Эпи-ольмекская культура
Эпи -ольмекская культура культурная область в центральном регионе современного мексиканского штата Веракрус — . Сосредоточенная в бассейне реки Папалоапан , культура существовала в период позднего формирования , примерно с 300 г. до н.э. примерно до 250 г. н.э. [1] Эпи-ольмеки были культурой-преемницей ольмеков , отсюда и приставка «эпи-» или «пост-». Хотя эпиольмеки и не достигли далеко идущих достижений этой ранней культуры, они, благодаря своим сложным календарям и системе письма , реализовали уровень культурной сложности, неизвестный ольмекам. [2]
Трес-Сапотес и, в конечном итоге, Серро-де-лас-Месас были крупнейшими эпиольмекскими центрами, хотя ни один из них не достиг размера и значения великих ольмекских городов до них, ни Эль-Тахина после них. Другие примечательные места Эпи-Ольмека включают Эль-Месон , Лердо-де-Техада , Ла-Мохарра , Безуапан и Чуниапан-де-Абахо .
Культурный контекст
[ редактировать ]Возникновение эпиольмекской культуры на западной окраине центра ольмеков совпадает с депопуляцией восточной половины центра ольмеков и упадком ольмекской культуры в целом. Эпиольмекская культура представляла собой постепенную трансформацию, а не резкий разрыв с культурой ольмеков. Например, многие ольмекские мотивы были использованы культурой-преемницей. Трес-Сапотес , одно из крупнейших поселений ольмеков, продолжал оставаться региональным центром эпи-ольмекской культуры. А повседневная жизнь неэлиты оставалась почти такой же: натуральное хозяйство с оппортунистической охотой и рыбалкой, глинобитные дома, соломенные крыши и колоколообразные ямы для хранения вещей. [3]
С другой стороны, в период позднего формирования наблюдался повсеместный спад торговли и других межрегиональных взаимодействий по всей Мезоамерике . [4] наряду с заметным сокращением использования экзотических престижных предметов, таких как из зеленого камня . бусы [5] Было предложено заменить эти экзотические товары в качестве престижных предметов предметами роскоши местного производства, такими как хлопчатобумажные ткани и высокие головные уборы. [6] Однако снижение межрегионального взаимодействия и торговли не было равномерным: в частности, увеличилось взаимодействие с культурами на перешейке Теуантепек , а также было обнаружено увеличение импорта обсидиана. [7]
В отличие от более раннего искусства ольмеков, искусство эпиольмеков демонстрирует общую потерю деталей и качества. Керамические фигурки были менее реалистично детализированы. [8] а базальтовым памятникам и стелам в Трес-Сапотесе не хватало мастерства, изысканности и деталей более ранних работ Сан-Лоренцо и Ла-Венты. [9]
Судя по децентрализованному расположению групп курганов и монументальной скульптуре в Трес-Сапотесе, предполагается, что эпи-ольмекская иерархия была менее централизованной, чем ее ольмекская предшественница, и, возможно, имела фракционированное правящее собрание, а не единого правителя. [10]
( См. также план сайта Tres Zapotes и общественную организацию )
Эпи-ольмекская скульптура
[ редактировать ]Скрипт и календари
[ редактировать ]В то время как изображение того, что кажется историческими событиями, можно увидеть в Стеле Ла Вента 3 («Дядя Сэм») и Памятнике 13 («Посол»), скульптура ольмеков была больше занята портретами правителей, как показано на рисунке. например в 17 колоссальных головах . Напротив, эпиольмекские памятники демонстрируют резко возрастающую озабоченность историчностью, кульминацией которой в конечном итоге является появление датированных транскрипций. [11]
Эти датированные транскрипции стали возможными благодаря очень раннему использованию эпи-ольмекской культурой календаря « длинного счета» , а также очень ранней системе письма — эпи-ольмекского или истмийского письма . Истмийское письмо встречается на нескольких эпиольмекских скульптурах, включая Стелу Ла Мохарра 1 , Статуэтку Тустла и Стелу Трес Сапотес C , каждая из которых также содержит очень раннюю дату Длинного счета. Эти эпи-ольмекские тексты были наиболее подробными в ту эпоху в Мезоамерике. [12]
Хотя ни Истмийское письмо, ни календарь Длинного счета не ограничивались эпи-ольмекской культурой, их использование, особенно в сочетании, является одной из ее отличительных черт.
Тема сообщения
[ редактировать ]В то время как современные памятники Исапана , расположенные примерно в 330 милях (500 км) к юго-востоку, отображают мифические и религиозные сюжеты, памятники эпи-ольмеков прославляли правителей. Например, на стеле Ла Мохарра 1 изображен правитель в изысканном наряде и головном уборе. В переводе сопровождающего Истмийского сценария, сделанном Джастесоном и Кауфманом, фигура названа Горным Лордом Жнеца, а в сценарии рассказывается о его приходе к власти, войне, солнечном затмении, его собственном кровопускании и «капающей жертве». [13] возможно, его зятя. [14]
Подобные эпи-ольмекские памятники, изображающие красиво одетые фигуры с высокими струящимися головными уборами, включают Стелу Альварадо и Стелу Эль-Месон 1. В отличие от Стелы Ла Мохарра 1, эти два памятника также изображают второстепенную и, вероятно, запуганную, меньшую фигуру. Некоторые сильно разрушенные Истмийского письма глифы могут появиться на стеле Альварадо. На стеле Эль-Месон 1 нет текста. [15]
Это монументальное искусство «возвышенного правителя» позже стало обычным явлением в землях майя на востоке в классическую эпоху .
Окончательная трансформация
[ редактировать ]К 250 году нашей эры Серро-де-лас-Месас, Ремохадас и другие места дальше на север вдоль побережья Веракруса затмили Трес-Сапотес. Хотя Трес Сапотес продолжался и в классическую эпоху , его расцвет прошел, и Эпи-Ольмек уступил место классической культуре Веракруса .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Диль, с. 181.
- ^ См., например, Вилкерсон, с. 46.
- ^ Диль, с. 182.
- ^ Пул, с. 266.
- ^ Пул, с. 244.
- ^ Старк, с. 44.
- ^ Пул, с. 269 и с. 268.
- ^ Пул, с. 244.
- ^ Это лишь частично связано с более грубым местным базальтом Серро-эль-Вигия. Диль, с. 183. Уильямс и Хейзер утверждают, что базальт Серро-эль-Вигия «исключительно крупнозернистый», с. 4.
- ^ Пул, с. 248.
- ^ Пул, с. 254.
- ^ Пул, с. 266.
- ^ Джастесон и Кауфман.
- ^ Шустер.
- ↑ Перес де Лара и Джастесон. Архивировано 24 января 2008 г. в Wayback Machine .
Ссылки
[ редактировать ]- Диль, Ричард А. (2004), Ольмеки: первая цивилизация Америки , Темза и Гудзон, Лондон.
- Джастесон, Джон С. и Терренс Кауфман (2001), Эпи-ольмекская иероглифическая письменность и тексты, заархивированные 25 мая 2011 г. в Wayback Machine .
- Перес де Лара, Хорхе и Джон Хустесон, « Фотодокументация памятников с эпи-ольмекским письмом/изображениями » в Фонде развития мезоамериканских исследований, Inc. (FAMSI) , по состоянию на январь 2008 г.
- Пул, Кристофер (2007), Ольмекская археология и ранняя Мезоамерика , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-78882-3 .
- Шустер, Анджела М.Х. (1997), « Эпи-ольмекская расшифровка » в археологии , онлайн (по состоянию на январь 2008 г.).
- Старк, Барбара Л. (2000), «Обрамление залива ольмеков» в книге «Искусство ольмеков и археология в Меосамерике» , Национальная галерея искусств , стр. 31–53.
- Вилкерсон, С. Джеффри К. (1991). «Затем их принесли в жертву: ритуальная игра с мячом северо-восточной Мезоамерики во времени и пространстве». В Верноне Скарборо; Дэвид Р. Уилкокс (ред.). Мезоамериканская игра в мяч . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. ISBN 0-8165-1360-0 .