Культура Чинчорро
![]() Размеры археологических памятников Чинчорро | |
Географический диапазон | Пустыня Атакама |
---|---|
Период | Прекерамический |
Даты | в. 7000–1500 гг. до н.э. |
Предшественник | Монте-Верде |
С последующим | Помой меня |

Культура Чинчорро в Южной Америке представляла собой докерамическую культуру, существовавшую от 9100 до 3500 лет назад (от 7000 до 1500 лет до нашей эры). Люди, образующие культуру Чинчорро, были оседлыми рыбаками, населявшими тихоокеанский прибрежный район нынешнего северного Чили и южного Перу . Наличие пресной воды в засушливом районе побережья способствовало заселению этой территории человеком. Чинчорро славились своими детальными мумификациями и погребальными практиками . Область культуры Чинчорро начала испытывать влияние Андского плато около 4000 лет назад, что привело к освоению сельского хозяйства . Много позже оно попало под влияние Империи Тиуанако .
В 2021 году культура Чинчорро была включена в ЮНЕСКО Список всемирного наследия . [1]
Этимология
[ редактировать ]Культура Чинчорро названа в честь пляжа Чинчорро (исп. Playa Chinchorro ), недалеко от Арики , Чили, где были обнаружены первые мумии. [2]
География
[ редактировать ]Культура распространилась по засушливым прибрежным районам пустыни Атакама от Ило на юге Перу до Антофагасты на севере Чили. Но культурным ядром Чинчорро, по-видимому, является чилийский регион Арика-Камаронес, который простирается между прибрежными городами Арика и Калета-Камаронес на юге. Вокруг Арики и Калета Камаронес есть множество археологических памятников.
Описание
[ редактировать ]Чинчорро были опытными рыбаками. Они разработали обширный и сложный набор рыболовных инструментов. У людей были эффективные рыболовные снасти, такие как рыболовные крючки из ракушек и кактусов, а также каменные грузила для сетей из сетчатой ткани. Они стали искусными ткачами корзин и циновок. [3]
Хотя большинство стоянок Чинчорро расположены на побережье, некоторые из них также можно найти внутри страны и в близлежащих высокогорьях. Их образ жизни преимущественно поддерживался рыбой, моллюсками и морскими млекопитающими. несколько крупных прибрежных кучи Было раскопано . Анализ волос и человеческих костей мумий показывает, что около 90 процентов их рациона состояло из морской пищи, а остальные 10 процентов - из наземных животных и растений. [4]
Чинчорро Участок типа расположен в Арике , Чили; он был обнаружен немецким археологом Максом Уле в начале 20 века. [2]
На этом побережье было обнаружено множество очень ранних археологических памятников. В Перу Кебрада Такауай и Кебрада Джагуай археологи изучали . Дальше на юг также находятся место «Кольцо» и Кебрада-Лос-Буррос . В основном они датируются эпохами позднего плейстоцена и раннего голоцена (около 11 000–9 000 до н.э.). Внутри страны в Чили также есть памятники Ахас и Лас-Кончас, Чили . [5]
Кебрада-Джагуай — самый северный из этих памятников, а также самый старый, датируемый 11 000 годом до нашей эры. Кебрада-Такауай, расположенный южнее, несколько моложе. Некоторые ученые утверждают, что культура Чинчорро возникла на основе этих более ранних поселений, хотя детали все еще исследуются. На месте Ахаса была найдена самая ранняя мумия Чинчорро (человека Ача).
В этом контексте следует также упомянуть известное место Монте-Верде , которое также находится недалеко от побережья Чили. Недавно возраст Монте-Верде был изменен до 18 500 лет назад (16 500 лет до нашей эры ). [6]
Мумии чинчорро
[ редактировать ]


Чинчорро Мумии датируются 9000 лет до настоящего времени, или 7000 годом до нашей эры. Мумии Чинчорро были намного старше мумий древних египтян. Часть их ДНК была восстановлена. Культура просуществовала несколько тысяч лет, развиваясь и адаптируясь за этот период. Конец культуры Чинчорро приходится примерно на 3500 лет назад. [2]
Доктор Бернардо Арриаса — чилийский физический антрополог, внесший большой вклад в наши нынешние знания о чинчорро. исследование В 1984 году он опубликовал в журнале «Чунгара» , свою первую работу о культуре Чинчорро. Позже, в 1994 году, Арриаса опубликовал классификацию мумий Чинчорро, типологию , которая сегодня широко используется научным и широким сообществом. [7] В 1995 году он написал важную статью. [8] для журнала National Geographic о мумиях Чинчорро , который был переведен на несколько языков, помогая продвигать древние мумии на международном уровне. Его книга « За пределами смерти: мумии Чинчорро Древнего Чили». [9] » был опубликован издательством Smithsonian Institution Press в Вашингтоне, округ Колумбия . Эта работа была позже переведена на испанский язык Марлен Онате (Университет Невады, Лас-Вегас) и опубликована в Чили Университетом Чили совместно с редакцией Universitaria Press .
Обнаружено, что мумии в основном не зависят от возраста и социального статуса умершего, хотя бывшие члены Чинчоррос более высокого ранга подверглись более тщательной и сложной погребальной обработке. Высокие концентрации мышьяка в окружающей среде привели к высокой детской смертности среди части населения, что рассматривается как причина развития мумификации как социальной и эмоциональной обработки. Техника мумификации со временем менялась. В частности, изменился цвет мумий: от мерцающего черного, полученного марганцем, до более позднего (около 2000 г. до н.э.) красного цвета мумий.
После смерти плоть умерших удаляли, а их внешность моделировали с помощью палок и глины. Затем мумии бальзамировали одним из вышеперечисленных материалов. Красно-черные маски для лица с характерными отверстиями для рта, носа и глаз были созданы с помощью цветных пигментов и, предположительно, были смоделированы по образцу лиц умерших. Затем мертвых клали на тростниковые ткани и закапывали неглубоко в пустынной почве. [10]
Ранняя татуировка
[ редактировать ]Мумия мужчины Чинчорро имеет самую раннюю татуировку, найденную в Америке. Над верхней губой у него вытатуирована пунктирная линия в виде усов; татуировка датируется ок. 2300 г. до н.э. [11] [12]
Более поздние события
[ редактировать ]Фаза местного культурного развития Асапа (4000–2500 лет назад) была переходным периодом между концом фазы Чинчорро и началом фазы Альто Рамирес. Эти события произошли в долине Азапа недалеко от побережья. Около 4000 лет назад жители долины Асапа увидели некоторые культурные изменения, принесенные иммигрантами с Альтиплано . Эти влияния привели к освоению сельского хозяйства c. 3000 л.н., а также появление керамики. Эти более поздние группы больше не мумифицировали своих мертвецов. [13]
Влияние ранних андских культур на севере Чили изучалось несколькими археологами. влияние культуры Ванкарани и ранней культуры Пукара из района озера Титикака Здесь особенно может иметь значение . Во время переходного периода Чинчоррос, возможно, сосуществовал с зарождающейся Андской традицией вдоль побережья. [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Расселение и искусственная мумификация культуры Чинчорро в регионах Арика и Паринакота» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бернардо Арриаса, Чилийские мумии Чинчорро nationalgeographic.com, 1995 г.
- ^ «Сделать мертвых красивыми: мумии как искусство» Журнал археологии
- ^ К. Крис Херст, Культура Чинчорро. Архивировано 23 октября 2005 г. в Wayback Machine - Введение -archaeology.about.com.
- ^ Арриаса, Бернардо Т.; Стэнден, Вивьен Г.; Кассман, Вики; Санторо, Калоджеро М. (2008). «Культура Чинчорро: пионеры побережья пустыни Атакама». Справочник по южноамериканской археологии . стр. 45–58. дои : 10.1007/978-0-387-74907-5_3 . ISBN 978-0-387-74906-8 .
- ^ Диллехей, Том Д.; Окампо, Карлос (18 ноября 2015 г.). «Новые археологические свидетельства раннего присутствия человека в Монте-Верде, Чили» . ПЛОС Один . 10 (11): e0141923. Бибкод : 2015PLoSO..1041923D . дои : 10.1371/journal.pone.0141923 . ПМЦ 4651426 . ПМИД 26580202 .
- ^ «Типология мумий Чинчорро и эволюция практики мумификации» (PDF) .
- ^ «Чилийские мумии Чинчорро - фотографии и многое другое из журнала National Geographic» . ngm.nationalgeographic.com . Архивировано из оригинала 19 августа 2012 года . Проверено 23 июля 2016 г.
- ^ Смит, Мария О. (1 декабря 1996 г.). «За пределами смерти: мумии Чинчорро Древнего Чили. Бернардо Т. Арриаса». Ежеквартальный обзор биологии . 71 (4): 557. дои : 10.1086/419559 . ISSN 0033-5770 .
- ^ Арриаса, Бернардо Т. (декабрь 2005 г.). «Арсениоз как экологическое гипотетическое объяснение происхождения старейшей в мире практики искусственной мумификации» . Чунгара (Арика) . 37 (2). дои : 10.4067/S0717-73562005000200010 . ISSN 0717-7356 .
- ^ Арриаса, Бернардо (1988). «Биоархеологическая модель поиска и подхода к социальному индивидууму» (PDF) . Чунгара . 21 :9–32.
- ^ Детер-Вольф, Аарон; Робитай, Бенуа; Крутак, Ларс; Галлио, Себастьян (февраль 2016 г.). «Самые старые татуировки в мире» . Журнал археологической науки: отчеты . 5 : 19–24. Бибкод : 2016JArSR...5...19D . дои : 10.1016/j.jasrep.2015.11.007 . S2CID 162580662 .
- ^ Бьянка Петруцелли (2012), Стабильный изотопный анализ углерода и азота останков скелета из Асапы 71 и Пика-8, Северное Чили: Оценка рациона питания человека и использования ландшафта в позднем голоцене. Архивировано 17 октября 2016 г. в магистерской диссертации Wayback Machine , flinders.edu.au.
- ^ Карлос А. Байед, Обзор: Historias del Desierto: Archeología del Norte de Чили , Марио Ривера, Editorial del Norte, 2002, стр. 238, Ла Серена. Том 39, № 1, 2007. Страницы 135–136 Чунгара, чилийский журнал антропологии.
Библиография и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Санс, Нурия; Арриаса, Бернардо Т.; Стэнден, Вивьен Г. (2014), Археология самой ранней мумификации человека - культура Чинчорро: сравнительный взгляд (PDF) (PDF) , Бюро ЮНЕСКО в Мексике; Университет Тарапака (Чили); Совет национальных памятников (Чили) Париж, ЮНЕСКО, стр. 1–202 , получено 3 октября 2016 г.
- Арриаса, Британская Колумбия; Дубрава, М.; Стенден, В.Г.; Хаас, Х. (2005), «Дифференциальное обращение с моргами среди рыбаков Чинчорро в Андах: социальное неравенство или культурная эволюция in situ», Curr Anthropol , 46 : 662–671, doi : 10.1086/432747
- Марке, Пенсильвания; Санторо, CM; Латорре, К.; Стенден, В.Г.; Абадес, СР; Риваденейра, ММ; Арриаса, Б.; Хохберг, Мэн (2012), Возникновение социальных сложностей среди прибрежных охотников-собирателей в пустыне Атакама на севере Чили , Труды Национальной академии наук, раннее издание , получено 3 октября 2016 г.
- Стенден, В.Г. (2011), Насилие и культура у охотников, рыбаков и собирателей Чинчорро с побережья пустыни Атакама (Северное Чили) (8900-3700 лет до н.э.) – докторская диссертация , Национальный автономный университет Мексики , Мексика, DF
- Стэнден, В.Г.; Санторо, CM (2004), «Раннеархаический погребальный образец стоянки Ача-3 и его связь с Чинчорро: охотники, рыбаки и собиратели северного побережья Чили – аннотация на английском языке» , Lat Am Antiq , 15 : 89–109 , doi : 10.2307/4141565 , JSTOR 4141565 , получено 3 октября 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- К. Крис Херст, Культура Чинчорро. Архивировано 23 октября 2005 г. в Wayback Machine - Введение -archaeology.about.com.
- «Делаем мертвых красивыми: мумии как искусство» - журнал Archeology
- Ренато Агирре Бьянки, Доиспанская идентичность Арики