Фонология медумбы
![]() | Эта статья предоставляет недостаточный контекст для тех, кто не знаком с предметом . ( Май 2022 г. ) |
Фонология медумбы - это способ языка медумба произношения . Медумба — язык бамилеке в Камеруне; люди, говорящие на нем, происходят из округа Нде западного региона страны. В нем рассматриваются фонетика , фонотаксика и их вариации в разных диалектах медумбы.
Сегменты
[ редактировать ]Первоначальное исследование инвентаря сегмента медумбы было проведено Вурхувом в начале 1960-х годов и опубликовано в Voorhoeve (1965). [1] Он выделил 15 гласных и 40 согласных . Не описанные Вурхувом (1965) простые и преназальные двугубные трели /ʙ/, /ᵐʙ/, которые встречаются чаще всего перед центральными гласными /ʉ, ə/, в результате чего общее количество согласных достигает 42. [2] В следующих двух подразделах рассматривается инвентарь гласных и согласных.
гласные
[ редактировать ]В медумбе 12 простых гласных и 5 сложных гласных ( дифтонгов ).
Простые гласные
[ редактировать ]В Медумбе есть 12 фонематических гласных, приведенных в следующем инвентаре:
Передний | Центральный | Назад | ||
---|---|---|---|---|
Закрыто
(Высокий) |
+Продвинутый корень языка | я | ʉ | в |
-Расширенный корень языка | ɪ | ʊ | ||
Закрыто
(Низкий) |
Средний | и | а | тот |
Низкий-средний | е | ɔ | ||
Низкий | а | ɑ | ||
(адаптировано из Voorhoeve 1965:320, сноска 6; Voorhoeve 1977:65) |
Фонема | Пример | |||
---|---|---|---|---|
Слово | НАСИЛИЕ | Блеск | ||
/я/ | ж в | [редактировать] | 'быть высокомерным' | |
/ʉ/ | е тоже | [fʉ́di´] | 'летать' | |
/в/ | фу ты ба | [подробнее] | 'постельные принадлежности' | |
/ɪ/ | ж в | [фɪ́д́] | 'чистить' | |
/ʊ/ | ты тоже | [фʊ́ḍ´] | 'охота, сеть' | |
/и/ | что ты хочешь ? | [фене] | 'задохнуться, задохнуться' | |
/е/ | толстый | [завоевывать] | 'ветер' | |
/the/ | фо ге | [объявить] | «вдовство» | |
/а/ | толстый | [делать] | 'подушка-защита головы для переноски груза' | |
/ɑ/ | ж ɑ 'ɑ | [fɑ́ʔɑ́] | 'вид дерева' | |
(адаптировано из Voorhoeve 1965:327;3.2.1) |
Дифтонги гласные
[ редактировать ]Медумба имеет пять фонематических дифтонгов.
V1 | ||||
---|---|---|---|---|
Передний | Центральный | Назад | ||
я | ʉ | в | ||
V2 | а | это | ʉа | |
а | да | |||
ɑ | ʉɑ | ты ɑ | ||
(адаптировано из Voorhoeve 1965:320, сн. 6) |
/ему/ | да фу
[фиано] 'род дерева' |
/uɑ/ | c wɑ тоже
[cuɑde] 'сеять, сажать' | |
/ʉа/ | ʉɑ ж г
[fʉɑge] 'взорвать' |
/ʉɑ/ | ʉɑ ж г
[fʉɑge] 'быть диким' | |
/да/ | (а) | nzw ə ʔə
/ ᶮj ʷiəʔə/ ➝ [ ⁿz ʷəʔə] 'что-то вроде танца' | ||
(б) | vи т. д.
/ gʷ iə/ ➝ [ v ə] L 'архитектура' | |||
(с) | тс ə 'тсə
/ciəʔ-tə/ ➝ [tsəʔtə] 'собирать' |
ср. | cс
[cəʔ] Ч 'слуга начальника' | |
(г) | zза
/ j iə/ ➝ [zə] H 'относительное местоимение' |
ср. | да больше всего
[Джен] Х 'указательное местоимение' | |
(и) | мф а
/ᵐfiə/ ➝ [ᵐفə] H 'клятва' |
ср. | mvи т. д.
/ᵐfə/ ➝ [ᵐve] H 'на' | |
(адаптировано из Voorhoeve 1965:325;3.1.6-7 и 327;3.2.2)
ряд 1 = орфография; ряд 2 = [ИПА]; строка 3 = «глянец» |
Дифтонги включают комбинацию закрытого (высокого) гласного (V1) /i,ʉ,u/ с незакрытым (невысоким) гласным (V2) /a,ə,ɑ/, следующим образом:
- передний /i/ сочетается с передним или центральным /a/ и /ə/, образуя / ia / и
- передний /i/ не сочетается с задним /ɑ/, поэтому */iɑ/ не является возможным дифтонгом
- центральный /ʉ/ сочетается с передними или задними /a/ и /ɑ/, образуя / ʉa / и / ʉɑ /
- центральный /ʉ/ не сочетается с центральным /ə/; поэтому */ʉə/ не является возможным дифтонгом
- задняя часть /u/ соединяется с задней частью /ɑ/, образуя / uɑ /
- задний /u/ не объединяет гласные, не являющиеся задними, поэтому */ ua / и */ uə / не являются дифтонгами.
Согласные
[ редактировать ]Каноническая морфема в Медумбе представляет собой один слог : либо открытый слог CV , либо закрытый слог CVC (Voorhoeve 1965:319). [1] Это ограничение структуры морфем имеет последствия для набора согласных. Действительно, примечательным свойством Медумбы является то, что количество контрастных согласных различается в зависимости от того, рассматриваются ли согласные в начальной позиции (т. е. согласные, которые начинают слог C V или C VC) или согласные в кодовой позиции (т. е. согласные, которые заканчивают слог CV). слог С ). Ниже представлен перечень согласных и описаны различия в распределении кодовых (C2) и начальных (C1) согласных.
В медумбе 42 согласных, из них 18 простых согласных и 24 сложных согласных.
Симплексные согласные
[ редактировать ]В языке медумба 18 простых согласных (Вурхуве, 1965).
В медумбе 18 простых согласных, три из которых (в таблице ниже указаны в скобках) встречаются крайне редко.
губной | альвеолярный | небный | велярный | гортанный | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
носовой | м | н | с | ŋ | ||||
останавливаться | озвученный | б | д | ɟ [а] | ɡ | |||
глухой | т [а] | с [а] | к [а] | ʔ [б] | ||||
трель | ʙ | |||||||
фрикативный | озвученный | ( v ) [а] | ( С ) [а] | |||||
глухой | ж [а] | с [а] | ( ʃ ) [а] | |||||
аппроксимант | В | дж | ||||||
(адаптировано из Вурхуве 1965:320 и Нганмоу 1991:62) |
Обратите внимание на отсутствие следующих сегментов:
- есть звонкая билабиальная остановка /b/ , но нет аналога глухой двугубной остановки * /p/
- но [p] встречается как аллофон слова /b/
- есть глухой небный фрикативный звук /ʃ/ (с ограниченным распространением), но нет звонкого небного фрикативного звука * /ʒ/
- но [ʒ] встречается как аллофон /ɟ/
- есть велярные носовые и оральные остановки, но нет соответствующих велярных фрикативов * / ɣ / или * / x /
- но [ɣ] встречается как выпуск в чередовании /ᵑg/ ~ [ᵑgɣ] , а [x] встречается как выпуск в /ᵑk/ ~ [ᵑkx] чередовании
Сложные согласные
[ редактировать ]В языке медумба 24 сложных согласных (Вурхуве 1965:326, раздел 3.1.9). Сложные согласные встречаются только в начальной позиции.
губной | альвеолярный | небный | велярный | |||
---|---|---|---|---|---|---|
лабиализированный | носовой | ɲʷ | ŋʷ | |||
останавливаться | озвученный | бʷ | ɟʷ | гʷ | ||
глухой | сʷ | к'к | ||||
фрикативный | сʷ | |||||
преназальный | трель | ᵐʙ | ||||
взрывной | озвученный | ᵐб | ⁿд | ᶮɟ | ᵑg | |
глухой | ⁿт | ᶮc | ᵑk | |||
фрикативный | ᵐf | ⁿс | ||||
преназальный лабиализированный |
взрывной | озвученный | ᵐbʷ | ᶮɟʷ | ᵑgʷ | |
глухой | ᶮcʷ | ᵑkʷ | ||||
фрикативный | ⁿsʷ | |||||
(адаптировано из Вурхува 1965:326) |
Обратите внимание на следующие пробелы в инвентаре сложных согласных:
- нет лабиализованной губной носовой или глухой остановки: * /mʷ/ , * /pʷ/ , * /ᵐpʷ/
- нет лабиализованной альвеолярной (носовой или оральной) остановки: * /nʷ/ , * /dʷ/ , * /ⁿdʷ/ , * /tʷ/ , * /ⁿtʷ/
- нет лабиализованных глухих губных, небных или велярных фрикативов: * /fʷ/ , * /ᵐfʷ/ , * /ʃʷ/ , * /ᶮʃʷ/ , * /xʷ/ , * /ᵑxʷ/
Конечные согласные
[ редактировать ]Из 40 согласных, встречающихся в Медумбе, только 7 могут быть кодовыми согласными: 3 носовых остановки /m, n, ŋ/ , 3 аналога звонких оральных остановки /b, d, ɡ/ и гортанная остановка /ʔ/ .
Место артикуляции | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
губной | альвеолярный | велярный | гортанный | |||
Манера
Артикуляция |
носовой упор | м | н | ŋ | ||
оральная остановка | озвученный | б ~ р | д ~ л | ɡ ~ ʁ/к | ||
глухой | ʔ | |||||
(адаптировано из Voorhoeve 1965:328, sn.3.3.3) |
Заключительные носовые ходы
[ редактировать ]Конечные носовые части включают двугубные /m/ , альвеолярные /n/ и велярные /ŋ/ .
Фонема | Пример | ||
---|---|---|---|
Слово | НАСИЛИЕ | Блеск | |
/м/ | щекочи меня | [cʊ м ] L(H) | 'чернослив' |
/н/ | тɑ н л | [tɑ n ] L(H) | 'крикет' |
/ŋ/ | fò ŋ mɑŋgəm LHL | [fo ŋ .mɑ.ᵑgəm] LHL(H) | 'что-то вроде муравья' |
(адаптировано из Voorhoeve 1965:328;3.3.3) |
Конечные остановки
[ редактировать ]Конечные остановки включают билабиальную /b/ (с аллофоном [p] ), альвеолярную /d/ (с аллофонами [l,t] ), велярную /g/ (с аллофоном [ʁ, k] ) и голосовую /ʔ/ .
Фонема | аллофон | Пример | |||
---|---|---|---|---|---|
Слово | НАСИЛИЕ | Блеск | |||
/б/ | [б] | ||||
[п] | cùu p nyɑm | [cʊʊ p.ɲɑm ] | 'дикая кошка' | ||
/д/ | [д] | ||||
[л, т] | мфа т ни | [ᵐfə t .is] ХХ | «церемония примирения» | ||
/г/ | [г] | ||||
[ʁ, к] | Сиа К Те | [cia k .tə] ХХ | 'прическа, кепка' | ||
/ʔ/ | [ʔ] | ||||
(адаптировано из Voorhoeve 1965:328;3.3.3)
примеры согласных аллофонов см. в Danis, Barnes & O'Connor 2012. |
Начальные согласные
[ редактировать ]В таблице ниже представлен перечень начальных согласных и их аллофонов. Единственный согласный, исключенный из начальной позиции, - это голосовая щель /ʔ/ . Все остальные согласные встречаются в начальной позиции, поэтому существует 39 возможных начальных согласных. В начале носовые пазухи могут быть простыми ( С ) или лабиализованными ( Сʷ ). Все остальные типы согласных (звонкие взрывные, глухие взрывные, фрикативные) встречаются как простые ( C ), лабиализованные ( Cʷ ), преназальные ( ⁿC ) или преназальные и лабиализованные ( ⁿCʷ ). Кроме того, начальные согласные демонстрируют аллофонические вариации, обусловленные следующей гласной.
Место сочленения | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
губной | альвеолярный | небный | велярный | |||||
Манера
артикуляция |
останавливаться | носовой | С | м | н | с | ŋ | |
Cʷ | ɲʷ | ŋʷ | ||||||
оральный | озвученный | С | б ~ р | д ~ л | ɟ ~ y/z/ʒ | ɡ ~ ʁ | ||
Cʷ | бʷ ~ бⱽ [ нужны разъяснения ] [ какой это язык? ] |
ɟʷ ~ yʷ>/zʷ | гʷ ~ ж/в | |||||
ⁿС | ᵐб | ⁿд | ᶮɟ ~ ⁿz/ᶮʒ | ᵑg ~ ᵑgˠ | ||||
ⁿCʷ | ᵐbʷ | ᶮɟʷ ~ ⁿzʷ | ᵑgʷ | |||||
глухой | С | т ~ тʰ | с ~ ʦ/cʃ | к ~ кʰ/кх | ||||
Cʷ | cʷ ~ tsʷ/ʃ | к'к | ||||||
ⁿС | ⁿт ~ ⁿтʰ | ᶮc ~ ⁿts/ᶮcʃ | ᵑk ~ ᵑkʰ/ᵑkx | |||||
ⁿCʷ | ᶮcʷ~ ᶮʃ | ᵑkʷ | ||||||
фрикативный | С | ж | с | |||||
Cʷ | сʷ | |||||||
ⁿС | ᵐf ~ ᵐv | ⁿs ~ ⁿz | ||||||
ⁿCʷ | ⁿsʷ | |||||||
(адаптировано из Вурхува 1965:326) |
Начальные губы
[ редактировать ]Начальные губы включают в себя:
- простые согласные ( C: /m/ , /b/ (с аллофоном [p] ) и /f/ (с аллофоном [ᵐv] )
- лабиализованные согласные ( Cʷ ): /bʷ/ (с аллофоном [bⱽ] [ нужны разъяснения ] )
- преназализованные согласные ( ⁿC ): /ᵐb/ и /ᵐf/
- преназализованные лабиализованные согласные ( ⁿCʷ ): /ᵐbʷ/
С | носовой | /м/ | [м] | м ʉ'
[ м ʉʔ] Ч 'озеро'(V323;3.1.2) |
||
останавливаться | /б/ | [б] | б ɑб L
[ б ɑб] Л 'крыло' (V323;3.1.2) |
[п] | пххх
[ p xxx] /__[+Закрыто.V] 'ззз' | |
фрикативный | /ф/ | [ф] | пойдем
[ фэм ] 'заброшенная усадьба (V323;3.1.2)' |
[ᵐв] | МВ ХХХ
[ ᵐv xx] /__[-Closed.V] 'ззз' | |
Cʷ | останавливаться | /бʷ/ | [бʷ] | bwчб
[ bʷ əʔə] ~ [ bʷ əʔɑ] ХЧ 'сова' (V332;4.1) |
[бᵛ] [ нужны разъяснения ] | bvбв
[ bᵛ ə] Ч 'там' (V324;3.1.4) |
ᴺС | останавливаться | /ᵐб/ | [ᵐб] | mbнет
[ ᵐb aʔ] L(H) 'гайка' (V324;3.1.3) | ||
фрикативный | /ᵐф/ | [ᵐф] | мф и
[ ᵐfáŋ ] 'рана' (V324;3.1.3) | |||
ᴺCʷ | останавливаться | /ᵐbʷ/ | [ᵐbʷ] | мбв а
[ ᵐbʷ ə] Ч 'коза' (V325;3.1.5) | ||
(адаптировано из Вурхува, 1965 г.)
ряд 1 = орфография; ряд 2 = [ИПА]; строка 3 = «глянец» |
Начальные альвеолы
[ редактировать ]К начальным альвеолярам относятся:
- простые согласные ( C ): /n/ , /d/ (с аллофоном [l] ), /t/ (с аллофоном [tʰ] ) и /s/
- лабиализованные согласные ( Cʷ ): /sʷ/
- преназальные согласные ( ⁿC ): /ⁿd/ , /ⁿt/ (с аллофоном [ⁿtʰ] ) и /ⁿs/ (с аллофоном [ⁿz] )
- преназальные лабиализованные согласные ( ᴺCʷ ): /ⁿsʷ/
С | носовой | /н/ | [н] | нет ах
[ н ɑ] Л 'поле' (V323;3.1.2) |
||
останавливаться,
озвученный |
/д/ | [д] | я буду
[ д ɪм] Ч 'язык' (V323;3.1.2) |
[л] | 1 ххх
[ l xxx] /__[-Закрыто.V] 'ззз' | |
останавливаться,
глухой |
/т/ | [т] | ты
[ ты ] тон? 'голова' |
[тʰ] | ты
[ t ʰʊ] тон? «пронзить» (Вурхув 1966:323) | |
фрикативный | /с/ | [с] | sмясо
[ с этого] LH 'мыть' (V323;3.1.2) | |||
Cʷ | фрикативный | /sʷ/ | [сʷ] | качай это
[ сʷ а ] 'метла, хвост' (V324;3.1.4) | ||
ᴺС | останавливаться,
озвученный |
/ⁿд/ | [ⁿд] | й аб л
[ ⁿd ab] L(H) 'хлопок' (V324;3.1.3) | ||
останавливаться,
глухой |
/ⁿт/ | [ⁿт] | nt ɑn
[ ⁿt ɑn ə ] ХХ 'рынок, бизнес' (V324;3.1.3) |
[ⁿтʰ] | нет хх
[' ⁿtʰ ггу] /__[+Закрыто] 'ззз' | |
фрикативный | /ⁿс/ | [ⁿс] | нс индɑ
[ ⁿs í-ⁿdɑ] Х!Х 'пол' (V324;3.1.3) |
[ⁿз] | Новая Зеландия ХХХ
[ ⁿz гггг] /__[-Закрыто] 'ззз' | |
ᴺCʷ | фрикативный | /ⁿsʷ/ | [ⁿsʷ] | nswНовый Южный Уэльс
[ ⁿsʷ ə] Ч 'новый' (V325;3.1.5) | ||
(адаптировано из Вурхува, 1965 г.)
ряд 1 = орфография; ряд 2 = [ИПА]; строка 3 = «глянец» |
Начальные палаты
[ редактировать ]Начальные палаты включают в себя:
- простые согласные ( C ): /ɲ/ , /ɟ/ (с аллофонами [j] , [ʒ] , [z] ), /c/ (с аллофонами [ts] и [cʃ] ) и /ʃ/
- лабиализованные согласные ( Cʷ ): /ɲʷ/ , /ɟʷ/ (с аллофонами [ʒʷ] , [zʷ] ) и /cʷ/ (с аллофонами [ʃ] и [tsʷ] )
- преназализованные согласные ( ᴺC ): /ᶮɟ/ (с аллофонами [ᶮʒ] , [ⁿz] ) и /ᶮc/ (с аллофонами [ᶮcʃ] и [ⁿts] )
- преназальные лабиализованные согласные (' ⁿCʷ ): /ᶮcʷ/ с аллофоном [ᶮʃ]
Фонема | аллофон | Пример | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Орфография | НАСИЛИЕ | Блеск | ||||
/ɲ/ | [х] | нью -йорк | [ Аннотация ] ЛХ | 'танцевать' (V323;3.1.2) | ||
/ɟ/ | [ɟ] | Джей бабушка | [ ɟ бабушка] ХХ | 'видеть' (V323;3.1.2) | ||
[Дж] | ||||||
[ʒ] | ||||||
[С] | zза | [ zə ] Ч __/i/ | 'относительное местоимение' (V325; 3.1.6) | |||
/с/ | [с] | ты | [ ку ты ] [ тон? ] | 'голова' (ссылка) | ||
[ц] | ты | [ ц ʰʊ] [ тон? ] | «пронзить» (Вурхув 1966:323) | |||
[сʃ] | ||||||
/ʃ/ | [ʃ] | |||||
/ɲʷ/ | [ɲʷ] | новый я | [' ɲʷ iiʔ] LH | 'портить' (V324;3.1.4) | ||
/ɟʷ/ | [ɟʷ] | jw əde LH | [ ɟᵂ ада] ЛХ | 'намочить' (V324; 3.1.4) | ||
[ʒʷ] | ||||||
[зʷ] | ||||||
/cʷ/ | [сʷ] | продолжаю я | [ cʷ ii] LH | 'дать имя' (V327,3.3.1) | ||
[ʃ] | ш ʉmə | /cʷʉmə/ , [ʃʉmə] ЧЧ __ʉ,u | 'качаться' (V325;3.1.8) | |||
[цʷ] | ||||||
/ᶮɟ/ | [ᶮɟ] | ты острый | [ ᶮj iag] Ч | 'грива' (V324;3.1.3) | ||
[ᶮʒ] | ||||||
[ⁿз] | ||||||
/ᶮc/ | [ᶮс] | nt ɑn | [ ⁿt ɑnə] ХХ | 'рынок, бизнес' (V324;3.1.3) | ||
[ᶮcʃ] | ||||||
[ⁿтс] | ||||||
/ⁿsʷ/ | [ⁿsʷ] | Нью- Йорк, я | [ ᶮɟᵂ я] [ тон? ] | 'женщина' (V325;3.1.5) | ||
[ⁿzʷ] | ||||||
/ᶮcʷ/ | [ᶮcʷ] | |||||
[ᶮʃ] | ||||||
(адаптировано из Вурхува, 1965 г.) |
Начальные велары
[ редактировать ]К начальным велярам относятся:
- простые согласные ( C ): /ŋ/ , /g/ (с аллофоном [ʁ] ), /k/ (с аллофонами [kʰ] и [kx] )
- лабиализованные согласные ( Cʷ ): /ŋʷ/ и /gʷ/ (с аллофонами [w] и [v] )
- преназальные согласные ( ᴺC ): /ᵑg/ (с аллофоном [ᵑgˠ] ) и /ᵑk/ (с аллофонами [ᵑkʰ] и [ᵑkx] )
- преназальные лабиализованные согласные ( ⁿCʷ ): /ᵑgʷ/ и /ᵑkʷ/
Фонема | аллофон | Пример | ||
---|---|---|---|---|
Орфография | НАСИЛИЕ | Блеск | ||
/ŋ/ | [ŋ] | ŋ à'ŋà' | [ ŋ ɑʔ-ŋɑʔ] LL | 'комар' (V323;3.1.2) |
/г/ | [г] | убт | [ г уб-т] ЧЧ | 'задержаться' (V323;3.1.2) |
[ʁ] | ||||
/т/ | [к] | |||
[кʰ] | ||||
[кх] | ||||
/ŋʷ/ | [ŋʷ] | ŋwînte LLH | [ ŋʷ in-tə] LLH | 'худеть' (V324;3.1.4) |
/гʷ/ | [гʷ] | гв а | [ gᵂ ə] Ч | 'ВОЗ?' (В324; 3.1.4) |
[В] | ||||
[v] | ||||
/кʷ/ | [кʷ] | |||
/ᵑг/ | [ᵑг] | Ах, да | [ ᵑg ɑ] L(H) | 'корень, жилка' (V324;3.1.3) |
[ᵑgˠ] | ||||
/ᵑк/ | [ᵑк] | ОК ɑnə | [ ᵑk ɑn ə ] ХХ | 'рынок, бизнес' (V324;3.1.3) |
[ᵑkʰ] | ||||
[ᵑkx] | ||||
/ᵑgʷ/ | [ᵑgʷ] | вот и все | [ ᵑgʷan ] L(H) | 'раб' (V325;3.1.5) |
/кʷ/ | [ᵑkʷ] | |||
(адаптировано из Voorhoeve 1965:323ff . ) |
Фонологические процессы, влияющие на сегменты
[ редактировать ]Вставка гласных
[ редактировать ]Слова с конечными согласными, которые обычно являются CVC из-за ограничения размера, благоприятствующего словам CV или CVC, часто дополняются конечной гласной. Этот процесс вставки гласных происходит в одном из двух контекстов: (i) перед паузой; (ii) в конце предложения. Качество вставляемой гласной обусловлено конечной согласной: если последняя С — это голосовая смычка, то вставляемая гласная — шва; в другом месте вставленная гласная является копией основной гласной. Примеры, иллюстрирующие вставку гласных, приведены в (60).
(60) a. koo b. cintEE ko-o cin-te-e love-FV xx-yy-FV 'to want, to love' 'to urinate' (adapted from Voorhoeve 1965:332)
Согласная мутация
[ редактировать ]Согласные в начальной позиции появляются в разных вариантах. Этот согласный аллофон, форма мутации согласного , обусловлен следующей гласной. Существует семь контекстов обусловленности, а именно:
- незакрытые гласные
- закрытые гласные
- верхняя гласная переднего ряда /i/
- высокие гласные непереднего ряда /ʉ/ и /u/
- верхняя центральная (не передняя, не задняя) гласная / ʉ/
- верхняя гласная заднего ряда /u/
- гласные /o/ и /ə/
Контекст | Набор сегментов | Сорт | Эффект | Чередование | |
---|---|---|---|---|---|
1. | __ В[-Закрыто] | {б, г, ɟ, г} | озвученная остановка | "обеззараживание" | /б/→[п]; /д/→[л]; /ɟ/→[у]; /ɟᵂ/→[yᵂ]; / г/→[ʁ]; /gᵂ/→[ж] |
{ᵐф, ⁿс} | назальный фрикативный звук | озвучка | /ᵐf/→[ᵐv]; /ⁿs/→[ⁿz] (кроме перед /o/) | ||
2. | __ В[+Закрыто] | {т, ⁿт, к, ᵑк} | глухая остановка | стремление | /т/→[тʰ]; /ⁿt/→[ⁿtʰ]; /k/→ [kʰ/kˣ] ; /ᵑk/→ [ᵑkʰ/ᵑkˣ] |
{б} | двугубный | озвучивание | /b/→[p] (необязательно) | ||
3. | __ /я/ | {ɟ, ɟᵂ, ᶮɟ, ᶮɟᵂ, с, сᵂ} | небный | фронтирование + спирантизация | /ɟ/→[от]; /ɟᵂ/→[zᵂ]; /ᶮɟ/→[ⁿz]; /ᶮɟᵂ/→[ⁿzᵂ]; /с/ →[ʦ]; /cᵂ/ → [ʦᵂ]; /ᶮcᵂ/ →[ ᶮʃ]? |
4. | __ /ʉ, ед/ | {ɟ, ᶮɟ, с, сᵂ} | небный | спирантизация | /ɟ/ →[ʒ]; /ᶮɟ/ → [ᶮʒ]; /с/ → [сʃ]; /cv/ → [ʃ] (3.1.8, V1965) |
{gᵂ} | лабиализованный звонкий велярный | /gᵂ/→[v] | |||
5. | __ /ʉ/ | {г, ᵑг} | симплексный и назальный звонкий велярный | спирантизация | / г/ → [ɣ]; /ᵑg/ → [ᵑgˠ] |
6. | __ / ты/ | {г} | симплекс звонкий велярный | ретракция + спирантизация | /g/ → [ʁ] |
7. | __ /он/ | {bᵂ} | лабиализованный двугубный | спирантизация | /bᵂ/ → [bᵛ] |
(адаптировано из Вурхува, 1965: xxx-zzz) |
Тон
[ редактировать ]Медумба известна тем, насколько тон формирует грамматику. Несмотря на то, что мелодии поверхностных тонов имеют только двухтоновый контраст, а именно высокий (H) и низкий (L), они обусловлены множеством лексических, морфологических и синтаксических факторов:
- лексически заданный уровень Низкий (L) и Высокий (H) тон
- морфологически обусловленные нисходящие (HL) и восходящие (HL) контурные тона
- синтаксически обусловленный понижающий тон, где H воспроизводится на более низкой высоте, чем предыдущий тон H
Два тона: высокий и низкий
[ редактировать ]Медумба описывается как двухуровневая тональная система с низким (L) и высоким (H) тонами; примеры приведены в таблице 16. Обратите внимание, что контраст L/H обнаруживается для всех категорий лексического (открытого) класса; сюда входят глаголы, существительные и предлоги. Аналогично, функциональные категории (закрытые классы) демонстрируют контрасты L/H; сюда входят вербальные F-категории (C, T и Аспект) и номинальные F-категории (Dem, Det, Pl). [Описать примеры; также дайте минимальные пары]
Тон контрастирует с глаголами
[ редактировать ]Основы глаголов бывают двух форм: CV и CVC, каждая из которых контрастирует с низким и высоким тоном. См. (1-5) примеры контраста высоких/низких тонов с основами CV и (6-6) примеры контраста высоких/низких тонов с основами CVC.
Низкий тон | Высокий тон | Источник | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
НАСИЛИЕ | орфография | блеск | НАСИЛИЕ | орфография | блеск | ||
бɑЛ | 'ecaillier' | бɑ | 'будь сумасшедшим' | В1976:111 | |||
печь | 'вставать' | это | 'оставлять' | В1976:123 | |||
ты | 'испражняться' | nyi | 'нажимать' | В1976:125 | |||
зло | 'будь сильным, твердым' | лицом к лицу | 1. торговля
2. отрицать 3. защитить себя |
В1976:127 | |||
Цви | 'смех' | связанный | 'убийство' | В1976:131 |
Низкий тон | Высокий тон | Источник | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
НАСИЛИЕ | орфография | блеск | НАСИЛИЕ | орфография | блеск | ||
fʉ̀eg LH | 'будь легким' | fʉage H | 'дуть' | В1976:117 | |||
ка L | 'заточить, склеить' | ка Х | 'реклама' | В1976:121 | |||
в ЛГ | 'собрать' | Лада | 'лизать' | В1976:122 | |||
Проклятие | 'плачь, жалуйся' | Проклятие | «будь чистым, ясным, здоровым» | В1976:122 | |||
окно | 'скучать' | окно | «собрать с полными руками» | В1976:127 | |||
полный левый | «смешать, собрать» | полный | 1. «тянуть ниткой»
2. «шить» 3. 'с' |
В1976:127 | |||
ЛХ | 'плевать' | tɔgə | 'проходить' | В1976:128 | |||
ЛГ | 'просыпайся с самого начала' | плохой | 'будь краток' | В1976:129 | |||
[jɑʔɑ] ЛХ | yɑʔ'ɑ ЛХ | 'крест' | [jɑʔɑ] ХХ | yɑʔɑ | 'отдать должное' | В1976:130 | |
и ЛХ | 1. «живой»
2. «пожирать» |
пытаться | 1. «согреться»
2. «коротать день» |
В1976:130 | |||
ЛХ во дворе | 'промокнуть, мокрый' | в памяти | 1. быть отдохнувшим
2. «быть сытым (от еды» |
В1976:130 | |||
(адаптировано из Вурхува, 1976 г.) |
Тон контрастирует с существительными
[ редактировать ]Низкий тон | Высокий тон | Источник | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
НАСИЛИЕ | орфография | блеск | НАСИЛИЕ | орфография | блеск | ||||
Л(Ч) | [страна] | м-ма | 'гайка' (c2) | Н(Л) | [залив] | м-ба | 'можно, мармит' | В1976:111 | |
Л(Л) | [cɔ] | cɔ | 'новости, история' (c1/4) | Ч(Ч) | [cɔ] | cɔ | 'кража' (с3) | В1976:114 | |
Л(Л) | [улыбка] | спать | 'длинная твердая единица' | Н(Л) | [улыбка] | спать | 1. рог «рог»
2. свисток |
В1976:115 | |
Л(Ч) | ж | 1. 'перо' (c3/5)
2.' лист' |
Н(Л) | ж | 'мертвое тело' | В19`76:116 | |||
Л(Ч) | он знает | 'звезда' | Н(Л) | на | 'игра' | В1976:126 | |||
Л(Ч) | н-за | 'чудо' (c2/4) | Н(Л) | н-за | 'холм' | В1976:131 | |||
(адаптировано из Вурхува, 1976 г.) |
Контраст высоких/низких тонов с основой существительного CVC: (23–29) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Низкий тон | Высокий тон | Источник | |||||||
НАСИЛИЕ | орфография | блеск | НАСИЛИЕ | орфография | блеск | ||||
(23) | Л(Л) | [вещи] | м-стол | 'дождь' (c2) | Н(Л) | [белый] | м-бан | 'сторона, с?' | В1976:111 |
(24) | Л(Ч) | [бùʔ] | компенсация' | 'гриб' (c3/5) | Н(Л) | [буʔ] | его | 'пакет' (c3/6) | В1976:113 |
(25) | Л(Ч) | [ɣəʔ] | Как дела | 'щека' (c3/5) | Ч(Ч) | Как дела | 'алчность' (с3) | В1976:117 | |
(26) | Л(Л) | н-тɑн | 'строка' (c1) | Ч(Ч) | н-тɑн | 'торговля, коммерция' (c1) | В1976:127 | ||
(27) | Л(Ч) | ŋ-шепот | 'хвост' (c2/4) | Н(Л) | О-кун | 'рис, фасоль' | В1976:121 | ||
(28) | Л(Л) | кэйб | 'забор' (c1/4) | Н(Л) | ŋ-kɑb | 'деньги' (c1) | В1976:119 | ||
(29) | Л(Л) | пришел | 'кусок' (c3/5) | Н(Л) | ŋ-камера | 'благородный' (c1/4) | В1976:119 | ||
(30) | Л(Ч) | прозвучал | 'куст' | Л(Ч) | NCWED | 'вождь | |||
(адаптировано из Вурхува, 1976 г.) |
В принципе, учитывая возможность наличия основы, связанной с одной из четырех тональных мелодий, а именно L(L), L(H), H(L) и H(H) для существительных и L или H для глаголов, можно ожидать, что найдите четырехсторонний тональный контраст для данной сегментной основы (CV или CVC). В пределах данного класса слов такие примеры не засвидетельствованы, но есть один экземпляр с четырехсторонним контрастом между классами слов. Кроме того, если посмотреть на тоновые мелодии в разных классах слов, существует несколько трехсторонних контрастов для данной именной основы и множество четырехсторонних тональных контрастов с одной и той же основой.
- CV tɔ, имеющий основы L(H), H(L) и H(H)
- CVC m-vɛd , который имеет L(L)
- CVC lɛn , to и mvdd.
Примеры приведены в (1-3).
Низкий тон | Высокий тон | Источник | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
НАСИЛИЕ | орфография | блеск | НАСИЛИЕ | орфография | блеск | ||||
(1) | Л (Л) | — | Ч (Л) | шить | 'N: шея, горло' (c2) | В1976:128 | |||
Л (В) | шить | Н: «пупок» (c3) | Ч (Ч) | шить | «N: отверстие» (c3/5) | ||||
л | капли в ЛГ | 1. В: 'управлять'
2. В: взять/отдать долг |
ЧАС | — | |||||
(2) | Л (Л) | м-вɛд | Н: «веревка» (c1/4) | Ч (Л) | м-вɛд | «N: масло» (c5) | В1976:129 | ||
Л -Л(Л) | м-вɛд-м-вɛд | Н: 'комар' (c4) | |||||||
Л (В) | — | Ч (Ч) | м-вɛд | «Н: брат» (c1/4) | |||||
л | в vɛd LH | V: 'tremble' | ЧАС | — | |||||
(3) | Л (Л) | читать | N: 'знак' (c2/4) | Ч (Л) | читать | Н: «имя» (c3/5) | В1976:123 | ||
Л (В) | читать | Н: 'маркировать, качество, сортировать' (c2) | Ч (Ч) | — | |||||
л | LH в Lɛn | В: знаю, признаю | ЧАС | — | |||||
(4) | Л (Л) | Сумка | Н: 'сторона' (с?) | Ч (Л) | — | В1976:111 | |||
Л (В) | Сумка | Н: '1pl местоимение' | Ч (Ч) | — | |||||
л | LH в сумку | V: 'split' | ЧАС | сумка для ДХ | В: 'худой' | ||||
(5) | Л (Л) | Бам | Н: «живот» (c3/5) | Ч (Л) | — | В1976:111 | |||
Л (В) | Ч (Ч) | — | |||||||
л | бам-ə ЛХ | В: 'просыпайся' | ЧАС | бам | В: «прими, верующий, ответь» | ||||
(6) | Л (Л) | Ч (Л) | |||||||
Л (В) | его | Н: 'гриб' (c3/5) | Ч (Ч) | его | N: пакет (c3/5) | ||||
л | ЧАС | его | В: «играй, озвучь» | ||||||
(адаптировано из Вурхува, 1976 г.) |
Низкий тон | Высокий тон | Источник | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
НАСИЛИЕ | орфография | блеск | НАСИЛИЕ | орфография | блеск | ||||
(1) | Л(Л) | читать | 'колдовство, магия (c3) | Л(Ч) | О-ка | 'ранг' (c2) | В1976:119 | ||
(2) | Л(Л) | [кəʔ] | что | 'там-там' (c3/5) | Н(Л) | ŋ-kə' | 'мяч' | В1976:120 | |
(3) | Л(Ч) | к | 'стрелка' (c3/5) | Л(Ч) | соль | 'пилон' (c1/4) | В1976:121 | ||
(4) | ЧАС | избегайте | 'дружба (c1/4) | Ч(Ч) | н-избегать | 'друг' (c1/4) | В1976:126 | ||
(5) | Ч(Ч) | тʉ | 1. «дерево» (c3/5)
2. «наверху» |
Н(Л) | н-т | 'сердце' (c/24) | В1976:129 | ||
(адаптировано из Вурхува, 1976 г.) |
(3) Low-tone fù (4) High-tone tʃə́ŋ [fù] [tʃə́ŋ] 'medicine' 'food' (From Kouankem 2013:60; Mucha 2017: 8)
Тон контрастирует с предлогами
[ редактировать ](5) Low-tone (a) mbàŋ [ᵐbàŋ] (b) nùm [nùm] (c) ɲàm [ɲàm] 'next to' 'on' 'behind' (6) High-tone mʙə́ [ᵐʙə́] 'in front of' (from Hawkes et al. 2015:122)
Тон контрастирует с дополняющими элементами
[ редактировать ](7) Low-tone (a) ndà (8) High-tone mbʉ [ⁿdà] [ᵐbʉ́] 'C' 'C' (From)
Тон контрастирует с демонстративными
[ редактировать ](9) Low-tone (a) s-ə̂n (10) High-tone N yə́n [s-ə̂n] [N yə́n] AGR-this N Dem.Dist 'that N' (Kouankem 2013:60)
Тон контрастирует с множественным числом.
[ редактировать ](11) Low-tone (a) bà N (12) High-tone ba N [bà] [bá] 'PL' 'PL' (Kouankem 2013:62)
Нисходящие и восходящие тона
[ редактировать ]Помимо высоких и низких тонов, у Медумбы наблюдаются нисходящие (HL) и повышающиеся (LH) контурные тона. Эти контурные тона морфологически происходят от плавающих тонов H, которые встречаются в виде аффиксов, предшествующих или следующих за основами, с которыми они связаны. Эти плавающие тоны дают о себе знать путем стыковки с единицами, несущими тон (TBU), связанными с L-тоном, образуя тем самым контур тона. [ОПИСАТЬ ПРИМЕРЫ; добавить примеры LH]
(13) L-tone verb (put in sentence) ghʉ̀ [ɣʉ̀] do 'do’ (14) Derived HL-tone verb (put in sentence) nghʉ̀ [N-ɣʉ̀] N-do 'do, consecutive’ (identify source)
Вниз
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в дополнении : примеры. Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2024 г. ) |
Медумба показывает понижающую ступень , где H воспроизводится на более низкой высоте, чем непосредственно предшествующий тон H; Спад обозначается как (ꜜ). Понижение рассматривается как результат плавающего низкого тона, который сдвигает уровень высоты следующего высокого тона на одну ступень ниже, чем предыдущий высокий тон. [3] Downstep синтаксически обусловлен тем, что встречается на границах фраз:
- Понижение происходит между подлежащим и последующим глаголом,
- Переход вниз происходит между глаголом и последующим дополнением.
- Понижение происходит между существительным и последующим дополнением.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вурхув, Ян (1965). «Структура морфемы в бамилеке (диалект банганте)». Язык . 13 : 319–334. дои : 10.1016/0024-3841(64)90034-8 .
- ^ Олсон, Кеннет С.; Мейнадье, Йоханн (2015). «О двугубных трелях и гласных медумбы» (PDF) . Труды Международной фонетической ассоциации .
- ^ Вурхув, Ян (1971). «Тонология существительного Бамилеке». Журнал африканских языков . 10 : 44–53.