Дикис
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на испанском языке . (Апрель 2021 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Культура дикис (иногда называемая дикис ) была доколумбовой коренной культурой Коста -Рики , которая процветала с 700 по 1530 год нашей эры. [1] Слово «дикис» означает «великие воды» или « великая река » на языке борука . [1] Дикис составляли часть культуры Большого Чирики , которая простиралась от южной Коста-Рики до западной Панамы . [2]
Культурные проявления
[ редактировать ]В дельте были найдены три типа артефактов, которые являются уникальными для региона и, по-видимому, являются частью специализированной промышленности по производству символов власти: каменные сферы, статуи на основе колышков, изображающие женщин и мужчин, и металлургия дельты. , представленный золотыми и тумбагскими артефактами. [3]
Каменные сферы
[ редактировать ]Дикис известны каменными сферами , иногда называемыми сферами Дикис, представляющими собой набор из более чем трехсот петросфер в Коста-Рике.
Каменные сферы представляют собой мегалиты, вылепленные в основном из габбро или гранодиоритов , датируемые примерно 300 годом до нашей эры. э. и 300 г. н.э. C. Они считаются главным и наиболее важным культурным представителем народа Дикис, а также самым важным доколумбовым наследием Коста-Рики. Они расположены в основном в долине реки Гранде-де-Терраба примерно на 34 археологических объектах, хотя они также были обнаружены на тихоокеанских равнинах, на острове Исла-дель-Каньо и в одном месте на полуострове Папагайо в провинции Гуанакасте. Долина Дикис — единственное место, где они сохранились на своем первоначальном месте, в круговых, полукруглых и треугольных рядах, недалеко от того места, где располагались основные поселения, рядом со статуями с шиповым основанием, на открытых площадках и в Главные площади деревень.
Их размер колеблется от нескольких сантиметров до 2,5 метров в диаметре, а вес — от нескольких килограммов до 15 тонн. Сырье, из которого они были вылеплены, на территории стоянок не обнаружено, поэтому считается, что либо материал был привезен из другого места, например, с горного хребта Брункенья, где есть залежи этих материалов, либо они были вылеплены и перевезены из тех мест.
Их значение также является предметом дискуссий: изначально предполагалось, что они были символами ранга, власти и этнической идентичности, учитывая, что их количество, отделка и размеры больше вблизи сел. Однако открытие одиночных сфер интерпретировало их использование как территориальный маркер. Также постулируется их функция как мнемонических артефактов, то есть как вспомогательных средств памяти, в связи с изучением небесных явлений, природных, сельскохозяйственных и календарных циклов, или их использование в качестве астрономических садов, представляющих звездные элементы, такие как созвездия, хотя Обнаруженные выравнивания не могли быть связаны ни с какой звездной группировкой. Они были связаны с равноденствиями и солнцестояниями, для которых их расположение менялось в зависимости от восхода солнца, траектории и захода солнца.
Самая последняя гипотеза, выдвинутая костариканским архитектором Мелиссой Рудин в ходе ее исследования. [4] - также основан на мифо-религиозных аспектах: сферы являются изображениями Центров Мира ; то есть - в мировоззрении культуры - они считаются существами, вмещающими в себе вселенные и заряженными энергией. [4]
Каменные сферы считаются исторической вехой доиспанского прошлого Коста-Рики, поскольку они представляют собой формальный синтез, обозначающий уникальную степень пластической зрелости. Их размер и численность в Коста-Рике не имеют аналогов ни в одной другой культуре мира. объявлены объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО Сегодня каменные сферы являются национальным символом Коста-Рики и .
Скульптура
[ редактировать ]Удлиненные, сплюснутые статуи мужчин и женщин на колышках представляют собой особый стиль, связанный с регионом Дикис. Статуи изготавливались преимущественно из четырех видов материала: габбро, гранодиорита, известняка и песчаника. Их размер варьировался от 50 см до двух метров. Маски ящериц или кошек являются основным мотивом в скульптуре и металлургии дельты, а геометрические мотивы встречаются как в керамике, так и в скульптурах дельты. [3] Статуи вместе с каменными сферами, возможно, составляли группу общественных символов. В сочетании со строительством курганов и общественных площадей это указывает на устоявшиеся социальные структуры, в которых они использовались в культуре. [3] Было обнаружено множество скульптур, изображающих людей, держащих или носящих бестелесные головы. Почти все статуи сделаны из пузырькового андезита, вулканической породы, которой много в этой местности. [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б "Дикис " Чилийский музей доколумбового искусства . Проверено 25 марта 2012 г.
- ^ Дроле, Роберт П. (1992). «Дом и территория: организационная структура искусства вождеств в субрегионе Дикис Большого Чирики» . В Ланге, Фредерик В. (ред.). Богатство и иерархия в промежуточной зоне: симпозиум в Думбартон-Оксе, 10 и 11 октября 1987 г. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. стр. 207–241 . ISBN 0884021912 .
- ^ Jump up to: а б с Золото и власть в древней Коста-Рике, Панаме и Колумбии: симпозиум в Думбартон-Оксе, 9 и 10 октября 1999 г. Джеффри Квилтер, Джон В. Хупс, Дамбартон Оукс. Вашингтон, округ Колумбия, 2003. ISBN. 0-88402-294-3 . OCLC 54110115 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Рудин, Арк Мелисса (15 февраля 2021 г.). «Аборигенная архитектура и духовность - Космос | Дизайн и архитектура» (на испанском языке) . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Хупс, Джон В. (2007), Чакон, Ричард Дж.; Дай, Дэвид Х. (ред.), «Колдовство и взятие трофейных голов в древней Коста-Рике» , «Изъятие и демонстрация индейцами частей человеческого тела в качестве трофеев» , Междисциплинарный вклад в археологию, Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. . 444–480, номер домена : 10.1007/978-0-387-48303-0_17 , ISBN. 978-0-387-48300-9 , получено 8 мая 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с культурой дики, на Викискладе?
- Искусство доколумбового золота: Коллекция Яна Митчелла , каталог выставки из Метрополитен-музея (доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о культуре дики.