Jump to content

Дикис

Каменная сфера, созданная культурой Дикис.
Подвеска в виде человеческого изображения Diquis.
Каменная сова Диквис

Культура дикис (иногда называемая дикис ) была доколумбовой коренной культурой Коста -Рики , которая процветала с 700 по 1530 год нашей эры. [1] Слово «дикис» означает «великие воды» или « великая река » на языке борука . [1] Дикис составляли часть культуры Большого Чирики , которая простиралась от южной Коста-Рики до западной Панамы . [2]

Культурные проявления

[ редактировать ]

В дельте были найдены три типа артефактов, которые являются уникальными для региона и, по-видимому, являются частью специализированной промышленности по производству символов власти: каменные сферы, статуи на основе колышков, изображающие женщин и мужчин, и металлургия дельты. , представленный золотыми и тумбагскими артефактами. [3]

Каменные сферы

[ редактировать ]

Дикис известны каменными сферами , иногда называемыми сферами Дикис, представляющими собой набор из более чем трехсот петросфер в Коста-Рике.

Каменные сферы представляют собой мегалиты, вылепленные в основном из габбро или гранодиоритов , датируемые примерно 300 годом до нашей эры. э. и 300 г. н.э. C. Они считаются главным и наиболее важным культурным представителем народа Дикис, а также самым важным доколумбовым наследием Коста-Рики. Они расположены в основном в долине реки Гранде-де-Терраба примерно на 34 археологических объектах, хотя они также были обнаружены на тихоокеанских равнинах, на острове Исла-дель-Каньо и в одном месте на полуострове Папагайо в провинции Гуанакасте. Долина Дикис — единственное место, где они сохранились на своем первоначальном месте, в круговых, полукруглых и треугольных рядах, недалеко от того места, где располагались основные поселения, рядом со статуями с шиповым основанием, на открытых площадках и в Главные площади деревень.

Их размер колеблется от нескольких сантиметров до 2,5 метров в диаметре, а вес — от нескольких килограммов до 15 тонн. Сырье, из которого они были вылеплены, на территории стоянок не обнаружено, поэтому считается, что либо материал был привезен из другого места, например, с горного хребта Брункенья, где есть залежи этих материалов, либо они были вылеплены и перевезены из тех мест.

Их значение также является предметом дискуссий: изначально предполагалось, что они были символами ранга, власти и этнической идентичности, учитывая, что их количество, отделка и размеры больше вблизи сел. Однако открытие одиночных сфер интерпретировало их использование как территориальный маркер. Также постулируется их функция как мнемонических артефактов, то есть как вспомогательных средств памяти, в связи с изучением небесных явлений, природных, сельскохозяйственных и календарных циклов, или их использование в качестве астрономических садов, представляющих звездные элементы, такие как созвездия, хотя Обнаруженные выравнивания не могли быть связаны ни с какой звездной группировкой. Они были связаны с равноденствиями и солнцестояниями, для которых их расположение менялось в зависимости от восхода солнца, траектории и захода солнца.

Самая последняя гипотеза, выдвинутая костариканским архитектором Мелиссой Рудин в ходе ее исследования. [4] - также основан на мифо-религиозных аспектах: сферы являются изображениями Центров Мира ; то есть - в мировоззрении культуры - они считаются существами, вмещающими в себе вселенные и заряженными энергией. [4]

Каменные сферы считаются исторической вехой доиспанского прошлого Коста-Рики, поскольку они представляют собой формальный синтез, обозначающий уникальную степень пластической зрелости. Их размер и численность в Коста-Рике не имеют аналогов ни в одной другой культуре мира. объявлены объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО Сегодня каменные сферы являются национальным символом Коста-Рики и .

Скульптура

[ редактировать ]

Удлиненные, сплюснутые статуи мужчин и женщин на колышках представляют собой особый стиль, связанный с регионом Дикис. Статуи изготавливались преимущественно из четырех видов материала: габбро, гранодиорита, известняка и песчаника. Их размер варьировался от 50 см до двух метров. Маски ящериц или кошек являются основным мотивом в скульптуре и металлургии дельты, а геометрические мотивы встречаются как в керамике, так и в скульптурах дельты. [3] Статуи вместе с каменными сферами, возможно, составляли группу общественных символов. В сочетании со строительством курганов и общественных площадей это указывает на устоявшиеся социальные структуры, в которых они использовались в культуре. [3] Было обнаружено множество скульптур, изображающих людей, держащих или носящих бестелесные головы. Почти все статуи сделаны из пузырькового андезита, вулканической породы, которой много в этой местности. [5]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б "Дикис " Чилийский музей доколумбового искусства . Проверено 25 марта 2012 г.
  2. ^ Дроле, Роберт П. (1992). «Дом и территория: организационная структура искусства вождеств в субрегионе Дикис Большого Чирики» . В Ланге, Фредерик В. (ред.). Богатство и иерархия в промежуточной зоне: симпозиум в Думбартон-Оксе, 10 и 11 октября 1987 г. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. стр. 207–241 . ISBN  0884021912 .
  3. ^ Jump up to: а б с Золото и власть в древней Коста-Рике, Панаме и Колумбии: симпозиум в Думбартон-Оксе, 9 и 10 октября 1999 г. Джеффри Квилтер, Джон В. Хупс, Дамбартон Оукс. Вашингтон, округ Колумбия, 2003. ISBN.  0-88402-294-3 . OCLC   54110115 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  4. ^ Jump up to: а б Рудин, Арк Мелисса (15 февраля 2021 г.). «Аборигенная архитектура и духовность - Космос | Дизайн и архитектура» (на испанском языке) . Проверено 15 ноября 2023 г.
  5. ^ Хупс, Джон В. (2007), Чакон, Ричард Дж.; Дай, Дэвид Х. (ред.), «Колдовство и взятие трофейных голов в древней Коста-Рике» , «Изъятие и демонстрация индейцами частей человеческого тела в качестве трофеев» , Междисциплинарный вклад в археологию, Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. . 444–480, номер домена : 10.1007/978-0-387-48303-0_17 , ISBN.  978-0-387-48300-9 , получено 8 мая 2023 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с культурой дики, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0289edacc1cfe296d6d51c426925ff4__1720857960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/f4/f0289edacc1cfe296d6d51c426925ff4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Diquis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)