Скрипт кости Oracle
Скрипт кости Oracle | |
---|---|
Тип сценария | |
Период времени | в. 1250 – ок. 1050 г. до н.э. |
Языки | Старый китайский |
Связанные скрипты | |
Дочерние системы | Скрипт печати |
Скрипт кости Oracle | |||
---|---|---|---|
китайский | Оракул | ||
Буквальный смысл | сценарий «ракушка и кость» | ||
|
Костяное письмо оракула — старейшая засвидетельствованная форма письменности китайского языка , датируемая концом 2-го тысячелетия до нашей эры. Надписи делались путем вырезания символов на костях оракула , обычно на плечевых костях быков или пластрах черепах . Сами сочинения в основном фиксируют результаты официальных гаданий, проведенных от имени королевской семьи Позднего Шана . Эти гадания принимали форму скапулимантии , когда кости оракула подвергались воздействию огня, создавая узоры из трещин, которые затем подвергались интерпретации. И подсказка, и интерпретация были начертаны на том же куске кости, который использовался для самого гадания.
Из примерно 150 000 обнаруженных надписей подавляющее большинство было обнаружено в Иньсюй , месте последней столицы Шан (современный Аньян , Хэнань). Самым последним крупным открытием стал тайник Хуаюаньчжуан, найденный недалеко от этого места в 1993 году. Из 1608 предметов Хуаюаньчжуана 579 содержат надписи. [1] Имя каждого из последних девяти королей Шан названо в надписях. [а] начиная с У Дина , чье вступление на престол датируется по разным причинам между 1250 и 1200 годами до нашей эры. [2] [3] Надписи на костях оракула, соответствующие периоду правления У Дина, были датированы радиоуглеродом 1254–1197 гг. До н.э. (± 10 лет). [4] После свержения Шана династией Чжоу в ок. 1046 г. до н.э. гадание с использованием тысячелистника стало более распространенным; гораздо меньше надписей на костях оракула датируются Западным Чжоу. [5] Никаких стоянок эпохи Чжоу с сопоставимым тайником надписей Иньсюй обнаружено не было; однако примеры этого периода, по-видимому, более распространены, поскольку были обнаружены вблизи большинства крупных населенных пунктов. Новые места продолжают открываться с 2000 года. [6]
Надписи на костях оракула, а также несколько примерно одновременных надписей на бронзовых изделиях, выполненных в другом стиле, составляют самый ранний корпус китайской письменности и являются прямым предком китайской семьи письменностей, разработанной в течение следующих трех тысячелетий. [7] Их изучение имеет важное значение для исследования китайской этимологии . Это также прямой предок более чем дюжины восточноазиатских систем письма. Длина надписей колеблется от 10 до более 100 символов, но типично несколько десятков. Темы, вызывающие беспокойство в надписях, обширны и включают войну, ритуальные жертвоприношения и сельское хозяйство, а также рождения, болезни и смерти членов королевской семьи. Таким образом, они дают бесценную информацию о характере общества позднего Шан.
Имя [ править ]
Распространенный китайский термин для письменности на костях оракула - 甲骨文 ( jiƎgǔwén «письмо из панциря и костей»), который является аббревиатурой 龜甲獸骨文字 ( guījiَ shòugǔ wénzì «письмо из черепахового панциря и костей животных»). Этот термин представляет собой перевод английской фразы «надписи на костях и панцире черепахи», которая была придумана американским миссионером Фрэнком Х. Чалфантом (1862–1914) в его книге 1906 года « Раннее китайское письмо » , которая впервые появилась в китайских книгах в период 1930-е годы. [8] [9] В предыдущие десятилетия китайские авторы использовали различные названия для надписей, основанные на имени Иньсюй , их цели ( 卜 bϔ «угадывать») или методе надписи ( 契 qì «гравировать»). Ранее распространенным термином был 殷墟卜辭 ( Yīnxū bǔcí «Гадательные тексты Иньсюй»). [8]
Оракулология [ править ]
Оракулология ( 甲骨学 ; 甲骨學 ; jiƎgϔxué ) — это изучение костей оракула и письма на костях оракула. Это гуманитарная дисциплина, в которой основное внимание уделяется китайской эпохи Верхней Античности оракулам . Науку о костях оракула можно разделить на узкую науку о костях оракула и на науку о костях оракула в широком понимании. В узком смысле изучение письма на костях оракула ограничивается изучением письма на костях оракула как такового и является дисциплиной палеографии . Это включает в себя интеграцию теорий, методов исследования и материалов из различных дисциплин, таких как палеография, история, археология, историческая культура, историческая литература и культурная антропология, для тщательного изучения исторического и культурного фона костей оракула и некоторых узоров. гадания на кости оракула. Это многопрофильная и специализированная дисциплина. [10] На заре открытия костей оракула кости оракула назывались цивэнь , а изучение костей оракула называлось киологией . В 1931 году Чжоу Итун впервые предположил, что «наука о костях оракула» является независимой дисциплиной. [10] Ван Юйсинь подчеркнул, что кости оракула являются ценными культурными реликвиями и историческими материалами, оставшимися с древнего периода, но их ценность для археологических и исторических исследований заключается в орфографии, выходящей за рамки интерпретации письма, которая становится все более признанной учеными по мере развития орфографии. Наука о костях оракула — это систематическое и научное исследование внутренних законов самого письма на костях оракула, которое использует его в качестве основы для понимания истории, общества и обычаев древнего мира. Кости оракула не следует путать с орфографией. [11]
Происхождение [ править ]
Принято считать, что традиция письма, представленная письмом на костях оракула, существовала до первых известных примеров из-за зрелого состояния засвидетельствованного письма. Многие символы уже подверглись обширным упрощениям и линеаризации, а методы семантического расширения и фонетического заимствования также явно использовались авторами в течение некоторого времени, возможно, столетий. Однако никаких четко идентифицируемых примеров письменности, датируемой ранее 13 веком до нашей эры, обнаружено не было. Не было доказано, что наборы символов с надписями на керамике, нефрите и кости, обнаруженные на различных археологических памятниках эпохи неолита по всему Китаю, имеют какое-либо прямое или косвенное происхождение от письменности Шанского оракула в Аньяне. [12]
Стиль [ править ]
Наряду с современным письмом на бронзовых изделиях , письмо на кости оракула периода позднего Шана выглядит пиктографически. Самая ранняя письменность на костях оракула появляется даже в большей степени, чем образцы позднего периода (таким образом, некоторая эволюция действительно произошла примерно за 200-летний период). [13] Сравнивая письмо на кости оракула с письмом на бронзе периода Шан и раннего Западного Чжоу , можно увидеть, что письмо на кости оракула явно значительно упрощено, а округлые формы часто преобразуются в прямолинейные; Считается, что это связано с трудностью гравировки на твердой поверхности кости по сравнению с легкостью написания их на влажной глине форм, из которых отливали бронзу. Считается, что более подробный и более изобразительный стиль бронзовых графиков более репрезентативен для типичного письма Шан с использованием бамбуковых книг, чем формы костей оракула; этот типичный стиль продолжал развиваться в стили письма периода Западной Чжоу, а затем в письмо печатей в государстве Цинь .
Известно, что народ Шан также писал кистью и тушью, поскольку графические изображения, написанные кистью, были обнаружены на небольшом количестве керамики, ракушек и костей, а также нефрита и других каменных изделий. [14] и есть сведения, что писали и на бамбуковых (или деревянных) книгах [б] точно так же, как те, что были найдены в период от позднего Чжоу до Хань , потому что графики кисти для письма ( 聿 yù , изображающие руку, держащую кисть для письма [с] ) и бамбуковая книга ( 冊 cè , книга из тонкого бамбука и деревянных пластинок , перевязанных горизонтальными струнами, наподобие жалюзи, повернутой на 90 градусов), присутствуют в надписях на гадательной кости. [15] [д]
Поскольку легкость письма кистью даже больше, чем письмо стилусом по влажной глине, предполагается, что стиль и структура графиков Шан на бамбуке были аналогичны таковым на бронзах, а также что большая часть письма происходила кистью по таким книгам. [15] Дополнительная поддержка этого понятия включает переориентацию некоторых графиков, [и] повернув их на 90 градусов, как будто для лучшего размещения на высоких узких планках. Этот стиль, должно быть, развился на книгах из бамбука или деревянных планок, а затем был перенесен в письмо на кости оракула. Кроме того, расположение символов в колонках сверху вниз по большей части заимствовано из бамбуковых книг. [16] В некоторых случаях символы вместо этого пишутся строками, чтобы текст соответствовал гадательным трещинам; в других столбцы текста поворачиваются на 90 градусов в середине фразы. Это исключения из обычного письма. [17] и надписи никогда не читались снизу вверх. [18] Столбцы текста в китайском письме традиционно располагаются справа налево; этот узор впервые встречается в бронзовых надписях эпохи Шан. Однако надписи на костях оракула часто располагаются в виде столбцов, начинающихся около центра раковины или кости, а затем движущихся к краю, так что две стороны отражают друг друга. [16]
Структура и функции [ править ]
Несмотря на изобразительную природу письма на кости оракула, ко времени правления династии Шан это была полностью функциональная и зрелая система письма. [19] это означает, что он был способен записывать древнекитайский язык, а не просто фрагменты идей или слов. Этот уровень зрелости явно подразумевает более ранний период развития, по крайней мере, на несколько сотен лет. [ф] Судя по их предполагаемому происхождению в виде пиктограмм и знаков времен династии Шан, большинство графиков уже были традиционализированы. [20] настолько упрощенно, что значения многих пиктограмм не сразу очевидны. Без тщательного исследования, позволяющего сравнить их с более поздними формами, можно было бы, вероятно, не узнать, что они представляют собой « свинью» и « собаку » соответственно. Как отмечает Уильям Г. Больц, большинство графиков на костях оракула изображены недостаточно реалистично, чтобы те, кто еще не знает алфавит, могли понять, что они обозначают; хотя по своему происхождению они пиктографические, по функциям они больше не являются пиктограммами. Вместо этого Больц называет их зодиографами , подчеркивая их функцию представления понятий исключительно посредством слов. [21] Точно так же Цю называет их семантографами . [14]
К концу периода Шан графические изображения на костях оракула уже превратились в преимущественно непиктографические формы. [ нужна ссылка ] включая все основные типы китайских иероглифов, которые сейчас используются. Заимствования, фоносемантические и ассоциативные соединения уже были обычным явлением. Один структурный и функциональный анализ символов костей оракула показал, что они составляли 23% пиктограмм, 2% простых изъявлений, 32% ассоциативных соединений, 11% фонетических заимствований, 27% фоносемантических соединений и 6% неопределенных. [г]
Хотя это была полностью функциональная система письма, письмо на кости оракула не было полностью стандартизировано. К началу периода Западной Чжоу эти черты исчезли, но в оба периода письмо не было очень регулярным или стандартизированным; Вариантов формы графиков предостаточно, а размер и ориентация графиков также нерегулярны. График, перевернутый по горизонтали, обычно относится к одному и тому же слову, а иногда присутствуют дополнительные компоненты, не меняющие значения. Эти нарушения сохранялись до стандартизации письма печати во времена династии Цинь .
На данный момент на всех фрагментах костей обнаружено более 30 000 различных символов, которые могут представлять около 4000 отдельных символов в их различных формах. Большинство из них до сих пор остаются нерасшифрованными, хотя ученые полагают, что им удастся расшифровать от 1500 до 2000 таких символов. [ нужна ссылка ] Одна из причин трудностей расшифровки заключается в том, что компоненты некоторых символов письма на кости оракула могут отличаться в более поздних формах письма. Такие различия могут быть объяснены упрощением символов и/или непониманием последующими поколениями исходного графика, который развился до неузнаваемости. Например, стандартный иероглиф 秋 «осень» теперь появляется с компонентами 禾 «стебель растения» и 火 «огонь», тогда как форма кости оракула изображает насекомоподобную фигуру с усиками – то ли сверчка, то ли сверчка. [22] или саранча - с вариантом, изображающим огонь ниже указанного рисунка. В данном случае современный иероглиф представляет собой упрощение архаичного варианта 𪛁 (или 𥤚 ) [23] что ближе к форме письма на кости оракула, хотя фигуру насекомого путают с похожим иероглифом 龜 «черепаха» и добавлением компонента禾 .
Некоторые символы засвидетельствованы только в сценарии кости оракула, выпадают из дальнейшего использования и обычно заменяются более новыми символами. Примером может служить фрагмент, содержащий символ «весна», который не имеет известного современного аналога. В таких случаях доступный контекст может использоваться для определения возможного значения символа. В других случаях иероглиф можно принять за фоно-семантическое соединение , и на основании семантической составляющей можно вывести примерное значение. Например, недавно был обнаружен символ кости оракула, который состоит из 礻 слева и 升 справа ([ 礻升 ] при преобразовании форм костей оракула в их современные печатные эквиваленты). Этот иероглиф можно с полным основанием предположить, что он состоит из 示 «алтарь» как семантического и 升 (современное чтение шэн ) как фонетического. [24] Хотя ни один современный иероглиф не состоит из этих двух компонентов, он, вероятно, относится к типу ритуала династии Шан, название которого похоже на произношение 升 в древнекитайском языке. [час] В том же сборнике фрагментов предполагалось, что иероглиф ⟨阝心⟩ является топонимом, поскольку семантический компонент 阜 означает «курган», «холм», а гадание касалось короля, отправляющегося на царскую охоту. [я]
Чжоу Надписи эпохи
Существует относительно мало надписей на костях оракула, датируемых периодом завоевания Шан династией Чжоу ( ок. 1046 г. до н. э. ). С момента их первоначального открытия в 1950-х годах было обнаружено лишь несколько примеров из этого более позднего периода, а те, что были обнаружены, представляли собой фрагменты, состоящие всего из одного или двух символов. В августе 1977 года в месте, тесно связанном с центром древнего Чжоу, был обнаружен тайник, содержащий тысячи костей оракула эпохи Чжоу. Среди тысяч предметов 200–300 имели надписи.
Стипендия [ править ]
Среди крупных ученых, внесших значительный вклад в изучение писаний на костях оракула, особенно на ранних этапах, были: [26]
- В 1899 году Ван Ижун узнал, что эти иероглифы являются древними китайскими письменами.
- Лю Э собрал пять тысяч фрагментов костей оракула, в 1903 году опубликовал первый сборник из 1058 отпечатков под названием Тиеюнь Цанггуй ( 鐵雲藏龜 , Хранилище черепах Ти Юня [т.е. Лю Э]). [27] и правильно определил тридцать четыре символа.
- Сунь Иран был первым серьезным исследователем костей оракула.
- Ло Чжэньюй собрал более 30 000 костей оракула и опубликовал несколько томов, определил имена королей Шан и, таким образом, однозначно идентифицировал кости оракула как артефакты правления Шан.
- Ван Говей продемонстрировал, что памятный цикл королей Шан соответствует списку королей в Сыма Цяня «Записках историка» .
- Дун Цзобинь идентифицировал прорицателей и установил хронологию костей оракула, а также множество других критериев датировки.
- Го Моруо, редактор Jiaguwen Heji , крупнейшей опубликованной коллекции костей оракула.
- Кен-ичи Такашима , первый учёный, который систематически рассматривал язык костей оракула с точки зрения современной лингвистики.
Компьютерное кодирование [ править ]
предложение о включении сценария оракула в Юникод . Готовится [28] [ нужно обновить ] Кодовые точки U+35400–U+36BFF в плоскости 3 Юникода (третичной идеографической плоскости) были предварительно распределены. [29]
Образцы [ править ]
- Кость оракула (неполная), на которой прорицатель спрашивает короля Шан, будет ли несчастье в ближайшие десять дней.
- Черепаховый пластрон с гадательной надписью времен правления короля У Дина.
- Скрипт Oracle от гадания
- Запрос сценария Oracle о дожде: «Сегодня будет дождь?»
- Запрос сценария Oracle о дожде (с аннотациями)
- Скрипт Oracle для Spring
- Скрипт Oracle на осень
- Скрипт Oracle для зимы
- Цифры из кости оракула Шан [30]
Примечания [ править ]
- ^ На некоторых таких ракушках и костях не записаны гадания, но имеются другие записи, например, записи об охотничьих поездках, записи о жертвоприношениях, войнах или других событиях, календари или практические надписи; Xu 2002 , стр. 31, 34. Их называют надписями на панцирях и костях, а не на костях оракула, потому что никакого оракула (гадания) здесь не было. Однако они по-прежнему написаны шрифтом на кости оракула.
- ↑ Однако до позднего Чжоу таких бамбуковых книг не сохранилось, поскольку материалы не были достаточно прочными, чтобы выжить.
- ^ Современное слово 筆 bĭ происходит от Цинь диалектного варианта этого слова Baxter & Sagart 2014 , стр. 42–43.
- ^ Как отмечает Цю 2000 , стр. 62–63, Шаншу глава «Дуоши» также относится к использованию таких книг Шан.
- ^ Идентификация этих графиков основана на консультациях Чжао 1988 , Лю 1997 , Ву 1990 , Кейтли 1978 и Цю 2000.
- ↑ Больц предполагает, что китайское письмо было изобретено примерно в середине 2-го тысячелетия до нашей эры во времена раннего Шан, и на основании имеющихся в настоящее время доказательств объявляет попытки перенести эту дату на более ранний срок «необоснованными предположениями и принятием желаемого за действительное». Больц 1994 , с. 39
- ^ Ли 1968 , с. 95, цитируется по Woon 1987 ; сумма процентов не составляет 100% из-за округления; см. в классификации китайских иероглифов . пояснения к различным типам, перечисленным здесь,
- ↑ Этот персонаж был найден на одном из девяти фрагментов костей оракула в коллекции Музея провинции Шаньдун. Полная надпись гласит:
Дин Weibo, Ван [礻生] Вуфуу?
Это был первый раз, когда граф ⟨ 礻升 ⟩ был засвидетельствован в надписях на костях оракула. Ван перевел это предложение так: «Прогноз на день Динвэй : если король совершит жертвоприношение шэн , принесет ли это пользу предку Ву?» Недавно найденному графу предварительно было присвоено то же современное прочтение, что и фонетическому компоненту 升 .
- ↑ Полная надпись: Уинь Бу, Лу Чжэнь: Ван Ци в [阝心], будет ли катастрофа? Перевод: Прогноз прорицателя Люй на день Уинь : если король отправится в [топоним, возможно, читается синь ], будет ли вред?
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Шен 2002 , с. 86.
- ^ Ли Сюэцинь (2002). «Проект хронологии Ся-Шан-Чжоу: методология и результаты». Журнал восточноазиатской археологии . 4 : 321–333. дои : 10.1163/156852302322454585 .
- ^ Кейтли 1978 , с. 228.
- ^ Лю, Кэсинь; Ву, Сяохун; Го, Чжию; Юань, Сиксун; Дин, Синфан; Фу, Дунпо; Пан, Ян (2020). «Радиоуглеродное датирование костей оракула позднего периода Шан в Древнем Китае» . Радиоуглерод . 63 (1). Издательство Кембриджского университета: 155–175. дои : 10.1017/RDC.2020.90 .
- ^ Нилан, Майкл (2001). «Изменения (И 易)». Пять «конфуцианских» классиков . Издательство Йельского университета. п. 217. ИСБН 978-0-300-13033-1 . JSTOR j.ctt1nq7hj.9 .
- ^ Флад, Роуэн К. (2008). «Гадание и сила: межрегиональный взгляд на развитие гадания на костях оракула в раннем Китае». Современная антропология . 49 (3): 403–437. дои : 10.1086/588495 . ISSN 0011-3204 . S2CID 62795316 .
- ^ Больц 1994 , с. 31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилкинсон (2015) , с. 681.
- ^ Чалфант, Фрэнк Х. (1906). Ранняя китайская письменность . Питтсбург, Пенсильвания: Институт Карнеги. п. 30 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ван Юйсинь (王宇信) Вэй Цзяньчжэнь (伟 Цзяньчжэнь) (2010); Введение в Oracle Bone Science [ Введение в оракулологию ] (на китайском языке). Пекин: Китайская академия социальных наук . ISBN 978-7-500-48878-1 .
- ^ Ван Юйсинь (王宇信) (1999). Общая теория костей оракула [ Общая теория оракулологии ] (на китайском языке). Китайская академия социальных наук . стр. 3–4. ISBN 978-7-500-40329-6 .
- ^ Цю 2000 .
- ^ Цю 2000 , стр. 64.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цю 2000 , стр. 63.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б 2000 , стр. 63 Цю ;
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кейтли 1978 , с. 50.
- ^ Цю 2000 , стр. 67; Кейтли 1978 , стр. 50.
- ^ Кейтли 1978 , с. 53.
- ^ Больц 1994 , с. 31; Цю 2000 , с. 29.
- ^ Больц 1994 , с. 55.
- ^ Больц 1994 , стр. 31–33.
- ^ «秋» . Многофункциональная база данных китайских иероглифов (на китайском языке).
- ^ Запись Шуовэнь Цзецзы для Цю (秌) : Конхэ, провинциальный звук. 𪛁, Руйвен без сознания.
- ^ Ван, Эньтянь (27 августа 2015 г.): «Ван Энтян: г-н Ван Сяньтан просит провести исследование надписей на костях оракула» . Интернет-журнал Центра раскопанных текстов и палеографии Университета Фудань (Центр раскопанных текстов и палеографии Фуданьского университета ) Китайский).
- ^ Лю 1989 , стр. ; 67
- ^ Сюй 2002 , стр. 16–19.
- ^ Кример, Томас Б.И. (1992). «Лексикография и история китайского языка». В Згусте, Ладислав (ред.). История, языки и лексикографы . Де Грюйтер. п. 108. ИСБН 978-3-111-34107-1 .
- ^ «L2/15-280: Запрос комментариев по кодированию Oracle Bone Script» (PDF) . Документ рабочей группы, ISO/IEC JTC1/SC2/WG2 и UTC. 21 октября 2015 г. Проверено 23 января 2016 г.
- ^ «Дорожная карта СОВЕТА» . Консорциум Юникод . 21 января 2016 г. Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Нидэм, Джозеф; Ронан, Колин А. (1978). Краткая книга «Наука и цивилизация в Китае: сокращение оригинального текста Джозефа Нидхэма» . Издательство Кембриджского университета. п. 6, таблица 20. ISBN 978-0-521-21821-4 .
Библиография [ править ]
- Бакстер, Уильям Х .; Сагарт, Лоран (2014). Старый китайский: новая реконструкция . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-199-94537-5 .
- Больц, Уильям Г. (2003) [1994]. Происхождение и раннее развитие китайской письменности . Нью-Хейвен, Коннектикут: Американское восточное общество. ISBN 978-0-940-49018-5 .
- Чэнь Чжаорун (陈 Чжаорун) (2003). Исследование иероглифов Цинь: рассмотрение с точки зрения истории китайских иероглифов [ Исследование линии письма Цинь: исследование с точки зрения истории китайской письменности ] (на китайском языке). Тайбэй: Академия Синика. ISBN 978-9-576-71995-0 .
- Дематте, Паола (2022). Происхождение китайской письменности . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-197-63576-6 .
- Гао Мин (高明) (1996). Общее введение в китайскую палеофилологию [ Общее введение в китайскую палеографию ] (на китайском языке). Пекин: Издательство Пекинского университета. ISBN 978-7-301-02285-6 .
- Кейтли, Дэвид Н. (1985) [1978]. Источники истории Шан: надписи на костях оракула в Китае бронзового века . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-02969-9 .
- ——— (2000). Пейзаж предков: время, пространство и сообщество в позднем Шанском Китае (ок. 1200–1045 до н.э.) . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-1-55729-070-0 .
- Ли Сяодин (李小丁) (1968). Взгляд на надписи на костях оракула с точки зрения шести книг [Глядя на надписи на панцирях и костях с точки зрения Лю Шу ]. Наньян Даксуэ Сюэбао (на китайском языке): 84–106.
- Лю Синлун (刘兴隆) (1997). Новый словарь Oracle [ Новый словарь Oracle Bone ] (на китайском языке). Пекин: Вэньшижэ чубанше. ISBN 978-7-801-73355-9 .
- Лю Сян Ли, Сюэцин и др., ред. Читатели древних китайских иероглифов династий Шан и Чжоу [ Чтец древних персонажей Шан-Чжоу ] (на китайском языке). Пекин: Ювэнь Чубанше. ISBN 978-7-800-06238-4 .
- Цю Сигуй (裘锡圭) (2000) [1988]. Китайская письменность . Перевод Маттоса, Гилберта Л.; Норман, Джерри. Беркли: Общество изучения раннего Китая и Институт исследований Восточной Азии Калифорнийского университета. ISBN 978-1-557-29071-7 .
- Шен, Чен, изд. (2002). Аньян и Саньсиндуй: раскрытие тайн древних китайских цивилизаций . Торонто: Королевский музей Онтарио. ISBN 978-0-888-54441-4 .
- Торп, Роберт Л. (1981). «Дата гробницы 5 в Иньсюй, Аньян: обзорная статья». Артибус Азия . 43 (3): 239–246. дои : 10.2307/3249839 . JSTOR 3249839 .
- Уилкинсон, Эндимион (2015). История Китая: Новое руководство (4-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-08846-7 .
- Ву, Тереза Л. (1990). Происхождение и распространение китайских иероглифов Происхождение и воспроизведение китайских иероглифов. [ Происхождение и распространение китайских иероглифов ] (на китайском языке). Тайбэй: Пещеры. ISBN 978-9-576-06002-1 .
- Сюй Яхуэй (許雅惠), изд. (2002). Древняя китайская письменность, надписи на костях оракула из руин Инь . Перевод Калтонхилла, Марка; Мозер, Джефф. Тайбэй: Национальный дворец-музей. ISBN 978-9-575-62420-0 .
- Вун, Ви Ли (1987). Китайская письменность: ее происхождение и эволюция . Макао: Издательство Университета Восточной Азии. OCLC 21757249 .
- Чжао Чэн (Zhao Cheng) (2009) [1988]. Краткий словарь надписей оракула на костях - секретный читатель надписей оракула [ Краткий читатель классификаций надписей на костях оракула ] (на китайском языке). Пекин: Чжунхуа Шуцзюй. ISBN 978-7-101-00254-6 .
Внешние ссылки [ править ]
- Ло, Чжэньюй (1912). Письменный акт Иньсюй [ Надписи Иньсюй ].
- Мензис, Джеймс Меллон (1917). Записи Оракула из Пустоши Инь . Шанхай: Келли и Уолш. ISBN 978-0-659-90806-3 .