Фонология Северного У
Северное У , или Тайху У , — крупнейшая ветвь У китайского , [1] и на нем говорят в Шанхае , южном Цзянсу и северном Чжэцзяне . [2] Эти языки отличаются чрезвычайно большим количеством гласных , даже по сравнению с некоторыми германскими языками . [3] и очень сложный тон сандхи . [4] В этой статье будет использоваться Wugniu [5] и IPA для транскрипции.
Слоговая структура
[ редактировать ]начального и конечного тона Как и другие синитские языки, языки Северного У почти всегда имеют слоговую структуру . Финал можно разделить на скольжение , ядро и коду . По большей части современные языки Северного У допускают только носовой звук и голосовую щель ( /ʔ/ ) в положении коды. [6] хотя есть основания полагать, что в некоторых исторических разновидностях этого не было. [7] В Северном У много инициалов . [8] больше, чем во многих других синитских языках, таких как кантонский или чаншаньский , частично из-за сохранения озвученных инициалов, которые будут объяснены более подробно в других разделах.
Инициалы
[ редактировать ]Как и другие языки у, языки северного у, как правило, сохраняют исторические озвученные инициалы. [9] Эта особенность встречается только в нескольких других районах вдоль реки Янцзы , таких как Старый Сян . [10]
Инициалы языков Северного У в целом похожи. Ниже приводится таблица всех часто встречающихся фонематических инициалов Северного У с их общими городскими реализациями, латинизацией Вугниу и примерами слогов. [5] [11] [12] [13] [14] [15]
губной | Стоматология / Альвеолярный | Палатальный | Велар | Глоттальный | ||
---|---|---|---|---|---|---|
носовой | м ⟨м⟩ Бьен Баймон | н ⟨n⟩ Наймите няню | ɲ ⟨gn⟩ Липкая глиняная корова | ŋ ⟨нг⟩ Успокой меня за пределами гуся | ||
взрывной | простой | п ⟨п⟩ Бу Банг Норт | т ⟨т⟩ Мужество и мораль | к ⟨к⟩ Трахни мужчину | ( ʔ ) Яиу | |
безнаддувный | pʰ ⟨ph⟩ Боюсь потолстеть | tʰ ⟨th⟩ Слуховое железо | kʰ ⟨kh⟩ КайКуКанг | |||
озвученный | б ⟨б⟩ Шаг за шагом | д ⟨д⟩ сейсмический захват | ɡ ⟨г⟩ Аой взаимного трения | |||
Аффрикат | простой | тс ⟨тс⟩ Отварить для улучшения качества | tɕ ⟨c⟩ Поднимите свои навыки | |||
безнаддувный | цʰ ⟨тш⟩ За пределами Чуканга | тɕʰ ⟨ч⟩ Срез холма | ||||
озвученный | дз ⟨дз⟩ чай из мотыги | д` ⟨j⟩ Флаг групповой драмы | ||||
Фрикативный | глухой | ж ⟨f⟩ Фейфенфу | SS⟩ книга цвета сосны | ɕ ⟨ш⟩ Сюсюэсяо | ч ⟨ч⟩ Цветы распускаются внезапно | |
озвученный | v ⟨v⟩ Помогите и плывите | г ⟨z⟩ дерево камень десять | ʑ ⟨zh⟩ Сюй Циньцзюэ | ɦ ⟨gh⟩, ⟨y⟩, ⟨w⟩ Обувь движется Ху Юй | ||
Боковой | л ⟨л⟩ Лай Лин |
Примечательные упущения
[ редактировать ]Некоторые сорта в Сучжоу и Цзясине имеют ретрофлексные инициалы. [16] [17] очень похоже на некоторые сорта мандарина . Сравните следующие примеры. [5]
Пекин | Чаншу | Чанчжоу | Шэнчжоу | |
---|---|---|---|---|
открыть | Чжан /tʂaŋ⁵⁵/ | может 1 /tʂaŋ⁵²/ | так 1 /цау⁵⁵/ | так 1 /ца534/ |
часто | скучный /tʂʰaŋ³⁵/ | январь 2 /dʐaŋ³⁴/ | я буду 2 /zaŋ²¹³/ | дзан 2 /дзã²¹³/ |
Лодка | чуань /tʂʰuan³⁵/ | zhe 2 /ʐe³⁴/ | Зои 2 /zɤ²¹³/ | целовать 2 /zœ̃²¹³/ |
Характерные сохранения и инновации
[ редактировать ]Северный Ву, как и другие разновидности Ву, сохраняет звонкость в своих инициалах. [9] Точный механизм, в котором это реализуется, обсуждается ниже.
Опять же, как и в других языках У, [2] Северный У сохраняет среднекитайскую инициаль ри ( 日母 ) как носовую. Сравните следующее, где ⟨gn⟩ используется для обозначения / ɲ /: [5]
Пекин | Гуанчжоу | Сиань | Сеул ( Китайско-корейский ) | Шанхай | Бейлун | Энджи | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
день | ррр | Джат 6 | эр | il | гник 8 | гник 8 | гник 8 |
мяч | ты | после всего 6 | йо | хорошо | гном 8 , Гнюк 8 | гном 8 | гном 8 |
Обратите внимание, что 日 здесь произносится в разговорном, а не в литературном произношении.
Палатализация
[ редактировать ]Многие сорта Северного У имеют шипящие звуки , которые подвергаются палатализации ( 尖團合流 [ чж ]). [18] Этот процесс становится все более распространенным среди молодых ораторов. [16] [19]
Старый Сучжоу | Старый Уси | Шанхай | Новый Сучжоу | Новый Уси | |
---|---|---|---|---|---|
изысканный | tsin 1 | tsin 1 | еда 1 | еда 1 | еда 1 |
через | еда 1 | еда 1 | еда 1 | еда 1 | еда 1 |
вместе | день 2 | день 6 | чжи 6 | из 6 | из 6 |
флаг | из 2 | из 6 | из 6 | из 6 | из 6 |
Депрессия
[ редактировать ]Звонкие инициалы на языках Северного У реализуются хрипловатым голосом . [20] Это действует во многом как фонематический депрессор и снижает высоту осознания. [6] Некоторые лингвисты, такие как Ю. Р. Чао , транскрибируют эти телефоны не как звонкие согласные, а как глухие согласные, за которыми следует / ɦ / или / ʢ /. [8] [21] Совсем недавно, возможно, из-за влияния стандартного мандаринского языка , молодое поколение объединило произношение беззвучных беззвучных серий с (придыхавшими) звонкими сериями. [22] Однако функциональная нагрузка хриплого голоса уже сравнительно невелика в связи с тем, что тональное распределение способствует устранению неоднозначности между исторически звонкими и глухими слогами. Этот хриплый голос иногда называют «ропотом». [23] [24]
Некоторые говорящие, особенно в Шанхае , могут сжимать горло при произнесении глухих (безнаддувных) инициалов, чтобы еще больше устранить неоднозначность хрипловатых и модальных инициалов. [25] Эта конструкция может привести к произношению имплозивного звука .
имплозивные
[ редактировать ]В различных пригородных шанхайских разновидностях безнаддувный глухой ряд реализуется как имплозивный . [26] [27] [28] [29] Эта особенность, по-видимому, также присутствовала в городском ( пуси ) шанхайском языке, но сегодня она утеряна. [30]
Глоттальная взрывная серия
[ редактировать ]Голосовые фрикативы / h / и / ɦ / фонотаксически входят в состав взрывного ряда с / ʔ /. Спектральный анализ показал, что эти три телефона демонстрируют трехстороннюю разницу, параллельную остановкам. [31] Более молодые говорящие также имеют тенденцию объединять /ɦ/ с /ʔ/ , а не с /h/ , как можно было бы ожидать, если бы он был фонотатически фрикативным. [32] Поскольку /ʔ/ в прошлом анализировался как нулевой инициал, [33] можно сказать, что языки Северного У имеют трехсторонний нулевой начальный контраст.
Финал
[ редактировать ]Финалы различаются значительно больше, чем инициалы в языках Северного У. Таким образом, будут обсуждаться только заслуживающие внимания фонологические и диахронические особенности. Подробный анализ отдельных лекций можно найти на соответствующих страницах.
Характерные инновации
[ редактировать ]Ма поднимает
[ редактировать ]Особенностью многих языков У, включая Северный У, является появление исторических римов ма ( 麻 ). [34] Обычно они реализуются как / o /, хотя некоторые лекты, такие как шанхайский или усинский, могут поднять его еще выше и объединить с / u /. [35] Точный набор слов, которые подвергаются повышению, варьируется от лекции к лекции, хотя в целом две южные ветви (Линьшао и Юнцзян) имеют большее повышение, чем северные. [5] [36]
Хаймень | Цинпу | Уси | Тонглу | Нинбо | Пекин | |
---|---|---|---|---|---|---|
взбираться | быть 2 | быть 2 | этот 2 | весь 2 | быть 2 | Пт |
Чай | огонь 2 | Так 2 | бог 2 | Цзюо 2 | огонь 2 | чай |
Вниз | го 4 | го 6 | у 6 | где 6 | го 6 | ся |
Дом | тот 1 | тот 1 | тот 1 | что 1 | является 1 | джиа |
Обратите внимание, что в двух населенных пунктах Чжэцзяна, Тунлу и Нинбо, слово 家 произносится с поднятой гласной, а в Цзянсу и Шанхае — нет. Северные сорта, как правило, сохраняют значение / a / после веляров, тогда как Линьшао и Юнцзян этого не делают. [37]
Хоу выходит
[ редактировать ]Участки Северного У вдоль Большого канала, как правило, расположены напротив среднекитайского 侯 времени Цеюнь (т. е. Wugniu eu). [38] Ю. Р. Чао предположил, что это связано с влиянием Ханчжоунесе . [39] Чао приводит пример 歐洲後頭的狗 «собака за Европой», произносимого как [ sic ] [eitsei ɦeidei kə' kei] , взятого из его родного чанчжоуского языка . Сравните стандартный мандаринский диалект Ōuzhōu hòutóu de gou . [39]
Шанские и сианьские времена
[ редактировать ]Языки Северного У демонстрируют интересное поведение в отношении среднекитайских шаньских ( 山 ) и сианьских ( 咸 ) римов Цеюнь (т. е. Wugniu ae). Некоторые разновидности полностью теряют носовую коду, тогда как другие сохраняют ее. Некоторые также оставляют спорадическую назализацию. [40] Обычно они также имеют аномально поднятые, округлые или передние гласные и более сложное распределение по сравнению с другими лектами, что приводит к заметным различиям. Такое поведение также наблюдается в Ханчжоунесе . [41]
Описание Цеюн | Исин | Куньшань | Цзясин | Ухан | Чжоушань | |
---|---|---|---|---|---|---|
Гора | Открытый класс II 山 | на 1 | саэ 1 | саэ 1 | саэ 1 | саэ 1 |
Вентилятор | Закрытый класс III 咸 | и 2 | ноги 2 | ноги 2 | ноги 2 | ноги 2 |
Соль | Открытая III степень соленая | вы 2 | т.е. 2 | вы 2 | вы 2 | жизнь 2 |
небо | Открытый класс IV 山 | галстук 1 | вор 1 | вор 1 | вор 1 | Тьен 1 |
река | Закрытый класс III 山 | что 1 | ну давай же 1 | ну давай же 1 | напиток 1 | ну давай же 1 |
Юг | Открытый класс I | ne 2 | что-нибудь 2 | что-нибудь 2 | однако 2 | в 2 |
трение
[ редактировать ]Некоторые разновидности Северного У имеют очень большое количество контрастных высоких гласных. [43] [44] Этот контраст обычно реализуется в форме закругления или трения. [43] [45] [46] Это трение можно обозначить как понижение или повышение гласной или как скользящую вставку. Обычно трение в неапикальных гласных контрастирует с историческими носовыми кодами. [5] [47]
Слог | Сучжоу | Чанчжоу | ||
---|---|---|---|---|
Вугниу | НАСИЛИЕ | Вугниу | НАСИЛИЕ | |
небо | вор 1 | /tʰi⁴⁴/ | вор 1 | /tʰiɪ⁵⁵/ |
лестница | экзамен 1 | /tʰiⱼ⁴⁴/ | экзамен 1 | /tʰi⁵⁵/ |
голубь | извини 1 | /tɕy⁴⁴/ | к 1 | /tɕy⁵⁵/ |
резиденция | Чу 1 | /tɕyⱼ⁴⁴/ | Чу 1 | /tɕiɤɯ⁵⁵/ |
Шелк | и 1 | /sɿ⁴⁴/ | и 1 | /sɿ⁵⁵/ |
Книга | сю 1 | /sʮ⁴⁴/ | сю 1 | /sʮ⁵⁵/ |
Коды
[ редактировать ]Коды в северном у относительно просты по сравнению с другими синитскими языками. только одна носовая фонема и проверенная кода (обычно транскрибируемая / ʔ / В большинстве современных разновидностей Северного У в позиции кода разрешены ).
Носовая кода
[ редактировать ]В языках Северного У обычно есть только одна последняя носовая фонема. [2] [5] [18] [48] Обычно это реализуется как [n] , [ŋ] , [ş] или назализация гласной ядра, обычно в свободной вариации . [49]
Проверенная кода
[ редактировать ]Языки Северного У обычно допускают /ʔ/ только в кодовой позиции. [50] Это отличается от других прибрежных языков Южного Китая, поскольку они обычно не объединяют все проверенные коды в одну категорию. [2] Примечательно также, что кода часто реализуется как сокращение гласной, а не собственно [ʔ] , [51] [52] что контрастирует с разновидностями Оуцзян , которые обычно удлиняют проверенные слоги. [53] Сравните следующие слоги. [5]
Историческая кодировка | Шанхай | Хайнин (Сяши) | Шанъюй | Иньчжоу | Вэньчжоу | Гонконг | Сиань | Токио ( Продолжать ) | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
стоять | -п | жидкость 8 /liɪʔ˩˨/ | жидкость 8 /liəʔ˨/ | жидкость 7 /liɪʔ˥/ | жидкость 8 /liʔ˩˨/ | закон 8 , что 8 /lei˨˩˧/ , /li˨˩˧/ | колени 6 /laːp˨/ | лэ /li˧˩/ | Рюу /ɾjɯː/ |
Закон | Часто задаваемые вопросы 7 /faʔ˦/ | Часто задаваемые вопросы 7 /faʔ˥/ | Часто задаваемые вопросы 7 /fɐʔ˥/ | Часто задаваемые вопросы 7 /фаʔ/ | к 7 /ho˨˩˧/ | толстый 3 /faːt˧/ | фу /fa˧˩ | новый /хоː/ | |
железо | -т | вот это да 7 /tʰiɪʔ˦/ | вот это да 7 /tʰiəʔ˥/ | вот это да 7 /tʰiɪʔ˥/ | вот это да 7 /tʰiʔ˥/ | экзамен 7 /tʰi˨˩˧/ | синица 3 /tʰiːt˧/ | галстук /tʰiɛ˧˩/ | сюжет /tetɕi/ |
Семь | Убирайся 7 /tɕiɪʔ˦/ | Убирайся 7 /tɕiəʔ˥/ | Убирайся 7 /tɕiɪʔ˥/ | Убирайся 7 /tɕiɪʔ˥/ | есть 7 /tsʰai˨˩˧/ | кот 1 /tsʰɐt˥/ | ци /tɕi˧˩/ | Сити /ɕitɕi/ | |
рог | -к | почему 7 /koʔ˦/ | почему 7 /koʔ˥/ | почему 7 /koʔ˥/ | почему 7 /koʔ˥/ | является 7 /ko˨˩˧/ | небо 3 /kɔːk˧/ | дзюу /tɕyɤ˧˩/ | жесткий /kakɯ/ |
падать | лок 8 /loʔ˩˨/ | лок 8 /loʔ˨/ | лок 8 /loʔ˧/ | лок 8 /loʔ˩˨/ | это 8 /lo˨˩˧/ | ок 6 /lɔːk˨/ | Луу /luɤ˧˩/ | раку /ɾakɯ/ |
Тоны
[ редактировать ]Тон играет решающую роль в Северном У и влияет на реализацию как инициалов, так и финала. [8] [54] [55] Он устраняет неоднозначность между обоими односложными словами через основной тон. [56] и многосложные термины за счет использования тона сандхи. [57] Языки Северного У теоретически могут иметь до двенадцати фонематических тонов, в зависимости от анализа. Эти лекции можно найти в Сучжоу и Цзясине , например, в Уцзяне . [58] [59]
Фонематический тон
[ редактировать ]Фонематические тона в Северном У традиционно анализируются на основе четырех исторических категорий тонов , которые далее делятся пополам в зависимости от звучания инициала. Те, которые сочетаются с глухими инициалами, известны как «темные» ( 陰 ) верно обратное ) тона, а для «светлых» (陽 . Всего получается восемь тонов. Гипотетический максимум в 12 тонов достигается, когда аспирация обусловливает дальнейшее расщепление темных тонов.
Исторический Категория | Фонация | Примеры слов | Категория | Вугниу | Сунлинг | Тонли | Пинван |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Уровень | Простой | Гандинг Сан'ан | Весь темный уровень Дзеньинпей | 1 | 55 | 55 | 55 |
Аспирируйте | Ездите грубо и предвзято | Частичный темный уровень Ци Иньпин | 33 | 33 | 33 | ||
Озвученный | Чен Танхань | Уровень освещенности Хината | 2 | 13 | 13 | 24 | |
Восходящий | Простой | Старое и короткое лучше, чем | Весь темный подъем на весь оттенок | 3 | 51 | 51 | 51 |
Аспирируйте | оральная трава типу | Частичный темный восход Второй Инь Шан | 42 | 42 | 34 | ||
Озвученный | Почти густой старый краситель | Свет поднимается Янджо | 4 | 31 | 31 | 23 | |
Отправление | Простой | Накройте и отправьте Хану. | Весь темный подъем Все инь уходит | 5 | 412 | 412 | 513 |
Аспирируйте | Плохой парень уходит из шоу | Частичный темный восход В следующий раз, когда инь уйдет | 312 | 312 | 313 | ||
Озвученный | Делимся рисовыми шляпками среди деревьев | Свет поднимается Ян Цюй | 6 | 212 | 212 | 213 | |
Проверено | Простой | Каждый говорит свое слово | Весь темный подъем Полное проникновение | 7 | 5 | 5 | 5 |
Аспирируйте | Чи-кат битовая музыка | Частичный темный восход Второе вагинальное проникновение | 3 | 3 | 3 | ||
Озвученный | Сервер бюро Юэ Лю | Свет поднимается Восход | 8 | 2 | 2 | 2 |
Обратите внимание, что, в отличие от языков Юэ , разделение темных клетчатых тонов обусловлено стремлением, а не длиной гласной . [60]
Хотя существуют диалекты северного у с большим количеством тонов, также примечательно, что современный шанхайский язык , в частности, имеет не более пяти фонематических тонов за счет слияния тонов 2 и 4 с 6, а тонов 3 с 5. [18] [61] Типичный сорт Northern Wu имеет 7–8 тонов. [62] [63] [64] [24]
Уровень | Восходящий | Отправление | Проверено | |
---|---|---|---|---|
Безмолвный | 1 | 5 | 7 | |
Озвученный | 6 | 8 |
По большей части светлые тона могут встречаться только с звонкими инициалами, а темные тона - только с глухими инициалами. В общем, светлый аналог темного тона, как правило, является пониженным (или депрессивным) эквивалентом темного тона, как описано выше. [6] Сравните произношение темных и светлых уходящих тонов в следующих вариантах У: [5] [18] [65]
Тон 5 | Тон 6 | |
---|---|---|
Цзянъинь | 423 | 213 |
Сучжоу | 513 | 31 |
Пинху | 445 | 13 |
Хайян | 35 | 213 |
Сяошань | 53 | 31 |
Нинбо | 44 | 213 |
Шанхай | 334 | 113 |
Нейтральные тона
[ редактировать ]Нейтральные тона ( китайский : 輕聲 ), неформально транскрибируемые как 0 или не транскрибируемые вообще, встречаются в тонах сандхи и в некоторых грамматических частицах. Например, частица совершенного вида 了 в шанхайском языке должна иметь тон 8 из-за своей звонкой и контролируемой природы, хотя на самом деле она функционирует без тона. [33] Это явление также можно наблюдать в стандартном китайском языке , хотя оно более выражено в северном у из-за грамматической природы сандхи северного у.
Тон сандхи
[ редактировать ]Во всех языках северного у есть тон сандхи , как левосторонний (далее LPS), так и часто правосторонний (RPS). [66] [а] LPS обычно встречается в многосложных словах, тогда как RPS обычно встречается в конструкциях глагол-объект. Эта особенность является общей для языков У, хотя в Северном У цепочки сандхи обычно имеют схожие контуры. [67] Это, в сочетании с тем фактом, что такого рода сандхи со сложными тонами невозможно найти в системе Цеюнь или реконструкциях среднекитайского языка , позволяет предположить, что это сандхи является общей инновацией У и что языки Северного У имеют недавнее общее происхождение. [67]
Существует пять основных типов контуров: [66]
- Распространение контура, при котором контур главного слога растягивается на последующие слоги.
- Реализация по умолчанию, при которой последующие слоги становятся нулевыми тонами.
- Контурное выравнивание, при котором слог удаляет движение контура тона так, что он становится ровным.
- Цель цитирования, когда цепочка сандхи поднимается до тех пор, пока не будет соответствовать одному из односложных тонов.
- Категориальный сдвиг, при котором последующие слоги меняют категории тонов.
Выступающий слева сандхи
[ редактировать ]ЛПС в Северном У обычно считается очень сложным заболеванием. Разновидности Северного У традиционно анализируются на наличие уникальных цепочек сандхи для каждой категории тонов каждого слога, что приводит к созданию сложных диаграмм, занимающих несколько страниц. [68] Однако этот анализ обычно можно упростить, и не все комбинации дают уникальные цепочки сандхи. Шанхайский LPS, например, традиционно анализировался с целью сохранения фонематического тона только в первом, или главном, слоге, и понижения его во всех последующих слогах. [18] [69] что, таким образом, можно считать чем-то похожим на тональный акцент в некоторых языках. Однако некоторые молодые ораторы добавляют контур восходящего тона к традиционно озвучиваемым инициалам, возможно, чтобы имитировать эффект депрессии.
Это похоже на некоторые анализы сучжоуского и ханчжоуского языков . Проверенные тона сучжоуского диалекта можно проанализировать, чтобы сохранить основной тон первых двух слогов. [70] [б] , тогда как сандхи в ханчжоуском диалекте обусловлено тем, принадлежит ли второй слог к восходящей или невосходящей категории. [71]
Номер тона | двусложный | трехсложный | Четырехсложный | |
---|---|---|---|---|
Первый слог | Второй слог | |||
7 | 1, 2 | 44 23 | 44 23 0 | 44 23 44 0 |
3 | 22 33 | 22 33 0 | 22 33 44 0 | |
5, 6 | 55 523 | 55 52 33 | 55 52 22 33 | |
7, 8 | 44 44 | 44 44 0 | 44 44 22 0 | |
8 | 1, 2 | 22 33 | 22 33 0 | 22 33 44 0 |
3 | 22 51 | 22 51 0 | 22 51 11 0 | |
5, 6 | 22 523 | 22 52 33 | 22 52 22 33 | |
7, 8 | 33 44 | 33 44 0 | 33 44 22 0 |
Тональный разряд третьего и четвертого слогов не имеет значения. [70]
Справа выступающий сандхи
[ редактировать ]RPS в основном встречается у глаголов в конструкциях глагол-объект, [72] и часто относится только к односложным словам. Они также встречаются в определенных ситуациях, таких как количественные прилагательные и несколько неправильных слов. Это можно использовать для устранения неоднозначности между определенными конструкциями, например, в знаменитом примере炒麪 , [73] но и следующее: [57]
ЛПС | девять баррелей /tɕiɵ ⁴² dõ³³/ | много времени /пирог ³³ tʰie⁵⁵/ |
---|---|---|
РПС | винная бочка /tɕiɵ ³³ делать/ | перемена погоды /пирог ⁴² тʰие⁵⁵/ |
Примечания
[ редактировать ]- ^ LPS также известен как «широкий сандхи» ( 廣用式 ), а RPS также известен как «узкий сандхи» ( 窄用式 ).
- ^ Это система, используемая в Викисловаре.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Чжэн (2008) , стр. VI.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Это (2012) .
- ^ Ли и Хонг (2012) , стр. 12.
- ^ Роуз и Тода (1994) , стр. 267.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Языковая школа Ву (Вугню)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Роуз (2001) .
- ^ Цянь (2003) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лю и Кула (2018) , стр. 27.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ваннесс Симмонс (1999) , стр. 3–7.
- ^ Чен (2004) , стр. 10–55.
- ^ Цянь (2007) , стр. 386.
- ^ Ван (1996) , стр. 1.
- ^ Ningbo Gazetteer , стр. 2853.
- ^ Деньги (2015) , стр. 3–4.
- ^ Бао (1998) , стр. 6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ye (1988) , pp. 82.
- ^ Мо (2013) , стр. 15.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Цянь (2007) .
- ^ Чжоу (2011) , стр. 12.
- ^ Роуз (2021) .
- ^ Роуз (2015) , стр. 1.
- ^ К (2008) , стр. 76.
- ^ Ваннесс Симмонс (1999) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чаппелл и Лан (2017) , стр. 15.
- ^ Чжоу (2013) , стр. 2.
- ^ Сюй (2015) , стр. 7.
- ^ Chuansha Gazetteer , стр. 897.
- ^ Чжу (2006a) , стр. 19–20.
- ^ Чен (1988) .
- ^ Сюй и Тан (1988) , стр. 50.
- ^ Кениг и Ши (2014) , стр. 25.
- ^ К (2008) , стр. 14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Цянь (2007) , стр. 307.
- ^ Ваннесс Симмонс (1999) , стр. 18.
- ^ К (2008) , стр. 78.
- ^ Чжэн (2013) , стр. 39–40.
- ^ Чжэн (2013) , стр. 40.
- ^ Ваннесс Симмонс (1999) , стр. 57.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чао (1967) , стр. 100.
- ^ Ван Дам (2014) , стр. 63–66.
- ^ Бао (1998) , стр. 12.
- ^ Сюй и Тан (1988) , стр. 116–117.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Юэ и Ху , стр. 2058.
- ^ Ван (1996) , стр. 7.
- ^ Ху (2006) .
- ^ Цао (2003) , стр. 11.
- ^ Ван (1996) .
- ^ Вугниу (2016) , стр. 4.
- ^ Акамацу (1991) , стр. 34.
- ^ Xu, Tang & You , стр. 252.
- ^ Сюй и Тан (1988) , стр. 8.
- ^ Ши и Чен (2022) , стр. 169.
- ^ Ye (2008) , pp. 30–45.
- ^ Ван (1996) , стр. 34.
- ^ Ван (2018) , стр. 462.
- ^ Су (2009) , стр. 20–37.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чжан (1979) , стр. 292–293.
- ^ Лин (2015) , стр. 79.
- ^ Сюй (2009) , стр. 7.
- ^ Шао и Лян (2022) .
- ^ Сюй и Тан (1988) , стр. 8–9.
- ^ Ван (1996) , стр. 10.
- ^ Ningbo Gazetteer , стр. 2854.
- ^ Деньги (2015) , стр. 7.
- ^ Ye (1993) , pp. 6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роуз и Тода (1994) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роуз (2001) , стр. 159.
- ^ Лау (2002) , стр. 7–9.
- ^ Сюй и Тан (1988) , стр. 24.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ван (1996) , стр. 11–13.
- ^ Акитани (1988) , стр. 107-1. 43.
- ^ Чжан (2013) .
- ^ Чжу (2006b) , стр. 39.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Чжэн, Вэй (2008), Исследование фонологической эволюции группы диалектов У озера Тайху [ Фонологическая эволюция группы диалектов У озера Тайху ] (диссертация), Университет Фудань.
- Ли, Ронг (2012), Языковой атлас Китая (2-е изд.), The Commercial Press, ISBN 978-7-100-07054-6 .
- Ли, Хуэй, Хун, Юлун (2012), , Дондак : язык с наибольшим количеством гласных в мире издательство Fudan University Press, ISBN 978-7-309-09153-3 .
- Роуз, Фил; Тода, Такако (1994), «Типология правил тон-сандхи в Северном У», Текущие проблемы китайско-тибетской лингвистики , Осака: 267-273.
- Цянь, Найжун (2003), Шанхае ( История эволюции языка в 1-е изд.), Shanghai People's Press, ISBN 7-208-04554-2 .
- Роуз, Фил (2001), «Китайские языки: У», Факты о языках мира: энциклопедия основных языков мира прошлого и настоящего. , Нью-Йорк: Издательская ассоциация Новой Англии, с. 158-161.
- Лю, Сяоси; Кула, Нэнси К. (2018), «Сравнительное исследование депрессии у банту, койсана и китайского у - настройки гортани и характеристики функций», Stellenbosch Papers in Linguistics Plus , 54 : 17–43, doi : 10.5842/54-0- 774 .
- Ван, Пин (1996), издательство Хуачжунского , Исследование фонологии сучжоунского языка университета науки и технологий, ISBN 7-5609-1131-5 .
- Ван, Нин (2018), «Акустический анализ взрывных звуков, производимых молодыми носителями диалекта У Сучжоу», XXXII-е дни изучения речи [ 32 й Журнал исследований речи ], Экс-ан-Прованс: 460-469.
- Ваннесс Симмонс, Ричард (1999), Классификация китайских диалектов: сравнительный подход к Харнчжоу, Старому Джинтарну и Общему Северному У , John Benjamins Publishing Co., ISBN 90-272-3694-1 .
- Чен, Личжун (2004), , China Сравнительное исследование фонологии Сяна и Ву Social Sciences Press, ISBN 7-5004-4690-Х .
- Сюй, Чжэнь (2009), Исследование тонов лекта Уцзян [ Исследование тонов лекта Уцзян ] (диссертация), Шанхайский педагогический университет.
- Чжан, Хуэйин (1979), « Диалект Тон Сандхи из округа Чунмин», . [ Фанъянь ] (4): 284–302
- Линь, Цицзин (2015), Исследование лекций пригородного Сучжоу [ Исследование лекций пригородного Сучжоу ] (диссертация), Университет Сучжоу.
- (2022), « диалектов Юэ в провинции Гуандун и соответствующих отношениях » Рушэн , Хуэйцзюнь, Шилэ О образцах тонов тонами Рушэн Шао и Шушэн между , Фанъянь [ Фанъянь ] (3), Пекин: 289-297.
- Цянь, Найжун; Сюй, Баохуа; Тан, Чжэньчжу (2007), 上海话大词典 [ Большой словарь шанхайского языка ] (1-е изд.), Шанхайское лексикографическое издательство, ISBN 978-7-5326-2248-1 .
- Сюй, Баохуа, Тан, Чжэньчжу (1997) [1988], ( Региональный справочник городского Шанхая 2-е изд.), Шанхайское образовательное издательство, ISBN 7-5320-0226-8 .
- Канепари, Лучано (2021), Шанхайское произношение с примерами .
- Е, Чанлин (1993), Словарь диалектов Сучжоу (1-е изд.), Издательство Jiangsu Education, ISBN 7-5343-1996-Х .
- Лау, Сзе-Лок (2002), Тон и Тон Сандхи в Сучжоу (диссертация), Городской университет Гонконга.
- Справочник Нинбо , ISBN издательство Чжунхуа, 1995 г. , 7-1010-1507-7 .
- Ван, Футан (2015), Исследование закона Шаосина [ Исследование закона Шаосина ], Language & Culture Press, ISBN 978-7-80241-845-5 .
- Акитани, Хироюки (1988), , Тоны в Ханчжоунесе Васэда Общество китайской литературы Университета , ISSN 0385-0919 .
- Чжан, Цзишэн (2013), « Представление правовыраженной метрической структуры разновидности Шаосин » [Представление правовыраженной метрической структуры разновидности Шаосин], Linguistic Science (3): 269-276, ISSN 1671-9484 .
- Бао, Шицзе (1998), Jiangsu , Ханчжоуский словарь Издательство Education, ISBN 7-5343-3413-6 .
- Е, Чанлин (1988), Исследование (1-е изд сучжоуского языка .), Издательство Jiangsu Education, ISBN 7-5343-0540-3 .
- Чжоу, Юанья (2011), Исследование феномена новых диалектов в городских районах Уси [ Современная ситуация с новым диалектом Уси ] (диссертация).
- Мо, Ва (2013), Исследование фонологической эволюции лекции Чаншу [ Исследование фонологической эволюции лекции Чаншу ] (диссертация), Нанкинский университет.
- Роуз, Фил (2021), Тон и тип фонации в диалектах у .
- Гу, Цинь (2008), « Исследование и анализ фонологии городского шанхайского языка новейшего периода » [Исследование и анализ фонологии городского шанхайского языка новейшего периода], Восточная лингвистика (2), Шанхайский педагогический университет.
- Чу, Баннон (2013), 莘庄方言 [ Синчжуанский лект ], Shanghai Century Publishing Group, ISBN 978-7-5486-0494-5 .
- Сюй, Баохуа (2015), Исследование , лекта Сунцзяна издательство Фуданьского университета, ISBN 978-7-309-11656-4 .
- Хроники округа Чуанша , Shanghai People's Press, 1990, ISBN 978-7-2080-0918-9 .
- Чжу, Сяонун (2006a), « Об имплозивных веществах », Фангьян ( 1 . ), Пекин: 16-21
- Кениг, Лаура Л.; Ши, Лу-Фэн (2014), «3aSC18: Меры спектрального наклона шанхайских стоп и голосовых фрикативов», Журнал Акустического общества Америки , Провиденс.
- Чжу, Сяонун (2006b), Грамматика шанхайского языка Ву , Lincom.
- Чжэн, Вэй (2013), « Фонологическое развитие и Цзя в современных диалектах У со времен Цеюнь » [Фонологическое развитие рифм Ма рифм Ма и Цзя в современных диалектах У со времен Цеюнь ], Китайские исследования , 31 (1): 37-68.
- Чао, Юэнь Жэнь (1967), «Констративные аспекты диалектов У», Language , 43 (1): 92–101.
- Чен, Чжунминь (1988), « Три имплозива в лекции Наньхуэй», Исследование языка (1).
- Ван Дам, Келлен Паркер (2014), Предварительное описание исторического развития современных диалектов Северного У (диссертация), Национальный университет Цин Хуа.
- Ши, Мэнхуэй; Чен, Йия (2022), «Китаец Лили Ву», Журнал Международной фонетической ассоциации , 52 (1): 157-179, doi : 10.1017/S0025100320000092 , hdl : 1887/3201108 .
- Цао, Сяоянь (2003), Исследование диалекта Уси [ Исследование диалекта Уси ] (диссертация).
- Акамацу, Юко (1991), « Фонология лекции Хучжоу », июньская редакционная серия , 17 , Киото: 33-56.
- Е, Сяофэн (2008), Исследование фонетики диалекта Вэньчжоу (диссертация), Шанхайский педагогический университет.
- Чаппелл, Хилари; Лан, Ли (2017), «Мандарин и другие китайские языки», Энциклопедия китайского языка Routledge , Оксфорд: Тейлор и Фрэнсис, стр. 605-628.
- Вугниу (2016), Краткий справочник по романизации Вугниу .
- Юэ, Ян; Ху, Фан, Фонетика и фонология суффикса -er в китайском диалекте Ханчжоу У.
- Ху, Фан (2006), О трехстороннем различии округления губ в китайском языке Нинбо , Пекин: Китайская академия социальных исследований.