Ольмекские иероглифы
Ольмекские иероглифы — это набор символов, разработанных в рамках культуры ольмеков . Ольмеки были самой ранней известной крупной мезоамериканской цивилизацией, процветавшей в период формирования (1500–400 гг. до н. э.) в тропических низменностях современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско . [1] Последующая эпи-ольмекская культура (300 г. до н. э. — 250 г. н. э.) была культурой-преемницей ольмеков и характеризовалась истмийским письмом , которое характеризовалось как полноценная система письменности, хотя ее частичная расшифровка оспаривается.
У ученых нет единого мнения о том, представляют ли ольмекские иероглифы язык или систему протописьма ; Возможное существование письменности в периоды Среднего и позднего Ольмека было предметом давних споров. Прямые доказательства включают появление отдельных (потенциальных) глифов, а также одиночного блока Каскахала, несущего потенциальный текст. Косвенные доказательства включают сходство в календаре и системах письма между последующими мезоамериканскими культурами, для которых ольмеки иногда считаются материнской культурой . [2]
Периодизация
[ редактировать ]Блок Каскахаль (ок. 900 г. до н.э.)
[ редактировать ]
В сентябре 2006 года в отчете, опубликованном в журнале Science , было объявлено об открытии блока Каскахала, змеевидного блока размером с планшет с 62 символами, не похожего ни на один из ранее обнаруженных в Мезоамерике. Этот блок был обнаружен местными жителями в центре ольмеков и был датирован археологами примерно 900 годом до нашей эры на основании других обломков. Если подлинность и дату удастся подтвердить, это окажется самой ранней письменностью, найденной в Мезоамерике. Символы на блоке Каскахаль не похожи на символы любой другой системы письма в Мезоамерике, например, на языках майя или на Истмийском языке , еще одном вымершем мезоамериканском письме. Блок Каскахала необычен еще и тем, что символы, по-видимому, расположены горизонтальными рядами и «нет убедительных доказательств общей организации. Последовательности, похоже, задуманы как независимые единицы информации». [3] 28 уникальных символов блока Каскахала не имеют очевидного сходства с более поздними глифами. Если это действительно был сценарий, то блочный сценарий Каскахала «по всей видимости, не оставил потомков и не имел определенной связи с Истмийским письмом или другим письмом Формирующего [периода]». (Скидмор, 2007, стр. 5) [4]
Среднеформативные топонимы (900–500 гг. до н. э.)
[ редактировать ]Все мезоамериканские системы письменности содержат топонимы. [5] то есть «эмблемы или графические изображения, которые объединяют отдельные элементы в значимые композиции, но не кодифицируют напрямую какой-либо конкретный набор звуков». [6] Эти топонимы, по-видимому, использовались в искусстве ольмеков со времен Среднего формирования (900–500 гг. до н.э.), но степень, в которой они составляют письменность (т.е. записывают разговорную речь), обсуждается. [7] [8] Возможные топонимы включают два примера из Герреро: [9] [10] возможный знак места из пещеры Октотитлан, Герреро, [6] вырезанный зеленокаменный кельт неизвестного происхождения и табличка из Ахуэликана. [11]
Возможные символы (650–400 гг. До н.э.)
[ редактировать ]Долгое время считалось, что многие глифы, присутствующие на монументальных скульптурах ольмеков, представляют собой раннюю ольмекскую письменность. «Если письмо является (1) графическим представлением языка, (2) отделенным от тела его референта и (3) расположенным в виде линейных последовательностей, которые теоретически могут расширяться до более высоких степеней синтаксической сложности, то письмо впервые появляется в Мезоамерике в век между 600 и 500 годами до нашей эры, о чем свидетельствует памятник Ла Вента 13 ', [12] так называемый «Памятник послу» (предположительно 650–450 гг. до н. э., [13] соотв. 600-400 гг. до н.э., [12] изображение см. Линды Шеле . в коллекции фотографий [14] ).
Помимо монументальной скульптуры, потенциальные глифы были обнаружены на портативных объектах, таких как кельты (в частности, кельт Гумбольдта, датируемый примерно 450 г. до н. э. ), [15] осколки и т.д. [16] Однако некоторые глифы явно продолжают символы, ранее сложившиеся в иконографии, а не в письме. [17] (это может включать вышеупомянутые топонимы), так что их использование для записи разговорной речи можно установить только в том случае, если несколько потенциальных глифов появляются в комбинации.


В 2002 году одна такая группа символов была подтверждена для двух возможных символов в Сан-Андресе : [18] В ходе раскопок, проведенных в 1997 и 1998 годах, были обнаружены три артефакта, которые, по мнению многих археологов, демонстрируют, что цивилизация ольмеков использовала настоящую систему письма. Эти артефакты, датированные примерно 650 г. до н.э. (середина концентрации ольмеков в Ла-Венте и Сан-Андресе), были найдены на свалке — останках фестиваля или пиршества. «Тот факт, что артефакты с глифами были найдены среди отходов пиршества, позволяет предположить, что письменность у ольмеков была священной и была тесно связана с ритуальной деятельностью». [19] Самой важной находкой стала керамическая цилиндрическая печать размером с кулак, вероятно, использовавшаяся для печати на ткани. В развернутом виде на печати изображены два речевых свитка , исходящие от птицы, за которыми следует ряд элементов дизайна, обрамляющих то, что было интерпретировано как логограммы «короля (боковой U-образной формы)», «3 (три точки, согласно мезоамериканскому система нумерации полос и точек)» и «Аджав (из священного 260-дневного календаря)», обозначение, используемое как для календарной даты, так и, в соответствии с мезоамериканским обычаем, для имени правителя ольмеков. Помимо керамической цилиндрической печати, были обнаружены два фрагмента зеленокаменной бляшки размером с ноготь, каждый из которых содержит вырезанный символ. Оба этих глифа были связаны с хорошо задокументированными глифами в других мезоамериканских системах письма, включая истмийское (эпи-ольмекское) письмо и письмо майя. [20]
Известный археолог и писатель Майкл Д. Коу интерпретирует глифы Сан-Андрес как «ранний вид письменности». [21] в то время как Ричард А. Диль, который вместе с Коу проводил раскопки на ольмекском участке Сан-Лоренцо Теночтитлан, обнаруживает, что это открытие «подтверждает существование ольмекского письма и календарей к 650 году до нашей эры». [22] С другой стороны, эпиграф майя Дэвид Стюарт заявил, что было бы трудно различить свидетельства существования системы письма в нескольких символах. [21] Вопрос осложнился в 2006 году открытием блока Каскахаль . 28 уникальных символов блока Каскахаль не имеют очевидного сходства с глифами Сан-Андрес и действительно не похожи на глифы любой другой мезоамериканской системы письма. [4] Вопросы, касающиеся интерпретации символов Сан-Андрес (и блока Каскахаль), требуют дальнейших исследований.
Цилиндрическая печать из Тлатилько , датированная периодом оккупации ольмеков, по-видимому, имеет непиктографический линейный шрифт. [23] Цилиндрическая печать из Чьяпа-де-Корсо , Мексика, также является примером неизвестного мезоамериканского письма. [ нужны разъяснения ] Оба обсуждались как потенциальное свидетельство письменности ольмеков в том виде, в котором они появились во времена влияния ольмеков . [24]

Эпи-ольмекское или Истмийское письмо (после 300 г. до н. э.)
[ редактировать ]Небольшое количество эпи-ольмекских артефактов, найденных на Теуантепекском перешейке, демонстрирует примеры ранней мезоамериканской системы письма, которая «сама может происходить от ольмекской иероглифической системы, но обнаружено слишком мало ольмекской письменности, чтобы подтвердить или опровергнуть эту связь». . [25]
Самые длинные из этих текстов находятся на стеле Ла Мохарра 1 и статуэтке Тустла . Используемая система письма очень близка (и, возможно, является предком) к письму майя , с использованием аффиксальных глифов и дат длинного счета , но читается только в одном столбце за раз, как и письмо сапотеков . Эпи-ольмекская стела из Чьяпа-де-Корсо — старейший памятник Америки, на котором указана собственная дата: Длинный счет датирует ее 36 годом до нашей эры. Осколок из Чьяпа-де-Корсо, датируемый 300 г. до н.э., считался старейшим из когда-либо обнаруженных экземпляров этой письменности . [26] но совсем недавно было высказано предположение, что ранняя истмийская письменность в Чьяпа-де-Корсо даже предшествовала эпиольмекской культуре. [27]
В статье 1997 года Джон Джастесон и Терренс Кауфман предложили расшифровку эпи-ольмекского языка. Однако в следующем году их интерпретация была оспорена Стивеном Хьюстоном и Майклом Д. Коу , которые безуспешно применили систему дешифрования Джастесона и Кауфмана против эпи-ольмекского письма с обратной стороны до сих пор неизвестной маски. Вопрос остается спорным.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диль, Ричард А. (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 9–25 . ISBN 0-500-28503-9 .
- ^ «Эта великая культура, с которой мы сталкиваемся на древних уровнях, несомненно, является матерью других культур, таких как майя, Теотиуакан, Сапотек, Эль-Тахин и других, без сомнения, является матерью других культур». как майя, теотиуаканы, сапотеки, жители Эль-Тахина и другие».) Caso (1942), стр. 46.
- ^ Родригес Мартинес, Массачусетс. дель Кармен; Понсиано Ортис Себальос; Майкл Д. Коу ; Ричард А. Диль; Стивен Д. Хьюстон ; Карл А. Таубе ; Альфредо Дельгадо Кальдерон (16 сентября 2006 г.). «Старейшая письменность Нового Света» . Наука . 313 (5793). Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация содействия развитию науки : 1610–1614. Бибкод : 2006Sci...313.1610R . дои : 10.1126/science.1131492 . ОКЛК 200349481 . ПМИД 16973873 . S2CID 35140904 .
- ^ Перейти обратно: а б Скидмор, Джоэл (2006). «Блок Каскахала: самые ранние доколумбовые письмена» ( PDF ) . Отчеты и новости Mesoweb . Месовеб . Проверено 20 июня 2007 г.
- ^ Бразерстон, Г. (1999) «Разместите знаки в мезоамериканских надписях и кодексах», в книге У. Брея и Л. Мансанильи (ред.) Археология Мезоамерики: мексиканские и европейские перспективы. Лондон: Издательство Британского музея. 50–67
- ^ Перейти обратно: а б Арно Ф. Ламберт (2013), Возможный знак места (топоним) из пещеры Октотитлан, Герреро, Мексика, The Post Hole (студенческий археологический журнал) 27: 17–28, https://www.theposthole.org /sites/theposthole.org/files/uploads/192/posthole_27_192.pdf
- ^ Поль, МЕД, Поуп, К.О. и Фон Надь, К. (2002) «Ольмекское происхождение мезоамериканской письменности». Наука. 298. 1984–1987 гг.
- ^ Родригес Мартинес, MC, Ортис Себальос, П., Коу, доктор медицины, Диль, Р.А., Хьюстон, С.Д., Таубе, К.А. и Кальдерон, А.Д. (2006) Старейшее письмо в Новом Свете. Наука 313: 1610–1614.
- ^ Коу, Майкл Д.; Принстонский университет; Художественный музей; Музей изящных искусств, Хьюстон (1995). Мир ольмеков: ритуал и правление . Гарри Н. Абрамс. стр. Каталог, листы 127 и 131. ISBN. 978-0-8109-6311-5 . ОСЛК 34103154 .
- ^ Хьюстон, С.Д. (2004) «Письмо в ранней Мезоамерике» в С.Д. Хьюстон (ред.) Первое письмо: изобретение сценария как история и процесс. 274-309. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, стр. 285, рисунки 10.4а и 10.4б
- ^ Арно Ф. Ламберт (2013), Возможный знак места (топоним) из пещеры Окстотитлан, Герреро, Мексика, The Post Hole (археологический журнал, управляемый студентами) 27: 17–28, https://www.theposthole. org/sites/theposthole.org/files/uploads/192/posthole_27_192.pdf , рис. 5.а, 5.б
- ^ Перейти обратно: а б Хьюстон, С.Д. (2004) «Письмо в ранней Мезоамерике» в С.Д. Хьюстон (ред.) Первое письмо: изобретение сценария как история и процесс. 274–309. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, стр. 292
- ^ Райс, Пруденс М. (17 февраля 2009 г.). Происхождение календаря майя: памятники, мифология и материализация времени . Издательство Техасского университета. п. 96. ИСБН 978-0-292-77449-0 .
- ^ «Коллекция фотографий Шеле, номер Шеле: 127019» . www.research.famsi.org . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Стюарт, Дэвид (26 января 2015 г.). «Королевская повязка на голову: панмезоамериканский иероглиф» . Расшифровка Майя . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ де Хавенон, Джорджия. «ОЛМЕКСКИЙ ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ НЕФРИТОВЫЙ КЕЛЬТ». Источник: Записки по истории искусства, вып. 35, нет. 1–2, 2015, стр. 171–81.
- ^ Ф. Кент Рейли, III (1996), Ленивый-S: Иконографический заимствование периода становления иероглифического письма майя , В Марте Дж. Макри и Яне МакХарг (ред.), Восьмой круглый стол в Паленке, 1993 .
- ^ Пол, Мэри ЭД; Поуп, Кевин О.; фон Надь, Кристофер (2002). «Ольмекское происхождение мезоамериканской письменности» . Наука . 298 (5600): 1984–1987. Бибкод : 2002Sci...298.1984P . дои : 10.1126/science.1078474 . ПМИД 12471256 . S2CID 19494498 .
- ^ Пол, Мэри (2005). «Цивилизация ольмеков в Сан-Андресе, Табаско, Мексика». Фонд развития мезоамериканских исследований, Inc. (FAMSI) : 10.
- ^ Пол, Мэри; Кевин О. Поуп; Кристофер фон Надь (2002). «Ольмекское происхождение мезоамериканской письменности». Наука . 298 (5600): 1984–1985. Бибкод : 2002Sci...298.1984P . дои : 10.1126/science.1078474 . ПМИД 12471256 . S2CID 19494498 .
- ^ Перейти обратно: а б Бауэр, Брюс «Сценарий: написание сценария Нового Света принимает спорный поворот» в журнале Science News , Vol. 162, № 23, 7 декабря 2002 г., с. 355.
- ^ Диль, Ричард (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Серия «Древние народы и места». Лондон: Темза и Гудзон . стр. 96 . ISBN 978-0-500-02119-4 . OCLC 56746987 .
- ^ Келли, Дэвид Х. (июль 1966 г.). «Цилиндровое уплотнение от Тлатилко» . Американская древность . 31 (5Часть 1): 744–746. дои : 10.2307/2694503 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 2694503 . S2CID 163539953 .
- ^ Келли, Дэвид Х. (1966). «Цилиндровая печать от Тлатилко». Американская древность . 31 (5): 744–46. дои : 10.2307/2694503 . JSTOR 2694503 . S2CID 163539953 .
- ^ Джастесон, Джон С. и Терренс Кауфман (1993), Дешифровка эпи-ольмекской иероглифической письменности. Наука, 19 марта 1993 г., стр. 1703–1711.
- ^ Джастесон, Джон С.; Терренс Кауфман (2001). «Эпиольмекская иероглифическая письменность и тексты» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2011 г. Проверено 2 января 2010 г. п. 2.
- ^ Макри, Марта. (2017). Истмийский сценарий в Чьяпа-де-Корсо . Глиф-Обитатель.