине XI века до нашей эры.

Поскольку легкость письма кистью даже больше, чем письмо стилусом по влажной глине, предполагается, что стиль и структура графиков Шан на бамбуке были аналогичны таковым на бронзах, а также что большая часть письма происходила кистью по таким книгам. [15] Дополнительная поддержка этого понятия включает переориентацию некоторых графиков, [и] повернув их на 90 градусов, как будто для лучшего размещения на высоких узких планках. Этот стиль, должно быть, развился на книгах из бамбука или деревянных планок, а затем был перенесен в письмо на кости оракула. Кроме того, расположение символов в колонках сверху вниз по большей части заимствовано из бамбуковых книг. [16] В некоторых случаях символы вместо этого пишутся строками, чтобы текст соответствовал гадательным трещинам; в других столбцы текста поворачиваются на 90 градусов в середине фразы. Это исключения из обычного письма. [17] и надписи никогда не читались снизу вверх. [18] Столбцы текста в китайском письме традиционно располагаются справа налево; этот узор впервые встречается в бронзовых надписях эпохи Шан. Однако надписи на костях оракула часто располагаются в виде столбцов, начинающихся около центра раковины или кости, а затем движущихся к краю, так что две стороны отражают друг друга. [16]

Структура и функции [ править ]

' 'свинья
собака 'собака'

Несмотря на изобразительную природу письма на кости оракула, ко времени правления династии Шан это была полностью функциональная и зрелая система письма. [19] это означает, что он был способен записывать древнекитайский язык, а не просто фрагменты идей или слов. Этот уровень зрелости явно подразумевает более ранний период развития, по крайней мере, на несколько сотен лет. [ф] Судя по их предполагаемому происхождению в виде пиктограмм и знаков времен династии Шан, большинство графиков уже были традиционализированы. [20] настолько упрощенно, что значения многих пиктограмм не сразу очевидны. Без тщательного исследования, позволяющего сравнить их с более поздними формами, можно было бы, вероятно, не узнать, что они представляют собой « свинью» и « собаку » соответственно. Как отмечает Уильям Г. Больц, большинство графиков на костях оракула изображены недостаточно реалистично, чтобы те, кто еще не знает алфавит, могли понять, что они обозначают; хотя по своему происхождению они пиктографические, по функциям они больше не являются пиктограммами. Вместо этого Больц называет их зодиографами , подчеркивая их функцию представления понятий исключительно посредством слов. [21] Точно так же Цю называет их семантографами . [14]

К концу периода Шан графические изображения на костях оракула уже превратились в преимущественно непиктографические формы. [ нужна ссылка ] включая все основные типы китайских иероглифов, которые сейчас используются. Заимствования, фоносемантические и ассоциативные соединения уже были обычным явлением. Один структурный и функциональный анализ символов костей оракула показал, что они составляли 23% пиктограмм, 2% простых изъявлений, 32% ассоциативных соединений, 11% фонетических заимствований, 27% фоносемантических соединений и 6% неопределенных. [г]

Сравнение шрифта на кости оракула, шрифта с большой и маленькой печатью и символов обычного письма для «осень».

Хотя это была полностью функциональная система письма, письмо на кости оракула не было полностью стандартизировано. К началу периода Западной Чжоу эти черты исчезли, но в оба периода письмо не было очень регулярным или стандартизированным; Вариантов формы графиков предостаточно, а размер и ориентация графиков также нерегулярны. График, перевернутый по горизонтали, обычно относится к одному и тому же слову, а иногда присутствуют дополнительные компоненты, не меняющие значения. Эти нарушения сохранялись до стандартизации письма печати во времена династии Цинь .

На данный момент на всех фрагментах костей обнаружено более 30 000 различных символов, которые могут представлять около 4000 отдельных символов в их различных формах. Большинство из них до сих пор остаются нерасшифрованными, хотя ученые полагают, что им удастся расшифровать от 1500 до 2000 таких символов. [ нужна ссылка ] Одна из причин трудностей расшифровки заключается в том, что компоненты некоторых символов письма на кости оракула могут отличаться в более поздних формах письма. Такие различия могут быть объяснены упрощением символов и/или непониманием последующими поколениями исходного графика, который развился до неузнаваемости. Например, стандартный иероглиф «осень» теперь появляется с компонентами «стебель растения» и «огонь», тогда как форма кости оракула изображает насекомоподобную фигуру с усиками – то ли сверчка, то ли сверчка. [22] или саранча - с вариантом, изображающим огонь ниже указанного рисунка. В данном случае современный иероглиф представляет собой упрощение архаичного варианта 𪛁 (или 𥤚 ) [23] что ближе к форме письма на кости оракула, хотя фигуру насекомого путают с похожим иероглифом «черепаха» и добавлением компонента禾 .

Фрагмент сценария кости Oracle с символом «весна» в верхнем левом углу, который не имеет известного современного потомка.

Некоторые символы засвидетельствованы только в сценарии кости оракула, выпадают из дальнейшего использования и обычно заменяются более новыми символами. Примером может служить фрагмент, содержащий символ «весна», который не имеет известного современного аналога. В таких случаях доступный контекст может использоваться для определения возможного значения символа. В других случаях иероглиф можно принять за фоно-семантическое соединение , и на основании семантической составляющей можно вывести примерное значение. Например, недавно был обнаружен символ кости оракула, который состоит из слева и справа ([ 礻升 ] при преобразовании форм костей оракула в их современные печатные эквиваленты). Этот иероглиф можно с полным основанием предположить, что он состоит из «алтарь» как семантического и (современное чтение шэн ) как фонетического. [24] Хотя ни один современный иероглиф не состоит из этих двух компонентов, он, вероятно, относится к типу ритуала династии Шан, название которого похоже на произношение в древнекитайском языке. [час] В том же сборнике фрагментов предполагалось, что иероглиф ⟨阝心⟩ является топонимом, поскольку семантический компонент означает «курган», «холм», а гадание касалось короля, отправляющегося на царскую охоту. [я]

: лошадь , тигр , свинья , собака , крыса , Формы письменности оракула слева , слон, звери хищные , черепаха, черепаха « «низкий стол», вести за собой» и « болезнь ».

Чжоу Надписи эпохи

Ручная копия надписи Чжоу [25]

Существует относительно мало надписей на костях оракула, датируемых периодом завоевания Шан династией Чжоу ( ок. 1046 г. до н. э. ). С момента их первоначального открытия в 1950-х годах было обнаружено лишь несколько примеров из этого более позднего периода, а те, что были обнаружены, представляли собой фрагменты, состоящие всего из одного или двух символов. В августе 1977 года в месте, тесно связанном с центром древнего Чжоу, был обнаружен тайник, содержащий тысячи костей оракула эпохи Чжоу. Среди тысяч предметов 200–300 имели надписи.

Стипендия [ править ]

Ван Ижун, китайский политик и ученый, был первым, кто признал надписи на костях оракула древними письменами.

Среди крупных ученых, внесших значительный вклад в изучение писаний на костях оракула, особенно на ранних этапах, были: [26]

  • В 1899 году Ван Ижун узнал, что эти иероглифы являются древними китайскими письменами.
  • Лю Э собрал пять тысяч фрагментов костей оракула, в 1903 году опубликовал первый сборник из 1058 отпечатков под названием Тиеюнь Цанггуй ( 鐵雲藏龜 , Хранилище черепах Ти Юня [т.е. Лю Э]). [27] и правильно определил тридцать четыре символа.
  • Сунь Иран был первым серьезным исследователем костей оракула.
  • Ло Чжэньюй собрал более 30 000 костей оракула и опубликовал несколько томов, определил имена королей Шан и, таким образом, однозначно идентифицировал кости оракула как артефакты правления Шан.
  • Ван Говей продемонстрировал, что памятный цикл королей Шан соответствует списку королей в Сыма Цяня «Записках историка» .
  • Дун Цзобинь идентифицировал прорицателей и установил хронологию костей оракула, а также множество других критериев датировки.
  • Го Моруо, редактор Jiaguwen Heji , крупнейшей опубликованной коллекции костей оракула.
  • Кен-ичи Такашима , первый учёный, который систематически рассматривал язык костей оракула с точки зрения современной лингвистики.

Компьютерное кодирование [ править ]

предложение о включении сценария оракула в Юникод . Готовится [28] [ нужно обновить ] Кодовые точки U+35400–U+36BFF в плоскости 3 Юникода (третичной идеографической плоскости) были предварительно распределены. [29]

Образцы [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ На некоторых таких ракушках и костях не записаны гадания, но имеются другие записи, например, записи об охотничьих поездках, записи о жертвоприношениях, войнах или других событиях, календари или практические надписи; Xu 2002 , стр. 31, 34. Их называют надписями на панцирях и костях, а не на костях оракула, потому что никакого оракула (гадания) здесь не было. Однако они по-прежнему написаны шрифтом на кости оракула.
  2. Однако до позднего Чжоу таких бамбуковых книг не сохранилось, поскольку материалы не были достаточно прочными, чтобы выжить.
  3. ^ Современное слово происходит от Цинь диалектного варианта этого слова Baxter & Sagart 2014 , стр. 42–43.
  4. ^ Как отмечает Цю 2000 , стр. 62–63, Шаншу глава «Дуоши» также относится к использованию таких книг Шан.
  5. ^ Идентификация этих графиков основана на консультациях Чжао 1988 , Лю 1997 , Ву 1990 , Кейтли 1978 и Цю 2000.
  6. Больц предполагает, что китайское письмо было изобретено примерно в середине 2-го тысячелетия до нашей эры во времена раннего Шан, и на основании имеющихся в настоящее время доказательств объявляет попытки перенести эту дату на более ранний срок «необоснованными предположениями и принятием желаемого за действительное». Больц 1994 , с. 39
  7. ^ Ли 1968 , с. 95, цитируется по Woon 1987 ; сумма процентов не составляет 100% из-за округления; см. в классификации китайских иероглифов . пояснения к различным типам, перечисленным здесь,
  8. Этот персонаж был найден на одном из девяти фрагментов костей оракула в коллекции Музея провинции Шаньдун. Полная надпись гласит:

    Дин Weibo, Ван [礻生] Вуфуу?

    Это был первый раз, когда граф 礻升 был засвидетельствован в надписях на костях оракула. Ван перевел это предложение так: «Прогноз на день Динвэй : если король совершит жертвоприношение шэн , принесет ли это пользу предку Ву?» Недавно найденному графу предварительно было присвоено то же современное прочтение, что и фонетическому компоненту .

  9. Полная надпись: Уинь Бу, Лу Чжэнь: Ван Ци в [阝心], будет ли катастрофа? Перевод: Прогноз прорицателя Люй на день Уинь : если король отправится в [топоним, возможно, читается синь ], будет ли вред?

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Шен 2002 , с. 86.
  2. ^ Ли Сюэцинь (2002). «Проект хронологии Ся-Шан-Чжоу: методология и результаты». Журнал восточноазиатской археологии . 4 : 321–333. дои : 10.1163/156852302322454585 .
  3. ^ Кейтли 1978 , с. 228.
  4. ^ Лю, Кэсинь; Ву, Сяохун; Го, Чжию; Юань, Сиксун; Дин, Синфан; Фу, Дунпо; Пан, Ян (2020). «Радиоуглеродное датирование костей оракула позднего периода Шан в Древнем Китае» . Радиоуглерод . 63 (1). Издательство Кембриджского университета: 155–175. дои : 10.1017/RDC.2020.90 .
  5. ^ Нилан, Майкл (2001). «Изменения (И 易)». Пять «конфуцианских» классиков . Издательство Йельского университета. п. 217. ИСБН  978-0-300-13033-1 . JSTOR   j.ctt1nq7hj.9 .
  6. ^ Флад, Роуэн К. (2008). «Гадание и сила: межрегиональный взгляд на развитие гадания на костях оракула в раннем Китае». Современная антропология . 49 (3): 403–437. дои : 10.1086/588495 . ISSN   0011-3204 . S2CID   62795316 .
  7. ^ Больц 1994 , с. 31.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилкинсон (2015) , с. 681.
  9. ^ Чалфант, Фрэнк Х. (1906). Ранняя китайская письменность . Питтсбург, Пенсильвания: Институт Карнеги. п. 30 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ван Юйсинь (王宇信) Вэй Цзяньчжэнь (伟 Цзяньчжэнь) (2010); Введение в Oracle Bone Science [ Введение в оракулологию ] (на китайском языке). Пекин: Китайская академия социальных наук . ISBN  978-7-500-48878-1 .
  11. ^ Ван Юйсинь (王宇信) (1999). Общая теория костей оракула [ Общая теория оракулологии ] (на китайском языке). Китайская академия социальных наук . стр. 3–4. ISBN  978-7-500-40329-6 .
  12. ^ Цю 2000 .
  13. ^ Цю 2000 , стр. 64.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цю 2000 , стр. 63.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б 2000 , стр. 63 Цю ;
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кейтли 1978 , с. 50.
  17. ^ Цю 2000 , стр. 67; Кейтли 1978 , стр. 50.
  18. ^ Кейтли 1978 , с. 53.
  19. ^ Больц 1994 , с. 31; Цю 2000 , с. 29.
  20. ^ Больц 1994 , с. 55.
  21. ^ Больц 1994 , стр. 31–33.
  22. ^ «秋» . Многофункциональная база данных китайских иероглифов (на китайском языке).
  23. ^ Запись Шуовэнь Цзецзы для Цю (秌) : Конхэ, провинциальный звук. 𪛁, Руйвен без сознания.
  24. ^ Ван, Эньтянь (27 августа 2015 г.): «Ван Энтян: г-н Ван Сяньтан просит провести исследование надписей на костях оракула» . Интернет-журнал Центра раскопанных текстов и палеографии Университета Фудань (Центр раскопанных текстов и палеографии Фуданьского университета ) Китайский).
  25. ^ Лю 1989 , стр. ; 67
  26. ^ Сюй 2002 , стр. 16–19.
  27. ^ Кример, Томас Б.И. (1992). «Лексикография и история китайского языка». В Згусте, Ладислав (ред.). История, языки и лексикографы . Де Грюйтер. п. 108. ИСБН  978-3-111-34107-1 .
  28. ^ «L2/15-280: Запрос комментариев по кодированию Oracle Bone Script» (PDF) . Документ рабочей группы, ISO/IEC JTC1/SC2/WG2 и UTC. 21 октября 2015 г. Проверено 23 января 2016 г.
  29. ^ «Дорожная карта СОВЕТА» . Консорциум Юникод . 21 января 2016 г. Проверено 23 января 2016 г.
  30. ^ Нидэм, Джозеф; Ронан, Колин А. (1978). Краткая книга «Наука и цивилизация в Китае: сокращение оригинального текста Джозефа Нидхэма» . Издательство Кембриджского университета. п. 6, таблица 20. ISBN  978-0-521-21821-4 .

Библиография [ править ]

  • Бакстер, Уильям Х .; Сагарт, Лоран (2014). Старый китайский: новая реконструкция . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-199-94537-5 .
  • Больц, Уильям Г. (2003) [1994]. Происхождение и раннее развитие китайской письменности . Нью-Хейвен, Коннектикут: Американское восточное общество. ISBN  978-0-940-49018-5 .
  • Чэнь Чжаорун (陈 Чжаорун) (2003). Исследование иероглифов Цинь: рассмотрение с точки зрения истории китайских иероглифов [ Исследование линии письма Цинь: исследование с точки зрения истории китайской письменности ] (на китайском языке). Тайбэй: Академия Синика. ISBN  978-9-576-71995-0 .
  • Дематте, Паола (2022). Происхождение китайской письменности . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-197-63576-6 .
  • Гао Мин (高明) (1996). Общее введение в китайскую палеофилологию [ Общее введение в китайскую палеографию ] (на китайском языке). Пекин: Издательство Пекинского университета. ISBN  978-7-301-02285-6 .
  • Кейтли, Дэвид Н. (1985) [1978]. Источники истории Шан: надписи на костях оракула в Китае бронзового века . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-02969-9 .
  • ——— (2000). Пейзаж предков: время, пространство и сообщество в позднем Шанском Китае (ок. 1200–1045 до н.э.) . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-1-55729-070-0 .
  • Ли Сяодин (李小丁) (1968). Взгляд на надписи на костях оракула с точки зрения шести книг [Глядя на надписи на панцирях и костях с точки зрения Лю Шу ]. Наньян Даксуэ Сюэбао (на китайском языке): 84–106.
  • Лю Синлун (刘兴隆) (1997). Новый словарь Oracle [ Новый словарь Oracle Bone ] (на китайском языке). Пекин: Вэньшижэ чубанше. ISBN  978-7-801-73355-9 .
  • Лю Сян Ли, Сюэцин и др., ред. Читатели древних китайских иероглифов династий Шан и Чжоу [ Чтец древних персонажей Шан-Чжоу ] (на китайском языке). Пекин: Ювэнь Чубанше. ISBN  978-7-800-06238-4 .
  • Цю Сигуй (裘锡圭) (2000) [1988]. Китайская письменность . Перевод Маттоса, Гилберта Л.; Норман, Джерри. Беркли: Общество изучения раннего Китая и Институт исследований Восточной Азии Калифорнийского университета. ISBN  978-1-557-29071-7 .
  • Шен, Чен, изд. (2002). Аньян и Саньсиндуй: раскрытие тайн древних китайских цивилизаций . Торонто: Королевский музей Онтарио. ISBN  978-0-888-54441-4 .
  • Торп, Роберт Л. (1981). «Дата гробницы 5 в Иньсюй, Аньян: обзорная статья». Артибус Азия . 43 (3): 239–246. дои : 10.2307/3249839 . JSTOR   3249839 .
  • Уилкинсон, Эндимион (2015). История Китая: Новое руководство (4-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-08846-7 .
  • Ву, Тереза ​​Л. (1990). Происхождение и распространение китайских иероглифов Происхождение и воспроизведение китайских иероглифов. [ Происхождение и распространение китайских иероглифов ] (на китайском языке). Тайбэй: Пещеры. ISBN  978-9-576-06002-1 .
  • Сюй Яхуэй (許雅惠), изд. (2002). Древняя китайская письменность, надписи на костях оракула из руин Инь . Перевод Калтонхилла, Марка; Мозер, Джефф. Тайбэй: Национальный дворец-музей. ISBN  978-9-575-62420-0 .
  • Вун, Ви Ли (1987). Китайская письменность: ее происхождение и эволюция . Макао: Издательство Университета Восточной Азии. OCLC   21757249 .
  • Чжао Чэн (Zhao Cheng) (2009) [1988]. Краткий словарь надписей оракула на костях - секретный читатель надписей оракула [ Краткий читатель классификаций надписей на костях оракула ] (на китайском языке). Пекин: Чжунхуа Шуцзюй. ISBN  978-7-101-00254-6 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e41e522f724ff23dca90ac96bdc8008__1718319360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/08/5e41e522f724ff23dca90ac96bdc8008.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Oracle bone script - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)