Пайягуа

Народ пайагуа , также называемый эвуеви и эвебе , — этническая группа народа гуайкуру в северной части Чако в Парагвае . Пайягуа были речным племенем, жившим, охотившимся, рыбачившим и совершавшим набеги на реку Парагвай . Имя Пайагуа им дали гуарани , их враги, с которыми они постоянно боролись. Возможно, отсюда произошло название реки Парагвай, а значит, и самой страны Парагвай; Гуарани сказали испанцам , что это река «Паягуа-И», или «река Паягуас». Они называли себя, вероятно, Эвуэви, «люди реки» или «люди воды». Пайягуа также были известны ранним испанским исследователям как «Агасы» и варианты написания этого имени. [ 2 ]
Язык пайягуа вымер; они говорили на языке Гуайкуру . Не осталось людей, идентифицирующих себя как Пайагуа; потомки племени слились с другими парагвайцами либо как метисы , либо с другими народами, обычно называемыми индейцами.
Пайягуа были известны своей свирепостью и умением плавать по реке Парагвай на своих больших каноэ. Они представляли серьезную угрозу для путешествий по реке испанцев и португальцев с начала 16 до конца 18 века.
История
[ редактировать ]
Пайягуа населяли острова и берега реки Парагвай, в основном к северу от города Асунсьон , но их путешествия завели их на север до современного города Куяба в Бразилии и на юг до современной Аргентины, Расстояние 1600 километров (990 миль). [ 3 ] Они были исключением из конной культуры других жителей Гуайкуруа, которая к 1650 году находилась в полном расцвете. Пайягуа бороздили реку на каноэ, ловили рыбу и собирали съедобные растения, а также совершали набеги на своих сельскохозяйственных соседей, гуарани, на востоке. Страх перед пайягуа привел гуарани в объятия испанцев, что привело к созданию среди гуарани римско-католических миссий , включая знаменитые иезуитские редукции в Парагвае, Аргентине и Бразилии. [ 4 ]
Население Пайягуа во время первого контакта с европейцами в 16 и начале 17 веков оценивалось по разным оценкам от 6 000 до 24 000 человек. Как и у большинства индейских народов, их численность сократилась из-за появления европейских болезней, и к 1602 году испанцы говорили об их уменьшении. [ 5 ] Несмотря на сокращение численности, пайягуа угрожали испанским путешествиям по реке Парагвай более 200 лет. [ 6 ]
Первым европейцем, вступившим в контакт с пайягуа, возможно, был потерпевший кораблекрушение и исследователь Алейшо Гарсия . Гарсиа был убит в 1525 году у реки Парагвай, возможно, у реки Пайагуа. [ 7 ] В 1527 году исследователь Себастьян Кабот вел речную битву против Пайагуаса недалеко от слияния рек Парагвай и Бермехо на территории современной Аргентины . По оценкам более позднего испанского летописца, силы Пайягуа насчитывали 300 каноэ (вероятно, это преувеличение, поскольку каноэ Пайягуа обычно перевозили около 10 человек). В 1537 году пайягуа убили Хуана де Айоласа и 80 испанцев в крепости, которую построили испанцы, вероятно, недалеко от современного Фуэрте Олимпо в Парагвае. [ 8 ]
Война с испанцами. Пайягуа были разделены на две группы: северную и южную. Контакты испанцев с южной ветвью Пайягуа были разделены Барбарой Гансон на два периода: 1528–1730 гг., спорадические враждебные контакты; и 1730–1811 гг., Активные контакты и размещение пайягуа с испанцами. В 17 веке пайягуа, которых называли «речными пиратами», угрожали торговле мате йерба на реке Парагвай, вынуждая большую часть торговли идти по суше. Пайягуа вместе со своими союзниками Мбайя также совершали убийственные набеги с целью заполучить лошадей, крупный рогатый скот и другие товары из испанских поселений и редукций иезуитов. Испанцы, со своей стороны, объявили в 1613 году «войну огня и крови» против пайягуа и мбайя и отправили многочисленные экспедиции, чтобы попытаться убить или поработить их. [ 9 ]
Война с португальцами. Северная ветвь пайягуа была слабо связана с народом кадивеу (группа народа мбайя ). Они сопротивлялись португальцам в Бразилии , особенно после того, как открытие золота возле Куайбы в 1718 году спровоцировало золотую лихорадку португальских искателей богатства, которые в основном прибывали на каноэ по реке Парагвай. [ 10 ] Пайягуа сопротивлялись вторжению, напав на искателей золота на реке. В частности, в 1725 году они уничтожили на реке отряд из 200 человек. В 1730 году 800 воинов пайягуа убили большую часть отряда из 400 человек. Они обменяли доходы от своих набегов, включая золото, испанцам в Асунсьоне на железные инструменты. Репрессии против пайягуа были неэффективными до 1734 года, когда португальцы одержали победу, но в следующем году пайягуа уничтожили конвой из 50 каноэ (возможно, 500 человек). После этого нападения Пайягуа продолжились, но в меньших масштабах. [ 11 ] Северные племена пайягуа заключили мир с португальцами в 1752 году, а в 1766 году некоторые северяне попросили поселиться недалеко от иезуитского поселения в Белене, Парагвай . Однако некоторые из них продолжали совершать набеги до 1789 года. [ 12 ]
Отклонить. К началу 18 века южные пайягуа были захвачены испанцами. В 1730 году испанцы изменили свою политику «огня и крови» на политику развития дружеских отношений и торговли с пайягуа. К 1740-м годам некоторые пайягуа занимались снабжением испанских поселенцев и городов рыбой, выловленной в реке. Пайягуа продолжали сопротивляться принятию христианства ; в 1791 году только двое из них стали христианами, но крупномасштабное крещение пайягуа произошло в 1792 году. В отчете 1793 года пайягуа описывались как «послушные, благородные, преданные работе, подчиненные своему начальству и обладающие другими хорошими качествами». В 19 веке пайягуа стала речной полицией Парагвая, нанятой правительством для патрулирования рек и предотвращения нелегального ввоза людей и товаров в страну. Во время Парагвайской войны (1864–1870) пайягуа были организованы правительством Парагвая в «полк пайягуа». [ 13 ] и перевозил древесину и другие припасы на баржах из Асунсьона в более северные города. Поскольку их численность уже сокращается из-за болезней, алкоголизма, смешанных браков и интеграции, война стала демографической катастрофой для пайягуа, а также для других парагвайцев. [ 14 ]
В 1896 году Британская энциклопедия сообщила, что «покоренные остатки» пайягуа жили в дельте реки Пилькомайо , недалеко от Асунсьона. [ 15 ] Последняя известная пайягуа, Мария Доминга Миранда, умерла в 1942 году. [ 16 ]
Культура
[ редактировать ]Летописец Ульрих Шмидль описал встречу с южными пайягуа в 1536 году:
«Мы прибыли к народу под названием Айгейс [Паягуа]. У них есть рыба и мясо. Оба пола высокие и хорошо сложенные. Женщины красивые. Они красят свои тела и прикрывают интимные части. Мы сражались и убили многих из них. Бог дает благосклонность всем. . Когда пришло время сделать это, они заставили своих женщин и детей бежать и спрятали свою еду и имущество. Мы не могли взять или извлечь выгоду из чего-либо из их имущества. Время покажет, чем это обернется». [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Друг, Роберто; Эскобар, Тичио; Майлуф, Наталья (2015). Наместник-путешественник. Неопубликованные акварели общества Рио-де-ла-Плата (на испанском языке). Буэнос-Айрес: Иларио. Искусство, письма и ремесла. п. 141. ИСБН 9789873392511 .
- ^ Гансон, Барбара (2017), «Эвуеви Парагвая: адаптивные стратегии и ответы на колониализм», The Americas , Vol 74, Issue 52, p. 466. Скачано с Project MUSE .
- ^ Гансон, с. 465
- ^ Сагер, Джеймс Шофилд (2008), «Война, реорганизация и реадаптация на окраинах испанского правления - Чако и Парагвай», Кембриджская история коренных народов Америки, Том 3, Южная Америка , Кембридж: Кембридж Университетское издательство, п. 263
- ^ Гансон, с. 468
- ^ Саегар, Джеймс Шофилд (2000), Граница миссии Чако: опыт Гуайкуруана , Тусон: University of Arizona Press, стр. 18-19.
- ^ Гарсиа Альдонате, Марио (1994). ...И они оказались людьми: конец коренных культур на территории Аргентины . Литературная компания, с. 39, 88. ISBN 9788482130057
- ^ Готт, Ричард (1993), Земля без зла: утопические путешествия по водоразделу Южной Америки, Лондон: Версо, стр. 81-82. Чтобы пайягуа не считались единственным инициатором этих конфликтов, европейские экспедиции к американцам обычно требовали еды, крова, женщин и носильщиков из числа коренных народов.
- ^ Гансон, с. 464, 472-478
- ^ Гудман, Эдвард Джулиус (1972), Исследователи Южной Америки , Норман: University of Oklahoma Press, стр. 134-136.
- ^ Хемминг, Джон (1978), Красное золото: завоевание бразильских индейцев, Кембридж: издательство Гарвардского университета, стр. 395-401.
- ^ Саегар (2008), с. 264; Гансон 481-482.
- ^ Фут, Никола, Хорст, Хардер, Д. Рене (2010), «Военная борьба и формирование идентичности в Латинской Америке», Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды, стр. 160. Скачано с проекта MUSE .
- ^ Гансон, стр. 480-486.
- ^ Британская энциклопедия, том 2, 1896, стр. 62
- ^ Гансон, с. 486.
- ^ Виртуальный Сервантес. Ульрих Шмидель, «Путешествие в Рио-де-ла-Плата»; библиографические и биографические заметки генерал-лейтенанта Дона Бартоломе Митера; пролог, переводы и аннотации Самуэля Алехандро Лафоне Кеведо .