Jump to content

Вари

(Перенаправлено с Вари )
Вари
Пакаасновос
Общая численность населения
2,721 (2006) [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Бразилия (  Рондония )
Языки
Вари [ 2 ]
Религия
традиционная племенная религия

Вари коренные , также известные как Пакаа Нова , — жители Бразилии , живущие в семи деревнях в тропических лесах Амазонки в штате Рондония . [ 2 ] Их первый контакт с европейскими поселенцами произошел на берегу реки Пакаа-Нова , притока реки Маморе . Многие из вари живут на территории коренных народов Сагарана недалеко от города Родригес Алвес (который расположен между территорией коренных народов Рио-Гуапоре и национальным парком Пакаас Новос ). [ 1 ]

Европейцы когда-то использовали название «Пакаа-Нова» для обозначения вари, потому что они встретили коренное население возле реки Пакаа-Нова. Люди предпочитают, чтобы их называли «вари», это слово на их языке означает «мы, люди». [ 1 ] Они также известны как Джару, Оро Вари, Пакаас-Новос, Пакаханово, Пакаанова, Пакаановас, Уари и Уомо. [ 1 ] [ 2 ]

Вари говорят на языке пакаасновос , который принадлежит племени чапакура . [ 1 ] или языковая семья Чапакура-Вэнхэм .

Наряду с Тора , Море (или Итенес ) и Оро Вин , Вари являются последними представителями лингвистической группы языка Чапакура . Другие группы были истреблены европейцами или бразильцами.

Существует большая грамматика языка вари, написанная Барбарой Керн и Дэниелом Эвереттом: https://ling.auf.net/lingbuzz/001707.

Население и расположение

[ редактировать ]

Вплоть до 19 века вари обитали на юго-востоке Амазонки, а именно в бассейне реки Лаге (правобережный приток реки Маморе ), реки Ору-Прету, ручьев Грута и Санто-Андре, негров. река (все притоки нижнего и среднего течения правого берега реки Пакаа-Нова ), а также реки Рибейран и Ново (притоки левый берег реки Пакаа-Нова ).

В начале 20-го века постоянные вторжения необразильцев в поисках каучуковых деревьев вынудили вари перебраться в менее доступные истоки реки Маморе . Они были заключены в этом районе до установления умиротворения. Сегодня они живут в восьми [ 3 ] поселения, расположенные в штате Рондония , Бразилия. [ 1 ]

Конфессия и этническая принадлежность

[ редактировать ]

Племя разделено на подгруппы, но не существует конкретного слова, обозначающего человека, принадлежащего к другой группе. Ближайший термин, который обычно применяется, — татирим (незнакомец). Человека из той же подгруппы называют «вин ма» (земельный товарищ).

Сегодня подгруппы Вари:

  • Оронао
  • ОроЭо
  • волноваться
  • ОроМон
  • ОроВарам
  • ОроВарамСиджейн

Некоторые люди до сих пор идентифицируют себя с двумя другими подгруппами, которые больше не существуют: ОроДжовин или ОроКаоОроВаджи. Оро – коллективизирующая частица, которую можно перевести как «народ» или «группа».

Отношения между подгруппами

[ редактировать ]

На нынешние отношения между подгруппами влияет динамика, существовавшая до умиротворения. Каждая подгруппа тесно связана с территорией; однако границы между территориями подвижны.

Территория, относящаяся к одной подгруппе, может быть включена в территорию другой подгруппы (если она занята группой, также принадлежащей к другой подгруппе). Это стало возможным благодаря полукочевому характеру народа вари.

Членство в какой-либо подгруппе не определяется фиксированными правилами. Дети могут считаться членами подгруппы любого родителя или подгруппы, связанной с территорией, на которой они родились. Культурная или подгрупповая идентичность является частью права человека по рождению, но социально формируется в течение жизни через отношения с родственниками и соседями. Вари признают, что люди имеют несколько идентичностей, основанных на их конкретных отношениях и опыте.

Общество

[ редактировать ]

Каждая подгруппа организована вокруг группы братьев, каждый из которых часто женат на женщинах-сестрах. Полигиния , особенно сороральная полигиния (соженницы — сестры), является основой семейной структуры Вари. Деревни состоят из нуклеарных семей и отдельного дома, называемого «мужским домом». Он служит общежитием для одиноких подростков и местом встреч взрослых мужчин. Пара обычно меняет место жительства, меняя место жительства между родителями женщины и родителями мужчины, хотя конкретное правило не определяет, когда происходит смена.

Вари ведут полукочевой образ жизни и перемещают свои деревни не реже одного раза в пять лет. Они держатся в стороне от пойм рек, но держатся ближе к берегам небольших многолетних рек.

. урожай Вокруг деревни выращивают кукурузу, дающую основной Поиск идеальной земли для выращивания кукурузы (чернозем или terra preta ) играет ключевую роль в определении места для постройки деревни. Значение сельскохозяйственных земель отражено и в языке, поскольку человека из той же подгруппы называют «земельным товарищем».

Убеждения

[ редактировать ]

Тело, душа и человечество

[ редактировать ]

Апаресида Виласа, профессор социальной антропологии Национального музея Федерального университета Рио-де-Жанейро, обсуждает амазонскую концепцию тела, опираясь на этнографические исследования вари. Во-первых, важно отметить, что человечество не ограничивается людьми. Все, что ведет себя по-человечески, т. е. совершает ритуалы, ведет семейную жизнь или пьет пиво, может считаться человеческим. [ 4 ]

На родном языке Чапуакруа квере — слово, наиболее близкое к телу, и его следует использовать в сочетании с притяжательным суффиксом (его, ее, ее). Считается, что муж и жена находятся в одном теле, более того, все живущие вместе единосущны. Виласа описывает квере- как «образ жизни». Например, темперамент человека определяется его квере-, рацион животного определяется его квере-, а сила ветра происходит от его квере-. Виласа утверждает, что эта параллель между человеческим и нечеловеческим существами предполагает связь с «более широким космологическим процессом». [ 4 ] Концепция онтологического поворота часто используется в отношении верований Вари, потому что интерпретации Вари тела и души настолько незнакомы культурам, которые действуют в условиях разделения между культурой и природой в дихотомии, что ставит под сомнение если все человеческие точки зрения сопоставимы или, возможно, даже взаимопонятны. [ 4 ]

Предоставив базовую информацию о концепции тела, Виласа переходит к дискуссии о человечности. Вари означает «мы, люди, человеческие существа» и определяется как противоположность охотничьим животным. Животных, на которых охотятся, можно считать людьми, потому что иногда они действуют как хищники. Вари предупреждают, что нельзя доверять собственным глазам, поскольку человеческая форма может быть обманчивой. Человеческая форма рассматривается как хороший признак того, что что-то является человеком, но может быть обманчивой, поскольку человеческие тела могут притягиваться к другим субъективностям и трансформироваться в них. Трансформация тела может быть результатом вмешательства другого, а не желания субъекта трансформации трансформироваться. В одной из историй девочка пошла со своей матерью в лес за едой. Заметив, что они несколько дней отсутствовали в деревне, у ребенка возникли подозрения. Она заметила хвост ягуара между ног своей матери и кричала, пока животное не убежало, и ее мать не вызвали снова. [ 4 ]

Подобную трансформацию приписывают душе или варенью. Виласа подчеркивает, что тело и душа взаимосвязаны. Вари верят, что душа дает нестабильность и способность к трансформации. Когда шаман видит душу животного, он видит в ней человека и не может его убить. Альтернативно, шаман может убить товарища Вари, потому что он считает его животным. В глазах каждого человека животное предстает по-разному. Более того, человек с острым видением может видеть человечность во всем. Наконец, отмечается, что метаморфоза порождает страх из-за связанной с ней уязвимости и нестабильности. [ 4 ]

Для Вари вид души животного может сделать из человека паршивого охотника, потому что вы больше не можете убить существо, за которым наблюдаете, как если бы оно было человеком, общность общего опыта делает человека неспособным убить его. Тогда может произойти и обратное, и ближнего человека можно будет рассматривать как добычу. Эту концепцию автор называет «колебанием перспективы», и она потенциально может случиться с кем угодно в любое время, а признаки того, что это произошло, столь же незаметны, как небольшие отклонения во внешности или поведении. [ 4 ]

Влияние миссионеров на концепцию Вари о теле, душе и человечности

[ редактировать ]

Концепция тела Вари сочетается с точкой зрения человека, тогда как концепция Вари о сердце, или ксимиси, относится к физиологическому органу, ядру чего-либо, а также к эмоциональному состоянию, морали и интеллекту. Чтобы вари' считали кого-то человеком, они должны обладать качеством джемикси' или способностью трансформироваться в разные тела и точки зрения. Считается, что эта трансформация происходит из-за болезни, а трансформацию рассматривают негативно, как потерю своего тела и перспективы. Это, в свою очередь, влияет на то, как они различают Вари и других существ, а также на то, как их видят другие. Христианство, в котором различие и господство между человеком и животным устанавливается непосредственно в Библии, тем самым предоставило Вари инструмент для дифференциации себя от животных и других существ. Еще одним аспектом христианства, который был привлекателен для облегчения беспокойства о себе и отношениях среди вари, была идея христианского братства. Одним из основных изменений, произошедших благодаря принятию христианства, стал переход от чувства концентрации в теле к концентрации в сердце, что позволило вари повернуть самоощущение внутрь. [ 5 ]

Каннибализм

[ редактировать ]

Вари раньше практиковали эндоканнибализм , особенно погребальный каннибализм. Это было сделано в знак уважения к погибшим. [ 6 ] [ 3 ]

Сразу после смерти самые близкие родственники обнимали и обнимали умершего. Тело оставляли примерно на три дня, хотя установленного срока не было, и во многом зависело от того, как скоро члены семьи из других поселений смогут приехать на похороны. [ 7 ] К этому времени тело, как правило, начало разлагаться в жаре и влажности Амазонки, иногда достигая стадии, когда тело раздувалось и обесцвечивалось . [ 7 ] [ 3 ] Когда все родственники на разумном расстоянии прибыли, родственники почтительно приготовили тело к употреблению.

Подготовка к погребению включала ритуальный плач и другие церемонии, разведение костра, удаление внутренних органов и, наконец, поджаривание тела. [ 3 ] Ближайшие родственники покойного не стали есть тело, но уговорили присутствовавших родственников поесть. Поедание плоти смягчило горе семьи, поскольку означало, что душа умершего будет храниться в живых телах родственников, а не будет оставлена ​​бродить в одиночестве по лесу. Эта практика в равной степени считалась актом сострадания, родственной любви и горя. [ 7 ] [ 3 ] Родственникам предлагалось есть все, что они могли, но иногда это составляло не более чем небольшие кусочки испорченного мяса. [ 3 ] Даже такое употребление часто вызывало у скорбящих сильное расстройство желудка . [ 7 ] Сердце и печень были съедены, но большая часть тела и волос сожжена. [ 6 ]

Эта практика продолжалась до 1960-х годов. [ 8 ] Сегодня вари не практикуют никакие формы каннибализма. [ 3 ] Хоронят умерших после двух-трех дней траура. [ 6 ]

Сегодня вари миролюбивы, но до умиротворения они воевали с соседними племенами. Их наиболее заметные победы произошли над карипуна , народностью тупи , и уру-эу-вау-вау . После контакта с бразильским правительством в 20 веке фокус их войны сместился, и они потеряли контакт со старым виджамом (врагом).

Вари считают врагами «бывших вари», которые дистанцировались до такой степени, что прервали культурный обмен. Несмотря на это, воин Вари не делал различия между врагом и животным и поэтому не чувствовал необходимости проявлять милосердие или милосердие к врагу больше, чем к животному.

После окончания боя воины Вари при любой возможности приносили домой тела павших врагов. Эти тела будут вручены женщинам и молодым мужчинам, которые остались дома, чтобы укрепить группу. Детям запрещалось есть мертвых врагов.

Бойцы отступили в мужской дом, где остались на карантине. В этот период они передвигались как можно меньше, большую часть дня оставались в гамаках и пили только чичу . Целью было «удержать кровь врага в теле воина», тем самым придав ему силу. Секс был запрещен, так как считалось, что кровь врага «превратится в семя» и таким образом позволит передать силу врага детям соплеменников. Воину не разрешалось вкушать павших врагов, поскольку считалось, что он сохранил в себе кровь врага, а такой поступок был бы самоканнибализмом, приводящим к его гибели. Карантин закончился, когда женщины отказались продолжать приготовление чичи. [ нужна ссылка ]

Умиротворение

[ редактировать ]

Умиротворение в этом контексте происходит между народом Вари и остальным подключенным миром. Важно отметить, что «вари» не просили об этом «умиротворении». Существует множество точек зрения на то, является ли умиротворение коренных народов моральным; поэтому важно определить различие между умиротворением (миром) и цивилизаторской миссией (ассимиляцией/миссионерами).

До попыток умиротворения взаимодействие с Вари было крайне минимальным. Начиная с 1950-х годов сборщики каучука искали землю Вари для выращивания каучуковых деревьев. Эти сборщики каучука прибегли к истреблению деревень Вари и их жителей. [ 9 ] [ 5 ] В результате Служба защиты индейцев (SPI) начала попытки связаться с народом Вари.

Вспышки болезней и война за землю с чужаками привели к сокращению численности населения Вари почти на 50%. [ 9 ] В то время вари только начали переселяться из-за интенсивного выращивания каучуковых деревьев. [ 9 ] [ 5 ]

В результате вари обратились за помощью к Службе защиты индейцев и миссионерам. Служба защиты индейцев намеренно открыла посты для встреч и оказания помощи вари. Из-за вышеупомянутых вспышек болезней и сборщиков каучука вари в конечном итоге поселились возле этих постов. [ 9 ] [ 5 ]

Миссионеры

[ редактировать ]

Примерно в 1956 году Вари привлекли внимание протестантских миссионеров (а позже католических и евангелических миссионеров). [ 9 ] [ 5 ] Вари интересовались миссионерами из-за их щедрости и способности лечить болезни. [ 5 ]

Миссионеры бросили вызов убеждениям Вари, предложив новые перспективы. Первоначально вари считали, что все вари — братья, а враги — такие же животные. Миссионеры изменили точку зрения многих вари, увидев всех людей как братьев, а животных как объекты. Этот сдвиг в перспективе утвердил идею о том, что сражаться между братьями (другими людьми) — это плохо. [ 5 ] Чтобы еще больше донести свою точку зрения, миссионеры часто жили рядом с Вари и пытались выучить язык Вари. Части Библии были переведены на язык вари с 1975 по 1984 год. [ 2 ] После перевода Библии в 1970-х и 1980-х годах произошло коллективное обращение вари в христианство, продолжавшееся всего около десяти лет, за которым последовало коллективное повторное обращение. [ 5 ]

После событий 11 сентября, свидетелями которых Вари стали по телевидению, многие обратились обратно в христианство, полагая, что это признак конца света. Христианство после 11 сентября, исповедуемое населением Вари, можно отличить от христианства, возглавляемого миссионерами с 1975 по 1984 год, поскольку оно почти полностью возглавлялось лидерами местной веры и преподавалось на их родном языке. [ 5 ]

Это не обошлось без жестокости. Вари были вынуждены работать полный рабочий день на крупных плантациях и других предприятиях, чтобы получать помощь и обучение. Их заставляли подчиняться приказам, отправляли в принудительную изоляцию и наказывали струей холодной воды за проявление традиционных ценностей/верований. [ 5 ] Несмотря на это, обращенные люди Вари решили, что новая идеология и материальные блага того стоят. Деконверсия также была обычным явлением для обращенных Вари, но деконверсия обычно длилась недолго. [ 5 ]

К 2000-м годам подавляющее большинство вари вернулись к своим первоначальным традициям - по состоянию на 2019 год только 30% остаются христианами. [ 7 ] [ 9 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж «Вари: Введение». Povos Indígenas no Brasil. Проверено 22 февраля 2012 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д «Пакаасновос. Этнолог. Проверено 22 февраля 2012 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Конклин, Бет А. (1995). « Таковы наши тела, таковы были наши обычаи»: погребальный каннибализм в амазонском обществе». Американский этнолог . 22 (1): 75–101. дои : 10.1525/ae.1995.22.1.02a00040 . ISSN   0094-0496 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Источник: Виласа, А. 2005. Хронически нестабильные тела: размышления об амазонских телесностях. Журнал Королевского антропологического института, 11: 445-464.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Роббинс, Джоэл; Шиффелин, Бэмби Б.; Виласа, Апаресида (июль 2014 г.). «Евангелическое обращение и трансформация личности в Амазонии и Меланезии: христианство и возрождение антропологического сравнения» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 56 (3): 559–590. дои : 10.1017/s0010417514000255 . ISSN   0010-4175 . S2CID   145579408 .
  6. ^ Jump up to: а б с «Вари: погребальный каннибализм». Povos Indígenas no Brasil. Проверено 22 февраля 2012 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Конклин (2001).
  8. ^ Вентмор, Кевин Дж. (2021) Пожиратели мертвых , Лондон: Reaktion Books, стр. 186
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж «Вари – коренные народы Бразилии» . pib.socioambiental.org . Проверено 4 мая 2020 г.
  • Конклин, Б. (2001). Поглощающее горе: сострадательный каннибализм в амазонском обществе . Остин: Издательство Техасского университета. 978-0292712362
  • Виласа, Апаресида (2010). Странные враги: сообщества коренных народов и сцены встреч в Амазонии . Дарем: Издательство Университета Дьюка. 978-0822345732
  • Керн, Барбара и Дэниел Эверетт (1997). Вари . Лондон: Рутледж.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d70ef2f3452b4f6365a881ed6eaedb8f__1718379840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/8f/d70ef2f3452b4f6365a881ed6eaedb8f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wariʼ - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)