Традиция шахтных гробниц в Западной Мексике
Традиция шахтных гробниц в Западной Мексике относится к набору взаимосвязанных культурных особенностей, обнаруженных в западных мексиканских штатах Халиско хотя , Наярит и, в меньшей степени, в Колиме на юге, примерно датируемых периодом между 300 г. до н.э. и 400 г. н.э. , относительно этой даты окончания нет широкого согласия. Почти все артефакты, связанные с этой традицией шахтных гробниц, были обнаружены грабителями и не имеют происхождения , что затрудняет датировку. [1]
Первая крупная нетронутая шахтная гробница, связанная с этой традицией, была обнаружена только в 1993 году в Уицилапе, Халиско. [2]
Первоначально считалось, что он происходил из Пурепеча , [3] современники ацтеков , в середине 20-го века в результате дальнейших исследований стало очевидно, что артефакты и гробницы были на тысячу лет старше. До недавнего времени украденные артефакты были всем, что было известно о людях и культурах, создавших шахтные гробницы. Фактически, было так мало известно, что крупная выставка 1998 года, посвященная этим артефактам, имела подзаголовок: «Искусство и археология неизвестного прошлого». [4] [5]
Сейчас считается, что, хотя шахтные гробницы широко разбросаны по территории, этот регион не был единой культурной зоной . [6] Археологи, однако, до сих пор не могут идентифицировать и дать названия древним культурам западной Мексики того периода.
Описание
[ редактировать ]Считается, что традиция шахтных гробниц возникла около 300 г. до н.э. [7] Некоторые шахтные гробницы появились более чем на 1000 лет раньше этой традиции – например, шахтная гробница в Эль-Опеньо в Мичоакане датируется 1500 годом до нашей эры, но связана с Центральной, а не с Западной Мексикой. Как и многое другое, что касается этой традиции, ее происхождение не совсем понятно, хотя долины вокруг Текилы, Халиско , которые включают археологические памятники Уицилапа и Теучитлан, составляют ее «бесспорное ядро». [8] Традиция продолжалась как минимум до 300 г. н. э., хотя относительно даты окончания нет единого мнения. [9]
Западной Мексики Для шахтных гробниц характерны вертикальные или почти вертикальные шахты, вырытые на глубине от 3 до 20 метров в том, что часто находится под слоем вулканического туфа . Основание шахты открывается в одну или две (иногда больше) горизонтальные камеры размером примерно 4 на 4 метра (значительно различающиеся) с низким потолком. Шахтные гробницы часто были связаны с вышележащим зданием.
В каждой камере обнаружено несколько захоронений, и данные указывают на то, что гробницы с течением времени использовались для семей или родов. [10] общества Труд, затраченный на создание шахтных гробниц, а также количество и качество погребального инвентаря указывают на то, что гробницы использовались исключительно элитой . [11] и продемонстрировать, что культуры шахтных гробниц в этот ранний период были сильно стратифицированы.
На участках Эль Опеньо и Ла Кампана в Колиме есть несколько шахтных гробниц, которые часто ассоциируются с культурой Капача .
Керамические статуэтки и картины
[ редактировать ]Погребальный инвентарь в этих гробницах включает полые керамические фигурки, из обсидиана и украшения ракушек , полудрагоценные камни, керамику (которая часто содержала еду) и другие предметы домашнего обихода, такие как веретена и метаты . К более необычным предметам относятся трубы из раковин, покрытые лепниной и другими аппликациями. В отличие от культур других мезоамериканских культур, таких как ольмеки и майя , артефакты из шахтных гробниц практически не содержат иконографии и поэтому, по-видимому, лишены символического или религиозного значения. [14]
Наибольшее внимание привлекли многочисленные керамические статуэтки, которые являются одними из самых ярких и интересных, произведенных в Мезоамерике . [15] Фактически, эта керамика, по-видимому, была основным средством художественного выражения культур шахтных гробниц, и практически нет записей о связанной с ней монументальной архитектуре, стелах или другом общественном искусстве. [16]
Поскольку подавляющее большинство этой керамики не имеет происхождения , анализ в основном сосредоточен на стилях и сюжетах керамики.
Стили
[ редактировать ]К основным стилистическим группам относятся:
- Икстлан-дель-Рио . Эти абстрактные фигурки имеют плоские квадратные тела со стилизованными лицами, кольцами в носу и множеством сережек. У сидящих фигурок конечности тонкие, похожие на веревки, а у стоящих фигурок конечности короткие, коренастые. , один из первых описанных стилей, Известный этнограф и карикатурист Мигель Коваррубиас заявил, что он «достигает пределов абсурдной, жестокой карикатуры, своеобразной эстетической концепции, которая наслаждается созданием преследующих нечеловеческих чудовищ». [17] Историк искусства Джордж Кюблер считает, что «квадратные тела, гримасничающие рты и пристальные глаза передают тревожное выражение, которое лишь частично разрешается оживлением и пластической энергией напыщенных форм». [18]
- Фигурки «Кинеска» или «Кинеско» были названы арт-дилерами в честь их предполагаемого китайского внешнего вида. Ранний тип, Кинеско отождествляется с Наяритом. [19] и было выявлено до пяти основных подгрупп, хотя существует значительное совпадение. [20] Статуэтки типа А, так называемые « классические Чинеско », [21] реалистично отображены. Один известный куратор Майкл Кан считает, что «их спокойная, утонченная внешность скорее предполагает, чем демонстрирует эмоции». [22] Эти фигурки типа А настолько похожи друг на друга, что было высказано предположение, что они были произведением одной «школы». [23] Типы от B до E более абстрактны, характеризуются опухшими щелевидными глазами, сливающимися с лицом, и широкими прямоугольными или треугольными головами. Эти фигуры часто изображаются сидящими или полулежащими, с укороченными выпуклыми ногами, быстро сужающимися к концу. [24]
- Стиль Амека, связанный с Халиско, характеризуется вытянутым лицом и высоким лбом, который часто покрыт косами или головным убором, похожим на тюрбан. Нос с горбинкой также удлинен, а большие глаза широко раскрыты и пристально смотрят, с ярко выраженными ободками, созданными путем добавления отдельных полосок глины («филе») вокруг глаз. [25] Широкий рот закрыт или слегка приоткрыт, на больших руках тщательно очерчены ногти. Кублер обнаруживает как ранний стиль с «овечьим лицом», который кажется «размытым или расплавленным в непрерывных проходах моделирования, которые объединяют, а не разделяют части тела», так и более поздний стиль, который «более оживлен и более четко сформулирован». [26]
- Керамику Колима можно узнать по гладкой, округлой форме и теплому коричнево-красному наливу . [28] Колима особенно известна своим широким ассортиментом фигурок животных, особенно собак. Человеческие персонажи в стиле Колима более «манерны и менее буйны», чем другие фигурки из шахтных гробниц. [29]
Другие стили включают Эль-Ареналь, Сан-Себастьян и Сакатекас. Хотя существует общее согласие относительно названий и характеристик стилей, оно не является единогласным. Более того, эти стили часто в той или иной степени пересекаются, и многие фигурки не поддаются категоризации.
Тема сообщения
[ редактировать ]Обычными предметами традиционной керамики шахтных гробниц являются:
- Керамические картины, изображающие несколько, а то и несколько десятков человек, занимающихся различными, казалось бы, типичными видами деятельности. Эти картины, сосредоточенные в горной местности Наярит и прилегающем к Халиско, представляют собой богатое этнографическое представление о погребальных практиках, мезоамериканской игре в мяч , архитектуре (наиболее важно, скоропортящейся архитектуре) и, возможно, даже о религиозной мысли позднего периода формирования . [30]
Некоторые картины в деталях почти фотографичны и даже ассоциируются с руинами архитектуры в полевых условиях. [31]
- Керамические собаки широко известны из разграбленных гробниц в Колиме. культурах обычно считалось, что собаки В мезоамериканских олицетворяют души умерших. [32] а несколько собачьих керамических изделий носят человеческие маски. [33] Тем не менее, следует также отметить, что собаки часто были основным источником животного белка в древней Мезоамерике. [34]
- Среди погребального инвентаря традиции шахтных гробниц распространены пары предковых (или брачных) женских и мужских фигурок. Эти фигурки, возможно, изображающие предков, [35] могут быть соединены или разделены и часто выполняются в стиле Икстлан-дель-Рио .
- Многие фигурки шахтных гробниц, относящиеся к различным стилям и местам Западной Мексики, носят рог, расположенный высоко на лбу. В отношении этих рогов было выдвинуто несколько теорий: что они показывают, что это фигура шамана , что это абстрактные раковины (нередкая реликвия шахтной гробницы). [36] и как таковые являются эмблемой власти или фаллическим символом . [37] Эти теории не являются взаимоисключающими.
Использование
[ редактировать ]Хотя эта керамика, очевидно, была обнаружена как погребальный инвентарь , остается вопрос, были ли они созданы специально для погребального обряда или же они использовались перед погребением, возможно, умершим. Хотя на некоторых керамических изделиях наблюдаются признаки износа, пока неясно, было ли это исключением или правилом. [38]
Контекст
[ редактировать ]Культуры Западной Мексики
[ редактировать ]Были предприняты значительные усилия, чтобы связать традицию шахтных гробниц с традицией Теучитлан , сложным обществом, занимающим почти ту же географию, что и традиция шахтных гробниц.
В отличие от типичных мезоамериканских пирамид и прямоугольных центральных площадей, традиция Теучитлана отмечена центральными круглыми площадями и уникальными коническими пирамидами. [39] Этот круглый архитектурный стиль, по-видимому, отражен во многих сценах гробниц с круглыми шахтами. Известная прежде всего благодаря этой архитектуре, традиция Теучитлан возникла примерно в то же время, что и традиция шахтных гробниц, 300 г. до н.э., но продолжается до 900 г. н.э., через много столетий после окончания традиции шахтных гробниц. [40] Традиция Теучитлана, таким образом, представляется результатом и развитием традиции шахтных гробниц. [41]
Мезоамериканские культуры
[ редактировать ]Поскольку западная Мексика находится на самой периферии Мезоамерики , она долгое время считалась вне основного месоамериканского направления, и культуры в это время кажутся особенно изолированными от многих основных мезоамериканских влияний. [42] Например, ольмеков в шахтных гробницах не обнаружено никаких артефактов, созданных под влиянием никаких мезоамериканских календарей или систем письма . , а также не обнаружено [43] хотя некоторые мезоамериканские культурные маркеры, особенно мезоамериканская игра с мячом, присутствуют.
Несмотря на это, жители этой области жили так же, как и их мезоамериканские собратья в других местах. Обычное трио из фасоли, тыквы и кукурузы было дополнено чили, маниоком и другими клубнями, различными зерновыми, а также животным белком, полученным от домашних собак, индеек и уток, а также от охоты. Они жили в глинобитных домах с соломенными крышами, выращивали хлопок и табак и вели междугородную торговлю обсидианом и другими товарами. [44]
Сами шахтные гробницы больше нигде в Мезоамерике не встречаются, а их ближайшие аналоги происходят из северо-запада Южной Америки. [45]
Южноамериканские шахтные гробницы
[ редактировать ]Гробницы в шахтах также появляются на северо-западе Южной Америки в несколько более поздние сроки, чем в западной Мексике (например, 200-300 гг. н.э. на севере Перу, позже в других регионах). Дороти Хослер, профессору археологии и древних технологий Массачусетского технологического института : «Физическое сходство между типами гробниц северной Южной Америки и Западной Мексики безошибочно». [46] в то время как историк искусства Джордж Кублер считает, что западные мексиканские палаты «напоминают гробницы с шахтами в верховьях реки Каука в Колумбии». [47] Однако другие не согласны с тем, что сходство форм демонстрирует культурные связи - Карен Олсен Брюнс утверждает, что «такого рода контакт... кажется главным образом (запутанным) взглядом синтезатора». [48]
Однако были предложены другие связи между Западной Мексикой и северо-западом Южной Америки, в частности развитие металлургии. [49] См. Металлургию в доколумбовой Мезоамерике .
История научных исследований
[ редактировать ]Первой крупной работой, посвященной обсуждению артефактов, связанных с традицией шахтных гробниц, была работа Карла Софуса Лумгольца 1902 года « Неизвестная Мексика» . Наряду с иллюстрациями нескольких предметов погребения норвежский исследователь описал разграбленную шахтную гробницу, которую он посетил в 1896 году. Он также посетил и описал руины Цинцунцана , столицы тарасковского государства примерно в 250 километрах (160 миль) к востоку. и был одним из первых, кто неправильно использовал термин «тараскан» (Пурепеча) для описания артефактов шахтной гробницы. [51]
В 1930-е годы художник Диего Ривера начал собирать множество артефактов Западной Мексики для своей частной коллекции, и этот личный интерес вызвал более широкий общественный интерес к погребальному инвентарю Западной Мексики. [52] В конце 1930-х годов одна из самых выдающихся археологов Западной Мексики Изабель Трусделл Келли начала свои исследования. В период с 1944 по 1985 год Келли опубликовала более дюжины научных статей о своей работе в этом регионе. В 1948 году она первой выдвинула гипотезу о существовании «дуги шахтных гробниц», географического распределения мест захоронений шахт на западе Мексики (см. карту выше). [53]
В 1946 году Сальвадор Тоскано оспорил приписывание артефактов шахтных гробниц пурепечанцам. [54] вызов, который был поддержан в 1957 году Мигелем Коваррубиасом , который твердо заявил, что культура Пурепеча появилась только «после 10 века». [55] Взгляды Тоскано и Коваррубиаса позже были подтверждены радиоуглеродным датированием древесного угля из разграбленных шахтных гробниц и других органических остатков, спасенных в 1960-х годах Диего Дельгадо и Питером Фёрстом. В результате этих раскопок и своих этнологических исследований современных коренных народов Уичоль и Кора в Наярите Ферст предположил, что эти артефакты были не только просто изображениями древних народов, но также имели более глубокое значение. Модели домов, например, показывали живое жилище в контексте с мертвыми (миниатюрная космограмма ), а рогатые воины (как обсуждалось выше) были шаманами, сражающимися с мистическими силами. [56]
В 1974 году Хассо фон Виннинг опубликовал исчерпывающую классификацию артефактов шахтных гробниц Западной Мексики (включая, например, упомянутые выше типы Chinesco от A до D), классификация, которая широко используется и сегодня. [57]
Обнаружение в 1993 году неразграбленной шахтной гробницы в Уицилапе стало последней важной вехой, предоставившей «самую подробную на сегодняшний день информацию о погребальных обычаях», связанных с традицией шахтных гробниц. [58]
См. также
[ редактировать ]- Ла Кампана (археологический памятник)
- Нагуали , мифические оборотни, часто изображаемые на керамике Западной Мексики.
Примечания
[ редактировать ]- ^ По оценкам Международного совета музеев, 90% глиняных фигурок получены в результате незаконных раскопок. ICOM. Архивировано 6 мая 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ Уильямс, страница классического периода, а также Дэниен, стр. 23. Есть некоторые свидетельства (Мейган и Николсон, стр. 42), что многие гробницы были разграблены в древние времена.
- ^ Джуди Сунд, с. 13 .
- ^ Таунсенд, Ричард Ф .; Анавальт, Патрисия Рифф (1998). Древняя Западная Мексика: искусство и археология неизвестного прошлого . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05092-7 .
- ↑ Кроме того, в четвертом издании своей книги «Мексика: от ольмеков до ацтеков » Майкл Д. Коу говорит о «нашем ужасном незнании предыстории этой местности», стр. 56.
- ↑ В Оксфордской энциклопедии мезоамериканских культур говорится, например, что «Никогда в доиспанскую эпоху какая-либо политическая или культурная единица не навязывала себя всему региону, даже несмотря на то, что определенные культурные модели (такие как строительство шахт и -камерные гробницы) на самом деле широко распространены», Michelet p. 328. Бикман (2000, стр. 393) приводит тот же аргумент.
- ^ Уильямс, страница классического периода и большинство других источников указывают дату 300 г. до н.э. Например, Доминик Мишле в Оксфордской энциклопедии мезоамериканских культур говорит, что «вероятно, это началось раньше», чем 200 г. до н.э.
- ^ Бикман (2000) с. 388 и 394.
- ^ Предлагаемая дата окончания традиции шахтных гробниц значительно различается. Уильямс, а также Музей Де Янга указывают дату 300 г. н.э. С другой стороны, Международный совет музеев указывает дату 500 г. н.э., а Смитсоновский институт и Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур указывают 600 г. н.э.
- ^ Коу и др., с. 102.
Уильямс, страница классического периода . - ^ Бикман (2000) с. 388.
- ^ AMNH, [1] , где далее цитируется Баттервик, Кристи (2004) « Наследие власти: древняя скульптура из Западной Мексики» , Метрополитен-музей. Архивировано 28 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Каппельман
- ^ Коваррубиас (1957) с. 87.
- ^ Кристенсен.
- ^ Мейган и Николсон, с. 47.
- ^ Коваррубиас, с. 89-90.
- ^ Кублер, с. 194.
- ^ См., например, Кублер, с. 194.
- ^ Мейган и Николсон утверждают, что типы Чинеско «сливаются довольно сложным образом», стр. 58.
- ^ Может. стр. 21.
- ^ Май, стр. 22.
- ^ Кан, с. 17, где ссылается на Питера Фёрста (1966) «Гробницы в шахтах, трубы из ракушек и шаманизм», докторская диссертация, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.
- ^ Может. стр. 22.
- ^ Коваррубиас, с. 91. Эти «филе» часто называют аппликациями.
- ^ Кублер, с. 193.
- ^ Обсуждая типы керамики, Кублер, с. 195, относится к «откормленным и съедобным собакам Колимы».
- ^ Метрополитен-музей [2] .
- ^ Май, стр. 26.
- ^ См. Тейлора для обсуждения религиозного понимания, предлагаемого этими таблицами.
- ^ Фостер и др., с. 47, а также Виганд, с. 400.
- ^ Среди многих других см. Coe et al., стр. 103–104, или Kubler, p. 195.
- ↑ На этих фотографиях с Flickr показан пример собаки Колима в маске. Другой является частью коллекции Стаффорда в Музее искусств округа Лос-Анджелес (см. Скульптура Древнего Запада Мексики, Наярит, Халиско, Колима ).
- ^ Коу (1994), с. 45 и многие другие.
- ^ Метрополитен-музей, [3] .
- ^ В гробнице Лас-Себоллас содержалось 125 раковин (Мейган и Николсон, стр. 39). Бикман (2000) называет трубы из раковин, а также собак и рогатые фигуры тремя примерами «общих символических нитей» традиции шахтных гробниц.
- ^ датчан.
- ^ Мейган и Николсон, стр.59.
- ^ Вейганд, с. 402. Вейганд утверждает, что сооружения церемониальной архитектуры теучитланской традиции «уникальны в мезоамериканском архитектурном репертуаре и действительно не встречаются больше нигде в мире».
- ^ Бикман (2000) аннотация.
- ^ Бикман (1996), с. 138.
- ^ Мейган и Николсон, с. 60.
- ^ Мишле, с. 328
- ^ Мейган и Николсон, с. 44.
- ^ Мейган и Николсон, с. 50. Мейган и Николсон утверждают, что еще один пример комплекса шахтных гробниц, датируемый поздним постклассическим периодом , 1000 лет спустя, найден в Микстеке Альта .
- ^ Хослер, с. 16 .
- ^ Кублер, с. 191.
- ^ Брюнс, с. 368.
- ↑ Эссе Хослера посвящено этой связи.
- ^ Коу, с. 58.
- ^ Мейган и Николсон, с. 33. Кроссли.
- ^ Здоров, стр. 2.
- ^ Мейган и Николсон, с. 36.
- ^ См. Сунд, с. 32 .
- ^ Коваррубиас, стр. 97.
- ^ См. Коу, с. 58.
- ^ Среди прочего см. Мейган и Николсон, с. 58.
- ^ Лопес Местас К. и Хорхе Рамос де ла Вега, с. 271.
- ^ Мэй, стр. 126.
Ссылки
[ редактировать ]- Американский музей естественной истории, «Виртуальный зал Мексики и Центральной Америки» , по состоянию на апрель 2008 г.
- Бикман, Кристофер С. (1996). «Политические границы и политическая структура: пределы теучитланской традиции» (PDF) . Древняя Мезоамерика . 7 (1). Лондон и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета : 135–147. дои : 10.1017/S0956536100001346 . ISSN 0956-5361 . OCLC 88113895 . S2CID 145100919 . Архивировано из оригинала ( онлайн-факсимиле в формате PDF ) 6 марта 2009 г.
- Бикман, Кристофер С. (декабрь 2000 г.). «Соответствие региональных моделей и местных стратегий в период формирования классического периода Западной Мексики» (PDF) . Журнал антропологической археологии . 19 (4). Орландо, Флорида: Academic Press : 385–412. дои : 10.1006/jaar.1999.0354 . ISSN 0278-4165 . ОКЛК 201247825 . Архивировано из оригинала ( онлайн-факсимиле в формате PDF ) 29 августа 2008 г. Проверено 18 апреля 2008 г.
- Брунс, Карен Олсен (1994) Древняя Южная Америка , серия Кембриджской мировой археологии, издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-27761-7 .
- Кристенсен, Александр Ф. (1999) «Обзор Древней Западной Мексики: искусство и археология неизвестного прошлого », «Этноистория » , том 46, № 3, стр. 627–630.
- Коу, Майкл (1994) Мексика, от ольмеков до ацтеков , четвертое издание, Темза и Гудзон, ISBN 0-500-27722-2 .
- Коу, Майкл и Дин Сноу и Элизабет Бенсон (1986) Атлас древней Америки ; Факты в архиве, Нью-Йорк.
- Коваррубиас, Мигель (1957) Индийское искусство Мексики и Центральной Америки , Альфред А. Кнопф, Нью-Йорк.
- Кроссли, Мими, «Неизвестная Мексика/México Desconocido» , по состоянию на июнь 2008 г.
- Дэниен, К. Элин (2004). «О дилемме рога» . Журнал «Экспедиция» . Том. 46, нет. 1. С. 22–35.
- Фостер, Майкл (2000) Большая Мезоамерика: археология Западной и Северо-Западной Мезоамерики , University of Utah Press, ISBN 978-0-87480-655-7 .
- Хослер, Дороти (1995) Звуки и цвета власти: Священная металлургическая технология , MIT Press, ISBN 978-0-262-08230-3
- Красный список Международного совета музеев «Фигуры Наярита (Мексика)» , по состоянию на апрель 2008 г.
- Лопес Местас К., Лоренса и Хорхе Рамос де ла Вега (2006) «Некоторые интерпретации гробницы в шахте Уицилапа», в Древней Мезоамерике , том. 17, с. 271–281.
- Кан, Майкл (1989) «Доколумбовое искусство Западной Мексики: Наярит, Халиско, Колима» в «Скульптуре Древнего Запада Мексики», Наярит, Халиско, Колима , Художественный музей округа Лос-Анджелес, University of New Mexico Press, ISBN 0-8263-1175-X .
- Каппельман, Джулия Арт 347L «Программа по мезоамериканскому искусству: Западная Мексика» , по состоянию на апрель 2008 г.
- Кублер, Джордж (1984) Искусство и архитектура древней Америки: мексиканские, майя и андские народы , История искусства пеликанов, издательство Йельского университета, ISBN 0-300-05325-8 .
- Мейган, Клемент В.; Х. Б. Николсон (1989) «Керамические погребальные предложения доисторической Западной Мексики: археологическая перспектива» в книге «Скульптура древней Западной Мексики», Наярит, Халиско, Колима , Художественный музей округа Лос-Анджелес, University of New Mexico Press, ISBN 0-8263-1175-X .
- Мишле, Доминик (2000) «Западная Мексика» в Оксфордской энциклопедии мезоамериканских культур , Дэвид Карраско, редактор, Кэтрин Сифель, Маре Имбер, переводчики, Oxford University Press, стр. 328–333, ISBN 978-0-19-514257-0 .
- Метрополитен-музей , Хронология истории искусств, по состоянию на апрель 2008 г.
- Смитсоновский национальный музей американских индейцев (2005 г.) Рожденный из глины: керамика из Национального музея американских индейцев , издания NMAI, ISBN 1-933565-01-2 .
- Сунд, Джуди (2000) «За могилой: загробная жизнь западно-мексиканских погребальных изображений двадцатого века» , Art Bulletin.
- Тейлор, Р.Э. (1970) «Гробницы в шахтах Западной Мексики: проблемы интерпретации религиозной функции в неисторических археологических контекстах», в журнале American Antiquity , Vol. 35, № 2 (апрель 1970 г.), стр. 160–169.
- Тоскано, Сальвадор (1946) «Искусство и история Запада в Мексике» в доколумбовом искусстве запада Мексики , Сальвадор Тоскано, Пол Кирхофф, Даниэль Рубин де ла Борболла, редакторы, Паласио де изящных искусств, Мехико , стр. 9–33.
- Вейганд, Фил (2001) «Классика Западной Мексики» в Энциклопедии предыстории , Том 5, Питер Н. Перегрин и Мелвин Эмбер (редакторы), ISBN 978-0-306-46259-7 .
- Уильямс, Эдуардо «Доиспанская Западная Мексика: территория мезоамериканской культуры» , Фонд развития мезоамериканских исследований, Inc. (FAMSI), по состоянию на апрель 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с культурой шахтных гробниц Западной Мексики, на Викискладе?
- Пара предков Кинеско в Метрополитен-музее