Jump to content

Гуарани люди

Гуарани
Мальчик гуарани со стрелой или хуи [ гн ] из Парагвая.
Общая численность населения
5 миллионов [ 1 ] (оцененный)
Регионы со значительной численностью населения
Южная Америка ( Парагвай , Аргентина , Бразилия ( Южный регион ), Боливия , Уругвай )
Языки
Гуарани , испанский , португальский
Религия
Католицизм , протестантизм , анимизм
Родственные этнические группы
Чана , Аче , Чане , Кайнганг , Мбая , Тупи , Мбья Гуарани

Гуарани коренных — группа культурно связанных народов Южной Америки . они отличаются От родственных им тупи использованием языка гуарани . Традиционный ареал народа гуарани находится на территории современного Парагвая между рекой Парана и нижним краем Парагвая , в провинции Мисьонес в Аргентине, на юге Бразилии, когда-то находившемся на востоке до Рио-де-Жанейро, а также в некоторых частях Уругвая и Боливии. [ 2 ]

Хотя их демографическое доминирование в регионе уменьшилось в результате европейской колонизации и соответствующего роста метисов , современные популяции гуарани проживают в Парагвае, а также в некоторых частях Аргентины и Боливии. В частности, язык гуарани, на котором до сих пор широко говорят на традиционных родинах гуарани, является одним из двух официальных языков Парагвая, второй — испанский. [ 3 ] Население Парагвая изучает гуарани как неформально в ходе социального взаимодействия, так и формально в государственных школах. В современном испанском языке гуарани также относится к любому гражданину Парагвая точно так же, как французов иногда называют галлами .

История и значение имени Гуарани являются предметом споров. До встречи с европейцами гуарани называли себя просто Аба , что означает «мужчины» или «народ». [ 4 ] Термин гуарани первоначально применялся ранними миссионерами- иезуитами для обозначения туземцев, принявших христианскую религию; Кайюа или Каингуа ( каагуйгуа ) использовались для обозначения тех, кто отказался от этого. Каюа примерно переводится как «из джунглей». Хотя термин Каюа иногда до сих пор используется для обозначения поселений коренных народов, которые недостаточно хорошо интегрировались в доминирующее общество, современное использование названия Гуарани обычно распространяется на всех людей коренного происхождения, независимо от социального статуса. Барбара Гансон пишет, что имя гуарани было дано испанцами, поскольку на диалекте тупи-гуарани, на котором говорят там, оно означает «воин». [ 5 ] В иезуитских источниках Гуарино засвидетельствовано в Старом Тупи XII века как «война, воин, ведущий войну, военачальник». [ 6 ]

История, мифы и легенды

[ редактировать ]
Керамика Гуарани.
Керамические чаши с резной гуарани, Музей Фаррупилья, в Триунфо .

Ранние деревни гуарани часто состояли из общинных домов на 10–15 семей. Сообщества были объединены общими интересами и языком и имели тенденцию образовывать племенные группы по диалекту. По оценкам, на момент первого знакомства с европейцами гуарани насчитывало около 400 000 человек. В то время они вели оседлый образ жизни и занимались земледелием, питаясь в основном маниоком , кукурузой, дичью и медом .

Столь же мало известно о раннем обществе и верованиях гуарани. Они практиковали форму анимистического пантеизма , большая часть которого сохранилась в виде фольклора и многочисленных мифов . По словам миссионера-иезуита Мартина Добрижоффера они практиковали каннибализм , в какой-то момент , возможно, в качестве погребального ритуала, но позже избавлялись от мертвецов в больших кувшинах, поставленных перевернутыми на землю. Мифология гуарани до сих пор широко распространена в сельских районах Парагвая.

Многие мифы и легенды гуарани были собраны Национальным университетом Мисьонес на севере Аргентины и опубликованы под названием «Мифы и легенды: путешествие по землям гуарани, антология» в 1870 году (переведено на английский язык в 1906 году). Мифы и легенды гуарани можно условно разделить на следующие широкие категории:

  • Космогонические и эсхатологические мифы; создание и разрушение всего сущего по указанию Наманду [ является ] «истинный отец, первый». После него идет пантеон богов, главным из которых является Ипору , которого чаще называют Тупа . Яси — еще одно «доброе» божество, которое правит ночью, пока Анья [ является ] — злобное божество, обитающее на дне реки Игуасу . [ 7 ]
  • Анимистическая мифология, то есть животные, растения и минералы одушевлены и способны стать антропоморфными существами или, наоборот, трансмутированными душами людей, рожденных или нерожденных, которые стали животными, растениями и минералами. Ход такого антропоморфизма, по-видимому, продиктован пантеоном богоподобных божеств из-за их добродетелей или пороков. К таким анимистическим легендам относятся легенды о Лобизоне , существе типа оборотня , и Майнумби или колибри, которые переносят добрые духи, обитающие в цветах, обратно в Тупа, «чтобы он мог их лелеять». Исонду или светлячки — это перевоплощенные души некоторых людей, как и Панамби ( бабочки ). Каа Джари была женщиной, ставшей священной травой Йерба ; Ирупе была женщиной, превратившейся в гигантскую лилию , потому что она влюбилась в луну. [ 8 ]
  • Помберо — это гоблинские или эльфийские духи, обитающие в лесу и которых необходимо умиротворить. Они никогда не были людьми. Главным среди них является Яси Джатере , который никогда не был человеком и, как и все Помберо, из другого мира. Его характеристики расплывчаты и неопределенны, а его полномочия плохо определены, как и место, где он проживает. В одной из легенд он описан как «красивый, густобородый белокурый карлик», обнаженный и живущий в стволах деревьев. В других версиях говорится, что он любит мед , у него ноги сзади и что он «уродливый, хромой старик». Большинство легенд сходятся во мнении, что он хватает детей и «лижет их», заворачивая в вьющиеся растения или топя в реках. Чтобы умилостивить его, в связанных с ним местах леса оставляют подарки, например мед. Другой Помберо — Куарахи Хара , который свистит, как птицы, и является их защитником. Он может быть вашим другом, но известен тем, что похищает одиноких мальчиков и пытается ловить птиц. При необходимости он может принять форму человека, дерева или гиацинта. . Наконец, Курупи — фаллический мифологический персонаж, совокупляющийся с молодыми женщинами. У него чешуйчатая кожа, как у ящерицы, гипнотические глаза и огромный пенис . [ 8 ]

, Водопады Игуасу считающиеся священными для гуарани, имеют особое значение и являются источником вдохновения для многочисленных мифов и легенд. В определенное время они раскрывают звуки древних сражений, а также являются местом, где И-Яра — злой дух Помборо — похитил Ангу — прекрасную девушку — и спрятал ее. Ласточки , населяющие водопад по сей день, тщетно ищут ее. [ 9 ]

Европейский контакт

[ редактировать ]
Семья гуарани, захваченная охотниками за рабами. Жан Батист Дебре

В 1537 году Гонсало де Мендоса пересек Парагвай примерно до нынешней границы Бразилии. По возвращении он познакомился с гуарани и основал город Асунсьон , впоследствии столицу Парагвая. Первый губернатор испанской территории Гуайра инициировал политику смешанных браков между европейскими мужчинами и женщинами из числа коренного населения; потомки этих совпадений характеризуют сегодня парагвайскую нацию. Законы Индии запрещали рабство в латиноамериканской Америке .

Первые два иезуита , отец Барсена и отец Ангуло, прибыли на территорию нынешнего штата Парана , Южная Бразилия, в 1585 году по суше с запада. Вскоре последовали и другие, и в Асунсьоне был основан иезуитский колледж. В 1608 году в результате протеста иезуитов против порабощения коренного населения король Испании Филипп III предоставил иезуитам полномочия обращать и колонизировать племена Гуайры. В ранний период название Парагвай широко использовалось для обозначения всего бассейна реки, включая части территорий, которые сейчас являются Уругваем, Аргентиной, Боливией и Бразилией.

Исследовательские экспедиции сопровождались -францисканцами монахами . В начале истории Асунсьона отец Луис де Боланьос перевел катехизис на язык гуарани и проповедовал людям гуарани, проживавшим в окрестностях поселения. В 1588–1589 годах святой Франциск Солан пересек пустыню Чако из Перу и остановился в Асунсьоне, но не обратил внимания на гуарани. Его уход оставил иезуитов наедине с миссионерской работой и защитой туземцев от работорговцев. [ 10 ] иезуит Провинциальный Торрес прибыл в 1607 году и «сразу же поставил себя во главе тех, кто выступал против жестокостей, всегда применявшихся к туземцам». [ 11 ]

Сохранение культуры

[ редактировать ]

Сегодня язык гуарани является официальным языком Парагвая и Боливии. [ нужна ссылка ] По состоянию на 2012 год около 90% жителей Парагвая говорили на гуарани.

Центром работорговли был город Сан-Паулу . Первоначально это место встречи португальских и голландских пиратов, позже оно стало убежищем для преступников, которые смешивались с индейскими и африканскими женщинами и активно участвовали в поимке и продаже гуарани в рабство.

Чтобы противостоять этим вооруженным и организованным разбойникам, у племен были только луки и стрелы. Многие гуарани были убиты или порабощены охотниками за рабами, действовавшими в те годы в Бразилии.

Парагвайские сокращения

[ редактировать ]
Современный шаман гуарани

В 1607 году испанский король Филипп III направил письмо губернатору Рио-де-Плата Эрнандариасу де Сааведре с поручением послать вновь прибывших иезуитов начать миссионерскую работу. [ 12 ] Под защитой испанской королевской семьи первая миссия Гуайра , Лорето , была основана на Паранапанеме отцом Жозефом Катальдино и отцом Симоном Мачератой в 1610 году. Священник-иезуит отец Руис де Монтойя обсуждал трудности распространения миссий и свое взаимодействие с гуарани в своей книге. книга Духовное завоевание . Руис де Монтойя писал, что один из касиков гуарани Мигель Артигуай сначала отказался присоединиться к миссиям, пока ему не угрожала другая группа коренных народов. Затем Артигуай вернулся в миссию и попросил защиты. [ 13 ] Поскольку миссия обеспечивала единственную реальную возможную защиту от порабощения, гуарани стекались туда в таком количестве, что в быстрой последовательности было создано еще двенадцать миссий, включающих все 40 000 гуарани. Иезуиты рассматривались как посредники между испанскими властями и касиком гуарани. [ 14 ] Миссии иезуитов нуждались в новообращенных и рабочих для помощи в поддержании миссий. Гуарани помогали выращивать урожай для поддержания населения миссий, а также производить товары для продажи и торговли для финансирования миссий. [ 15 ] Воодушевленный этим успехом, отец Гонсалес и двое его товарищей отправились на восточный берег реки Уругвай (ныне страна Уругвай) и в 1627 году основали две или три небольшие миссии. Местные племена убили священников и неофитов и сожгли миссии.

Налетчики рабов рассматривали миссии гуарани как «просто возможность захватить за один улов больше индейцев, чем обычно». [ 16 ] В 1629 году армия Паулиста окружила миссию Сан-Антонио, подожгла церковь и другие здания, убила тех, кто сопротивлялся или был слишком молод или слишком стар для путешествия, а остальных увел в рабство. Сан-Мигель и Хесус Мария быстро постигла та же участь. В конце концов, подкрепление, собранное отцом Катальдино, отогнало работорговцев. В течение двух лет все заведения, кроме двух, были разрушены, а 60 000 новообращенных христиан были увезены на продажу в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро . Нападения обычно происходили в воскресенье, когда все население миссии собиралось на мессу . Священников обычно щадили, но несколько человек были убиты.

Из почти 100 000 незадолго до вторжения Паулисты осталось лишь несколько тысяч туземцев. Отец Антонио Руис де Монтойя купил 10 000 голов крупного рогатого скота и смог превратить туземцев из фермеров в животноводов. Вскоре под руководством отцов Рансонсье и Ромеро уругвайские миссии были восстановлены. В 1632 году мамелукос открыли новую линию атаки с юга. В 1638 году, несмотря на некоторое успешное сопротивление, все двенадцать миссий за рекой Уругвай были заброшены, а их люди объединились с сообществом территории миссий. В последнем рейде отец Альфаро был убит.

В том же году отец Монтойя, успешно противодействуя попыткам губернатора и епископа Асунсьона ограничить свободы туземцев и управление миссией, отплыл в Европу. Во время этой поездки ему удалось получить письма от Папы Урбана VIII, запрещающего порабощение миссионеров под строгими церковными наказаниями, и от короля Испании Филиппа IV , разрешающего гуарани носить огнестрельное оружие для защиты и обучаться его использованию ветеранами-солдатами. ставшие иезуитами.

Когда следующая армия Паулисты численностью 800 человек атаковала миссии в 1641 году, они были встречены отрядом христианских гуарани, вооруженных оружием, на реке Акарай . В двух сражениях армия Паулиста потерпела поражение, отразившее вторжения на десять лет. В 1651 году война между Испанией и Португалией спровоцировала новое нападение Паулисты с целью завоевания территории Португалии. Прежде чем испанские войска смогли прибыть для помощи в защите миссий, отцы сами повели армию гуарани против врага. В 1732 году, в период своего наибольшего процветания, миссии гуарани охраняла хорошо обученная и хорошо оснащенная армия численностью 7000 гуарани. Не раз эта миссионерская армия в сопровождении своих священников защищала испанскую колонию.

В 1732 году было проведено 30 миссий гуарани, в которых было обращено 141 252 человека гуарани. [ нужна ссылка ] Два года спустя эпидемия оспы унесла жизни около 30 000 из них. В 1765 году вторая вспышка унесла жизни еще примерно 12 000 человек, а затем распространилась на запад через племена Чако .

Миссии Уругвая спасены

[ редактировать ]

В 1750 году по Мадридскому договору между Испанией и Португалией Португалии были переданы территории семи миссий на реке Уругвай, и гуарани было приказано уйти; они отказались, поскольку были знакомы с португальцами как с охотниками за рабами. Семь лет партизанской войны убили тысячи из них (см. Война Гуарани ). Иезуиты добились королевского указа о возвращении спорной территории миссии под юрисдикцию Испании. Две миссии в 1747 году и третья в 1760 году были созданы в подплемени итатинов , или тобатинов, в центральном Парагвае, далеко к северу от старой миссионерской группы. В одном из них, Сан-Хоакин-де-лос-Тобатинес [ es ] (основан в 1747 году), Мартин Добрижоффер служил восемь лет.

Иезуиты изгнаны

[ редактировать ]

В 1767 году королевским указом иезуиты были изгнаны из испанских владений. Опасаясь последствий этого решения, вице-король Антонио Мария Букарели-и-Урсуа поручил выполнение мандата в 1768 году двум офицерам численностью в 500 человек. Несмотря на свою миссионерскую армию численностью 14 000 человек, иезуиты сдались без сопротивления. Касики гуарани из миссии Сан-Луис 28 февраля 1768 года написали письмо губернатору Буэнос-Айреса с просьбой оставить иезуитов. Они написали: «Отцы Общества Иисуса умеют ладить с нами, а мы с ними счастливы, служа Богу и Царю». [ 17 ] Запрос гуарани был отклонен, но письмо подчеркивает ценность отношений, которые иезуиты и гуарани установили в регионе.

Снижение сокращений

[ редактировать ]
Руины церкви в Сан-Мигель-дас-Миссойнс , Риу-Гранди-ду-Сул, Бразилия.

Миссии были переданы священникам других орденов, главным образом францисканцам , но в соответствии со сводом правил, составленным наместником и построенным по образцу иезуитской системы. В условиях хаотического политического регулирования количество миссий быстро сократилось. Большинство гуарани вернулись в сельскую местность. Согласно официальной переписи 1801 года, осталось менее 45 000 гуарани; крупный рогатый скот, овцы и лошади исчезли; поля и сады заросли или вырубились, а церкви лежали в руинах. Последовавший за этим длительный период революционной борьбы завершил разрушение. В 1814 году индейская миссия насчитывала 8000 человек, а в 1848 году немногие оставшиеся были объявлены гражданами.

Последствия

[ редактировать ]

Исследование, проведенное в 2018 году в The Quarterly Journal of Economics, показало, что «в районах бывшего присутствия иезуитов - в районе Гуарани - уровень образования был выше и остается таковым (на 10–15%) 250 лет спустя. Эти образовательные различия также отразились на доходах». которые сегодня на 10% выше. Выявление положительного эффекта миссий иезуитов гуарани становится возможным после сравнения их с заброшенными миссиями иезуитов и соседними францисканскими миссиями гуарани. Наблюдаемые устойчивые эффекты согласуются с механизмами передачи структурных преобразований, профессиональной специализации и внедрения технологий в сельском хозяйстве». [ 18 ]

Восточно-Боливийский гуарани

[ редактировать ]

Народ гуарани в Боливии, называемый чиригуано, жил в предгорьях Анд и имел историю, отличную от истории большинства других народов гуарани. враждебно относились к Империи инков Известные своим воинственным характером, чиригуано с конца 15 по конец 19 века , Испании и независимому государству Боливия. Миссии иезуитов не имели большого успеха среди чиригуано, хотя францисканцы в 19 веке привлекли множество новообращенных. Чриригуано не были окончательно умиротворены до поражения в 1892 году сил во главе с их мессианским лидером Апиагуаики Тумпа в битве при Куруюки . [ 19 ]

Аргентина

[ редактировать ]

Коренные народы гуарани в Аргентине борются за защиту земель своих предков от незаконных вырубок и пренебрежения со стороны правительства. [ 20 ] Группа, сформированная членами общины гуарани, под названием «Лос Румберос» или «Патрульные», охраняет лес, чтобы предотвратить дальнейшие вторжения. [ 21 ]

Парагвай

[ редактировать ]

Народ и культура гуарани сохраняются. Многие из них являются потомками миссионерских изгнанников. В Парагвае среди населения преобладает линия гуарани, и на языке гуарани по сей день говорят в большинстве департаментов.

гуарани Знахарь держит крест и мараку

Восточно -боливийские гуарани , являясь одним из многих коренных народов Боливии , живут в Гран-Чако , недалеко от реки Пилькомайо , на юго-востоке Боливии , недалеко от границ Парагвая и Аргентины, включая части департаментов Санта-Крус , Чукисака и Тариха . Этот регион простирается почти так же далеко на север, как Санта-Крус-де-ла-Сьерра , и включает части долин рек Гуапай , Парапети и Атака Гуасу (или Пилькомайо) . [ 22 ] Боливийские гуарани представлены Ассамблеей народа гуарани . [ 23 ] Некоторые топонимы гуарани в Боливии: Якуиба , Параимири, Итаимбеги. [ г н ] , Камин, Сайпур, Капиренда, Итай, Ибамирагера, Карандайти, Ипагуасу, Абапо , Тимбой, Карапари , Урубиса , Куругуакуа [ г н ] , Гуай , Ягуар и Рогагуа

В Боливии есть три основные подгруппы гуарани: [ 24 ] [ 25 ] отмечены диалектическими и историческими различиями:

  • Около пятидесяти тысяч ава-гуарани, преимущественно в предгорьях Анд. Ава на языке гуарани означает «человек» , и поэтому Ава Гуарани стала названием многочисленных этнических групп гуарани в Парагвае и Бразилии. [ 26 ]
  • Симба ( кечуа : коса ) Гуарани, которые живут недалеко от реки Пилькомайо и были опознаны мужчинами, поддерживающими традицию заплетать волосы, хотя большинство молодых людей больше не поддерживают эту практику. [ 27 ] Их иногда называют гуарани катуи ( гуарани : гуарани по преимуществу ).
  • Изосеньо . Гуарани или Тапи из Изозога, живущие в районе Ососо или Изозо на реке Парапети
Говорящий на гуарани.

Сегодня стандартный парагвайский гуарани процветает в Парагвае и преподается в 12 странах; [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]

Растущая парагвайская иммиграция в Аргентину привела к культурному развитию народа гуарани в Аргентине . Его также можно увидеть в Испании из-за интенсивной иммиграции из Парагвая в Испанию. [ 31 ] [ 32 ]

Этот язык также использовался другими племенами в таких регионах, как парагвайский Чако и Северная Аргентина . [ 33 ]

Известные люди гуарани

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Гуарани» . Британская энциклопедия . Проверено 8 марта 2019 г.
  2. ^ «Общество-Гуарани» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2006 г.
  3. ^ «Парагвай» . Посольство Парагвая в Соединенных Штатах Америки. Архивировано из оригинала 19 января 2009 г.
  4. ^ «Католическая энциклопедия» .
  5. ^ Гансон, Барбара (2003). «Гуарани под властью Испании в Рио-де-ла-Плата». {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  6. ^ Эдуардо де Алмейда Наварро. Старый словарь Тупи. ISBN   978-85-260-1933-1 . Глобальная редакция, 2013.
  7. ^ За исключением Розиты Скалолазания; Замбони, Ольга. Мифы и легенды: Путешествие по землям гуарани. Антология (перевод студентов Высшего института живых языков, 1906 г.), Университетское издательство Национального миссионерского университета, 1870 г., переработанная и исправленная Глорией Акоста, ISBN   978-987-9121-99-3 стр.9-29
  8. ^ Перейти обратно: а б Сальво и Заммбони, стр. 29-63.
  9. ^ Сальво и Замбони, стр. 63-67
  10. ^ «Большая часть населения считала правом, привилегией в силу завоевания порабощать индейцев» (Страница, 470).
  11. ^ Страница, 470
  12. ^ Сарреал, Джулия Дж.С. (2014). Гуарани и их миссии: социально-экономическая история . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
  13. ^ Монтойя, Антонио Руис де (1993). Духовное завоевание: совершено религиозными деятелями Общества Иисуса в провинциях Парагвай, Уругвай и Тейп . Сент-Луис, Миссури: Институт иезуитских источников. п. 52.
  14. ^ Гансон, Барбара (2003). Гуарани под властью Испании в Рио-де-ла-Плата . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 35.
  15. ^ Кушнер, Николас П. (1983). Иезуитские ранчо и аграрное развитие колониальной Аргентины 1650-1767 гг . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 156.
  16. ^ Грэм 57
  17. ^ Гансон, Барбара (2003). Гуарани под властью Испании в Рио-де-ла-Плата . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 198.
  18. ^ Кайседо, Фелипе Валенсия (2019). «Миссия: передача человеческого капитала, экономическая устойчивость и культура в Южной Америке». Ежеквартальный экономический журнал . 134 : 507–556. дои : 10.1093/qje/qjy024 . hdl : 10.1093/qje/qjy024 .
  19. ^ Лангер, Эрик Д. (2009), Ожидание груш от вяза, Дарем: Duke University Press, стр. 11-18, 186-195
  20. ^ Леверс, Кристиан; Ромеро-Муньос, Альфредо; Бауманн, Матиас; Де Марзо, Тереза; Фернандес, Педро Давид; Гаспарри, Нестор Игнасио; Гавьер-Писарро, Грегорио Игнасио; Вару, Янн ле Полен де; Пикер-Родригес, Мария; Семпер-Паскуаль, Асунсьон; Кюммерле, Тобиас (2 ноября 2021 г.). «Расширение сельского хозяйства и экологическая маргинализация людей, зависящих от леса» . Труды Национальной академии наук . 118 (44). дои : 10.1073/pnas.2100436118 . ISSN   0027-8424 . ПМЦ   8612363 . ПМИД   34697233 .
  21. ^ «Патрульные джунглей» . 52 документальных сериала (на языке гуарани и испанском языке). Голос Америки. 12 октября 2023 г. Проверено 26 октября 2023 г.
  22. ^ Густафсон, Брет Дарин (2009). Новые языки государства: возрождение коренных народов и политика знаний в Боливии . Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 2. ISBN  978-0-8223-4529-9 .
  23. ^ «ЯСАРЕКОМО – Опыт общения коренных народов в Боливии» .
  24. ^ Густафсон, Брет Дарин (2009). Новые языки государства: возрождение коренных народов и политика знаний в Боливии . Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. XIX. ISBN  978-0-8223-4529-9 .
  25. ^ Комб, Изабель; Кэтлин Лоури (1 октября 2006 г.). «Рабы без хозяев? Династии Аравака среди Чиригуано (боливийский Чако, шестнадцатый-двадцатый века)». Этноистория . 53 (4): 689–714 [691]. дои : 10.1215/00141801-2006-019 .
  26. ^ Комб, Изабель; Кэтлин Лоури (1 октября 2006 г.). «Рабы без хозяев? Династии Аравака среди Чиригуано (боливийский Чако, шестнадцатый-двадцатый века)». Этноистория . 53 (4): 689–714 [708]. дои : 10.1215/00141801-2006-019 .
  27. ^ Густафсон, Брет Дарин (2009). Новые языки государства: возрождение коренных народов и политика знаний в Боливии . Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 102. ИСБН  978-0-8223-4529-9 .
  28. ^ «Гуарани или аванье, язык, на котором говорят в 12 странах » Southernsciences.com (на испанском языке). Южные науки. 2021-08-2 Получено 2 декабря 2021 г.
  29. ^ «ЯЗЫК ГУАРАНИ В ПАРАГВАЕ ПРОЦВЕТАЕТ» . glocal.soas.ac.uk/ . Лондонский университет SOAS. 25 августа 2021 г. Проверено 20 декабря 2021 г.
  30. ^ «Посол Тайваня посетил PÑS » spl.gov.py (на английском языке). Секретариат лингвистической политики. 2021-08-2 Получено 2 декабря 2021 г.
  31. ^ «Они будут защищать культуру гуарани в Испании – National – ABC Color» .
  32. ^ Карнери, Санти (24 января 2020 г.). «Парагвай соблазняет Европу своей культурой гуарани, миссиями иезуитов и впечатляющей природой» . Страна .
  33. ^ «Когда все - гуарани: коренная гуаранизация в трудах XVI века в провинциях Ривер Плейт» (PDF) . 30 апреля 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 19 апреля 2023 г.
  34. ^ Кольман Гутьеррес, Андрес (5 декабря 2020 г.). «В поисках Индии Джулиана» . Последний час (на испанском языке). Предположение . Проверено 12 декабря 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Остин, Шон Майкл. (2015) «Родство гуарани и сообщество энкомьенда в колониальном Парагвае, шестнадцатый и начало семнадцатого веков», Colonial Latin American Review , 24:4, 545–571, ​​DOI: 10.1080/10609164.2016.1150039
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 701b73780bc52ac85db21a05bba42f2d__1724108220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/2d/701b73780bc52ac85db21a05bba42f2d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Guaraní people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)