Музо люди
![]() Флаг | |
![]() Изумруд из Музо ; Музо были известны как «Изумрудный народ». | |
Общая численность населения | |
---|---|
100 000 (включая Колиму) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Бояка , Кундинамарка , ![]() | |
Языки | |
Карибский , колумбийский испанский | |
Религия | |
Традиционная религия, католицизм | |
Родственные этнические группы | |
Гуане , Лаче , Муиска , Панче |
Народ Музо – это карибский язык. [2] [3] [4] коренная группа, населявшая западные склоны восточных Колумбийских Анд . Это было очень воинственное племя, которое часто вступало в конфликты с соседними коренными народами, особенно с муиска .
Музо населяли правые берега реки Магдалены в нижних возвышенностях западной Бояки и Кундинамарки и были известны как Изумрудный народ благодаря добыче драгоценного камня в Музо. Во время завоевания они оказали сильное сопротивление испанским захватчикам, и им потребовалось двадцать лет, чтобы подчинить Музо.
Знания о народе Музо предоставили летописцы Гонсало Хименес де Кесада , Педро Симон , Хуан де Кастельянос , Лукас Фернандес де Пьедраита и другие.
Территория Музо [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/82/Culturas_precolombinas_de_Colombia.png/330px-Culturas_precolombinas_de_Colombia.png)
Музо жили к западу от Муиски.
Музо населяли низменные северо-западные районы департамента Кундинамарка и западную часть департамента Бояка, ближе к реке Магдалена. Их северными соседями были народы Наура. [5] Панче Муиска на юге и на юго-востоке населяли возвышенность Альтиплано Кундибоясенсе . Их западными соседями были люди колима . [6]
Люди Музо считались первыми жителями Бояки, родом из Сабойи . [5] [6] Их территория простиралась от густых лесов, окружающих реку Караре на севере на границе с Сантандером , Рио-Негро на юге, реку Пачо и долину Убате-Чиккинкира на востоке и реку Магдалена на западе. [5] Другие источники ограничивают территорию Музо реками Согамосо , Суарес , Магдалена и Эрмитаньо . [7]
принадлежащие территориям Музо , Муниципалитеты
Имя | Отделение | Высота (м) городской центр |
карта |
---|
Описание [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e9/Topaip%C3%AD_A._Lugo_%2891%29.jpg/330px-Topaip%C3%AD_A._Lugo_%2891%29.jpg)
Музо были народом здоровых воинов с относительно короткой продолжительностью жизни. Их здоровье объясняется тем фактом, что они были вегетарианцами , хотя другие источники утверждают, что они занимались каннибализмом. [1] [6] [8] Жилые помещения всегда строились вблизи водопадов или источников. Жаркий климат нижней местности заставлял их потеть, и они часто купались. Многие дети Музо рождались покрытыми щетиной, из-за чего суеверные матери убивали своих малышей. [5] Люди Музо жили обнаженными и давали своим детям имена деревьев, животных и растений. [6]
Народ Музо занимался земледелием , обработкой дерева и производством керамики . Изготовлением тканей из хлопка или лаваша занимались проститутки Музо. [5] Они были наиболее известны своей добычей изумрудов ; до наших дней Музо был мировой столицей зеленого драгоценного камня. [ нужна цитата ] Общество Музо делилось на воинов, высшие касты и чингамана или чингама ; и рабы, обычно захваченные у других коренных племен. Самые старые и храбрые члены общины считались самыми важными, но не были касиком своего племени. [6] [9] Система законов не отмечена. [5] [6] Война и охота проводились с использованием отравленных стрел , что было обычной практикой среди коренных племен Южной Америки. Кураре получали из ядовитых растений и лягушек . [4]
Религия [ править ]
Религия Музо состояла из нескольких богов. Их бога-создателя звали Аре (у него был муисканский аналог по имени Чиминигагуа ). Макипа был божеством, исцеляющим болезни, а Музо поклонялись Солнцу и Луне. [5] Народ Музо не строил храмов. [6]
Фуратена [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e1/Pedro_de_Ursua.jpg)
Две горные вершины Фура и Тена , граничащие с рекой Караре, считались священными людьми народа Музо и считали, что они были родителями человечества, творением Аре . [10] Фура и Тена обучали Музо методам ведения сельского хозяйства, ремеслу и тактике войны. Миф о Фуратене рассказывает о человеке с голубыми глазами и светлой бородой Зарби, который вошел на территории Музо в поисках Фонтана молодости . В этом путешествии он встретил красавицу Фуру и они встретились. Муж Фуры Тена возмутился, убил Зарби и повесил его тело на горе Фура. После этого жестокого поступка он убил Фуру и покончил жизнь самоубийством, породив два указывающих холма. По легендам Музо, слезы Фуры превратились в изумруды и бабочек . [11]
Муиска совершали тайные паломничества к Фуре и Тене, избегая попыток воинов Музо их обнаружить. В своей работе Compendio historial de la conquista del Nuevo Reino de Granada Лукас Фернандес де Пьедраита рассказывает о существовании касики по имени «Фуратена», который был владельцем лучших изумрудов территорий Музо. В первые годы испанского завоевания Зипа Сагипа хотел увидеть Фуратену. [12]
Изумрудные люди [ править ]
Впервые о наличии изумрудов на территории современной Колумбии испанцам стало известно в 1514 году в Санта-Марте . Во время кампании Гонсало Хименеса де Кесады самый ранний контакт с изумрудами с Восточных хребтов был сделан в 1537 году в Чиворе Педро Фернандесом де Валенсуэлой и Антонио Диасом де Кардосо . В годы испанского завоевания Муиски исследователи услышали об изумрудах Музо. [13] В 1544 году Диего Мартинес открыл рудники Музо. [14]
Хотя сведения об эксплуатации серебра , меди , железа и золота в регионе различаются, летописцы сходятся во мнении относительно изумрудов. Чтобы извлечь изумруды из окружающей скалы, Музо использовали заостренные деревянные шесты, называемые коа . Жилы, содержащие минералы, промывали водой. После добычи люди Музо перерабатывали полезные ископаемые. [5]
За годы до прибытия испанцев Музо находились в конфликте с Муиска. Они спрятали свои изумруды от своих восточных соседей, и зипа Тискесуса проникла на территорию Музо, убила вождя и разрезала его дочерей на куски, чтобы получить информацию о том, где находятся залежи изумрудов. [15]
В 1980-х годах обращение народа Музо с добычей изумрудов считалось опасным и людей убивали. [16] С тех пор обращение с работниками добывающей промышленности изумрудов улучшилось. [16]
История [ править ]
Подсчитано, что к 1000 году нашей эры народ Музо вытеснил Муиска, первоначально населявшую равнинную местность, на восток, в горы Восточных хребтов. Религиозные центры Муиски были оккупированы Музо. [3]
Завоевание [ править ]
У испанских колонизаторов были проблемы с подчинением Музо в 16 веке. Музо сопротивлялся испанским войскам, а местность, полная ручьев и оврагов, была негостеприимна для испанских лошадей; Музо прятались во многих естественных фортах, которые им предоставила география. [17] [18] Когда конкистадор Педро де Урсуа основал город Тудела недалеко от территорий Музо в 1552 году, люди Музо напали и разрушили недавно основанное поселение, отбросив испанцев назад. [18]
Конкистадором , подчинившим Музо власти Нового Гранадского королевства, был Луис Ланчеро , капитан армии конкистадора Николауса Федермана . [13] Его первая экспедиция с 40 людьми в 1539 году провалилась, но ему удалось подчинить себе Музо двадцать лет спустя, в 1559 или 1560 году. [19] когда он основал Святую Троицу Музо , современный Музо, на развалинах более ранней Туделы. [19] [20] Во время своей второй кампании Ланчеро чуть не погиб после попадания отравленной стрелы Музо. [21]
– Ланчеро 1539–1559 Луис
Урегулирование | Отделение | Дата | Год | Примечания | карта |
---|---|---|---|---|---|
Пойдем | Бояка | 1539 | [22] | ![]() | |
чашка | Бояка | 1540 | [23] | ![]() | |
Фунт | Бояка | 1540–41 | [24] | ![]() | |
Кипама | Бояка | 1541 | [25] | ![]() | |
Марипи | Бояка | 1559 | [26] | ![]() |
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Перейти обратно: а б (на испанском языке) Примитивные этнические группы в Бояке
- ^ (на испанском языке) Доиспанские культуры Колумбии
- ^ Перейти обратно: а б Текия Поррас, 2008, стр.25
- ^ Перейти обратно: а б (на испанском языке) Индейцы Колумбии
- ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час (на испанском языке) Культура Колумбии - SINIC
- ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г Энао и Аррубла, 1820, стр.126.
- ^ (на испанском языке) Музо и территории родственных групп коренных народов
- ^ Текия Поррас, 2008, стр.28.
- ^ Текия Поррас, 2008, стр.26.
- ^ (на испанском языке) Происхождение среди музо
- ^ Окампо Лопес, 2013, стр.95.
- ^ Окампо Лопес, 2013, стр.98.
- ^ Перейти обратно: а б Пуче Риарт, 1996, стр.99.
- ^ Урибе, 1960, стр.2.
- ^ (на испанском языке) Повторная установка эсмеральдерос - Семана
- ^ Перейти обратно: а б Отис, Джон (11 марта 2023 г.). «Внутри изумрудных рудников, которые делают Колумбию мировым гигантом зеленого камня» . Национальное общественное радио (NPR) .
- ^ Текия Поррас, 2008, стр.35
- ^ Перейти обратно: а б (на испанском языке) Коренные племена в Колумбии
- ^ Перейти обратно: а б Пуче Риарт, 1996, стр.100.
- ^ (на испанском языке) Музо, столица изумрудного, сельскохозяйственного и животноводческого центра - Эль Тьемпо
- ^ Текия Поррас, 2008, стр.37
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Музо
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Копер
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Пауна
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Quipama
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Марипи
Библиография [ править ]
- Энао, Хесус Мария и Херардо Аррубла. 1820. История Колумбии для среднего образования , 1–592. Университет Индианы . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Окампо Лопес , Хавьер. 2013. Мифы и легенды коренных народов Колумбии – Мифы и легенды коренных народов Колумбии . Plaza & Janes Editores Colombia SA.
- Пуче Риарт, Октавио. 1996. Разработка изумрудов Музо (Новое королевство Гранада), первый период , 99–104. 3; По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Текия Поррас, Умберто. 2008. Испанские поселения и конфликты энкомьенд в Музо с 1560 по 1617 год (Массачусетс) , 1–91. Папский университет Хавериана . По состоянию на 8 июля 2016 г.
- Урибе, Сильвано Э.. 1960. Изумруды Колумбии . Бюллетень Географического общества Колумбии XVIII. 1–8. По состоянию на 8 июля 2016 г.