Канцелярское письмо
Канцелярское письмо | |
---|---|
Тип сценария | |
Период времени | Китай бронзового века , Китай железного века |
Направление | Сверху вниз |
Языки | Древнекитайский , восточно-ханьский китайский |
Связанные скрипты | |
Родительские системы | Скрипт кости Oracle
|
Дочерние системы | Обычный скрипт |
Канцелярское письмо | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | официальный сценарий | ||
Упрощенный китайский | официальный сценарий | ||
Буквальный смысл | канцелярское письмо | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит |
| ||
Хан-Ном |
| ||
Корейское имя | |||
хангыль | Йесо | ||
Альтернативное японское название | |||
Кандзи | Шрифт Рейшо | ||
|
Канцелярское письмо ( традиционный китайский : 隸書 ; упрощенный китайский : 隶书 ; пиньинь : lìshū ), иногда также канцелярское письмо , представляет собой стиль китайского письма , который развился от позднего периода Воюющих царств до династии Цинь . Он созрел и стал доминирующим во времена династии Хань и активно использовался в период Шести династий . [1] [2] [3] В своем развитии он значительно отошел от более ранних письменностей с точки зрения графических структур (процесс, известный как ливийский ), [4] и характеризовался своей прямолинейностью, чертой, характерной для более позднего регулярного письма .
Хотя на смену ему пришли более поздние сценарии, включая обычный сценарий, канцелярский сценарий сохранился как каллиграфическая практика. В китайской каллиграфии термин «клерикальный» часто относится к определенному каллиграфическому стилю, который типичен для подтипа канцелярского письма, ханьского канцелярского письма ( 汉隶 ; 漢隸 ) или бафенского ( 八分 ) письма. Для этого стиля характерны приземистые формы персонажей и «волнистый» вид из-за толстых, выраженных и слегка нисходящих хвостов, загнутых вверх на концах.
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Исторические отчеты, в том числе « Книга Хань» (111 г. н.э.) и постфейс Шуовэнь Цзецзы ( ок. 100 г. н.э. ), ошибочно приписывают канцелярское письмо клеркам династии Цинь, утверждая, что клерки разработали сценарий, чтобы справиться с большой рабочей нагрузкой. [5] Существуют также исторические традиции, восходящие к династии Хань, которые приписывают создание канцелярского письма именно тюремному офицеру династии Цинь Чэн Мяо ( 程邈 ), который, как говорят, изобрел его по приказу Цинь Шихуанди . [6] Однако археологические находки показали, что канцелярское письмо не было изобретением определенного человека или определенных людей, а естественным образом развилось из более ранних письменностей. [7] Также утверждалось, что канцелярское письмо не было создано государственными писцами, а уже широко использовалось, и его использование клерками во времена династии Цинь просто отражает эту тенденцию. [8]
Канцелярское письмо было разработано на основе местных разновидностей письма в государстве Цинь в период Воюющих царств . Говорят, что эти сценарии принадлежат системе сценариев штата Цинь ( 秦系文字 ; «скрипты ветви Цинь») и послужили основой для сценария малой печати Цинь. стандартизации [9] Можно заметить, что в народных вариантах письма государства Цинь уже использовались формы, более прямолинейные, чем в более ортодоксальных письмах, с менее длинными, извилистыми линиями и более легко сегментированными штрихами, и они ближе к позднему церковному письму, чем к позднему церковному письму. шрифт маленькой печати как по стилю, так и по структуре. В частности, некоторые письменности, обнаруженные на бамбуковых и деревянных пластинках, стилистически отличаются от более ранних и даже современных письменностей государства Цинь и поэтому часто рассматриваются как форма раннего церковного письма. [10] Примеры включают бамбуковые тексты Шуйхуди Цинь ( ок. 217 г. до н. э. ) и деревянные пластинки Цинчуань ( ок. 309 г. до н. э. ). [11]
Созревание
[ редактировать ]Во времена династии Цинь официальным письмом было письмо с маленькой печатью. Канцелярское письмо было связано с низким социальным статусом и, хотя и допускалось как своего рода вспомогательный стиль письма для клерков, обычно не использовалось в официальных случаях. Однако со временем он постепенно стал доминировать над письмом с маленькой печатью и стал основным письмом, использовавшимся во времена династии Хань. [12] На протяжении правления династии Хань церковное письмо продолжало развиваться и стабилизироваться, в конечном итоге придя к визуально уникальному стилю. Этот стиль характеризуется следующими моментами:
- Персонажи обычно шире, чем высоки;
- , падающий вправо, Удар часто имеет тяжелую ногу, слегка наклоненную вверх в конце;
- Горизонтальный штрих также иногда имеет толстый, опущенный вниз хвост со слегка наклоненным вверх концом, обычно когда это один из самых длинных горизонтально направленных штрихов в символе.
Последние две особенности, приведенные выше, иногда называют «склонностью к волнистости» ( упрощенный китайский : 波势 ; традиционный китайский : 波勢 ) или «волнистыми нисходящими штрихами» ( 波磔 ). Кроме того, падающие влево штрихи и кривые против часовой стрелки также имеют тенденцию иметь концы, наклоненные вверх. [13]
Канцелярские письма до формирования этих особенностей часто называют канцелярскими письмами Цинь ( 秦隶 ; 秦隸 ) или «старыми письмами» ( 古隶 ; 古隸 ), которые включают ранние канцелярские письма от позднего периода Воюющих царств до начала Хань. династия. Канцелярские сценарии с этими функциями называются «скриптами хань» ( 汉隶 ; 漢隸 ) или скриптами бафен ( 八分 ). Стиль письма бафен лежит в основе большей части более поздней каллиграфии в канцелярском стиле. [14]
Наиболее зрелую форму письма бафен можно найти в поздней династии Восточная Хань, с «тщательно и аккуратно выполненным» письмом. [15] надписи на стелах . Эти стелы считаются каллиграфическими произведениями большого значения и часто используются в качестве образцов каллиграфии в канцелярском стиле. [16] Некоторые важные надписи включают в себя:
- Стела храма Хуашань в Сиюэ, сокр. Стела храма Хуашань или Стела Хуашань храма ;
- посвященную истории смерти Конфуция, сокр. Ин, премьер-министр династий Хань и Лу, поручил установить в Храме Конфуция 100-каменную стелу , И
- Хэян заказал стелу Цао Цюаня, сокр. Стела Цао Цюаня, Стела Цао Цюаня;
- Стела Чжан Цяня . сокр ,
Переход к неоклерикализму
[ редактировать ]Новый тип канцелярского письма, которому китайский палеограф Цю Сигуй дал название «неоклерикальное» ( упрощенный китайский : 新隶体 ; традиционный китайский : 新隸體 ), возник во времена династии Восточная Хань. В сценарии для удобства отказались от тяжелых хвостов, присутствующих в сценарии бафен , но при этом взяли на себя влияние современного скорописного письма . Под влиянием этого нового стиля письма полукурсивное письмо затем возникло , которое, в свою очередь, привело к появлению обычного письма . Говорят, что неоклерикальная форма, или промежуточная форма неоклерикальной и полукурсивной формы, стала способом письма простых людей к периоду Шести династий . При Северной и Южной династиях регулярное письмо пришло на смену клерикальному и стало основным используемым письмом. [17]
Как каллиграфическая практика
[ редактировать ]После правления Северной и Южной династий церковное письмо больше не использовалось активно. [ нужна ссылка ] но его стиль сохранился в каллиграфии.
Во времена династии Тан , в том числе Хан Цзэму , , Ши Вэйцзэ Ли Чао каллиграфы и Цай Юлинь, были известны своей канцелярской каллиграфией. [18] От династий Тан до Мин каллиграфы иногда писали и в канцелярском стиле. [19]
В династии Цин произошло возрождение каллиграфии в канцелярском стиле с появлением таких известных каллиграфов, как Цзинь Нун , Дэн Ширу , И Биншоу ( 伊秉綬 ) и Чжэн Фу ( 鄭簠 ). [20]
Современное использование
[ редактировать ]Благодаря своей высокой разборчивости для современных читателей, каллиграфия в канцелярском стиле до сих пор используется для художественного оформления в различных функциональных приложениях, таких как заголовки, логотипы, вывески и реклама. [21] [22]
Существует ряд компьютерных шрифтов, которые отображают символы CJK в канцелярском стиле. [ нужна ссылка ]
Имена
[ редактировать ]Этимология китайского названия канцелярского письма ( 隸書 ) неясна. 隸 объясняется как 徒隸 («узник в рабстве») или китайское : 隸人 «осужденный», «чиновник низкого ранга». Некоторые делают вывод, что этот сценарий использовался для записи дел, связанных с такими заключенными, в то время как другие делают вывод, что он использовался заключенными, призванными в качестве писцов. [23]
Канцелярское письмо также известно как «канцелярские символы» ( 隸字 ), «помощник по письму» ( さ書 ), «историческое письмо» ( ИСТОРИЯ ), [24] и «официальный сценарий». [25]
Историческая номенклатура
[ редактировать ]От Северной и Южной династий до династии Тан обычное письмо все еще иногда называлось 隸書 вместо 楷書 . Чтобы отличить его от собственно канцелярского письма династии Хань, его также называли «недавним канцелярским письмом» ( 今隶 ; 今隸 ). Соответственно, канцелярское письмо династии Хань можно было бы назвать «старым канцелярским письмом» ( 古隸 ), которое теперь также является названием ранних канцелярских письмен до развития бафена . [26]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Сигуй, Цю (2000). Китайское письмо . Общество изучения раннего Китая. стр. 103–112, 118–126, 138–147. ISBN 1-55729-071-7 . OCLC 470162569 .
- ^ «Канцелярское письмо (隸書) · Китайская каллиграфия» . Learning.hku.hk . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ «Разделы каллиграфии – Канцелярское письмо» . www.cityu.edu.hk . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Чжао, Пинъань; Чжао Пингань (1993). Исследования Ливии по (1-е изд .: Издательство Хэбэйского университета, стр.) . 7-81028-118-6 . OCLC 36942746 .
- ^ Цю (2000) , стр. 103.
- ^ Цай Юн . Глава Святого Императора [ О прославленном императоре ] (на литературном китайском языке). , цитируется по Цю (2000) , с. 103.
- ^ Цю (2000) , стр. 107.
- ^ Тан Лань (唐兰) (2005). Китайская филология [ Китайская грамматология . ] 7-5325-3903-2 . Цитируется в Цю (2000) , с. 107.
- ^ Цю (2000) , стр. 97.
- ^ Цю (2000) , стр. 106.
- ^ Цю (2000) , стр. 106–107; Фан (2003) , стр. 1–2;
- ^ Цю (2000) , стр. 111–112.
- ^ Цю (2000) , стр. 121–122.
- ^ Цю (2000) , стр. 121.
- ^ Цю (2000) , стр. 120.
- ^ Клык (2003) .
- ^ Цю (2000) , стр. 138–149.
- ^ «Сборник древних записей и постскриптумов, том 02, страница 131 (Библиотека) - Проект электроники текстов китайской философии» . ctext.org (на китайском языке (Тайвань)) . Проверено 6 февраля 2022 г. . «Восемь пунктов династии Тан» Среди четырех семей о Хань Цзэму Шивэе ходит много легенд, но Ли Чао и его соседи встречаются особенно редко».
- ^ Фанг (2003) , стр. 8–9.
- ^ Фанг (2003) , стр. 10.
- ^ Уинстон, Су (25 октября 2013 г.). «Без названия» . Фликр . На фотографии три вывески. Вверху: 大同服務處 и 擁護政府, написанные на периферии доски каллиграфическим письмом в канцелярском стиле. В середине и внизу: 美容院, написанное канцелярским каллиграфическим письмом.
- ^ Ли, Цзяньмин; Ли Цзяньмин (2020). на ( Посмотрите! Уличные указатели Гонконга языке) (обновленное издание, стр. 168–173). китайском 978-988-8675-48-7 . OCLC 1200804402 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Цю (2000) , стр. 111, 125–126.
- ^ Кример, Томас Б.И. (1992), «Лексикография и история китайского языка», в журнале « История, языки и лексикографы» , изд. Ладислав Згуста , Нимейер, с. 110.
- ^ Гао, Джеймс З. (2009), Исторический словарь современного Китая (1800–1949), Scarecrow Press, стр.41.
- ^ Цю (2000) , стр. 121, 147–148.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Цю Сигуй (裘锡圭) (2000) [1988]. Китайская письменность . Перевод Маттоса, Гилберта Л.; Норман, Джерри. Беркли: Общество изучения раннего Китая и Институт исследований Восточной Азии Калифорнийского университета. ISBN 978-1-55729-071-7 .
- Фан Чуаньсинь (Fang Chuanxin) (2003). Десять лекций по официальному сценарию [ Десять курсов канцелярской каллиграфии ] (на китайском языке: Шанхайское издательство каллиграфии и живописи, стр. 1–6 ) . 7-80672-700-0 . OCLC 54470488 .