Чамакоко
![]() Конзехет Фаустино (ебытосо) Пто. | |
Общая численность населения | |
---|---|
1,800 (2007) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Чамакоко [ 1 ] | |
Религия | |
традиционная племенная религия, христианство |
Народ Чамакоко ( Ишир ) — коренной народ Парагвая . [ 2 ] Некоторые также живут в Бразилии. [ 1 ]
У народа Чамакоко есть две основные группы: эбитосо, жившие вдоль реки Парагвай , и томарахо, традиционно жившие в лесах. Эбитосо обратились в христианство, а томарахо жили в маргинальных районах, чтобы сохранить свои традиционные взгляды на мир и образ жизни. В 1980-х годах Национальный институт коренных народов (INDI) переселил томарахо в общину под названием Пуэрто-Эсперанса вместе с эбитосо. [ 3 ]
Имя
[ редактировать ]Чамакоко также известны как народ Исиро, Иширо, Джейво, Иширо, Ксамикоко, Ксамакоко или Ишир. Их автоним — Ишир. [ 1 ] [ 2 ] Термин ɨshɨr (также пишется как Ишир или Йшир ) собственно означает «человек», но теперь также используется в значении «коренной» в противоположность парагвайскому народу, которого называют маро . [ 4 ]
Население
[ редактировать ]По данным переписи 2002 года, численность населения йшир в Парагвае, назвавшего себя йширом, составляла 1571 человек, в основном проживавших в районе Фуэрте Олимпо в Парагвае , являясь крупнейшей группой мигрантов, находящейся в округе Игатими (85 в 2002 году). По данным Бразильского института социальных и экологических исследований (ISA) проживало 40 особей , в 1994 году в индейской резервации Кадивеу в Бразилии . [ 5 ]
В 80-х годах ыширы были изгнаны со своих земель и переселены Национальным институтом коренных народов Парагвая (ИНДИ), ограничив их небольшими прибрежными территориями. В 1986 году томарахо были переселены из Сан-Карлоса в Потрерито , на землю, принадлежащую ибитосо, а позже получили землю в Марии-Елене .
Язык
[ редактировать ]Жители Ышира (чамакоко) говорят на ыширском Замуко языке . [ 1 ] Обозначение «чамакоко», вероятно, связано с «чамок» или «замук», этнонимом группы семьи Замуко. [ 2 ] называют этот язык ышир ахвосо (также пишется ɨshɨr ahwoso ). Носители [ 4 ]
Ыширский язык был изучен и описан иезуитами в восемнадцатом веке и включает диалекты томарахо (или томаракса ), ибитосо (или ебитосо ) и орио . [ 6 ]
В 1930 году было подсчитано, что около 2000 человек говорили на разных языках. По оценкам, в 1970 году на вариантах ybytoso и orio говорили 800 человек, тогда как на томарахо в то время говорили менее 200 человек. считает, что ыширский язык находится под угрозой исчезновения ЮНЕСКО и может исчезнуть через несколько поколений под давлением культурно доминирующих языков региона, таких как испанский и гуарани.
Язык демонстрирует замечательное морфологическое сходство с айорео. [ 7 ] [ 8 ] Одержимые существительные согласуются лично с обладателем. [ 9 ] Чамакоко представляет собой редкие парагипотактические структуры, также документированные на ранних стадиях развития многих романских языков. [ 10 ]
История
[ редактировать ]
Несколько групп ысыра жили в Гран-Чако в девятнадцатом веке, как внутри территории, так и поселились на берегах реки Парагвай . Ибитосо Гран - (или эбитосо ) веками жили вдоль реки Парагвай, томарахо жили внутри Чако и до 1970-х годов считались враждебными. [ 11 ]
Во время войны Чако (1932–35) йшир сражались вместе с парагвайскими солдатами против боливийцев , но когда война закончилась, они потеряли свои территории и были вынуждены вести переговоры об этническом выживании с парагвайскими поселенцами. [ 3 ]
Остальные томарахо жили в долговом рабстве в отдаленном лесозаготовительном лагере Сан-Карлос и умирали от болезней, пренебрежения и голода. В то время как эбитосо отказались от своих ритуалов в результате давления со стороны миссионеров-евангелистов, принадлежащих к миссии «Новые племена» , томарахо все еще практиковали церемонию инициации мальчиков и сохранили подробные знания мифов и шаманизма . [ 12 ]
« Теперь наша территория принадлежит компании », — сказал человек из томарахо , — « мы живем там, но она не наша; оно нам не принадлежит и стало врагом, который нас убивает. Раньше мы были храбрыми и сильными, но сожительство с парагвайцами нас укротило ». Томарахо работали в лесозаготовительных лагерях танинной компании Carlos Casado и едва выжили, больные и истощенные. [ 3 ]
Их первый контакт с эбитосо произошел в 1981 году, когда Бруно Баррас и Гильермо Маллеро , Ишир из Фуэрте Олимпо , отправились в Сан-Карлос , чтобы провести первую национальную перепись коренных народов. Когда Эскобар посетил томарахо в 1985 году, там насчитывалось всего 87 человек. [ 12 ]
Эти группы сейчас находятся на грани исчезновения из-за бедности, вызванной трансформацией их среды обитания, деградацией природных ресурсов и давлением расширения экономической деятельности. Молодые люди переезжают в города Парагвая и Бразилии , отказываясь от своих убеждений и зачастую отрицая свое происхождение, чтобы не стать жертвой дискриминации.
В 2009 году только три общины ибытосо имели юридический статус и владели землей, община томарахо имела юридический статус и выделила землю без юридической собственности ( DGEEC , 2004) общей площадью 25 828 га. Наибольшее население проживает в Пуэрто-Диане и Пуэрто-Эсперансе , наименьшее — в Пуэрто-Кабальо . [ 13 ]
Экономика
[ редактировать ]Традиционно чамакоко были охотниками-собирателями . В настоящее время они выращивают и разводят животных, таких как овцы, козы, свиньи, коровы, лошади и домашняя птица. Они работают на ранчо, поденщиками и домашней прислугой. Они создают поделки на продажу, такие как корзины, резьбу по дереву и другие изделия. [ 1 ]
Диссидентские группы Ышира, известные как «якарерос», чтобы выжить, занимаются браконьерством на аллигаторов – запрещенной деятельностью. Отряды из пятнадцати-двадцати человек отправляются на каноэ вверх по реке, а стажеры проходят по болотам Рио-Негру . Они охотятся в течение месяца, спят в своих лодках и подвергаются всем опасностям: бразильские рейнджеры, большинство из которых бывшие заключенные, используют стрелять на поражение, прежде чем спрашивать ». [ 14 ]
Мифология
[ редактировать ]Хотя истории, рассказанные ыбытосо, во многом отличаются от историй Томарахо , «Большой миф» йшира можно резюмировать следующим образом:
По случаю путешествия по джунглям группа йширских женщин встретила анапзоро (или анапсоро ), могущественных и страшных богов, странного вида, не имевших никаких фракций в лицах. У каждого из них были разные уникальные персонажи, покрытые перьями, волосами или странного цвета. Анапсоро жили тогда с ыширом и учили их охотиться, пользоваться орудиями труда, посвящали их в свои ритуальные церемонии. [ 15 ]
Через некоторое время сосуществование людей и богов стало затруднительным, достигнув кризиса со смертью некоторых молодых людей на суровых церемониях инициации. Тогда Эшёнёвёрта (или Ашнуверта ), ведущий анапзоро, показал ыширу уязвимость анапзоро, чтобы они могли убить их, ударив по лодыжке, так как там у них было горло.
За короткое время все анапзоро были истреблены. только двое пережили резню: Эшёнёвёрта и грозный Немур , сбежавшие. Когда Немур почувствовал, что к нему приближается человек, они уже были в месте под названием Карча Балут , он выхватил улитку из земли или вытащил ее из густого оперения своего тела (в зависимости от версии) и экстравагантным жестом вызвал бурную реку который пророс из своей скорлупы.
Мужчина и анапсоро, разделенные рекой, известной сегодня как река Парагвая , «обмениваются словами» в последний раз. « Ты можешь бежать, но твоя судьба — остаться навсегда одной », — произносит Сыр, стоя на берегу реки. " Ваш народ многочисленный , - отвечает Немур с противоположного берега, - но они навсегда будут обязаны следовать словам. Если они потерпят неудачу, болезни, голод и враги будут истреблять тогда до последнего Китымараха (название клана Сыра). ) погаснет ».
Есть еще один мифический институт, пропагандирующий сбалансированное использование природных ресурсов: фигура Повелителя животных . У каждого животного есть хозяин, его балут , представитель , который одновременно облегчает охоту и строго наказывает за ее превышение. [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Чамакоко». Этнолог. Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Ориентация – Чамакоко». Страны и их культуры. Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мендоса, Марсела. «Эстетика и исполнение Ишира Парагвая». Противоток. Том. 5, номер 1. Февраль 2007 г.: 310–413. Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чиуччи, Лука 2013. Чамакоко: краткий антропологический и лингвистический профиль. Архивировано 3 декабря 2013 г. в блокнотах Wayback Machine Лаборатории лингвистики Scuola Normale Superiore ns 12.
- ^ Коренные народы Атласа
- ^ Глоссарий языков коренных народов Южной Америки, Эдгардо Чиваллеро, Национальный университет Кордовы. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Чиуччи, Лука 2009. Элементы словесной морфологии чамакоко. Тетради лабораторные по лингвистике ns 8
- ^ Чиуччи, Лука 2013. Флективная морфология в языках Замуко . Пиза: Scuola Normale Superiore. Кандидатская диссертация.
- ^ Чиуччи, Лука 2010. Притяжательное склонение чамакоко. Тетради Лингвистической лаборатории ns 9,2.
- ^ Бертинетто, Пьер Марко и Лука Чиуччи 2012. Паратаксис, гипотаксис и парагипотаксис в языках Замуко. Лингвистическое открытие 10.1. 89-111.
- ^ Чейз Сарди, Мигель (1971). Текущее положение коренных народов Парагвая. Антропологическое приложение, Том 6, №№ 1–2. Католический университет, Асунсьон, 1971 год.
- ^ Перейти обратно: а б Реншоу, Джонатан (2007). Статья Издательство Питтсбургского университета
- ^ Атлас коренных общин Парагвая (2004) DGEEC - Главное управление статистики, обследований и переписи населения Парагвая
- ^ Мартин Капаррос " La Selva Esmeralda " Первый журнал 4 года, номер 44, май 1990 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эскобар, Тичио (2007). Проклятие Немура: В поисках искусства, мифа и ритуала Ишира . Издательство Питтсбургского университета. Питтсбург, Пенсильвания
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эскобар, Тичио. Проклятие Немура: в поисках искусства, мифа и ритуала Ишира. Питтсбург: Университет Питтсбурга, 2007. ISBN 978-0-8229-5937-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Произведения искусства Чамакоко [ постоянная мертвая ссылка ] , Национальный музей американских индейцев
- Виртуальная библиотека Парагвая Виртуальная библиотека Парагвая
- Центр визуальных искусств Museo del Barro , Музей грязи, Центр визуальных искусств (Парагвай)