Равнины Моксос (археология)

Льянос -де-Моксос, также известный как равнины Моксос, представляет собой обширные остатки доколумбовых сельскохозяйственных обществ, разбросанных по равнинам Моксос на большей части департамента Бени , Боливия. Останки свидетельствуют о хорошо организованном и многочисленном коренном народе . [1] Это противоречит традиционной точке зрения археологов , в частности Бетти Меггерс , которая утверждала, что бассейн реки Амазонки экологически не был способен поддерживать большое население и что его коренные жители были охотников-собирателей бандами или земледельцами , использующими подсечно-огневые методы . В 1960-х годах геологи нефтяных компаний и географ Уильям Деневан были одними из первых, кто сообщил о существовании обширных доисторических земляных валов, построенных в Амазонке, особенно в Льянос-де-Моксос.
На Льяносе было зарегистрировано множество типов земляных работ, в том числе монументальные курганы, приподнятые поля для сельского хозяйства, естественные и построенные лесные острова, каналы, дамбы, кольцевые канавы и рыбные плотины . Археологические исследования на Льяносе не были обширными, и остается много вопросов о культурах доисторических жителей. На сегодняшний день нет никаких доказательств того, что жители были политически едины в доколумбовые времена, скорее, они, похоже, были организованы в большое количество небольших независимых государств, говорящих на множестве разных, не связанных между собой языков. Данные лидара , представленные в 2022 году, могут многое рассказать о неисследованных участках. Это может помочь установить более четкое понимание этих доисторических культур.
Свидетельства проживания людей на Льяносе датируются 8000 годом до нашей эры. Археологи нашли в монументальных курганах артефакты, датируемые еще 800 годом до нашей эры. Льянос были густо населены коренными народами до прихода испанцев в конце 17 века.
Среда
[ редактировать ]
Различные определения территории, включающей Льянос-де-Моксос на севере Боливии, приводят к оценкам их размера от 110 000 квадратных километров (42 000 квадратных миль) до 200 000 квадратных километров (77 000 квадратных миль). [2] Для этой территории характерен равнинный рельеф, множество рек и мелководных озер, тропический климат с ярко выраженными влажными и засушливыми сезонами. От пятидесяти до шестидесяти процентов земель затопляется от четырех до десяти месяцев в году. [3] Льянос расположены в основном в водосборном бассейне реки Маморе .
Главный современный городской центр Льяноса — современный город Тринидад . К востоку от этого города находится Касарабе . Недавние данные дистанционного зондирования с помощью лидара и данные, собранные в ходе предыдущих археологических разведок, показывают, что то, что сейчас идентифицируется как культура Касарабе, имеет высокоинтегрированную, непрерывную и плотную систему расселения, охватывающую более 4000 км2. 2 (1500 квадратных миль) с несколькими участками и относительно близкими соединениями. [4] Поселение, характерное для культуры Касарабе, описывается как урбанизм с низкой плотностью населения, возникший между 500 и 1400 годами нашей эры. [5]
Исторически археологи и географы считали, что крупные и сложные доколумбовые общества не могли развиваться и процветать в низинных лесах бассейна Амазонки из-за бедных почв для сельского хозяйства, дефицита белка у жителей, отсутствия домашних животных и ограниченности технологий. В 2008 году эта точка зрения была оспорена после расследования руин в Льянос-де-Моксос. [6] Более поздние данные лидара позволили быстро разработать оценки, которые могли бы занять десятилетия с использованием археологических методов, чтобы доказать неточность ошибочного суждения. Данные лидара показывают, что жители строили здания, преодолев естественные недостатки.
В целом плодородие почв Льяноса снижается с юга на север. Почвы самого южного Льяноса извлекают выгоду из отложений отложений рек, стекающих из близлежащих Анд . К северу количество этих отложений уменьшается, и преобладают типичные малоплодородные латеритные почвы Амазонки. [7] С доисторическими поселениями связана амазонская темная земля, называемая «terra mulata» или terra preta . Эти высокопродуктивные почвы являются продуктом деятельности человека и усилий по улучшению плодородия почвы. [8] Жители равнин Моксоса окультурили свой ландшафт, занимаясь земледелием на грядках и улучшая почвы путем добавления органических веществ. [9]
Земляные работы
[ редактировать ]

Разногласия по поводу антропогенного происхождения многих земляных валов в Льянос-де-Моксос продолжаются. Аналогичным образом, авторитетные источники расходятся во мнениях относительно количества и социальной сложности людей, строивших земляные валы: некоторые утверждают, что население было большим, другие - небольшим населением, которое строило земляные валы в течение длительного периода времени. Каменная кладка, характерная для горной цивилизации к западу от Льяноса, не была характерной чертой, поскольку в этом районе не было поверхностного камня. [10]
Курганы ( lomas по-испански) разбросаны по всему Льянос-де-Моксос. Общее количество курганов оценивается в 20 000. От двух до трехсот из них представляют собой большие курганы, возвышающиеся на высоту от 3 метров (9,8 футов) до 5,5 метров (18 футов) над своим основанием и имеющие площадь от 2 гектаров (4,9 акров) до 11 гектаров (27 акров). Курганы сконцентрированы в нескольких областях, что позволяет предположить, что существовало несколько региональных государств, каждое из которых имело свои жилые и церемониальные центры. Небольшие курганы высотой менее 3 метров (9,8 футов) предназначались для жилых и сельскохозяйственных целей. [11]
Сельскохозяйственные поля демонстрируют, что сельское хозяйство на Льянос-де-Моксос велось в основном на длинных узких полосах земли, поднятых людьми на высоту до 1 метра (3,3 фута) над уровнем паводковых вод. Остатки полос, называемые по-испански «camellónes», имеют длину до 600 метров (2000 футов) и ширину 20 метров (66 футов). Поднятые поля обеспечивали дренаж в сезон дождей. [12] Поднятые поля могли занимать до 1 000 000 гектаров (2 500 000 акров) земли на равнинах Моксос. [13] Кукуруза и маниока (юка), вероятно, были основными сельскохозяйственными культурами. [14]
Лесные острова возвышаются над окружающими болотами. Многие из них построены искусственно из заброшенных монументальных курганов и человеческих поселений. Лесные острова использовались для жилищ, сельского хозяйства, охоты и сбора продуктов дикорастущих растений. [15]
Каналы и дамбы часто соединяли районы населенных пунктов, расходясь от больших курганов. Они выполняли несколько функций: транспортировку, дренаж, пограничные знаки и увеличение рыбных ресурсов. [16] Зигзагообразные дамбы в некоторых районах интерпретируются как рыбные плотины. Рыба, вероятно, была основным источником белка для доисторических жителей. [17]
Кольцевые канавы встречаются во многих районах. Рвы были построены для окружения населенных пунктов и служили как для отвода воды в сезон дождей, так и для хранения воды в засушливый сезон. Обычно они были менее 1 метра (3,3 фута) в глубину и от 3 метра (9,8 фута) до 5 метров (16 футов) в ширину. [18]
Различия между регионами
[ редактировать ]В Льянос-де-Моксос выделены четыре эко-археологических региона.
Первый регион — к северу от города Санта-Ана-дель-Якума и к западу от реки Маморе — это район заболоченных и бедных почв. Многие крупные возвышенные сельскохозяйственные поля представляют собой останки доисторических обитателей, причем поднятые поля необходимы для осушения и улучшения почв. Хотя в этом регионе, вероятно, проживало большое доисторическое население, свидетельств сложного общества мало. [19]
Второй регион - к востоку от реки Маморе, с центром в городе Баурес и реке Баурес, представляет собой территорию множества лесных островов, в основном естественных, которые были населены и окружены заброшенными сельскохозяйственными полями, кольцевыми канавами, рыбными плотинами и множеством каналов и зигзагообразные дороги. Судя по всему, земляные валы в этом районе были построены незадолго до прибытия испанцев. [20]
Третий регион - к западу от города Тринидад с центром в городе Сан-Игнасио-де-Моксос - это район с относительно плодородными почвами и местом расположения большого количества земляных сооружений, включая курганы, искусственные лесные острова, приподнятые поля и дамбы. Распространение земляных валов и их разнообразие предполагают более сложное доисторическое общество, чем в первом и втором регионах. [21]
Четвертый регион - к востоку от города Тринидад с центром в городе Касарабе - является самым плодородным и наименее заболоченным регионом Льяноса. Он содержит большое количество монументальных курганов и связанных с ними сельскохозяйственных полей, а также комплексных земляных валов. В этом регионе, вероятно, находились самые сложные общества доисторического Льянос-де-Моксос. [22]
Люди
[ редактировать ]Археологи нашли косвенные доказательства присутствия человека на Льянос-де-Моксос, датируемые 8000 годом до нашей эры, в кучах ракушек на нескольких лесных островах. [23]
Некоторые из артефактов в монументальных курганах были датированы радиоуглеродом еще 800 годом до нашей эры. [24] Ранние испанцы обнаружили в Льяносе шесть основных этнических групп: мохо (или моджо), мовима , каничана , каювава , итонама и баре . Известны имена еще 26 групп. Испанцы считали Бауре самыми «цивилизованными», за ними следовали Мохо. Другие группы жили меньшими общинами и на менее благоприятных землях. Каничана или Канисиана были воинственными охотниками, которые занимали лучшие владения на берегу реки Маморе . [25]
Льянос представляли собой смесь неродственных языков. Бауре и Моксо говорили на аравакских языках. Лингвисты полагают, что аравакские народы возникли дальше на север, в центральном бассейне Амазонки, и мигрировали в Льянос, принеся с собой свое сельское хозяйство, основанное на маниоке. Большинство других этнических групп, вероятно, были более ранними жителями Льяноса, чем говорящие на языке араваков, хотя особая охотничья и воинская культура каничана позволяет предположить, что они, возможно, лишь недавно мигрировали в Льянос, во время первого контакта с Испанской империей . [26]
Археолог Кларк Эриксон резюмировал раннее испанское описание деревень Бауре:
деревни были большими по амазонским стандартам и имели формальные планы, которые включали улицы, просторные общественные площади, кольца домов и большие центральные бедеро (общинные мужские дома). По словам иезуитов, многие из этих деревень были защищены за счет строительства глубоких круглых рвов и деревянных частоколов, окружавших поселения. Поселения были соединены дамбами и каналами, которые позволяли путешествовать круглый год. [27]
Первые испанские исследователи в 1617 году сообщили о деревнях Льяноса, в которых насчитывалось до 400 домов. Современные учёные подсчитали, что в таком селе будет проживать около 2000 человек. [28]
Деневан оценил доколумбовое население Льянос-де-Моксос в 350 000 человек, а в 1690 году, когда священники- иезуиты католические впервые основали миссии в Льяносе, оно составляло 100 000 человек. Дэвид Блок, напротив, оценивал численность жителей Льяноса в 1679 году лишь примерно в 30 000 человек. Как бы то ни было, доколумбовое население сократилось из-за занесения европейских болезней, воздействия завоеваний, а также испанских и португальских набегов рабов. В 1720 году иезуиты в Льяносе насчитывали в своих миссиях около 30 000 жителей. После этого население Льяноса оставалось довольно стабильным до девятнадцатого века. [29]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Прюмерс, Хайко; Бетанкур, Карла Хаймс; Ириарте, Хосе; Робинсон, Марк; Шайх, Мартин (25 мая 2022 г.). «Лидар раскрывает доиспанскую урбанизацию с низкой плотностью населения в боливийской Амазонке» . Природа . 606 (7913): 325–328. дои : 10.1038/s41586-022-04780-4 . ISSN 1476-4687 . ПМЦ 9177426 . ПМИД 35614221 .
- ^ Уокер, Джон Х. (2008a) «Льянос де Моксос» в Справочнике по южноамериканской археологии , изд. Хелейн Сильверман и Уильям Х. Исбелл, Нью-Йорк, Springer, с. 927; Блок, Дэвид (1994), Миссионерская культура в верховьях Амазонки, Линкольн: University of Nebraska Press, стр. 11
- ^ «Центральная Южная Америка: Северная Боливия», Всемирный фонд дикой природы , http://worldwildlife.org/ecoregions/nt0702 , по состоянию на 12 ноября 2016 г.
- ^ Прюмерс, Хайко; Бетанкур, Карла Хаймс; Ириарте, Хосе; Робинсон, Марк; Шайх, Мартин (25 мая 2022 г.). «Лидар раскрывает доиспанскую урбанизацию с низкой плотностью населения в боливийской Амазонке» . Природа . 606 (7913): 325–328. дои : 10.1038/s41586-022-04780-4 . ISSN 1476-4687 . ПМЦ 9177426 . ПМИД 35614221 . S2CID 249065661 .
- ^ Уотсон, Клэр (25 мая 2022 г.). «В боливийских джунглях обнаружены забытые руины «монументальных» амазонских поселений» . НаукаАлерт.
- ^ Эриксон, Кларк Л. (2008), «Амазония: историческая экология одомашненного ландшафта» в Справочнике по южноамериканской археологии под редакцией Хелейн Сильверман и Уильяма Х. Исбелла, Нью-Йорк: Springer, стр. 157-158
- ^ Ломбардо, Умберто; Канал-Биби, Элиза; и Норвич, Хайнц Вельт (2011), «Эко-археологические регионы Боливийской Амазонки», Geographica Helvetica , Vol. 66, № 3, с. 179
- ^ Уокер, Джон Х. (2011), «Амазонская темная земля и кольцевые канавы в Центральном Льянос-де-Мохос, Боливия», Культура, сельское хозяйство, еда и окружающая среда , Том 33, № 1, стр. 2.
- ^ Эриксон, стр. 157-158.
- ^ Эриксон, Кларк Л. (2000), «Lomas de occupacion en los Llanos de Moxos», Arqueologia de las Tierras Bajas под редакцией Алисии Дюран Койроло и Роберто Бракко Боксар, Монтевидео, Уругвай: Comision Nacional de Arqueologia, стр. 207-226; http://ccat.sas.upenn.edu/~cerickso/fishweir/articles/Lomas.pdf , английская версия: http://ccat.sas.upenn.edu/~cerickso/fishweir/articles/EricksonLomasMoxos2000.pdf , оба по состоянию на 27 апреля 2021 г.
- ^ Эриксон, (2000), стр. 207-226.
- ^ «Доиспанское полевое земледелие: прикладная археология в Боливийской Амазонке», http://www.sas.upenn.edu/~cerickso/applied3.html , по состоянию на 14 ноября 2016 г.
- ^ Ренард Д., Ириарте Дж., Бирк Дж. Дж., Ростейн С., Глейзер Б. и Макки Д. (2012), «Инженеры-экологи, опередившие свое время: функционирование доколумбовых возвышенностей сельское хозяйство и его потенциальный вклад в устойчивое развитие сегодня», Ecology Engineering , Vol 45, No. p. 31
- ^ «Доиспанское полевое земледелие» . www.sas.upenn.edu . Проверено 14 ноября 2016 г.
- ^ Эриксон (2008), с. 169
- ^ Эриксон, 2008, стр. 173-174.
- ^ Уокер (2008a), с. 930, Эриксон (2008), с. 174
- ^ Уокер, Джон Х. (2008b), «Доколумбовые кольцевые рвы вдоль рек Якума и Рапуло, Бени, Боливия: предварительный взгляд», Журнал полевой археологии , Vol. 33, № 4, стр. 421-422. Скачано с JSTOR.
- ^ Ломбардо и др., с. 177; Уокер, 2008a, стр. 929–930.
- ^ Ломбардо и др., стр. 177-178; Уокер, 2008a, стр. 929–930.
- ^ Ломбардо и др., стр. 177-178; Уокер, 2008a, стр. 929–930.
- ^ Ломбардо и др., стр. 177-178; Уокер, 2008a, стр. 929–930.
- ^ Ломбардо У., Сабо К., Каприлес Дж.М., Мэй Дж.Х., Амелунг В., Хаттерер Р. и др. (2013), «Занятия охотников-собирателей раннего и среднего голоцена в Западной Амазонии: скрытые кучи ракушек». PLoS ONE 8(8): e72746. doi:10.1371/journal.pone.0072746
- ^ Эриксон, 2000.
- ^ Блок, стр. 16-18.
- ^ Блок, стр. 16-18.
- ^ Даниэльсен, Суинта (2007), Бауре: аравакский язык Боливии , Исследовательская школа азиатских, африканских и индейских исследований, Лейденский университет, Нидерланды, стр. 2
- ^ Деневан, Уильям М. (2014), Оценка численности амазонских индейцев в 1492 году», Журнал латиноамериканской географии , том 13, № 2, стр. 213. Загружено из JSTOR .
- ^ Блок, стр. 19-22.