Паканчик
![]() Вид на Тунху с «Виселичного холма». где были повешены отец и жених Паканчика | |
Подгруппа | Баганик |
---|---|
Фольклор | Мифология Муиски |
Страна | Конфедерация Муиска |
Область | Кундибоясенсе Альтиплано ![]() |
среда обитания | Рамирики |

который предположительно похитил жениха Паканчике
Паканчике персонажем фольклора Муиски . был что он был сыном касика Рамирики Говорят , ; Баганик . то время Рамирики был частью закасго Кемуэнчаточа северной В Конфедерации Муиска . Говорят, что жених Паканчике, Азай, был похищен Кемуэнчаточой, и Паканчике сделал все, чтобы вернуть ее, в конечном итоге приведя испанских конкистадоров в Хунзу, чтобы победить Кемуэнчаточа. [1]
Предыстория [ править ]
За столетия до прибытия испанских конкистадоров центральное нагорье ( Altiplano Cundiboyacense ) современной Колумбии находилось под властью заков (северная Конфедерация Муиска ) и зипас (южные территории). Другими областями управляли касики , один из которых был правителем Рамирики.
Мифография [ править ]
У Паканчика, жившего во времена правления заке Кемуэнчаточа , был красивый жених Азай. Кемуэнчаточа организовал паломничество к Храму Солнца , построенному Горанчачей . В храме человеческие жертвоприношения совершались ; Юным мальчикам двенадцати лет предлагалось поклониться Суэ , богу Солнца Муиски. Эти ритуалы проходили у Cojines del Zaque («Подушки Заке»), двух круглых камней одинакового типа, и сопровождались музыкой и танцами с флейтами, окаринами и барабанами. [1]
На одном из торжеств делегация Рамирики в составе касика Баганчика, его сына Паканчика и его невесты Азай вместе с другими лидерами местности вокруг Рамирики прибыла из Сораки в храм, чтобы поклониться Солнцу. Торжества начались на рассвете; когда Суэ поднимался на востоке. Заке Кемуэнчаточа опустился на колени перед Коджинами, чтобы начать ритуал. Сердца мальчиков вытаскивали и приносили в жертву Солнцу, а Кемуэнчаточа пил их кровь. Заке увидел красавицу Азай и приказал своим слугам той же ночью привести ее в свой дворец ( gran bohío ). Выбор Азая считался большой честью согласно традициям Муиска и был устроен богами, и в ту же ночь Азай был схвачен. [2]
Паканчика editУхищрения
Отчаявшись потерять возлюбленную, Паканчику понадобилась хитрость, чтобы вернуть Азая. Посоветовавшись со своим отцом, он отправился на болота Сорака, где муиска выращивали свои лекарственные и психоактивные растения. Он взял отсюда два вида растений и отправился во дворец Кемуенчаточа, где нашел Азая, плачущего о помощи. Он дал ей одно из растений, и она тут же уснула. Когда Кемуэнчаточа вошел и нашел свою побежденную красавицу мертвой, он и его шаманы попытались спасти ей жизнь, но их попытки не увенчались успехом. Под печальный похоронный марш Кемуэнчаточа привез тело Азая в Баганик в Рамирики. Там Паканчик дал ей другое растение, которое он собрал на болотах, и Азай вернулся к жизни. [2]
Когда Кемуэнчаточа узнал, что его побежденная дама жива, он послал своих воинов-геча в Рамирики, чтобы найти ее и наказать виновников заговора. Паканчик бежал из деревни, но Азай и Баганик были схвачены солдатами и доставлены в Хунзу. Протесты бывшего друга Баганчика и его людей оказались напрасными; Зак приказал повесить Азая и Баганика на виселице на «Висельном холме». Вскоре после этого конкистадоры во главе с Гонсало Хименесом де Кесадой достигли территорий Муиски и обнаружили висящие тела. Паканчике хотел отомстить за смерть своего отца и жениха и повел небольшую армию Де Кесады во владения Кемуэнчаточа, где его нашли сидящим на троне с золотом , изумрудами и дорогими тканями. Паканчике также показал испанским войскам путь к Храму Солнца в священном городе Сугамукси . Паканчике погиб недалеко от Бонзы от меча одного из испанских солдат. [3]
Другие летописцы называют Азая «Нагантой». [4]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Окампо Лопес, 2013 г., глава 19, стр. 103.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Окампо Лопес, 2013 г., глава 19, стр. 104.
- ^ Окампо Лопес, 2013, глава 19, стр.106.
- ^ (на испанском языке) Наганта или Азай, история Паканчика. Архивировано 1 декабря 2017 г. в Wayback Machine - по состоянию на 05 февраля 2016 г.
Библиография [ править ]
- Окампо Лопес , Хавьер. 2013. Мифы и легенды коренных народов Колумбии — Мифы и легенды коренных народов Колумбии , 1-219. Plaza & Janes Editores Colombia SA.