Женщины в обществе Муиска
Часть серии о |
Культура Муиска |
---|
Темы |
География |
Соляные люди |
Основные соседи |
История и сроки |
данной статье описывается роль женщин в обществе муиска В . Муиска — коренные жители Альтиплано Кундибоясенсе (современные центральные Колумбийские Анды ) до испанского завоевания Муиски в первой половине 16 века. Их общество было одной из четырех великих цивилизаций Америки . [1]
Женщины были важны и считались эгалитарными по отношению к мужчинам в большинстве случаев в обществе Муиска. В то время как мужчинам было поручено заниматься охотой, войной и другими видами деятельности, женщины занимались засевом полей, приготовлением еды и чичи, а также образованием детей. В религиозных ритуалах участвовали представители обоих полов. Самыми важными божествами Муиски были женщины; Чиа как богиня Луны, Уитака сексуального освобождения и Бачуэ, богиня-мать народа Муиска.
Хотя все первые летописцы были мужчинами, в период завоевания и ранней колонизации Гонсало Хименес де Кесада , Педро Симон , Хуан де Кастельянос и Лукас Фернандес де Пьедраита 20-го и 21-го веков , антропологией занимались многие женщины-учёные. Основной вклад в знания женщин в обществе Муиска внесли ученые Муиска Ана Мария Гроот , Марианна Кардале де Шримпф , Сильвия Бродбент , Ана Мария Гомес Лондоньо, Марта Эррера Анхель и другие.
Предыстория [ править ]
После преимущественно докерамического периода Эррера люди муиска жили в долинах и на возвышенностях Альтиплано-Кундибоясенсе, в восточных хребтах Колумбийских Анд. Оценки размера сообщества варьируются от 300 000 до двух миллионов человек во время испанского завоевания по состоянию на 1537 год. Муиска были преимущественно фермерами и торговцами , со свободной политической организацией в их Конфедерации Муиска . Земледелие велось на простых террасах на склонах гор и на высоких равнинах Альтиплано, особенно в саванне Боготы . Их основными сельскохозяйственными продуктами были кукуруза , картофель , арракача , клубни , фасоль , юка , тыквы , тыквы , помидоры , перец , хлопок , ананасы , авокадо , табак , киноа и кока . [2] [3]
Славится своим хорошо развитым искусством Муиска , особенно работой с золотом . Отличается от трех других известных цивилизаций Америки; Майя , ацтеки инки и . не создавали архитектуры величественной
Слова Муиска для женщин [ править ]
Муиска использовали различные слова на своем языке Muyscubun для обозначения женщин, gui ; «жена» или «племянница», буквально «дочь сестры матери», [4] гика ; «невестка», буквально «жена брата» или «сестра мужа», [5] пабча ; «племянница», буквально «дочь сестры отца», [6] и фуча ; «она», «женщина». [7]
в Муиска обществе Женщины
В доколумбовых обществах женщины играли центральную роль в объяснении мира, структурировании семьи и общества, религиозной жизни, в работе на полях, в мифологии , искусстве и во всех аспектах организации. общества. В этих общинах женщина была центром зарождения культуры. Плодородие сельском женщин играло центральную роль в богатом хозяйстве Муиски. [8] Женщин воспитывали для работы по посеву и сбору урожая, приготовления пищи , текстильной работы , керамики и участия в священных церемониях. [8]
Женщины в цивилизации Муиска, особенно в соответствии с Кодексом Немекена , имели особые права по отношению к своим мужьям, в основном касикам . [9] Кодекс состоял из системы наказаний за ужасающие действия, но был ориентирован на стабильность общества, особенно в случаях супружеской измены, измены, инцеста и изнасилования. [10] Мужчинам Муиски запрещалось оставлять своих жен, и если она умирала во время родов, супругу было приказано выплатить долг своей семье. [9] [11] Неверность женщины наказывалась принуждением к сексу с десятью самыми уродливыми мужчинами племени. [10] Их также приговорили к посту . [12]
Жены лидеров общины носили юбки до щиколотки, а простые женщины – до колен. [13] Горничных, а иногда и наложниц, называли тэгуи . [14]
Большинство доколумбовых культур, в которых были женщины-лидеры и эгалитарные условия между мужчиной и женщиной, прошли через процесс трансформации в сторону мужского лидерства посредством защиты своих территорий. [8]
Перепись , проведенная в 1780 году в столице вице-королевства Новая Гранада , Боготе, показала, что в городе проживало 63,5% женщин. Женщины коренного происхождения переехали в столицу по двум причинам; работать в домах испанских колонизаторов и искать мужей, поскольку статус метисов обеспечивал им большую безопасность. [15]
правления наследие Матрилинейное
Женщины Муиска играли очень важную роль в организации семьи и для правителей Муиска . Дети принадлежали матери и в случае наследства передавались матери, а не отцу. Новые зипа и заке традиционно выбирались из числа старших сыновей старшей сестры предыдущего правителя, и женщина имела право жить вместе какое-то время, чтобы убедиться, что отношения работают и они плодовиты. [10] После брака гарантировалась полная верность. [2] [16]
Исключения из традиции матрилинейного наследия правления присутствовали на более поздних стадиях цивилизации Муиска. Примерно во время прибытия испанских конкистадоров правил за Тискесузой его брат Сагипа . [17]
женщин в Муиска обществе Роли
Считалось, что женщины муиска играют важную роль в передаче плодородия сельскохозяйственным угодьям, а это означало, что именно они засеивали поля. [18] в то время как мужчины ходили на охоту, рыбалку и воевали с соседними группами, такими как Панче . [19] Женщины также готовили и продавали алкогольный напиток Муиска, чича . [8] [20] Чтобы приготовить чичу и ускорить процесс ферментации, женщины жевали зерна кукурузы. [21] Во время ритуалов, которые могли длиться пятнадцать дней, женщины пели . [2] Законы Муиски защищали женщин от физических нападений и обеспечивали особое обращение с беременными женщинами. Такое лечение продолжалось до первых лет материнства и в случае вдовства. [8] Еда муиска, которую ели, сидя на земле своих бохио , была приготовлена женщинами муиска уникальным образом. [22]
Женщины также играли важную роль в добыче соли . [23] Муиска, известные как «Соляные люди» из-за своих соляных шахт в Сипакире , Немоконе и Таусе , добывали соль путем выпаривания рассолов в больших котлах. [24] Они использовали соль в своей кухне, для приготовления сушеной рыбы и мяса, а также как продукт в своем хозяйстве . [25]
Полигамия, полиамория и сексуальные обряды [ править ]
Муиска, как и многие другие доколумбовые культуры, практиковала многоженство. Рассказы о количестве жен различаются, но касики высшей касты обычно имели двадцать ( гета ) жен. В некоторых источниках насчитывается даже сто супругов. [10] Менее надежные источники, такие как Висенте Рестрепо в 19 веке, предполагают наличие до 300 жен. [26] Множество жен позволило самым выдающимся правителям Муиски обрабатывать более крупные сельскохозяйственные угодья, чем низшие касты. [13] Когда главная жена касика , заке или зипы умирала , правитель-мужчина был обязан воздерживаться от сексуальных отношений в течение пяти лет. [10]
Девственность не очень ценилась в обществе Муиска; женщины-девственницы считались самыми уродливыми. Исключением были девственницы, захваченные у соседних коренных групп ( Панче , Музо , Лаче , Гуаюпе , Гуане , Читароро ), которые использовались в церемониях в качестве жертвоприношений . [10]
В целом, практика многоженства, период сожительства до брака, незначительная девственность и, как следствие, сексуальная распущенность сильно отличались в доколумбовой Колумбии от более поздних испанских колониальных норм и законов. [10] [27]
Религия и мифология [ править ]
В религии Муиска , как и в других доколумбовых религиях Америки, [16] различные божества были женскими и были одними из самых важных. Население Земли объясняется богиней- матерью Бачуэ , которая, как говорят, родилась в озере Игуаке в нынешней Бояке . [16] Одним из главных божеств религии Муиска была Чиа , богиня Луны. Ей поклонялись по всей Конфедерации Муиска, но особенно в ее Лунном Храме в городе, названном в ее честь; Чиа , Кундинамарка . Чиа была символом плацентарной жизни, игр и танцев. [8] Ритуалы в храмах Муиски были смешанными; мужчины и женщины вместе. [28]
Храм Луны не только служил местом поклонения, но обучение новых касиков и правителей Муиски рядом с храмом проводилось ( Seminario de la Cuca ). [29] [30] [31]
Уитака была восставшей богиней искусств, танца и музыки. [32] [33] колдовство и сексуальное освобождение Муиски. [34] Иногда ее приравнивают к Чиа, но чаще всего считают отдельным божеством. В религии муиска именно Уитака вызвал разлив реки Фунза , вынудив муиска заселить возвышенности в саванне Боготы . [17]
Кучавира , бог радуги , охранял женщин во время их работы на полях, что на их языке чибча называлось та , что видно во многих топонимах местности в наше время; Богота , Чивата , Кукаита , Гуаята , Мачета и Тота , среди многих других. [2] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41]
По словам летописца Бернардо де Саагуна, новорожденных девочек иногда приносили в жертву богам Муиска. Эта практика была принята народом Муиска, поскольку они считали своих богов частью своего сообщества и обеспечивали плодородие своих земель. [42]
Озеро Гуатавита
История в мифологии Муиски о жене касика Гуатавиты повествует о ее неверности мужу. В наказание за этот поступок люди подвергли пыткам ее возлюбленного, воина геча , отрезав ему интимные части тела и съев их во время церемониального ритуала. [43] Жена касика прыгнула в озеро вместе с сыном и утонула. Касик , оплакивающий гибель, приказал достать тела из озера. [44]
Эта история легла в основу священного озера Гуатавита и более поздней легенды об Эльдорадо , рассказанной ранним испанским летописцем Педро Симоном. [44]
Муиски Знаменитые женщины
Известные женщины Муиски ученые -
- Соледад Акоста Сампер , Ана Мария Гроот де Маеча , Марианна Кардале де Шримпфф , Сильвия М. Бродбент , Маргарита Сильва Монтанья и другие
См. также [ править ]
- Продажа жены (английский обычай)
- Гендерные роли среди коренных народов Северной Америки , женщины в католической церкви
- Гендерные роли в Мезоамерике
- Женщины в обществе майя
Ссылки [ править ]
- ^ Окампо Лопес, 2007, стр.26.
- ^ Перейти обратно: а б с д (на испанском языке) Чибчас: Муискас
- ^ Бродбент, 1968, стр.140.
- ^ (на испанском языке) gui - Словарь Muisccubun
- ^ (на испанском языке) gyca - Словарь Muisccubun
- ^ (на испанском языке) pabcha - Словарь Muisccubun
- ^ (на испанском языке) fucha - Словарь Muisccubun
- ^ Перейти обратно: а б с д Это ж (на испанском языке) Женщины и их участие в построении колумбийского общества
- ^ Перейти обратно: а б (на испанском языке) Женщины в цивилизации Чибча
- ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г (на испанском языке) Беспорядочный секс Муиска - Эль Тьемпо
- ^ (на испанском языке) Биография Nemequene и Кодекс Nemequene - Pueblos Origenarios
- ^ Даза, 2013, стр.31.
- ^ Перейти обратно: а б Гомес Лондоньо, 2005, стр.300.
- ^ (на испанском языке) tegui - Словарь Muysccubun
- ^ Даза, 2013, стр.75.
- ^ Перейти обратно: а б с Карбонелл, 1993, стр.25.
- ^ Перейти обратно: а б (на испанском языке) Лорды Муиска - Banco de la República
- ^ Даза, 2013, стр.24.
- ^ Карбонелл, 1993, стр.24.
- ^ Рестрепо Манрике, 2009, стр.153.
- ^ Рестрепо Манрике, 2009, стр.30; стр. 244; стр. 245
- ^ Рестрепо Манрике, 2009, стр.43.
- ^ Большой, 2014 г.
- ^ Даза, 2013, стр.23.
- ^ Даза, 2013, стр.26.
- ^ (на испанском языке) Чибчас до испанского завоевания - Banco de la República
- ^ Солано Суарес, 2011, стр.167.
- ^ Касилимас и Лопес, 1987, стр.128.
- ^ (на испанском языке) Храм Луны в Чиа - коренные народы
- ^ (на испанском языке) Образование в Храме Луны, Чиа
- ^ (на испанском языке) Чиа, Город Луны - Эль Тьемпо
- ^ Окампо Лопес, 2007, ChV, стр.221
- ^ (на испанском языке) 2012 - Уитака, богиня Муиска во дворце Лиевано - Эль Тьемпо
- ^ (на испанском языке) 2015 - Уитака и архетип мятежной богини от древности до наших дней
- ^ (на испанском языке) ta - Словарь Muysccubun
- ^ (на испанском языке) Этимология Bacatá - Banco de la República
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Чивата
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Кукаита
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Гуаяты
- ^ Олайя Зеркало, 1999, стр.1120.
- ^ (на испанском языке) Этимология муниципалитетов Бояка - Excelsio.net
- ^ Торрегроза и Очоа, 2010, стр.523.
- ^ Карбонелл, 1993, стр.26.
- ^ Перейти обратно: а б Карбонелл, 1993, стр.27.
Библиография [ править ]
- Бродбент , Сильвия М.. 1968. Доисторическая полевая система на территории Чибча, Колумбия . Савпа Пача: Журнал Андской археологии 6 (1). 135–147. .
- Карбонелл, Нора. 1993. Женщина в мифологии коренных народов Колумбии . Журнал Чичамая 10. 24–28. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Касилимас Рохас, Клара Инес и Мария Имельда Лопес Авила. 1987. Храм Муиска — Храм Муиска . Магуаре 5. 127–150. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Даса, Бланка Исабель. 2013. История процесса интеграции продуктов питания между Колумбией и Испанией (доктор философии) , 1–494. Университет Барселоны .
- Зеркало Олайя, Мария Бернарда. 1999. Заметки о топонимии в некоторых колумбийских коплах - Заметки о топонимике некоторых колумбийских баллад - Тезаурус , 1102–1157. Том LIV, № 3.; По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Гомес Лондоно, Ана Мария. 2005. Муискас: репрезентации, картографии и этнополитика памяти - Муиска: репрезентации, картографии и этнополитика памяти , 1–369. Папский университет Хавериана . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Грут , Ана Мария. 2014 (2008). Соль и сила в горной местности Боготы, 1537–1640 , 1–174. Национальный университет Колумбии .
- Окампо Лопес , Хавьер. 2007. Великие культуры коренных народов Америки , 1–238. Plaza & Janes Editores Colombia SA.
- Рестрепо Манрике, Сесилия. 2009. Еда в повседневной жизни Colegio Mayor de Nuestra Señora del Rosario: 1653–1773 и 1776–1900 , 1–352. Министерство культуры. По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Солано Суарес, Юсмидия. 2011. Евроцентризм и сексизм в историографии коренных народов Абья-Ялы: результаты исследования гендерных отношений в цивилизации Зену Цивилизация Зену. Мемуары 14. 163–201. .
- Торрегроза, Энвер Джоэл и Полин Очоа. 2010. Формы испанства – Сборник текстов по политологии и международным отношениям , 1–560. Университет Росарио . По состоянию на 8 июля 2016 г.
Внешние ссылки [ править ]
- (на английском и испанском языках) Анимационный видеоролик о богинях Муиска.