Jump to content

Хупда люди

Хупда , (также известный как Хуп, Хупда или Хупд'əh) — коренной народ Амазонки проживающий в Бразилии и Колумбии . Они говорят на языке хуп .

Место жительства и соседи

[ редактировать ]

Народ Хупда проживает в регионе, граничащем с реками Тикие и Папури , притоками, которые впадают в левый берег реки Ваупис в регионе Верхний Рио-Негро штата Амазонас в Бразилии и департамента Ваупис в Колумбии . Они известны как часть языковой семьи Надухуп и находятся в контакте с границами колонизации с 18 века. Имеются записи о бесчисленных эпидемиях кори, оспы и гриппа, которые истребили население. В настоящее время они распределены примерно по 35 селам (локальным группам) общей численностью 1500 человек. Деревни Хупда, как правило, расположены недалеко от районов проживания населения Туканоан , Тариана , Туюка и Пиратапуйо , населения, говорящего на языках туканоанской языковой семьи , живущего вблизи берегов ручьев и рек, составляющих гидрографический бассейн реки Ваупес. .

есть и другие племена, входящие в языковую семью хупда В районе Негритянской (черной) реки (Рио) . Каждое племя имеет свой язык и практически живет в джунглях, на небольших ручьях. Некоторые люди юхуп, например, живут в ручьях на правом берегу реки Тикие (ручьи Кастаньо, Самаума, Кунури и Ира), их меньше, чем хупда, и они почти не контактируют с ними. Народ какуа живет на ручьях на левом берегу реки Папури в Колумбии и поддерживает спорадические контакты с хупда, которые живут на ручьях, впадающих в реку Папури. В Колумбии до сих пор проживает народ нукак на реках Гуавири и Энирида. Народ Дау , широко известный как Кама , является самым маленьким племенем, и в настоящее время его численность составляет около 100 человек; они живут вокруг Сан-Габриэль-да-Кашуэйра, хотя их традиционный дом находится на ручьях, впадающих в реку Курикуариари. Наконец, надебы , находящиеся в постоянном контакте с торговцами (regatões), живут за счет добычи натуральных продуктов джунглей на реках Джурубакси и Унеуиши, впадающих в правый берег реки Риу-Негро.

Слово Маку не Хуп. Вероятно, оно происходит от аравакского ( банива ) и означает «тот, у кого нет языка» или «тот, у кого нет нашего языка». ( ма-аку ; ма = личное местоимение, аку = язык). Дж. Хилл (1986) использует название «вакуэнай» для обозначения пяти северных диалектов аравака и переводит «вакуэнай» как «люди, говорящие на нашем языке» ( ва-аку-най ; ва =наш, аку =язык, най = ассоциативный суффикс). Дж. Хилл отличает курипако и банива Исаны от маакунаи {ма-ку-най ма = личное местоимение аку = язык наи = ассоциативный суффикс = те, у кого нет языка}, чтобы обозначить другие группы, язык которых хуппа не понимают. В этом случае для Банивы Тукано также будут Маакунаи. Судя по этому лингвистическому аспекту, можно подтвердить гипотезу Нимуэндажу о том, что различные группы, известные как маку, находились в этом регионе, живя на берегах реки, до прихода аравакан ​​с севера путем канал Кассикьяри и Туканос с запада. В действительности термин Маку используется неточно во всем регионе Рио-Негро, не только среди коренных народов, но и среди кабокло (смешанного европейского и местного происхождения), и он включается в диалекты жителей Сан-Габриэля. Семантический контекст этого термина всегда был связан с лесом, в отличие от индейцев-садоводов, таких как туканоан и аравакан. Из-за географического положения их деревень туканоанцев всегда называли речными индейцами, а маку - лесными индейцами.

Отношения с другими группами коренных народов

[ редактировать ]

Хупда поддерживают сложные и постоянные исторические отношения с индейцами Туканоан, Десана , Туюка и Тариано, обитающими на реках Ваупис, Тикии и Папури. Эти своеобразные межэтнические отношения являются частью традиций народов этого региона, и их сохранение, вероятно, гарантировало бы культурное равновесие народов региона. Отношения уже описывались как симбиотические , асимметричные и иерархические , или как отношения между работодателем и работником. Туканоанцы оправдывают свое поведение мифами, повествующими о происхождении племен этого региона. Хупда, согласно туканоанским версиям мифов, были последними, кто появился на свет. Следовательно, они считаются низшими, самыми низкими в иерархии межплеменных отношений в бассейне реки Ваупес и из-за этого должны выполнять работу, считающуюся низшей, которую выполняют только кланы самого низкого ранга в иерархии.

Хупда называют туканоанцев «сокват-дах», что переводится как тукан . Они также называют туканоанцев «воу», «воу-д'ах». Эти термины используются в общем смысле, без различия того, к какой языковой группе принадлежит другой человек. Слова, используемые хупда для различения других социальных групп, с которыми они взаимодействуют, - это «tëghõih-d'ah» для неиндейцев и представителей национального общества. Буквально это означает «звук горящих дров» и означает тех, кто пришел извне, белых людей, пришедших с Востока и владеющих многими вещами. Было высказано предположение, что название произошло от звука огнестрельного оружия. Для миссионеров они используют термин «паид'ах», выделяя их в отдельную социальную категорию от тухойх-д'ах.

Термин «мера» означает «с востока» или «снизу», в отличие от «пора», что означает «с запада» или «сверху», всегда используя реку в качестве ориентира. Эти термины также используются в отношении направлений движения. Индивид всегда будет таким образом объяснять расположение отдельных групп, никогда не определяя границы, будь то лингвистические или территориальные, поскольку все хуппа считают себя братьями и частью одного и того же мира хупов. Они могут даже сказать, что другие говорят иначе. Это может быть просто случай другого акцента или нескольких слов из словаря.

Культура и нуклеарная семья

[ редактировать ]

Хупда, как охотники, хорошо знают лес и не занимаются сельским хозяйством , чем широко занимаются их соседи. Они разбросаны по более чем 20 кланам. Каждый из кланов имеет общее происхождение и набор ритуалов, характерных для каждого клана. Браки заключаются между кланами, поскольку брак внутри клана считается кровосмесительным. Женатый мужчина может жить, чаще всего, в местной группе своего отца или в местной группе своего тестя. И поскольку все кланы, проживающие в районе Альто-Рио-Негро, практикуют Дабукури и празднуют Джурупари , хуппа сохраняют свою собственную капи-вайю .

Группа очагов, «каках», представляет собой наименьшую единицу производства и потребления и может состоять из нуклеарной семьи ; в нее могут также входить дополнительные лица (свекрови, племянники-сироты, овдовевшие дяди), образующие расширенную семью. не существует Идеального размера группы , и численность разных местных групп сильно различается. Очаговая группа в значительной степени автономна, представляет собой, как правило, социальную единицу , посещающую другие локальные группы, и является наиболее мобильной частью локальной группы. Общее правило состоит в том, что очаговая группа должна быть самодостаточной, и для этого в каждую очаговую группу обычно входят двое взрослых, мужчина и женщина, почти всегда состоящие в браке. Две пары никогда не входят в одну очаговую группу, а минимальное количество человек в очаговой группе — два.

Хайам - местная группа

[ редактировать ]

Хупда живут в небольших деревнях. Местную группу обычно называют «хайам», хотя на самом деле ее можно назвать еще тремя способами. Эти термины связаны с местной географией:

  1. «-дех», что означает «поток».
  2. «-нух» (голова), источник потока
  3. «-бук» указывает на то, что группа остается на поляне.

Локальная группа полностью автономна и может присоединиться к другой группе или разделиться между двумя другими. Это может привести к тому, что его транзит по отношениям будет серьезно меняться из года в год. Стационарной деревни или лагеря нет. Локальная группа описывается путем ссылки на источники потоков, на которых она живет в течение определенного периода. Некоторые группы могут проживать в одном месте годами, но при этом создается впечатление, что они находятся там лишь временно. Названия, данные этим местам, являются названиями небольших ручьев, откуда они черпают воду.

Эти местные группы ["хайам"] могут включать от 15 до более 50 человек, и обычно каждая группа состоит из членов одного или двух кланов. В некоторых деревнях проживает больше этого количества жителей из-за работы миссионеров. Каждая локальная группа состоит из нескольких очаговых групп. Эти очаговые группы представляют собой наименьшую единицу производства и потребления и обычно состоят из нуклеарной семьи и, в некоторых случаях, из тех, кто к ней присоединился. Местные группы базировались у истоков небольших ручьев, притоков рек Папури , Джапу и Тикие . Члены местной группы бродили в пределах определенного периметра, всегда ориентируясь на один из ручьев; однако они не мигрировали за пределы этой конкретной территории. Когда они покидают территории на заранее определенный период времени, они отправляются на охоту или посещают деревни своих родственников. Эти посещения носят периодический характер и важны для восстановления возобновляемых ресурсов территории, где местные группы основали свои деревни. Нередко очаговая группа в течение года может переходить из одной локальной группы в другую и оставаться там на длительный или короткий период времени. На самом деле, такие длительные визиты в другие деревни являются обычным явлением, и кто-то всегда посещает группу. Мобильность хупда впечатляет, поскольку они знают все существующие тропы {tíw hup} и места базирования каждой местной группы.

В каждой местной группе есть пожилой мужчина, который считается лидером. Он вообще знает историю предков рода. Эти люди не всегда являются руководителями ( yo'òm ih ), которых на местном португальском диалекте также называют капитанами ( capitão ), и которых во многих случаях выбирают для работы с миссионерами и другими агентами. Капитаны местных групп являются посредниками между неиндейцами и миром Хупда. Часто им необходимо уметь ясно интерпретировать для местной группы идеи и концепции миссионеров и других представителей национального общества, которые проходят через деревни. Работа непростая.

Родословная и кланы

[ редактировать ]

Социальные группы Хупда основаны на однолинейном происхождении, с патрилинейными кланами и рассредоточены в экзогамных единицах. Термин «клан» используется для описания основной ячейки общества Хупда. У клана Хупда нет какой-то конкретной географической области/местонахождения, как у кланов Туканоан. Клан – это группировка, объединяющая членов, имеющих общего предка.

В концепции жизни хупда и динамики социального взаимодействия клан имеет меньшее значение, чем локальная группа, поскольку локальную группу трудно отождествить с конкретным кланом. Именно в местной группе развивается идея братства и концепция территориальности. Концепция территориальности важна для социальных взаимодействий между различными местными группами. Географическая область, населенная местной группой, указывает на чувство принадлежности к местной группе, а не к клану. Празднование дабукури («пя») происходит между местными группами, а не между разными кланами. Кланы взаимодействуют как «явам», те, кто имеет общего предка, или «кот», те, кто напрямую связаны друг с другом. Внутри кланов, имеющих общего предка, существует иерархия от самого старшего, «ó», до самого младшего, «púy». В некоторых более крупных кланах, таких как, например, «Сокватнохк'одте» из середины реки Тикии, существует несколько линий отцовского происхождения, хотя все члены считают себя потомками общего предка. Эти отношения не могут быть проиллюстрированы в их генеалогиях членами кланов.

Каждый клан знает определенный набор церемоний и историй, и эти знания распространяются среди всех его членов. Самая важная церемония в клане — это церемония присвоения (передачи) его имени. Обычно его выполняет самый старший мужчина в клане, имеющий прямое семейное родство с человеком, получившим имя, или отец отца, если он еще жив. Ритуал обычно называется «би'ид-хат» или имя церемония. Это ритуал наречения, при котором имя предка меняется и дается новорожденному ребенку. Имя используется в повседневной жизни, и никакой тайны в «биид-хат» нет. В каждом клане имеется набор из пяти-семи имен собственных для каждого пола. Эти имена повторяются и приводятся в порядке рождения предков. Фактически это рассматривается как замена новорожденного ребенка на предка. При обмене ребенок становится членом клана. Первенцу будет присвоено имя деда, который, в свою очередь, получил его от деда. Последующим мальчикам можно дать имена любых младших братьев деда, в произвольном порядке. Имя, помимо легитимизации личности как члена рода, определяет место человека в иерархии. Таким образом, иметь «биад-хат» — значит принадлежать к клану. Наличие имени показывает право и возможность доступа ко всем знаниям, специфичным для клана, а также набор привилегий, будь то социальные, экономические или ритуальные. Носитель кланового имени должен соблюдать и соблюдать все обязанности, возложенные на его клан.

В районе между реками Папури и Тикие должно быть около 20 названных кланов. Кланы связаны иерархией и разбросаны по территории; прямой связи между кланом и территорией нет. Иерархия между кланами не является жесткой, как это можно увидеть у туканоанцев. Процесс раскола клана происходит в ответ на сокращение (природных) ресурсов на отдельных территориях. Клан не имеет собственности, но привязан к определенной местности. Например, все члены клана «Депухте» были выходцами с Востока, они даже говорили, что пришли из Белен-ду-Пара .

Браки, разрешенные внутри классов родственников, включают двусторонних кросскузенов . Экзогамной единицей в социальной структуре Хупда является клан, преимущественно патрилинейный и патрилокальный. Терминология родства Хупда включает пять различных поколений: два выше и два ниже поколения. Все термины родства относятся к членам семьи, реальным или вымышленным. Второе поколение (-2) не различает родственных и кровнокровных родственников. Все термины, кроме матери и отца, относятся к реальному и вымышленному родственнику. Условия родства идентифицируют людей в соответствии с каждым поколением, полом, аффиналами и косангиниками. Самый важный термин родства, используемый Хупда, - это регулирование брака. Другими словами, по их мнению, предпочтительным является брак между фиктивными родственниками, или, другими словами, двусторонними кросс-кузенами одного поколения.

Роль реки Ваупес

[ редактировать ]

Река Ваупес, где проживают в основном туканоане, является местом, где находится большая часть внешних ресурсов в обмен на работу. Это коммерческие отношения. Для Хупда отсюда приходят болезни и проклятия (общества). Поведение Хупда в этой среде почти всегда является поведением полного подчинения любому порядку. В этой среде, где взаимодействуют два явно противоположных племени, возраст не имеет значения, обстановка определена, а диалог краток и приличн во всех отношениях. Хупда редко бывает в деревнях Тукано без приглашения или заключения контракта на работу. Обратное неверно. Туканоанцы ходят в деревни Хупда, когда им хочется, иногда просто на прогулку или за вещами, например, вяленым мясом или рыбой. Отношения между Хупда и конкретной туканоанской деревней прочны, если не постоянны. Это трудовые отношения, и их можно рассматривать как отношения между начальником и сотрудником. Эти отношения могут быть индивидуальными или охватывать всю очаговую группу. По этой причине хуппа не чувствуют себя комфортно в деревне Туканоан и не останутся там дольше, чем это необходимо; они также боятся подхватить болезни. Хупда воспринимают землю на берегах рек как принадлежащую туканоанцам, и их существование основано на этом предположении. Хупда чувствуют себя как дома и комфортно в лесах. Именно здесь они чувствуют себя в наибольшей безопасности от внешних угроз и находят ресурсы, позволяющие им выжить в течение длительного периода времени, без необходимости перебираться на берега реки. На полянах, где находятся их домики, поведение регулируется другим набором правил. Поляна — особое место для церемоний и общения с другими хупда.

Хупда делят бассейн реки Ваупес с другими ее жителями как общую среду, ведя образ жизни, отличающийся от других в своей адаптивной форме идеологическими факторами. Эти идеологические факторы диктуются интерпретацией мира, основанной на мифологическом корпусе, обеспечивающей им особую роль в социальных и межэтнических отношениях в иерархической системе. Таким образом, характеризовать их просто как охотников, собирателей, кочевников или полукочевников, чтобы отличить их от других племен региона, уместно только на первом уровне анализа, где различия между племенами устанавливаются, возможно, на основе их индивидуального технического экономические системы. В этой модели содержатся межэтнические отношения и использование земли среди человеческих ресурсов, необходимых для организации земельных и лесных ресурсов, влияние человеческой деятельности на эти ресурсы и, самое главное, поддержание баланса между различные народы, населяющие этот регион.

Космология

[ редактировать ]

Представление о болезни среди Хупда основано на их восприятии своего присутствия в этом мире, определяемом их взглядом на мир и человечество. Их космология имеет принципиальной особенностью несколько миров, наложенных друг на друга. Земной мир [с'ах] — это тот, в котором мы живем в наших телах [сап], и который находится между двумя концами непрерывной плоскости. На восточной стороне [мера] находится «ведо ип мой» (дом отца солнца и луны), а на (другом) западном конце [пера] находится «сах-тут» от где текут все речные воды и где царит холод. Другие миры расположены вертикально под землей и водами (s'àk eo pèj mòy - мир умари и духов) и над ними, к бесконечному небу (K'èg-teh mòy, wero-meh mòy wã- мой / мир К'эг-тех - главного героя и создателя земных существ, звезд, птиц и стервятников). Все эти миры населены мифологическими существами в форме животных, фруктов и энергий. Земной мир увяз, или, как говорят, связан cipó [юб-тут], энергией, основным источником которой является растение кока [пуук].

Тело [sáp] Хупда и всех людей отличается от всех «живых» существ, которых можно классифицировать как «духи» и которые проявляются в бестелесных формах. Хупда рассказывают, что в их телах есть точка, где находится энергия, называемая «хаваг». Они единодушны в своем утверждении, что он находится в их груди на той же высоте, что и сердце. Фактически, слово Хупда, обозначающее сердце , то же самое, «hawäg». Когда люди рождаются и получают свои клановые имена, они становятся сильнее и, таким образом, начинается процесс роста «хавега», который изначально мал и растет одновременно с физическим телом.

Когда какао [pu'uk], табак [охота], paricá [seâheak] или капи используются , можно воспринимать «hawäg». Шаман [биид-их] использует эти растения , чтобы видеть сны и таким образом диагностировать болезнь пациента. Шаман — единственный, кто в трансе или во сне воспринимает «хаваг» пациента. Хупда, помимо тела [sáp] с «хавагом» (точкой жизненной энергии), также имеет «батуб», который можно назвать их тенью или личным призраком . Эта сущность обычно связана с негативными и злонамеренными влияниями. Этот термин также путают с « дьяволом » из-за католического влияния. В телах животных есть только «хаваг», у них нет «батуб». Некоторые говорят, что у собак может быть «батуб», поскольку они могут видеть других в темноте.

Если жизнь и сознание возникают в результате развития «хавега», то смерть наступает тогда, когда человек теряет свой (собственный) «хавег». После смерти тело (sáp) хоронят, а «хаваг» отправляется в мир духов, который близок к миру «Кег-теа» и других героев, находящемуся на небе. Призрак (батёб) остается на земле некоторое время, а затем отправляется в мир, найденный под водной формой, где он может время от времени снова появляться на земле. Материальные части «батоб» находятся во всех выделениях организма, таких как моча, пот, простуда, кровь и фекалии. Именно через отверстия, из которых исходят эти выделения, болезни могут проникнуть (в тело).

Таким образом, болезнь и здоровье являются результатом баланса между двумя силами в организме: «хаваг» и «батуб». Каждый посвященный знает церемонии защиты и укрепления «хавега». Все церемонии исцеления [биин дохойти] призывают силы леса, чтобы усилить «хаваг» и уменьшить влияние призраков на «хаваг». Если Хупда болен или чувствует себя плохо, обычно можно увидеть, как он сначала указывает на свое сердце, даже если болезнь обнаружена где-то еще в его теле. В конечном итоге болезнь показывает слабость «хавага» и господство «батуба» над физическим телом.

Медицинская система

[ редактировать ]

Медицинская система Хупда — это шаманская система, как в отношении здоровья и болезней, так и в способах лечения болезней. Его опосредуют люди, обычно мужчины, посвященные и обладатели «ключей», позволяющих им получить доступ к различным мирам в поисках понимания событий, происходящих на земле (с'а). Каждый клан обладает специфическими знаниями о способах лечения болезней. По мнению Хупды, все, что происходит в этом мире (или плане), уже происходило в той или иной форме в других мирах в прошлом (мифы). В результате все имеет смысл, и эти смыслы можно найти в рассказах «Кег-тех».

Заболевания можно классифицировать следующим образом:

  • Те, что приводят к смерти, самые серьезные и смертоносные, вызваны чарами , происхождение которых трудно установить, вызванными другими людьми.
  • Те, которые вызваны приготовленными ядами , подмешанными в пищу и напитки, можно вылечить, если известен источник (откуда он взялся и кто его послал).
  • Болезни, возникающие в лесу, реке или вызванные духами - для этого типа болезней можно найти лекарства, которые даются посредством церемонии (биид).

Термин «биид» охватывает набор ритуалов , которые варьируются от самого простого благословения до самой сложной магии. Все целительные практики совершаются посредством слова. Термин «Биин» («сопро») переводится как « дыхание » или «удар», намекая на то, как шаман произносит формулы, смешивая слова с «куйей» (тыквой, сделанной из плодов Lagenaria vulgaris ) возле рта. На местном португальском диалекте с этой практикой связан термин «сопро». Обычно цель состоит в том, чтобы усилить «хаваг», который расположен там, где находится сердце, и уменьшить власть «батуб» над «соком». Эта работа может занять несколько часов. Для получения желаемого эффекта пациенту необходимо соблюдать специальную диету. Диеты обычно предполагают отказ от приготовленного мяса, соли и перца. Другое распространенное воздержание, которое почти всегда требуется, — это воздержание от прикосновений к женщинам в период менструации и сексуальное воздержание в течение установленного периода. Большую часть этого периода пациент обычно должен оставаться лежа. [Ренато Атиас]

  • Атиас, Ренато 1995. Хупде-Маку и Тукано: неравные отношения между двумя обществами амазонских уупе (Бразилия) . Докторская диссертация. Париж: Парижский университет X.
1998. «Болезнь и лечение: медицинская система и представительство среди хупдэ-маку региона Рио-Негро, Амазонас». Антропологические горизонты 4/9. Порту-Алегри: UFRGS.
2004. «Традиционная медицина коренных народов Хупда-Маку реки Тики (Бразилия)». Ponencia a la conferencia Право коренных народов на здоровье: изменило ли международное десятилетие коренных народов ситуацию? 9/10 декабря 2004 г., Лондон.
  • Рид, Ховард 1979. Некоторые аспекты движения, роста и изменений среди индейцев хупда-маку в Бразилии . Кандидатская дисс. Кембридж: Кембриджский университет.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: db54fddf68dc5237fa5b0fcc015a4a9e__1637481180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/9e/db54fddf68dc5237fa5b0fcc015a4a9e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hupda people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)